LJ Magazine. Морис хиндус красный хлеб
Кто создает культ кулачества? Известный русский историк и публицист Ю.В.Емельянов в газете «Правда» о фильме Пивоварова «Хлеб для Сталина»
Фильм, сделанный потомками и адвокатами кулаков
В течение двух часов, вплоть до глубокой ночи, канал НТВ угощал телезрителей монологами, которые произносили внуки бывших кулаков, усевшись на стулья или табуретки посреди пустынных полей или полян. Вся история коллективизации была сведена к рассказам о личных судьбах их дедов. Рассказчики уверяли, будто раскулачивание привело к гибели всего народа, умалчивая о том, что до начала коллективизации кулачество составляло 4—5 процентов российского крестьянства и ещё меньшую долю населения страны.
Ориентируясь на зрителя, приученного к жанру мыльных опер, создатели фильма прибегли к пересказам и инсценировкам семейных хроник. Однако повествования о жизни неизвестных отечественной истории людей могут впечатлять лишь в том случае, если рассказчики вызывают доверие у слушателей. Но можно ли на слово верить Альфреду Коху, одному из организаторов обманной и грабительской приватизации, известному своими русофобскими высказываниями? Вызывает ли безоглядное доверие губернатор Ткачёв, проявивший качества политического перевёртыша, а также удивительную слепоту по отношению к действиям банд в Кущёвской и растрате средств, выделенных на ликвидацию последствий наводнений в Краснодарском крае? Почему мы должны сочувствовать и верить Сагалаеву, который беспощадно увольнял опытных сотрудников советского телевидения и превратил «Останкино» в орудие массового обмана? Какое доверие вызывает Парфёнов, ведущий телепередач, в которых отечественная история была сведена к сомнительным анекдотам? Почему надо верить Пивоварову, автору многочисленных лживых фильмов о советском прошлом?
Наконец, почему мы должны считать единственным правдивым документом о коллективизации разрекламированную в фильме и никому не известную книжку некоего Мориса Хиндуса, бывшего обитателя белорусского местечка, убежавшего от еврейских погромов 1905 года в США, а затем побывавшего в СССР в 1930 году?
Но если семейные истории и впечатления местечкового эмигранта из России практически невозможно проверить рядовому телезрителю, то этого нельзя сказать про те немногие широко известные исторические факты, которые приведены в фильме. Почти во всех этих случаях подлинные события и высказывания исторических лиц были сильно искажены — то ли по причине вопиющего невежества авторов фильма, то ли вследствие их органической неспособности говорить правду.
Так, в начале фильма не раз было сказано, что до начала коллективизации коммунисты «коварно» призывали крестьян «обогащаться». Но всем, кто учился в советском вузе, известно, что лозунг «Обогащайтесь!» выдвинул однажды Бухарин. Он был тут же подвергнут жёсткой критике за то, что эти слова оправдывали обогащение кулачества за счёт эксплуатации батраков. После этого Бухарин многократно каялся за свой «неудачный лозунг».
В фильме утверждается, что Бухарин вступил в тайные переговоры с Каменевым и Сокольниковым (вопреки исторической правде, создатели привлекли к ним и Зиновьева) потому, что все они были против раскулачивания. Объединиться с Каменевым на почве борьбы против раскулачивания Бухарин не мог, потому что ещё полгода ранее, во время контрдемонстрации оппозиции 7 ноября 1927 года, Каменев, Троцкий и Зиновьев обвиняли руководство партии в покровительстве кулачеству и требовали «повернуть огонь против кулака». К тому же известно, что в июле 1928 года, когда шли эти переговоры, ни массовой коллективизации, ни раскулачивания не происходило. Но очевидно, что история партии, которую постоянно атакует Пивоваров, ему неведома.
Хотя всем, кто изучал действительно историю, должно быть известно, что комитеты бедноты, или комбеды, были распущены решением Чрезвычайного съезда Советов в ноябре 1918 года, в фильме показано, как в 1930 году(!) кулаку предъявляют решение местного комитета бедноты о его раскулачивании.
Жизнь до коллективизации изображена в кадрах, показывающих хороводы деревенских парней и девушек. На самом деле окончание Гражданской войны не принесло прочного мира в деревню, и острая классовая борьба там продолжалась. Сопротивление классового врага Советской власти было не фантазией Сталина, а суровой реальностью деревенской жизни 20-х годов, когда не прекращались нападения на сельсоветы, убийства сельских коммунистов и советских активистов. В своём отчётном докладе на XV съезде ВКП(б) Сталин, заметив, что до сих пор в сельской местности имели место «бандитские выступления и восстания среди крестьян», сказал, что лишь в 1927 году партия «добилась умиротворения деревни, улучшения отношений с основными массами крестьянства».
Начало коллективизации сопровождалось новым обострением классовой борьбы. Создатели фильма мельком упомянули восстания 1929—1930 годов, сказав, что в ходе них восставшие лишь погромили здания сельсоветов и арестовали ряд их работников. Между тем известно, что в ходе восстаний в Кабардино-Балкарской и Чеченской автономных областях, а также в Красноярском округе мятежники захватили ряд населённых пунктов. Там, где они временно установили власть, многие партийные и советские активисты были зверски убиты.
Но в фильме о жестоких убийствах не сказано ни слова. Заодно создатели постарались (в который уже раз!) облить грязью память Павлика Морозова, сказав, что в советское время «его сделали «Евангелием коллективизации» (?), но на самом деле он будто бы стал для народа «символом предательства». При этом Пивоваров усомнился, что председатель пионерского отряда Морозов был пионером. Стараясь же оправдать убийц-кулаков, Пивоваров через 80 лет после убийства Павлика и его семилетнего брата самовольно пересмотрел приговор и возложил вину на «случайных людей».
Стараясь доказать тождество советского строя с гитлеровским, создатели фильма даже показали имитацию некоего совещания руководителей ОГПУ. Показав это вымышленное совещание, авторы уверяют, будто на нём было принято решение о полном физическом уничтожении всех кулаков, подобно решению об уничтожении евреев в гитлеровской Германии, принятому через десять лет. Были показаны кадры с речью Гитлера. Вслед за этим было сказано, что нацисты скрывали уничтожение евреев, а советские коммунисты, мол, не скрывали истребления кулаков, и, стало быть, последние хуже первых.
Фальшивки, примитивные трюки, логические натяжки, фактические ошибки, цитаты, вырванные из контекста, сопровождались неряшливыми, безграмотными и бездумными комментариями. Например, было сказано, что слово «Нечерноземье» коммунисты придумали, «отчаявшись возродить деревню». Почему указание на характер почвы — это признак отчаяния? Пивоваров уверяет, что, услышав об «имперских амбициях Сталина» (?), молодые люди из деревни вступали в Красную Армию, потому что хотели «посмотреть мир». Как будто в то время Советский Союз посылал колониальные войска на край света, а романтически настроенные деревенские парни мечтали, надев красноармейскую форму, повидать Африку или Полинезию.
Чтобы доказать, что коллективизация нанесла «смертельный удар» народам нашей страны, создатели фильма вывесили множество коллективных фотографий на стенку, как в некоем мемориале, посвящённом жертвам теракта. Мы не можем разглядеть лица людей. Возможно, это — собрания одноклассников, группы путешествующих туристов, команды спортсменов перед началом соревнований или компании пьяных собутыльников, но нас уверяют, будто это — семейные фотографии сотрудников НТВ. Голос за кадром с прокурорскими интонациями вещает: «Раньше в семьях было по пять детей!»
Неискушённый зритель может не знать, что только за последние полвека число новорождённых на одну женщину во всём мире сократилось в 2 раза. Если в 1950 году в среднем на одну женщину в мире приходилось 4,9 деторождений, то теперь — лишь 2,5. Ещё меньше стали рожать детей в развитых странах мира. А потому такой зритель может поверить словам комментатора о том, что лишь из-за коллективизации размеры семей в России стали уменьшаться. На самом деле максимальное число деторождений в нашей стране было как раз вскоре после коллективизации — в 1936, 1937 и 1938 годах. За годы Советской власти численность населения СССР удвоилась. Население России стало систематически сокращаться лишь после контрреволюционного переворота 1991 года.
В конце фильма Пивоваров стоит один посреди какой-то сельской улицы и сообщает зрителям, что он остался единственным представителем огромной и некогда процветавшей деревенской семьи. Так ли это — оставим на совести Пивоварова. Невзыскательный зритель не подозревает, что сокращение деревенских жителей произошло во всех развитых странах мира, в которых обитатели сёл составляют ныне менее 10 процентов от общего числа населения. Такой зритель может не знать того, что на горожан теперь приходится большинство населения всей планеты. А потому некоторые могут по подсказке Пивоварова с телеэкрана сокрушаться по поводу «исхода деревенских жителей» в города во время первых пятилеток и клеймить позором «жестокость» и «глупость» советских руководителей.
Антиисторический по форме фильм Пивоварова антиисторичен и по своему содержанию, поскольку он подчинён ложной цели — доказать, будто коллективизация была преступлением против народов страны, совершённым по приказу Сталина, в угоду его «имперским амбициям».
Что было на самом деле
Зачем на самом деле проводилась коллективизация? Накануне осуществления первого пятилетнего плана страна стояла перед трудным выбором: либо совершить рывок в своём развитии ценой огромных усилий, либо смириться с перспективой порабощения сильными и развитыми империалистическими державами. Объясняя необходимость в ускоренном развитии Советской страны в своём докладе 7 января 1933 года об итогах первой пятилетки, Сталин подчёркивал: «Партия как бы подхлёстывала страну, ускоряя её бег вперед... Нельзя не подгонять страну, которая отстала на сто лет и которой угрожает из-за её отсталости смертельная опасность... Мы не могли знать, в какой день нападут на СССР империалисты и прервут наше строительство, а что они могли напасть в любой момент, пользуясь технико-экономической слабостью нашей страны, — в этом не могло быть сомнения... Партия должна была покончить в возможно короткий срок со слабостью страны в области обороны».
Между тем тогдашние 25 миллионов мелких крестьянских хозяйств не могли прокормить растущие города и Красную Армию, не могли обеспечить сырьём развивающееся промышленное производство без повышения производительности труда на основе применения сельскохозяйственной техники. Однако в 1929 году промышленность не могла дать такую технику всем крестьянам, а почти все крестьянские хозяйства не были в состоянии приобрести её.
Вопреки содержанию фильма, при утверждении первого пятилетнего плана было намечено коллективизировать не всё сельское хозяйство страны, а лишь 5—6 миллионов крестьянских хозяйств. К концу пятилетки должно было сохраниться до 19—20 миллионов единоличных хозяйств. Однако по мере выполнения заданий пятилетки по развитию индустрии стало ясно, что при сохранявшемся объёме сельскохозяйственной продукции многие сооружаемые стройки могли бы остаться без необходимого сырья, а многие трудящиеся быстро растущих городов — без хлеба и других видов продовольствия. Рост высокопроизводительных колхозов и совхозов не поспевал за темпом роста промышленного производства и городского населения. Это и стало главной причиной ускорения темпов коллективизации.
К 1929 году политическая база партии в деревне была слабой. Выражая беспокойство в связи с этим обстоятельством ещё в октябре 1924 года, Сталин признавал: «Есть тоненькая ниточка партийных ячеек в деревнях. Затем идёт столь же тоненькая ниточка беспартийных крестьян, сочувствующих партии. А за ней тянется океан беспартийности, десятки миллионов крестьян, которых не связывает и не может связать с партией тоненькая ниточка беспартийного актива. Этим, собственно, и объясняется, что ниточка эта не выдерживает, рвётся нередко, и вместо соединяющего моста образуется глухая стена между партией и беспартийными массами в деревне».
К 1 июля 1929 года на 25 миллионов крестьянских дворов приходилось менее 340 тысяч коммунистов. В некоторых местностях одна партийная ячейка приходилась на три-четыре сельсовета. При этом 45 процентов деревенских коммунистов в 1929 году были либо колхозники, составлявшие меньшинство среди крестьян, либо городские рабочие, проживавшие в сельской местности. По этой причине для осуществления коллективизации в деревню направили 25 тысяч городских коммунистов. Большинство из них были честными и мужественными людьми, но не всегда образованными и теоретически подготовленными. Как правило, они плохо знали деревенский быт и крестьянский труд.
Осуществление коллективизации осложнялось низким уровнем общего образования и теоретической подготовки не только командированных в деревню коммунистов, но и многих партийных руководителей на местах. Их привычки управления сложились, когда они вступили в партию: подавляющее большинство стали коммунистами в последние месяцы 1917 года, в годы Гражданской войны и военного коммунизма. Поэтому в ходе проведения коллективизации многие из них полагались больше на силовые методы, чем на убеждение крестьян. Кроме того, между руководителями районов, областей и республик развернулось что-то вроде соревнования по темпам коллективизации. Сочетание этих негативных объективных и субъективных факторов привело к немалым материальным потерям и даже человеческим жертвам. Разумеется, эти потери и жертвы не были ограничены кулаками, как пытались уверить их внуки, создавшие фильм «Хлеб для Сталина».
В фильме постоянно звучит слово «раскулачивание», которое, по словам авторов фильма, было главным требованием Сталина в ходе коллективизации. На самом деле в разгар ускоренной коллективизации 30 января 1930 года ЦК партии направил всем партийным организациям директиву, в которой говорилось: «С мест получаются сведения, говорящие о том, что организации в ряде районов бросили дело коллективизации и сосредоточили свои усилия на раскулачивании. ЦК разъясняет, что такая политика в корне неправильна. ЦК указывает, что политика партии состоит не в голом раскулачивании, а в развитии колхозного движения, результатом и частью которого является раскулачивание».
На другой день, 31 января, узнав о радикальных планах ответственного за коллективизацию в Средне-Волжском крае члена ЦК М.М. Хатаевича, И.В. Сталин вместе с В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем направили ему телеграмму: «Ваша торопливость в вопросе о кулаке ничего общего с политикой партии не имеет. У вас получается голое раскулачивание в его худшем виде».
Хотя авторы фильма расценили статью Сталина «Головокружение от успехов», опубликованную 2 марта 1930 года в «Правде», как лицемерие, на деле в ней была дана трезвая оценка создавшегося положения. В начале статьи Сталин констатировал быстрый ход коллективизации, обратив внимание на выполнение плана по хлебозаготовкам и заготовке семян для яровых посевов. В то же время, указав на «теневую сторону» достигнутых успехов, Сталин осудил действия властей на местах, которые не были предусмотрены планами коллективизации. Прежде всего он признал нарушение принципа добровольности вступления в колхозы.
Кроме того, Сталин критиковал стремление распространить сельскохозяйственную коммуну как наилучшую форму коллективного хозяйства. Он подчёркивал, что не коммуна, а сельскохозяйственная артель является «основным звеном колхозного движения». Сталин подчёркивал, что в артели «не обобществляются: приусадебные земли (мелкие огороды, садики), жилые постройки, известная часть молочного скота, мелкий скот, домашняя птица и т.д.» Подтверждая это положение Сталина, «Правда» одновременно с его статьёй опубликовала текст Примерного устава сельскохозяйственной артели. Создание колхозов стало основным направлением коллективизации. Создатели же фильма уверяют, будто при вступлении в колхоз крестьяне сдавали весь свой скот и инвентарь, а также личное имущество.
Колхозы, на долю которых приходилось в 1932 году 61,5 процента крестьянских хозяйств, давали 75 процентов всей валовой продукции сельского хозяйства. Несмотря на растущую механизацию, в 1932 году 81 процент пахоты под яровые посевы был произведён конными плугами. Косами и серпами было сжато 45 процентов, а конными жатками — 55 процентов зерновых. Поэтому производительность труда росла медленно.
Между тем с 1928 по 1932 год численность городского населения увеличилась более чем на 12 миллионов человек. Кроме того, чтобы обеспечить построенные заводы импортным оборудованием, СССР был вынужден экспортировать всё больше зерна. В 1930—1932 годах СССР вывез 11,5 миллиона тонн зерна, в то время как в предыдущие три хозяйственных года экспорт зерна составлял свыше 2,5 миллиона тонн зерна ежегодно. Поэтому заготовки зерна в деревне возросли в 1931 году в 2 раза по сравнению с 1929 годом, достигнув 25,8 миллиона тонн.
Трудности сельского хозяйства усугубились природными обстоятельствами, о которых ни слова не сказано в фильме. В нём голод 1932—1933 годов объяснён лишь коллективизацией. О том, что в 1931 году 27 миллионов гектаров посевов зерновых культур поразила сильнейшая засуха, авторы фильма умолчали. Тогда пострадали Нижнее и Среднее Поволжье, Урал, Башкирская АССР, Казахстан и Западная Сибирь. Следующий, 1932 год опять был неурожайным. Засуха охватила ведущие зерновые районы РСФСР и Украины. На протяжении всей многовековой истории России, которая в отличие от Западной Европы и восточных штатов США является страной с неустойчивыми и неравномерными осадками, подобные засухи всегда сопровождались массовым голодом и гибелью миллионов людей.
Между тем заготовки зерна не были сокращены. Изъятие зерна у колхозников, не считаясь с их нуждами, ставило людей в безвыходное положение. Об этом сообщил Сталину писатель М. Шолохов. Из ответа Сталина авторы фильма вырвали лишь несколько слов, не упомянув о том, что, прежде всего, Сталин распорядился направить зерно голодающим колхозникам Верхне-Донского района. В письме Сталин также сообщал о направлении на Дон комиссии ЦКК с целью пресечь произвол местных властей по отношению к колхозникам в ходе заготовок зерна. «Виновные в этих безобразиях должны понести должное наказание», — писал Сталин.
Помощь зерном не была ограничена Верхне-Донским районом. В своём выступлении на XVII съезде партии первый секретарь ЦК КП(б) Украины С.В. Косиор говорил: «Вы все, товарищи, знаете, что... значительная помощь продовольствием, семенами и другим была оказана не только Украине, но и другим областям и районам Союза. Это стало возможным благодаря исключительной настойчивости товарища Сталина». Фильм же старается убедить, что Сталин стремился уморить голодом как можно больше крестьян. Вместе с теми на Украине, кто твердит о проводившейся Советской властью политике голодомора, авторы фильма уверяют, что целью Сталина было «сознательное уничтожение народа».
Между тем в ходе продолжавшейся коллективизации укреплялась техническая база колхозов и совхозов. Соответственно, росла и производительность труда. 1933 год был урожайным. Таким же стал и 1934-й. Рост продовольственной продукции совхозов и колхозов позволил ноябрьскому (1934 г.) пленуму ЦК ВКП(б) принять решение отменить карточную систему распределения продуктов с 1 января 1935 года. После трудностей первых лет индустриализации и коллективизации страна вступала в период предвоенного процветания, который запомнился многим советским людям обилием продуктов и их доступностью.
В своей книге, которую он писал в конце горбачёвской «перестройки», когда пустые полки наглядно демонстрировали провал политики тогдашнего руководства, публицист Валентин Бережков вспоминал: «Если перечислить продукты, напитки и товары, которые в 1935... появились в магазинах, то мой советский современник, пожалуй, не поверит. В деревянных кадках стояла чёрная и красная икра по вполне доступной цене. На прилавках лежали огромные туши лососины и сёмги, мясо самых различных сортов, окорока, поросята, колбасы, названия которых теперь никто не знает, сыры, фрукты, ягоды — всё это можно было купить без всякой очереди и в любом количестве. Даже на станциях метро стояли ларьки с колбасами, ветчиной, сырами, готовыми бутербродами и различной кулинарией. На больших противнях были разложены отбивные и антрекоты. А в деревнях в любом дворе в жаркий день... вам выносили кружку молока или холодной ряженки и не хотели брать деньги».
Ныне к этому можно добавить, что все эти продукты были отечественного производства, экологически чистые, без содержания консервантов, которыми напичканы нынешние импортные продукты питания, и все они были по доступным ценам.
Механизация деревни осуществлялась быстрыми темпами. Если в 1928 году в сельском хозяйстве страны имелось 27 тысяч тракторов, 2 (два!) комбайна и 700 грузовиков, то в 1940 году число тракторов возросло до 531 тысячи, комбайнов стало 182 тысячи, грузовых автомобилей — 228 тысяч. Растущая механизация, электрификация, применение передовых методов агрономии привели не к разорению деревни, как уверяют Пивоваров и другие адвокаты кулачества, а к росту сельскохозяйственной продукции. По общему объёму продукции сельское хозяйство СССР в 1940 году превысило уровень 1913 года на 76 процентов.
Рос и культурный уровень деревни. На селе завершалась ликвидация неграмотности. В сёлах и деревнях было введено обязательное бесплатное начальное образование. Всюду появлялись клубы и киноустановки. Деревня электрифицировалась и радиофицировалась.
К тому времени партия отказалась от применения жёстких административных мер в деревне. 15 января 1936 года по решению Политбюро началась «проверка правильности применения постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г.», называвшегося «Об охране социалистической собственности». (В фильме он был назван «законом о трёх колосках», за кражу которых якобы посадили миллионы крестьян.) В результате пересмотра 115 тысяч дел 91 тысяча крестьян были признаны неправильно осуждёнными. Об этом в фильме ничего не было сказано.
После принятия новой Конституции СССР в 1936 году бывшие кулаки получили право голоса на выборах и право быть избранными. Многие из бывших кулаков вернулись к своему труду, а затем сражались на фронтах войны. За это они получали награды Родины. Об этом также умолчал пивоваровский фильм.
Самоотверженный труд крестьян, материальные потери и даже человеческие жизни не были принесены в жертву, чтобы вырастить «хлеб для Сталина», и не были порождены приписанным ему безумным желанием уничтожить деревню и народы нашей страны. Без коллективизации страна не имела бы ни мощной тяжёлой промышленности, включая оборонную, ни крепкой Красной Армии. Победа в Великой Отечественной войне была одержана, в частности, благодаря коллективизации.
Сельское хозяйство страны выдержало тяжёлое испытание войной, обеспечив фронт и тыл продовольствием и сырьём в 1941—1945 годах. Несмотря на наличие ряда крупных проблем, в том числе и тех, что были вызваны навязанной нашей стране расточительной «холодной войной», сельское хозяйство страны обеспечивало население СССР питанием, а промышленность — сельскохозяйственным сырьём вплоть до 1991 года.
Какие цели преследует пивоваровская стряпня?
Падение сельскохозяйственного производства началось после краха социализма, разрушения СССР и реставрации капиталистических отношений. В середине 90-х годов сельскохозяйственное производство сократилось в 2 раза. Число тракторов, имеющихся ныне в сельском хозяйстве страны, уменьшилось почти в 2 раза по сравнению с 1989 годом, при этом многие из них нуждаются в капитальном ремонте. Но крестьянские хозяйства не имеют средств для закупки новой техники. В 1999 году количество тракторов, закупленных сельским хозяйством страны, уменьшилось по сравнению с 1990 годом в 14 раз. В результате много земли остаётся необработанной. В 1989 году в Российской Федерации обрабатывалось 120 миллионов гектаров пашни. Сейчас же 40 миллионов гектаров не используются. За 20 лет капитализма поголовье скота сократилось по различным видам в 2—3 раза. Соответственно сократилось производство мяса и молока.
Хотя уровень потребления ряда продовольственных продуктов на душу населения сократился, сельское хозяйство страны обеспечивает далеко не всё необходимое для пропитания жителей России. Из-за границы ввозят 28 процентов потребляемого мяса, 19,5 процента молока, 34 процента масла, 24 процента картофеля, 19,5 процента овощей, кроме картофеля. Страна попала в зависимость от иностранных производителей сельскохозяйственной продукции. Эта зависимость лишь возрастёт по мере того, как проявятся все последствия вступления России в ВТО.
Резко отличается от современной России положение сельского хозяйства в Республике Беларусь, где со времени избрания президентом А. Лукашенко были приняты решительные меры по преодолению разрушительных последствий развала советской экономики и временного хозяйничанья сторонников капиталистического пути развития. Здесь успешно развивается сельскохозяйственное машиностроение. Только с 2000 по 2010 год производство тракторов выросло с 22470 до 44370 в год. При этом значительная часть новой техники идёт на экспорт. Бо`льшая часть химических удобрений — местного производства, и за последние 10 лет внесение минеральных удобрений в почву увеличилось в 1,5 раза.
Эти усилия принесли свои плоды. Если с 1989 по 1995 год производство зерна на душу населения в килограммах сократилось с 720 до 540, то в 2011 году оно выросло до 884. По мясу: 1989 г. — 116 килограммов, 1995 г. — 64, 2011 г. — 108. По молоку: 1989 г. — 723, 1995 г. — 497, 2011 г. — 687. По овощам: 1989 г. — 87, 1995 г. — 101, 2011 г. — 209. Белоруссия успешно экспортирует продукты мясомолочного производства, а также сахар, поставки которого на Украину только в 2007 году возросли в 10 раз. Государственные дотации составляют 60 процентов всех расходов коллективных и государственных сельских хозяйств. В соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства в 2005—2010 годах в республике было построено 666 агрогородков. Пример Белоруссии, где сельскохозяйственное производство успешно осуществляют сохранившиеся колхозы и совхозы, дополнительно подчёркивает порочность капиталистического пути, по которому пошло сельское хозяйство России.
Последние 20 лет реставрации капиталистических отношений в нашей стране стали десятилетиями массового разорения сельских хозяйств и исчезновения деревень. Чтобы скрыть уничтожение российской деревни отечественным и иностранным капиталом, Пивоваров и его подельники, вопреки фактам и здравому смыслу, пытаются доказать, будто эта катастрофа порождена событиями, случившимися 82 года назад.
Но, помимо клеветы на советское прошлое, фильм Пивоварова преследует ещё одну, корыстную и важную для его создателей, цель. Вряд ли их подвигла лишь пробудившаяся через восемь десятилетий и несколько поколений жажда социального отмщения. Многим выходцам из кулацких семей, давно забывшим о благополучном положении их дедов, чужды идеи социального реванша. Неожиданно вспомнили о своей «кулацкой» природе лишь те, кто ныне принадлежит к современной буржуазии или обслуживающей её челяди. Именно они рьяно доказывают с экрана, что богачи — это те, кто больше всех трудится. Ткачёв и другие наперебой говорили, что у кулаков были трудовые и мозолистые руки. Хотя никто из появившихся на экране не показал свои руки, они пытались убедить зрителей в том, что любые богачи, в том числе и они, хозяева новой жизни, — это неутомимые труженики, заработавшие свои баснословные барыши честным трудом. В фильме труженики-кулаки противопоставлены «лодырям»-беднякам. Проклятия в их адрес зачитывают с кулацких листовок конца 20-х годов современные актёры, изображающие современных крестьян.
На протяжении всего фильма настойчиво повторялось, что коллективизация стала возможной из-за зависти бедных крестьян к богатым. Сагалаев сетовал, что «зависть» к богатым сохраняется и ныне. Это — самое отвратительное качество, повторяли адвокаты кулаков. Люди, которые только что оплакивали русский народ, якобы погибший вместе с кулачеством, вдруг стали по очереди ругать русских людей за его традиционную неприязнь к кулакам. Для этого даже привлекли словарь Даля, с укором указав, что все содержащиеся в нём определения понятия «кулак» — резко отрицательные. Последуем их примеру и заглянем в этот источник русской мудрости. Владимир Даль нашёл такие определения для понятия «кулак»: «скупец, скряга, жидомор, перекупщик, маклак.., живёт обманом, обчотом, обмером». Именно этими качествами с лихвой наделены хозяева современной России!
Своими страшными рассказами о судьбе своих дедов кулацкие внуки невольно выказали свой страх, что раскулачивание или нечто подобное может повториться. Телемагнаты, хозяева НТВ из Газпрома и прочие дельцы до смерти боятся, что они лишатся захваченных ими у народа богатств. Поэтому они объявляют дикой и низменной неприязнь к тем, кто «живёт обманом, обчотом, обмером». Они называют преступниками тех, кто не доволен углубляющимся социальным неравенством, кто протестует и борется против власти богатых. Священник, участвовавший в фильме, грозил, что перераспределение богатств — неправедно. Это предупреждение тем, кто ставит вопрос о пересмотре грабительской приватизации, тем, кто предлагает национализировать недра и ключевые отрасли производства.
Фильм Пивоварова — это свидетельство того, что, препятствуя восстановлению социализма, грабители будут не только по-прежнему прибегать к грубой клевете на советское прошлое, но и доказывать превосходство тех, кто живёт обманом за счёт других. Зная поведение тогдашних кулаков, комсомольцы 20-х годов пели:
Им бы только ругаться
а лаяться,
Злоба льётся у них
через край.
Кулачьё на тебя обижается.
Комсомолец лихой,
не сдавай!
Такой же злобой переполнены и речи участников фильма, этих духовных наследников кулачья 20-х годов. Оправдывая свою борьбу за награбленное фальшивыми интерпретациями прошлого, глубоко презирая факты истории и её уроки, современные кулаки готовы оказывать яростное сопротивление всем, кто покусится на то, что досталось им обманом. Это сопротивление будет возрастать по мере того, как борьба за победу дела социализма перейдёт в практическую плоскость. Поэтому борцам за возвращение социализма в нашей стране надо готовиться к долгим и суровым боям.
kprf.ru
Хлеб для Сталина - Записки национал-либертарианца
ХЛЕБ ДЛЯ СТАЛИНА. краткая рецензия к обсуждению.
Автор в своем фильме характеризует коллективизацию, как самую массовую Сталинскую репрессию в результате которой Советская власть переломила русский мир. И ставит целью разобраться для чего это было сделано.Для более живого представления происходивших в те годы событий автор параллельно с документальным повествованием показывает художественные сюжеты созданные по рассказам потомков жертв и свидетелей событий.
Так одними из героев являются дядя Ваня (Иван Булатников), пример среднего крестьянина тех лет и гость из Америки Мошка (Морис Хиндус) интересующийся жизнью села (писатель, его биография рассказывается в передаче).
Итак, повествование начинается с событий предшествовавших коллективизации. Так, рассказывается о продразверстке в годы гражданской войны и дальнейший откат к капитализму под контролем партии в виде НЭПа с ее лозунгом "обогащайтесь". Из описания времен НЭПа автором нам представляется картина золотого времени на селе (Столыпин разрешил вести хозяйство, революция дала землю). Советская власть в этот период пытается сделать из крестьянина примерного советского гражданина.Общественные хозяйства в это время формируются на добровольной основе,а не принудительно.В это же время начинает процветать советское двоемыслие. Буржуй наш враг, но хлеб продаем буржуям. Частной собственности нет, но долгосрочная аренда. Гегемон раб класс, но снабжение его зависит от крестьян. В это время насчитывается 25 млн крестьянских хоз-в.
Но как же, так получается, что такое количество сильных собственников удалось уничтожить за относительно короткий срок не допустив развязывания в стране второй гражданской? На этот вопрос автор отвечает, что Советская власть в достижении поставленных целей сыграла на особенностях менталитета бедноты. Во первых кулака на Руси не любили не когда и дает нам это понять простое обращение к определению слова кулак, зажиточный крестьянин и тп. Во вторых людям принимающих участие в раскулачивании отдается 25% имущество раскулаченного, а личные вещи передаются в колхоз, а то есть опять же бедноте. И здесь возникает личная заинтересованность со стороны активистов.
Ну и в третьих дается воля всегда присутствующей в русском человеке зависти.
Так или иначе в 1928г сворачивается дискуссия между сторонниками эволюционной модели во главе с Бухариным и сторонниками ускоренной индустриализации, раскулачивание было последней борьбой в партии.Позиция Сталина в этом споре объяснялась тем, что без сильной индустрии было не возможно построить сильную армию способную добить капитализм. Однако, в действительности все было не много сложнее. Первоначально, по словам автора, власть рассматривала варианты проведения индустриализации за счет иностранных инвестиций, но в 1929г на западе началась великая депрессия, а альтернатива внешним инвестициям была только внутренняя. Только из села можно было извлечь в этот период времени ресурсы для проведения индустриализации. 07.1928 Сталин в своей статье "борьба с кулаками" пишет об этом так, "колоний нет поэтому надо брать дань с собственного крестьянства, чем больше растет социализм, тем больше сопротивление, борьба будет обостряться". Здесь же приводят байку о том как Сталин ездил на хлебо заготовки ("Кацо станцуй лезгинку").
30.01.30 выходит постановление "о проведении мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств" полностью опубликованное только в 90-е гг. на места же отправляются на места лишь директивные письма. По этому постановлению кулаки подразделяются на три категории:-контрреволюционный актив. Отправляются в концлагеря или ликвидируются.-остальные элементы кулацкого актива в переселяются в отдаленные местности ссср (при этом на семью выделяется 500 руб).-оставляемые в приделах рай кулаки переселяются на новые места за приделами колхозных земель.
За 3 месяца коллективизации было уничтожено 200 тыс крестьянских семей. Здесь авторы фильма рисуют нам страшную картину коллективизации во всей красе. Нам показывают и воспоминания красноармейца сопровождавшего конвой с раскулаченными. И видео и фото доказательства разгрузки переселенцев посреди леса. И письмо сотрудника НКВД Толмачева (расстрелянного в 1937г) московскому другу о совершенной им инспекторской проверке северных комендатур. Идет сравнение СССР с фашистской Германией с разницей лишь в том, что в первом случаи, что геноцид русского народа не скрывался советской властью. Здесь речь идет и о совместной работе ведомств по уничтожению крестьянства. Дается список ведомств принимавших участие в этом и приводится пример встречи руководителей НКВД (Аустрин, Матсон Заковский Ягода).
Далее мы встречаем дядю Ваню уже летом 1930г после возвращения со ссылки в Котлос, "решив не формально вопрос о возвращении". На этом фоне начинается обсуждение статьи Сталина "Головокружение от успехов". В которой пишется о перегибах на местах в качестве примера приводится ситуация в Туркестане. После нее начинается возвращение людей со ссылок. Но повсюду ходят слухи о новом ветке раскулачивания и крестьяне начинают подстраиваться к ситуации. Кто-то отказывается от имущества и переезжает, кто-то жжет свое имущество и бежит куда глаза глядят. Начинается самая массовая внутренняя миграция населения.Что привело к временным послаблением для крестьян? Как мы можем понять из фильма это массовые, но не с координированные выступления крестьян. Так, в 1929 г произошло 1307 массовых выступлений, а в 1930 13754 собщим числом участников 2млн 468тыс (в доказательство приводится доклад ОГПУ). Приводится пример Муромцевского дела.
Не забывают авторы и про пропаганду идущую полным ходом. Это и раскрученный образ Павлика Морозова, как патриота погибшего за Советскую власть. Здесь же он развенчан. И создание образа кулака, как главного эксплуататора батраков. Этот образ тоже рушится здесь на примерах из жизни. И в дальнейшем созданный миф о Сталине как "царе, который не знает, что творят его бояре на местах". Опровергает этот образ ответ Шолохову на его письмо мая 1933г.. В котором Сталин пишет о том, что кулаки вели "тихую" войну против Советской власти, на измор.
К 1932 г. производство хлеба резко упало и возник искусственно созданный голод. В связи с этим выходит закон "о колосках". Здесь опять мы видим живые примеры казахов умиравших рядом с закрытой для них Карагандой, поезд из которого выносят мертвых детей и т д. В результате гибнет ок 7 млн человек за голод в период 1932-33 гг.
Сколько же человеческих жизней стоила коллективизация? Ответ на этот вопрос авторы находят в беседе между Сталиным и Черчелем в 1942г в Москве. Генсек в ходе нее отмечает, что ситуация в стране в период коллективизации была более критичной, чем в первый период ВОВ. По его словам раскулачиванию подверглось 10млн собственников. А все мероприятие продолжалось 4 г.. На вопрос премьера о судьбе раскулаченных Сталин ответил, что им дали обрабатывать землю на сев и их батраки их перебили.
С 1932г начинаются попытки остановить исход крестьян из деревни. Вводятся паспорта и обязательная прописка, которые крестьянам не выдаются. Вместо денег, тоже крестьянам ставят трудодни, за которые иногда можно получить еде или какой нибудь товар.
О результатах коллективизации мы из передачи ни чего не узнаем. Кроме, как цитаты из книги того самого Хиндуса "Красный хлеб", что в СССР нельзя быть предприимчивым, опасно быть богатым и надо быть как все беднячком, в крайнем случаи среднячком. И мнения священника о новом крепостном праве. Так как оно было не рабством, а запрет крестьянину оставить своего хозяина.
В целом фильм дает нам представление о коллективизации, как о событии, где голытьба в кожаных пальто, полу пьяная сознательно уничтожает, под четким руководством партии крепкого хозяйственника. Приучая народ приспосабливаться к власти и ее причудам.
Отсюда: https://new.vk.com/club85097677?w=wall-85097677_19%2Fall
nktv1tl.livejournal.com
Русский дух - Ярослав Огнев
"Time", США.Статья опубликована 8 июня 1942 года
Ярость сопротивления русских отражает новый русский дух, за которым стоит вновь обретенная промышленная и сельскохозяйственная мощь
В июне прошлого года большинство демократов были согласны с Адольфом Гитлером — через три месяца нацистские армии вступят в Москву и русский случай будет аналогичен норвежскому, французскому и греческому. Даже американские коммунисты дрожали в своих русских сапогах, веря в маршала Тимошенко, Ворошилова и Буденного меньше, чем в генералов Мороза, Грязь и Слякоть. Когда немцы завязли, разуверившиеся попутчики вернулись к своим прежним убеждениям, в Лондоне был открыт памятник Ленину, и почти все вздохнули с облегчением: случилось невозможное.
Цель книги Мориса Хиндуса — показать, что невозможное было неизбежным. По его словам, ярость сопротивления русских отражает новый русский дух, за которым стоит вновь обретенная промышленная и сельскохозяйственная мощь.
Мало кто из тех, кто наблюдает за послереволюционной Россией, может говорить об этом более компетентно. Среди американских журналистов Морис Гершон Хиндус — единственный профессиональный русский крестьянин (он прибыл в Соединенные Штаты ребенком).
После четырех лет в Университете Колгейт и аспирантуры в Гарварде он сумел сохранить легкий русский акцент и тесную связь с доброй русской землей. «Я, — порой говорит он, по-славянски раскидывая руки, — крестьянин».
Фу-фу, русским духом пахнет
Когда большевики начали «ликвидировать кулаков [успeшных фермеров] как класс», журналист Хиндус отправился в Россию, чтобы увидеть, что происходит с его собратьями-крестьянами. Плодом его наблюдений стала книга «Искоренение человечности» (Humanity Uprooted), бестселлер, главный тезис которого состоит в том, что насильственная коллективизация — это тяжело, высылка на Крайний Север для подневольного труда — еще тяжелее, однако коллективизация — величайшая экономическая перестройка в человеческой истории; она меняет лицо русской земли. За ней будущее. Этого же мнения придерживались и советские планировщики, в результате чего журналист Хиндус получил необычные возможности понаблюдать за тем, как зарождается новый русский дух.
В России и Японии он, опираясь на свое непосредственное знание, отвечает на вопрос, который вполне может решить судьбу Второй мировой войны. В чем заключается этот новый русский дух? Он не так уж и нов. «Фу-фу, русским духом пахнет! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский по миру катится, в глаза бросается, по лицу бьет». Эти слова взяты не из речи Сталина. Их старая ведьма по имени Баба-Яга все время произносит в древнейших русских сказках.
Бабушки шептали их своим внукам, когда монголы в 1410 году жгли окрестные деревни.
Они повторяли их, когда русский дух изгнал из Московии последнего монгола за двадцать лет до того, как Колумб открыл Новый Свет. Вероятно, они повторяют их и сегодня.
Три силы
Но советское государство, говорит автор Хиндус, изменило русский дух в трех важных отношениях: 1) «силой идеи»; 2) «силой организации»; 3) «силой машины».
Под «силой идеи» Хиндус подразумевает то, что в России владение частной собственностью стало социальным преступлением. «Глубоко в сознание людей — особенно, конечно, молодых, то есть, тех, кому двадцать девять и меньше лет, а таковых в России сто семь миллионов — проникло понятие о глубокой порочности частного предпринимательства».
Под «силой организации» автор Хиндус понимает тотальный контроль государства над промышленностью и сельским хозяйством, так что каждая функция мирного времени фактически становится военной функцией. «Разумеется, русские никогда не намекали на военные аспекты коллективизации, и поэтому иностранные наблюдатели оставались в полном неведении об этом элементе масштабной и жестокой сельскохозяйственной революции. Они подчеркивали лишь те ее последствия, которые касались ведения сельского хозяйства и общества... Однако без коллективизации они бы не смогли вести войну так эффективно, как они ее ведут».
«Сила машины» — это идея, во имя которой целое поколение русских отказывало себе в еде, одежде, чистоте и даже самых основных удобствах. «Как и сила новой идеи и новой организации, она спасает Советский Союз от расчленения и уничтожения Германией». «Точно так же, — полагает автор Хиндус, — она спасет его от посягательств Японии».
Азиатский ледник
Автор Хиндус считает, что русско-японская война неизбежна.
Аргументы его менее интересны, чем его анализ силы России на Дальнем Востоке.
Дикий Восток России, простирающийся на три тысячи миль от Владивостока, быстро превращается в один из крупнейших промышленных поясов мира. Среди самых увлекательных разделов о России и Японии — те, в которых разрушается легенда о том, что Сибирь — это азиатский ледник или исключительно место каторги. В действительности, Сибирь производит как белых медведей, так и хлопок, имеет крупные современные города, такие как Новосибирск («сибирское Чикаго») и Магнитогорск (сталь), а также является центром гигантской оружейной промышленности России. Хиндус считает, что, даже если нацисты дойдут до Уральских гор, а японцы — до озера Байкал, Россия все равно останется мощным индустриальным государством.
Нет сепаратному миру
Кроме того, он полагает, что русские ни при каких обстоятельствах не пойдут на сепаратный мир. Ведь они ведут не просто войну за освобождение. В форме войны за освобождение они продолжают революцию. «Слишком живы для того, чтобы их забыть, воспоминания о жертвах, на которые люди шли ради каждого станка, каждого паровоза, каждого кирпича для строительства новых заводов... Масло, сыр, яйца, белый хлеб, икра, рыба, которые должны были есть они и их дети; текстиль и кожа, из которых для них и их детей должны были изготавливаться одежда и обувь, отправлялись за рубеж... чтобы получить валюту, которой платили за иностранные машины и иностранные услуги... Действительно, Россия ведет националистическую войну; крестьянин, как всегда, сражается за свой дом и свою землю. Но сегодняшний русский национализм держится на идее и практике советского или коллективизированного контроля над «средствами производства и распределения» в то время, как японский национализм держится на идее почитания Императора».
Справочник
Несколько эмоциональные суждения автора Хиндуса удивительным образом подтверждает книга автора Югова «Русский экономический фронт в мирное и военное время». Не такой друг русской революции, как автор Хиндус, экономист Югов — бывший сотрудник Госплана СССР, предпочитающий ныне жить в США. Его книга о России читается гораздо труднее, чем книга автора Хиндуса, и содержит больше фактов. Он не оправдывает те страдания, гибель и притеснения людей, которые России пришлось заплатить за свою новую экономическую и военную мощь.
Он надеется, что одним из результатов войны для России станет разворот в сторону демократии — единственной системы, при которой, по его мнению, экономическое планирование может действительно работать. Но автор Югов согласен с автором Хиндусом в своих оценках того, почему русские бьются столь яростно, и дело тут не в «географической, повседневной разновидности» патриотизма.
«Рабочие России, — говорит он, — сражаются против возвращения к частной экономике, против возвращения в самый низ социальной пирамиды... Крестьяне упорно и активно бьются с Гитлером, потому что Гитлер вернул бы старых помещиков или создал новых по прусской модели. Многочисленные народности Советского Союза сражаются потому, что знают, что Гитлер уничтожает все возможности для их развития...»
«И, наконец, все граждане Советского Союза идут на фронт, чтобы решительно сражаться вплоть до победы, потому что хотят защитить те несомненно величественные — хотя и осуществленные неадекватно и в недостаточной степени — революционные достижения в области труда, культуры, науки и искусства... Много претензий и требований у рабочих, крестьян, различных народностей и всех граждан Советского Союза к диктаторскому режиму Сталина, и борьба за эти требования не прекратится ни на день. Но в настоящее время для народа превыше всего задача по защите своей страны от противника, олицетворяющего социальную, политическую и национальную реакцию».
________________________________________________Боевой дух Красной Армии ("The New York Times", США)И.Эренбург: Душа народа ("Красная звезда", СССР)Гэ-Пэ-У ("Time", США)Ф.Гладков: О бесстрашии ("Правда", СССР)И.Эренбург: Олухи ("Красная звезда", СССР)Отчет о России и русских ("The New York Times", США)Сергей – боец Красной Армии ("The New York Times", США)Роль морального духа на войне ("The New York Times", США)Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)Венерические болезни в немецкой армии ("Красная звезда", СССР)Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)Самопожертвование русских – в чем причина? ("The Times", Великобритания)
0gnev.livejournal.com