Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб – всему голова". Про хлеб сценарий


Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "Хлеб-всему голова"

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников.

Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.

Форма: празднично-конкурсная программа.

Возраст: учащиеся  1 - 4 классов.

Цель: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к тяжелому труду хлебороба и к хлебу; пробуждение познавательного интереса к процессу изготовления хлеба, стремления совершенствовать …

Задачи:

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей;

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

подбор детьми и учителем стихотворений, загадок, информации об истории хлеба, процессу производства, танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

- оценивать результаты деятельности

личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход мероприятия.

Чтец 1. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: «Есть хлеб – есть и песня…».

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка. (Учитель дает детям зерна пшеницы, показывает ростки пшеницы, колос, муку, крупу.)

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного, трудового хлеба?..

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

Конкурс «Калейдоскоп профессий».

Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко».

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь)

Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былинах. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

«Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

«Это не хлеб, а трава», - поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

«Какой хлеб колосится!» - порадовался сын.

«Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

«Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын.

«Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах».

Конкурс «Калейдоскоп профессий».

Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко».

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь)

Учитель Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

Давайте заглянем в историческую летопись. Эту информацию ребята нашли в интернете.

Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец 2.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди.

Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

  1. У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

  2. Без хлеба сыт не будешь.

  3. У кого хлебушко, у того и счастье.

  4. Плох обед, коль хлеба нет.

  5. Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

  6. Хлебушко - калачу дедушка.

  7. Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

  8. Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!

В годы тягот и лишений

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый не единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

    • ”125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

    Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

    Новый мир мужал и креп.

    Шел народ в огне сражений

    За свободу и за хлеб.

    Значит, правильны слова:

    «Хлеб всей жизни голова!»

    Сценка «Святой хлеб».

    (входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)

    Внучка: -Фу, какой плохой хлеб!

    Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».

    Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.

    Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.

    Хлеб – святой!

    Внучка: Говорила бабушка, мама говорила:

    Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!

    Но мальчишки в школе с этим не считаются

    И в столовой корками хлебными бросаются.

    А я хлеба корку никогда не брошу,

    Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

    Потому что много стоило труда,

    Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

    Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

    Помните, ребята, такие правила:

    • Бери хлеба столько, сколько съешь.

    • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

    • Нельзя играть с хлебом.

    • Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

    Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс «Отгадай-ка!»

    (команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ- очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам)

    2 уч. - Золотист он и усат,

    В ста карманах - сто ребят.(Колос)

    3 уч. - Он идет - волну сечет

    Из трубы зерно течет.(Комбайн)

    4 уч. - Кто там в поле, угадай,

    Режет черный каравай? (Плуг)

    5 уч. - Овсом не кормят,

    Кнутом не гонят,

    А как пашет -

    Семь плугов тащит. (Трактор)

    Учитель: А сейчас группы ребят покажет русскую сказку «Круть и Верть».

    Круть. Я – мышонок Круть, очень люблю крутиться. (крутится) . 

    Верть. Я – мышонок Верть, очень люблю вертеться. (вертится) . 

    Звучит музыка. Выходит петушок, танцует. 

    Петушок. Здравствуйте! А я – Петушок – голосистое горлышко. 

    Очень рано встаю, 

    На работу всех бужу. 

    Двор подметаю, 

    Мусор убираю. (метёт) . 

    Круть! Верть! Смотрите, что я нашёл! 

    Круть. Это колосок. Нужно его обмолотить. 

    Петушок. А кто это будет делать? 

    Мышата. Только не я! Только не я! 

    Петушок. Тогда я. (уходит с колоском в дом) . 

    Верть. Он нашёл колосок, ему и молотить. 

    Звучит музыка. Мышата играют в чехарду, ладушки, кружатся и т. д. 

    Выходит Петушок с чашкой муки. 

    Петушок. Круть! Верть! Смотрите, сколько муки получилось! 

    Круть. Ого! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. 

    Петушок. А кто будет это делать? 

    Мышата. Чур не я! Чур не я! 

    Петушок. Видно, мне одному всё придётся делать. (уходит) . 

    2. 

    Мышата. (поют). Мы - весёлые мышата! 

    Нам всегда работать лень! 

    Мы – весёлые ребята! 

    Мы играем целый день! 

    Припев: 

    Мы - мышата Круть и Верть, 

    Очень любим песни петь! 

    Потанцуем и споём 

    И сначала всё начнём! 

    (танцуют: разводят и смыкают носки на «4» счёта –«гармошка», 

    обходят друг друга, меняясь местами, продолжают петь. 

    Припев. Играют в ладоши. Выходит петушок. 

    Петушок. (с пирогом) . Вот и пирог готов! 

    Мышата. Ой! Как есть хочется! (садятся за стол) . 

    Петушок. Подождите! Подождите! Вы сначала мне скажите : кто колосок обмолотил? 

    Мышата. (громко). ТЫ! 

    Петушок. А кто тесто замесил? 

    Мышата. (тише). ТЫ! 

    Петушок. А кто стряпал и выпекал пирог? 

    Мышата. (шёпотом). Всё ты! Всё ты… 

    Петушок. А вы что делали? 

    Мышата. Только пели и плясали (опустив голову, выходят из –за стола). Прости нас, Петушок! Мы всё поняли. И теперь тебе всегда помогать будем! 

    Петушок обнимает мышат. Звучит музыка. 

    3. 

    Петушок. (поёт) . 

    Колосок я нашёл и муки намолол, 

    Круто тесто замесил, 

    Да и маслицем полил. 

    Все. 

    Получился пирожок, 

    Расписной его бочок! 

    Всю округу обойдёшь, 

    А такого не найдёшь! 

    Поклон. 

    Сказки любят все на свете, 

    Любят взрослые и дети! 

    Сказки учат нас добру 

    И прилежному труду, 

    Говорят, как надо жить 

    Чтобы всем вокруг дружить. 

    Ведущая. 

    Артистами ребята побывали, 

    И сказку мы вам показали. 

    Представление артистов : 

    мышонок Круть – 

    мышонок Верть – 

    Петушок – 

    Артисты, зрители – 

    все были хороши! 

    Похлопаем друг другу от души.

    Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

    (подсчитываются очки заработанные в конкурсах)

    Каравай земли и неба на твоём столе –

    Ничего сильнее хлеба нету на земле.

    В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

    А на каждом колосочке держится земля.

    И растёт под небом светлым, строен и высок,

    Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

    doc4web.ru

    Сценарий мероприятия "Хлеб - всему голова"

    ГКОУ «Вохомская школа-интернат»

    Внеклассное мероприятие:

    «Хлеб всему голова».

    Подготовила: Скрябина Г.В.

    Вохма 2017г.

    Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

    Задачи:

    Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

    Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

    Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

    Методические приемы:

    Рассказ воспитателя, дать понятие о истории развития земледелия, чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

    Материал:

    Картинки, стихи, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, булочки, баранки, пряники.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

    Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

    Словарная работа:

    Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, элеватор, амбар.

    Внеклассное мероприятие

    «Хлеб – всему голова».

    Отгадать легко и быстро

    Мягкий, пышный и душистый.

    Он и черный, он и белый,

    А бывает подгорелый. (хлеб)

    Что это?

    Правильно, хлеб. Тема нашего разговора будет «Хлеб - всему голова». Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб - всему голова». Это значит, что хлеб –главный продукт.

    Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб – соль на Руси - символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом – солью встречают жениха с невестой, отмечают новоселья, принимают дорогих гостей.

    Если мы хотим кого-то

    Встретить щедро от души,

    С уважением большим,

    То гостей таких встречаем

    Пышным, круглым караваем

    Он на блюде расписном

    С белоснежным рушником.

    ***

    С караваем соль подносим,

    Поклонясь отведать просим,

    Дорогой наш гость и друг,

    Принимай хлеб-соль из рук.

    Каждый день каждый из нас не меньше трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нем.

    «Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. (Поднять перед учениками буханку хлеба)

    С чего же начинается хлеб?

    Перед ребятами зерна пшеницы и ржи, рассматривают.

    Так как же маленькие зернышки превращаются в буханки белого и ржаного хлеба? Давайте проследим весь путь от зернышка до каравая.

    Итак, весной, как только снег сошел с полей, какая работа начинается у хлеборобов?

    (Весной в поле выходит трактор и пашет землю.)

    За лесами, за лугами

    Раздается в поле гром,

    Это тракторы плугами

    Пашут легкий чернозём.

    Правильно, потом нужно землю разрыхлить бороной.

    Гребнем частным борона

    Расчеши земельку

    Приготовим для зерна

    Мягкую постельку.

    И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей их прикрывает. А как вы думаете, как раньше, когда не было тракторов и сеялок обрабатывали землю? Как сеяли?

    (Пахали на лошадях, сеяли вручную. )

    Готовить землю нужно быстро . пословица говорит: «Весенний день – год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь.

    Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.

    Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.

    Но осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь и пшеница. Пришла пора, что делать?

    ( Убирать урожай.)

    Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться, зерна ржи и пшеницы упадут на землю. В старину говорили: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.»

    Какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)

    А кто работает на комбайне? (Комбайнеры)

    Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.

    (Показать серп, цеп-молотило.)

    А дальше куда зерна везут?

    (На элеватор)

    Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода , от сырости, о вредных жучков.

    В элеваторе для нас

    Хлеб хранится про запас

    Здесь ему тепло, удобно,

    Скажет он, как будто дома,

    Сколько нужно отдохнуть

    И опять собраться в путь.

    Едет хлеб на мельницу,

    Мельницу – чудесницу.

    Здесь пышней, чем облака

    И в любом количестве

    Получается мука

    По воле электричества.

    Что делают на мельнице? (Зерно размалывают в муку.)

    А муку куда везут? (На пекарни, на хлебозаводы)

    Кто работает на пекарне? ( Пекарь)

    Что делает пекарь? ( Печет хлеб)

    От завода – автомата

    Льется теплый, хлебный запах.

    Поздно ночью спят ребята,

    А завод готовит завтрак:

    Все что хочешь, испечет,

    Этот сказочный завод.

    Так и скачут из печи:

    Плюшки, сушки да ватрушки,

    Куличи да калачи,

    Сладкие коврижки,

    Маковые пышки.

    Двадцать пять фасонов

    Булок и батонов.

    А дальше куда испеченный хлеб везут? (В магазины, столовые, школы, дет.сады)

    А в магазине чего только нет: продолговатые батоны и круглые караваи, коричневые буханки, похожие на кирпичики, и белые плетеные булки, обсыпанные маком, сушки, баранки, пряники, сухари. Настоящее хлебное царство!

    Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.

    Ведь не сразу стали зерна

    Хлебом, тем, что на столе,

    Люди долго и упорно

    Потрудились на Земле.

    Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе. А вот во время В.О.в.хлеб выдавали по карточкам. Как были дороги эти карточки! Потерять их – значит остаться без хлеба на месяц! Никогда и никому не забыть блокаду Ленинграда. Когда фашисты окружили город. Они первым делом разбомбили огромные склады с продуктами. Рассчитывали на то, что ленинградцы не вынесут страшного испытания голодом, сдадутся. Но мы знаем – Ленинград не сдался, выстоял. В голоде, холоде он сражался все 900 дней. Все это время ленинградцы жили на голодном пайке.

    Посмотрите, сколько получали хлеба жители Ленинграда во время блокады: рабочие – 250 грамм, служащие и дети – 125 грамм. В самые тяжелые дня этот хлеб был единственной едой на весь день.

    А какой хлеб был! Не такой, как сейчас на наших столах. Муки привозили очень мало, потому в тесто добавляли отруби, жмых , древесные опилки, даже целлюлозу, из которой делают бумагу, клали в тесто. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким запахом. Но и такой, невкусный, почти несъедобный хлеб сохранил жизнь многим тысячам человек.

    Видите, какое тяжелой время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба.

    И вы, ребята, должны беречь хлеб, зная, что хлеб –это нелегкий труд сотен тысяч людей. Это труд земледельца, вырастившего зерно; мукомола, превратившего зерно в муку; пекаря, изготавливающего румяные булки: это труд машиностроителя, создавшего множество машин для обработки земли, переработки зерна и выпечки хлеба.

    Вот почему хлеб называют общенародным богатством.

    Инсценировка «Каравай приехал к детям»

    Каравай приехал к детям,

    Как его ребята встретим?

    Пышной коркой похрустим

    Всех на свете угостим.

    В круг вставай, каравай,

    Кого хочешь выбирай.

    Пекаря: Он не грел на печке бок –

    Каравай ребятам пек.

    В печь – перепёлкой,

    Из печи – коростёлкой.

    Пекарь, с нами поиграй,

    Кого хочешь выбирай.

    Мельника: Он молол не чепуху,

    А ломал зерно в муку.

    Мельник с нами поиграй,

    Кого хочешь выбирай.

    Хлебопашца: Он в тенёчке не лежал,

    А хлеба растил и жал.

    Хлебопашец в круг вставай,

    Кого хочешь выбирай.

    Рабочего: Он без дела не скучал –

    Хлебопашца выручал.

    Он сюда пришел с дарами,

    С тягачами - тракторами.

    Без машины – худо,

    А с машиной – чудо.

    Говорит рабочий: Мы работы не стыдились,

    Мы работаю гордились,

    А награда - урожай.

    Всех на праздник приглашай.

    Все вместе: Слава урожаю в закромах!

    Слава караваю на столах!

    Слава, слава дружным рукам!

    Слава, слава труженикам.

    Пословицы о хлебе.

    Много снега – много хлеба.

    Хлеба нет и корочки в честь.

    Каравай хлеба не свалится с неба.

    Земелька черная, а белый хлеб родит.

    У кого хлебушек - у того и счастье.

    Земля матушка- хлеб батюшка.

    infourok.ru

    Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Хлеб – всему голова"

    Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

    Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда, которые столько сил вкладывают в хлеб.

    Оформление: плакат с рисунком каравая хлеба, пословицы о хлебе, выставка хлебобулочных изделий, рисунки колосьев хлеба.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Под звуки песни «Русское поле» в зал входят гости праздника, дети. Слайд 1 (Приложение).

    Мальчик.

    Слава миру на Земле.

    Девочка.

    Слава хлебу на столе.

    Мальчик.

    Если мы хотим кого - то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С Уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником.

    Девочка.

    С караваем соль подносим Поклоняясь, отведать просим: -Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб - соль из рук.

    (вручает хлеб - соль гостям праздника.) (Слайд 2).

    Ведущий.

    Хлеб – одиниз самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». (Слайд 3). Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб. Ведь не сразу стали зерна Хлебом, тем, что на столе, Люди долго и упорно. Потрудились на земле! (Слайд 4)

    Девочка.

    Мы золотые зернышки Живем лучистым светом, Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые. Мы ветерком провеяны. И солнышком просвечены, Выносливы, дружны. Мы людям так нужны. (Слайд 5).

    Исполняется песня «Золотое зернышко». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

    В 1954 году началось освоение целинных земель. Люди жили в палатках, сейчас на месте первых палаток вырос славный город Целиноград. (Слайд 6).

    Ученица. (Слайд 7).

    Перед этой пашнею шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелек Сколько в это зернышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер, да вода. Для него, для зернышка, через всю страну Комсомольцы ехали жить на целину. Ведущий. (Слайд 8, 9).

    День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?

    Ученица. (Слайд 10).

    Вон - он хлебушко душистый, С хрустом, корочкой витой. Вот он теплый, золотистый Словно солнцем залитой. В нем здоровье, наша сила, В нем - чудесное тепло, В нем - земли родимой соки, Солнца свет весенний в нем. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле.

    Ведущий.

    Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

    Чтец. (Слайд 11).

    Только снег сошел в апреле Как поля зазеленели. Это - хлеб.

    (Слайд 12).

    Золотой простор бескрайний Там работают комбайны. Это - хлеб.

    (Слайд 13).

    Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

    (Слайд 14).

    Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Это - хлеб.

    Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб! Шуточная музыкальная игра. (Играют дети.)

    Ведущий.

    Ребята, как же получается хлеб?

    Знаете ли вы чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

    Ученик.

    Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное - работой пахнет хлеб. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно отрудились на земле.

    Ученица. (Слайд 15).

    Тем, кто хлеб печет чуть свет, Шлет пшено на кашу. Тем, кто землю глубоко Острым плугом пашет, Им спасибо говори, Их за хлеб благодари! У народа «Хлеб - всей жизни голова». Ставится он первым на столе. Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава, слава!

    Ведущий.

    Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому что в хлебе много питательных веществ - белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человек получает от хлеба.

    Ведущий.

    Хлеб... Наскучит ли он?

    Ученица.

    Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

    Ведущий.

    В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Слайд 16). За 1941 - 1945 года в стране было изготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

    Песня «Хлеб - всему голова» (поют дети).

    Был хлеб всегда в почете на Руси - Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.

    Ученица.

    В дыму ленинградское небо, На горше смертельных ран Тяжелого хлеба есть слова: Блокадного хлеба 125 граммов

    (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).

    Ведущий.

    «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

    В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. (Звучит «Реквием» В.А.Моцарта). Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

    Ученик. (Слайд 17).

    Зерна наших дней, светитесь Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной Не мечтаем мы о чуде, - К нам полей живая речь. Берегите хлеб, вы - люди, Научитесь хлеб беречь!

    Ведущий.

    Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей). В нашей школьной столовой проведен рейд: как дети нашей школы относятся к хлебу? О результатах нашего рейда расскажет... Как мы все должны обращаться с хлебом? (Слайд 18). «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори».

    Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами. Ученица.

    Прошу тебя! Не оброни сынок, Когда лепешку ешь, Хоть крошку хлеба! Мы собирали Каждый колосок, Когда грозой войны Гремело небо. Тот хлеб спасал Москву и Ленинград, Жизнь продлевала даже Крошка хлеба. Но и сейчас Оплачена стократ Трудом нелегким Каждая лепешка. Не раз прощал тебе я озорство, Я знаю детство Без игры нелепо. Но не смогу простить Лишь одного - Хоть крошки Всуе брошенного хлеба.

    Ведущий.

    Ребята, где вы покупаете хлеб?

    Откуда он появляется на прилавках магазинов? Выступление гостя с Прокопьевского хлебокомбината. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. (Слайд 19).. Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова». Русский хлеб причастен ко всему: к дружбе, к миру, к правде, к счастью на земле.

    Будьте все счастливы!

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб – всему голова"

    Разделы: Внеклассная работа

    Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.

    Задачи:

    • Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;
    • Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
    • Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
    • Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
    • Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.

    Оборудование и оформление:

    1. Плакаты: “Хлеб – всему голова!”, “Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!”, “Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!”, “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил”.
    2. Выставка книг о хлебе.
    3. “Каравай” на рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

    Ход праздника – игры

    Ведущий: Уважаемые гости и дети прошу всех встать.

    (Звучит песня о хлебе в исполнении Людмилы Зыкиной (фонограмма).)

    Чтец 1.

    Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным, круглым караваем.

    Чтец 2.

    Он на блюде расписном С белоснежным рушником! С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим, – Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!

    Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

    Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.

    А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

    (Демонстрация зёрен пшеницы.)

    Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную татарстанскую землю.

    Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (учитель показывает зерна пшеницы ростки пшеницы, колос, муку, крупу).

    Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

    Чтец 1.

    Он не падает нам с неба Появляется не вдруг Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук

    Чтец 2.

    За лесами, за лугами, Раздается в поле гром. Это тракторы плугами Пашут легкий чернозем.

    Чтец 3.

    На широкие долины Вышли новые машины: Глянь в раскрытое окно- Сеют сеялки зерно.

    Чтец 4.

    Сколько в это зернышко Вложено труда, Знают только солнышко, Ветер да вода, труд десятков рук

    Чтец 5. 

    Посеяли хлеб хлеборобы весною, Созрел он и встал Золотистой стеною. И слышит страна; За уборку пора, Для хлеба комбайны нужны, трактора.

    Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

    Вышли на ниву весной отец и сын.

    “Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

    “Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.

    Прошло время, снова вышли они в поле.

    “Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.

    “Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.

    Выехало семейство на жатву.

    “Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.

    “Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

    И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.

    Чтец 1.

    А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?.. Он пахнет полем, речкой, печью, небом, А главное – работой пахнет хлеб. Каждое зерно омыто Человечьей каплей пота. Нет, не может быть забыта Эта тяжкая работа.

    Конкурс “Калейдоскоп профессий”.

    Дети делятся на две команды “Колосок” и “Зёрнышко”.

    Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).

    Учитель. Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

    Давайте заглянем в историческую летопись.

    Летописец 1.

    Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

    Летописец 2.

    Слово “ХЛЕБ” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

    Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

    А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

    Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.

    Игра “Собери урожай”.

    Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

    – У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

    – Без хлеба сыт не будешь.

    – У кого хлебушко, у того и счастье.

    – Плох обед, коль хлеба нет.

    – Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.

    – Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.

    – Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!

    Ведущий: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Лучшими хлеборобами в этом году в нашем районе признаны: комбайнер из ООО имени Джалиля – Ш.Фасхутдинов. В поле он трудится с 4 утра и до первой росы. С начала уборочной кампании намолотил почти 600 тонн зерна. Знаете ли вы, что ежегодно в нашей стране выпекается 300 миллионов тонн хлеба. Чтобы испечь одну булку нужно 12000 зёрнышек пшеницы. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба! И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.

    Конкурс капитанов “Знаток техники”.

    Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. Начинает проигрывающая команда.

    (Трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик.)

    Учитель.

    Хлеб под столом, Брошенный прямо в пыль Кто ж это совесть свою Выбросил как утиль? Если б увидел его, никогда б Не подал ему руки, Будто не знал он Сколько труда вложено в эти куски! ”

    Ученик.

    Он не падает к нам с неба Появляется не вдруг, Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук. День и ночь шумят комбайны, Хлеб идёт со всех сторон.

    Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

    Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

    В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм! В годы тягот и лишений.

    В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

    – ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

    Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

    Новый мир мужал и креп. Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: “Хлеб всей жизни голова!”

    (Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)

    Ученик: давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.

    1-й ученик:

    Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ее гол.

    2-й ученик:

    Шел мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул.

    3-й ученик:

    Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал.

    4-й ученик:

    Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол.

    1-й ученик:

    Я – пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушел.

    2-й ученик:

    И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

    Внучка:

    Говорила бабушка, мама говорила: Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила! Но мальчишки в школе с этим не считаются И в столовой корками хлебными бросаются. А я хлеба корку никогда не брошу, Потому что хлеб наш вкусный и хороший. Потому что много стоило труда, Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

    Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

    Помните, ребята, такие правила:

    – Бери хлеба столько, сколько съешь.

    – Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

    – Нельзя играть с хлебом.

    – Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

    Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка!”

    (Команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ– очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам.)

    2-й ученик:

    Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят. (Колос.)

    3-й ученик:

    Он идет – волну сечет Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

    4-й ученик:

    Кто там в поле, угадай, Режет черный каравай? (Плуг.)

    5-й ученик:

    Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет – Семь плугов тащит. (Трактор.)

    1-й ученик:

    Замок с башнями до неба Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)

    2-й ученик:

    Был он зернышком давно – Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)

    1-й ученик:

    Железный нос в землю врос, Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)

    2-й ученик:

    Меня бьют, колотят, Режут, ворочают, А я всё терплю, И всем добром плачу. (Земля.)

    Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

    (Подсчитываются очки заработанные в конкурсах.)

    Каравай земли и неба на твоём столе – Ничего сильнее хлеба нету на земле. В каждом маленьком кусочке – хлебные поля, А на каждом колосочке держится земля. И растёт под небом светлым, строен и высок, Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

    Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру!

    Список использованной литературы.

    1. Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.
    2. М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов”.
    3. Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачёва “Ознакомление с окружающим миром”.
    4. В.Дацкевич “От зерна до каравая”.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также