Конспект урока по чтению "Легкий хлеб". Легкий хлеб чему учит сказка
Конспект урока по чтению "Легкий хлеб"
Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов
Класс: 4
Предмет: Чтение и развитие речи
Тема: Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»
Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;
- развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;
- учить выделять смысловые части, работать со словесным и
картинным планом;
- прививать навык самостоятельной работы и контроля;
- воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное
отношение к хлебу.
Оборудование: словарные слова для подготовительного чтения, пословицы, словесный план ( у каждого на парте и на доске), картинный план, шапочки героев сказки для инсценирования , плакат «Берегите хлеб», иллюстрации к русским народным сказкам (викторина).
Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Ход урока.
Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.
1. Ребята, я хочу пригласить вас на выставку рисунков ( рисунки по мотивам русских народных сказок)
- Назовите сказки, которые изобразил художник.
- Как называются эти сказки?
- Почему они называются народными?
- Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)
- С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с белорусской
народной сказкой « Лёгкий хлеб».
- Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.
3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку
- Как вы понимаете слово спозаранку?
4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим
пересказом.
- Почему волк не захотел лёгкого хлеба?
5. Чтение II части сказки учителем.
Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?
Какими словами можно охарактеризовать волка?
6. Пятиминутка подготовительного чтения
Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)
При-бе-жал волк к ре-ке.
- Гуси, гуси, я вас съем!
- Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.
-Сел волк на коч-ку и на-чал выть.
7. Первичная проверка понимания.
Игра «Правильно или нет?»
- Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
- Ешь, - говорит конь,- но только сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы.
- Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
- А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.
- Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.
8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).
9. Составление плана текста .
- А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.
-Встреча волка с мужиком.
- Встреча волка с гусями.
- Рассказ мужика о хлебе.
- Волк и конь.
- Волк и баран.
- Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.
1. Встреча волка с мужиком.
2. Рассказ мужика о хлебе.
3. Волк и конь.
4. Встреча волка с гусями.
5. Волк и баран.
10. Физкультминутка.
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь
11. Работа по плану : чтение II части сказки, пересказ по картинному
плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)
а) разговор волка с конём, волк и баран;
б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.
12. Инсценирование отрывков из сказки по выбору учащихся:
волк и гуси, волк и конь, волк и баран .
( Используются маски животных)
13.Работа над пословицами
- Как вы понимаете пословицы :
«Горька порой работа, да хлеб сладок»
« Не трудиться, так хлеба не добиться»
14. Вывод: Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.
Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, мягкий хлеб. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением .
И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.
15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»
16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.
17. Итог урока, оценка активности учащихся.
- Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?
- Что показалось самым интересным?
- Чему учит эта сказка?
- Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.
infourok.ru
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Легкий хлеб" (белорусская сказка)
Разделы: Начальная школа
ТЕМА УРОКА
: “Лёгкий хлеб” - белорусская сказкаЦЕЛИ УРОКА
: Познакомить с белорусской сказкой. Развивать навыки выразительного и беглого чтения. Учить выделять смысловые части, работать со словесным и картинным планами. Прививать навык работать самостоятельно и контролировать себя.. Воспитывать любовь к труду и людям труда.ОБОРУДОВАНИЕ:
слова для подготовительного чтения, словарные слова, пословицы, словесный план (у каждого на парте и на доске)ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГ. МОМЕНТ
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЬСКИМИ ДНЕВНИКАМИ
- Откройте свои читательские дневники и прочтите, что вы читали вчера, какие произведения и какого автора
ПЯТИМИНУТКА ЧТЕНИЯ
- Работа проводится в парах читатель – слушатель. Один из ребят читает, а другой слушает. На вопрос о чём читали?- отвечает слушатель
На доске записана пословица ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
- Как вы понимаете пословицу, которая записана на доске?
- Путь хлеба от зерна до того, как он превратиться в пышные булки, очень долог. Много для этого надо потрудиться и хлеборобам, и людям других профессий. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением. На Руси самых дорогих гостей встречали хлебом-солью, в знак гостеприимства и уважения. О хлебе написано много стихов, песен, картин.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой. А как она называется, вы узнаете, отгадав ребус.
ЛГИЕКЙ ХЕЛБ.
135246 79810
ПРОЗНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ
- Как вы думаете о чём пойдёт речь в тексте?
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А) чтение скороговорок с различной интонацией
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку
Б) чтение трудных слов
ОБ-ЛИЗ-НУЛ-СЯ | ПЕ-РЕ-КУ-ВЫР-НУЛ-СЯ |
У-МО-РИЛ-СЯ | ВОЗ-ВРА-ЩАЛ-СЯ |
ЗА-КО-ЛО-СИТ-СЯ | НЕ-ТЕР-ПЕ-ЛИ-ВЫЙ |
РА-НЕНЬ-КО | ОБ-МО-ЛО-ТИТЬ |
В) работа со словарными словами
Уморился - устал
Покуда - когда
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями
Выгон – место, где пасётся скот, пастбище
Ток – расчищенная или специально оборудованная площадка для первичной обработки зерна
Подкова – толстая железная пластина в форме полукольца, прибиваемая по краям копыта лошади, для предохранения от ударов, скольжения.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО ЦЕПОЧКЕ
- Понравилась сказка?
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ, ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
Игра “Правильно или нет”
- Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
- Задумался волк и говорит. – Да это по мне и быстро и вкусно.
- Ешь, - говорит конь, - но только в начале сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы
- пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
- А на лугу овцы пасутся, и пастух рядом ходит.
- Съесть ты его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.
ФИЗМИНУТКА
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ Чтение по ролям части текста, в которой волк разговаривает с гусями
РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ
- На доске записаны пословицы о труде. Посмотрите, они рассыпались. Соберите их и объясните значение каждой
ДЕЛУ – ВРЕМЯ………. | …ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ |
КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ….. | …..ХЛЕБ УРОДИТЬСЯ |
НЕ ПОТРУДИТЬСЯ……….. | ….ПОТЕХЕ ЧАС |
ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ….. | …ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ |
Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был горячий, вкусный, мягкий хлеб. И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Kaj poučuje pravljica "topli kruh"?
Zelo lepa pravljica Konstantina Paustovskega "Topli kruh"; nas uči več stvari naenkrat. Najprej, kot vsa druga pravljica, uči dobroto, prijaznost do ljudi in dober odnos do živali. Konec koncev so se vse nesreče, in sicer zmrzali, ki so zadrževale mlin, prišle po zlomu dečka filka Filka, ki z bolnim konjom ni zdravil s toplim kruhom, temveč je s pestjo vrgel kos kruha v snegu. Enak primer je bil že v vasi, ko je kruh odletel do tal in ni šel k ranjenemu vojaku. Druga lekcija pravljice je, da morate svoje napake popraviti sami in nihče drug ne bo storil za vas. Zaključek o dejstvu, da je kruh - glavno bogastvo, značilen za vsak izdelek, ki opisuje lačna leta. In na koncu zanimiv lik sramota, ki nam pokaže, da bo vedno obstajal nekdo, ki bo sam sebi dodelil druge ljudi.
Tale o K. G. Paustovsky "Topli kruh"; je bil napisan v povojnih težkih časih. Glavni lik zgodbe je fant Filka. Skozi vse pravljice sledi proces transformacije dečke duše. Od jeznega in nesramnega se spremeni v prijazno in simpatično. To je pomagala njegova babica, ki je s svojo poučno zgodbo o kmeta in vojaku oživela srce fanta. Filka spozna vse zlo njegovega dejanja s konjem in se na koncu pravljice sprijazni z njim in daje celo kruh kruha. Pravljica nas uči odzivnost, pravičnost, ljubezen do ljudi in živali, prijateljstvo in odpuščanje. Avtor nam je želel pokazati, kako se mora vsak od nas naučiti bati z jezo v sebi, kako prositi za odpuščanje, kako ravnati s svojim ponosom. Pravljica bo koristna za branje ne le za otroke, temveč tudi za njihove starše.
Delo Paustovskega, ki se imenuje topli kruh, vsebuje globok pomen in nas pokliče na prijaznost, pa tudi na empatijo in sočutje za druge ljudi, za živali, za naravo in za vse, kar živi.
Pomembno pa je, da obstaja rdeča nit, da se lahko katera koli oseba spremeni ali preobrazi, vendar vam ni treba prebrati morale, ampak samo pokazati ali povedati, kako je lahko drugače v običajnem primeru.
Ponos je ogromen greh, ki lahko pogosto preboli človeka in če jo izkoreniniš in misliš, da je to slabo, lahko greš na drugo raven in razumeš, da je prijaznost, zaradi katere je človek boljši.
Pravljica govori o težkem vojnem času. Zima. V vasi Berezhki se pojavlja črni konj, ranjen v nogi z nemško školjko. Vaščani vzamejo in, če je mogoče, pomagajo. Konec koncev, "konj je trpel od sovražnika"; Konj je koren v mlinu v mlinarju Pankrat. Toda hrana ni dovolj in konj beguje na vratih prebivalcev. On pripravljen preživeti hrano. Toda v vasi je nepopravljiv in umazan fant Filka z vzdevkom "Da, no, ti". Konje prihaja do vrat Filkovine hiše in zahteva hrano. Filka hodi iz hiše, v rokah črnega ostankov črnega kruha in soli. Konj zahteva kruh, Filka grobo udari konjske ustnice in vrže rob v sneg. Konj je bil zelo užaljen. V vasi pridejo močne zmrzali. Voda v mlinu zamrzne in mlin ne deluje. Ne smete zmleti žita, ni moke. Prebivalci govorijo o veliki nepravičnosti in človeški besi, ki je povzročila take pozebe. In babica Filki mu pripoveduje zgodbo o ranjenem vojaku in kmeta. Vojak je prosil za kruh, toda kmet je zavrnil in vzel le plesen skor. Za to so prišli v vas in pozabili so se zamrli in umirali. Filka je prestrašena. Hoče popraviti njegovo dejanje. Mlinarju pove, kaj je naredil. Miller mu daje nasvet. Filka pomaga osvoboditi mlinsko kolo iz ledu skupaj s vasi in drugimi prebivalci. Mlin deluje in ponovno je moko. Filka prinaša sveže in toplo kruh ranjenemu konju - se želi opravičiti in nadoknaditi. Toda konj se boji Filke in njegov kruh ni bert. Filka je vznemirjena, mlinar Pankrat prihaja do pomoči. Spravlja konja in fanta. Konj dvigne kruh in poje vse hlače iz Filke.
info-4all.ru
Легкий хлеб (белорусская народная сказка)
Рейтинг: / 3 Подробности Опубликовано 23.08.2008 10:56
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать…
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Оставить комментарий при помощи:
Добавить комментарий
www.zayka.net