Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы «Хлеб – всему голова». Занятие про хлеб в младшей группе
Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы «Хлеб – всему голова»
Автор: Анчина Н.А., МБДОУ детский сад комбинированного вида №18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
Цель: Активизировать употребление в разговорной речи детей пословиц, загадок; развивать эстетическую и эмоциональную стороны речи; воспитывать у детей интересы к труду взрослых в деревне; познакомить с кубанскими играми.
Материалы: Хлеб пшеничный и ржаной, калачи, булочки, сушки, бублики, мука пшеничная и ржаная. Презентация о выращивании хлеба.
Ход занятия:
В зале расположена выставка хлебобулочных изделий и мешочки с мукой пшеничной и ржаной .
Ведущий: Что стоит в мешочках? Что можно испечь из муки?
1 стол накрыт рушником, а под ним хлеб пшеничный и ржаной.
Ведущий: Отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и тёплый, он и белый,
А бывает подгорелый.(хлеб)
Ведущий: Хлеб бывает из белой муки- мука из пшеницы, а тёмный хлеб из тёмной муки- мука из ржи. Люди много сложили пословиц о хлебе. Вот одна из них: «Хлеб-всему голова».(Ведущий предлагает повторить пословицу вмести с детьми).
На 2 столе разложены калачи и булочки.
Ведущий: Много выпекают из муки калачей, булочек. Вот и пословица: «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи». (Ведущий предлагает повторить пословицу вмести с детьми).
На 3 столе разложены бублики и сушки.
Ведущий:Ещё выпекают из муки сушки, бублики, печенье пряники, торты . У меня есть ещё одна пословица: « Горька работа, да хлеб сладок». (Ведущий предлагает повторить пословицу вмести с детьми).
Ведущий: А вот как хлеб попадает к нам на стол, мы сейчас посмотрим. Садитесь удобней. ( просмотр слайдов о хлебе и чтение стихотворения ведущим).
Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим «Хлеб»
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим « Хлеб»
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб»
Ешь его, расти и помни,
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
Ведущий: Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду дождь или жару. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался у тебя на столе. Вы это уже поняли. Сейчас вспомним пословицы о хлебе, а я вам помогу.
Ведущий: « Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».
Дети: Хлеб- всему голова».
Ведущий: «Без хлеба куска- везде тоска».
Дети: «Горька работа, да хлеб сладок».
Ведущий: «Калач приестся, а хлеб никогда».
Дети: « Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».
Ведущий: А загадки можете отгадывать?(отгадки сопровождаются слайдами)
1.« Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет, семь плугов тащит». (трактор)
2.«Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом». (колос)
3.«Корабль-великан не по морю плывёт.Корабль- великан по земле идёт.
Поле пройдёт- урожай соберёт».(комбайн)
4. « Ты не клюй меня ,дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда, таких как я, будет целая семья».(зерно)
5. «У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка,
От рождения мать седая, по имени».(мука)
Ведущий: После уборки урожая хлеборобы устраивают «Праздник урожая». На этом празднике играют в игры, танцуют, водят хороводы, поют песни. Некоторые кубанские песни, хороводы, игры вы уже знаете. Вот мы и покажем нашим гостям.
Танец: «Семечки».
Игра: «Сон казака».
Хороводная казачья игра.
Песня: «Пошла Маша во лесок».
Ведущий: В давние, давние времена и в наши времена встречают гостей с хлебом и солью. Это означает дарить благополучие и богатство. У нас в гостях помощник атамана Кубанского казачьего войска г. Тихорецка ______________
Милости просим!
Дети встречают гостя в казачьих костюмах хлебом и солью. Слушают рассказ казак о хлебе, об обычаях в казачьей семье, об одежде. Ведущий предлагает пройти в группу всем гостям на чаепитее.
Конспект занятия на тему: «Хлеб» в младшей группе
Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу
Задачи:
Образовательные: Уточнить представление о хлебе, продолжать обогащать представление детей о профессиях.
Развивающие: Развивать любознательность детей ,мышление, мелкую моторику.
Речевые: Обогащать словарь: хлеборобы ,агроном, тракторист, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить.
Демонстрационный материал :Иллюстрации, изображающую пахоту, сев, хлеб растет ,жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на прилавках.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа с ним, физкультминутка «Печём пироги»,
анализ ,подведение итога.
ХОД НОД
Воспитатель. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».
Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Давайте, назовём их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, торт и т.д.
-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова: «Хлеб- всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», « Хлеб на столе, как и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска».
— Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: « Ржаной хлебушка- калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
(Погореловский.)
-Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т.д. И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.
— Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А вы знаете, дети, кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
ХЛЕБ.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я.Аким.)
-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.
Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр ,грузчик, мукомол, пекарь и т.д.
— Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Руки человека
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.
( Я.Дягутите.)
— Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Растут всё лето под привольным ветром всё лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба как бы не сломились колосья и не полегли.
-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, сберегло.
( С.Погореловский.)
-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? ( Руки агронома, комбайнёра. Шофёра. Мельника. Пекаря, продавца и т. д)
— Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и за одно отдохнём.
« ПЕЧЁМ ПИРОГИ»
Засучили рукава-всыпали муку-налили воду- добавили соль- взбили яйцо- перемешали- побили тесто- раскатали- нарезали- налепили пирожков- разложили на противень- поставили печь-испекли- понюхали- взяли все по пирожку- съели.
-А теперь, ребята, я прочту вам сказку «Колосок», как помогали Петушку Круть и Верть. (Чтение украинской сказки «Колосок»)
Вопросы детям:
1.Что нашёл Петушок?
Дети ( Колосок).
2. Что сделал Петушок с колоском?
Дети ( Обмолотил).
3. Куда отнёс Петушок зерно?
Дети ( На мельницу).
4. Что с мельницы принёс Петушок?
Дети ( Муку).
5. Что испёк из муки Петушок?Дети ( Пирожки).
6.Чем занимались в это время Круть и Верть?
Дети (Играли и пели).
7. Почему Петушок не угостил их порожками?
Дети ( Не работали не помогали).
Воспитатель: Кто не работает, тот не ест.
Ребята, что вы узнали сегодня?
Дети- Узнали ,что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов .Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
konspekty-zanyatij.ru
«Как хлеб на стол пришёл».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
во второй младшей группе.
Тема: «Как хлеб на стол пришёл».
Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит
зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи: 1. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
2. Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь.
3. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки,
сухарики, печенье; хлебница. Наглядные пособия: колосок, жерно-
ва, итоговая лесенка; иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница,
пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
(Дети стоят у воспитателя).
- Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Хлеб).
-
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Беседа.
(Появляется наглядное пособие – колосок).
- Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
(На столе появляется каравай – круглый хлеб).
- Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки,
печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
- А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
-
Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с профессиями
хлебороба, мельника, пекаря.
а) – В колоске живут зёрнышки.
(Показать детям зерно в тарелочке).
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригре-
вало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются
хлеборобы.
(Показ иллюстрации. Хоровой повтор).
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают
Зерно.
(Показ иллюстрации).
б) – Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу.
(Показ иллюстрации).
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сей-
час покажу.
(Показ наглядного пособия).
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой).
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
в) – После мельника с мукой будет работать пекарь.
(Показ иллюстрации).
- Чем он занимается?
- Пекарь работает на пекарне.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем.
(Дети встают в круг).
- Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повто-
infourok.ru
Конспект занятия на тему: «Хлеб» во второй младшей группе
Программное содержание: Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания; рассказать, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу обогащать лексикон по теме «Хлеб». Развитие внимания, памяти, мышления.
— Дети, нам принесли посылку. Написано: «Детям старшей группы». Что же здесь лежит?
(Достает хлеб, читает стихи С.Погорельского)
«Вот он хлебушек душистый,
Вот он – теплый, золотистый.
В нем – здоровье, наша сила!
В нем – чудесное тепло!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло».
— Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
Дети: Каша, хлеб с маслом.
— А вчера?
Дети: Суп, котлеты, хлеб, сок, булочка.
— Ребята, меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром, и вечером.
Дети: Хлеб.
— Правильно. Каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома – хлеб.
-Сегодня мы будем говорить о хлебе.
— Где мы покупаем хлеб?
Дети: В магазине, в булочной, на пекарне.
— Хлебобулочных изделий много, какие назовете?
Дети: Хлеб, булочки, бублики, пирожки, пирожные, слойки, кексы, пирожки.
-Давайте с вами назовем много слов о хлебе, каким он бывает?
Дети: Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.
-Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
— Как ласково можно назвать хлеб.
Дети: Хлебушек.
— Когда-то человек попробовал жевать зерна, они ему показались очень вкусными. Он научился размельчать зерна камнями, и получалась мука, а затем научились выпекать хлеб, но он не был таким вкусным. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: Хлеб – всему голова!
Хлеб – наше богатство!
Без хлеба – нет обеда!
Будет хлеб – будет песня.
Без хлеба – не вкусно и не сытно.
Где хлебно и тепло, там жить добро.
У кого хлеб родится – тот и веселится.
— Было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны, хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды и т.д.
И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125 граммов на весь день. Это очень мало. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
— Дети, а в каких русских народных сказках упоминается хлеб, зерно и продукты из муки?
Дети: «Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок» и др.
— Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но с уважением нужно относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь прежде, чем появиться на полке в магазине. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправимся в путешествие.
— Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит.
Дети: Трактор
— Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
— Посмотрите на картину. Что изображено?
Дети: Трактор пашет землю.
— Он готовит землю для сева зерна. Ведь недаром говорят «Весенний день – год кормит».
— Трактор тащит плуг, борону, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
— Сначала зернышко хлеба сажают в землю. Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. А когда зерно сеять, решает агроном.
« Чтобы крепким был росток,
Наливался колосок.
Должен он расти в землице,
дождевую пить водицу,
Греться солнечным теплом,
Обдуваться ветерком.
— Идет время, зёрна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы.
(Показывает колосья хлеба)
«Колосок, как будто дом.
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелостью полно.
(рассматривают колосья хлеба)
— А теперь главная задача хлеборобов: сберечь урожай. В этом помогает самолет.
«Самолет над полем кружит,
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху – всюду – всюду,
Сыплет белый порошок.
— Для чего сыплет самолёт порошок?
Дети: Этот порошок от вредителей, чтобы уберечь урожай
— И вот пришла осень. Вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора убирать урожай.
— А сейчас физкультминутка.
«Дует ветер с высоты, /Наклоны в стороны/
Гнутся травы и цветы /Наклоны в стороны/
Вправо-влево, вправо-влево /Наклоны в стороны/
Клонятся цветы и травы. /Наклоны в стороны/
А теперь давайте вместе, /Прыжки/
Все попрыгаем на месте. /Прыжки/
Выше, веселей, вот так! /Прыжки/
Переходим все на шаг, /Ходьба/
Вот и кончилась игра! /Ходьба/
Заниматься нам пора! /Ходьба/
— Наступила пора уборки урожая. Послушайте загадку.
«Он идет волну сечет из трубы зерно течет. Что это за машина?»
Дети: Комбайн
— Для чего используют на полях комбайны?
Дети: Комбайн убирает урожай, скашивает зерно, и обмолачивает.
— Хоть и собрано зерно. Да не хлеб еще оно, когда везут зерно?
Дети: Его везут на элеватор.
— Зерно сушат, сортируют, чтобы урожай не испортился, а затем везут зерно на мельницу.
— Здесь такое с ним творится. В оборот его берут. В порошок его сотрут. Что это за порошок?
Дети: Это мука.
(Воспитатель показывает муку в тарелке)
— Человек, который работает на мельнице, называют мукомол, мельник.
— Дальше муку везут на пекарню. Человек, который работает на пекарне, называется пекарь.
Дети: Пекарь из муки делает тесто. Пекут хлеб и булочки.
— На большом хлебозаводе
станет тестом та мука.
Хлебу путь теперь не долгий.
Вот и в булочной на полке,
Вот к тебе уже на стол
Он пожаловал – пришел.
— А теперь поиграем в игру «Цепочка»:
1) Откуда хлеб пришел? (Из магазина)
2) В магазин, откуда попал? (Из пекарни)
3) Что делают на пекарне? (Пекут хлеб)
4) Из чего пекут хлеб? (Из муки)
5) Из чего мука? ( Из зерна)
6) Откуда зерно? ( Из колоса)
7) Откуда пшеница? (Выросла в поле)
8) Кто вырастил пшеницу? ( Агроном)
— Посмотрите на картину. Стоит стеной высокая пшеница. Как ее убирали раньше, когда не было машин?
— Я вам покажу этот серп, им жали пшеницу, складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб.
— Выращивали пшеницу и рожь. Мука из пшеницы называлась пшеничная мука, а из зерен ржи- ржаная мука.
Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедных крестьянских семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили:
« Пшеница кормит по выбору, а рожь всех сплошь».
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито».
Слово «жито» похоже на слово «жизнь».
Хлеб – главный продукт питания. Он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
— Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Беречь его.
— К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его.
— Ребята, а вы хотите поработать пекарями?
(Лепка из теста)
Сегодня на занятии мы узнали, откуда хлеб пришел.
Хлеборобы, комбайнеры, пекари много потрудились и днем, и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб.
Слава тем, кто хлеб растил. Не жалел трудов и сил.
— А теперь каждый придумывает окончание предложения.
«Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…
(не разбрасываю хлеб)
(бережно к нему отношусь)
-Занятие окончено.
konspekty-zanyatij.ru