Сочинения, Краткие изложения, Произведения, Культуры, Биографии, Критика, ГДЗ. Тендряков сочинение хлеб для собаки


👍Сочинение – «Тендряков «Хлеб для собаки»» Тендряков

antisochinenie.ru

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий. Ужас детских воспоминаний и составил основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни. А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке). Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины. Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу. Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым — это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв — «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг… «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: — Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе». Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков. Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!» И тут появляется собака. Вот оно — самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя». Так заканчивается рассказ. Но даже после этого читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства. «Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочиненийСохранить сочинение: Сочинение по вашей теме Тендряков «Хлеб для собаки». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинение на тему - Тендряков. «Хлеб для собаки» — Сочинение по произведению В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских Репрессий. Ужас детских воспоминаний и составил основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект Детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом Пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни. А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, Сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком Березнячке на глазах у жителей посёлка.

Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие Ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, Изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…

». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там Называли «живущих» в березнячке). Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков Подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими Лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно Чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена.

Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим Противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению Восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины. Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного Следить за «куркулями»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью.

Что за мир станет жить после нас? Что За мир?..». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, Впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся Свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его Душу. Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, Что быть сытым — это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям».

Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух Человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв — «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его Дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И Вдруг…

«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: — Уходите! Уходите! Сволочи!

Гады! Кровопийцы! Уходите! (…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, Вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе».

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего В нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с Покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов в Воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему Под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он Думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!

» И тут появляется собака. Вот оно — самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за Единственный способ не сойти с ума от сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик Кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил Я кусками хлеба, а свою совесть». Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте.

Но нет, автор включил ещё один Эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы Приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную Собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Так заканчивается рассказ. Но даже после этого читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального Опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с Героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и Чувства. «Глаголом жги сердца людей».

Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но И пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

sochbox.com

Тендряков. Хлеб для собаки (Хлеб для собаки Тендряков)

Сочинение

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий. Ужас детских воспоминаний и составил основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни. А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке). Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины. Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу. Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым — это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв — «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг… «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: — Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! (…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе». Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков. Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!» И тут появляется собака. Вот оно — самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя». Так заканчивается рассказ. Но даже после этого читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства. «Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

Другие сочинения по этому произведению

Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

www.sochini.info

Мое впечатление от книги В. Тендрякова "Хлеб для собаки"

Рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» произвел на меня одно из самых сильных «литературных» впечатлений за всю мою жизнь. Произведение автобиографично и пронизано страшными воспоминаниями 1933 года. Это было время сильнейшего голода и нищеты. По всей стране активно шел процесс «раскулачивания». Обезвреженных «врагов народа» отправляли прочь с родных мест, но они часто не доезжали до пункта назначения и оказывались в городке, где жил герой произведения. Там, рядом с вокзалом, в березовом скверике, эти люди сходили с ума и умирали от голода. Одни изних были похожи на скелеты, другие болели водянкой и напоминали слонов. И на те, и на других было страшно смотреть. Но маленькие мальчишки не могли удержаться от животного любопытства и подсматривали за умирающими через щели в заборе. Герою рассказа Володе Тенкову всего десять лет. Он так же, как и ребята из его двора, наблюдает сквозь забор за смертью этих, уже не похожих на людей, существ. Но этот мальчик отличается от своих приятелей особой впечатлительностью и душевной тонкостью. Именно его начинают терзать муки совести. Сам Володя предполагает, что совесть в нем проснулась оттого, что он сытый: «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других». Отец Володи получал хороший паек, и семья всегда была обеспечена пропитанием. Почти все остальные жители страшно голодали. Одноклассники мальчика косились на него, когда он доставал на перемене свой обед: два куска хлеба с повидлом. И Володе становилось стыдно за то, что он сыт. Дальше это чувство продолжает развиваться в мальчике. От природы наделенный тонкой душой, он начинает страдать оттого, что другие голодают. С муками совести пытается бороться «здравый смысл». Мальчик старается убедить себя, что в березовом скверике от голода умирают не люди, а враги народа. Но это не помогает, и Володя задается страшным вопросом: «Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?» Десятилетний мальчик не может спокойно спать и есть. Он мучается, потому что сыт сам, но не может спасти от голода всех окружающих: «Я сыт, очень сыт — до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью — врагов или не врагов?..». Володе совестно за свое социальное положение. Страшно, когда окружающая действительность толкает ребенка на такие размышления! И вот Володя приходит к выводу, что есть способ хоть немного успокоить совесть: «Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться… Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг». И вот герой отправляется на поиски самого голодного человека. Он желает спасти кому-нибудь жизнь, поэтому ищет того, кто умрет без его куска хлеба. Найти подобного человека не так уж легко. Но вот мальчик встречает больного водянкой и решает отдать еду ему. После этого поступка Володя почувствовал себя счастливо и легко. Важно еще раз отметить глубокое наблюдение автора: сытый человек часто испытывает муки совести, для голодного понятия совести уже не существует. Люди, брошенные умирать голодной смертью, способны думать лишь о себе и своем возможном чудесном спасении. Володя дает хлеб одному «слону». Этот человек благодарен, но не может на этом остановиться. Через день он начинает поджидать доброго мальчика около дома: «Знакомый слон начал вести со мной молчаливый поединок. Он подходил под наше окно и стоял, стоял, стоял, застывший, неряшливый, лишенный лица. Я старался не глядеть на него, терпел, и… слон выигрывал. Я выскакивал к нему с куском хлеба или холодной картофельной оладьей. Он получал дань и медлительно удалялся». Этот человек начинает играть на совести мальчика, занимаясь вымогательством. Ему самому муки совести больше не знакомы, он доведен до полного отупения, каждый день находясь на грани смерти. Каким-то образом все «куркули» узнали о том, что Володя подкармливает их товарища по несчастью, и около дома мальчика стала собираться целая толпа. Конечно, нельзя винить этих людей в том, что они начали играть на совести и жалостливости мальчика. Но их поведение «излечило» Володю: «Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы». Мальчик перестал подкармливать «куркулей», но его совесть все еще была тяжела. Решение пришло само собой. Оказалось, что, кормя бездомную собаку, о которой некому позаботиться и про которую после ее смерти никто не вспомнит, совершаешь по-настоящему великое дело: «…Мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить». Безусловно, основной в рассказе является проблема совести. Мальчику Володе довелось жить в то страшное время, когда классовая ненависть пыталась побороть все понятия человечности. У кого-то это получалось, у кого-то — нет. Автор своим произведением приводит нас к выводу, что в те годы страдали все умеющие чувствовать. Одни мучились физически: голодали, умирали от холода и страшных болезней. Другие мучились морально, не находя успокоения своей совести из-за относительного жизненного покоя. Важно заметить, что и то, и другое одинаково страшно и приводит к физической или моральной смерти. И неслучайно рассказ заканчивается сообщением о самоубийстве начальника станции, «которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика». Совесть этого человека не выдержала. Ведь ее тоже надо кормить, как это делал мальчик Володя: «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

www.vslu.ru

Урок-проект по рассказу В. Тендрякова “Хлеб для собаки”. Нравственное воспитание

Дополнительные сочинения

1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.

Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.

Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".

Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В. Ф.Тендряков. Личное дело").

Приложение 1.

2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.

Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.

Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "литературовед", победитель недавнего конкурса сочинений о Ф. И.Тютчеве.

(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").

3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.

Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного о ргана Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".

Он подготовил видеосюжет.

Приложение 2.

(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")

4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.

У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно

Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").

Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").

Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.

Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?

Основной вопрос - проблема выбора.

Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".

Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.

Ну а цель этой работы?

В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.

Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём...

Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.

Символы времени в рассказе.

       

С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?

Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)

Приложение 3.

Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.

Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?

Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.

Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки" (Выразительное чтение от слов "Как-то под утро я внезапно проснулся:" до слов "Щедра без устали:")

Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:

Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?

Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?

(Для более точного ответа проследите за композиционным "обрамлением" предложенного отрывка.)

Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?

Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т. п.

Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.

Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?

Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"

Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".

Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?

С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью

Учитель: Итак, герой один на один со своей совестью. Как же происходит этот жестокий суд? Обратимся к тексту.

Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.

Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.

Какую вину берёт на себя герой?

Какова позиция автора в споре героя с самим собой?

Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.

В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.

Поделиться

dp-adilet.kz

Тендряков. «Хлеб для собаки» | Тендряков Владимир

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий. Ужас детских воспоминаний и составил основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым — это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв — «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…

«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:

— Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!

Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе».

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно — самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Так заканчивается рассказ. Но даже после этого читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

school-essay.ru


Смотрите также