Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Конспект пришвин лисичкин хлеб


М. Пришвин. Лисичкин хлеб - Мир родной природы - Методические комментарии к урокам слушания - Конспекты уроков внеклассного чтения в первом классе - Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие - Произведения школьной программы

Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие

Урок 21. Рассказы для детей

М. Пришвин. «Лисичкин хлеб»

Учебные задачи:

• учить видеть удивительное и необычное в природе;

• учить слушать и слышать художественное слово;

• учить понимать отношение автора к героям рассказа;

• учить сравнивать произведения о природе;

• учить правильно называть изученные произведения.

Учебные умения:

• высказывать свое отношение к произведению, его героям;

• выделять отдельные слова и предложения из текста прослушанного произведения;

• сравнивать разные по жанрам и авторской принадлежности произведения о природе;

• правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).

Учебный материал: рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; книги с произведениями о природе; модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем.

М. Пришвин

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянку, петров крест, заячью капусту.

И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.

А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья...

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Комментарии к уроку

1. Работа с книгами, которые принесли дети.

2. Работа с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», беседа, составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка». (Дети работают на листочках.)

3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

4. Работа с книгой: «Нарисуйте модель обложки, напишите или «напечатайте» фамилию автора, заголовок; укажите, что мы читали, о ком, о чем». (Дети рисуют модель обложки.)

Обратите внимание. Обязательно нужно поработать с моделью обложки — «прочитать» ее.

Учитель: Покажите фамилию автора, прочитаем вместе. (Это важно сделать для слабых детей и для закрепления знаний.)

— Укажите заголовок. Прочитаем его.

— Кто может сказать, как называется это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».)

5. Работа с детскими книгами и рубрикой учебника «Книжная полка»:

• рассмотреть и правильно назвать каждую детскую книгу о природе, отобранную к уроку;

рассмотреть модели и назвать книги, которые соответствуют предложенным моделям.

На заметку учителю. Будучи ребенком, Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) был убежден, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он, Миша, должен вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы разыскать место, где нет власти Кощея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествиях не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель-мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на Земле.

Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе — «Лесная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабудки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны.



scribble.su

чт.худ .лит .м. Пришвин лисичкин хлеб нед.хлеб-всему голова

Технологическая карта ОД Дата _____________ Тема М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Название области Речевое развитие. Интеграция областей «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Используемый материал Портрет писателя; иллюстрации к рассказу. Возраст детей Подготовительная группа. Раздел Чтение художественной литературы. Цели Познакомить с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль.  Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из рассказа». Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность).Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.  Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей Мотивационно- побудительный В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.Старичок-Лесовичок: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт,Заходи в зелёный дом,Чудеса увидишь в нём. (Лес)Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес! Какой воздух в лесу?А какие звуки вы слышите? (пение птиц)Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет.  Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица леса вышла на охоту. Дети отвечают на вопросы. Организационно- поисковый Лесовичок: Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.  Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М.М. Пришвина в презентации). И сегодня мы  познакомимся с произведением М.М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.-В рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ. Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).Копуля -  это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.-Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте. Старичок-Лесовичок:   Понравился вам рассказ?О какой птице рассказывает автор?Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?Что автор рассказывает о сосновой смоле?Какие названия трав вы запомнили?Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?Почему писатель так назвал свой рассказ? Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? А хлеб есть полезно?  В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?Лесовичок:  Молодцы, какие вы! А  теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!Игра «Правда - неправда»  (Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?-В лесу он поймал медведя?-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.-Под заячьей капустой лежал кусок батона?- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.-Лиса отдала свой хлеб?-Зиночка съела  этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.ФизкультминуткаЛесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал. Ответы детей. Дети слушают рассказ.

Ответы детей на вопросы по содержанию рассказа. Играют в игру «Правда-неправда». Выполняют движения с проговариванием слов. Рефлексивно- корригирующий - Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я приду к вам с новым рассказом.  А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?Я приготовил вам сюрприз – корзину шишек! Шутка! За то, что вы такие смекалистые и догадливые, вот вам подарочки от меня, Старичка-Лесовичка.До свидания, до новых встреч! Дети отвечают на вопросы. Ожидаемый результат: Уметь: выделять главную мысль рассказа, передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

educontest.net

Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Урок литературного слушания. 1 класс

Тема урока: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Задачи:

  • Учить видеть удивительное и необычное в природе;

  • Учить слушать и слышать художественное слово;

  • Учить понимать отношение автора к героям рассказа;

  • Учить правильно, называть литературные произведения;

Ход урока

  1. Организационный момент.

На урок я вас приглашаю,

И удачи пожелаю.

Будем слушать и читать.

Говорить и отвечать.

За работу в добрый час!

  • А какой у нас урок? (урок литературного слушания)

  • Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

  • Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок и надеюсь, что вы будете внимательны и активны.

  1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня наш урок начнём с викторины «Вспомни и назови произведения». (на доске пронумерованы модели обложек изученных произведений)(приложение1)

  • «Обхватил Медведь лапами целый куст с орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями. Потом взвалил его себе на спину и потащил. Увидел его ёжик, только лапами развёл. Тут навстречу Медведю Кот с удочками».(Сутеев «Дядя миша»)

  • К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)

  • «Вошла девочка в домик. А Волк спрятался под одеяло и говорить:

- Положи – ка внучка. Пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала».

  • К какой модели подходит произведение?(сказка о волшебстве и приключениях)

  • «Вот идут на грабежи

Тихим шагом волки…

Услыхали их ежи,

Подняли иголки». (Маршак «Тихая сказка»)

  • К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)

  • «Долго ли, коротко ли – воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром. Захватил в лапу дубинку и отправился к лисицыной избушке. ( РНС «Кот, петух и лиса»)

  • К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)

  • Как назвать все произведения?(сказки)

  • На какие 2 группы можно разделить?(авторские и народные) (Приложение 2)

  • Сегодня на урок вы принесли свою любимую сказку. Представьте её. (ребята подходят к выставке книг, читают автора и заголовок, принесённой из дома книги)

Раздел «Мир сказок» остался позади. О чём мы будем слушать, и читать дальше подскажет нам новое произведение.

  1. Введение в тему урока

  • Слушание нового произведения.(Учитель читает новое произведение, хрестоматии по литературному слушанию у ребят закрыты. Перед прослушиванием нового произведения учитель призывает ребят сесть как слушатели и нацеливает послушать и понять о ком или о чём, какие события происходят.

  • Вопросы после прослушивания:

-Кто герои?(автор и девочка Зина)

- Кто из героев понравился и почему?

- О чем интересном узнали?

-Как вы думаете по жанру, что это за произведение? Почему?

-По теме? Почему?

Работа с моделями.(у каждого на парте четвертинка листа А-4)

-нарисуйте на моделях, что это за произведение и о чём оно, жанр и тему.

- Проверяем. Сравните с моделью на доске.(если ребята затрудняются, лучше выполнить работу коллективно)

Наш следующий раздел посвящён произведениям о природе

4. Работа по теме урока

-Как вы думаете кто автор?

- Этот рассказ написал М. Пришвин.

М. Пришвинродился 4 февраля. Писать Пришвин стал не сразу, а сначала перепробовал много профессий: он был и агрономом , и корреспондентом, и учителем в сельской школе. Потом много путешествовал и писал только о том, что видел и сам пережил в природе.

- Напишу фамилию автора.(учитель пишет на доске на своей модели обложки)

-Прочитаем, как пишется.(хором)

-Печатаем на своих обложках.

- Как вы думаете, как автор озаглавил произведение?( высказывают свои предположения)

-Свой рассказ Пришвин озаглавил «Лисичкин хлеб».

-Заголовок пишется с большой буквы. (учитель печатает на доске)

-Прочитаем.

-Напечатайте заголовок.

-Прочитаем всю обложку.(хоровое чтение: ПРИШВИН, рассказ о природе, «Лисичкин хлеб»)

-Встаньте ребята, сидящие на первом варианте. Покажите на моделях заголовок. Прочитаем……

- Теперь второй вариант,покажите на моделях фамилию автора. Прочитаем……

-Что я показываю? (жанр и тему)

-Прочитаем вместе.

- Откройте хрестоматию на стр. 66.

- Найдите фамилию автора. Прочитайте.

-Найдите название. Прочитайте.

-Назовите полностью.

-Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён?

- Что делает автор (рассказчик)?

-Что Зина?

-Какой фрагмент рассказа изображён?

- Этот фрагмент можно ещё назвать «Дары леса». Что значит дар? (что дал лес, ничего не беря взамен).

- Я читаю фрагмент «Дары леса», а вы слушайте, смотрите и запоминайте.(чтение учителя под зрительный ряд(презентация)

- Бывает ли ребята «Лисичкин хлеб»?

- Хотя мы сказали, что это произведение рассказ, для неё маленькой девочки Зины писатель как сказочник превратил обычный Чёрный хлеб, в необычный сказочный «Лисичкин». Ведь так здорово, в нашей обычной жизни верить во что-то чудесное.

-Откройте тетради на стр. 23

-Прочитайте фамилию автора.

-Прочитайте заголовок.

-Прочитайте 1 задание. Что вы будете дорисовывать?

-Выполняйте работу в парах.

(выслушиваем работу пар)

-Мудрая сова, слушая рассказ Пришвина, напечатала нам слова, просит разъяснить их значение.

ДОЧИСТА, КОПУЛЯ, ОБОМЛЕЛА, ДОБЫЧА,

-когда в рассказе Пришвин применяет эти слова, подскажет отрывок, который вы прочитаете сами.

-стр. 68 за коричневой чертой рубрика «Прочитай» (чтение по цепочке)

-Про кого автор пишет копуля и почему?

-Обомлела и почему? Дочиста? где слово добыча?

-стр. 23 чтение по ролям

  1. Подведение итогов.

- Подпишите свои модели. (фамилия ученика с обратной стороны)

-Посмотрите на мою обложку, подходит ли она к прочитанному произведению? (нет)

-Что не хватает?(учитель подклеивает на обложку недостающие части: заголовок, тема, жанр, фамилия автора).

-Прочитаем вместе полное название произведения.(хором)

-Посмотрите, ребята, у меня в руках книга М. Пришвина. Оказывается, Пришвин написал не только рассказ «Лисичкин хлеб», но и др. рассказы.

-Прочитайте полное название.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

resheba.ws


Смотрите также