Конспект классного часа с презентацией 'Хлеб - всему голова'. Классный час о хлебе с презентацией


Разработка классного часа с презентацией "Хлеб

Классный час "Хлеб – чудо земли"

Цели:

  • Формировать представление о том, как делают хлеб;

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу;

  • Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.

Ход мероприятия

- Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова.

Халат, ладонь, ель, белка.

Слайд 1.

- Назовите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб).

- Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.

Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и “изобрели” его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Слайд 2.

- А знаете ли вы, откуда к нам на стол приходит хлеб?

Вот хлеб – высок, румян и свеж.Его ты ежедневно ешь:Орловский, рижский, заварной.Пшеничный любишь и ржаной.Не забывай же никогда,Какого стоило трудаПоднять тугую целинуПлугами в трудную весну.Удобрить землю под зерно,Чтоб в колос выбилось оно.А жатва, если дождь иль град?!Их много- всяческих преград –Преодолеть нам суждено,Запомни же как дважды два,Народной мудрости слова:“Кто хлебушком не дорожит,Тот мимо жизни пробежит”.И если ты не глуп, не слеп,Цени народный, трудный хлеб.

- Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека.

- В один ряд с этими словами можно поставить и слово “хлеб” - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Хлеб – это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Только снег сошел в апреле,Как поля зазеленели.Мы говорим: “Хлеб” (Хором)Золотой простор бескрайний –Там работают комбайны.Мы говорим: “Хлеб” (Хором)Вот зерно течет рекой,Чтобы сделаться мукой.Мы говорим: “Хлеб” (Хором)

- Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба,

Откуда хлеб начал свое путешествие?

Слайд 3.

Поле, мукомольный завод, хлебзавод, магазин.

Вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.

Физкультминутка.

Зернышко.

Облако, облако!Белое хорошее,Подари нам, облако, капельку дождя,Маленькое зернышко нами в землю брошено,Маленькому зернышкуБез воды нельзя.

Знакомство с профессиями.

- А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на Слайд 4 на названия различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(Артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, портной, мельник).

Шофер , Комбайнер, Пекарь, Мельник, Тракторист Слайд 5

Пословицы о хлебе.

Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

Без печки холодно – без хлеба голодно.“Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит”.Хлеб всему голова.Нет хлеба – нет обеда.

Загадки.

Вырос в поле колоскомНа столе лежит куском.

(Хлеб).

Гребнем плугова подругаЧешет поле после плуга.

(Борона).

Железный нос в землю врос,Режет, копает, зеркалом сверкает.

(Плуг).

Ты не клюй меня, дружок,Голосистый петушок.В землю теплую уйду,К солнцу колоском взойдуВ нем тогда таких, как я,Будет целая семья.

(Зерно).

Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зернышки. Упадут они на землю возле дома – на этом вместе вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки- они оказались вкусными.

Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле дома. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом – пшеницы, ржи.

(Слайды 9,10,11).

Задание.

Прочитайте записи и узнайте, что добавляют в муку, чтобы получились сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.

Слайд 11.

- Что еще можно приготовить из муки? (Ответы детей).

Много труда вложено, чтобы хлеб нам на стол пришел.

Давайте вспомним Откуда к нам пришел ХЛЕБ (Ответы детей).

Слайды 12-18.

Не кидайте, уважайте труд людей.

Слайд 19.

Рефлексия.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…”

Слайд 20.

infourok.ru

Презентация для классного часа "Хлеб всему голова"

Цель:

формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;

Расширять знания о процессе создания хлеба;

Продолжать знакомство с народными традициями.

Учить детей работать в группах.

Оборудование:

Интерктивная доска, презентация в Power Point

Ход занятия

I. Организационный момент

Психологический настрой учащихся

II. Работа над темой урока

Ведущий:

Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь:

 - Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.

 - Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет.

 - А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.

Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:

 - Невкусно!т

 - Что так?

 - Понял, не посолено!

Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:

 - Вот и вышло, что самое простое и нужное - хлеб да соль – ты позабыл.

Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.

Ведущий: Так о чём же мы сегодня будем говорить? Слайд 1

(о хлебе)

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить. Слайд 2

Хлеб рождён четырьмя стихиями: солнцем, землёй, водой и огнём.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

Слайд 3

С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

Откуда же хлеб берётся?

Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Слайд 4, 5, 6.

Посмотрите на иллюстрации– вот так выглядит поле весной, когда оно только засеяно, а так – когда приходит время сбора урожая.

А люди каких профессий заняты при этом, вы должны отгадать. Делимся на три группы.

Конкурс загадок: “Калейдоскоп профессий” Слайд 7, 8

Держит он в руках баранку,

Да только не из теста,

Он ведёт автомобиль

В заданное место.

В кузове прочном

Зерно везёт.

То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) Показать колос

Кто на мельницу пришёл Слайд 9

И зерно в муку смолол? (мельник) Показать муку.

Скажите, кто так вкусно, Слайд 10 - 11

Печёт пирог с капустой?

Батоны и калачики?

Скажите, девочки,

Скажите, мальчики? (пекарь)

Каждая команда получает за правильно отгаданную загадку – зерно.

Ученик выносит каравай. (Во время чтения стихотворения показ слайдов. Слайд 12)

Вот он – хлебушко душистый.

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – тёплый – золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ведущий: Слайд 13, 14, 15, 16

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.

Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

Второй наш конкурс называется “Ярмарка”.

Соотнесите инструмент и профессию. (дети получают карточки)

Тракторист – прицеп

Продавец – калач

Учитель – тетрадь

Хлебороб – комбайн

Слесарь – ключ

Метеоролог – погода

Врач – лекарство

Пекарь – тесто

Мельник – мука

За правильно выполненную работу команды получают по зерну.

Дополнительное зерно – за объяснение лишней пары.

Ведущий:

А действительно ли эти пары лишние? Почему?

Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб. А чтобы испечь одну булку нужно…

 - А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10. 000зёрен)

 - Это много или мало? (очень много).

Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения. Как часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но всегда ли умеем привести такие примеры, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!

Не боюсь я в стихах повториться,

Хлеб не знает предела похвал,

Если рожь на Руси колосится,

Значит, кто - то всерьёз недоспал.

Утрами хлебный запах льётся.

Бегут буханки по лоткам.

Я знаю,

Как тот хлеб даётся

Рабочим праведным рукам.

Его формуют на рассвете,

Чтоб он в духу румяно креп.

Нет хлеба лёгкого на свете,

Во все века

Был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,

То сев, то жатва, то помол.

Тот хлеб особою ценою

Ложится пахарю на стол.

Ему, как прежде,

Так и ныне,

Всегда была цена одна.

Она не та, что в магазине,

А та,

Что во поле, цена.

Ежедневно в каждой школе выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть.

Ведущий:

Слайд 17

Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол!

А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”

Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица это кладезь мудрости. Наш конкурс так и называется “Кладезь мудрости” Слайд18

Команды получают листы со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл.

 - Посеешь в погоду – больше приплоду.

 - Как в мае дождь – так и будет рожь.

 - Будет хлеб – будет и обед.

Давайте проверим. Слайд19

Команды получают по зерну.

Я хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.

Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.

Слайд 20

Привыкли говорить: нефть – хлеб транспорта, металл – хлеб промышленности, теперь уже в цену хлеба возведены газ, ядерная энергия… Одним словом, хлеб – основа.

Хлеб – мощь нашего государства.

Слайд 21

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из рассказов, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”

Слайд 22, 23.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

Не хотим мы видеть чёрных

Зёрен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

“Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!”

Слайд 24 - 27

Итог

Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса).

Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.

 - О чём мы сегодня говорили?

 - Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб –всему голова? Вы с этим согласны?

Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня?

 Учитель тоже сеет зерно знаний, зерно доброты. Труд учителя даёт всходы. И когда вы вырастаете, наши зёрна дают плоды.

Учитель:

Сейчас везде науке слово,

Её сегодня звёздный час.

В наш век она всему основа,

Ведёт она к высотам нас.

К ученью должен ты стремиться.

Не отвергай совет простой –

Листай же книжные страницы,

Как борозды за бороздой.

Ведь в книгах опыт поколений

И знаний чистое зерно.

В твоих делах и устремленьях

Пусть колос выбросит оно.

Так черпай мудрость полной мерой,

Упорно знанья умножай.

И можешь быть вполне уверен –

Богатый снимешь урожай!

Выходит девочка в русском народном сарафане выносит каравай.

Если мы хотим кого - то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук

Рефлексия.

Кто узнал много нового и было интересно - солнышко

Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.

Кому было скучно – дождик.

 - Возьмите карточки и прикрепите к доске.

 Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за работу! Молодцы!

videouroki.net

Презентация к классному часу "Хлеб

Просмотр содержимого документа «Презентация к классному часу "Хлеб - всему голова"»

Добрый день!

Мальчишка примерно 13-ти лет Бежал и ногою подбрасывал хлеб. В него словно в мячик мальчишки играл, Забрасывал в лужи и снова пинал.

« Хлеб - всему голова»

Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? ….

Как появился хлеб

Хлеб – «хлайб»- специальный сосуд для выпечки.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

125 грамм!

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

пумперникель

Лаваш

Фокаччо

Хала

Багет

Калач

1 батон

1200 зёрен

=

Хлебороб - крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб.

Хлеб вреден или полезен?

Белки – иммунитет; рост организма

Углеводы – энергию

Минеральные вещества берегут здоровье

Аминокислоты –

работоспособность

В хлебе содержится

витамины,

фосфор, магний,

железо, цинк .

МЯСОЕДОВ Григорий - Дорога во ржи

  • МЯСОЕДОВ Григорий - Дорога во ржи

МЯСОЕДОВ Григорий - Страдная пора (Косцы)

  • МЯСОЕДОВ Григорий - Страдная пора (Косцы)

ПИМОНЕНКО Николай - Жатва на Украине

« Хлеб - всему голова»

Мальчишка примерно 13-ти лет Бежал и ногою подбрасывал хлеб. В него словно в мячик мальчишки играл, Забрасывал в лужи и снова пинал.

Снимите очки и захлопните книжку! Я очень прошу – урезоньте мальчишку! Остановите! Ему объясните! Пусть он запомнит на тысячу лет, Что самое главное в жизни – хлеб!

На уроке было комфортно и все понятно !

На уроке не много затруднялся, не все понятно.

На уроке было трудно, ничего не понял.

multiurok.ru

Классный час о хлебе | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №12 Сценарий классного часа «Хлеб – всему голова» Учитель Марина Елена Романовна Г. АРЗАМАС 2012г. Классный час « Хлеб - всему голова» Цель:  - расширение представлений учащихся о значении  хлеба в нашей жизни;  - воспитание у учащихся бережного отношения к хлебу и уважение к труду; - формирование нравственных ориентиров на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни. Задачи: расширять кругозор учащихся, знания о профессиях; расширять знания о процессе создания хлеба; продолжать знакомство с народными традициями; Оборудование: презентация «Хлеб – всему голова»; плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей. выставка хлебобулочных изделий; репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н. Герасимова “Весенний дождь”; компьютер.  

Ход классного часа Учитель: Хлеб – особый продукт на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. Но испокон веков хлеб не был простой едой. Хлебом - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья. 1 ученик:                       Вон - он хлебушко душистый,                                          С хрустом, корочкой витой.                                          Вот он теплый, золотистый                                          Словно солнцем залитой.                                          В нем здоровье, наша сила,                                          В нем - чудесное тепло,                                          В нем - земли родимой соки,                                          Солнца свет весенний в нем.                                          Сколько рук его растило,                                          Охраняло, берегло!                                          Не сразу стали зерна                                          Хлебом тем, что на столе,                                          Люди долго и упорно                                          Потрудились на земле. Учитель: У разных людей есть различные ценности: золото, деньги, меха, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это - отчий дом, отец, мать и ещё хлеб. О нём мы говорим: «Хлеб – всему голова!» Сегодня мы будем говорить о хлебе. Мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб. Хлеб - это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называют еще жито. Их общее название сходно со словом жить не случайно. Они основные наши кормильцы. Есть еще слово, которое тоже близко к слову жить. Это слово – жилье. Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно». Каким только не бывает хлеб: белым и чёрным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным. Он редко бывает лёгким, а чаще тяжёлым. (карточки на доске) Восстановите пословицы, найдите у каждой вторую половину. Хлеб – батюшка, Хлеб да вода- Худ обед, Без соли, без хлеба Палата бела, Хлеба ни куска, когда хлеба нет худая беседа вода – матушка а без хлеба в ней беда мужицкая еда так и в горнице тоска Учитель. Какое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.       Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. «Хлеб - всему он голова!» Учитель. Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Учитель. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.» Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. 6 ученик. «Военный хлеб», А. Морозов Я помню хлеб, военный, горький Он весть почти из лебеды, В нем в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. На той беде замешан круто Нелегкий хлеб нелегких дней Но как сладка была минута, Когда кусок в руке моей Посыпан был щепоткой соли, Приправлен маминой слезой Я есть хотел, а мама с болью Взгляд отводила стороной. Как горе было гостем частым Им были детства дни полны Особо помню я, что счастью Был равен горький хлеб войны. В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Учитель. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Мы  проведём подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 20 буханок хлеба окажутся выброшенными, которыми можно накормить 20 человек за день, 600-за месяц, 7 200-за год. Учитель. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом? Пятая группа: 1. Положить в целлофановый пакет на батарею, 2. Приготовить панировочные сухари. 3. Посушить гренки для супа. 4. Поджарить гренки к чаю. 5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп. Учитель. Человек любит отца и мать, любит жизнь и хлеб. По отношению к земле и хлебу можно определить порядочность человека. Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. А вы можете рассказать мне какие-нибудь заповеди связанные с хлебом? Третья группа: - Бери хлеба столько, сколько съешь. -Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе! -Жалеть надо хлебную крошку! - Никогда не бери хлеб грязными руками.- Не заворачивай хлеб в газету.- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть. -Если же случилось так, что хлеб зачерствел – попробуйте освежить его. Заверните его в слегка увлажненную салфетку, положите в кастрюлю, закройте крышкой и поставьте на несколько минут в духовку. - Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда. Учитель. - Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Вторая группа: - Много снега – много хлеба. - Хлеб – всей жизни голова. - Будет хлеб – будет и песня. - Хлеба ни куска – и в доме тоска. - У кого хлеб, у того счастье. - Не будет хлеба – не будет и обеда. - Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Мы знаем загадки на «хлебную» тему, отгадать их легко и быстро: 1. Мягкий, пышный и душистый,  Он и черный, он и белый,  А бывает подгорелый. (Хлеб) 2. На соломине дом. Сто ребяток в нем. (Колосок.) 3. Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.) 4. Вырос в поле колоском, На столе лежу куском. (Хлеб.) 5. За трактором по полю ходит она. Отборного ей насыпают зерна. А где ее след чуть заметней ложится, Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.) 6. Птица Юрица на ветер глядит,  Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница) 7. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени... (Мука) 8. Корабль-великан по земле идет.  Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн) 10. Слово, обозначающее печеное изделие с сахаром и маслом. (Плюшка) 11.  Витая булочка. (Крендель) Учитель. Все загадки отгадали!!! Прекрасные слова прозвучали сегодня: «Берегите хлеб!» Так давайте же будем беречь и уважать и хлеб, и людей, которые его растят. Научимся уважать любой труд людей. Иногда у людей, живущих рядом с вами, случается беда, поделитесь с ними куском хлеба, помогите им. Будьте чуткими и добрыми. Пусть хлеб объединяет людей. Пусть он помогает вам в ваших светлых помыслах, делах и поступках.

educontest.net

Конспект классного часа с презентацией 'Хлеб - всему голова'

Козловский филиал МОУ «Михайловская СОШ №1»

Классный час

«Хлеб - всему голова!»

Подготовили

ученики 3 класса:

Денисов Никита

Золотов Павел

Казённова Дарья

Руководитель:

Бондаренко Ольга Эдуардовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Михайлов

2013/2014

слайд 1

По мнению историков, первая лепешка, по-видимому, была получена из злаковых семян, которые доисторический человек собрал примерно 8 тысяч лет тому назад, растер в муку, смешал с водой и испек на раскаленных камнях.

слайд 2

Способ приготовления кислого хлеба был открыт около 5тысяч лет назад в Древнем Египте. слайд 7 По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепешки. Они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше. Вместо наказания раб заслужил похвалу. Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. слайд 7а В Древней Греции хлеб считали самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали два блюда: мясо жареное на вертеле и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

слайд 3

Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера для хлеба делали специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб», и эстонское «лейб».

слайд 4

Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. На свадьбе осыпали молодых зернами пшеницы, ржи, чтобы жизнь была счастливой и богатой, а то и каравай дадут откусить: кто больше - тот и хозяин. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска», «Хлеб всему голова». Значение хлеба неоценимо: без него невозможно представить пищевой рацион ни ребенка, ни взрослого человека.

слайд 5

Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. Круглый год продолжается страда. Урожай всегда выстрадан, отвоеван у заморозков, засухи, дождя, града. А сколько требуется сил, чтобы зерно собрать. Обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Есть пословица в народе-

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

слайд 6

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто- чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

слайд 7

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно -

Сеют сеялки зерно.

слайд 8

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

слайд 9

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт,

Капитаны-комбайнёры

Смотрят с мостиков вперёд.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста - готово,

В ящик сыплется оно.

слайд 10

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!

слайд 11

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай -

Нарядился каравай.

слайд 12

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нем- здоровье наше сила,

В нем- чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

слайд 13

Да, не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Легкого хлеба не бывает - одна из вечных истин. Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!

слайд 14

С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Недаром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом- кругом с точкой посередине.

слайд 15

«Лаваш», «дуона», «пыня» , « нон» - по-разному звучат слова, обозначающие хлеб. Но у всех народов с ним сопрягается представление о самом дорогом - о жизни. И, наверное, неспроста наши предки в старину рожь называли житом - от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

слайд 16

Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребность в пищевых волокнах, наполовину - в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть - в белках и калориях. Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту - он никогда не приедается. Именно поэтому хлебу нет цены, его стоимость деньгами не измеришь.

слайд 17

Наши прадедушки и прабабушки знали истинную цену каждой крошке хлеба. И всё потому, что они помнили голод, который был в Беларуси и в Поволжье. Как дорог был каждый кусок хлеба! Помнят они и о трудном хлебе войны. слайд 18 В фондах Пермского областного краеведческого музея хранится очень редкий экспонат - хлеб военного времени. Его вес 150 граммов - половина дневной нормы на иждивенца. Это хлеб грубого помола с примесью ячменя и овсяной крупы. Большим горем, а часто и смертью в ту тяжелую пору была потеря или кража хлебных карточек. слайд 19 А как забыть о ленинградских блокадных 125 граммах хлеба на человека, что выпекали с «землей и кровью». слайд 20 От голода и истощения в осажденном городе погибло 641 803 человека. слайд 21 К обелиску, установленному на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, каждый день приходят жители и гости города. Здесь всегда много цветов. Но иногда у обелис5ка можно увидеть и ломтик хлеба с запиской: «Мама! Прости! Ведь только твой кусочек хлеба спас мне жизнь».

слайд 22

Песня «Хлеб - всему голова»

Хлеб - величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент- Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что раздают его в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем». Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

botana.cc


Смотрите также