Народные приметы о еде и продуктах. Почему нельзя играть с хлебом


Почему мы забыли о хлебе? » Военное обозрение

Хлеб. Тысячелетия прошли, а хлебное зерно и поныне остается чудом природы. Маленькое зернышко весом в тридцать пять—сорок миллиграммов вобрало в себя тепло солнечных лучей, соки земли, ласку дождей, силу и мудрость пахаря, самые ценные для организма человека вещества. Хлеб не только едят, им живут. Это наше национальное достояние.

Нынче же село и его проблемы исчезли из общественного сознания. Идёт, скажем, жатва, напряженными усилиями сельчане добывают главный продовольственный продукт страны. А наши СМИ в упор не видят, не замечают этого, заполняя телеэкран, эфир и страницы газет абы чем: развлекаловкой, сплетнями, «клубничкой».

Когда наша семья переехала в новый дом, мама сперва внесла в него хлеб-соль. Когда женились мои старшие братья, молодоженов встречали у порога хлебом-солью и вдобавок осыпали зернами пшеницы — на счастье, на доброе чадородие. Человек извечно жил заботами о земле и хлебе. Из-за земли все войны затевались на свете. Да и теперь в основе почти всех международных конфликтов — земельный вопрос. Это и понятно. Численность населения планеты быстро растет, а площадь для его проживания заметно сокращается.

Живую землю-кормилицу повсюду загоняют под бетон новых аэропортов, тысячекилометровых шоссе, под гигантские стадионы, промышленные здания, железнодорожные магистрали. Плодоносящей почвы остается все меньше, поэтому она и дорожает, оттого обостряется в мире борьба за каждый её клочок. И только в нашей стране удивительное бесхозье: земля объявлена ходовым дешевым товаром, а земледелие черной дырой, сферой неэффективной деятельности. Более 46 миллионов гектаров сельхозугодий, где ещё не так давно выращивались злаки, ныне выведены из оборота, зарастают кустарником, бурьяном. А в это время мясо, молоко, овощи, фрукты Россия везет из-за границы. Продовольственный импорт нарастает, давит, парализует отечественного сельского товаропроизводителя. Но почему российские земледельцы и животноводы пасуют перед зарубежными? Почему в 90-е, в разгар ельцинских реформ, в стране повсеместно развернули массовый забой скота, когда под нож шло даже дойное стадо? Почему в считанные годы порушили тысячи свиноферм и коровников? Почему сельчане опускают руки, разуверившись в своём доброделии, теряя уставшую надежду наладить на земле свое достойное житьё-бытье?

Народные пословицы гласят: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб, будет и песня». Высокий урожай всегда являл собой большой праздник, ибо создавался он потопроливным трудом, восходил с рабочих ладоней сеятелей и хранителей.

Нынче люди работают в поте лица, но праздника не ощущают. До песен ли, когда трудимся себе в убыток? За тонну горючего шесть тонн хлеба отдай! А пожелаешь приобрести новый комбайн, вконец разоришься.

— Похоже, нас подводят к мысли, что выращивать хлеб — дело убыточное для нас, россиян, — с грустью рассуждает вологодский хозяйственник Евгений Николаевич Попов.

Ему вторит знатный оренбургский комбайнер Василий Макарович Чердинцев:

— В дни хлебоуборки в нашей области в доперестроечное время работало одновременно 22 тысячи комбайнов, теперь девять, треть которых старые, латаные-перелатаные. Жатва вместо четырёх недель затягивается подчас на два-три месяца, нередко часть неубранных полей уходит под снег. Завершая хлебоуборку, сельчане ныне реже и меньше стали петь, но чаще и больше пить. Горькую. От безнадёги.

— Казалось бы, самим Господом Богом российскому народу даны огромные пространства с богатыми недрами, плодородными землями, великими реками, лесами, лугами. Живи и радуйся жизни! Ан нет. Не дают работать по совести и по уму. Всюду разор и нужда. Но почему?

Да поймите же наконец, что при теперешних поднебесных ценах на горючее, на технику, на удобрения, при издевательски низких закупочных ценах на хлеб земледелие разорительно!

Взять, к примеру, закон о фермерстве. С самого начала передачи государственной земли частникам всем была ясна ее главная разрушительная цель: разогнать совхозы и колхозы. Но цель прикрыли яркими лозунгами-призывами: дадим крестьянам землю, освободим от командно-административных шор, и они начнут творить чудеса!

Хуторская форма земледелия, фермерская кустарщина — вчерашний день сельскохозяйственного производства почти во всех странах мира. В Америке и вообще на Западе уже лет двадцать идет повсеместное сокращение мелких хозяйств, слияние их в крупные фермерские корпорации, где сподручнее внедрять новые технологии.

А в России так было испокон веков. История начиналась с объединения. Вот одна из них. 40 молодых мужчин приехали из Закавказья в село Петровка Ростовской области для подготовки переселения остальных духоборцев на вольные целинные сальские степи («Трава была такая высокая, что не было видно даже всадника на лошади»). Зимовали они в «леску», что недалеко от теперешнего села Хлебодарное. Заготавливали лес, другие строительные материалы, доставляя их со станции Атаман (станица Егорлыкская) по бездорожью; вместе с лошадьми и подводами проваливались под лед. В первую же зиму из 40 человек пятеро умерли (предположительно от брюшного тифа). Похоронили их там же, в «леску». Этот исторический экскурс важен, пожалуй, для напоминания того, как стал осёдло жить человек в бывших сальских степях. И, как бы ни пытались сейчас принизить и умалить плюсы коллективизации, зарождения коллективного аграрного труда, нужно все-таки помнить, что это давало толчок к обустройству на новом месте.

Сегодня у нас наоборот: расщепление, дробление, развал крупных хозяйств. Сельчанам навязывают то, что противоестественно и здравому смыслу, и давнему укладу их артельной жизни, их национальному менталитету.

Радикалов-реформаторов не остановили, не разубедили доводы самых авторитетнейших, самых опытнейших земледельцев-учёных, мнение природных хлебопашцев, всех здравомыслящих людей, и закон о купле-продаже земли был всё-таки принят. За его принятие дружно ратовали не только российские «демократы» и немалая часть депутатов Госдумы, но и заграница, уверенная в том, что земельную реформу российская криминальная номенклатура проведет по образцу приватизации промышленной собственности: землю из оборота она начнет выводить таким же способом, то есть мошеннически распродавая ее. Так оно и вышло. Поскольку у крестьян денег не было, землю скупили и продолжают скупать пронырливые спекулянты. Приобретают её не для того, чтобы пахать и сеять. Ждут момента, дабы подороже перепродать ее. И такой земли, купленной, но не работающей, выведенной из оборота, ныне миллионы гектаров.

Много лет Россия собиралась вступить в ВТО и наконец вступила. Конечно, выход на мировой рынок всегда заманчив для всякого товаропроизводителя. Но с чем Россия сегодня может выйти на него? С нефтью, газом, древесиной, металлопрокатом и еще с каким-нибудь сырьём.

А вот продукции животноводства и полеводства путь туда закрыт. Хотя продукция эта хороша сама по себе, но неконкурентоспособна, так как производится в сравнительно сложных климатических и технико-экономических условиях. Проще говоря, по себестоимости она в несколько раз затратнее продукции зарубежной.

Предоставляя трибуну учёным-аграриям, руководителям АПК, министрам, депутатам, предпринимателям, фермерам, склоняешься к однозначному выводу: с земельным вопросом в России зашли в тупик, никто нынче не знает точно, сколько пахотных угодий в наличии и в чьих руках они находятся.

А ведь в истории российского землепользования страсти кипели из-за земли, ключевая роль отводилась ей в жизнедеятельности людей прошлых столетий. Не хотят понять наши щелкоперы, что лишь то государство бессмертно, в котором царит культ труда. Если сказать совсем кратко, стоит тревожный вопрос: чей хлеб мы будем есть завтра — свой или чужой?

* * *

Те, кто проезжал в первой половине дня 14 июля по автодороге Казанская — Мешковская (Ростовская область), могли видеть, как шла уборка поля, расположенного рядом с дорожной насыпью между поворотами на хутор Гормиловский и посёлок Придонский. По полю ходили комбайны, к которым периодически подъезжал грузовой транспорт, чтобы собранное зерно отвезти к месту складирования.

Руководитель СПК «Придонский» Николай Фалынсков: «В нынешнем сезоне уборочная площадь в СПК «Придонском» составляет 386 гектаров. За полных четыре рабочих дня мы убрали 60 процентов уборочной площади. Урожайность, а это 30 с лишним центнеров с гектара, нас радует. Мы её ожидали, так как очень конкретно занимаемся технологией выращивания. Посев проводим с удобрениями, весной вносим подкормку, обрабатываем поля против болезней и вредителей. Сейчас мы видим уборку семенного участка, заложенного с зерноградским институтом имени Калиниченко. Здесь выращена пшеница сорта «Аскет». Начали убирать участок утром и к обеду планируем его закончить. На поле работали три комбайна: два «Дона» и новый «Акрос».

Под палящим солнцем настоящую битву за урожай вели механизаторы Иван Викторович Исаев, Илья Егорович Козлов, Николай Александрович Дёмин и Юрий Юрьевич Масликов. Собранное зерно с поля отвозили на трёх машинах Александр Иванович Яковлев с сыном Андреем и Сергей Михайлович Губин.

В СПК «Придонский» хорошо подготовились к приёму хлеба нового урожая: сделали новый склад-ангар, на механизированном току работает зерноочистительная машина «Пектус», которая проводит первичную обработку намолоченного зерна.

— Люди заняты на складах даже ночью, — говорит руководитель хозяйства Фалынсков. — А вот в поле работа идёт только в светлое время, с семи утра до восьми вечера: работникам на складе надо успеть разобраться с зерном, которое собираем днём. Весь процесс уборки у нас налажен. Соблюдаем пожарную безопасность: рядом с полем стоит бочка с водой, трактор с плугом, есть дежурные работники. И с питанием для тружеников у нас нет проблем. Организованы с подвозом в поле обед в двенадцать часов и ужин в шесть вечера. Все труженики довольны по-домашнему вкусной едой, приготовленной поваром Светланой Валерьевной Масликовой.

В середине июля в некоторых сельхозпредприятиях района уборка озимых завершалась, а в других была в самом разгаре. В это время недалеко от СПК «Придонский» на вершинах задонских гор шла уборка в СПК «Клён». Этот сельхозкооператив не такой большой, как «Придонский», поэтому уборку пшеницы вёл один комбайн «Вектор» под управлением комбайнёра Вячеслава Сергеевича Попова. Спустившись под гору в хутор Гормиловский, мы встретили на току председателя СПК «Клён» Михаила Козырева, который подкидывал высыпанное зерно в зерноочиститель. «Уборка идёт нормально. Работаем четвёртый день, за это время убрали пятьдесят гектаров. Зерно, как видим, продовольственное, четвёртого класса, урожайность 22 центнера. Для сложившихся у нас условий — нормальная».

topwar.ru

Народные приметы о еде и продуктах

  • Не кушайте украдкой в темноте дети ворами станут.
  • Нельзя есть, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может.
  • Кто ест во время учения: заедает выученное.
  • Хлеб в печи раздвоился - к отъезду кого-то из домочадцев.
  • Если хлеб не выпекается и остается сырым - к разлуке или к разорению.
  • Большой урожай хлеба - к близкому голоду.
  • Отрезав ломоть хлеба, не втыкай нож в каравай, - это к голоду.
  • С ножа не ешь - злым будешь.
  • Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится.
  • Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
  • Первый блин - заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется.
  • Когда блины печешь: не позволяй чужим смотреть, могут сглазить, и блины не зададутся.
  • Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь.
  • Горшок с кашей в печи треснул - не к добру.
  • Каша выходит из горшка к выходу из печи - это к несчастью, а если к дальней стене - к изобилию.
  • Ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
  • Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится.
  • Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
  • Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово "мясо" - надо говорить "скоромь". Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится.
  • Бумагой стол вытирать - к ссоре.
  • Нельзя смахивать крошки хлеба ладонью со стола, а то этой же ладонью крошки просить придется.
  • В начале и в конце обеда желательно съедать кусочек хлеба с солью - к счастью.
  • Чай пролить - к недоразумению.
  • Чаинка в стакане плавает - к подарку.
  • Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным.
  • Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе - сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет.
  • Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась.
  • За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
  • Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется..
  • Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь.
  • Соль в огонь просыпать - к ссоре.
  • Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится.
  • Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит.
  • Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет.
  • Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить.
  • Не ешь перед зеркалом – иначе красоту свою съешь
  • Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду
  • Войди в каждую комнату с буханкой хлеба и блюдцем соли чтобы принести счастье новому дому
  • Поедание блинов и гороха способствует преумножению достатка
  • На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке - тогда они будут лучше храниться
  • После обеда забытая на столе ложка к гостю
  • Когда солнышко закатилось, новой ковриги не начинай нищета одолеет
  • Нечаянно разлитый чай к неожиданности (чаще, к приятной)
  • Хлеб не выпекается, сырым остается - к разлуке или к разорению
  • Выбрасывать куски хлеба к недостатку в доме; лучше скормить птицам, животным
  • Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится
  • Буханка при разрезании ломается в руках это предвещает семейную ссору
  • Во время еды прикусил язык значит, ты сказал неправду
  • Пустую яичную скорлупу давить надо чтобы зла не оставлять
  • Водку поданную в стакане, допивай до дна иначе будешь богат, но счастья в жизни не будет
  • В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью
  • Женщина накалывает хлеб вилкой или ножом - она навсегда лишает себя счастья
  • Горшок с кашей в печи треснул - не к добру
  • Нечаянно рассыпать сахар к хорошему
  • Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным
  • Впервые пообедав в чьем-нибудь доме, складывать салфетку - значит, никогда больше не посетить этот дом
  • Мясо разбухает в кастрюле - это предвещает успех
  • Поперхнулся за столом - гость спешит
  • За столом не смеются - бес в кушанье нагадит
  • Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется
  • Кто быстро ест - тот быстро и работает
  • Чаинка в стакане плавает - к подарку
  • Не ешь с ножа - сердитым будешь
  • Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь
  • Горох по снятию с огня кипит - хороший знак
  • До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут
  • Не начинай есть рыбу с головы - иначе накличешь беду
  • Кто во время трапезы меняется бокалами - будет тому, нехорошо
  • Чай пролить - к недоразумению
  • Не доел хлеб и взял другой кусочек незаметно для себя - кто-то из родных вдалеке голоден
  • Большой урожай хлеба - к близкому голоду
  • Оставлять на столе недоеденные кусочки хлеба от своего ломтя оставляешь там свое счастье
  • Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится
  • Не оставляй в спальне холодную кипяченую воду - рассердишь дьявола, и тебе несдобровать
  • Не оставляй нож в хлебе - узнаешь голод
  • После еды за столом не распоясывайся - овдовеешь
  • Мясо сильно уваривается в кастрюле - это дурной знак
  • Две ложки в одном соуснике - к свадьбе
  • Соль сыреет - к ненастью
  • Как бы мало ни было в доме печного хлеба, но если сосед попросит одолжить его, не следует ему отказывать, нужно поделиться с ним хотя бы и последним куском - в таком случае хлеба в доме всегда будет богато.
  • Если кто-то доел надкусанный другим человеком кусок, то ему станут известны мысли этого человека, либо к нему могут перейти здоровье и сила того человека. А если этот кусок отдадут животному, то на животное перейдут болезни человека, который ел этот кусок.
  • Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется.

© Использование и перепечатка материалов hit-plus.ru допускается только при наличии активной ссылки на источник.

Поделиться с друзьями:

Следующие приметы:

"Зачатие, беременность и дети - народные приметы" вы можете прочитать здесь

"Жилье и дом - народные приметы" вы можете прочитать здесь

"Деньги и благосостояние - народные приметы" вы можете прочитать здесь

Все народные приметы >>>

hit-plus.ru

Почему нельзя выкидывать хлеб — почему нельзя выбрасывать хлеб — 2 ответа



Почему нельзя выбрасывать хлеб

В разделе Семья, Дом, Дети на вопрос почему нельзя выбрасывать хлеб заданный автором Leo лучший ответ это Просто в былые времена продуктов было не так мног как сейчас, а в хлебе содержались все необходимые витамины для полноценной здоровой жизни, и он очень сытный, питательный!!! Так же в те времена не было комбайнов и всяких разных машин сеялок мельниц....люди пахали сами, сеяли, окучивали, собирали, перемаловали, готовили. Птицы могли склевать зерна, мог ударить мороз или наоборот жара и урожая будет мало недостаточно для всех!!!!Поэтому пошло поверие, что в кусок хлеба вложено столько труда, заботы и любви, что не один не посмеет его выбросить!!! Сейчас мы живем в достатке с детсва и не знаем , не помним того времени!!! Старшее поколение до сих пор дорожит каждой крошкой со слезами на глазах!!! Если выбрасываешь хлебушек, значит ты сыт и невчем не нуждаешься, в те времена мясо ели только дворяне и бояре.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: почему нельзя выбрасывать хлеб

Ответ от Ётарик Моченкин дед Иван[гуру]Это не примета, это такая статья в УК есть.

Ответ от Нина Дюк[гуру]Эх,не голодали вы....

Ответ от Пользователь удален[гуру]сушите сухарики и летом из чёрных корок делайте квас - просто и вкусно

Ответ от AAAAA[гуру]Говорят, если хлеб выбосшь, силу потеряешь и благополучие в семье

Ответ от Ѐадич[гуру]просто хлеб считался очень важным в рационе крестьян и они почитали его - есть хлеб, значит будет пища. с тех пор повелось ,что выбрасывать хлеб, значит показывать ,что ты в таком достатке - что тебе ничего не грозит. а ведь люди говорят от сумы и от тюрьмы не зарекайся.

Ответ от Лис[гуру]1ый раз слышу...и куда они весь этот хлеб складируют?

Ответ от Марина Марина[гуру]Вы как вчера родились, Хлеб всему голова! Спросите у тех, кто пережил блокаду в Лениграде, кто голодал и делили краюху на огромную семью.

Ответ от S-[Kill]-M 28[гуру]это может грозить обезглавливанием.

Ответ от ЁТАСЬКА[гуру]Хлеб в семье - ГОЛОВА,Выбросил, остался без головы...Есть птички, синички, кошечки...А лучше не покупайте много хлеба и выбрасывать не придется...

Ответ от Onixegen[активный]Хлеб, якобы считается плотьюХристовой. Но дело даже не в этом. Издавна хлеб - считался главным продуктом дома. Люди сеяли рожь, собирали, делали муку, пеклиего. Всё это занимало большие усилия, поэтому выбрасывать хлеб - считалось неуважением. А пропавший хлеб можно скормить птицам

Ответ от Olchen[гуру]А вы его размочите и накормите голубей!

Ответ от Девушка с Урала 🙂[гуру]Потому что хлеб - главное богатство в доме, символ сытости. Можно птичкам раскрошить, сухари насушить, но не выбрасывать, символом благополучия кто разбрасывается.

Ответ от Елена Александровна[эксперт]Все приметы - чушь!! Все приметы имеют материальную основу под собой! Хлеб - главная пища в древности - как же можно его выбрасывать?!?!а что ж тогда в семье мужа с этим хлебом делают??? Копят?? или плесневый догрызают??Найди того, кто свиней держит и сплавляй им!!

Ответ от *ВерунЯ*[гуру]Хлеб это священное и его нельзя выкидывать, хлеб всему голова.Голубям отдавайте.

Ответ от Eugene Lyzhin[гуру]Отношение к хлебуссылка заблокирована

Ответ от Galina koska[гуру]Бог накажет

Ответ от PALADIN[гуру]К хлебу на Руси всегда относились, как к высшей ценности. "Хлеб - всему голова"!Поэтому и выбрасывать, и даже ронять хлеб считалось кощунственным!Если у тебя остается хлеб, покроши его птичкам! Поделишься с меньшими братьями - и не будет считаться, что ты его выбросила. Только засохший хлеб предварительно размочи, а то птички "не угрызут". 🙂Кстати, если засох белый хлеб, его потом можно добавлять для приготовления фарша, в котлетки! 🙂

Ответ от Вера Кожевникова[гуру]Я тоже не могу хлеб в мусорное ведро выбрасывать - рука не поднимается. Есть какое-то внутреннее к нему уважение. Ведь он основа жизни.

Ответ от Run2004[гуру]ну есть такая фишка, но всё равно я вот тоже не понимаю, куда девать хлеб, который кто-то недоел или когда он испортился?мне кажется, это просто с военных лет осталась в крови предков такая штука ...можно жы выбросить другие продукты без проблем, особенно если они испортились ...

Ответ от Oksana[гуру]Покупайте меньше-не придется остатки выбрасывать.Все просто.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

Почему нельзя ломать хлеб руками?

Хлеб – один из основных продуктов всех народов мира. Ученые предполагают, что хлебобулочные изделия появились в рационе питания человечества более пятнадцати тысячелетий назад. Без буханки на столе скромный обед или пышное застолье считалось неполноценным, а стол именовался «сиротским».

Дом, где хозяйка собственноручно не пекла хлеб, считался нищим и лишенным внимания самого Господа. Продукт готовится из различных видов муки, признан основным во многих религиях и разрешается к употреблению даже при строгих постах.

Отношение к хлебу в каждой культуре регламентируется строгими правилами. К примеру, в иудаизме запрещено в определенный период употреблять хлеб, выпеченный на дрожжах (разрешается есть лепешки из воды и муки), а мусульмане считают, что резать буханку ножом недопустимо, так как человек, нарезающий ломти, стареет. По этой причине во многих мусульманских семьях нарезкой или преломлением хлеба занимаются мужчины.

Основные «хлебные» правила древней Руси, дошедшие до наших дней

На Руси из древности сложилось особое отношение к хлебу. С этим продуктом связаны многие пословицы, придания и верования. Правильно относиться к хлебной краюхе, считать ее священной учили с раннего детства. Именно правила обращения с хлебом, дошедшие до наших дней, отвечают на такие вопросы, как «Почему нельзя ломать хлеб руками» или «Что означает благословение буханки?»

Современники выделяют семь основных «хлебных законов», не потерявших своей актуальности даже во времена бурного расцвета технического прогресса:

  • Благословение. В древние времена выпечка хлеба без предварительного благословения считалась немыслимой. Перед закваской квашни, замесом и выпеканием хозяйка читала молитвы, испрашивая благословения у Господа. Тесто перед выпечкой и хлеб перед нарезкой осенялся крестным знамением.
  • Ритуальная чистота. К выпечке не допускались женщины в период беременности или с месячными кровотечениями.
  • Правило скатерти. Хлеб полагалось класть на стол, убранный скатертью. Считалось, что буханка на голом столе – предвестник обнищания и упадка семьи.
  • Запрет на смех. Продукт считался священным и смех над ним признавался святотатством. Засмеяться за столом значило навлечь на себя суровые испытания.

Почему нельзя ломать хлеб руками?

  • Не ломать, а резать! Считается, что ломать хлеб – ломать свою судьбу, нарушать течение жизни. По различным источникам данное правило было создано для сохранения каждой крошки, так как выбрасывать даже малую кроху ценного продукта – святотатство, предвещающее потерю благосостояния и здоровья всех членов семьи. Запрещалось ронять крошки на пол, отдавать собакам. Стол после трапезы тщательно убирался, а собранные остатки скармливались домашней птице.
  • Каждый надкушенный кусок – доесть до конца. Надкушенные недоеденные куски грозили потерей жизненной силы, благополучной доли. Если кусок оставляли дети, считалось, что им грозит сиротство, замужним женщинам – вдовство. От буханки запрещалось отрезать новый кусок прежде, чем будет доеден надкушенный.
  • Никогда не выбрасывать остатки в мусор. Выбросить кусок хлеба (даже если он заплесневел и непригоден к употреблению) считалось смертным грехом. Такие ломти скармливались птице.

Ценный продукт почитался всеми сословиями от бродячих музыкантов до царей и их придворных. Неписаные законы передавались из поколения в поколение. Население незыблемо верило, что от того, как выполняются «хлебные» правила зависит достаток, удача, здоровье и благополучие всего рода.

Нарезать или ломать хлеб, придерживаться или не придерживаться древних правил должен решить каждый для себя. Незыблемым остается одно – хлеб – это священный, незаменимый продукт, который требует к себе уважительного и даже благоговейного отношения.

pochemy-nelzya.info

Не клади хлеб верхушкой на стол — удачи не будет⋆Поиск истины

Старое как мир суеверие. После изобретения дрожжевого способа приготовления  хлеба при выпекании хлеб формируется  совершенно определенным образом. Внизу —  запекшаяся  корочка, а сверху — румяная корочка,  как выпуклая крышечка. Старый, добрый, круглый  каравай. Одна из наиболее  древних  форм  дрожжевого хлеба.  Вот  и  считалось  нехорошей  приметой  класть  хлеб  на стол верхней коркой. В некоторых случаях  это  суеверие  доходило  до   степени  запрета.

Например, совершенно  недопустимо   было  переворачивать  буханку «кверху  дном»  в  некоторых  рыбацких  деревушках  Северной  Англии.

Здесь  считалось,  что  с  каждой  перевернутой  буханкой  в  море  переворачивается корабль.  Переворачивать буханку «кверху  дном»  в  России  также  считалось  большим  грехом,  так  как  хлеб —  это дар  Божий и подобное неуважительное отношение  к  нему могло  повлечь  за  собой  соответствующее  наказание Всевышнего. Считается  также, что  у  хлеба есть «голова» —  верхняя  корочка, поэтому переворачивание  его «вниз  головой»  воспринималось  как грубая непристойность.  Давайте  попробуем  разобраться  в  происхождении  и  причине  столь  длительного  существования  этого суеверия.

Нижняя  корочка  выпекаемого в печи  хлеба часто, если  не всегда, была подгоревшая,  ее  и  не  употребляли  в  пищу.  Кроме  того,  на  ней  могла  быть  запекшаяся  зола.  Поэтому  она  играла  роль  своеобразной  подставки,  донышка.  Верхняя  красивая  корочка  использовалась в пищу. И  класть  ее  на  стол  даже  из  соображений  гигиены  неправильно .  Существуют и  другие  объяснения. Для  крестьянина, особенно  жившего  в  старые времена, большое  культовое  значение имел  процесс  созревания,  роста  вверх.  Все  вокруг   крестьянина  живое  и  при  правильном  уходе  растущее.

Хлеб,  он  тоже  как  живой —  созревает  в  печи  и  растет  вверх.  В  этом  магическая  сила  природы, один из важнейших и мощнейших  древних  культов.  Поэтому  положить  хлеб  головой  вниз  значило  перевернуть  все  с  ног  на  го- лову, прервать рост, поток. Старорусское  название  хлеба —  жито.  От  слова  «жить». Огромный смысл  вложен в  это  слово, и значение его также огромно.  А еще есть такая  русская поговорка: «Хлеб  всему голова». Правильно, ведь как  много надо  сделать  в  крестьянском  хозяйстве,  сколько  надо  выполнить  долгих  и  тяжелых  работ,  чтобы  наконец  выпечь  хлеб.

А тут  взять  буханку, дающую  жизнь, эту вершину стольких дел, и перевернуть.  Хлеб,  круглый, светлый,  теплый, впитал  в  себя  столько  солнца,  когда созревала  пшеница,  что  немудрено —  он стал  одним из символов солнца. Так  что  с  переворотом  хлеба  надо  быть особенно  осторожным, как же — переворачивать солнце!  Хлеб —  это также и символ братского  круга, семьи. Вспомните такие поговорки: встречать хлебом- солью,  преломить хлеб  с  друзьями.  Все  это означало , что, если  ты попробовал  мой хлеб, ты стал своим, вошел в наш  круг. В свете этого  переворот хлеба  на  столе —  это   магический  символ  непринятия общего  круга, семейной значимости. Такой шаг  может  очень негативно сказаться на самой семье.

Процесс  нарезания  хлеба тоже  овеян множеством  примет  и  суеверий,  например:  если  буханка  при  разрезании  ломается  в  руках,  это предвещает  семейную  ссору. Ведь  резать  хлеб  вообще-то  дело  хозяина дома,  он наделяет  каждого  своей  долей,  и  если  он делает  это нервно, небрежно, все  отразится на  его  домочадцах,  все  начнут  нервничать.  Ну  а  если  хозяин не умеет  резать  хлеб, то  совсем плохо: какой  же он хозяин — он просто неумеха.

Или  другая  примета:  если  человек  режет  хлеб  неровно (один кусок получается местами тонким,  а местами — с утолщениями), значит, жизнь его будет  такой  же  неровной  и  трудной.  И  наоборот,  если  отрезанный  кусок ровен, то  жизнь такого  человека  будет  гладкой  и  спокойной.  Это  магическая  примета, ее смысл в том, что, нарезая хлеб, надо  помнить, что  ты наделяешь  всех  сидящих  за  столом   от   своей   доли.  В   данном   случае   хлеб  —  это   и   есть   твоя   доля .  Твоя   жизнь  —  как   нарежешь ,  так   и   проживешь.

nasch-mir.ru


Смотрите также