Конспект урока по чтению "Легкий хлеб". Сказка легкий хлеб чему учит


Конспект урока по чтению "Легкий хлеб"

Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов

Класс: 4

Предмет: Чтение и развитие речи

Тема: Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»

Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;

- развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;

- учить выделять смысловые части, работать со словесным и

картинным планом;

- прививать навык самостоятельной работы и контроля;

- воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное

отношение к хлебу.

Оборудование: словарные слова для подготовительного чтения, пословицы, словесный план ( у каждого на парте и на доске), картинный план, шапочки героев сказки для инсценирования , плакат «Берегите хлеб», иллюстрации к русским народным сказкам (викторина).

Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Ход урока.

Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.

1. Ребята, я хочу пригласить вас на выставку рисунков ( рисунки по мотивам русских народных сказок)

- Назовите сказки, которые изобразил художник.

- Как называются эти сказки?

- Почему они называются народными?

- Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)

- С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с белорусской

народной сказкой « Лёгкий хлеб».

- Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.

3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку

- Как вы понимаете слово спозаранку?

4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим

пересказом.

- Как мужик рассказывал о лёгком хлебе?

- Почему волк не захотел лёгкого хлеба?

5. Чтение II части сказки учителем.

Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?

Какими словами можно охарактеризовать волка?

6. Пятиминутка подготовительного чтения

Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)

При-бе-жал волк к ре-ке.

- Гуси, гуси, я вас съем!

- Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.

-Сел волк на коч-ку и на-чал выть.

7. Первичная проверка понимания.

Игра «Правильно или нет?»

- Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.

- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.

- Ешь, - говорит конь,- но только сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы.

- Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.

- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.

- А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.

- Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.

8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).

9. Составление плана текста .

- А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.

-Встреча волка с мужиком.

- Встреча волка с гусями.

- Рассказ мужика о хлебе.

- Волк и конь.

- Волк и баран.

- Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.

1. Встреча волка с мужиком.

2. Рассказ мужика о хлебе.

3. Волк и конь.

4. Встреча волка с гусями.

5. Волк и баран.

10. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь

11. Работа по плану : чтение II части сказки, пересказ по картинному

плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)

а) разговор волка с конём, волк и баран;

б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.

12. Инсценирование отрывков из сказки по выбору учащихся:

волк и гуси, волк и конь, волк и баран .

( Используются маски животных)

13.Работа над пословицами

- Как вы понимаете пословицы :

«Горька порой работа, да хлеб сладок»

« Не трудиться, так хлеба не добиться»

14. Вывод: Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.

Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, мягкий хлеб. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением .

И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.

15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»

16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.

17. Итог урока, оценка активности учащихся.

- Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?

- Что показалось самым интересным?

- Чему учит эта сказка?

- Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.

infourok.ru

Урок чтения в 3-м классе по теме: "Легкий хлеб" (белорусская сказка)

Разделы: Начальная школа

ТЕМА УРОКА

: “Лёгкий хлеб” - белорусская сказка

ЦЕЛИ УРОКА

: Познакомить с белорусской сказкой. Развивать навыки выразительного и беглого чтения. Учить выделять смысловые части, работать со словесным и картинным планами. Прививать навык работать самостоятельно и контролировать себя.. Воспитывать любовь к труду и людям труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

слова для подготовительного чтения, словарные слова, пословицы, словесный план (у каждого на парте и на доске)

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГ. МОМЕНТ

РАБОТА С ЧИТАТЕЛЬСКИМИ ДНЕВНИКАМИ

  • Откройте свои читательские дневники и прочтите, что вы читали вчера, какие произведения и какого автора

ПЯТИМИНУТКА ЧТЕНИЯ

  • Работа проводится в парах читатель – слушатель. Один из ребят читает, а другой слушает. На вопрос о чём читали?- отвечает слушатель
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО. Постановка целей урока.

На доске записана пословица ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.

  • Как вы понимаете пословицу, которая записана на доске?
  • Путь хлеба от зерна до того, как он превратиться в пышные булки, очень долог. Много для этого надо потрудиться и хлеборобам, и людям других профессий. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением. На Руси самых дорогих гостей встречали хлебом-солью, в знак гостеприимства и уважения. О хлебе написано много стихов, песен, картин.
  • Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой. А как она называется, вы узнаете, отгадав ребус.

ЛГИЕКЙ ХЕЛБ.

135246 79810

ПРОЗНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ

  • Как вы думаете о чём пойдёт речь в тексте?

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А) чтение скороговорок с различной интонацией

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку

Б) чтение трудных слов

ОБ-ЛИЗ-НУЛ-СЯ ПЕ-РЕ-КУ-ВЫР-НУЛ-СЯ
У-МО-РИЛ-СЯ ВОЗ-ВРА-ЩАЛ-СЯ
ЗА-КО-ЛО-СИТ-СЯ НЕ-ТЕР-ПЕ-ЛИ-ВЫЙ
РА-НЕНЬ-КО ОБ-МО-ЛО-ТИТЬ

В) работа со словарными словами

Уморился - устал

Покуда - когда

Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями

Выгон – место, где пасётся скот, пастбище

Ток – расчищенная или специально оборудованная площадка для первичной обработки зерна

Подкова – толстая железная пластина в форме полукольца, прибиваемая по краям копыта лошади, для предохранения от ударов, скольжения.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО ЦЕПОЧКЕ

  • Понравилась сказка?

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ, ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Игра “Правильно или нет”

  • Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
  • Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
  • Задумался волк и говорит. – Да это по мне и быстро и вкусно.
  • Ешь, - говорит конь, - но только в начале сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы
  • пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
  • Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
  • А на лугу овцы пасутся, и пастух рядом ходит.
  • Съесть ты его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.

ФИЗМИНУТКА

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА

  • А теперь давайте составим план текста, посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанном тексте. (у детей на столах листочки с планом текста. Им нужно расставить номера частей)
  • Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.
  • ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ Чтение по ролям части текста, в которой волк разговаривает с гусями

    РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ

    • На доске записаны пословицы о труде. Посмотрите, они рассыпались. Соберите их и объясните значение каждой
    ДЕЛУ – ВРЕМЯ………. …ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ
    КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ….. …..ХЛЕБ УРОДИТЬСЯ
    НЕ ПОТРУДИТЬСЯ……….. ….ПОТЕХЕ ЧАС
    ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ….. …ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ
    ИТОГ УРОКА

    Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был горячий, вкусный, мягкий хлеб. И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Легкий хлеб

    Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду. Выходит из лесу голодный волк. Видит — мужик вод кустом сидит и что-то ест. Подошел к нему волк, спрашивает:— Ты что ешь?— Хлеб, -отвечает мужик. — А вкусный он?— Страсть какой вкусный!— Дай мне попробовать. — Милости прошу!Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. — Милости прошу!Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:— Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!— Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать. И начал он учить волка:— Перво-наперво надо землю вспахать…— Тогда и хлеб будет?— Нет, брат, погоди. Потом надо землю забороновать…— И можно хлеб есть? — обрадовался волк и хвостом замахал. — Ишь ты какой скорый! Сначала надо рожь посеять…— Тогда будет хлеб? — облизнулся волк. — Нет еще! Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнет зерно наливаться, потом зреть…— Ох, — вздохнул волк, — уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю?— Где там наешься! — говорит мужик. — Раненько еще! Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток. — И есть хлеб буду?— Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муки намолоть…— И все?— Нет, не все. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет. Тогда в горячую печь сажать. — Испечется хлеб?— Ага, испечется. Вот тогда и наешься вволю, -закончил мужик. Задумался волк, почесал затылок и говорит:— Нет! Эта работа не по мне — и долго, и хлопотно, и трудно. Ты лучше посоветуй, как легкий хлеб добывать. — Ну что ж, -говорит мужик, -если не хочешь трудный хлеб есть, ешь легкий. Иди на выгон, там конь пасется. Пошел волк на выгон. Увидел коня:— Конь, конь, я тебя съем!— Что ж, -говорит конь, -ешь. Только сначала сдери с моих ног подковы, чтоб не поломать об них зубы. — И то правда, -согласился волк. Пригнулся он подковы сдирать, а конь как лягнет его копытом!Перекувырнулся волк — да ходу. Прибежал к реке. Видит — гуси на берегу пасутся. Не съесть ли мне их?” — думает волк. Потом говорит:— Гуси, гуси, я вас съем!— Что ж, -отвечают гуси, -ешь. Только сначала окажи нам услугу. — Какую? — спрашивает волк. — Спой нам песню, а мы послушаем. — Это можно! Песни петь я мастер. Сел волк на кочку, задрал голову и начал выть. А гуси — порх-порх крыльями — с места снялись и улетели. Слез волк с кочки, поглядел им вслед и пошел дальше ни с чем. Идет, ругает себя: “Ну не дурень ли я, а? И зачем только я взялся петь гусям! Ну уж теперь кого ни встречу-съем!”Только он так подумал, смотрит — бредет по дороге старый дед. Волк — к нему;— Дед, дед, я тебя съем!— Куда торопиться? — говорит дед. — Давай сначала табачку понюхаем. — А вкусный он?— Попробуй, так будешь знать. — Давай!Вынул дед из кармана табакерку, сам понюхал и волку дал. Потянул волк носом изо всех сил да весь табак и вдохнул в себя. А потом давай чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, все чихает. Больше часу чихал, покуда прочихался. Оглянулся, а уж деда и след простыл. Пошел волк дальше. Шел он, шел, смотрит — овцы на лугу пасутся, а пастух спит. Высмотрел волк самого крупного барашка, схватил его и говорит:— Баран, баран, я тебя съем!— Что ж, — говорит баран, — видно, такая моя доля. Становись-ка в ту лощинку да разинь пасть пошире. А я взбегу на пригорок, разгонюсь и сам вскочу тебе в рот. — Спасибо за совет, — сказал волк,– так и сделаем. тал он в лощинку, разинул пасть, ждет. А баран взбежал на пригорок, разогнался да трах волка рогами! У того аж искры из глаз посыпались…Очухался волк, покрутил головой и говорит:— Не пойму: съел я его или не съел? А в это время тот самый мужичок с косьбы домой возвращался. Услышал он волковы слова и говорит:— Съесть ты его не съел, а легкого хлеба отведал.

    . Похожие сказки:

    skazki.org.ru

    Легкий хлеб (белорусская народная сказка)

    Рейтинг:   / 3 Подробности Опубликовано 23.08.2008 10:56

     

     

     

     

     

     

     

    Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

    Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

    - Ты что ешь, человече?

    - Хлеб, - отвечает косарь.

    - А он вкусный?

    - Да еще какой вкусный!

    - Дай мне отведать.

    - Что ж, отведай.

    Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

    Понравился волку хлеб. Он и говорит:

    - Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

    - Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

    И начал он волка поучать:

    - Прежде всего надо землю вспахать…

    - Тогда и хлеб будет?

    - Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

    - И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

    - Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

    - Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

    - Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

    - Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

    - Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

    - И буду хлеб есть?

    - Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…

    - И все?

    - Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

    - И спечется хлеб?

    - Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

    Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

    - Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

    - Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

    Пришел волк на выгон. Увидел коня.

    - Конь, конь! Я тебя съем.

    - Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

    - И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк - и бежать.

    Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :

    - Гуси, гуси! Я вас съем.

    - Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

    - Какую?

    - Спой нам, а мы послушаем.

    - Это можно. Петь я мастер.

    Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

    Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

    Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

    Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

    - Дед, дед, я тебя съем!

    - И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

    - А он вкусный?

    - Попробуй - узнаешь.

    - Давай.

    Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

    Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

    - Баран, баран, я тебя съем!

    - Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

    - Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

    Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

    Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

    - Съел я его или нет?

    А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

    - Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

     

    Оставить комментарий при помощи:

    Добавить комментарий

    www.zayka.net


    Смотрите также