ТН "Как на Руси хлеб выращивали". Как в старину сеяли хлеб


Как наши предки выращивали хлеб

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *• Посеешь в пору – соберешь зерна гору. • Лучше голодай, а добрым семенем засевай. • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. • Некогда лежать, когда пришла пора жать. • Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * *В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * *

• Хлеб – батюшка, водица – матушка. • Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. • Появились комары – пришла пора сеять рожь. • Лягушка квачет – овес скачет.

3. ХЛЕБ РАСТЕТ С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть».Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день.

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.ЗАГАДКА

Один льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский * * *Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * *• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) • Не море, а волнуется. (Поле) • Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) • Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) • Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) • Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) • Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * *• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. • Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. • Зимой снег рыхлый – урожай обильный. • Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. • Пахать да боронить – часочка не обронить. • Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) • Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) • Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. • Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. • Не шуба греет, а хлеб. • Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. • Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. • Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». • Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. • Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * *Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский * * *• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. • Не земля хлеб родит, а небо. • Пересев хуже недосева. • Хата была, да без хлеба беда. • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь. • Без печки холодно, без хлеба голодно. • Не уродится рожь – по миру пойдешь. • Калач приестся, а хлеб никогда. • Каждое семя знает свое время. • До поры до времени не сеют семени. • Сей в пору – соберешь хлеба с гору. • Сей хоть в песок, да в свой часок. • Посеешь в погоду – больше приплоду. * * *• Гречиха любит сухую теплую землю. • За бороною пыль – будет и блин. • Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. * * *Весь мир кормит, сама не ест. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) * * *У лепешки, каравая, Сушки, плюшки, пирожка От рождения седая Мать по имени… (мука).

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю — Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом) * * *Полон хлев бесхвостых овец; Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата) * * *Велика звезда на печи взошла. Без рук, без ног – на гору ползет. Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня) * * *Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь) * * *Купили новенькое, такое кругленькое, Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито) * * *Из-под липова куста Бьет метелица густа. Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют) * * *Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб) * * *Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.СТИХИ И ЗАГАДКИ

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб) * * *Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Г. Виеру * * *Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский * * *В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог) * * *Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!

В. БакалдинЭ. Л. Емельянова

Спасибо источнику: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/slavjanskii-byt..

stragasevera.livejournal.com

ТН "Как на Руси хлеб выращивали" - запись пользователя Анастасия (LoveMeri) в сообществе Тематические недели в категории Тематические дни/занятия

Вот он хлебушек душистый,Вот он теплый, золотистый.В каждый дом, на каждый стол,Он пожаловал, пришел.В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.Сколько рук его растило, охраняло, берегло.В нем- земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем…Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Долго я вынашивала эту тему. Искала информацию в интернете, но все было не так и занятия откладывались... Пока я не махнула рукой и не стала импровизировать на ходу.Каждый день погружения в тему рождал в голове всё больше и больше идей к новым занятиям. Вот что у нас получилось.

Начала я день с показа тематических карточек.Лексика: пашня, пахота, распахивать, боронить, плуг, пахарь, сеятель, сеять, посев, зерно.Рассказала о пашне, о посеве зерна.Под песню "Посею лебеду на берегу" походили мы по квартире и поиграли в сеятелей.Поговорили о земле, какая она: коричневая, мягкая, рыхлая, плодородная.Из крышки от коробки стали делать импровизированную пашню.Выкрасили дно в коричневый цвет.Пока краска подсыхала поговорили о том кто и чем распахивал пашню. Нашли в закромах несколько лошадей и я в минуту придумала как сделать плуг.

Подсохнувшую поверхность стали залеплять пластилином - готовить почву для посева.

Вика тут же придумала вылепить парочку червячков )))

Плуг я вырезала из пластикового лотка. Ниткой запрягли лошадь, с полки достали картонного крестьянина и принялись пахать землю)))

Пахали и пели: Распашу ль я пашенку )))Надо сказать что фоном в нашем занятии на скорую руку шли русские народные песни в разном жанре и исполнении.И вот пашня распахана, принимаемся за посев. Рассказала кому на Руси доставалось столь почётное дело сеять хлеб.Дома зерна не окозалось и мы решили засеять поле тем, что было под рукой.Вика тут же придумала накормить утку горохом и приобщить её к посеву))И вот поле засеяно. Будем ждать урожай)))

После дневного сна съездили на ближайшее поле с рожью. Рассматривали колоски и немного нарвали домой для занятий.На следующий день я провела маленькую беседу о вчерашнем дне. Показывала тематические раскраски и задавала вопросы по картинке. Потом мы их раскрашивали вначале карандашами, потом фломастерами.

В качестве разминки рассказали и показали стих с жестами:

Мы маленькие зерна , сидим пока в земле, ( сидим на коленках головы опущены, руки сложены)Вот солнце пригревает ( потихоньку поднимаемся, руки тянем вверх)И мы растем в тепле ( встаем на носочки,тянемся ещё выше)Боимся непогоды ( наклоны в стороны)Грозы, дождя и вьюг. (рывки руками, раскачиваемся из стороны в сторону)Из зерен вырастают колосья там и тут. ( прыжки на 2х ногах)

Потом рассмотрели колосья которые принесли с поля. Я сделала маленький цеп из двух палочек и мы пробовали молотить. Рассматривали тематические картинки.

Ввели новые слова: жатва, зажинки, сбор хлеба, жнецы, коса, серп, нива, молотьба, обмолот зерна, сноп, цеп и другие.

После дневного сна мы сделали аппликацию - поделку "Колосок".Работа оказалась для нашего возраста 3,6 л. и 3,9 л. сложной. Викулин интерес быстро угас, она работала только в начале и в самом конце. Тёмыч помогал долго, радует его усидчивость. Основную работу делала я.

Третий день.Всё что написала пропало безвозвратно((((((((((( Теперь буду кратка.Утром приготовила солёное тесто для занятий. Немного поиграли с ним: потыкали пальчиками, наделали колобков - членов нашей семьи.

Вспомнили о нашей коробке пашне. Для мелкой моторики попросила вытащить щипцами и пальчиками горох и фасоль.

Потом из солёного теста делали колбаски и вновь покрывали дно коробки. Делали дно толстым. Красили в цвет земли коричневой краской.

К концу августа поле всё заколосилось. Вспомнили о нашей недавней прогулке на поле и попробовали повторить, но уже в нашей чудо коробочке.

Работали с ножницами - обрезали колоски и втыкали и втыкали их в "землю".

Далее рассматривали тематические карточки, цеп и пробовали обмолачивать колоски.

Попробовали себя в роли косарей и жатвенников. Повторяли движения под музыку.

А дальше было самое интересное.Мы учись получать муку из зёрен.

Вначале пробовали камешки-жернова, но такое занятие оказалось очень сложным...

Тогда в ход пошла домашняя "мельница" она же ручная кофемолка)))

Викуля "скрипела" но продолжала крутить ручку)))Но и это ещё не всё))Дальше мы просеивали муку, потом я дала для сенсорики мисочку с покупной мукой и мы еще немного поиграли.

Обсудили какая мука: мягкая, белая, рассыпчатая, вкусная.Для закрепления материала в самомо конце Вику и Тёму ждала дидактическая игра: "Разложи по порядку"

Вот такое настоящее и далеко уже не детское занятие у нас получилось.

Четвёртый день.Мы играли с солёным тестом (фото увы((( нет). Делали разные фигурки из формочек, а на полдник пекли оладушки)Лексический словарь дня:хлеб, хлебороб, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба; - прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный, пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый; глаголы: месить, печь.

Ещё раз поговорили на тему «Откуда хлеб пришел?»Где выпекали хлеб? - ... (В печи.)Из чего? - ... (Из муки.)Из чего мука? - ... (Из зерна.)Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы, Сеятели.)

Всю неделю мы смотрели разное видео, здесь подборка.

Мультфильм "Колосок"

Поговорили о сказке, о её героях, о том что каждому досталось за его труд.

Еще выложу нашу любимую песенку с жестами. Мы теперь её поём везде и дома и на прогулках))

поделки из пластилина лошадь

www.babyblog.ru

Сценарий урока "Как к людям хлеб пришел?"

Разделы: Начальная школа

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнить с тем, как это делалось в старину.
  2. Сформировать представления детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости включения их в рацион, развивать речь и мышление ребёнка, выражать свои мысли и чувства.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка хлебных изделий, книг, круп; на блюдцах – зёрна ржи, пшеницы, овса.

К уроку есть презентация 20 слайдов (среда Power Point, Word) Приложение

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Повернулись друг к другу,Улыбнулись друг другу. У всех хорошее настроение Всем хочется узнать что-то новое.

2. Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Целевая установка.

Работа в группах (каждой группе выдаётся конверт с разрезанной картинкой)

Я предлагаю вам игру «Собери картинку». Если Вы справитесь с заданием, то сможете сказать, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)

(слайд)

Мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человеческого – о хлебе. «Нет лучше в мире цветка, чем пшеничный колос, (слайд) нет лучше сада, чем пшеничное поле, (слайд)

нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» (слайд). А почему в народе говорят: «Хлеб - всему голова»? (слайд)

Ученица (слайд)  

Каравай земли и неба на твоём столе Ничего сильнее хлеба нету на земле.        В каждом маленьком кусочке хлебные поля, А на каждом колосочке держится земля. В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина, бессмертный Хлебный колосок.

3. Актуализация знаний по теме         

Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)

Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! С караваем хлеб подносим, Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук.

Ученик:                   

И обед нам не обед, Если к супу хлеба нет. И не та на вкус картошка, Если хлеба нет ни крошки. Даже каша с хлебом краше Хлеб-кормилец пища наша.

Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд)           (Ответы детей)

«А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)

4. Сообщение нового материала

Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).

Я предлагаю вам послушать одну легенду

Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.

А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.

Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)

Игра: «Каравай»

Как на богатый урожай Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой ширины   Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай

Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех.

Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)

Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?

Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?

  • Практическая работа. Игра: «Знатоки»

На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?

Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных.

Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?

О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?

  • Работа по теме урока

В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины

Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)

Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.

Как вспахивали землю в старину?

(Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)

(слайд)

А сейчас?

Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.

А как сеяли раньше?

К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Покажите (слайд)

А сейчас?

К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)

Что необходимо для жизни и роста растений?

(Солнце, дождь.)

  • Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые: -Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые:       -пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт! А тёплый дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт!

Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.

Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)

Пшеница созрела.

А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)

А сейчас?

На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.

Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)

Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу(слайд)

А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)

Мука готова. Что дальше?

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин

(слайд)

5. Упражнения по закреплению материала

Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)

Ученица                   

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук.

Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)

-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.

Как нужно относиться к хлебу?

6. Подведение итогов

(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

Использованная литература

  1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г
  2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г
  3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г
  4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г
  5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также