МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Городское поселение – г. Осташков»
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
Р Е Ш Е Н И Е
|
|
|
«24» февраля 2010 г. |
г. Осташков |
№ 142 |
Об утверждении Программы развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства МО «Городское поселение – г. Осташков» Тверской области на 2010-2015 г.г. |
Рассмотрев проект программы развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства МО «Городское поселение – г. Осташков» Тверской области на 2010-2015 г.г., представленный администрацией муниципального образования «Городское поселение - г. Осташков», Совет депутатов
Р Е Ш И Л:
1. Утвердить программу развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства МО «Городское поселение – г. Осташков» Тверской области на 2010-2015 г.г. (прилагается).
2 . Настоящее Решение вступает в силу с момента официального обнародования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу администрации муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» Никитухина И.Н.
Глава муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» |
Н.П.Протасов |
Утверждена Решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение - г. Осташков» от «24» февраля 2010 г. № 142 |
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МО «ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ – Г.ОСТАШКОВ» ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010-2015гг.
г. Осташков 2010 г.
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ – Г.ОСТАШКОВ»
|
Территория, тыс. км2 |
12929,0 |
||
|
Численность населения, тыс. чел. |
18955 |
||
|
|
|
||
Общая площадь жилфонда, тыс. м2 |
551,9 |
|
||
в том числе ветхого и аварийного |
95,9 |
|
||
Удельный вес площади жилфонда, оборудованной: |
% |
|
||
- водопроводом |
37,2 |
|
||
- канализацией |
34,3 |
|
||
- центральным отоплением |
32,8 |
|
||
- горячим водоснабжением |
24,2 |
|
||
|
|
|
|
|
11 |
- котельных, в т.ч. |
3 |
- ведомственных |
53 |
- водопроводных сетей, км |
30 |
- канализационных сетей, км |
36 |
- тепловых сетей, км |
179 |
- воздушных и кабельный электрических сетей, км |
Жилищно-коммунальное обслуживание города обеспечивают:
|
«15 лет государство пытается модернизировать систему ЖКХ, но до последнего времени, надо прямо это признать, делало это крайне неудачно. ЖКХ остается и убыточным, и неэффективным. Инвестиции в эту сферу составили 800 млрд. рублей, а внятной отдачи нет»
Д.А.Медведев |
I. Состояние ЖКХ города Осташков Тверской области и цели его развития
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Эта важнейшая сфера, с накопленным множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария
Анализируя деятельность жилищно-коммунальных служб муниципальных образований, аналитики неизменно оперируют такими понятиями, как: кризис инженерной инфраструктуры; высокий износ основных фондов; огромная задолженность муниципальных предприятий; неэффективное управление недвижимостью; низкое качество коммунальных услуг и высокие тарифы на их оплату.
Жилищно-коммунальное хозяйство – это естественная монополия, которая при умелом государственном регулировании должна и может функционировать высокоэффективно.
Эксперименты, риски с жизненно важными коммунальными объектами, обслуживающими большое количество людей, без абсолютной уверенности в их целесообразности просто недопустимы.
Практический опыт показывает, что за годы реформ, начиная с 1992 года, в ЖКХ сколько-нибудь существенных преобразований не произошло. Принимаемые меры не принесли ожидаемых результатов, так как они не носили комплексный характер и были в большинстве своем декларативными.
В результате отрасль стала отстойником нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны.
Система ЖКХ города Осташков представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами.
Данные о состоянии ЖКХ в г.Осташков в концентрированном виде показывают, что отрасль находится в системном кризисе.
По официальным данным нарастание физического износа основных фондов ЖКХ составляет 3-5% в год. На конец 2008 года износ основных фондов ЖКХ г.Осташков составил:
- по тепловым сетям 70%;
- по водопроводным сетям 75%;
- по ВНС 80%;
- по канализационным сетям 90%;
- по КНС 65%;
- по электрическим сетям 80%;
- по жилищному фонду 60%.
При этом 30% основных фондов ЖКХ города уже отслужили свои нормативные сроки.
Основными причинами аварийности систем жизнеобеспечения является высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования, недостатки эксплуатации и ошибки персонала, дефекты, допущенные при ремонте. Все это имеет место и в ЖКХ г.Осташкова Тверской области.
В новых политических реалиях необходимо осуществить комплекс эффективных мер по срочной модернизации ряда систем энергоснабжения, водоснабжения и других систем ЖКХ, чтобы избежать социального взрыва.
Прежде всего, необходимо навести порядок в учете имущества ЖКХ. На всех уровнях и во всех организациях провести инвентаризацию всех объектов ЖКХ, тщательный мониторинг по определению их истинного состояния.
Без наличия данной достоверной информации трудно разработать программу развития отрасли.
Жилищно-коммунальный комплекс г.Осташков Тверской области состоит из 13 предприятий, разной организационно-правовой формы, оказывающих населению более 20 видов ЖКУ, из них 8 работают по муниципальным контрактам.
Жилищный муниципальный фонд составляет 375,6 тыс. м2, в том числе почти 25% относится к категории ветхого и аварийного, в котором проживает 4000 человек без реальной перспективы улучшить жилищные условия в ближайшее время.
Инженерная инфраструктура г. Осташков составляет:
- водопроводные сети около 53 км;
- канализационные сети около 30 км;
- электрические сети 178,77 км;
- тепловые сети 36 км;
- механизированная уборка улиц 40 тыс. м2;
- сбор и вывоз ТБО 31,85 тыс. м3.
Объем коммунальных услуг в натуральном выражении
годы |
показатель |
отпущено воды, всего, тыс. куб. м. |
пропущено сточных вод, всего, тыс. куб.м. |
отпущено теплоэнергии, Гкал |
отпущено электроэнергии, кВт/час |
отпущено газа, куб.м. |
сжиженного |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2008 |
Всего |
1509,0 |
981,6 |
70500,0 |
|
1356,8 |
В т.ч. население |
639,4 |
733,1 |
|
|
1356,8 |
|
В т.ч. бюджето-финансируемые организации |
93,0 |
126,3 |
|
|
|
|
2008 |
Всего |
1509,0 |
981,6 |
70500,0 |
|
1356,8 |
В т.ч. население |
639,4 |
733,1 |
|
|
1356,8 |
|
В т.ч. бюджето-финансируемые организации |
93,0 |
126,3 |
|
|
|
На начало 2009 года кредиторская и дебиторская задолженности организаций ЖКХ города достигли порядка 42,0 и 48,0 млн. рублей соответственно. Сформировались они из-за невыполнения государством своих обязательств.
Необходимо в кратчайшие сроки провести взаиморасчеты и реструктуризацию задолженностей, в чем видится одно из предназначений Закона «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ».
Фактические обязательства по капремонту жилищного фонда и переселению граждан из аварийного жилфонда города составляют около 3000 млн. рублей.
Таким образом, для первого и наиболее важного этапа потребуется порядка 1000 млн. рублей.
Важнейшим условием стабильности ЖКХ является взвешенная тарифная политика, как для населения, так и для прочих потребителей ЖКУ. Тарифы должны быть экономически обоснованными. Важно предусматривать в них инвестиционную составляющую и исключить ситуацию, когда на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования тарифу устанавливаются ниже издержек на производство услуг.
В этом случае федеральные и региональные власти, должны компенсировать разницу между установленным и экономически обоснованным тарифом и обеспечить поддержку малообеспеченных граждан через их персонифицированные счета.
При разработке мероприятий по ограничению роста тарифов на услуги ЖКХ нужно учитывать то, что величина этих тарифов зависит не только от эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия, но в первую очередь от тарифов, действующих в «большой энергетике», ведь в структуре себестоимости ЖКУ расходы на энергетическое обеспечение составляют 60-70%. Поэтому государство должно ответственно регулировать тарифы, как в топливно-энергетическом комплексе страны, так и в ЖКХ.
Тарифное регулирование, как известно, в настоящее время осуществляется в соответствии с 306 и 307 постановлениями Правительства РФ. Практическое применение показало, мягко говоря, их несоответствии требованиям.
Поэтому общественность возлагает большие надежды на новые нормативно-правовые акты в области тарифообразования.
1. Энергоресурсосбережение
Энергоресурсосбережение в современных условиях является не просто составной частью, а ключевым элементом модернизации коммунального комплекса г,Осташков. Это фундамент финансового оздоровления предприятия. Некоторые мероприятия энергоресурсосбережения позволяют получить 30% и более экономии энергоресурса. Сокращение издержек при производстве и предоставлении ЖКУ позволит стабилизировать тарифы на эти услуги для населения.
2. Частно-государственное партнерство
Большое значение в решении многих проблем ЖКХ играет частно-государственное партнерство. В ЖКХ складывается следующая картина – недостаточность капитала и низкая инвестиционная привлекательность по ряду причин. Главные из них:
– отсутствие нормативно-правовых документов, которые могли бы отрегулировать отношения между властью и бизнесом, в том числе тарифные;
– инвесторы не уверены в возврате собственных средств и в следствии этого затруднение в долгосрочном (25-30 лет) инвестиционном планировании;
– муниципалитеты в большинстве случаев не готовы заключать долгосрочные договора на передачу принадлежащего им имущества в управление бизнес структурам;
– стороны изыскивают альтернативные пути оформления сделок на передачу коммунальных объектов в долгосрочное управление (в концессию) частным операторам, что увеличивает и без того высокие риски невыполнения достигнутых договоренностей.
Тем не менее, опыт реализации партнерства государственного и частного сектора в коммунальной сфере показывает перспективность этой бизнес модели для Тверской области способной оптимизировать проектные решения и повысить эффективность вложения инвестиций (бюджетных, тарифных, привлеченных) в коммунальную сферу муниципальной экономики.
Основные мотивации возникновения частно-государственного (муниципального) партнерства в коммунальном секторе г.Осташков Тверской области
Произошедшие в ЖКХ преобразования изменили отношения отечественного бизнес-сообщества к проблеме «освоения» этого рынка услуг. Монопольная некогда сфера переживает сегодня период активной конкуренции в борьбе за право управления объектами инженерной инфраструктуры.
Этому способствует также:
наличие абсолютно ликвидных активов – платежей населения;
постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость услуг, потребление которых не зависит ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения.
Возможность предоставлять дополнительные услуги и получать дополнительные доходы делают коммунальную сферу деятельности привлекательной для частного бизнеса.
Кроме того, финансовые резервы развития бизнеса в этом секторе муниципальной экономики скрываются в огромном потенциале энергоресурсосбережения, реализуемом за счет применения современных технологий, оборудования, ликвидации энергозатратных технологий, введения учета и экономии энергоресурсов.
Решение комплекса организационно-технических, экономических и правовых проблем жилищно-коммунального обслуживания населения и прочих потребителей этих услуг в г.Осташков и в Тверской области в целом требует разработки и утверждения программы системных мер по повышению качества условий проживания и уровня обслуживания в жилищно-коммунальной сфере.
При этом необходимо оценивать эффективность программ с помощью разработанных индикаторов с целью уточнения задач и мероприятий программы.
Оценка эффективности целевой инвестиционной программы поддержки и развития ЖКХ города представляет собой многогранный процесс, Это связано с тем, что эффективность функционирования ЖКХ города необходимо рассматривать с позиции многих групп пользователей от государства и общества на макроэкономическом уровне, до собственников жилья и нанимателей на микроэкономическом уровне.
№ |
Группа пользователей |
Состав показателей |
|
Государство |
- уменьшение расходов госбюджета, критерий характеризует степень расходов бюджета на дотации ЖКХ услуг; - увеличение доходов государства, критерий характеризует размер поступления в бюджет налогов от жилого дома; - снижение коррупции в сфере жилья, критерии характеризует степень участия чиновников (и, соответственно, возможность коррупции) в процессах строительства и распределения жилья |
2 |
Общество |
- повышение доступности жилья, критерий характеризует возможность гражданам получить жилье и приемлемые сроки и за приемлемую иену; - увеличение мобильности жилья, критерий характеризует возможность жильцу в короткие сроки и с минимальными финансовыми потерями поменять место жительства; - снижение риска криминала в жилищной сфере, критерий характеризует возможность подвергнуться криминальному воздействию при различных операциях с жильем; - повышение доступности квартплаты для малоимущих, критерий характеризует возможность проживания в доме малоимущих граждан (социальное жилье) |
3 |
Домовладелец |
- снижение уровня неплатежей, критерии характеризует степень возможности жильцов дома не оплачивать домовладельцу жилищно-коммунальные услуги; - уменьшение уровня вандализма, критерий характеризует степень возможности со стороны жильцов причинять ущерб имуществу дома (ломать двери, бить стекла и лампочки, портить лифт и т.д.); - уменьшение ущерба от перепланировок, критерий характеризует возможность жильцам дома по своей воле изменять строительные параметры квартиры. |
4 |
Жилец дома |
- повышение уровня технического состояния дока, критерий характеризует состояние, техническую исправность фундамента, стен. крыши, коммуникаций, лифта. окон, дверей, лестниц и т д.; - улучшение санитарного состояния дома. критерий характеризует степень санитарной чистоты квартир, лестниц, с ген, лифтов, подъезда, чердака, подвала и т.д.; - повышение качества технического обслуживания как отдельных квартир, так и всего дома в целом, критерий характеризует качество технического обслуживания дома. коммуникаций, технических средств м систем; - улучшение коммунального обслуживания, критерий характеризует качество коммунального обслуживания жильцов дома: водопровод, канализация, отопление. электроэнергия, газ. уборка мусора (регулярность, аварии, отключения и т.д.); - повышение криминальной безопасности жильцов дома, критерий характеризует степень безопасности проживания а доме. защиты от проникновения в дом криминальных элементов, наличие охраны, консьержа в подъезде: - улучшение содержания двора, придомовой территории, критерий характеризует степень чистоты, благоустройства двора, степень безопасности (наличие охраны); - достижение однородности "локального социума" - состава других жильцов лома, чем однороднее состав (по социальному, культурному уровню, доходам и т.д.), тем качество жизни в доме выше и наоборот. Критерий характеризует степень однородности "локального социума"; - достижение однородности "территориального социума", критерий характеризует наличие группы домов (квартала, района) с близким социальным составом, что также существенно влияет на качество жизни в доме. |
№ |
Индикатор |
Исходные данные |
Источник |
Алгоритм расчета |
1 |
Уровень износа коммунальной инфраструктуры |
Данные об уровне износа коммунальной инфраструктуры |
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики |
Расчет средних значений уровня износа коммунальной инфраструктуры по группам |
2 |
Доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры |
Объем внебюджетных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры |
Результаты мониторинга Департамента ЖКХ |
Отношение внебюджетных источников к общему объему инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры |
3 |
Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров |
Объем частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров. Общее количество всех организаций коммунального комплекса. |
Результаты мониторинга Департамента ЖКХ |
Отношение количества частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров к общему количеству всех организаций коммунального комплекса |
4 |
Объем просроченной кредиторской задолженности предприятий ЖКХ |
Просроченная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ |
Результаты мониторинга Департамента ЖКХ |
Суммирование данных о просроченной кредиторской задолженности предприятий ЖКХ на конец года |
Проблемы ЖКХ затрагивают интересы всех основных городских субъектов – населения, бизнеса (частный сектор экономики), бюджетного сектора экономики, а также оказывают непосредственное влияние на развитие городской среды в целом. Поэтому рассмотрение интересов и проблем деятельности различных субъектов является основой для определения целей и приоритетов развития ЖКХ.
Интересы бюджетного сектора
Одной из главных проблем является чрезмерная нагрузка расходов ЖКХ на бюджет города. Затраты городского бюджета на погашение убытков предприятий ЖКХ и финансирование капитального ремонта растут. В значительной степени это является следствием дотаций на обслуживание жилищного фонда и высокого износа инженерных сетей и сооружений. При численности населения Осташкова 18955 чел. 14,7% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, значительная часть этого населения проживает ветхом фонде.
Расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг и энергоресурсов, потребляемых бюджетными учреждениями и организациями, также обременяют городской бюджет. Здесь проблема заключается в отсутствии стимулов к экономии энергоресурсов, так как высвободившиеся средства нельзя было бы потратить на другие цели (например, на развитие), и, поэтому при проектировании бюджета на следующий год их финансирование может быть уменьшено.
Таким образом, с точки зрения администрации, цель реформирования отрасли заключается в уменьшении расходов бюджета на финансирование ЖКХ путем снижения объема дотаций населению и предприятиям ЖКХ, создания стимулов у бюджетных организаций к экономии энергоресурсов и обеспечения прозрачности естественных монополий и предприятий ЖКХ. Высвобожденные средства при этом могут быть направлены на усиление поддержки малоимущих семей и улучшение среды их обитания.
Интересы частного бизнеса
Интересы предпринимателей (как крупных, так и мелких), действующих на территории города, в первую очередь, состоят в минимизации издержек и рисков, связанных с использованием коммунальных услуг и инженерной инфраструктуры. Для этого необходимо обеспечить предсказуемость тарифной политики естественных монополистов и четкие правила выдачи естественными монополистами технических условий на подключение к инженерным сетям. В настоящее время действует практика, в соответствии с которой, монополисты по собственному усмотрению могут выставлять технические условия на каждую индивидуальную заявку подключения к инженерной инфраструктуре.
Наконец сама отрасль ЖКХ могла бы быть привлекательной сферой для деятельности частных предприятий. Однако существующая схема финансовых потоков в этой отрасли является причиной убыточности предприятий ЖКХ и накапливающейся перед ними задолженности.
Интересы населения
Население заинтересовано, с одной стороны, в получении качественных жилищных и коммунальных услуг, с другой стороны, плата за эти услуги должна быть разумной, т.е. не превышать определенной доли семейного бюджета и не уменьшать потребление других жизненно важных социальных благ.
В перспективе в России ожидаются высокие темпы роста экономики, реальных доходов населения и доходов бюджета. Очевидно, что в результате со временем вырастет и платежеспособный спрос на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), особенно на более качественные услуги. В соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Тверской области вероятен также рост населения города Осташков до 24 тысяч человек, что дополнительно увеличит спрос на ЖКУ.
Однако сейчас имеет место безработица. Значительная доля населения (более 15 - 20%) со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума является серьезным препятствием для перехода на оплату полной стоимости ЖКУ, но это нужно делать, хотя при таком переходе резко возрастет нагрузка на бюджет и систему адресной социальной помощи малоимущему населению.
Ситуация усложняется тем, что в последние годы рост тарифов на ЖКУ сильно опережает инфляцию, измеренную в терминах индекса потребительских цен (ИПЦ).
Переход на оплату полной стоимости ЖКУ требует, чтобы приоритетом социальной политики стал быстрый рост доходов населения и снижение доли бедного населения. В первую очередь - за счет роста занятости населения и уровня средней заработной платы (особенно в бюджетной сфере), а также роста пенсий и социальных пособий.
Однако, все равно определенная доля населения будет иметь доход ниже или около прожиточного минимума, и это ставит вопрос о необходимости проверки финансовой доступности ЖКУ для населения, по крайней мере - для большей его части, при условии оказания адресной социальной помощи тем, для кого бремя оплаты ЖКУ является слишком тяжелым.
Это важно еще и потому, что когда бремя оплаты ЖКУ превышает некий предельно допустимый уровень, то население либо отвечает массовой неоплатой счетов (и тогда собираемость начисленных платежей резко падает), либо, своевременно оплачивая счета, чтобы не оказаться выселенным в "социальное" жилье хотя это в городе практически не применяется и вынуждено отказывать себе в самом необходимом.
Поэтому очень важно разработать и утвердить систему критериев для определения доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей города.
Важно, чтобы финансовая доступность ЖКУ для населения проверялась в городе, но следуя общепринятой методике, согласованной на уровне субъекта федерации. Оценка финансовой доступности ЖКУ для населения на местном (муниципальном) уровне позволит учесть имеющиеся различия в доходах населения и уровне бедности.
Анализ взаимоотношений муниципального образования с поставщиками ЖКУ показал, что управление имуществом, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или аренды, происходит зачастую без достоверного представления о находящемся в управлении или аренде имуществе.
Обычно отношения между собственником имущества и предприятием-поставщиком ЖКУ не оформлены в установленном порядке, то есть стороны не определились относительно предмета и целей соглашения.
Как правило муниципалитет требует от предприятий обеспечение бесперебойного снабжения услугами, не определяя достаточно четко, что это значит:
- повышение качества коммунальных услуг;
- приведение их в соответствие с «Правилами предоставления коммунальных услуг», которые отражают требования 30-40 летней давности;
- экономическую доступность услуг для населения за счет регулирования тарифов и реализации мер по социальной защите населения;
- минимизацию задолженности перед энергетиками, как гарантию бесперебойности поставок.
В явной форме не ставится важнейшая задача координального повышения качества и энергетической эффективности работы коммунальных систем.
Нет ясности в отношении того, что именно является приобретенным продуктом (услугой): ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, м3, кВт/час) или параметры комфорта, по которым оценивается сам факт предоставления или отсутствия услуги и качество работы предприятий ЖКХ (температура и влажность в помещениях, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т.п.).
Проблемы качества, надежности, экономической и энергетической эффективности предоставления коммунальных услуг, качества обслуживания потребителей, соответствия качества тарифам на ЖКУ и платежной способности населения, бюджетов разных уровней и прочих покупателей коммунальных услуг, вопросы инфраструктурной привлекательности муниципального образования как существенного компонента его инвестиционной привлекательности являются актуальными аспектами реализации реформы ЖКХ.
Проблемы определения качества коммунальных услуг уже долгое время стоят перед специалистами ЖКХ. Жилищный кодекс, вслед за прежним законодательством, требует обеспечить возможности снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) несоответствующего качества. Сейчас существует возможность не платить за ЖКУ низкого качества, но процедуры оформления снижения платежей громоздки и требует много времени.
Потребность в определении критериев качества возникает также при формировании системы отношений муниципалитета с операторами муниципальных коммунальных систем. Необходима система индикаторов, на основе которой можно задать координаты целевого состояния коммунальных систем, вести мониторинг динамики их состояния и применять штрафные санкции при условии невыполнения взятых обязательств. Функцию этих индикаторов и должны выполнить муниципальные стандарты. Речь идет именно о муниципальных стандартах, поскольку состояние коммунальных систем очень похожих городов может существенно отличаться.
Муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг это система показателей, характеризующих параметры оптимальности структуры коммунальной системы, ее надежности, энергетической и экономической эффективности, качества услуги и качества работы с абонентами, доступность услуг и соответствие их стоимости показателям платежеспособности основных групп потребителей. При этом важно определение самой коммунальной услуги. Эти показатели могут устанавливаться на уровне СНиП, но поскольку состояние многих объектов далеко от нормативного, постольку базовые уровни стандартов должны отражать реальную ситуацию и устанавливаться для муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» с учетом исходного состояния коммунальных систем.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют перечень муниципальных стандартов предоставления коммунальных услуг из примерного перечня. Этот перечень не является ни полным, ни исчерпывающим. В каждом блоке перечня муниципальных стандартов предоставления коммунальных услуг можно выбирать несколько показателей.
Можно выделить шесть блоков муниципальных стандартов:
- показатели технико-экономической оптимальности коммунальной системы;
- показатели надежности;
- показатели энергетической эффективности;
- показатели качества ресурса и качества обслуживания потребителей;
- показатели экономической эффективности и ликвидности;
- показатели пределов платежеспособности потребителей и тарифы на коммунальные услуги.
В каждом блоке может быть несколько индикаторов, которые и становятся муниципальными стандартами предоставления коммунальных услуг.
Значения отобранных показателей муниципальных стандартов обязательно определяются для базового года. Затем определяются целевые значения стандартов, которые должны быть достигнуты оператором муниципальных коммунальных систем к заданному моменту времени. Целевые стандарты предоставления коммунальных услуг формируются на основе оценки возможностей привлечений инвестиций и современных управленческих технологий, позволяющих гарантированно обеспечить их выполнение. Целевые значения уровней стандартов формулируются с учетом требований комплексной программы развития и модернизации ЖКХ города.
Проведенный анализ существующей системы функционирования жилищно-коммунального комплекса города Осташков показал, что для успешного развития экономики, общества и, городской среды крайне важно добиться решения проблем жилищно-коммунальной сферы. От их решения зависит состояние городского бюджета, динамичное развитие бизнеса, благополучие горожан. Следовательно, развитие и реформирование жилищно-коммунальной сферы становится стержневым направлением Стратегии развития г.Осташков. Именно поэтому задачи, связанные с реализацией этого направления, выделены в отдельный проект. При этом структура проекта логично должна определить и структуру самой Стратегии развития города.
В проекте выделены направления реформирования жилищно-коммунальной сферы:
При реализации данного направления проекта решаются задачи, связанные с созданием конкурентной среды на рынке ЖКУ и повышением эффективности работы предприятий ЖКХ, совершенствованием институциональной среды для развития частного бизнеса в части регулирования локальных естественных монополий, экономии бюджетных расходов.
Задачи экономического блока реформ в жилищно-коммунальной сфере:
- демонополизация в сфере обслуживания жилищного фонда и привлечение частного капитала;
- обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой и стимулирование создания ТСЖ;
- повышение прозрачности деятельности естественных монополий и обеспечение ясных и предсказуемых правил подключения к сетям;
- обеспечение 100% собираемости коммунальных платежей;
- создание экономических стимулов к экономии ресурсов для населения и бюджетных учреждений.
Значительную часть населения г.Осташков составляют малоимущие, именно их, в первую очередь, затронут последствия рыночных преобразований в отрасли. Поэтому в рамках данного направления ставится цель обеспечить выполнение социальных гарантий малоимущим и повысить эффективность социальной защиты этой группы населения.
Задачи социального блока реформ в жилищно-коммунальной сфере:
- развитие системы адресных субсидий и обеспечение контроля целевого использования адресных субсидий;
- создание программы предоставления социального жилья;
- общественная поддержка программы реформирования ЖКХ.
Значительная часть жилищного фонда и инженерно-энергетических коммуникаций находится в ветхом состоянии. Изношенное состояние объектов инфраструктуры и инженерных коммуникаций существенно ограничивает возможности подключения новых потребителей, сдерживает экономический рост и новое строительство. Требуется проведение большого объема работ по улучшению состояния коммуникаций и жилищного фонда. Только после этого удастся привлечь сюда частный капитал.
Задачи градостроительного и технического блока реформ в жилищно-коммунальной сфере:
- разработка схемы территориального планирования и генерального плана;
- модернизация инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;
- развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий, установка приборов учета;
- благоустройство общественных и внутридворовых территорий;
- внедрение ГИС-технологий.
Развитие конкуренции будет осуществляться в сфере обслуживания жилищного фонда:
- при выполнении работ по текущему содержанию жилья;
- при проведении капитальных ремонтов;
- при производстве специальных видов работ (обслуживание антенного хозяйства, вывоз бытовых отходов).
Организация обслуживания жилищного фонда на договорной основе предоставит возможность управляющей компании выбирать по конкурсу наиболее эффективно и добросовестно работающие организации различных форм собственности.
Формирование реальных договорных отношений управляющих компаний и подрядных организаций — первый шаг на пути снижения стоимости предоставляемых ЖКУ, второй шаг — это организация конкурсного обслуживания жилищного фонда.
Обеспечение участия граждан в управлении жилищным сектором и стимулирование создания ТСЖ
В том, случае, когда частные собственники многоквартирного дома берут на себя ответственность за его управление, возникает альтернативный спрос на жилищные услуги. Правовое условие реализации обязанности собственников по управлению многоквартирным домом — создание ТСЖ. Городские власти заинтересованы в развитии ТСЖ как с целью сокращения бюджетного дотирования ЖКХ за счет повышения эффективности работы в конкурентном секторе, так и с целью снятия ответственности за состояние чужого имущества.
В условиях перехода на полную оплату фактических издержек на содержание и ремонт зданий и коммунальных услуг актуальной является задача организации объектного учета и планирования расходов на управление многоквартирным домом.
Сбалансированность этих расходов с полученными управляющей организаций доходами позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме принимать обоснованные решения по выбору конкретной схемы содержания и ремонта многоквартирного дома с учетом имеющихся финансовых возможностей.
При пообъектном учете расходов по технической эксплуатации домовладения формируются реальные экономически обоснованные стандарты содержания и ремонта общего имуществ в многоквартирном доме с определением обязательного перечня и состава выполняемых работ, периодичности и стоимости их проведения по каждому стандарту.
Для этого устанавливать пять стандартов эксплуатации.
- стандарт безопасности эксплуатации;
- минимальный стандарт эксплуатации;
- базовый стандарт эксплуатации;
- повышенный стандарт эксплуатации;
- евро стандарт эксплуатации, первый из которых, как правило, включает перечень обязательных работ по содержанию и ремонту здания, без которых устойчивое функционирование объекта жилой недвижимости невозможно.
Наличие такой дифференциации стандартов эксплуатации позволит собственникам помещений в МКД на общем собрании принимать решения по объему работ содержания и ремонта жилого здания в зависимости от:
- состава конструктивных элементов и их особенностей;
- степени функционального (морального) и физического износа;
- технического состояния иного общего имущества многоквартирного дома с учетом финансовых возможностей собственников жилья.
Стандарты эксплуатации |
Примерный перечень необходимых мероприятий и работ: |
Достигаемый результат |
Безопасный стандарт эксплуатации
|
-минимальный объем работ по техническому обслуживанию, устраняющий протечки, засоры, аварийные ситуации; - минимальный объем работ по текущему ремонту, связанный с обеспечением надежности и безопасности работы инженерного обеспечения и безопасности |
- безопасность проживания; - минимальные требования к качеству проводимых работ; - безаварийная эксплуатация инженерного оборудования и строительных конструкций |
Минимальный стандарт эксплуатации
|
- работы по техническому обслуживанию, связанные с устранением незначительных неисправностей в системах центрального отопления и водоснабжения, электрических устройств и направленные на минимальное поддержание в исправности и работоспособности инженерных систем; - работы по текущему ремонту с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности элементов здания и поддержания на минимальном уровне эксплуатационных показателей |
- минимальное обеспечение условий проживания; - объем проводимых работ может составить около 50% от норматива; - поддержание в исправном состоянии элементов здания; - обеспечение в минимальном объеме эксплуатационных показателей
|
Базовый стандарт эксплуатации
|
- комплекс работ по техническому обслуживанию в соответствии с установленными нормативами по перечню, объему, периодичности и их качеству; - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий в полном объеме соответствующий нормативам и направленный на предотвращение преждевременного физического износа и поддержание нормативных эксплуатационных показателей.
|
- нормативное обеспечение условий проживания; - нормальное функционирование здания и инженерных систем в течение установленного срока службы; - поддержание в исправности, работоспособности инженерных систем и оборудования, их наладка и регулирование; - проведение в полном объеме с установленной периодичностью нормативного комплекса |
Повышенный стандарт эксплуатации
|
- дополнительные работы (сверх установленного базовым стандартом комплекса работ по нормативам), связанные с повышением комфортных условий проживания и требующие дополнительного финансирования гражданами (смена сантехприборов и водозаборной арматуры на приборах улучшенной модели или импортного производства, установка фильтров для очистки воды, использование экологичных отделочных материалов, установка приборов учета потребления
|
- повышение условий комфортного проживания, обеспечивающих качество жизни; - стабильность и безопасность жизнеобеспечения проживающих.
|
Евростандарт эксплуатации
|
- комплекс максимально возможных дополнительных работ, обеспечивающих высокий уровень инженерно-технического оснащения жилого здания, автоматизации, домовую диспетчеризации и автоматическое регулирование потребления ресурсов, высокое качество предоставления сервисных
|
- предоставление жилищно-коммунальных и дополнительных сервисных услуг на уровне европейских стандартов; - высокое качество жизнеобеспечения
|
Обеспечение страховой защиты жилищного фонда г. Осташков
Формирование страхового фонда г. Осташков целесообразно организовать следующим образом:
Для реализации программы страховой защиты жилищного фонда г.Осташков целесообразно организовать страховой пул, в состав которого войдут региональные страховые компании.
Большинство коммунальных услуг (отопление, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение и т.д.) поставляется в жилищный фонд через городское сетевое хозяйство, то есть монопольно. Предприятия, оказывающие коммунальные услуги, обладают всеми признаками естественных локальных монополий. Поэтому стоимость поставки ресурсов и предоставления коммунальных услуг этими монополистами должна регулироваться органами власти.
Принципы регулирования муниципальных коммунальных предприятий предполагают предоставление им большой хозяйственной самостоятельности в течение регулируемого периода. Поскольку муниципальные коммунальные предприятия должны достигать поставленных собственником имущества целей и реализовывать утвержденные производственную и инвестиционную программы, то необходимо осуществлять промежуточный контроль над их деятельностью, а также за тем, как работа муниципальных коммунальных предприятий влияет на состояние другой муниципальной собственности (в частности, муниципального жилищного и нежилого фонда).
Существующая в настоящее время в г. Осташков и Тверской области в целом система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов и ограничения рентабельности предприятий – поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении издержек и делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов на развитие отрасли. В ее рамках не возможно решить методические вопросы рассмотрения тарифов, определить условия, при которых производится пересмотр тарифов; необходимый и достаточный объем информации.
Основными недостатками существующих процедур являются:
- закрытость процедуры утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон;
- отсутствие срока действия тарифа, что создает ситуацию экономической неопределенности, как для предприятий, так и для потребителей;
- отсутствие прозрачности при утверждении тарифа.
Процесс формирования тарифа на ЖКУ должен сводиться к поиску компромисса между техническими заданиями и финансовыми потребностями поставщиков услуг, с одной стороны, и экономическими возможностями потребителей, - с другой. Утвержденный тариф должен быть связан с конкретной программой деятельности предприятия.
Для того, чтобы система регулирования была максимально эффективной, необходимо обеспечить:
- надлежащее стимулирование коммунальных предприятий к эффективному использованию финансовых и природных ресурсов;
- создать условия для частных инвестиций в перспективные и хорошо управляемые коммунальные предприятия;
- максимальную вовлеченность потребителей, инвесторов, налогоплательщиков в процесс регулирования;
- снижение политизированности ценообразования.
Должны быть обеспечена открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрена возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также введен порядок привлечения потребителей к процессу регулирования.
Потребители должны не только знать стоимость единицы услуги, но и иметь максимально достоверные сведения об объеме реально предоставляемой услуги и оплачивать ее в соответствии с реально поставленным количеством (если оно не превышает заказанное). Эти задачи решаются в рамках договоров на тепло-, водоснабжение и т.д. между службами заказчика и ресурсоснабжающими предприятиями. В настоящее время эти договоры носят в значительной степени формальный характер и заключаются «с позиции силы» ресурсоснабжающих предприятий. Необходимо изменить эту ситуацию, чтобы договоры на ресурсоснабжение предусматривали обоюдную ответственность, как потребителя услуги, так и ее поставщика. И базой для них должны быть стандарты качества и эксплуатации.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос мониторинга коммунальных предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, в частности ведомственные котельные, обслуживающие муниципальный жилищный фонд. В этом случае, вопросы состояния муниципальной собственности, обслуживаемой немуниципальными предприятиями, должны отслеживаться органом, на который возложены функции по мониторингу.
Мониторинг включает в себя оперативный сбор и анализ информации, необходимой для своевременного принятия необходимых решений по управлению ЖКХ. Выбор направлений мониторинга определяется спецификой подотрасли ЖКХ и формой собственности.
Задача мониторинга будет состоять в том, чтобы сигнализировать об ухудшении финансово-экономического состояния регулируемого предприятия, которое произошло не по его вине, на основании чего регулирующий орган может инициировать процесс пересмотра тарифа.
Мониторинг будет обеспечивать эффективность контроля над менеджментом предприятий и позволит иметь оперативную информацию о том, как им реализуются производственная и инвестиционная программы.
Таким образом, мониторинг увеличит гибкость тарифной политики и сведет к минимуму ущерб, который мог бы возникнуть как у предприятий, так и у потребителей из-за неожиданных изменений во внешней среде при отсутствии системы мониторинга.
Для осуществления мониторинга муниципальных коммунальных предприятий процедуры, а также состав, форму и регулярность предоставления информации необходимо зафиксировать в рамках нормативно-правовых актов городской администрации утвердить Положение о мониторинге регулируемых предприятий по видам деятельности. В этих же документах предусмотреть санкции к муниципальным предприятиям за нарушение установленного порядка предоставления информации. В случае немуниципальных коммунальных предприятий их обязанности по предоставлению информации в рамках мероприятий по мониторингу целесообразно зафиксировать в договорах, которые они заключают с компаниями по управлению муниципальным жилищным фондом. В свою очередь, при заключении договоров с компаниями по управлению жилищным фондом, муниципалитет должен предусмотреть, что все договоры с немуниципальными коммунальными предприятиями должны заключаться с обязательствами данных предприятий по предоставлению необходимой для осуществления мониторинга информации.
Направления мониторинга коммунальных предприятий в зависимости от формы их собственности представлены в таблице.
Таблица
Направления мониторинга коммунальных предприятий
Направления мониторинга |
Немуниципальные |
Муниципальные |
|
Группа 1 * |
Группа 2 ** |
||
Объем и качество услуг (выполнение утвержденной производственной программы) |
+ |
+ |
+ |
Выполнение утвержденной инвестиционной программы |
- |
+ |
+ |
Расходы городского бюджета на ЖКХ |
+ |
+ |
+ |
Приемлемость тарифов для населения |
+ |
+ |
+ |
Приемлемость тарифов для предприятий и организаций |
- |
+ |
- |
Техническое состояние муниципальной собственности |
- |
+ |
+ |
Финансовое состояние предприятия |
- |
+ |
+ |
* Муниципальные предприятия водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вывоза и утилизации бытовых отходов. ** Все остальные муниципальные жилищно-коммунальные предприятия. |
Оптимальным решением проблемы рационального ресурсопотребления в жилищно-коммунальном хозяйстве и в бюджетных учреждениях является обеспечение каждому потребителю технической возможности регулировать объем потребляемого ресурса в каждом жилом и рабочем помещении (например, с помощью термостата на отопительной батарее), измерять его реально использованное количество и платить по показаниям приборов. Поэтому задача формирования экономической заинтересованности принципиально важна для повышения эффективности работы ЖКХ. Ее решение позволит обеспечить:
- повышение уровня комфортности проживания и организации рабочих мест;
- снижение стоимости ЖКУ;
- инициирование процесса ресурсосбережения у поставщиков ресурсов;
- переориентацию расходов в ЖКХ с текущих на капитальные.
Необходимым условием для решения данной задачи является создание системы мотивации с помощью экономических, а не административных мер. Сокращение потребления ресурса (например, тепловой энергии) объектом недвижимости (жилым или административным зданием) при обеспечении качества содержания здания (температуры в жилых и рабочих помещениях) должно обязательно приводить к уменьшению расходов потребителей и формированию системы договорных отношений между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, основанной на пообъектном учете поставляемых энергоресурсов.
Для определения реальных потребностей объекта в энергоресурсах должны быть созданы энергетические паспорта зданий. В энергетическом паспорте объекта должны быть следующие разделы:
- строительный;
- теплотехнический;
- электротехнический;
- водоснабжение и водоотведение;
- газоснабжение;
- расход энергоресурсов по годам.
Разрабатывать такой паспорт необходимо на первых этапах путем систематизации нормативных показателей потребления того или иного ресурса в зависимости от конструктивных особенностей здания, условий его эксплуатации и т.д. Сопоставление данных о ресурсопотреблении различных зданий даст исходную информацию для анализа ситуации, побудить к установке приборов учета ресурсов, определению задач ресурсосбережения, проведению энергоаудита зданий. В этой работе будут использоваться современные компьютерные технологии, позволяющие поддерживать энергетический паспорт в актуальном состоянии.
Рациональное потребление энергоресурсов в жилых зданиях зависит от того, будут ли в этом заинтересованы жилищные организации, которые отвечают перед населением и собственником (муниципалитетом) за состояние жилищного фонда.
Создание механизмов ресурсосбережения требует пообъектного учета потребления тепловой энергии, поскольку это необходимый шаг к формированию заинтересованности жилищных организаций в рациональном ресурсопотреблении.
Пообъектные договоры позволят:
- обеспечить реальный контроль за потреблением тепловой энергии каждым жилым домом;
- создать механизмы экономического воздействия на теплоснабжающую организацию в случае недопоставки тепловой энергии, или поставки ее в избытке.
Первым этапом формирования программы развития системы теплоснабжения региона должна стать ее паспортизация.
Паспорт системы теплоснабжения региона включает в себя:
- генплан населенного пункта с нанесением источников теплоснабжения, тепловых сетей, объектов теплопотребления, коммуникаций (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, канализация транспортные коммуникации);
- экологическую карту местности с характеристикой атмосферных, почвенных и водных загрязнений;
- характеристику топливно-энергетических ресурсов теплоснабжения региона;
- характеристику тепловых источников;
- характеристику тепловых сетей, тепловых пунктов, систем учета тепловой энергии и воды;
- характеристику объектов теплопотребления;
- топливно-энергетический баланс региона, включающий динамические характеристики теплопроизводства, теплопотребления, непроизводительных потерь тепла и теплоносителя;
- отчет о бюджетных, инвестиционных показателях, включая показатели рентабельности, объема дотаций и неплатежей, характеристику тарифов на тепловую энергию;
- характеристику учетно-биллинговой системы платежей за тепловую энергию;
- структуру системы управления и эксплуатации региональной системы теплоснабжения.
Паспортизация системы теплоснабжения позволяет перейти к перспективной программе развития теплоснабжения региона. Такая программа, как правило, должна соответствовать и дополнять схему развития генплана населенного пункта и должна разрабатываться совместно с ним как функционально связанные элементы.
Резервы тепловых мощностей, компактность застройки, экология местности, высота, форма и ориентация зданий, сочетание производственных и селитебных зон - вот далеко не полный перечень факторов взаимного влияния схемы теплоснабжения и генплана.
На сегодняшний день в Российской Федерации система социальной защиты населения в сфере ЖКХ представляет собой сочетание многочисленных льгот, предоставляемых без проверки нуждаемости, и адресной социальной помощи бедным домохозяйствам в виде программы жилищных субсидий. Льготы по оплате ЖКУ предоставляются при помощи ценовых скидок для определенных категорий населения вне зависимости от их обеспеченности. Эти категории выделяются по следующим критериям:
- особые заслуги (различные группы ветеранов);
- особый профессиональный статус (например, судьи, работники прокуратуры, таможенники);
- инвалидность.
Является совершенно очевидным, что функционирование системы льгот, построенной на уравнительных принципах, в условиях осуществления рыночных реформ оказалось неэффективным, хотя потребность в социальной помощи, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан, поэтому большинство льгот, установленных федеральным законодательством должны поэтапно трансформироваться в единое пособие по нуждаемости.
Мероприятия в области упорядочения социальных льгот должны способствовать достижению следующих целей:
- обеспечения рационального использования бюджетных средств путём их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;
- замене, (где это целесообразно) натуральных льгот денежными компенсациями;
- адаптации системы социальных выплат и льгот к развивающимся рыночным отношениям;
- приведению социальных обязательств государства в соответствие с финансово-экономическими возможностями.
Необходим постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.
При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления льгот должны учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы должны трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.
Развитие адресных механизмов социальной защиты населения позволит, с одной стороны, оказывать малоимущим семьям с детьми социальную поддержку с учетом величины их совокупных доходов, а, с другой стороны, реализовать комплекс мер по повышению мотивации к труду и искоренению социального иждивенчества на основе введения механизма дооценки доходов граждан при отсутствии достоверной и полной информации.
Государственная социальная помощь должна оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации.
Отсутствие схемы территориального планирования и генерального плана Осташкова, отставание в сроках разработки проектов детальной планировки чрезвычайно усложняет принятие управленческих решений.
Сложившаяся ситуация приводит также к бессистемному строительству в городе, затрудняет возможность предусмотреть конкретные мероприятия по улучшению экологической обстановки.
Строительство в г. Осташков должно осуществляться только по утвержденному генеральному плану, сформированному с учетом всех существующих норм и требований. В нем должны быть обязательно отражены следующие важные для развития ЖКХ вопросы:
- сведения о потребности города в ресурсах (водных, энергетических и т.д.) и меры по их рациональному использованию;
- схемы удаления бытовых и промышленных отходов;
- анализ состояния окружающей среды;
- комплекс мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Главными направлениями модернизации инженерной инфраструктуры и жилищного фонда в г.Осташков станут:
1) Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда, которые должны предусматривать:
- ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
- установку объектовых приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
- модернизацию внутренних систем отопления и горячего водоснабжения, в том числе присоединение внутренних сетей теплоснабжения к тепловым сетям энергоснабжающих организаций по схемам с независимым гидравлическим режимом;
- улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
- использование энергоэффективных приборов освещения в местах общего пользования, а также энергоэффективного сантехнического оборудования;
2) Реконструкция существующих систем коммунального тепло- и водоснабжения включающая:
- реконструкцию котельных и центральных тепловых пунктов;
- замену и реконструкцию ветхих (аварийных) тепловых и водопроводно-канализационных сетей;
- реконструкцию инженерных сооружений водозабора.
3) Повышение качества предоставления бытовых услуг предусматривающее:
- ремонт и реконструкция объектов банно-прачечного хозяйства;
- ремонт и реконструкция объектов ритуального хозяйства и кладбищ.
Наименование |
Всего |
2009 год |
2010 год |
Ожидаемые результаты |
||
Объем |
Мощность |
Объем |
Мощность |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Улучшение содержание жилищного фонда и придомовых территорий |
||||||
Всего: |
|
|
|
|
|
|
Капитальный ремонт жилых домов |
45,8 |
19,1 |
38,5 тыс. м2 |
25,5 |
45,8 тыс. м2 |
Капитальный ремонт 43 жилых домов общей площадью 84333,1 тыс.кв.м |
Текущий ремонт жилых домов |
1,3 |
0,6 |
0,7 тыс. м2 |
0,7 |
1 тыс. м2 |
Текущий ремонт 12 жилых домов общей площадью 1,7 тыс.кв.м |
Обеспечение надежности подачи электроснабжения |
||||||
Реконструкция системы электроснабжения жилых домов |
|
0,7 |
|
3,5 |
|
Реконструкция системы электроснабжения в _____ жилых домах, построенных более _____ лет назад |
Улучшение качества предоставления коммунальных услуг |
||||||
Всего |
|
|
|
|
|
|
Устранение дефицита тепла и повышения надежности теплоснабжения |
||||||
Всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Реконструкция котельных и ЦТП |
380 |
120 |
32 МВт |
260 |
50 МВт |
Реконструкция ____ котельных |
Реконструкция ветхих тепловых сетей |
|
|
|
|
|
Реконструкция ____ км ветхих тепловых сетей |
Обеспечение качественной питьевой водой, водоотведение и очистка стоков |
||||||
Всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Реконструкция аварийных сетей водопровода |
30,4 |
0,4 |
140 м |
30 |
10 800 м |
Реконструкция 10,9 км аварийных сетей водопровода |
Реконструкция аварийных сетей канализации |
10 |
|
|
10 |
5 040 м |
Реконструкция 5 км аварийных сетей канализации |
Повышение качества предоставления бытовых услуг |
||||||
Всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Реконструкция бань |
0,34 |
0,14 |
|
0,2 |
|
Проведение поэтапной реконструкции в 1 бане |
Реконструкция и капитальный ремонт кладбищ |
|
|
|
|
|
Проведение поэтапной реконструкции и капитального ремонта на _____ объектах |
Основной целью энергоресурсосбережающей политики в ЖКХ г.Осташков является сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты ЖКУ при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными методами достижения этой цели являются:
- переход к эффективным энергоресурсосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве;
- внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды и газа, организация взаимозачетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
- создание экономического механизма стимулирования энергоресурсосбережения;
- совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.
Наиболее важными направлениями энергоресурсосбережения в ЖКХ Осташкова будут:
1. Экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь.
1.1. Тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий.
1.2. Модернизация систем тепло- и водоснабжения.
1.3. Использование нетрадиционных источников энергии.
2. Учет и регулирование потребления энергоресурсов и воды.
2.1. Выбор оптимальной тактики оснащения приборами.
2.2. Обоснование выбора номенклатуры приборов.
2.3. Выбор оптимальных схем организации учета энергоресурсов и воды.
3. Создание экономического механизма энергоресурсосбережения.
3.1. Определение источников финансирования программ энергоресурсосбережения.
3.2.Стимулирование энергоресурсосбережения.
Реализации мероприятий по энергосбережению будет в обязательном порядке предшествовать энергоаудит объектов, который должен:
- определить количественные значения потребления энергоресурсов;
- провести анализ финансовых затрат на энергоресурсы в базовом году и на момент проведения обследования;
- дать анализ состояния приборного учета потребления энергоресурсов;
- осуществить оценку технического состояния источников энергоснабжения, энергопотребляющего оборудования, систем коммунального снабжения, строительных конструкций обследуемых объектов;
- определить возможный потенциал энергосбережения и объем сокращения финансовых затрат на основе данных финансового анализа по энергопотреблению, контрольных замеров и расчетных оценок;
- содействовать выбору основных направлений и мероприятий по экономии энергоресурсов и финансовых затрат на их потребление.
Одной из первоочередных задач является оснащение приборами узлов на границах раздела сфер ответственности между различными системами и ведомствами и оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы.
Для снижения отопительных расходов потребители, прежде всего, должны получить возможность непрерывно влиять на температурный режим внутри помещения. Такую возможность для большинства организаций бюджетной сферы должен предоставить индивидуальный тепловой пункт.
Таким образом, проект включает в себя как институциональные, так и физические преобразования в жилищной сфере. Реализация этих преобразований будет способствовать существенному улучшению городской среды, социального климата Казани, а также экономии бюджетных расходов.
Социальная эффективность – улучшение условий жизни, снижение социального неравенства, укрепление здоровья, создание возможностей для нового поколения. Приобретение опыта и рост квалификации кадров, осуществляющих реформы.
Экономическая эффективность - реконструкция жилья с применением современных энергосберегающих технологий позволит а) снизить затраты на эксплуатацию жилья как для населения, так и для бюджета, б) установить приборы учета и передать жилье управляющим компаниям, что даст основания для более полного сбора оплаты, в) стимулировать приватизацию жилья и сферы ЖКУ, создание ТСЖ.
Бюджетная эффективность - экономия бюджетных расходов на дотации ЖКХ, на содержание нежилого фонда, что позволит направить высвободившиеся средства на адресные субсидии малоимущему населению.
Основой жилищной сферы являются следующие процессы:
- Поддержания здания в исправном состоянии путем осуществления его технического обслуживания, ремонта и реконструкции его конструктивных элементов, инженерного оборудования и систем в установленные соответствующими регламентами или в зависимости от их состояния сроки.
- Обеспечение жилых зданий и жилых помещений набором коммунальных услуг (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение и водоотведение).
- Создание необходимых условий для пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
- Улучшение жилищных условий населения города за счет повышения уровня жилищной обеспеченности к 2015 году до 28,9 кв.м/чел.
- Включение в связи с этим в соответствующие программы и планы необходимости доведения общего количества жилищного фонда в 2015 г. до 693,6 тыс. м2 против имеющихся 551,9 тыс. м2, т.е. с увеличением на 141,7 тыс. м2 за 5 лет или в среднем по 28,34 тыс. м2 в год.
- Корректировка учета существующего жилищного фонда.
- Разработка Генерального плана с установлением необходимых объемов жилищного строительства (включая реконструкцию существующего жилого фонда) и потребных для этого территорий.
- Оценка возможностей обеспечения строительной базы города необходимыми современными стройматериалами. Дальнейшее развитие частного строительного бизнеса. Привлечение крупных строительных корпораций для осуществления жилищного строительства. Установление контактов с зарубежными строительными фирмами.
- Инвентаризация, паспортизация и оценка состояния жилищного фонда по каждому дому, внедрение стандартов эксплуатации, определение задач по модернизации и ремонту с соответствующим финансированием.
- Для наиболее полной и объективной оценки состояния объектов ЖКХ города и оптимизации использования инвестиций необходимо проведение тщательной инвентаризации и паспортизации систем инженерного оборудования города и подготовки Целевой Программы модернизации объектов ЖКХ, рассчитанной на 5-10 лет.
- Внедрение экономически обоснованных стандартов содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме с определением обязательного перечня и состава выполняемых работ, периодичности и стоимости их проведения по каждому стандарту.
ü меры финансового (фискального) характера, организация рекламно-информационных и пропагандистских компаний;
ü внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов;
ü поддержку проведения энергоаудитов;
ü организацию, поддержку и проведение образовательных программ;
ü снижение потерь;
ü оптимизацию режимов эксплуатации оборудования;
ü установка приборов учета;
ü внедрение нетрадиционных возобновляемых источников энергии;
ü использование механизмов финансирования энергоресурсосбережения, предусмотренных Киотским протоколом.
ü Разработка и внедрение экономических стимулов к оптимизации затрат, повышению ресурсной эффективности.
ü Разработка муниципальной адресной подпрограммы «Энергоресурсосбережение»
ü экономия невозобновляемых источников энергии (уголь, нефть, газ);
ü экологическое оздоровление окружающей среды;
ü отсутствие привязанности стоимости получаемой энергии к стоимости традиционных невозобновляемых регуляроно дорожающих энергоносителей.
Основные цели Программы:
1) повышение эффективности функционирования объектов жилья и инженерной коммунальной инфраструктуры, качества условий проживания и коммунального обслуживания населения в г.Осташков Тверской области (далее - город);
2) привлечение частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса города;
3) преобразование жилищно-коммунального комплекса в финансово и юридически самостоятельный сектор экономики, действующий в рамках устанавливаемой органами муниципальной власти города социально-экономических условий и правил, обеспечивающих единые стандарты условий проживания в городе.
Достижение основных целей Программы обеспечит возможность устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса на территории города.
Задачи Программы:
1) создание рыночно-ориентированной системы управления жильем и объектами инженерной коммунальной инфраструктуры (в т.ч. на основе ТСЖ), обеспеченной регламентом правоотношений субъектов хозяйствования. Создание межмуниципальных отраслевых корпораций для обслуживания и финансирования муниципального образования по отраслям ЖКХ для обеспечения необходимого масштаба рынка и эффективного использования квалифицированных кадров, кредитных ресурсов, повышения параметров надежности и ресурсной эффективности ЖКХ.
2) повышение доли капитального ремонта жилищного фонда, с целью улучшения комфортности проживания граждан, а также ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда;
3) обеспечение финансирования расширенного воспроизводства объектов коммунальной инфраструктуры, позволяющего ликвидировать накопившийся недоремонт основных фондов и стабилизировать замену изношенных основных фондов, за счет их модернизации и нового строительства;
4) увеличения доли внебюджетных ресурсов в инвестиционных проектах и доли собственных средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства с привлечением частных операторов в этом секторе экономики.
5) определения целевых показателей развития коммунальной инфраструктуры;
6) определения приоритетов, последовательности и сбалансированности развития ЖКК;
7) исходя из необходимости обеспечения доступности для потребителей, определение собственных источников инвестиций, необходимого привлечения внешних инвестиций и бюджетного финансирования.
В целом реализация Программы позволит создать действующую в режиме регулируемого рынка систему жилищно-коммунального обслуживания территории города Осташков и обеспечить финансовое оздоровление предприятий ЖКК.
Порядок разработки Программы
ü Анализ состояния жилищного фонда, электро-, водо-, газо-, теплоснабжения потребителей, выявление основных проблем.
ü Прогноз потребности в ресурсах и анализ планов организаций коммунального комплекса по их развитию в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования.
ü Анализ ресурсных, экономических и финансовых балансов.
ü Установление целевых показателей развития коммунальной инфраструктуры.
ü Разработка перспективных схем энергоснабжения на базе использования ГИС-технологий, сопряженных с городской геоинформационной системой и утвержденными документами территориального планирования.
ü Определение прогноза территориально-распределенного спроса, при этом моделируется спрос на ресурсы, основанный на анализе градостроительных планов развития жилищной сферы, социальной сферы, промышленности.
ü Разработка электронных моделей инженерных сетей, позволяющих осуществлять все необходимые инженерные расчеты для проектирования инженерных систем.
Сроки и этапы реализации Программы:
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2010-2015 годов.
Первый этап – 2010 год;
Второй этап – 2011 – 2012 годы;
Третий этап – 2013 – 2015 годы.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Состояние ЖКХ города Осташков Тверской области и цели его развития. 4
1. Энергоресурсосбережение. 8
2. Частно-государственное партнерство. 8
Основные мотивации возникновения частно-государственного (муниципального) партнерства в коммунальном секторе г.Осташков Тверской области. 9
3. Оценка эффективности деятельности органа местного самоуправления в рамках развития и модернизации ЖКК города. 12
4. Цели комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства г.Осташков Тверской области. 13
Интересы бюджетного сектора. 14
Интересы частного бизнеса. 14
Интересы населения. 15
5. Муниципальные стандарты предоставления коммунальных услуг. 17
II. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства города Осташков Тверской области. 20
1. Экономические аспекты реформирования жилищно-коммунального сектора. 20
2. Социальные аспекты реформирования жилищно-коммунального сектора. 21
3. Градостроительные и технические аспекты реформирования жилищно-коммунальногого сектора. 21
4. Примерный перечень мероприятий и работ, включаемый в стандарты эксплуатации 24
Обеспечение страховой защиты жилищного фонда г.Осташков. 25
5. Повышение прозрачности деятельности локальных естественных монополий и обеспечение ясных и предсказуемых правил подключения к сетям.. 26
6. Создание экономических стимулов к экономии энергоресурсов для населения и бюджетных учреждений. 30
7. Подготовка к внедрению единого пособия по нуждаемости. 33
8. Разработка схемы территориального планирования и генерального плана. 34
9. Модернизация инженерной инфраструктуры и жилищного фонда. 35
10. Система программных мероприятий по модернизации инженерной инфраструктуры и жилищного фонда г.Осташков. 36
11. Развитие энергоресурсосберегающих технологий, установка приборов учета. 37
12. Институциональные преобразования, изменения системы ценообразования. 40
13. Жилищное хозяйство. 41
14. Водопроводно-канализационное хозяйство. 44
15. Теплоснабжение. 45
16. Газоснабжение. 46
17. Электроснабжение. 46
18. Энергоресурсосбережение. 47
19. Система сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. 47
20. Направления подготовки инвестиционных проектов. 49
21. Цели, задачи и порядок разработки Программы.. 50
Основные цели Программы.. 50
Задачи Программы.. 50
Порядок разработки Программы.. 51
Сроки и этапы реализации Программы.. 52
22. Предлагаемая структура региональной комплексной программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса. 53