Чудо умножения Хлебов. Неделя 8–я по Пятидесятнице. Чудесное умножение хлебов
Чудесное умножение хлебов. Проповедь | Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине
Чудесное умножение хлебов
Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч. Ученики сказали: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть».
Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы».
И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу».
Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было, смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением, и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».
Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится обо всех нас. И затем, молитвенно вспомнив Господни обетования, просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженное, но качественно Иное. И мы благоговейно вкушаем Это «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобает.
В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13 4).
Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2,18). Ведь антихрист – не тот, кто прямо против Христа, но – страшнее: кто хочет занять место Христа.
Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова?» «Разве разделился Христос?» – с ужасом пишет он, – «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».
Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого получили все. Потому что иначе – при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить себя одного. Аминь
Протоиерей Вячеслав Резников
Google+
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
58
www.brooklyn-church.org
Неделя 8-я по Пятидесятнице (о чуде умножения хлебов). О том, как правильно заботиться о земных нуждах.
(Евангелие от Матфея, 58 зачало, глава XIV, стихи 14-22)
Святые отцы, составившие устав православного богослужения и, в частности, установившие порядок евангельских чтений, в праздничные и воскресные дни предлагают нам особенно знаменательные евангельские повествования. Большинство людей обременены заботой о хлебе насущном и не имеют возможности посещать богослужения каждый день, поэтому все особенно полезное и важное для нашего утверждения в вере и благочестии, для возбуждения в нас ревности – предлагается читать именно в воскресенье. И мы обязаны с особенным вниманием вникнуть в сегодняшнее евангельское повествование и постараться извлечь из него пользу.
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о чуде умножения хлебов Господом нашим Иисусом Христом. Это чудо Спаситель сотворил дважды, для того чтобы было понятно, что это не случайность: Господь совершает великие дела не поневоле, не движимый какой-либо необходимостью, но по Своему желанию и самовластно. Почему же не более, чем дважды? Вот как раз об этом мы и попытаемся сейчас подумать. Почему Господь Иисус Христос не умножает хлебы многократно, каждый раз для всех нуждающихся? Почему Он не освобождает нас совершенно от заботы о хлебе насущном – хотя и Своими поучениями, и самим этим чудом предлагает нам заботиться прежде всего о духовном?
Вот как описывает Евангелие великое чудо умножения хлебов: «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (ст. 14). Конечно, люди стекались к Спасителю и ради исцелений, и ради того, чтобы послушать Его Божественную проповедь и узнать «сокрытое от творения мира» (см. Мф. 13, 35) – то, что пришел возвестить людям Сын Божий. Иногда они пренебрегали заботой даже о самых необходимых вещах, лишь бы только получить желаемое, в особенности исцеление. Вот и тогда произошло нечто подобное, и Господь, сжалившись, исцелил множество больных людей. Однако они следовали за Ним в пустыню, и так как прошло слишком много времени, то небольшие запасы пищи, которые они взяли с собой, иссякли. «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи» (ст. 15). Надо понимать, что место было пустынно, но Иудея (или, как сейчас мы говорим, Палестина, Святая Земля) – страна очень маленькая и в то благоприятное для нее время довольно заселенная. Нужно было отпустить людей купить пищу, чтобы они хоть как-то себя подкрепили, если Спаситель желал еще удержать их при Себе, может быть, для поучения или для того, чтобы исцелить тех, кто еще не был исцелен. Но неожиданно Господь Иисус Христос произносит слова, странные для учеников, – они показались бы такими и любому из нас, если бы он там оказался. «Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть» (ст. 16). Конечно, это было сказано в преддверии чуда, которое Господь намеревался совершить, но ученики этого не поняли. Такую невозможную вещь как умножение хлебов не только трудно было себе представить – это оказалось и совершенно неожиданным. Даже какой-нибудь мечтатель не смог бы вообразить такое чудо, до той поры совершенно небывалое.
«Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (ст. 17). Ученики отреагировали на слова Спасителя просто, по-человечески, не зная и не рассуждая о том, что Он намеревается сделать. Господь же дает апостолам приказание, вновь неожиданное, и ученики, привыкшие к беспрекословному послушанию, повиновались Ему, хотя и не понимали, о чем идет речь, что же хочет совершить Спаситель. «Он сказал: принесите их мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (ст. 18–19). Из того, что Спаситель велел народу возлечь на траву, можно сделать вывод, что время было весеннее: зимой травы еще нет, а летом в южных странах она мгновенно выгорает. Только в краткий промежуток времени, где-то два весенних месяца, там можно видеть свежую траву. И, ученики, привыкшие беспрекословно повиноваться Господу Иисусу Христу, имевшие истинное послушание, хотя и не понимали, что должно произойти, однако передали повеление Спасителя всем людям, и те возлегли на траве. Нужно иметь в виду, что, конечно же, никак иначе там и нельзя было принимать пищу, потому что место было пустынным. В то время среди иудеев распространился эллинский обычай вкушать пищу полулежа: обычно левой рукой опирались на подушку, а правой брали кушанья. Люди по привычке возлегли на траве кругами, потому что тогда ложа устраивались вокруг стола и люди возлежали головой к нему, здесь же и ложем и столом служила трава. Господь взял хлебы и рыбу, преломил их, как было в обычае того времени – раньше пищу не разрезали ножами, как сейчас, – и раздал ученикам. Как произошло чудо умножения хлебов, Евангелие точно не описывает. Умножились ли эти пять хлебов и две рыбы сразу же или они умножались в руках учеников, когда те стали раздавать пищу народу, – об этом мы можем только догадываться. Возможно, были какие-то корзины, в которые ученики сложили эти умноженные пять хлебов и две рыбы, и из них раздавали всем, находившимся там людям, которые возлегли на траву и ждали насыщения. Однако из последующих евангельских повествований ясно, что это чудо стало известно всем, и значит, каким-то образом его все видели, поэтому можно предположить, хотя и это только догадка, что хлебы умножались прямо в руках учеников, потому что иначе трудно было бы всем там присутствовавшим и вкушавшим хлеб узнать о совершившемся чуде.
«И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14, 21). Евангелист говорит, что «ели все и насытились», – и делает примечание, что осталось еще много кусков хлеба и рыбы. Почему так получилось? Известное психологическое явление: когда человек голоден, ему представляется, что он может съесть много, когда же насытится, то видит, что пожадничал. Видимо, и тогда проголодавшиеся люди взяли столько, сколько им казалось необходимо, а когда насытились, то оказалось, что взяли много лишнего, – и это лишнее составило двенадцать коробов. Мы видим, каким изобильным было это умножение хлебов, какую оно принесло пользу: насытило пять тысяч человек, кроме женщин и детей. Как на особую подробность евангелист указывает на то, сколько ело взрослых мужчин, которые, как известно, нуждаются в гораздо большем количестве пищи, чем женщины и дети. Такими деталями: осталось двенадцать коробов, ели все и насытились, было пять тысяч мужчин, кроме женщин и детей, – подчеркивается вещественная сторона чуда. Кажется, что эти подробности не нужны (ведь и так все удивительно), но они подтверждают реальность происшедшего. И далее евангелист замечает, что «тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (ст. 22).
Великое, необыкновенное чудо! Приблизительно то же самое Спаситель совершил через некоторое время еще раз. Но какой же вывод сделали люди из этого чудесного, небывалого события? Неважно, будем ли мы говорить именно о первом умножении хлебов или о втором подобном чуде – суть от этого не изменится. Вот что говорит евангелист Иоанн: когда Спаситель после умножения хлебов чудесным образом перешел по воде в лодку учеников и таким образом перебрался на другой берег, то люди, насытившиеся хлебом, стали Его искать. «И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 25–26). Народ, вместо того чтобы ужаснуться этому чуду и прославить Господа – Сына Божия, явившегося в мир, начал искать Спасителя исключительно ради человеческой заботы о насыщении. Отсюда можно понять, почему Спаситель совершил это чудо всего лишь два раза: иначе люди сделали бы вывод не о том, что нужно беспрекословно верить Господу, что необходимо искать прежде всего духовного, не заботясь о телесном, а о том, что можно всячески пренебрегать повседневным трудом и обычными добрыми делами. Они пребывали бы рядом с Господом не ради бескорыстного служения истине, даже не ради спасения души, а только из желания насытиться.
К сожалению, этот мотив и в нашей душе действует, как правило, более сильно и откровенно, чем мотивы сугубо духовные. Мы ревностнее молимся Господу и искреннее прибегаем к Нему тогда, когда у нас есть какая-либо телесная нужда. Когда же речь идет о спасении души, об избавлении от тех или иных грехов, то мы, к сожалению, бываем к этому совершенно безразличны и наша ревность ослабевает. Болезни, нужда, бедность, какая-то непредвиденная скорбь – вот что заставляет нас усиленно молиться. А если мы испытываем нужду духовную: необходимость избавиться от своей греховности, насытить душу благодатью, – то молитва в нас едва действует и мы молимся, пожалуй, только по обязанности. Тогда упрек Спасителя «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса (не ради духовного. – иг. А.), но потому, что ели хлеб и насытились», – относится и к нам. Нам кажется, что мы любим Бога, но мы прибегаем к Нему с молитвой только ради того, чтобы получить удовлетворение своих земных потребностей, и забываем о Царствии Божием. Конечно, Господь, как Милосердный, и нас насыщает земными благами, подобно тому как насытил пять тысяч людей хлебом. Но нужно понимать, что такое расположение нашей души неправильно и несовершенно. Однако и сами ученики Спасителя, как говорит евангелист Матфей, не вполне осознавали, что произошло. Казалось бы, это необыкновенное чудо совершилось их руками и они были первыми свидетелями, прежде всего, величия Божия, – но и они еще не до конца могли понять то, что сделали сами, по благословению Господа. «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 5–6). Конечно, речь шла об учении фарисеев и саддукеев и об их душевном расположении, которое можно назвать лицемерием. «Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете или не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» (Мф.16, 7–10). Ученики также не имели той веры, какую должны были бы приобрести, взирая на чудо насыщения хлебами нескольких тысяч человек и даже, можно сказать, сами совершая его. Они не сделали верный вывод из того, что видели, и не поняли того, что им как ближайшим ученикам Христовым, Его апостолам, в первую очередь надлежало понимать: что нужно заботиться только о небесном, духовном и совершенно забыть обо всем земном, потому что Господь, если захочет, может удовлетворить все наши земные нужды.
Чудо умножения хлебов было совершено именно в доказательство того, что Господь печется о нас, хотя бы Его попечение и не выражалось каким-то сверхъестественным образом. Мы имеем возможность вкушать от своих трудов, и это, как говорит древний мудрец Екклесиаст, есть дар Божий, потому что иногда человек, трудясь и вдаваясь в великую суету, не может вкусить от трудов своих (Еккл. 2, 24; 3, 13). Мы вкушаем пищу и получаем пользу от нее: эта пища превращается в нашу плоть и кровь, дает нам силы и продлевает жизнь. Это, хотя и кажется нам совершенно привычным и само собой разумеющимся, также есть великая милость Божия, постоянно совершающееся чудо, не менее великое, чем насыщение хлебами пяти тысяч человек.
Уместно здесь вспомнить заповедь Спасителя: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мы должны были бы всегда искать Царствия Божия, в каждое мгновение нашей жизни. Даже занимаясь необходимым трудом ради своих телесных нужд и нужд наших близких, мы должны помнить о Боге, чтобы и трудясь не погрешать, не нарушать заповедей, не уклоняться от евангельского пути, начертанного нам Господом Иисусом Христом.
Мы живем спустя многие века после окончания земной жизни Спасителя, когда нас вразумляет уже не Он Сам, а Евангелие и святые отцы, объясняющие нам, как правильно относиться к Господу и окружающей нас действительности. Взирая на столь давно совершившееся необыкновенное чудо умножения хлебов, мы должны понять, что обязаны заботиться прежде всего о духовном, искать именно его. Даже при стремлении удовлетворить телесные потребности для нас на первом месте должно быть духовное, а уже на втором – сами наши нужды. Этот обязательный для всякого христианина подвиг – не только для монашествующих, уединившихся и ушедших от мира – мы совершаем прежде всего непрестанной молитвой, непрестанным трезвением и хранением ума. Все мы должны следовать евангельским путем. Авва Дорофей говорит, что монашествующие отличаются от мирян только двумя обетами: нестяжания и целомудрия, – все остальное совершенно обязательно для тех и для других. Мы все обязаны исполнять Евангелие, и поэтому не думайте, что монахи должны быть ревностными, а миряне могут сделать себе послабление в отношении, допустим, заповеди о любви к ближнему или необходимости заботиться прежде всего о духовном.
Святые отцы, как мне кажется, предлагают сегодня это чтение о насыщении пяти тысяч пятью хлебами для того, чтобы успокоить нас и умиротворить. Они как бы говорят нам: «Не думайте о земном, не заботьтесь о нем чрезмерно, потому что Господь ни на одно мгновение не забывает о вас».
Люди, которые окружали Господа и ждали от Него вразумления, помощи, исцеления, относились к Нему не как к человеку, обладавшему врачебным искусством, но как к Тому, Кто совершает чудеса, низводит благодать Божию, многоразлично всем помогает. Если мы, подобно им, будем стремиться к духовному то и Господь, пусть не явно сверхъестественным, но, тем не менее, чудесным образом о нас позаботится и не попустит нам такого труда, который вынуждал бы нас отвлекаться от единения с Ним. Ведь что означало чудо умножения хлебов? Ученики предложили Спасителю: «Пусть эти люди пойдут в окрестные селения и купят себе пищу», но Спаситель, желая на некоторое время удержать людей при Себе, чтобы они получили духовную пользу, совершил это чудо. Поэтому если мы будем искать духовной пользы, то Он позаботится и о нас, чтобы ничто не помешало нам пребывать в единении с Ним – Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим.
hram-uspeniya.cerkov.ru
Неделя 8-я по Пятидесятнице. Чудо умножения хлебов.
(Евангелие от Матфея, 58 зачало, глава XIV, стихи 14-22)
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Святая Церковь сегодня за Божественной литургией предложила нам назидательное повествование апостола и евангелиста Матфея о том, как Господь наш Иисус Христос чудесно напитал пятью хлебами и двумя рыбами 5.000 человек. Заметим для сведения тех, кто об этом еще не думал, что часто в наши дни неверия, возражают, что евангельское повествование говорит о неодинаковом количестве людей. Например, написано, что пятью хлебами было насыщено 5.000 человек, а в другом — написано, что семь хлебов и 4.000 человек. Кто так говорит, тот свидетельствует, что Евангелие, как следует, не читал. Если бы у одного евангелиста было бы сказано, 5.000 человек и пять хлебов, а у другого — 4.000 человек и семь хлебов, то тут можно было бы об этом поговорить. Но когда один и тот же евангелист говорит об этом, то в одном случае было 5.000 человек и пять хлебов, в другом, похожем случае, было 4.000 человек и семь хлебов. Отсюда видим, что возражающие Евангелия как следует не читали.
Но самое это чудо и для нас с вами, а в особенности для апостолов, очень назидательно. Из него апостолы видят, что значит благословение Божие. Как могли святые апостолы и помыслить о том, что этими пятью хлебами и двумя рыбами они могли накормить 5.000 человек?! Недаром, они обратились к Своему Учителю с просьбою: «Отпусти народ в ближайшее село, чтобы они купили себе пищи. Ведь время уже позднее, они проголодались». И вот тут Господь и говорит им: «Не нужно им уходить — вы дайте им пищи». Они растерянно говорят: «У нас только пять хлебов и две рыбы. Этого так мало для всех». А Учитель, как бы не слыша их возражений, говорит: «Скажите им, чтобы они все возлегли, сели на траве, которая там была». Когда они это исполнили, Господь взял хлебы и «воззрел на небо», чтобы указать Свое Единосущие и единство в действиях с Богом Отцом, а потом благословил хлебы, преломил и раздал апостолам, а они стали раздавать народу. И не только все насытились, но остались еще куски хлеба и они набрали 12 коробов, т. е., гораздо больше, чем было хлеба до начала чуда. Вот апостолы и видят, как много значит благословение Божие — благословил Учитель и чудо совершилось.
И всегда и во всем, Церковь всегда нам говорит, что непременно нужно благословение на всякое христианское доброе дело. Припомним древний пример. В темнице, во время римского гонения, томится святой великомученик Пимен. В это время на площади избивают христиан: они поднимаются на помост к богатырю язычнику и тот их сбрасывает в пропасть. Увидел это юноша, он был христианин, ревностью запылала его чистая душа, и он решил, с Божьей помощью, вступить в единоборство с этим богатырем. Желание хорошее, само по себе, но однако, он не идет просто так, а идет к великомученику в темницу и, осветившись его молитвою, получивши его благословение, идет и тогда побеждает богатыря и сбрасывает его с этой самой горы, с которой он так много сбросил христиан.
Итак, перед самым началом дела нужно получить благословение, потому что там, где Божие благословение, там всякое благо. А когда человек что-то делает самочинно, то там или ничего не будет или не будет удачи. А Евангелие нам указывает на то, что с Божиим благословением малое может сделаться большим. И в то же самое время, еще назидание, — Господь не пренебрегает ничем малым. Силою Своего Божественного всемогущества Он мог сотворить столько хлеба, сколько нужно было, чтобы накормить людей, а Он дает больше. Вот так и всегда бывает, поэтому, если ты можешь принести что-нибудь малое, то никогда не смущайся — Господь наш умеет из немногого делать многое, только ты стремись принести то, что хочешь, от чистого сердца, со смиренной и благоговейной душой, а там уже Сам Господь управит так, как нужно. Аминь.
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Похожие статьи:
lampada.in.ua
Экскурсии в Израиле | Табха
История, которую экскурсоводы рассказывают в этом месте, вкратце сводится к следующему. Здесь Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыбками пять тысяч человек. То есть, не буквально теми самыми хлебами и рыбками, "случайно" оказавшимися в дорожной сумке мальчика, на которого указал апостол Андрей, а чудесным образом преумножив их количество. Да ещё и 12 коробов наполнили оставшимися хлебами, что явно указывает на их связь с 12-ю "хлебами предложения", которые раскладывались на специальном столе в Иерусалимском Храме. Эту историю можно прочесть в Евангелии от Иоанна, глава 6.
Об этом же мы читаем и у Матфея (14:15-21), Луки (9:12-17) и Марка (6:41-44), правда Марк (8:5) говорит еще об одном чуде Умножения, где хлебов было уже не пять, а семь.
Казалось бы, чего еще можно требовать от Сына Человеческого, дважды совершившего, по версии Марка, великое Чудо Умножения Хлебов?
Но давайте прочтем у того же Марка (6:45-46), что же произошло потом: "И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться".
"Тотчас принудил"? – К чему такая поспешность, почему нельзя дать им насладиться содеянным чудом?
На этот вопрос нам отвечает Евангелие от Иоанна (6:15): "Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один".
Что значит "взять его и сделать царем"?
Тема "царя иудейского" уже появлялась в нашем рассказе об "избиении младенцев". И появится еще не раз. Дело в том, что в иудейской традиции слово мессия (греч. Христос) звучит как машиах, и означает помазанник. Издревле главный жрец изливал елей на голову будущего царя иудейского. Это и был обряд помазания на царство. Мессия-машиах, которого ждал народ Израиля, непременно должен быть царем! И не просто царем, а потомком великого царя Давида. И ему отводилась роль освободителя народа от ненавистного чужеземного гнета.
Именно этого и ждали от Иисуса. А еще ждали, что он будет кормить их "бесплатными" хлебами, в то время, как они соберут войско и двинутся в поход на римлян. Но Иисус вовсе не собирался делать ни того, ни другого. "Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоанн 6:35). То есть, вместо царства земного, Он обещает им Царство Божие. Но они не поверили и "с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Иоанн 6:66). Богословы называют это "галилейским кризисом" Иисуса.
Тогда Он с оставшимися двенадцатью учениками навсегда покидает Галилею. Но по дороге в Иерусалим начинает сомневаться в Его мессианском предназначении "один из двенадцати" – Иуда Искариот...
Монастырский комплекс в Табхе расположен на месте термальных "семи источников" и принадлежит монашескому ордену бенедиктинцев. Правда, до наших дней источники не сохранились. Зато сохранились уникальные византийские мозаики, которые украшают пол в главном храме монастыря. А на берегу Генисаретского озера можно посетить еще одну церковь – Примаса ("Первосвященства Петра") , построенную на скале, где, по преданию, Иисус провозгласил Петра своим преемником, произнеся знаменитую фразу: "Паси овец Моих!" (Иоанн 21:17).
Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".
Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.
Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.
Телефон: +972 544 70 35 19
Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .
www.bibleland.ru
Чудо умножения Хлебов. Неделя 8–я по Пятидесятнице.
Чудо умножения Хлебов. Неделя 8–я по Пятидесятнице.
Чудо умножения хлебов, о котором мы сегодня слышали в евангельском чтении (Мк. 6:34–44), научает нас нескольким вещам. Прежде всего, тому, что Господь может напитать, насытить нас, даже если по человечески у нас ничего — или почти ничего — нет. Наша жизнь и смерть в руках Божиих, и наша пища — то, что мы называем хлебом насущным, — тоже в Его руках. Иногда у нас бывает «двенадцать коробов полных», наш дом переполнен хлебом и пищей; но иногда у нас остается лишь пять хлебов и две рыбки. Господь же всегда здесь и готов напитать нас, у Него всегда достаточно щедрости, чтобы никто из нас не ушел алчущим, чтобы каждый был насыщен.
Это справедливо в отношении пищи не только телесной, но и духовной. Человеку недостаточно одного материального благополучия, чтобы быть счастливым, чтобы душа его была наполнена; ему необходим Сам Бог. И Господь создал человека таким, что душа его всегда стремится к Нему. Только Бог может душу человеческую наполнить и насытить Собою. И до тех пор, пока Господь не пришел к нам, не вселился в нас, мы алчем и жаждем. Но когда Он приходит, мы ощущаем полноту жизни — то, о чем Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь с избытком возможна только во Христе и через Христа.
Хлеб, которым питает нас Господь, — это не только хлеб земной, дающий жизнь нашему земному телу, но это и Хлеб, сходящий с небес, т. е. Сам Господь, Которого мы причащаемся в таинстве Евхаристии за Божественной Литургией. Евхаристия — это то самое чудо умножения хлебов, которое происходит всякий раз, когда мы собираемся в храме Божием на Литургию, всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. В Причастии Сам Господь входит в нас, Он становится единым телом и единой кровью с нами, Его Тело становится нашим телом, Его Кровь нашей кровью.
Готовясь к причащению, мы должны «испытывать себя», чтобы Причастие не было для нас «в суд или во осуждение», чтобы не получилось, как говорит апостол Павел, что мы тела наши, которые «суть члены Христовы», отнимаем у Христа, «чтобы сделать их членами блудницы» (1 Кор. 6:15). А это происходит, когда человек, причащающийся Святых Христовых Тайн, ведет жизнь не евангельскую, живет не по заповедям Божиим. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя не только Христа под видом хлеба и вина, но весь евангельский закон, все нравственные, духовные и иные нормы, содержащиеся в Евангелии.
Пусть каждый из нас испытывает себя, дабы представать перед страшным судом собственной совести еще до того, как наступит последний Страшный суд. Пусть каждый воскресный и праздничный день даст нам возможность проверить свою жизнь на соответствие евангельскому идеалу, очиститься от грехов в таинстве исповеди, в молитве покаяния и благодарности Богу за то, что Он удостаивает нас этого таинства. Пусть причащение Святых Христовых Тайн поможет нам, обновившись духовно и телесно, соединиться с Богом, потому что только жизнь в Боге может нас насытить и наполнить. Нет иного хлеба и иной рыбы, которая могла бы напитать нас, кроме Самого Христа. И до тех пор, пока мы не соединились с Ним, душа наша продолжает алкать и жаждать. Но после этого соединения душа приобщается к тому блаженному покою, тому внутреннему миру, который есть Царство Небесное. И этого Царства мы приобщаемся прежде всего через причащение Святых Христовых Тайн. Будем как можно чаще прибегать к Причастию с мыслью и молитвой о том, чтобы Он помог нам жить по Евангелию и достичь того духовного состояния, о котором апостол Павел говорил: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.
2000
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Чудо умножения хлебов и рыб.
Слово на воскресное Евангелие протоиерея Николая Соколова, настоятеля московского храма свт. Николая в Толмачах, профессора богословия, в неделю восьмую по Пятидесятнице.
Мф., 58 зач., XIV, 14-22.
Чудо умножения хлебов (и рыб) начинается с щедрости апостолов, принесших Христу, хотевшему накормить людей, все свои запасы. Пусть и нам порой кажется, что нечем делиться, но это чудо свидетельствует: из нашей малости, разделенной с другим, Господь сотворит избыток.
— Любое евангельское слово являет собой смысл нашего бытия, раскрывает то, чем мы живем на земле. Вспомним молитву «Отче наш» — молитву, не сочиненную людьми, а данную нам самим Господом. Там есть такие слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под этим хлебом насущным подразумевается все изобилие и духовных, и материальных благ, которые Господь дает нам, начиная от дара Святого причастия, до простого насущного хлеба на наших столах, который нужен, чтоб не остаться голодными и чтобы поделиться этим хлебом с тем, кто в нем нуждается.
Говоря о сегодняшнем евангельском чтении, конечно, можно сказать, что умноженный Христом хлеб – это прообраз Причастия. Везде в Евангелии, где речь идет о хлебе, можно увидеть символ хлеба небесного, символ Евхаристии. Но мы же понимаем, что в этом конкретном случае Евхаристия не совершалась и о причастии как таковом разговор в данном отрывке не идет. Скорее, здесь можно говорить о другом смысле: увеличение числа хлебов и рыб – это зримое подтверждение того, как увеличилась на земле благодать Божья, которая давалась тем, кто желал ее получить и которую Господь подает любящим Его.
Чудо умножения хлебов и рыб; Византия; XIV в.
В этом смысл рассказанной в Евангелии истории. Господь показывает Свой путь среди людей, которым нужен не только духовный, но и самый простой насущный хлеб, чтобы не умереть с голоду. Ведь эти люди несколько дней были со Христом и, судя по всему, их собственные запасы пищи уже вышли и они были голодны.
Иисус говорит ученикам, предложившим отпустить людей, чтобы те купили себе еды: не нужно им никуда идти – вы дайте им есть. Давайте обратим внимание: Господь не сразу сотворил чудо, а сперва обратился к ученикам. И смотрите, как ведут себя апостолы – они приносят Христу все, что у них самих было, как бы говоря – вот, Господи, мы все Тебе отдаем. У нас всего пять хлебов и две рыбы. Они проходят испытание верой: если Ты, Господи, воистину Мессия, Спаситель мира – мы все Тебе отдаем и полагаемся на Тебя.
И видя их щедрость духовную, их стремление отдать все и ничего не пожалеть в ответ на призыв Бога и для ближнего – Христос сотворяет чудо: умножает хлеба и рыбу. Он сторицей воздает тем, кто дает от всего сердца, не размышляя о том, что самому-то останется. Ученики же тоже люди и тоже были голодные! Но они ничего не оставили для себя, положив к ногам Христа все свои скудные припасы. И в ответ на это Иисус не просто кормит людей, умножая апостольское приношение, но даже создает избыток, о котором упоминает евангелист – после трапезы, когда все уже насытились, было собрано двенадцать коробов «остатков». А вспомним: ело более пяти тысяч человек, и это не считая женщин и детей – с ними-то число бывших со Христом легко могло перевалить за десять тысяч.
Иногда спрашивают: а откуда же взялись эти самые пресловутые короба, в которые собирали остатки? Здесь нужно знать реальность таких стран, как Палестина, Сирия, Ирак или Иран. Там путники, собравшиеся в путь, всегда имеют с собой корзины, где собрано самое насущное: перемена белья, несколько лепешек, фляга с водой. Кто за спиной несет эти корзины, кто на голове, кто-то на осле. Это обычное зрелище, подобная корзина-короб используется вместо рюкзака или чемодана. Читая о подобных коробах в Евангелии, мы можем сделать вывод, что эти люди были в путешествии и следовали за Христом какое-то время, останавливались на ночлег, может быть, даже табором, ели-пили, переодевались. Но в какой-то момент их запасы кончились.
Можно увидеть духовный смысл и в числе коробов, наполненных после чуда. Почему именно двенадцать? Это число полноты, вспомним, сколько раз оно упоминается в Священном писании. А в данном случае это можно отнести и к двенадцати ученикам, которые своим приношением явили силу своей любви и доверия Богу.
Стоит поразмышять и о том, почему умножаются именно хлебы и рыбы, какой в этом заложен символический смысл. Про хлеб уже было сказано – это и прообраз Хлеба Небесного и зримое воплощение хлеба из молитвы «Отче наш» — как вся совокупность земных благ. Говоря о рыбах, можно упомянуть, что рыба – символ Самого Христа, ведь на греческом языке аббревиатура «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» звучит как «Ихтиос», рыба. Недаром именно рыба в первые века христианства была тайным знаком уверовавших в Спасителя. И Господь, запечатлевая Себя через образ рыбы, таким образом символически умножает Свою благодать, подавая ее всем просящим и нуждающимся.
Но это толкование для более позднего периода. А на тот момент хлеба и рыбы являли собой как бы совокупность земных плодов, доступных человеку: растительный и животный мир, данный ему в пользование, в пищу. И, говоря об этом евангельском отрывке, правильнее будет остановиться на этом толковании, адекватном для людей, перед которыми и для которых происходило чудо умножения.
Как же отреагировали люди, увидевшие зримое умножение хлебов, то есть, их благосостояния (ведь раньше хлеб был символом благосостояния)? Кто-то и вообразил себе: мол, если все здесь дается, то зачем еще куда-то идти? Мы и тут все получим. Таким людям Иисус делает духовный упрек, о котором сказано не в этом отрывке, а у евангелиста Иоанна. «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6:26,27). Ведь не хлебом единым, земным, плотским, жив человек. И об этом упреке стоит помнить тем, кто идет за Христом, видя в Нем исключительно подателя всяких земных благ и не замечая духовных горизонтов.
Через несколько страниц чудо умножения хлебов и рыб повторяется. Об этом пишет тот же евангелист Матфей, и ситуация вполне схожа с первым преумножением: снова народ идет за Христом и снова их запасы кончаются вдали от дома. На сей раз, правда, на это внимание обращают не ученики, а Сам Иисус: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (Мф. 15:32-38).
Казалось бы, странно: вроде, ученики только что видели чудо умножения хлебов и рыб – так почему они вновь задают Христу вопрос, откуда раздобыть столько еды. Является ли это признаком неверия или сомнения? Ни в коем случае. Это свидетельство того, что апостолы, бывшие свидетелями чудес, не ждут их от Христа постоянно, а вполне готовы решать проблемы и обычными, земными путями. Может быть, Иисус на сей раз не захочет ничего умножать, а просто пошлет учеников до ближайшего селения, чтобы они там купили еды.
Ученики не полагаются всецело на чудо и это правильно. Ведь Господь никогда не творил чудес ради чудес, никогда не поддавался на просьбы, мол, «сделай так, как Ты делал в других городах». Здесь речь идет о послушании учеников, их доверии Христу и готовности принять от Него как чудо, так и обычное, рациональное решение проблемы. Господь посылает чудеса тем, кто не ради чудес живет на земле, а в вере в промысел Божий и в то, что Господь всегда может накормить и даже с избытком – ведь и на сей раз остались короба, заполненные остатками несъеденных хлебов и рыб. На сей раз их семь штук – тоже благодатное число.
Читая Евангелие или слушая его в храме, мы всегда должны помнить, что не просто так читаем и слышим эти слова. Со страниц Священного Писания Господь всегда обращается прямо и непосредственно к нам – и мы не пассивные слушатели, а непосредственные участники этого диалога. Евангелие написано не для некой безликой общности, а непосредственно, конкретно для каждого из нас, и об этом следует никогда не забывать. Это относится, конечно, и к читаемому сегодня отрывку.
Это к нам, к каждому из нас, обращается Господь, ожидая от нас полного доверия, как от апостолов, принесших Христу все свои скудные запасы в уповании на Его помощь. И от нас Он ждет щедрости и готовности отдать последнее, чтобы поделиться с неимущим ближним. И пусть нам кажется, что мы имеем совсем мало и недостаточно – читаемый сегодня евангельский отрывок свидетельствует: из нашей малости Господь сотворит не просто достаточное количество, но еще и с избытком.
Мы живем в мире, которые подчас ищет именно чудес. Многие требуют и ожидают чуда, забывая о том, что на самом деле мы живем при подлинном чуде, видим его ежедневно. Вот перед нами Евангелие, переведенное, как Господь и предсказывал, на сотни и тысячи языков – а начиналось все с двух: греческого и иврита. Разве это не чудо? И свидетельствует оно о том, что, если весь мир призовет Господа и попросит Его о помощи и благодати – Господь обязательно откликнется и даст нам все, что нам надо, с лихвой.
Чудо умножения хлебов и рыб; Византия; XIII в.; местонахождение: Греция. Афон
Евангелие от Матфея 14: 15-21«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
Подготовила Дарья СИВАШЕНКОВА
Источник
pokrov-fond.info