Конспект урока по чтению "Легкий хлеб". Сказка легкий хлеб чему учит
Конспект урока по чтению "Легкий хлеб"
Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов
Класс: 4
Предмет: Чтение и развитие речи
Тема: Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»
Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;
- развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;
- учить выделять смысловые части, работать со словесным и
картинным планом;
- прививать навык самостоятельной работы и контроля;
- воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное
отношение к хлебу.
Оборудование: словарные слова для подготовительного чтения, пословицы, словесный план ( у каждого на парте и на доске), картинный план, шапочки героев сказки для инсценирования , плакат «Берегите хлеб», иллюстрации к русским народным сказкам (викторина).
Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Ход урока.
Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.
1. Ребята, я хочу пригласить вас на выставку рисунков ( рисунки по мотивам русских народных сказок)
- Назовите сказки, которые изобразил художник.
- Как называются эти сказки?
- Почему они называются народными?
- Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)
- С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с белорусской
народной сказкой « Лёгкий хлеб».
- Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.
3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку
- Как вы понимаете слово спозаранку?
4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим
пересказом.
- Почему волк не захотел лёгкого хлеба?
5. Чтение II части сказки учителем.
Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?
Какими словами можно охарактеризовать волка?
6. Пятиминутка подготовительного чтения
Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)
При-бе-жал волк к ре-ке.
- Гуси, гуси, я вас съем!
- Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.
-Сел волк на коч-ку и на-чал выть.
7. Первичная проверка понимания.
Игра «Правильно или нет?»
- Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
- Ешь, - говорит конь,- но только сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы.
- Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
- А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.
- Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.
8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).
9. Составление плана текста .
- А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.
-Встреча волка с мужиком.
- Встреча волка с гусями.
- Рассказ мужика о хлебе.
- Волк и конь.
- Волк и баран.
- Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.
1. Встреча волка с мужиком.
2. Рассказ мужика о хлебе.
3. Волк и конь.
4. Встреча волка с гусями.
5. Волк и баран.
10. Физкультминутка.
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь
11. Работа по плану : чтение II части сказки, пересказ по картинному
плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)
а) разговор волка с конём, волк и баран;
б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.
12. Инсценирование отрывков из сказки по выбору учащихся:
волк и гуси, волк и конь, волк и баран .
( Используются маски животных)
13.Работа над пословицами
- Как вы понимаете пословицы :
«Горька порой работа, да хлеб сладок»
« Не трудиться, так хлеба не добиться»
14. Вывод: Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.
Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, мягкий хлеб. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением .
И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.
15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»
16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.
17. Итог урока, оценка активности учащихся.
- Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?
- Что показалось самым интересным?
- Чему учит эта сказка?
- Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.
infourok.ru
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Легкий хлеб" (белорусская сказка)
Разделы: Начальная школа
ТЕМА УРОКА
: “Лёгкий хлеб” - белорусская сказкаЦЕЛИ УРОКА
: Познакомить с белорусской сказкой. Развивать навыки выразительного и беглого чтения. Учить выделять смысловые части, работать со словесным и картинным планами. Прививать навык работать самостоятельно и контролировать себя.. Воспитывать любовь к труду и людям труда.ОБОРУДОВАНИЕ:
слова для подготовительного чтения, словарные слова, пословицы, словесный план (у каждого на парте и на доске)ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГ. МОМЕНТ
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЬСКИМИ ДНЕВНИКАМИ
- Откройте свои читательские дневники и прочтите, что вы читали вчера, какие произведения и какого автора
ПЯТИМИНУТКА ЧТЕНИЯ
- Работа проводится в парах читатель – слушатель. Один из ребят читает, а другой слушает. На вопрос о чём читали?- отвечает слушатель
На доске записана пословица ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
- Как вы понимаете пословицу, которая записана на доске?
- Путь хлеба от зерна до того, как он превратиться в пышные булки, очень долог. Много для этого надо потрудиться и хлеборобам, и людям других профессий. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением. На Руси самых дорогих гостей встречали хлебом-солью, в знак гостеприимства и уважения. О хлебе написано много стихов, песен, картин.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой. А как она называется, вы узнаете, отгадав ребус.
ЛГИЕКЙ ХЕЛБ.
135246 79810
ПРОЗНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ
- Как вы думаете о чём пойдёт речь в тексте?
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А) чтение скороговорок с различной интонацией
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку
Б) чтение трудных слов
ОБ-ЛИЗ-НУЛ-СЯ | ПЕ-РЕ-КУ-ВЫР-НУЛ-СЯ |
У-МО-РИЛ-СЯ | ВОЗ-ВРА-ЩАЛ-СЯ |
ЗА-КО-ЛО-СИТ-СЯ | НЕ-ТЕР-ПЕ-ЛИ-ВЫЙ |
РА-НЕНЬ-КО | ОБ-МО-ЛО-ТИТЬ |
В) работа со словарными словами
Уморился - устал
Покуда - когда
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями
Выгон – место, где пасётся скот, пастбище
Ток – расчищенная или специально оборудованная площадка для первичной обработки зерна
Подкова – толстая железная пластина в форме полукольца, прибиваемая по краям копыта лошади, для предохранения от ударов, скольжения.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО ЦЕПОЧКЕ
- Понравилась сказка?
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ, ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
Игра “Правильно или нет”
- Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
- Задумался волк и говорит. – Да это по мне и быстро и вкусно.
- Ешь, - говорит конь, - но только в начале сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы
- пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
- А на лугу овцы пасутся, и пастух рядом ходит.
- Съесть ты его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.
ФИЗМИНУТКА
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ Чтение по ролям части текста, в которой волк разговаривает с гусями
РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ
- На доске записаны пословицы о труде. Посмотрите, они рассыпались. Соберите их и объясните значение каждой
ДЕЛУ – ВРЕМЯ………. | …ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ |
КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ….. | …..ХЛЕБ УРОДИТЬСЯ |
НЕ ПОТРУДИТЬСЯ……….. | ….ПОТЕХЕ ЧАС |
ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ….. | …ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ |
Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был горячий, вкусный, мягкий хлеб. И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Легкий хлеб
Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду. Выходит из лесу голодный волк. Видит — мужик вод кустом сидит и что-то ест. Подошел к нему волк, спрашивает:— Ты что ешь?— Хлеб, -отвечает мужик. — А вкусный он?— Страсть какой вкусный!— Дай мне попробовать. — Милости прошу!Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. — Милости прошу!Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:— Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!— Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать. И начал он учить волка:— Перво-наперво надо землю вспахать…— Тогда и хлеб будет?— Нет, брат, погоди. Потом надо землю забороновать…— И можно хлеб есть? — обрадовался волк и хвостом замахал. — Ишь ты какой скорый! Сначала надо рожь посеять…— Тогда будет хлеб? — облизнулся волк. — Нет еще! Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнет зерно наливаться, потом зреть…— Ох, — вздохнул волк, — уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю?— Где там наешься! — говорит мужик. — Раненько еще! Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток. — И есть хлеб буду?— Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муки намолоть…— И все?— Нет, не все. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет. Тогда в горячую печь сажать. — Испечется хлеб?— Ага, испечется. Вот тогда и наешься вволю, -закончил мужик. Задумался волк, почесал затылок и говорит:— Нет! Эта работа не по мне — и долго, и хлопотно, и трудно. Ты лучше посоветуй, как легкий хлеб добывать. — Ну что ж, -говорит мужик, -если не хочешь трудный хлеб есть, ешь легкий. Иди на выгон, там конь пасется. Пошел волк на выгон. Увидел коня:— Конь, конь, я тебя съем!— Что ж, -говорит конь, -ешь. Только сначала сдери с моих ног подковы, чтоб не поломать об них зубы. — И то правда, -согласился волк. Пригнулся он подковы сдирать, а конь как лягнет его копытом!Перекувырнулся волк — да ходу. Прибежал к реке. Видит — гуси на берегу пасутся. Не съесть ли мне их?” — думает волк. Потом говорит:— Гуси, гуси, я вас съем!— Что ж, -отвечают гуси, -ешь. Только сначала окажи нам услугу. — Какую? — спрашивает волк. — Спой нам песню, а мы послушаем. — Это можно! Песни петь я мастер. Сел волк на кочку, задрал голову и начал выть. А гуси — порх-порх крыльями — с места снялись и улетели. Слез волк с кочки, поглядел им вслед и пошел дальше ни с чем. Идет, ругает себя: “Ну не дурень ли я, а? И зачем только я взялся петь гусям! Ну уж теперь кого ни встречу-съем!”Только он так подумал, смотрит — бредет по дороге старый дед. Волк — к нему;— Дед, дед, я тебя съем!— Куда торопиться? — говорит дед. — Давай сначала табачку понюхаем. — А вкусный он?— Попробуй, так будешь знать. — Давай!Вынул дед из кармана табакерку, сам понюхал и волку дал. Потянул волк носом изо всех сил да весь табак и вдохнул в себя. А потом давай чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, все чихает. Больше часу чихал, покуда прочихался. Оглянулся, а уж деда и след простыл. Пошел волк дальше. Шел он, шел, смотрит — овцы на лугу пасутся, а пастух спит. Высмотрел волк самого крупного барашка, схватил его и говорит:— Баран, баран, я тебя съем!— Что ж, — говорит баран, — видно, такая моя доля. Становись-ка в ту лощинку да разинь пасть пошире. А я взбегу на пригорок, разгонюсь и сам вскочу тебе в рот. — Спасибо за совет, — сказал волк,– так и сделаем. тал он в лощинку, разинул пасть, ждет. А баран взбежал на пригорок, разогнался да трах волка рогами! У того аж искры из глаз посыпались…Очухался волк, покрутил головой и говорит:— Не пойму: съел я его или не съел? А в это время тот самый мужичок с косьбы домой возвращался. Услышал он волковы слова и говорит:— Съесть ты его не съел, а легкого хлеба отведал.
skazki.org.ru
Легкий хлеб (белорусская народная сказка)
Рейтинг: / 3 Подробности Опубликовано 23.08.2008 10:56
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать…
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Оставить комментарий при помощи:
Добавить комментарий
www.zayka.net