На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди… Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил. - Грех!. . Грех-то!. . Большой грех! – раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами. Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону: - Пусть хоть птички поклюют! Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда. Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! А. Нуйкин
otvet.mail.ru
|
|
aeterna.qip.ru
Уроки 27-28 (45-46). Контрольное изложение по тексту художественного стиля*
Цели: формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.
Ход урока
I. Сообщение учителем темы и целей урока
Учитель читает текст изложения и, если есть такая необходимость, проводит беседу по содержанию:
1. Определение темы и основной мысли изложения, стиля и типа речи.
2. Работа над композицией и планом изложения.
3. Повторное чтение текста.
II. Написание изложения по тексту художественного стиля
Работа над ошибками проводится рассредоточенно на двух-трех последующих уроках.
Каравай заварного хлеба
Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. Наверное, мы еще росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.
На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей, это примерно наша месячная стипендия. Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло - шестьсот рублей килограмм. Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека, как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках.
К празднику Конституции присоединилось воскресенье, и получилось два выходных дня. Тут-то я и объявил своим ребятам, что пойду к себе в деревню и уж не знаю, удастся ли принести мне ветчины или сметаны, но черный хлеб гарантирую. Ребята попытались отговорить меня: далеко, сорок пять километров, транспорт (время военное) никакой не ходит, на улице стужа, и как бы не случилось метели.
...Пока я шел по шоссе, автомобили догоняли меня. Но все они везли в сторону Москвы либо солдат, либо ящики (наверное, с оружием) и на поднятые руки не обращали никакого внимания.
Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, начало темнеть. Назад страшно и оглянуться - такая низкая и тяжелая чернота зимнего неба нависла над всей землей.
Меня догнал человек. Он идет всего лишь до Бабаева. Скоро он будет дома, а мне после него еще идти двадцать километров.
Я почувствовал, что желудок мой совершенно пуст, и для того, чтобы дойти до дому, я обязательно должен что-нибудь съесть, хотя бы жесткую хлебную корку со стаканом воды.
Тут у меня в голове засела мысль, что надо будет у этого мужика, когда он дойдет до своего дома, попросить кусок хлеба, может, даст. А может, попроситься ночевать? Когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка:
- Ну, бывай здоров! Не падай духом, ничего...
Может быть, на полсекунды опередил он меня со своим прощанием. Неприятная липкая испарина выступила по всему телу, и, словно бы вместе с ней, ушли, испарились последние силенки. Ноги сделались как из ваты, под ложечкой ощутилась некая пустота, и безразличие овладело мной. Скорей всего спасло меня то, что не на что было присесть.
То, что мне не дойти, было ясно. Но в то же время (может быть, единственно от молодости) не верилось, что я в конце концов здесь погибну. Не может быть, ну, не может быть, что я здесь погибну!
Случилось именно самое невероятное, самое чудесное и волшебное. По застарелой колее пробирался настоящий автомобиль. Полуторка не ехала, а ползла. Кое-как я нашарил ногой железный выступ пониже кузова, кое-как перевалился через высокий борт и мешком упал на дно.
Застарелая колея, по которой пробирался автомобиль, проходила в четырех километрах от моего дома. Значит, мне надо было уследить момент, выбрать самую близкую к дому точку дороги, чтобы выпрыгнуть из кузова и идти дальше. Но как только я лег на дно кузова, как почувствовал, что не нужно больше переступать ногами и вообще двигаться, так и задремал. Очнулся же от толчка. Перевалившись через задний борт, я отпустил руки и упал в снег. Приглядевшись к незнакомой деревне, я понял, что грузовик либо увез меня дальше, чем мне было нужно, либо куда-нибудь в сторону. Понадобилось некоторое время, чтобы собраться с духом и окончательно утвердиться в мысли, что к кому-то стучать придется неизбежно.
Сначала я постучал в дверь на крыльце, потом, осмелев, потюкал ноготком по морозному стеклу окна. Впустили не сразу, с опасениями.
Утром я добрался до родительского дома. Мать испекла мне большой круглый каравай заварного хлеба. Ночевав дома одну ночь, положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился во Владимир к своим друзьям по студеному, голодному общежитию.
(По В. Солоухину)
__________________________________________________
* В подготовке к уроку использованы материалы из журнала РЯШ, № 5, 1999.
compendium.su
В блокадном Ленинграде
Это было в Ленинграде во время войны. Город дрался и голодал. Дачные районы превратились во фронт, а центральные районы были тылом. Лейтенант завтракал в офицерской столовой. Официантка принесла ему чай, сахар, хлеб и гречневую кашу.
- Сахар на три дня, - сказала она.
Кусок сахара сверкал на блюдце и казался большим и аппетитным. Морозов был голоден. Он быстро съел кашу и хлеб. Остались чай и сахар. Морозов взял чистый лист бумаги, завернул в него сахар и положил его в карман. После этого он выпил чай без сахара, заплатил за завтрак и вышел из столовой.
Сегодня он шёл в город, в управление фронта. Значит, можно ненадолго зайти домой. Тяжело после каждого обстрела идти и думать, живы ли родные. Ещё тяжелее было видеть голодную семью и не иметь возможности помочь ей. Морозов приносил иногда кусок хлеба, мясо от обеда, но чувствовал, как это мало, и от этого очень страдал.
Сегодня он радостно шёл по улицам Ленинграда. В его кармане лежал большой кусок сахара, который он отдаст жене.
В доме, где жила семья Морозова, как и во всех домах Ленинграда, не было ни света, ни тепла, ни воды, а главное – нечего было есть. Когда морозов вошёл в комнату, он сразу же отдал жене кусок сахара. Она быстро схватила его. Она подумала, что теперь можно будет пить чай с сахаром целых три дня. И тут она вспомнила о матери.
Её мать сидела без движения. Она совсем ослабела от голода. Жена Морозова подошла к ней и положила кусок сахара ей в руку. Мать крепко сжала сахар. Сейчас в её руках было целое богатство.
Зять и дочь о чём-то говорили, рассматривая мебель. Старая женщина знала, что сейчас они сломают стулья, затопят печь, и скоро она будет пить чай с сахаром. Она сидела, держала в руках сахар и думала …
Мимо её медленно прошёл зять, он с трудом нёс обломки стульев, вот бросил их на пол, и дочь стала класть их в печку. Старуха думала, что мужчинам всегда труднее переносить мучения. Она с трудом поднялась и вышла в коридор, где висела шинель Морозова.
Когда лейтенант Морозов возвращался в свою часть, он с удивлением обнаружил в кармане кусок сахара, который был завёрнут в чистый лист бумаги.
recheba.ucoz.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»