1 июня. Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Тремя хлебами и двумя рыбами


Какой рыбой Иисус Христос пять тысяч голодных накормил? | Еда и кулинария

А был в это время Иисус среди большого количества людей, которые пришли выслушать Его наставления и обратиться с просьбами о помощи, исцелении и т. д., так как вести о нём разошлись по всему Израилю. Происходило это на берегу озера у города Вифсаида.

Сели Иисус и апостолы в лодку и поплыли в поисках пустынного места. Однако люди не разошлись, а двинулись по берегу и даже опередили лодку, на которой плыл Иисус со своими учениками. Увидев, что так много людей нуждается в нём, Иисус велел причалить к берегу и снова начала учить, лечить, исцелять и т. д.

Дело шло к ночи, берег был пустынный, и не было поблизости никакого жилья, чтобы люди могли найти себе ночлег и еду. Видя это, апостолы обратились к Иисусу с просьбой отпустить народ, говоря: место здесь пустынное и время уже позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в поселения и купили себе пищи. Но Иисус сказал: «Не нужно им никуда идти, вы дадите им пищу».

И взошёл он вместе с апостолами на гору, и сели они там. Апостолы усомнились, что возможно накормить столько народу. Тогда велел Иисус рассадить людей по 50 и по 100, и оказалось их около 5000 человек, не считая женщин и детей.

Поискали в толпе и нашли мальчика, который продавал 5 ячменных хлебов (в виде лепёшек) и две жареные рыбы. Иисуса поднял глаза свои к небу, помолился Богу, преломил еду на куски и велел раздавать людям. И тут все стали свидетелями величайшего чуда: при раздаче народу количество хлеба и рыбы не уменьшилось, а увеличилось, и все ели и наелись (так утверждают евангелисты).

Таким образом, все 4 евангелиста уверяют, что Иисус накормил одновременно свыше 5000 человек, включая женщин и детей. Мало того, когда стали собирать остатки пищи, то наполнили им 12 коробов (дорожных корзин).

Не буду пересказывать эту историю дальше, так как к рыбе она прямого отношения не имеет. Скажу только, что люди, воодушевившись при виде чуда, тут же решили немедленно «идти на Иерусалим», чтобы избрать Иисуса царём.

Иисус отправил апостолов по озеру на лодке, а сам успокоил людей и пошёл на гору молиться. А перед этим, идя по воде, как по суше, он спас апостолов из разбушевавшегося озера.

Тут случай вновь возвращает нас к озеру и рыбе, которая так удачно попала в руки Иисусу. Спрашивается, что это была за рыба? Может быть, в ней всё дело-то? Было ли у нее название, или это мифическая рыба, «рыба вообще»?

Сопоставление старинных и современных названий говорит о том, что библейские события происходили возле израильского озера Кинерет. И что интересно, в этом озере тогда в большом количестве водилась рыба тилапия. Сам апостол Пётр с братом именно там ловил эту рыбу. С тех пор её называют теляпия галилейская.

У этой рыбы за жабрами с обеих сторон есть пятна. По преданию, это следы от пальцев апостола Петра. На самом деле тилапия — это съедобная рыба отряда окунеобразных. Включает более 100 видов, расселённых по всей Земле. Может жить в пресной и солёной воде. Лично я покупаю её на нашем рынке в виде замороженного филе. Откуда её привозят, не знаю. Особенно вкусна жареная — такая, которую и делил Иисус.

Вот так за библейскими историями прячется замечательная проза жизни. Ешьте тилапию, и приятного вам аппетита! (Это не реклама, а передача личного жизненного опыта, так как живу я далеко от озера Кинерет).

shkolazhizni.ru

1 июня. Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 5 - 14. 

 

5. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6. Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

9. здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10. Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

(Ин. 6, 5–14)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, посвящены чудесному насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Христос удалился из Галилеи вместе с апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида, располагавшегося на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро.

Великое множество народа сразу же окружило Господа, а потому, испытывая веру апостола Филиппа, Спаситель обратился к нему: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? (Ин. 6, 5). Господь обращается с вопросом именно к Филиппу, потому как этот апостол более чем другие нуждался в укреплении своей веры для признания действия всемогущества Христова. Филипп же ответил: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу (Ин. 6, 7).

Блаженный Феофилакт поясняет, что Господь «спрашивает не другого кого, но Филиппа. Ибо он требовал большего обучения… Посему задолго вперед приготовляет его и вопросом побуждает его всегда помнить это чудо. Ибо если бы чудо совершено было просто, оно не показалось бы таким великим. А теперь Он предварительно заставляет его объявить о недостатке хлеба, чтобы он лучше понял величие имеющего совершиться чуда и не мог уже забыть высказанного».

Динарий являлся поденной платой за труд. Сумма в двести динариев была настолько велика, что собрать ее можно было разве что за полгода. В то время на такую сумму можно было приобрести более шестисот килограмм хлеба, но и такого количества было мало для пяти тысяч человек, окружавших Христа. А потому апостол Андрей, брат Симона Петра, замечает: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Ин. 6, 9)

Видя маловерие Своих апостолов, Спаситель тотчас же доказывает им, что для Него нет ничего невозможного и совершает чудо: Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел (Ин. 6, 11). Таким образом в руках Господа малое становится великим.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было».

Когда же, по повелению Христа, стали собирать остатки хлеба, то наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели (Ин. 6, 13). Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок для хранения пищи. Как бы малы ни были эти короба, во всяком случае нельзя было наполнить двенадцать коробов пятью хлебами, разломанными на куски, если бы количество этих кусков не было чудесным образом умножено.

Это удивительный духовный закон: чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется. И каждый из нас может увидеть это в своей жизни, если мы не будем проходить мимо трудностей и проблем людей, нуждающихся в нашей помощи. Ведь из нашей малости Господь сотворит не просто достаточное количество, но еще и с избытком. А потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, на примере сегодняшнего евангельского события, что за все, отданное нуждающимся Христа ради, Господь через Свои руки вернет нам во много раз больше, подобно тому как Он наполнил двенадцать коробов. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

tv-soyuz.ru

Чудесное насыщение. Пять хлебов и две рыбы

Все люди с любовью и вниманием слушали наставления Иисуса Христа. Они дорожили каждым Его словом и постоянно за Ним ходили. И вот, в то время когда Иисус с учениками проповедовал Царство Божие, случилась беда. Иоанна Крестителя заключили в тюрьму, а затем казнили по приказу правителя Галилеи. Узнав о смерти Иоанна, Христос стал очень скорбеть. Он пошёл в одно пустынное и безлюдное место, где не было ни домов, ни людей, и хотел побыть там один, чтобы в тишине и молитве пережить смерть Иоанна Крестителя. Но скоро и там Его нашли желавшие послушать Его учение. Иисус Христос не рассердился и ласково начал учить людей, как надо жить и что делать, чтобы заслужить себе Небесное Царство. Долго продолжалась Его беседа. Слушатели и не заметили, как приблизился вечер.

Целый день они ничего не ели, и достать пищи в этом пустынном месте было негде. Тогда апостолы сказали Ему:

– Господи, отпусти людей, они сегодня ещё ничего не ели, а до ближайшего селения долго идти.

Иисус Христос ответил им:

– Накормите их вы!

Но ученики сказали:

– Чем же, Господи, мы можем накормить такое множество народа? Купить пищи негде, а здесь только у одного мальчика есть пять маленьких хлебов и две рыбы.

Тогда Иисус Христос сказал им:

– Принесите еду сюда!

Когда хлеб и рыбу принесли, Иисус велел народу усесться на зелёной травке рядами. Оказалось, что слушателей, одних мужчин, не считая женщин и детей, было около пяти тысяч человек.

Иисус Христос взял хлеб и рыбу, помолился Богу, разломил на куски и, подав ученикам, велел раздавать народу. И сколько ученики ни раздавали, хлеба и рыбы всё не уменьшалось. Из малого Господь Иисус Христос сделал много. Всем хватило пищи, и все насытились. Тогда Господь сказал:

– Соберите остатки, чтобы ничего не пропало.

И набрали остатков двенадцать полных корзин. Так Иисус Христос во время своей земной жизни заботился о людях. Также, дети, заботится Он и теперь о том, чтобы любящие Его не страдали от голода. Ему больно и тяжело видеть голодных, и, если одни голодают, Он посылает на помощь к ним других, у кого хлеба много.

Скорее птичка оставит своих птенцов, скорее отец и мать покинут своё дитя, чем милосердный Господь оставит людей без Своей помощи и попечения. Он добрый и любящий. Он даёт росу цветку и травке; Он кормит птичку в поле, и тем более нас Он не оставит без пропитания. Но при этом и мы сами не должны быть беспечны и небрежны.

Вот вы слышите, что Христос велел собрать остатки, чтобы ничего не пропало, потому что каждая крошка хлеба есть дар Божий и ею надо дорожить.

Однако есть такие дети, которые, играя за столом, швыряют друг в друга целыми кусками хлеба. Хорошо ли это? Может ли такое обращение с хлебом нравиться Иисусу Христу? Нет. Хорошие, умные дети не станут делать ничего подобного. Хорошие дети, если они сыты сами, собирают остатки от стола и дают тем, у кого кушать нечего.

Зато у таких детей никогда ни в чём не будет недостатка: Иисус Христос сделает так, что у них всегда и всё будет в изобилии.

Уже три года Господь ходил по земле и проповедовал Царство Божие, творил чудеса и исцелял больных. Но приближалось время завершения Его земного служения. Он стал все чаще предупреждать Своих учеников о том, что Ему надо пойти в Иерусалим и там много пострадать от первосвященников и книжников, и что Его убьют, и на третий день Он воскреснет. Ученики не понимали смысла сказанных слов, но слова о смерти своего Учителя их очень огорчали.

Преображение Господне

Однажды Спаситель вместе с тремя учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, взошёл на гору помолиться. Эта гора называлась Фавор. Здесь Господь начал молиться, а апостолы, утомлённые трудным восхождением на гору, уснули. Очнувшись внезапно ото сна, они увидели необычное явление. Перед ними стоял Христос, лицо Его просияло, как солнце, и одежда Его сделалась белой, как свет. И вдруг явились во славе Моисей и Илия и стали беседовать с Ним о Его грядущих страданиях и смерти в Иерусалиме. Пётр, не зная что сказать от радости и счастья, обратился к Иисусу:

– Господи! Как здесь хорошо! Сделаем три палатки: Тебе, Моисею и Илии.

Когда Пётр это говорил, появилось облако и осенило их. И из облака был Голос, сказавший:

– Это Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте.

Услышав этот Голос, апостолы очень испугались и упали на землю. После этого они увидели Иисуса Христа одного. А когда они спускались с горы, Иисус запретил апостолам рассказывать о виденном до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.

На горе Фавор Христос показал нам, какими будут в раю все люди, вошедшие в Царство Небесное. И позволил апостолам слышать Голос Божий, чтобы укрепить их веру перед страшными днями распятия и смерти Иисуса.

chudo-udo.com

29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами.

29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами.

29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;

31. так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

(Мк. 7:37). У Марка – только первое предложение стиха Матфея, выраженное совсем иначе. Затем Матфей добавляет слова, которых нет у других евангелистов. Выражения “славить, прославлять Бога” встречаются в Новом Завете много раз (например, Мф. 9:8; Мк. 2:12; Лк. 5:25,26; 7:16 и проч.; 1 Пет. 2:12; 4:11; Рим. 15:9; 1 Кор. 6:20; 2 Кор. 9:13 и проч.). Но нигде нет прибавки “Израилева,” как здесь. На этом основании думают, что теперь Христос находился среди язычников, которые прославляли чуждого им Бога – и“Бога Израилева” (ср. Мк. 8:3 – “некоторые из них пришли издалека”).

32. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

(Мк. 8:1-4 с значительным различием в выражениях). Если о насыщении пяти тысяч человек рассказали все четыре евангелиста, то настояий рассказ принадлежит только Матфею и Марку. По общему содержанию он настолько сходен с рассказом о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, что многие принимали его за вариант одного и того же события. Если бы так, то это могло бы, с одной стороны, повлиять на истолкование первого рассказа, а с другой, – дало бы повод считать оба рассказа легендарными. Но другие держатся иных мнений. Еще в древности обращали внимание на различия обоих рассказов, и на этом основании утверждали, что в них изображаются два действительные события. Так, Ориген писал между прочим: “теперь же, после исцеления немых и прочих, (Господь) милосердствует о народе, пребывавшем около Него уже три дня и не имевшем пищи. Там ученики просят о пяти тысячах; здесь же Сам Он говорит о четырех тысячах. Те вечером насыщаются, проведя с Ним день; об этих же говорится, что они с Ним пробыли три дня, и они получают хлебы, чтобы не ослабеть на пути. Там говорят ученики о пяти хлебах и двух рыбах, которые имелись у них, хотя Господь об этом не спрашивал; здесь же отвечают на вопрос, что у них было семь хлебов и немного рыбок. Там Он повелевает народу возлечь на траве, здесь же не велит, а возвещает народу о том, чтобы возлечь… Эти на горе насыщаются, а те в пустынном месте. Эти три дня пребывали с Иисусом, а те один день, в который вечером насытились,” и проч. Проведением различия между двумя насыщениями занимаются также Иларий и Иероним. Что это были действительно два события, это решительно подтверждается Самим Спасителем, который указывает на это в 16:9 и сл. Предположение, что оба события тождественны, основывается на мнимой трудности вопроса учеников: “откуда нам взять в пустыне столько хлебов,” так скоро забывших прежнее чудо; но подобная медлительность в вере встречается среди людей и в других случаях, и примеры ее сообщаются в самом писании; ср. Исх. 16:13 с Чис. 11:21, 22; и см. Исх. 17:1-7 (Альфорд). Весь этот рассказ имеет, по-видимому, связь с предыдущим рассказом об исцелении дочери хананеянки и крохами, которые падают со стола господ псам. Чудо совершено было в Десятоградии, т.е. там, где население состояло если не исключительно, то преимущественно из язычников. Отношение чисел первого и второго насыщения таково: 5000 : 4000; 5 : 7; 2 : х; 12 : 7 (число людей, хлебов, рыб и наполненных хлебами коробов).

34. Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

(Мк. 8:5). Матфей добавляет “и немного рыбок.” Слово “рыбок” (??????) здесь уменьшительное, вместо прежнего “рыбы” (??????) у синоптиков и ?????? у Иоанна (6:9).

35. Тогда велел народу возлечь на землю.

(Мк. 8:6). “Во всем прочем поступает подобно прежнему: рассаживает народ на земле и делает так, что в руках учеников не убывают хлебы” (Иоанн Златоуст). По внешности событие отличается теперь от прежнего только числами.

36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

(Мк. 8:7, 8). Добавление к рассказу “благословив, Он велел раздать и их” (т.е. хлебы) встречается только у Марка. Параллель 37 стиха – Мк. 8:8, с некоторой разницей в выражениях. У Матфея добавлено (семь корзин) “полных,” чего нет у Марка. Вместо “коробов,” в которые собраны были куски после насыщения пяти тысяч, теперь говорится о “корзинах” (????????). Слово это, кроме Евангелий, употреблено еще только один раз в Новом Завете, Деян. 9:25, где говорится, что Апостол Павел спущен был в корзине по стене в Дамаске. На этом основании предполагают, что это были большие корзины. Откуда они были взяты, совершенно неизвестно. Может быть, они были принесены людьми, ходившими за Христом, и первоначально наполнены провиантом. Число корзин, наполненных кусками от оставшихся хлебов, теперь соответствует числу преломленных и розданных народу хлебов.

38. а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

(Мк. 8:9). Матфей и здесь добавляет “кроме женщин и детей,” чего нет у Марка (см. прим. к 14:21).

39. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

(Мк. 8:9, 10). Вместо “в пределы (?? ????) Магдалинские” (русск. перев.) у Марка “в пределы (?? ????) Далмануфские.” Августин не сомневается, что это – одно и то же место, только имеющее другое название. Потому что в многочисленных кодексах и у Марка также пишется “Магедан.” Но в таком случае почему же одно и то же место означено разными названиями? Прежде всего заметим, что правильное чтение у Матфея не Магдала, а Магадан. Так в Синайском, B, D, древних латинских, Сиросинайском. Слово Магадан или Магедан считают тождественным с Магдалой (соврем. Медждель). Магдала значит “башня.” Так называлось местечко на западном берегу Галилейского озера, может быть упоминаемое в Нав. 19:38. Оно было родиной Марии Магдалины. Почему оно называлось еще Магаданом, неизвестно. О самом Магадане, если он не был тождествен с Магдалой, ничего неизвестно. Большинство путешественников полагало, что Магдала находилась верстах в пяти к северу от Тивериады, где теперь селение Меджделль. В настоящее время это маленькое селение. В нем до полдюжины домов, без окон, с плоскими крышами. Здесь царят теперь лень и нищета. Дети бегают по улицам полуобнаженными. Далмануфа, упомянутая у Марка, находилась, по-видимому, где-нибудь по близости от Магдалы. Если так, то в показаниях евангелистов нет противоречия. Один место, куда прибыл Христос со Своими учениками на лодке, называет Магаданом (Магдалой), другой указывает на местечко поблизости от него.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

сотворил всю эту еду из ничего или как-то ещё? — КиберПедия

 

иеромонах Иов (Гумеров)

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42–44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну . Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа ), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <…> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное ; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много — не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? — но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <…> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

 

cyberpedia.su


Смотрите также