Хлеб: пища, символ или лекарство? Хлеб символ


Значение хлеба в славянской культуре

Хлеб – один из центральных элементов многих культур, в том числе и славянской. Так или иначе, этот продукт присутствует во всех культурах (в Индии – чапати, в Мексике – тортилья, на территории нынешней Великобритании – овсяная лепёшка и др.) Хлеб символизировал труд, богатство и гостеприимство, с ним отождествляли успех пашенных работ и сытую жизнь в холодные времена года.  Поговорки о хлебе можно перечислять долго. Почему же наши предки так высоко ценили его и отдавали ему одно из ключевых мест в культуре?

Развитие значения хлеба

Первое, что научились делать люди из самых примитивных племён древности после перехода от присваивающего типа хозяйства к производящему – это выращивать злаки, перемалывать их и создавать лепёшки из крупы и воды. С веками технология усложнялась, и люди научились выпекать настоящие шедевры кулинарного искусства, несущие не только пищевую, но и высокую художественную ценность. В наши дни в магазинах представлены самые разные виды хлеба: от бородинских буханок до французских булочек. Сейчас мы относимся к этому продукту просто как к части быта, но сакральное значение еще сохранилось (например, во многих семьях не принято выбрасывать хлеб, из него либо делают сухарики, либо отдают на корм птицам).

Хлеб в язычестве

В жизни древних славян он служил символом труда и жизни, увидеть во сне хлеб считалось хорошим знаком (подробнее читайте в соннике пророчицы Ванги). С языческих времён было принято подавать гостям кругляк на расшитом рушнике с солонкой посередине в знак гостеприимства. Таким образом, люди делились с желанным гостем самым ценным, что было добыто тяжким трудом. Хлебом-солью встречали почетных гостей, послов, молодожёнов в новом доме. Куличи пекли по таким большим праздникам как начало нового года, начало работ на земле, сбор урожая. Блины ели в дни почитания бога Солнца Ярило, круглые лепёшки символизировали небесное светило. Эти традиции перекочевали и в православную культуру.

Хлеб в православии

Православие сохранило трепетное отношение к этому продукту. Им делился Христос со своими учениками во время Тайной вечери, называя его телом Своим. Мы едим на Пасху кулич, что символизирует Воскресение Господне. В таинстве Причастия он символизирует тело Божье и даётся прихожанам после исповеди с вином. Религия прививает бережное отношение к хлебу, веру в его святость и полезность. Православная религия придаёт ему высокое значение в качестве аллегории земной жизни, благосостояния в этом мире: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», - гласят слова молитвы «Отче наш». Очевидно, что роль данного продукта в культуре нашего народа велика. Хотелось бы сохранить почтительное отношение к этому продукту в память наших мудрейших предков, которые знали истинные ценности жизни.Остальное здесь.

Разместил: Кукла в бантиках [offline]Дата: 10.03.2015 / 16:08

11.02.2018 / 09:09

Елена Не зря говорят - хлеб всему голова, но у нас это особое, трепетное отношение. У нас в семье традиция даже крошки не выбрасываем, птиц ими кормим.

namenu.ru

Хлеб: пища, символ или лекарство?

Сколько бы разных блюд не стояло у нас на столе, без хлеба он пуст. Это пища, которую ничем нельзя заменить. А еще это лекарство. Еще до христианства хлеб был связан у славян с солнцем, с плодородием, а значит, и с продолжением рода. Сеяли хлеб только мужчины. На Руси делали постный хлеб на хмелевой, ячменной, ржаной закваске, без сахара и жира. Пекли хлеб на целую неделю и делали это только с молитвой. Только здоровому человеку в хорошем настроении можно было печь хлеб. Пока хлеб готовили, часто крестились сами и крестили тесто. Сажали хлеб в печь в молчании. А пока он был в печи, не бранились, чтобы не «вспугнуть» хлеб. С хлебом связано много народных примет и поверий. Считалось, что буханка хлеба и даже его крошка – это судьба человека, поэтому нельзя было выбрасывать хлеб, доедать его за другим человеком, оставлять недоеденный кусок на столе, брать без приглашения последний кусок хлеба с тарелки. А если предлагали хлеб, то нельзя было отказываться. Хлеб – это не только пища, он используется и в народной медицине в качестве лекарства. Чтобы губы не утратили свежести, надо через день прикладывать к ним горячую хлебную корку. Улучшить состояние волос поможет хлебная маска. Надо измельчить хлебный мякиш и залить его горячей водой. Когда хлеб распарится, втереть его в корни волос. Чтобы быстрее справиться с простудой, ржаные отруби заварить кипятком и принимать несколько раз день до еды. Наиболее сильное оздоравливающее действие оказывают свежие проростки пшеницы, и особенно их сок. Химический состав их очень богат. Одно из главных веществ, содержащихся в ростках, – витамин Е. Зеленые ростки могут служить витаминной добавкой к основным блюдам. Для того чтобы их вырастить, надо взять зерна пшеницы и замочить на ночь. Потом слить воду, промыть зерна и перевернуть банку вверх дном. Оставить зерна прорастать на 12 часов. За это время их надо два раза промыть. Затем на поднос насыпать земли и равномерно распределить зерна по поверхности почвы. Полить и накрыть крышкой. Оставить так на три дня, а потом снять крышку и поставить в светлое место. Ростки будут готовы через 8-10 дней. Их можно добавлять в салаты, супы, бутерброды, мясные блюда. А можно из проростков готовить котлеты, яичницу или омлет. Из ростков готовят лечебный сок, который содержит много хлорофилла. Необходимо вырастить ростки до 35 см и перемолоть в мясорубке, чтобы они пустили сок. Употреблять его надо сразу, можно смешать с другими овощными или фруктовыми соками. Можно также лечить этим соком синуситы, риниты, гаймориты. Хорошо делать ингаляции с соком проростков. А при ангине, тонзиллите и фарингите помогут полоскания свежим соком. Для наружного применения сок рекомендуется при ожогах, порезах и ссадинах.

www.vashi-recepty.ru

Рецепт Хлеб: пища, символ или лекарство?

Хлеб: пища, символ или лекарство?

Сколько бы разных блюд не стояло у нас на столе, без хлеба он пуст. Это пища, которую ничем нельзя заменить. А еще это лекарство.

Еще до христианства хлеб был связан у славян с солнцем, с плодородием, а значит, и с продолжением рода. Сеяли хлеб только мужчины.

На Руси делали постный хлеб на хмелевой, ячменной, ржаной закваске, без сахара и жира. Пекли хлеб на целую неделю и делали это только с молитвой. Только здоровому человеку в хорошем настроении можно было печь хлеб.

Пока хлеб готовили, часто крестились сами и крестили тесто. Сажали хлеб в печь в молчании. А пока он был в печи, не бранились, чтобы не «вспугнуть» хлеб.

С хлебом связано много народных примет и поверий. Считалось, что буханка хлеба и даже его крошка – это судьба человека, поэтому нельзя было выбрасывать хлеб, доедать его за другим человеком, оставлять недоеденный кусок на столе, брать без приглашения последний кусок хлеба с тарелки. А если предлагали хлеб, то нельзя было отказываться.

Хлеб – это не только пища, он используется и в народной медицине в качестве лекарства.

Чтобы губы не утратили свежести, надо через день прикладывать к ним горячую хлебную корку.

Улучшить состояние волос поможет хлебная маска. Надо измельчить хлебный мякиш и залить его горячей водой. Когда хлеб распарится, втереть его в корни волос.

Чтобы быстрее справиться с простудой, ржаные отруби заварить кипятком и принимать несколько раз день до еды.

Наиболее сильное оздоравливающее действие оказывают свежие проростки пшеницы, и особенно их сок. Химический состав их очень богат. Одно из главных веществ, содержащихся в ростках, – витамин Е.

Зеленые ростки могут служить витаминной добавкой к основным блюдам. Для того чтобы их вырастить, надо взять зерна пшеницы и замочить на ночь. Потом слить воду, промыть зерна и перевернуть банку вверх дном. Оставить зерна прорастать на 12 часов. За это время их надо два раза промыть. Затем на поднос насыпать земли и равномерно распределить зерна по поверхности почвы. Полить и накрыть крышкой. Оставить так на три дня, а потом снять крышку и поставить в светлое место. Ростки будут готовы через 8-10 дней.

Их можно добавлять в салаты, супы, бутерброды, мясные блюда. А можно из проростков готовить котлеты, яичницу или омлет.

Из ростков готовят лечебный сок, который содержит много хлорофилла. Необходимо вырастить ростки до 35 см и перемолоть в мясорубке, чтобы они пустили сок. Употреблять его надо сразу, можно смешать с другими овощными или фруктовыми соками.

Можно также лечить этим соком синуситы, риниты, гаймориты. Хорошо делать ингаляции с соком проростков. А при ангине, тонзиллите и фарингите помогут полоскания свежим соком. Для наружного применения сок рекомендуется при ожогах, порезах и ссадинах.

Хлеб – это не только пища, это дар, символ достатка и благополучия в нашем доме.

www.varim.spb.ru

Хлеб в геральдике

Хлеб является искусственной негеральдической фигурой, получивший широкое распространение в родовой и территориальной геральдике.

В России часто используют изображение герба на рушнике с солью, что символизирует гостеприимство и радушие.

В Европе можно встретить изображение булок хлеба или хлебных лепёшек в клюве ворона или пасти собаки.

Также хлеб является символом жизни, достатка, традиций и любви к Родине.

Хлеб с солью на гербах

Хлеб, который держат животные или птицы, на гербах

 - герб гмины Лесьна-Подляска (Бяльский повят, Польша)
 - герб муниципалитета Вильяргордо-дель-Кабрьель (Валенсия, Испания)

Прочие изображения хлеба на гербах

 - герб коммуны Данштадт-Шауэрнхайм (Рейнланд-Пфальц, Германия)
 - герб муниципалитета Эскурра (Наварра, Испания)
 - герб коммуны Ла-Сен-сюр-Мер (Прованс — Альпы — Лазурный Берег, Франция)

f-gl.ru

Хлеб - знак?

 

 

Книга знаков начинает заполняться с момента вашего рождения. Но прочитать её можно только тогда, когда вы осознаёте, что «ничего случайного не бывает». С этого момента начинается новый этап развития личности - личности грамотной, способной управлять событиями своей жизни.Что же такое знак? Знак - это подсказка, которая сообщает, так ли вы живёте, туда ли тратите своё драгоценное время. Это своего рода предзнаменование тех или иных событий, которые в народе называют приметами. Правильно прочитав подсказку, можно убрать из своей жизни не желаемое и, наоборот, усилить необходимое. Знаком может стать человек, животное, растение, камень, цвет, слово, звук, мысль, поступок, происшествие, событие - в общем, всё видимое и слышимое вами. Выбираем для рассмотрения только один предмет: хлеб,  наблюдайте за ним. Да, он есть в каждом доме - пожалуйста, смотрите. Если у вас хлеб круглый - что это означает? Если у вас хлеб квадратный, или печёте торт, или пироги - что это означает?Первое: любой хлеб означает опоздание.Второе: если это слоёный хлеб - вы опоздали в нескольких слоях (допустим, вам торт принесли слоёный).Третье: если хлеб пористый, то вы опоздали, потому что вам были созданы условия в пространстве - ниша, но вы туда не шагнули. Вы не оказались в этой нише, но всё для вас было готово.Если хлеб спрессованный, то достаточно сложно пробиться, а вы туда рвётесь - зачем? Опоздание из-за того, что туда пробиваетесь. Знаки все - реальные и нормальные. Если подгорела корочка, где вам сложнее будет: в конце дела или в начале? Верхняя корочка - в конце, конечно; если нижняя - сложно будет в начале. Принесли вам хлеб, и кто-то срезает нижнюю корочку - что это означает? Этот человек будет началом какого-то дела. Иногда некоторые любят есть корочки, особенно дети. Если срезали корочку с левой стороны - что это означает? В пространстве или во времени человек будет ликвидировать опоздание? Если с левой стороны - в пространстве. Если с правой стороны - во времени. Если человек ест много хлеба - что это означает? Он готов ликвидировать опоздания. Символ опоздания - когда перед вами много хлебов. Если вы готовы есть эти хлеба, значит, вы готовы ликвидировать и догонять.Если вам начинают предлагать пироги, как вы будете догонять? Почему у пирога - две корочки: верхняя, нижняя и - какая-то начинка? Потому что когда идёт потеря времени, образуется «нисходящий узел». И дальше у вас есть начало узла, конец и середина узла; и вы смотрите. Тоненькая корочка верхняя - конец вы быстро пройдёте? Быстро. Итак, хлеб - символ опоздания. Дальше смотрите - хлеб бывает разным-разным. Если хлеб чёрный - это время; если хлеб белый - это пространство. Если смешанный хлеб - это пространство со временем; и смотрим: где, как. Если мы постоянно употребляем чёрный хлеб, значит, будем догонять потерянное время. Если едим белый хлеб - будем догонять потерянное пространство.Если делаем бутерброды и едим слойки - это сразу идёт начало и конец. Причём верхняя корочка - это всегда конец, нижняя - всегда начало. Середина обозначает, какая вас ждёт сердцевина.Какая у вас нижняя корочка пирога? Нравится она вам или не нравится? Едите вы её или не едите? Допустим, вы отказались есть нижнюю корку пирога - это что означает? В начале этого события вы участвовать не будете. Если съели несколько верхних корочек, то в конце этого события, когда уже догнали почти, на финише, вы будете участвовать достаточно активно. Если съедаете одну начинку? Вы в процессе поучаствуете, но ни в начале этого дела, ни в конце вас не будет.Если вам принесли торт слоёный с разными-разными начинками - это что означает? Вас приглашают ликвидировать опоздания сразу во многих делах. И вы смотрите: допустим, один слой - с маком. Где будем ликвидировать опоздания? Мак - это символ чего? Символ сна. Наркоманы употребляют мак, и если вам принесли слоёный пирог: мак - снизу, сверху - изюм, в центре - орехи, вы сразу делаете выводы, что необходимо будет ликвидировать опоздание сначала где? В зоне наркомании (мак - первый слой). Если орехи (середина) - это понятно: в мозгах. И последний слой - с изюмом.

Что такое «виноград», почему Христос оставил через Марию Магдалину эту диету - только виноградную? Поймите основу, что виноград - обязательно символ Плата Денег, или символ свечения.Изюм - это высушенный виноград: энергопакет человека сплющился. Если «полный» виноград, то его энергопакет наполнен: всё нормально, стоит. Энергопакет у нас проецируется на виноград. Если вы взяли виноград «дамские пальчики», значит, ваш пакет стоит. Если взяли виноград плоский, значит, ваш пакет больше лежит. Если виноград, который вам предлагают, подгнил: связи загнившие - вы не успели. Если виноград сушёный, значит, энергопакет ваш сплющила среда - надо начинать работать со средой. Если загнил - необходимо работать с собой. Итак, такой пирог вам приносят: какой вывод делаете? С чем вам придётся поработать? Со сплющенными энергопакетами: взяли их, а как выпрямить, не знают.Орехи: придётся поработать с головным мозгом; в мозговую субстанцию пытаются войти, но необходимо здесь тоже доработать. И с наркоманами надо будет доработать (мак).Когда предлагают такой пирог, значит, работы будет много, она будет разная. И ещё важно посмотреть, какая там прослойка - как начало и конец всего этого.  Так примерно идёт работа с хлебом. Когда вам предлагают какой-то хлеб, или вы сами его покупаете, или, допустим, все члены семьи приносят хлеб из магазина, не договариваясь (каждый страхует другого): о чём это говорит? О семейном опоздании, о большом опоздании. Дальше смотрим: кто будет есть, а кто не будет. Кто будет есть, значит, будет ликвидировать опоздание. Кто не будет есть, тот не будет ликвидировать опоздание. И вы так же смотрите; например, все отказываются от хлеба в вашем доме. Встречают, например, хлебом-солью - смотрите, как вы поступаете. И если на хлеб вам положили соль? Соль - это признак пространства, значит, опоздание где здесь будете ликвидировать? Пространственное опоздание. Если хлеб-соль - это означает, что начинаем концентрированно сбирать пространство, потерянное людьми.К хлебным изделиям подходить необходимо очень серьёзно, потому что люди считают: «хлеб - всему голова». Дальше, они считают, что без хлеба жить нельзя. Если вы приезжаете в западную страну, там бутерброды: в булку вкладывается «начинка». Называется это разными словами, но интересно было наблюдать за французами. Все подходили, садились на скамеечку (когда наступало время обеда), открывали одинаковые пакеты, доставали одинаковые булки с чем-то внутри, съедали их и шли дальше.В Германии вы увидите ещё более интересное: в одно и то же время все открывают пакеты с одинаковыми завтраками, кушают, закрывают пакеты - и снова тишина; там всё по часам расписано. У французов не так строго.Итак, какой вывод делаем по этим странам? Если булка разрезана, обе корочки толстые, внутри столько всего (смотрим тоже: тоньше - толще), делаем выводы, как с ними работать. В начале необходимо будет больше сил, в середине или в конце?Если есть мясо в начинке - о чём это говорит? Где потеряно время? В кольце животных, и придётся работать с «цивилизацией». Если там зелень какая-то - тоже делаем вывод определённый: с растениями необходимо работать. Если в бутербродах сыр - он напоминает камни, там даже иногда называют его «янтарь», все сыры разные-разные. Если человек ест много сыра - о чём это говорит? Сбор пойдёт очень большой, отовсюду. Если вы отказываетесь от сыра, заменяете специями или когда человек начинает употреблять очень много специй разных (горчица, перец и т.д.), это говорит о том, что зона внимания может быть сужена. Не нужно смотреть на всё подряд - необходимо знать, куда посмотреть. Так вы будете работать с хлебами.Итак, это - знаковая система для глаз. А видите вы перед собой только хлеб. Обычный человек, чтобы всё это увидеть и узнать, сколько хлеба съедает? Вагонами. А выводы делает? Нет. Хотя, представляете, сколько луч ему подсказывает? Допустим: «Испеки пирог такой», - он печёт; а выводы где?Теперь у вас будут выводы постоянно, и хлеба вам подскажут, где вы можете опоздать и как будете ликвидировать опоздания.  Материал подготовлен Ботниковой Т.Ф. по материалам книг доктора психологических наук, профессора Марченко Е.Д.

 

www.meridian-omsk.narod.ru

Народные символы Украины: хлеб, барвинок, колосья, ива, писанки - реферат по украинской литературе - украинская литература

Цель. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

(Класс оформлен в украинском стиле. На стенах полотенца. На столе - хлеб, букет из барвинка, колосья, ивовые ветви; миска с писанками. Страницы журнала готовят ученики группами, каждая - свою).

Ведущая. Народы мира различаются между собой одеждой, обычаями, традициями. У каждого народа есть свои национальные святыни, любимые вещи, деревья, животные. Украинцы имеют свои традиции, которые испокон веков чтят и берегут. Это - родительский дом, материнская песня, святой хлеб, вышитый рушник, красная калина, грустная ива, крещатый барвинок, удивительная писанка, верный своему краю аист. Все они наши давние и добрые символы, наши обереги.

Возможно, имея такие прекрасные символы, украинский народ сумел уберечь от забвения нашу песню и думу, нашу историю и родословную память, свободолюбие.

Поговорим о них на страницах нашего журнала. Наши народные символы окутаны легендами, воспетые в песнях, поэтому иллюстрациями к страницам журнала будут старинные легенды, народные песни, стихи.

Первая страница. «Хлеб - всему голова».

Хлеб - символ жизни. С давних времен он в большом почете в народе. Недаром в молитве к Богу «Отче наш...» люди, как великой милостыни, просили не лишить их хлеба, потому что он не просто основа жизни. Испокон веков хлеб называют святым. Он всегда лежал на столе. Какое счастье, какое добро, что он есть на свете. Сначала в земле, потом в муке, и, наконец, на столе. Если бы у нас было столько хлеба, что могли бы им прокормить весь мир, мы все равно сказали бы: берегите каждый ломтик хлеба, каждый колосок, каждое зернышко, берегите не потому, что мы скупые, а потому, что это наш хлеб.

«Как уродится рожь, то будем жить», - говорит народная пословица. Хлеб с человеком от рождения и до смерти. С хлебом идут на семьи, крестины, новоселье, сватовство.

В знак согласия девушка подает хлеб на свадьбе, хлебом мать благословляет к венцу и встречает молодые супруги.

В Украине с хлебом-солью встречают на вышитом рушнике почетных гостей. Он - признак гостеприимства украинского народа.

С хлебом у нас встречают гостей,

Хлеб на свадьбах цветет в караваи,

И лучших нет на свете вестей,

Нож - хлеб уродился на славу.

Добрым словом, хлебом и солью

Мы братьев-гостей встречаем,

Хлебом - новоселье и свадьбы,

И праздник дружбы-согласия квітчаєм.

1. Исполнение песен о хлебе.

2. Инсценировка сказки «Лентяй и труженик».

- Зачем держишь хлеб в руках? Дай мне, - просит Лентяй.

- Я бы тебе дал, - отвечает Труженик, - но он очень дорогой для меня. Чтобы его достать, надо прежде вспахать землю.

- Тогда уже можно хлеб есть?

- Нет, надо дождаться лета, пока из зерна вырастет злак.

- Тогда можно есть?

- Нет, надо зерно смолоть, а потом испечь хлеб.

- Тогда уже есть?

- Да. Только ленивому не дадут.

3. Пословица.

• Хлеб - всему голова.

• Сила - от хлеба, хлеб - от земли.

• Хлеб - отец, вода - мать.

• Если хлеб и вода, не страшна нам зима. Вторая страница. «Недалеко красное яичко».

С давних времен люди празднуют Пасху - Кулич. На Пасху взрослые расписывают и красят яйца, дарят их детям, приговаривая «Христос Воскрес». Дети отвечают: «Воистину Воскрес».

Из глубины веков от предков нам в наследство досталась удивительная писанка. Это чудо-творение рук человеческих, рожденный не из дерева, не из металла, а из обычного яйца, и который представляет собой живописную миниатюру. Накануне Пасхи в Украине был обычай расписывать яйца и раздаривать их с добрыми намерениями друзьям, знакомым. Писанка - символ жизни. У славян яйцо, как и дерево, было еще символом пробуждения и обновления мира, символом победы жизни над смертью.

1. Рассказ сказки «Сказка про писанку».

2. Рассказ легенды «Легенда о яйцо».

3. Стих.

«КАК НАШИ БАБУШКИ»

На Пасху я проснусь поутру,

Вероятно, еще раньше от птички на клуни -

Так когда ранехонько вставали

Наши все бабушки и прабабуней.

С папой, с мамой в церковь я поеду,

Не оставим и маленькой Лідуні,

Пусть она «Христос Воскресе» петь учится,

Как пели еще бабушки и прабабуней.

На Пасху посвятить принесем

Круглую пасочку и писанки-красавицы.

Так когда-то давным-давно делали

Наши все бабушки и тграбабуні.

А потом, еще и гаївку заспіваїм -

Возле церкви мы девочки пригожие.

Как когда-то пели на Пасху

Наши все бабушки и прабабуней.

Третья страница. «Полотенца, полотенца - то мамочке моей годы».

Украинский рушник! Кто из вас не видел его? Он прошел сквозь века и сейчас символизирует чистоту чувств, глубину безграничной любви к своим детям, ко всем, кто не черствеет душой. Полотенце передавали как оберег из рода в род, из поколения в поколение. А какой он красивый! Его можно сравнить с песней. Без полотенца, как и без песни не обходилось ни одно семейное торжество. Больше всего обрядовых сюжетов связано с полотенцем.

Полотенца - это обереги от всего злого, что может зайти в дом. «Пусть стелется вам судьба полотенцами» - желали людям счастья.

1. Моя бабушка красиво вышивает,

Цветут на холсте розы и виноград,

Розмай калиновый там играет,

И странные птицы щебетять.

Навек з'єдналось черное и красное - Моего края гордость и красота. Душа народа - малиновые колокола, Его радуга и его слеза.

2. Стих.

«ПОЛОТЕНЦЕ»

Рушниковое лицо веселое

Обпліта каравай на столе,

Призывает гостей к дому,

Излучает щедрость земли.

Полотенце на столе - давний обычай,

Им шлюбують детей матери,

Он домой с дали зовет,

Где в калине живут соловьи.

Он простелен тем, у кого сердце

Не черствеет и дарит тепло.

Пусть этот символ находится по соседству вечно,

В нашем доме на мир, на добро.

3. Стих.

«РУШНИЧОК»

Дождь прошел с грозой,

Вмите солнце сияет,

В небе над рекой

Полотенце спустился,

Прямо в нашу реку

Потом простелився.

В лугу, будто лента,

Упала на калину

Облачко сивувата,

Я бегу в долину

Полотенце искать.

4. Исполняется «Песня о полотенце».

Четвертая страница. «Песня - душа народа».

Ведущая. Какое это чудо - украинская народная песня! Кого только не пленила ее вечная красота. Украинская песня - это живой клад, что идет от поколения к поколению, неся радость или грусть, очаровывая человеческую душу, давая ей силу и вдохновение. Любовь к родному краю, языку начинается с колыбельной. В ней - материнская ласка и любовь, мир добра, красоты, справедливости.

Здесь мамина песня звучит и ныне,

ее подхватили поля и рощи,

ее вечерами по всей Украине

Поют в садах соловьи.

И я приходится к ней устами,

И сердцем впитываю, как жаждущий воды.

Без родного языка, без песни, без мамы

Обеднеет, оскудеет земля навсегда.

Проходят века, меняются поколения, а народные песни остаются. Они обладают замечательной способностью покорить человеческое сердце, помогать в труде, воспевать с радостью отдых, утолять душевную боль. Земля наша украинская такая певучая, что не только каждое село, и улица имела свои песни.

В родном крае и сердце поет,

Аисты издали нам весны несут.

В родном крае и небо бескрайнее,

Потоки, потоки, словно струны, текут.

Здесь каждая травинка и каждая былинка,

Вигойдують мечты на теплых ветрах,

Под окнами мальвы в саду душица,

Воспетые щедро в песнях.

1. «Легенда о песне» (рассказ легенды).

2. Когда песни моего края

Плывут в родных голосах,

Мне кажется, что собираю

Целебные травы я в лугах.

В песнях и труд, и день народа,

И за народ пролитая кровь.

В песнях - девичья светлая тоска

И свободный взмах косаря,

В них юность возникает вторая,

Высокая светится заря.

3. Выполняются украинские народные песни.

1) «Ой у полі криниченька».

2) «Почему ты не пришел».

3) «Два дубки».

4) «Ой под вишней, под черешней» и др.

Пятая страница. «При долине куст калины».

Калина - самая любимая в Украине растение. О происхождении куста калины рассказывает народная легенда (рассказ легенды «Легенда о калине»), а также сказка «Калинка».

Покосившаяся калина - расстроенная девушка. Чтобы велся род, калину сажали возле дома. Куст калины возле материнской дома - это не только украшение, но и наш духовный символ, наше наследие.

Говорила мать: «Не забуться, сын,

Как строишь дом, посади калину.

Белый цвет калины - радость Украины,

А огненные гроздья - наша кровь красная.

Звездная калина и красота, и красота

Нашей страны - нашего народа». -

Помнишь, сынок, что говорила мать:

«Посади калину возле дома».

Из калины делали колыбели для младенцев, украшали горницы.

На калине меня мать качала,

Счастья, судьбы в чистом поле выглядела,

Ой, калина красная, наклонись,

От земли ты силы-сока наберись.

И лета давно прошли-одлунали,

Как меня ветки высокое колихало.

Вновь коло млина калина расцветает,

Моего родного сыночка забавляет.

Вырастай же, мой сыночек, мой сокол.

Тебе счастьем колосится родное поле,

Пролегла тебе на поле путь орлиная

И в дорогу провожает цвет калины.

* * *

Зацвітай, молодая калина,

Среди тихого повесіння.

Чистая волна к тебе течет,

Омывает твое корни.

Это же тебе от ветров ломаться.

Белым цветом шумите над миром,

Свежих сил от земли набраться,

Чудом кистей пламенеть.

Неподоланому народа,

Соловьиной моей Украине,

Над камнями, над седые воды

Ты о счастье шумы, калина.КАЛИНА

Посадите калину круг школы,

Чтобы на целый белый свет

Улыбнулась истинная судьба,

Материнский нежный цвет.

Посадите калину на огороде,

Чтобы розквітнула земля!

С росы - пречистая краса,

С неба - почерк журавля.

Посадите калину возле дома,

Чтобы на все, на жизнь,

Стал бы каждое утро праздником,

Детям будет возврата.

Посадите калину в чистом поле,

Пусть она освятит время,

Род наш очень любит свободу,

Пусть же и Воля любит нас!

А чтобы цвет ее не стерся,

Не завял в спориші,

Посадите калину возле сердца,

Чтобы цвела она в душе.

Ведущая. Вдумайтесь в слово «Родина» и вдумайтесь в слова «Что такое Родина?». (Размышления учащихся).

Что такое Родина?

За окошком калина,

Тихая сказка бабушки,

Нежная песня мамочки,

Сильные руки у папы,

Под тополями дом.

Под ивой колодец,

Среди щелочи аист,

И дубрава далека.

И радуга над лесом,

И стремительный обелісок...

Кем в жизни ты не станешь:

Шахтером, земледельцем,

Зореплавцем храбрым,

Строителем, солдатом -

Следует всегда помнить:

Когда любишь ты все это

И принимаешь в сердце,

Как готов ежесекундно

От беды защищать

Каждую в луге травинку,

Каждую в роще пташинку,

Значит - это Родина

Имеет хорошего сына.

Наша святая земля, родной дом, соловьиный язык, бессмертная песня, красная калина и все, о чем мы говорили, - является нашей Родиной, которая зовется Украиной. Поэтому любить, уважать, беречь ее и будем достойными ее сынами и дочерьми.

 

ПОХОД-РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДО МУЗЕЯ НАРОДОВЕДЕНИЯ

Цель. Расширить и углубить знания детей о народной символике. Ознакомить с прошлым и современной жизнью украинского народа. Воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, Ход занятия

(Воспитатель организовывает детей).

- Дети, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого мы попадем в музей народоведения. Мы с вами увидим живописно оформлены стенды, витрины, макеты и большое количество экспонатов, заглянем в дом, где некогда жили наши дедушки и бабушки. Но путешествие это будет необычная. По дороге мы встретим интересных сказочных героев с их очаровательными кувшинами, макитрами, борзыми и смелыми ложками.

А дорогу кто покажет нам, дети? (Выходит переодетый Колобок).

- Так, Колобку, веди нас по дороге в гости к сказкам. Но сначала расскажи о себе.

(Колобок поет «Песню о Колобке»). Колобок.

Я по закроме метений,

Я на яйцах испеченный,

Я от бабки убежал,

Я от деда убежал,

Я от зайца убежал,

Я от волка убежал,

От медведя убежал,

От лисы убежал,

И от тебя убегу...

В нашем музее мы увидим макет печи, в которой наши бабушки готовили вкусную еду и при этом пели такую песенку:

Я пеку, пеку, пеку

Детям всем по калачу,

Сверху маком потрушу,

В горячую печь посажу,

Випікайтесь, калачи,

В натопленной печи.

- Дети, то Колобок волнуется, видимо, ему очень хочется путешествовать дальше.

Колобок катится и останавливается...

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Лисичка и Журавль, Колобок рассматривает иллюстрацию вместе с детьми).

- Кого мы видим на рисунке?

(Лисичку и Журавля, которые рассматривают кувшин и не могут попробовать блюда).

- Дети, а давайте с вами рассмотрим, какие волшебные кувшины музее.

- Колобку, расскажи нам, что ты знаешь о кувшин, а малыши послушают.

Колобок. Кувшин сделан из глины, он правильной круглой формы. Из такого кувшина ели наши дедушки и бабушки.

- Дети, давайте вместе с вами попробуем вспомнить, какой еще старинная посуда присутствовал в сказке «Лисичка и Журавль»? (Горшок)

- Правильно, дети. Наверное, Колобок понял, что вы очень хорошо знаете эту сказку, потому что вспомнили название этого старинного посуды.

Иди, иди, дождик,

Сварю тебе борщику

В глиняном горшке...

Весь этот посуда разрисована петриковской росписью. С давних времен славится село Петриковка замечательным народным искусством - стенной росписью и декоративной росписью на деревянных и глиняных бытовых вещах. Петриковские мастера отражают природные формы цветов, например, гвоздики или калины, создавая образы фантастических, невиданных в природе цветов. Кроме разнообразных цветов, петриковке рисуют ягоды (клубнику, виноград) и птиц. Реже встречаются изображения животных и людей.

Красные грозди калины

Горят всеми огнями.

Без калины нет Украины,

Без народа Страны нет.

(Дети рассматривают красочное переплетение орнамента петриковской декоративной росписи). У нас впереди еще очень много интересных встреч. И наш Колобок покатился по сказочной тропе музея.

-Дети, подивіть, кто это?

(Показ иллюстрации к сказке "Курочка Ряба)

(Курочка Ряба)

- Курочка Ряба снесла яичко не простое, а золотое. А теперь давайте рассмотрим крашенки, писанки нашего музея. Видите, какие они хорошие. Из простого яичка они превратились в красивые писанки, благодаря умелым рукам художника. (Воспитатель показывает писанку).

- Писанка такая красивая, что с ней сравнивают красивую девушку, говорят: «Красивая, как писанка». С писанками на Пасхальные праздники организуют различные игры, каждый пытается разрисовать их как можно лучше. Расписывают и взрослые, и дети.

(Дети узнают, что яичко, выкрашен в один цвет, называют пасхальным яйцом. Вспоминают цвета, которые можно использовать, рассматривают красочные пасхальные яйца в плетеной корзинке, вспоминают пословицы, стихи)

Как родила, то была белая, Теперь посмотрите: рябенькая я целая. Мне обрисовала Оксаночка бочки, и желтые, И красные, и белые цветочки. Писанки нашего музея разрисовали дети из кружка «Волшебные писанки».

- И снова Колобок трогается.

- Катится, катится, а навстречу ему кто? (Показ иллюстрации к сказке «Колосок»).

- Дети, вы узнали героев этой сказки?

- Да, это мишенятка Круть и Верть, а с ними петушок Голосистое Горлышко.

- И что они держат в руках? (Колосок) (Воспитатель читает стишок «Колосок»)

Колосками, колосе,

Мудрая голова,

Ветерок лапами

Тихо повіва.

Посмотрите на сноп колосьев в нашем музее. Это колосья является началом хлеба на столе. Колобок, (спрашивает у детей):

- Что петушок сделал с зерном колоска?

- Обмолотил, а потом сморозил зерно на муку.

- Молодцы, дети, а теперь посмотрите, что стоит в нашем музее на столе?

- Макитра.

- А что в башке?

- Пирожки, петушок испек в печи, притрусил маком. В древности мак терли макогоном.

- А чем петушок розкачав тесто?

- Качалкой.

Посмотрите, все это есть в нашем музее народоведения. Колобок. А я знаю еще и стишок про качалку.

Наташа-Полтавко,

Бери-ка скалку,

Утром покачай,

Нам пирожков дай.

- А сейчас я всех приглашаю малышей к бабушке, которая угостит нас пирожками, лежащие в красиво разрисованной глиняной миске.

Спасибо Колобку за то, что он нам показывал дорогу и вместе с ним отведаем эти вкусные пирожки. (Дети угощаются пирожками).

ukrlitra.com.ua

Хлеб это символ благополучия и достатка

www.velikol.ru 1

Хлеб это символ благополучия и достатка?

  • Выполнила: Елисеева Н. Б., учитель начальных классов

  • МБОУ СОШ с. Сосновоборское

Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило.

Мы предполагаем, что хлеб на столе - это богатство в доме.

Проблемные вопросы :

  • С чем люди сравнивали хлеб?

  • Какие существовали приметы связанные с хлебом?

История

  • Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом. То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб. На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.

Приметы:

  • Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека. Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар. Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил. Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку. Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия

Вывод:

  • Вывод:

  • 1. Хлеб является символом благополучия и богатства, так как в России хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

  • 2. Хлеб на столе – это богатство в доме, потому что буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

www.velikol.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *