План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Откуда хлеб пришёл?". Лексическая тема хлеб в старшей группе


План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Откуда хлеб пришёл?" | скачать бесплатно

Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл?».

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный; растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь). Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, презентация.

Предварительная работа. Поход с родителями в хлебный магазин. Формирование представлений о труде хлеборобов, рассматривание картин. Разучивание упражнения «Золотая рожь», загадок по теме и стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и приглашает детей занять свои места за столом.

Логопед.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                                      Я.Аким

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами замечательные хлебобулочные изделия. Рассмотрите  картинки и определите первые звуки в их названиях. Дайте характеристику этим звукам.

1 -й р е б е н о к. Хлеб. Первый звук [х]. Он глухой твердый согласный.

2-й ребенок. Пряники. Первый звук [п]. Он глухой твердый согласный.

3-й ребенок. Бублик. Первый звук [б]. Он звонкий твердый согласный.

4-й ребенок. Сушки. Первый звук [с]. Он глухой твердый согласный.

Логопед. Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.

2. Загадывание загадок по теме. [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.]

Логопед. Отгадайте загадки, которые я приготовила для вас.

Без чего хлеба не испечешь?                                Стоит стеной, шумит волной,                            (Без корки)                                        Волна золотая, не видно края.Вырос в поле дом, полон дом зерном,                                (Поле пшеницы)Стены позолочены, ставни заколочены.                        Отгадать легко и быстро:                                  (Колос)                                        Мягкий, пышный и душистый.Пузырюсь я и пыхчу,                                                   Он и черный, он и белый,Жить в квашне я не хочу,                                          А бывает подгорелый.Надоела мне квашня,                                                                                     (Хлеб)Посадите в печь меня.                                              Ходит дом ходуном на столбе золотом.        (Тесто)                                                                                             (Колосок)И черно и бело, и всем людям мило.             На шпагате кольца к чаю в магазине покупаю.        (Хлеб)                                                                                              (Баранки)Маленькое, сдобное                                                Ходят волны золотые.Колечко съедобное.                                                В волнах зерна налитые.Я одна тебя не съем,                                                По волнам корабль идет.По кусочку хватит всем!                                        Кто корабль тот ведет?                                (Бублик)                                                        (Комбайнер)                                        Весь из золота отлит,                                На соломинке стоит.                                        (Колосок)        3.  Игра «Чего не купишь в булочной?» [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед приглашает детей поиграть.

Логопед. А теперь игра «Чего не купишь в булочной?» Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной. Хлеб, бублики, сметана, булочки.

1-й ребенок. В булочной не купишь сметану.

Логопед. Правильно. Батон, сухари, рыба, печенье.

2-й ребенок. В булочной нельзя купить рыбу.

4. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. [Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки.

Логопед. Рассмотрите картинки и составьте предложения.

1 -й р е б е н о к. Комбайны убирают спелую пшеницу.

2-й ребенок. Грузовики везут зерно на мельницу.

3-й ребенок. Мельник насыпает муку в мешки.

4-й ребенок. Пекарь печет пшеничный хлеб.

Логопед. Замечательно. Закройте тетради.

5. Подвижная игра «Золотая рожь». [Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря (устойчивые словосочетания).]

Логопед приглашает детей выполнить упражнение.

Ветерок спросил, пролетая:

Бегут на месте на носочках, руки на поясе.

— Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

— Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам.

Е. Серова

Логопед. Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?

Дети. Они умелые, ловкие.

Логопед. Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».

6. Разгадывание ребуса. (Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов).

Логопед помещает на магнитную доску карточку с ребусом.

Логопед. Попробуйте разгадать ребус.

Д е т и. В начале нарисован хлеб, потом написана буква О, получается хлебо... Дальше нарисован рак, но в этом слове нужно убрать две последние буквы и добавить буквы ОБ, получается ...роб. Соединим эти части слов и получим слово хлебороб.

Логопед. Чудесно! Вы разгадали такой сложный ребус! А в ребусе было спрятано название профессии.

7. Пальчиковая гимнастика «Каша». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям сделать  пальчиковую гимнастику.

Каша в поле росла,

Поднимают руки  вверх,   шевелят пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

 «Шагают» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим,

Встают,   мешают   указательным пальцем правой

По тарелке дадим.

руки в ладошке левой.

Птичке-невеличке,

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Зайцу и лисичке,

на каждое название.

Кошке и матрешке —

Всем дадим по ложке.

Народная песенка

8.  Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Какие хлебобулочные изделия нарисовал для вас художник?

Дети. Это круглый хлеб, батон и бублик.

Логопед. Обведите то, что вам нравится, и подберите карандаш, чтобы правильно раскрасить рисунок.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

9. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы рассматривали картины и составляли предложения  по ним.

Логопед. Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети. Это хлеборобы.

Логопед. Что вы можете сказать о работе хлеборобов?

Дети. Она очень трудная, но нужная.

Логопед. Вы очень хорошо работали сегодня, составили интересный рассказ. Молодцы!

nsportal.ru

Детская художественная литература по лексической теме "Хлеб" 5

Хлеб. Старшая группа

Лексическая тема: Хлеб

  1. Николай Семенович Тихонов «Берегите Хлеб родной»

  2. Яков Лазаревич Аким «Хлеб»

  3. Янина Дягутите «»Колос»

  4. Яна Коваль «Хлеб»

  5. Ю. Круторогов «Дождь из семян».

  6. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

  7. Укр.н.с. «Колосок».

  8. Я. Тайц «Все здесь».

  9. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

  10. М. Глинская «Хлеб»

  11. Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».)

  12. Самуил Яковлевич Маршак «Пришла весна

  13. Самуил Яковлевич Маршак «Сентябрь»

  14. «Положили в землю зернышко»

  15. Самуил Яковлевич Маршак «Птицы в пироге»

  16. Владимир Натанович Орлов «В каждом зёрнышке пшеницы»

  17. Георгий Афанасьевич Ладонщиков «Рождение караваев»

Николай Семенович Тихонов

«Берегите Хлеб родной»

Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной…Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы –люди!Научитесь хлеб беречь».

Яков Лазаревич Аким.

«Хлеб»

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

«Колос»

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. Набежала туча издали, промочила лес насквозь. Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели- Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Яна Коваль

На столе краюшка хлебаМягкого, душистого,Сверху корочка хруститЦвета золотистого. Если ломоть мы отрежем,И намажем маслом свежим,То получим бутербродИ отправим прямо в рот.

Юрий Абрамович Крутогоров

«Дождь из семян»

Кто трактору силу дает.

Откуда у трактора такая сила? Ведь сами по себе колеса не крутятся. Сами по себе гусеницы не движутся. Силу трактору дает двигатель. Он движет машину, поэтому и называется двигателем.

Двигатели бывают крохотные. Их на ладони можно уместить. Они способны поднять в воздух легкую авиамодель. Бывают двигатели побольше. Для велосипеда, например. Такой двигатель трактору, конечно, не подойдет. У него силенок не хватит, чтобы сдвинуть с места такую махину. Тут нужен двигатель побольше, помощнее. Двигатель-богатырь. И такой создали. Он необычайную силу рождает. Эта сила приводит в движение колеса трактора: двигатель раскручивает вал, вал вращает колеса.

Как плуг-нож пашет землю.

Идет трактор по пашне… За ним плуг. За плугом тянется черная вспаханная полоса шириной с улицу. Полоса теплая, влажная, от нее даже пар идет. Поле рыхлится. Плуг переворачивает почву наизнанку. Прошлогодние стебельки. с которых срезали колоски, упрятываются в борозду.

Как борона боронит.

После пахоты наверху могут остаться крупные комки земли. Они мешают взойти посеянному ржаному или пшеничному семени. Поле должно быть ровным, гладким. Разбить надо крупные комки, расколотить! Тут-то и подавай борону. Борона прочесывает пашню. Как гребень! У нее, как у всякого гребня, есть острые зубья. Потому и название такое получила — борона зубовая. Зубья у борона железные, острые, частые. Они не только разбивают комья, они из почвы сорняки выдирают. А есть бороны на колесиках. На колесиках — острые шипы. Катится такая борона по полю — измельчает комки земли. Плуг и борона всегда вместе работают в поле. Вслед за плугом на пашню борону выводят. Борона, как и плуг, без трактора — ни шагу. А с трактором — пожалуйста: любое поле причешет. Ведь трактор на поле — самая главная машина

Про фабрику на колесах.

Комбайн — это фабрика на колесах. Замечательная фабрика.Самоходная фабрика косит пшеницу.Самоходная фабрика вышелушивает зерна из колосков.Самоходная фабрика очищает зерна.Самоходная фабрика сама грузит пшеницу в автомобили.Все делает легко и быстро. На ходу.Некогда останавливаться, много дел.Выходит комбайн в поле. Словно плывет среди тучных колосьев. Впереди стелется нива. А прошел комбайн — сзади остаются ровно подстриженные стебельки. Будто поле в парикмахерской побывало. Будто его под машинку остригли.

Руки-умельцы.

А пшеничные зерна? Куда они?В круглое сито. Зерна просеять надо. Дрожит сито. Ходуном ходит. Зерна просеиваются.Вентилятор во все щеки дует. Зерна свежим ветром обдувает. Сдувает тонки усики колосков, шелуху.Машины помогли вырастить хлебный урожай. Очень постарались трактор и автомобиль, плуг и борона, сеялка и комбайн. Но они, конечно. не сами в поле вышли. Их в поле повел человек.Тракторист.Шофер.Комбайнер.А если одним словом — земледелец.

Лев Николаевич Кон

Из книги «О растениях»

Пшеница

Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, на них — колосья, и в каждом колосе — зерна.Осенью пшеницу срезают машинами — жнут.Другой машиной выбивают — вымолачивают из колосьев зерна.Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается белая мука.Из муки делают тесто, а из теста — белый хлеб, булки, печенье, баранки. И еще делают из пшеницы манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками и вот готова манная крупа — можно варить кашу.А черный хлеб из чего делают? Черный хлеб делают из ржи, потому он и называется ржаной.

Рожь

Рожь очень похожа на пшеницу, а все-таки не совсем такая же.Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи — подлинней.Рожь, так же как и пшеница, растет в поле, и осенью ее жнут, вымолачивают из колосьев зерна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы.Из ржаной муки тоже делают тесто, но из этого теста пекут не белые булочки, а черный хлеб. Много, очень много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить.И весь этот хлеб, и черный и белый, из зерен ржи и пшеницы сделан. А рожь и пшеница в поле выросли. Не сами выросли — их люди посеяли.А как? Вот как. Не все зерна пшеницы и ржи на мельницу свезли и смололи.Часть зерен — самые лучшие, самые крупные — оставили, чтобы посеять.Вспахали колхозники землю плугами. Большие плуги, тяжелые.У каждого плуга пять лопат — лемехов — землю вспахивают, а трактор не один такой плуг тащит, а несколько. Потом разрыхлили землю бороной.И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей прикрывает.Полил землю дождик. Зернышки в земле набухли и проросли: каждое зерно пустило в землю корешок, а наверх — зеленый росточек. Из ростков выросла зеленая травка, а потом стебельки и на них — колосья. Много-много колосьев.Стоит колос к колосу так густо, что и земли между ними не видно, а в каждом колосе — зерна.Пройдет лето — созреют зерна. Колосья станут сухие, золотистые, а зерна — твердые.Тогда колхозники пустят на поле машину — комбайн. Он и колосья срезает, и зерна из них вымолачивает, и в грузовики насыпает.Колхозники едва поспевают возить зерно на склады. А со складов его повезут на мельницы.На мельнице зерна смелют. Получиться мука.Из муки будут делать тесто. Из теста — хлеб. Много хлеба!А часть зерен оставят, чтобы посеять. Из них опять будут расти рожь и пшеница для нового хлеба.

Украинская народная сказка

«Колосок»

Рисунки Ю.Васнецова,

Перевод с украинского С. А. Могилевской

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только иКолосок Украинская народная сказка с иллюстрациями знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок . - Круть, Верть,-позвал петушок,- глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: - Нужно его обмолотить. - А кто будет молотить?-спросил петушок.Колосок Украинская народная сказка с иллюстрациями — Только не я! -закричал один. — Только не я! -закричал другой. - Ладно, - сказал петушок,-я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: - Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: — Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть! — А кто понесёт?- спросил петушок. — Только не я! - закричал Круть. — Только не я! -закричал Верть. — Ладно,-сказал петушок, -я снесу зерно на мельницу.петушок и мышата Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат: - Сюда, Круть, сюда, Верть. Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: — Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.петушок несет мешок зерна — Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё. - Только не я! -запищал Круть. - Только не я! -запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: - Видно, мне придётся. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.мышата играю, а не работают Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. — Ох, и проголодался я! - пищит Круть. — Ох, и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит: — Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок? — Ты нашёл! - громко закричали мышата. — А кто колосок обмолотил?- снова спросил петушок. — Ты обмолотил!-потише сказали оба. — А кто зерно на мельницу носил? — Тоже ты,- совсем тихо ответили Круть и Верть.Мыши лентяи — А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? — Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата. — А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Яков Моисеевич Тайц

«Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:— Бабушка, а тут что растет?— Хлеб, внученька.— Хлеб? А булки где?— И булки здесь, внученька.— А баранки?— И баранки здесь.— А пряники?— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

Михаил Михайлович Пришвин

«Лисичкин Хлеб»

   Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

-    Это что за птица? - спросила Зиночка.

-    Терентий,- ответил я.

   И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей - что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

-    Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.

-    Сами лечатся,- ответил я.- Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку эту затянет.

   Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

-    Откуда же это в лесу взялся хлеб?

-    Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

-    Заячья...

-    А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

-  Хороший лисичкин хлеб!

   И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Мария Александровна Глинская

«Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?

  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

( стихотворение из книги «Рожь поет»)«Руки человека»Склонила тяжелую голову рожь.«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!Спасибо земле,Что была моим домом,И сильным рукам,Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,Чтоб в землю посеять янтарные зерна,А нынче они урожай уберут.Спасибо вам, руки,За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,Ютилась под снегом,От стужи дрожала, Но солнце меня отогрело давно,И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!А если меня вы посеете снова,Я снова под снегом дорогу найдуИ колосом стану,И к людям приду».Склонила тяжелую голову рожь.«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!Спасибо земле,Что была моим домом,И сильным рукам,Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,Чтоб в землю посеять янтарные зерна,А нынче они урожай уберут.Спасибо вам, руки,За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,Ютилась под снегом,От стужи дрожала,Но солнце меня отогрело давно,И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного! А если меня вы посеете снова,Я снова под снегом дорогу найдуИ колосом стану,И к людям приду».

Самуил Яковлевич Маршак

«Пришла весна»

Пришла весна,Пришла красна,Принесла ржаной колосок,Овсяный снопок, Большой урожайВ наш край.

Самуил Яковлевич Маршак

«Сентябрь»

Ясным утром сентябряХлеб молотят села,Мчатся птицы за моря —И открылась школа.

«Положили в землю зернышко»

Положили в землю зернышко,Напоили водой поле.Пусть пригреет солнышко,Будет урожая вдоволь.

Самуил Яковлевич Маршак

«Птицы в пироге»

Много, много птичек Запекли в пирог:Семьдесят синичек,Сорок семь сорок.

Трудно непоседамВ тесте усидеть —Птицы за обедомГромко стали петь.

Побежали людиВ золотой чертог,Королю на блюдеПонесли пирог.

Где король? На тронеПишет манифест.Королева в спальнеХлеб с вареньем ест.

Фрейлина стираетЛенту для волос.У нее сорокаОтщипнула нос.

А потом синицаПринесла ей нос,И к тому же местуСразу он прирос.

Каждое хмурое утроИ в солнечный яркий денекМамины теплые рукиХотят, чтоб он был пухлощек —И мнут его очень усердно,И прячут в него доброту,А после в печи незаметноОгонь наряжает в сюртук.Выходит он весь золотистый,Он дышит теплом на весь дом,И солнышка лучик игристыйГлядит на него сквозь окно.К обеду готов, как обычно,И, ставя его в середину стола, Папа повторяет привычно:«Хлеб — всему голова.»

Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий  СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.Набежала туча издали, промочила лес насквозь.Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Владимир Натанович Орлов

«В каждом зёрнышке пшеницы»

В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.

Георгий Афанасьевич Ладонщиков

«Рождение караваев»

Бабушка нá ночь

Муку и закваску

Теплой водою

В квашне развела…

Артёмка смеется:

Он вспомнил,

Как в сказке

Бабка живой колобок

Испекла!

 

Назавтра Артёмка

Встал спозаранку,

Видит: и бабушка

Тоже не спит.

Квашня, как и прежде,

Стоит на лежанке,

А тесто шумит,

Вылезает, пыхтит…

 

Бабушка

Тесто катала,

Месила

И на лопате

Отправила в печь.

Плотной заслонкой

Топку закрыла,

Чтобы получше испечь –

Не поджечь.

 

По дому запах

Поплыл ароматный.

Бабушка

Печь не спеша

Открывает

И достает

Деревянной лопатой

Четыре румяных

Больших каравая.

Составитель старший воспитатель Покачалова Т.В. ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1248» Страница 33

infourok.ru

Методическая разработка логоритмического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема «Хлеб» Название: «Приключение Колобка»

Лексическая тема «Хлеб» Приключение Колобка Оборудование: иллюстрации к сказке, игрушки (волк)– по кол-ву детей; игрушки: лиса, медведь, волк, заяц, бабушка, дедушка.*** Дети заходят в зал под фонограмму «В гостях у сказки» и садятся на стульчики. Бабку с дедкой он оставил, Волноваться их заставил. Мишку встретил он в лесу, Волка, зайца и лису. Много тропок исходил, Ото всех он уходил. От лисы уйти не смог. Это сказка … (Колобок) Слушание песни «Колобок» (Т.Морозовой) Упражнение «Колобок» У вас в руках не просто мяч, а Колобок из русской сказки. Помогите ему как можно быстрее убежать от лисы. Дети передают мяч друг другу вперед и назад: - над головой; - между ногами; - через правое плечо; - через левое плечо; - скрестив руки над головой; - прокатив мяч по голове. -Жили-были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик: «Испеки, старуха, колобок». А старуха отвечает: «Из чего печь-то? Муки у нас нет». – «Э-эх, старуха! Ты по коробу поскреби, по сусеку помети, авось мука и наберется». Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни две. Замесила на сметане, испекла колобок и положила на окошко студить. Колобок полежал-полежал да и покатился: с окна на лавочку, с лавочки на пол, по полу к двери, через порог на крыльцо, с крыльца за ворота! Упражнение на координацию речи с движением «Колобок» Колобок, Колобок,Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Колобок – румяный бок. По дорожке покатился. Бегут на носочках, держат руки на поясе. И назад не воротился. Катится колобок по тропинке и песенку поет: «Я колобок-колобок, я по коробу скребен, по сусеку метен, на окошке стужен! Я от бабушки ушел и от дедушки ушел!» Навстречу ему заяц. Речевая игра «Зайка» (автоматизация звуков [с] - [з] в тексте) Дети становятся в круг держась за руки. Посредине круга сидит грустный зайка. Дети поют: Зайка! Зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не можешь даже встать, С нами вместе поплясать. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи, Получи и попляши! Покатился колобок дальше, только заяц его и видел. Навстречу колобку … Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Правильно, волк! «Колобок-колобок, я тебя съем!» - говорит волк. - «Не ешь меня, с

educontest.net

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Лексические темы. Хлеб.- всему голова. | скачать бесплатно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие на тему: "Хлеб -- всему голова", "Земля -- кормилица"

img030.jpg img031.jpg img032.jpg img033.jpg...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

Консультация для родителей по лексической теме "Хлеб - всему голова"

Консультация для родителей логопедической группы по лексической теме "Хлеб - всему голова"...

комплексно - тематическое планирование по лексической теме "Хлеб - всему голова", старшая группа

комплесно - тематическое планирование...

nsportal.ru

Методическая разработка (старшая группа) на тему: "Хлеб наше богатство" | скачать бесплатно

МБДОУ детский сад  «Золотой петушок» село Доброе Добровского муниципального района Липецкой области.

Конспект

комплексного занятия

по ознакомлению с окружающим

Тема:

«Хлеб наше богатство»

(Старшая группа «Тополек»)

Подготовила

 и провела:

воспитатель

 Артёмова Н.А.

Май 2015 год.

Программное содержание.

- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

- Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

- Дать представление о том, как хлеб пришёл на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их сложность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

- Закрепить знания детей о том, что – хлеб один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа.

- Беседа о сборе урожая хлеба;

- Рассматривание иллюстраций;

- Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме «Откуда хлеб пришёл».

- Изготовление хлебобулочных изделий из слоёного теста.

Ход занятия.

Воспитатель:

Отгадать легко и быстро;

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

И бывает подгорелый. (Хлеб)

Воспитатель: Да верно, мы с вами поговорим именно о нём. Хлеб, хлебушек с румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на нашем столе. А вот каким он может быть ещё, вы мне и расскажите.

Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?» (Подбор определений к существительному).

Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения (например хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрный, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Дети: Хлеб покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я рассажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб? Как вы думаете?

Дети: Пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Муку получают из зерна.

Воспитатель: Правильно. Из зерна пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, а вы хотите знать, что же это за работа?

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают, сильные машины. Весной лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто его ведёт?

Дети: Трактором управляет тракторист.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Вот пшеница взошла. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Физкультминутка: «Дует ветер с высоты».

Дует ветер с высоты, (Наклоны в стороны)

Гнутся травы и цветы (Наклоны в стороны)

Вправо-влево, вправо-влево (Наклоны в стороны)

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны)

А теперь давайте вместе, (Прыжки)

Все попрыгаем на месте. (Прыжки)

Выше, веселей, вот так! (Прыжки)

Переходим все на шаг, (Ходьба)

Вот и кончилась игра! (Ходьба)

Заниматься нам пора! (Ходьба)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва (дети повторяют хором). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: На комбайне работает комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колоски.

Воспитатель: Правильно. Комбайн срезает колоски и вымолачивает из них зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра. А из накопителя соломы через определённое время сходят большие жёлтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (дети повторяют слово хором) – это специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу?

Воспитатель: А по другому кто знает как называется предприятие где делают муку?

Дети: Мукомольный завод.

Воспитатель: А кто мне скажет, куда с мукомольного завода везут муку?

Дети: На хлебозавод.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «рукавами» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй (2 раза).

Воспитатель: И вот тесто замешено и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечётся, его грузят на машины и везут в магазины. А что ещё пекут из муки кроме хлеба? (Дети встают передают мяч друг другу и называют продукцию).

Воспитатель: А как все эти продукты назвать одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Молодцы. Вот видите как много труда как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие вы ещё знаете пословицы?

Пословицы и поговорки о хлебе.

- Без хлеба – нет обеда.

- Хлеб – батюшка, вода – матушка.

- Будет хлеб – будет и песня.

- Хлеба надо брать столько сколько съешь.

- Хлеб надо всегда доедать.

- хлеб нельзя бросать на пол.

- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

- Много света – много хлеба.

Воспитатель: Дети скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: Пашут, боронуют, сеют, жнут.

Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: А как нужно относиться к хлебу?

Дети: Бережно, хлеб нужно съедать до конца, не выбрасывать.

Воспитатель: Ну вот наше путешествие подошло к концу. И теперь вы знаете какой долгий путь прошёл хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Воспитатель: А теперь мы с вами сядем за столы и слепим свои хлебобулочные изделия.

nsportal.ru

Картотека на тему: 1.28. Старшая группа. Апрель, 3-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Откуда хлеб пришел? Звук и буква В" | скачать бесплатно

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел»

Лексика: (учить ребенка употреблять  в речи данные слова, составить с ними предложения)

Предметы: зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, …

Действия: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь…

Признаки: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…

Задания

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): булка (какая?) – … пирог (какой?) — …

 2. Назови ласково: булка – булочка колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — …

3. Образуй признаки (от предметов): хлеб – хлебный пшеница — … рожь — …

4. Один – много (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

6. Посчитай: Один колос, два…, три…, четыре…., пять… Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…

7. Выучи стихотворение:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Объяснить ребенку значение слова «лелеют».

8. Наклей или нарисуй в тетради картинки по теме «Хлеб».

9. РАССМОТРИТЕ ОПОРНУЮ СХЕМУ И СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ:

ЗАПОМНИТЕ НАЗВАНИЯ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЗВУК И БУКВА В.

nsportal.ru

Советы родителям. Лексическая тема: Хлеб. Старшая группа

На этой неделе говорим о ХЛЕБЕЛЕКСИКА:Существительные: зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, Глаголы: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречьПрилагательные: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный

Обсуждаем процесс получения хлеба – от зерна и колоса до буханки, в булочной рассматриваем различные виды хлеба и хлебо-булочных изделий – батоны, караваи, кирпичики , ржаные и пшеничные,печем дома что-нибудь мучное вместе с ребенком.

«Что сначала, что потом?» Хлеб, росток, зерно, мука, колос.

Почему в старые времена говорили: Без хлеба нет обеда.

ССЫЛКИ на видео:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]https://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ГРАММАТИКА:

«Один-много»Одно зерно-много зерен, поле, росток, колос, крупа, мельница, пекарь .

«Скажи ласково»Зерно-зернышко, колос, поле , крупа , росток , мука , хлеб , корка

«Какой-какая-какие?»Мука из ржи – ржаная, хлеб , сухари .Булка из пшеницы - , пряник , батоны Если хлеб зачерствел, он черствый, булка , буханки .Если батон подгорел, он , булочка , рогалики

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«Придумай предложение со словом »Хлеб, зерно, пекарь

«Закончи предложение»Чтобы вырос колос нужно Чтобы получить муку нужно Чтобы замесить тесто нужно Чтобы получился вкусный хлеб нужно

«Откуда хлеб пришел?»Расскажи по порядку.

СКОРОГОВОРКИ:Бублик, баранку, батон и буханкуПекарь из теста испек спозаранку.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Женя –в поле жница,Жнет она пшеницу.

ЗАГАДКИ(отгадай, объясни, почему ты так решил)

Вырос в поле дом, Мнут и катают, Полон дом зерном, В печи закаляют,Стены позолочены, Потом за столомСтавни заколочены, Режут ножом. (Хлеб)Ходит д

profhelp.net


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *