Информация о проверке Конституционным Судом Российской Федерации конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе
Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ) проведена проверка конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе, по результатам проверки вынесено постановление от 12 апреля 2016 года № 11-П.
По запросу Ленинградского окружного военного суда проверена конституционность норм, закрепляющих перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
В числе таких доходов упомянуты государственные пособия (за отдельными исключениями), выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством.
Также отдельно выделен круг компенсационных выплат, связанных с трудовой или служебной деятельностью, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (госслужащего).
Применение этих положений на практике продемонстрировало их неопределённость.
Как указал заявитель, нормы не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет таким налогом определённые суммы - ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий.
В частности, ФНС России и ПФР придерживаются противоположных точек зрения. КС РФ счёл такую ситуацию недопустимой.
Нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют облагать налогом подобные выплаты.
Как пояснил КС РФ, положения Конституции РФ не указывают конкретные способы и объем соцзащиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Регламентация этих вопросов - прерогатива законодателя. При этом он должен основывать свои решения на принципах равенства и справедливости.
Так, в Законе о ветеранах выделена отдельная их категория - ветераны боевых действий. Для них предусмотрены различные меры социальной поддержки. Ежемесячная выплата является одной из таких мер.
По способу финансирования и по своему предназначению данная выплата не может рассматриваться как принципиально отличающаяся от иных мер социальной поддержки таких лиц.
Между тем, применение оспариваемых норм приводит к тому, что упомянутые ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им социальных услуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию.
Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев. Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории.
Законодатель должен внести необходимые поправки.
До внесения необходимых изменений нормы не могут служить основанием для обложения НДФЛ ежемесячной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.
Дата создания материала: 19-04-2016. История изменений