Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о судьбе крестьянского мира. Обусловлено оно было изменениями, пришедшими в русскую деревню вместе с большевистской властью. Важнейшим мотивом для Есенина становится борьба железного с живым. Встретить его можно не только в «Песне о хлебе». Наиболее известный пример — «Сорокоуст». В нем описывается эпизод погони жеребенка за поездом. Из этой сцены поэт делает неутешительный для себя вывод: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? По убеждению Есенина, уничтожение крестьянского мира с его древними традициями может стать причиной масштабной катастрофы. В «Песне о хлебе» поэт упоминает первые ее признаки: убийц, шарлатанов и злодеев, распространившихся по всей стране.
Существует версия, что в стихотворении нашла отражение внутренняя борьба Сергея Александровича. Он переехал из родного села Константиново Рязанской губернии в Москву, не достигнув совершеннолетия. Естественно, большой город оказал сильнейшее влияние на состояние его души. В течение нескольких лет поэт пытался бороться с урбанистическим воздействием. При этом Есенина часто тянуло в деревню, где становилось легче, отдыхала душа. В итоге город победил. Триумф его Сергей Александрович признал. Так и появилась в «Песне о хлебе» тема торжества нового городского уклада над традиционным деревенским.
Стихотворение отличается яркими сравнениями. Есенин пишет о процессе получения хлеба так, как вегетарианец мог бы писать о животных, страдающих от любителей поесть мясо, поносить кожаные и меховые изделия. Снопы сопоставляются с трупами, телеги — с катафалками, овин — с могильным склепом. Мельницу поэт называет людоедкой. Два раза повторяется самое сильное в произведении сравнение — резку серпом тяжелых колосьев автор отождествляет с убийством лебедей путем перерезания им горла. Есть мнение, что появление образов, тесно связанных со смертью, объясняется реакцией Есенина на Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну — кровавую, жестокую, братоубийственную, на момент написания стихотворения длившуюся уже около трех-четырех лет.
Песнь о хлебе
Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.
Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.
На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.
А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.
Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть
И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств...
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.
Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.
И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей...
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.
1921
45parallel.net
Содержание:
Кто не любит щи хлебать? Любят все. И поэтому к щам любому нужны хлеба: и рабочим, и крестьянам, и поэтам. Кому это выгодно, чтоб в наши дни рабочий сытым не был? Только врагам, - они одни шепчут: "Не давай хлеба..." Это они выходят на тракт, меж конскими путаются ногами, крестьянину шепчут: "Нарушь контракт - не хлебом отдай, а деньгами..." Это они затевают спор, в ухо зудят, не ленятся: "Крестьянин, советуем, гарнцевый сбор им не плати на мельнице..." Это они у проселка в грязи с самого раннего часика ловят и шепчут: "В лабаз вези, цена вздорожала у частника..." Они, учреждения загрязня, стараются (пока не увидели), чтоб шла конкуренция и грызня государственных заготовителей. Чтоб вновь, взвалив мешки и кульки, воскресла мешечная память, об этом стараются кулаки да дети дворян с попами. Но если тебе земля люба, к дворянам не льнешь лисицей, а хочешь, чтоб ели твои хлеба делатели машин и ситцев, - к амбарам советским путь держи! Чтоб наша республика здравствовала - частнику ни пуда ржи, миллионы пудов - государству!
Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл — страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей.
Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп.
На телегах, как на катафалках, Их везут в могильный склеп — овин. Словно дьякон, на кобылу гаркнув, Чтит возница погребальный чин.
А потом их бережно, без злости, Головами стелют по земле И цепами маленькие кости Выбирают из худых телес.
Никому и в голову не встанет, Что солома — это тоже плоть!.. Людоедке-мельнице — зубами В рот суют те кости обмолоть
И, из мелева заквашивая тесто, Выпекают груды вкусных яств... Вот тогда-то входит яд белесый В жбан желудка яйца злобы класть.
Все побои ржи в припек окрасив, Грубость жнущих сжав в духмяный сок, Он вкушающим соломенное мясо Отравляет жернова кишок.
И свистят, по всей стране, как осень, Шарлатан, убийца и злодей... Оттого что режет серп колосья, Как под горло режут лебедей.
Ты выводы копишь полвека, Но их не заносишь в тетрадь, И если ты сам не калека, Ты должен был что-то понять.
Ты понял блаженство занятий, Удачи закон и секрет. Ты понял, что праздность проклятье И счастья без подвига нет.
Что ждет алтарей, откровений, Героев и богатырей Дремучее царство растений, Могучее царство зверей.
Что первым таким откровеньем Остался в сцепленьи судеб Прапращуром в дар поколеньям Взращенный столетьями хлеб.
Что поле во ржи и пшенице Не только зовет к молотьбе, Но некогда эту страницу Твой предок вписал о тебе.
Что это и есть его слово, Его небывалый почин Средь круговращенья земного, Рождений, скорбей и кончин.
Мечтают двое... Мерцает свечка. Трещат обои. Потухла печка.
Молчат и ходят... Снег бьет в окошко, Часы выводят Свою дорожку.
"Как жизнь прекрасна С тобой в союзе!" Рычит он страстно, Копаясь в блузе.
"Прекрасней рая..." Она взглянула На стол без чая, На дырки стула.
Ложатся двое... Танцуют зубы. Трещат обои И воют трубы.
Вдруг в двери третий Ворвался с плясом - Принес в пакете Вино и мясо.
"Вставайте,черти! У подворотни Нашел в конверте Четыре сотни!!"
Ликуют трое. Жуют, смеются. Трещат обои, И тени вьются...
Прощаясь, третий Так осторожно Шепнул ей: "Кэти! Теперь ведь можно?"
Ушел. В смущенье Она метнулась, Скользнула в сени И не вернулась...
Улегся сытый. Зевнул блаженно И, как убитый, Заснул мгновенно.
Отфыркиваясь по-телячьи Слепой пузырчатой ноздрей, Сопит, одышкою горячий, Чванливый хлебный домострой. Толчется в кадке (баба бабой), Сырые бухнут телеса, Пока в утоме сладкой, слабой Тяжелый гриб не поднялся. И вышлепнутый на лопату, Залакированный водой, В сиянье зоба, сам зобатый С капустной прется бородой. И, в голубое серой грудой Мозгов вползя, сквози, дрожи, Чтоб гаснущей рудой полудой Стянуть желудочные ржи; Чтоб затхлым запахом соломы, Перепелами пропотев, На каткий стол под нож знакомый Переселиться в слепоте. Лишь челюсть, комкая, расскажет Утробе, смоченной слюной, О том, как скоро снова пажить На стебель выплеснет зерно. И, утучнив его угрюмым, Литым движением в кишках, Отдаст, разнежив, частым думам О розовеньких гребешках, Что прояснили взор девичий, Отбросив русые с чела: Над ломтем прадедов обычай Половой сытого дупла.
Стихотворение «Песнь о хлебе» Сергей Есенин написал в 1921 году. В нем автор отразил свое отношение к Гражданской войне и голоду, который был присущ России того времени.
Основная мысль стихотворения заключается в трудностях хлебозаготовки. Есенин описывает этот процесс достаточно подробно, что показывает нам всю боль и усилия людей, которые трудятся в полях.
В основном автор пользуется книжной лексикой, однако кое-где встречается и повседневная, разговорная, например, в предпоследнем четверостишии Есенин использует слово «кишок». Я считаю, что автор использует его для наибольшей окраски событий.
Так же, в третьем четверостишии употребляется деепричастие «гаркнув», что свойственно разговорной речи и применяется для усиления воздействия на читателя.
На протяжении всего стихотворения наблюдается в наибольшей степени присутствие пессимистических или даже негативных настроений. Мы можем заметить это в последних строках произведения, где Есенин сравнивает серп, режущий колосья, с шеями лебедей.
Суровая жестокость в данном случае заключается в непосильном труде, который крестьянин вынужден осуществлять на протяжении всей жизни. Но, помимо этого, сложное положение людей было вызвано большевиками, которые насильно отбирали хлеб, заработанный столь тяжкими усилиями. Так как сам автор был рожден и вырос в крестьянской семье, то он понимал, насколько тяжелы условия трудящихся на земле и сочувствовал им.
Поэтическая лексика в стихотворении довольно разнообразна. Например, особо яркими сравнениями обладает третье четверостишие, в котором Есенин не отходит от пессимистичных идей, сравнивая телеги с катафалками, а овин с могильным склепом.
Так же следует отметить, что на протяжении всего произведения автор сравнивает колосья и сам хлеб с чем-то живым, состоящим из плоти, например:
И цепами маленькие костиВыбирают из худых телес.
В этом случае в роли костей выступают зерна пшеницы, а худые телеса – это стебли растений.
Помимо всего прочего стихотворение обладает лексическими средствами выразительности. Его основу составляет лексический повтор, которым заканчиваются первый и последний четверостишия. Этим Сергей Есенин хотел завлечь читателя в происходящее, показать особо сильные, яркие места в произведении.
Таким образом, исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что Сергея Есенина очень беспокоила судьба его Родины. Он вставал на защиту крестьян, называя большевиков шарлатанами, убийцами и злодеями. Автор был неравнодушен к столь ужасному обращению с основной пищей народа – хлебом. Именно эти чувства побудили Есенина написать «Песнь о хлебе», чтобы никто не забывал, какую цену заплатили крестьяне за него.
Название стихотворения подталкивает к мысли, что рыцарем становятся только в ночной час. Рыцарем – потому что кажется, что вновь молод, здоров, способен на необдуманные поступки, в которых неизменно поджидает успех. Люди, которые мучаются
Стихотворение написано, когда Лермонтову было семнадцать лет. Пора любви, пора мечтаний и поиска своего места в жизни. Не стал учиться на филолога, поступил в юнкерское училище. Судьба сделала такой крутой вираж. Будущее неизвестно,
Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.
Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».
analiz-stihov.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»