Люблю : Мечты Веры Мухиной достали с полки: памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб». Мухина хлеб


Открывая Москву

Знаменитые скульптуры Веры Мухиной

1 июля исполняется 128 лет со дня рождения Веры Мухиной, автора «Рабочего и колхозницы», каменного оратора сталинской эпохи, как называли ее современники.

Мастерская Веры Мухиной в Пречистенском переулке

wikipedia.org

Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году в богатой купеческой семье. Она рано потеряла мать, умершую от туберкулеза. Отец, опасаясь за здоровье дочери, перевез ее в благоприятный климат в Феодосию. Там Вера окончила гимназию, а позже переехала в Москву, где училась в студиях известных пейзажистов Константина Юона и Ильи Машкова.

На решение Мухиной стать скульптором, в том числе, повлиял трагический случай: катаясь на санях, девушка получила серьезную травму лица. Пластическим хирургам буквально пришлось «пришивать» 22-летней Вере нос. Это происшествие стало символичным, открыв Мухиной точное приложение ее художественному дарованию.

Одно время Вера Игнатьевна жила в Париже и Италии, изучая искусство периода Ренессанса. В СССР Мухина стала одним из самых выдающихся архитекторов. Всеобщая известность пришла к ней после того, как ее монумент «Рабочий и колхозница» был выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Именно со скульптурой «Рабочего и колхозницы», ставшей символом «Мосфильма», а также с простым, на первый взгляд, изобретением — граненым стаканом — связано в сознании большинства имя Веры Мухиной.

Но Москву украшают и другие скульптуры знаменитого мастера, многие из которых были установлены уже после ее смерти.

Памятник Чайковскому

Большая Никитская 13/6

В середине 50-х на Большой Никитской, перед зданием Московской государственной консерватории, установили памятник Петру Чайковскому, над которым скульптор работала 25 лет. В 1929 году по просьбе Николая Жегина — директора дома-музея Чайковского в Клину, Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве.

Первоначальный вариант скульптуры изображал композитора, дирижирующего стоя. Но такой монумент требовал большого пространства, и от него отказались. Второй эскиз изображал Петра Ильича сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Композицию дополняла фигурка пастушка, говорящая об интересе композитора к народному творчеству. Из-за некоторой двусмысленности пастуха заменили на фигуру крестьянина, а затем убрали и его. 

Проект памятника долго не утверждали, и уже тяжелобольная Мухина писала Вячеславу Молотову: «Поставьте моего Чайковского в Москве. Я Вам ручаюсь, что эта моя работа достойна Москвы…». Но памятник установили уже после смерти Мухиной, в 1954 году.

Памятник Чайковскому перед Московской консерваторией

wikipedia.org

Памятник Максиму Горькому

Парк «Музеон» (Крымский вал, вл. 2)

Проект памятника был разработан скульптором Иваном Шадром в 1939 году. Перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание завершить его проект. Вера Игнатьевна обещание выполнила, но при ее жизни скульптура так и не была установлена. Памятник Горькому на площади Белорусского вокзала появился в 1951 году. В 2005 году монумент демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке «Музеон», где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году Горького отреставрировали и поставили «на ноги».  В настоящее время московские власти обещают вернуть скульптуру на ее первоначальное место. Памятник Максиму Горькому работы Мухиной также можно увидеть в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького.

Памятник Горькому столичные власти обещают вернуть к Белорусскому вокзалу

wikipedia.org

Скульптура «Хлеб»

"Парк Дружбы" ( Флотская ул., 1А)

Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб», выполненная для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева, скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура «Хлеб» стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного.

Скульптура "Плодородие" в парке "Дружбы"

wikipedia.org

«Рабочий и колхозница»

ВДНХ (пр-т Мира, 123 Б)

Самый известный монумент Веры Мухиной был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Борису Иофану, автору выставочного павильона. На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором лучшим был признан проект Мухиной. Незадолго до этого муж Веры, известный доктор Алексей Замков, благодаря заступничеству высокого партийного чиновника, вернулся из воронежской ссылки. Семья Веры Мухиной была «на заметке». И кто знает, прошли бы репрессии стороной, если бы не победа в конкурсе и триумф на выставке в Париже. 

Работа над статуей заняла два месяца, делали ее на опытном заводе Института машиностроения. По задумке автора, рабочий и колхозница должны были быть обнаженными, но руководство страны такой вариант отвергло. Тогда Мухина одела советских героев в комбинезон и сарафан.

При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву пострадали левая рука колхозницы и правая рука рабочего, а при сборке композиции в 1939 году поврежденные элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта.

После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву, и установили перед входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина горько называла «пенек». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, «Рабочего и колхозницу» установили на 33-метровую высоту.

"Рабочий и колхозница"

wikipedia.org

«Земля» и «Вода»

Лужнецкая набережная

На территории Олимпийского комплекса, на Лужнецкой набережной, установлены аллегорические скульптуры «Земля» и «Вода», выполненные в 1957 году, уже после смерти Веры Мухиной, по ее проекту. Композиция «Земля» изображает сидящую обнаженную женщину, придерживающую корзину с овощами и фруктами. Монумент «Вода» представляет собой мужскую фигуру, с силой удерживающую в руках огромную рыбу. Скульптура демонстрирует податливость стихии человеку. Долгое время произведения находились в плачевном состоянии, им грозило разрушение. Реставрация была проведена только в 2010 году.

Скульптура "Вода"

Ольга Ваганова/АиФ

Скульптура "Земля"

Ольга Вананова/АиФ

Скульптура «Наука»

МГУ (Ленинские Горы, 1)

Здание МГУ невозможно представить без величественных скульптур юноши и девушки, сидящих напротив друг друга с раскрытыми книгами. Монумент был создан в 1952 году и украсил фасад главного храма науки. Мухинские студенты ничем не уступают по стати и порыву другим представителям социалистического общества, подчеркивая, что стремление к знаниям – один из главных идеалов советской страны.

Мухинские студенты на крыльце МГУ

flickr.com

 

2go2city.ru

5 знаменитых скульптур Веры Мухиной

Детские и девические годы Мухина провела в Феодосии, куда увез её отец, опасавшийся за здоровье дочери. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, где стала учиться живописи. С 1912 по 1914 год она жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у скульптора-монументалиста Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

Грандиозный монумент "Рабочий и колхозница", представленный на Всемирной выставке 1937 года в Париже, принёс Мухиной всемирную известность и стал её "визитной карточкой". В 1939 году он был установлен недалеко от северного входа на ВДНХ, а в 1947 году стал эмблемой киностудии "Мосфильм". Москвичам также хорошо известны такие работы скульптора, как памятник Максиму Горькому, установленный в 1943 году у Белорусского вокзала, и памятник Петру Чайковскому у здания Московской консерватории.

В конце 1930-х годов Вера Игнатьевна работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста ("Гимн Интернационалу", "Пламя революции", "Море", "Земля", "Плодородие", "Хлеб"), большая часть которых была доведена до ума уже после смерти мастера. Неосуществлёнными остались многие работы Мухиной, в том числе памятники Свердлову, Ленину и челюскинцам. За свою долгую творческую жизнь Вера Мухина стала лауреатом пяти высших премий СССР, неоднократно награждалась орденами, была членом президиума Академии Художеств СССР.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку самых известных произведений выдающегося скульптора.

Монумент "Рабочий и колхозница"

"Идеал и символ советской эпохи", представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом, был выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Его высота составила около 25 метров, общий вес — 185 тонн.

Идейный замысел скульптуры и её первый макет принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Ещё во время работы над конкурсным проектом "очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот". Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки.

При перевозке из Парижа в Москву скульптура была повреждена, а в январе-августе 1939 реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ВВЦ). Увидев постамент для установки памятника, Вера Мухина назвала его "пеньком".

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Торжественное открытие монумента состоялось 4 декабря 2009 года. 4 сентября 2010 года был открыт музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница", расположенный в постаменте монумента.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Памятник Петру Чайковскому у здания Московской консерватории

В 1929 году по просьбе Николая Тимофеевича Жегина - директора дома-музея Чайковского в Клину, Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве, будучи уже признанным мастером и одной из немногих женщин-скульпторов в СССР.

Первоначально Мухина стремилась изобразить композитора, дирижирующего стоя. От этого варианта она была вынуждена отказаться: это требовало достаточно большого пространства. Она предложила второй вариант скульптуры, в которой Пётр Ильич изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Особой деталью многофигурной композиции второго варианта являлась фигурка юного пастушка, символизирующая интерес композитора к народному творчеству. Этот вариант также вызвал замечания. Прежде всего, они касались статичной фигуры композитора. Из-за некоторой двусмысленности фигурку пастушка пришлось заменить на фигуру сидящего крестьянина, однако отказались и от неё. Вместо человеческих фигур появилась драпировка сценического занавеса, выполненного из бронзы. Изменился и пьедестал — он стал больше и поменял цвет.

В начале 1945 года первый завершённый вариант проекта памятника Чайковскому был отвергнут приёмной комиссией. Лишь через два года на заседании художественно-экспертного Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР был принят второй вариант памятника. Однако ещё несколько лет пришлось дожидаться решения о его установке, несмотря на то, что бронзовая фигура уже была отлита. Открытие памятника состоялось через год после смерти Мухиной – в 1954 году.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала

Проект памятника Максиму Горькому был создан скульптором Иваном Шадром в 1939 году. В 1951 году Мухина завершила проект, и он был установлен на площади Белорусского вокзала. 16 декабря 2005 года скульптуру демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Всё это время Горький находился в Парке искусств «Музеон», однако 21 мая 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о его скорейшем возвращении на прежнее место.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Скульптура "Наука" у здания МГУ

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Скульптура "Хлеб" около Водного стадиона

Идеалы счастливого социалистического общества, стремление к новым знаниям и достижениям во всех сферах жизни были раскрыты Мухиной в многочисленных скульптурных композициях, часть из которых была установлена в Москве уже после смерти скульптора. К примеру, без величественной "Науки" сложно представить себе главное здание МГУ, однако и более скромные композиции – такие, как "Хлеб" и "Плодородие", установленные неподалёку от Водного стадиона, моментально "слились" с ландшафтом на радость многочисленным посетителям парка.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 легендарных шедевров Антонио Гауди

vm.ru

Пять главных монументов Веры Мухиной

6 октября 1953 года, ровно 60 лет назад, ушла из жизни легендарная женщина-скульптор Вера Мухина. Она оставила после себя яркий след в советском монументальном искусстве, создав несколько всемирно известных памятников

«Рабочий и колхозница»

Нет, пожалуй, ни одного человека на постсоветском пространстве, которому не был бы знаком с детства этот величественный монумент. «Рабочий и колхозница» – настоящий символ советской эпохи, олицетворение идеологии победившего социализма. Не все знают, что впервые он был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и принес Мухиной всемирную известность, став ее визитной карточкой. Затем памятник, изготовленный из нержавеющей стали, высотой 25 метров и весом более 185 тонн был перевезен в Москву, восстановлен от повреждений и поставлен перед Северным входом на ВСХВ (будущее ВДНХ) в 1939 году. В 1947 году «Рабочий и колхозница» стал эмблемой «Мосфильма». В 2003-2009 годах он пережил масштабную реставрацию, а в 2010 году в постаменте памятника открыт музей.

Памятник Максиму Горькому

Этот памятник появился на пощади около Белорусского вокзала Москвы в 1951 году и многие десятилетия встречал и провожал москвичей и гостей столицы. Горький в распахнутом пальто со шляпой и тростью в руках, кажется, только что сошел с поезда, вернувшись из Италии в 1928 году. В 2005 году скульптура была демонтирована для реконструкции площади и перемещена в Парк искусств «Музеон» на Крымском валу. Власти, однако, заверяют, что памятник вскоре будет возвращен на свое законное место.

Памятник Петру Чайковскому

Этот памятник у Московской консерватории был установлен уже после смерти Мухиной, в 1954 году. Скульптор не дождалась положительного результата многочисленных согласований проектов и разрешений на установку. Бронзовый Петр Ильич Чайковский предстает перед потомками сидящим возле пюпитра в момент вдохновения: кажется, что сейчас зазвучит его новая мелодия, ведь его лицо так одухотворено музыкой!

«Требуем мира!»

Эта скульптурная композиция была создана Мухиной в начале 1950-х годов в знак протеста против войны в Корее. Эта композиция из шести фигур, возглавляемых женщиной, с руки которой слетает голубь мира. Это творение Мухиной находилось в ВВЦ, а в середине 1990-х было перенесено в Парк искусств «Музеон», причем, перенесено с огромными утратами – всего три фигуры из шести. Лишь в этом году удалось полностью восстановить историческую скульптуру, недостающие фигуры были реконструированы по гипсовым оригиналам из фондов Государственного Русского музея. Новые фигуры были специальным образом «состарены», чтобы не выделяться на общем фоне.

«Хлеб» и «Плодородие»

Эти скромные скульптуры, установленные уже после смерти Мухиной недалеко от водного стадиона в Москве, прекрасно слились с ландшафтом и выглядят органично до сих пор. Невзирая на то, что они по сравнению с другими произведениями Мухиной не столь величественны, скульптуры являются знаковыми для периода 1950-х. Они олицетворяют мечты о необыкновенном плодородии и всеобщее стремление к сказочным достижениям во всех сферах общественной жизни под руководством коммунистической партии.

venividi.ru

Скульптор Вера Игнатьевна Мухина и любовь всей ее жизни

Автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, в купеческой семье. Ее отец Игнатий Кузьмич торговал хлебом и пенькой, владел немалой недвижимостью в Риге. Купец Мухин воспитывал дочерей один – его супруга Надежда Вильгельмовна скончалась от туберкулеза в Ницце, где проходила лечение. Верочке тогда было девять месяцев. Игнатий Кузьмич перевез детей в Крым – «на солнышко». Там, в Феодосии, он и увидел, как блестяще рисует его младшая дочь Вера, и принял решение всерьез обучить ее искусству.

Талантливая девочка с усердием училась живописи в студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова. Ее замечательного отца не стало совершенно внезапно, когда Вера заканчивала обучение в гимназии и параллельно занималась скульптурой и рисованием. Опекунство над сестрами взяли родственники Мухиных. Но судьба никогда не была благосклонна к Вере: в имении дядюшки под Смоленском, катаясь на санях с горы, Вера разбилась так, что врачи несколько часов пытались сшить ее лицо. Понятно, что жить с таким лицом было нельзя, и дядюшки отправили девушку в Париж на долгое лечение и восстановление. Во Франции двадцатитрехлетняя Вера стойко перенесла несколько тяжелейших операций по восстановлению и коррекции лица. Теперь она без страха могла смотреть в зеркало!

Невзгоды закалили ее характер: оказавшись в Париже с 1912 по 1914 год, молодая художница начала учиться у знаменитого французского скульптора-монументалиста Э. Бурделя в Академии искусств. В свободное от учебы время она подолгу гуляла по улицам, бесконечно посещала музеи и библиотеки, учила языки и... рвалась в любимую Россию, без которой не мыслила своего будущего. С 1914 года Мухина путешествует уже по Италии, изучает скульптуры и живопись периода Ренессанса. А в России в это время бушует гражданская война. И Верочка, вернувшись на Родину, идет работать медсестрой в госпиталь, ухаживает за ранеными, где знакомится с военным врачом Алексеем Замковым. Они обвенчаются в 1918 году. Алексей Замков был талантливейшим ученым-эндокринологом, хирургом от Бога, их семья дружила со многими выдающимися современниками. Великий режиссер К. Станиславский звал Замкова работать в театр, подчеркивая, что человек с таким острым умом и внешними данными должен стать актером. Замков смеялся в ответ – у него были две главные страсти в жизни: жена и медицина. В эти годы Верочка Мухина создает скульптурные проекты «Освобожденный труд», «Революция», «Крестьянка», целую серию портретов знаковых людей эпохи: врача А. Замкова, режиссера А. Довженко, балерины М. Семеновой и другие. Замкову не дают заниматься научной деятельностью стукачи и провокаторы, коллеги-завистники пишут доносы на молодого ученого. Газеты называют его «шарлатаном». И тогда Вера и Алексей решают навсегда уехать за границу, однако в Харькове их с маленьким сыном арестовывает ГПУ – прямо в вагоне поезда.

Веру с ребенком спустя несколько дней освободят, а вот Замкову грозит «тройка» и расстрел. ГПУ «вспоминает», что военный врач в 1914 году помогал белым офицерам – оперировал их. На Мухину начинается давление: ее заставляют оговорить мужа. И тут вмешивается друг семьи Максим Горький – он идет к Сталину. Вождь милостиво принимает решение сослать семью в Воронеж, откуда их скоро переводят в Москву. Сталин даже обещает Горькому разрешить Замкову вернуться к науке. Веру Игнатьевну тоже допускают к работе: в 1923 году она занимается оформлением павильона газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1936 году началась активная подготовка к Всемирной выставке в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Был объявлен конкурс на лучший проект среди скульпторов, и выиграла его Мухина. На ее эскизе, представленном государственному совету, были изображены юноша и девушка, которые должны были увенчать высоченное здание советского павильона, уходящего в небо.

Проект Мухиной было поручено выполнить на заводе института машиностроения и металлообработки. Вера Игнатьевна жила на этом заводе, работала с помощниками сутками без сна и отдыха, создавая 24-метровую скульптуру из стали. Соединяли все детали монумента с помощью сварки – тогда это было абсолютное новаторство в стране.

Для того чтобы укрепить скульптуру, Мухина придумала новый элемент в композиции – шарф, как главную опору. Этого шарфа ранее в проекте не было.Директор завода С. Тамбовцев написал донос на Веру Ильиничну – якобы в складках этого шарфа она спрятала силуэт Л. Троцкого. И в одну из ночей в цех, где собирался монумент, неожиданно приехал И. Сталин. Вождь молча обошел все гигантские детали, поднялся даже на строительные стропила и, не проронив ни слова, уехал.

...Чтобы доставить в 1937 году величественный монумент «Рабочий и колхозница» на выставку в Париж, 75-тонную композицию разделили на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Установленная во Франции на советском павильоне статуя имела грандиозный успех! Тысячи людей ежедневно собирались у ее подножия посмотреть на «советское чудо», многие плакали от восхищения. Повсюду продавались сувениры – чернильницы, табакерки и пепельницы с изображением «Рабочего и колхозницы», а в Испании вышла марка с изображением скульптуры. Вера Мухина стала известна всему миру.

Вернувшись в Москву, скульптура «Рабочий и колхозница» заняла место у северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. С 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм», а в 2004-м ее демонтировали. В 1938–1939 годах Вера Ильинична работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Вера Мухина получала государственные награды, однако ей ни разу не позволили организовать персональную выставку. Многие ее проекты так и остались неосуществленными, в том числе и памятник челюскинцам. Зато памятник ее другу М. Горькому был установлен в 1943 году у Белорусского вокзала Москвы, другой – в 1952 году в Нижнем Новгороде. В 1938 году институт ее супруга был разгромлен, и сердце ученого не выдержало этого бесчинства…

Вера Ильинична тяжело пережила утрату, она с головой ушла в преподавательскую деятельность. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат пяти Сталинских премий, орденоносец Мухина за всю свою жизнь не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложения поступали постоянно. В последние годы своей жизни она работала на ленинградском стекольном заводе в экспериментальном цехе. Говорят, что Вера Мухина является изобретателем граненого стакана. Однако это не совсем так, граненые стаканы появились давно – на картинах Петрова-Водкина 20-х годов уже есть их изображение. Но дизайн стакана, идеально подходящего для посудомоечной машины в советской столовой, придумала Вера Ильинична в 1943 году, в период блокады, когда не хватало рабочих рук. И совершенно точно известно, что дизайн пивной кружки, которую советские люди привыкли видеть у бочек с квасом, разработала Мухина. После смерти мужа в самые тяжелые времена Вера Ильинична не боялась никакой работы, ведь на ее руках были дети. Великая художница разрисовывала даже обертки для конфет на фабрике «Красный Октябрь»...

Вера Ильинична Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года, когда ей было всего 64 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. На памятнике есть надпись со словами ее супруга, врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». Рядом выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже».

 По материалам российских источников подготовил Макс Келлер

№11(28) ноябрь 2014 г.

.

Кол-во просмотров: 2416

.

favorit-info.com

памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб»

1 июля исполняется 125 лет со дня рождения автора «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана

Два дня назад в 20:31, просмотров: 15460

 

1 июля мир отмечает 125-летний юбилей великого скульптора Веры Мухиной, которая известна большинству как автор монумента «Рабочий и колхозница», памятника Чайковскому у Московской консерватории, композиции «Урожай» около Водного стадиона и изобретатель граненого стакана. Однако немногие знают, сколько неординарных идей Веры Игнатьевны так и остались невоплощенными. По случаю юбилея мастера Третьяковская галерея отыскала в запасниках малоизвестные картины и «неизданные» проекты скульптора и выставила их на Крымском валу. В день рождения Веры Мухиной «МК» побеседовал с куратором выставки Ларисой Бедретдиновой об идеях, которые сама скульптор называла «мечты на полке».

 

Фотографии предоставлены Третьяковской галереей

 

— Вера Мухина — один из самых известных скульпторов советской эпохи, тем не менее большинство ее проектов так и остались в эскизах. Сколько их?

— Легче сосчитать, сколько проектов воплотилось в жизнь, а это совсем небольшая цифра. Эскизов осталось очень много, она называла их «мечтами на полке». Они действительно стояли в мастерской Веры Мухиной на полках. Среди них, например, памятник Революции для Клина, памятник Свердлову и Загорскому для Москвы, а также фонтан «Национальности», который задумывалось установить у входа в метро «Кропоткинская». К сожалению, сохранился только один макет этого проекта. Затем - композиция, посвященная спасению челюскинсам: было целых три варианта этого памятника, но два первых не сохранились. Было несколько вариантов скульптуры на Рыбинском водохранилища, проект Маяка в Крыму...

— Вы говорите о проекте 80-метрового маяка-водолаза в Балаклаве?

— Нет, о проекте, посвященном защитникам Севастополя. Маяк-мемориал задумывался у входа в Севастопольскую бухту на исходе Второй мировой войны. Вершину башни должны были венчать скульптуры моряков-черноморцев, которые будто бы стоят в круговой обороне. Хотя проект в Балаклаве тоже интересный. Он задумывался в 20-е годы во время экспедиции подводных работ особого назначения.

— В 2010-м году художник Леонид Тишков воссоздал этот проект в уменьшенном виде в Балаклаве и сейчас предлагает установить маяк на Крымской набережной. Насколько реальна, по-вашему, его идея?

— Место, где Тишков предлагает поставить памятник, — это территория парка искусств «Музеон», где много разной скульптуры. Почему бы среди них не появиться еще одной? Но нужно сказать, что у Тишкова свой вариант памятника, который отталкивается от идеи Мухиной. Любопытно было бы посмотреть, что из этого получится.

— А какие еще идеи Мухиной стоило бы достать с полки и воплотить в жизнь?

— Все зависит от места и цели установки. Был, например, интересный проект шести скульптур для Замоскворецкого моста — он и сегодня актуален. Одну из скульптурных групп под названием «Хлеб» Мухина сделала для выставки «Индустрия социализма», как ни смешно, для раздела «Пищевая промышленность». У нас в экспозиции стоит эта скульптура — очень пластичная и монументальная работа, а тема хлеба актуальна во все времена. Но с возрождением монументальных проектов все непросто — кто-то должен ими заинтересоваться и найти средства на это.

Фотографии предоставлены Третьяковской галереей

 

 

— Самая монументальная работа Мухиной «Рабочий и колхозница», к счастью, была реконструирована. А какие другие воплощенные работы Мухиной нужно «лечить»?

— Как раз к юбилею мы отреставрировали ряд проектов Мухиной — их можно увидеть в экспозиции «Скульптор Вера Мухина. К 125-летию со дня рождения». Например, специально для юбилейной выставки отреставрировали проект «Памятник героической авиации». Все знают ее «Рабочего и колхозницу», но глубже в ее творчество и биографию, к сожалению, мало кто вникал. Вера Мухина во многом недооценена. И наш музей с помощью этой выставки предлагает заполнить пробелы в знаниях об этом необыкновенном мастере.

— Если говорить о биографии Веры Мухиной, то какие бы вехи вы выделили?

— В первую очередь — это поездка в Париж и учеба у французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. Кстати, там же, в Париже, она бок о бок работала рядом с Борисом Терновцом, который впоследствии стал известным историком искусства и директором Музея нового западного искусства. Другая важная веха — это 1937 год, когда «Рабочего и колхозницу» показали на Всемирной выставке в Париже. Это апогей ее творчества — скульптура была названа «эталоном социалистического реализма». Но потом, несмотря на то, что Мухина получила пять Сталинских премий, началась череда нереализованных проектов.

— Почему так случилось? Возможно, дело в ее купеческом происхождении, о котором ей, бывало, напоминали недоброжелатели?

— Ей оно не мешало, хотя ей припоминали его. Она всегда говорила, что для того, чтобы отвергнуть что-то, нужно это хорошо знать. Ее интерес к разным художественным течениям связан именно с этим убеждением, которое она не раз высказывала в 1940-50-х годах. У нее не было проблем с принятием революции.

— Вера Мухина — не только прекрасный скульптор, но и красивая женщина, с юности любившая балы и придумавшая немало новаторских моделей одежды. Немногие знают, что в детстве она, катаясь на санях, въехала в дерево и сильно разбила лицо, после чего перенесла несколько пластических операций. Как это потрясение сказалось на ней?

— Думаю, оно ее воспитало. К этому моменту ее родители уже умерли и она жила с опекунами в Курске. Они ее очень любили и во много ей потакали. Когда она решила учиться скульптуре и поехать в Париж, они этому не сопротивлялись. А это было как раз после этого случая с санями. То есть она росла в хороших условиях, но пережила в детстве несколько потрясение — смерть родителей, а потом эти операция. Такие драматические события закаляют характер.

nabiraem.ru

10 скульптур в московских музеях, перед которыми стоит задержаться | Арт

Федот Шубин. Портрет князя А. М. Голицына. 1773

Самый модный придворный скульптор XVIII века был сыном крестьянина. В Петербург он в молодости пришел с обозом трески и попал там сначала под покровительство Ломоносова, а потом, после окончания с золотой медалью Академии художеств, был замечен самой Екатериной II. Именно она заказала Шубину свой мраморный бюст, после которого у него не было отбоя от великосветских клиентов. Все хотели получить скульптурный портрет от любимца императрицы, так что работа была поставлена на поток: в 1770-х Шубин выпускал не меньше одного бюста в месяц. В его работах — не только портретное сходство, но и характер модели. Например, в образе Александра Голицына, по мнению искусствоведов, видны усталость и задумчивость князя, а через его явный скептицизм и надменность сквозят горечь и разочарование.Третьяковская галерея в Лаврушинском

 

Марк Антокольский. Царь Иоанн Васильевич Грозный. 1875

Еще один скульптор-самородок, сын трактирщика из-под Вильно, стал известен благодаря работам на сюжеты русской истории. До того, как получить признание, Антокольский, как водится, преодолел множество преград, главными из которых были студенческая петербургская нищета и вездесущие недоброжелатели. Правда, трудные обстоятельства автора только подзадоривали, и он писал, что «если люди успевали раздражить меня, то от этого только выигрывал ход моего искусства». 

Особенно тяжело шла работа над «Иоанном Грозным», но результат оказался отличным: скульптура понравилась княгине Марии Николаевне, бывшей в то время президентом Академии художеств, а потом ее купил для Эрмитажа сам Александр II. Произведение получилось насыщенным символами: роскошный царский трон — метафора государственного величия, молитвенная книга на коленях — образ раскаяния, а монашеская ряса — знак смирения. Если рассматривать скульптуру с разных точек, видна двойственность образа царя. Справа можно увидеть глубокую усталость Ивана Грозного: его соскользнувший с кресла локоть и безвольную руку с четками. А при взгляде слева становится заметным сильное внутреннее напряжение царя. Третьяковская галерея в Лаврушинском

 

Михаил Врубель. Волхова. 1899–1900

Врубель, один из главных художников русского модерна, работал, кажется, во всех жанрах: писал картины, создавал мозаики, витражи, театральные декорации, костюмы и архитектурные проекты. Одним из его многочисленных увлечений была керамика, которой он занимался в мастерской в Абрамцево у меценатов Мамонтовых. Там Врубель с единомышленниками работал в поисках «чисто и стильно прекрасного» — то есть искусства, которое могло стать частью повседневной жизни. Другим принципом Абрамцевского кружка было «искусство и ремесло»: художники возрождали традиционные русские ремесла. Керамическая работа «Волхова» — как раз результат этих экспериментов. Третьяковская галерея в Лаврушинском

 

Анна Голубкина. Ваза «Туман». 1908 

«Туман» — выражение поисков новых форм в скульптуре Серебряного века. Анна Голубкина одной из первых перестала придерживаться строгого академического канона и начала создавать работы в импрессионистской манере. Правда, профессора Академии художеств такой свободы не понимали и говорили ей: «Так, как вы, работать нельзя, вы на ложном пути». Впрочем, не все относились к произведениям Голубкиной так однозначно. Максимилиан Волошин, например, писал о скульптурных портретах ее работы: «Лица Голубкиной — это нервное, неуловимое, безвольное, мыслящее и искушенное многими духовными соблазнами лицо нашего времени».Музей-мастерская А. С. Голубкиной

 

Владимир Татлин. Памятник III Интернационалу (Башня Татлина). 1920 

В Третьяковке представлен макет памятника III Интернационалу. Масштабный замысел (монумент должен был достигать 400 метров в высоту) так никогда и не был осуществлен, но в историю мировой архитектуры все равно вошел как чудо инженерной и архитектурной мысли. 

Башня была задумана как две огромные наклонные металлические спирали, внутри которых располагались вращающиеся вокруг своей оси здания разных форм. Нижнее здание — куб, который делал один оборот в год и предназначался для конференций и съездов. Над ним — пирамида (один оборот в месяц), отданная исполнительным органам Интернационала. В цилиндре (один оборот в день) должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография и телеграф. А на самом верху, в полусфере, которая оборачивалась вокруг своей оси за час, находились помещения для всех трех ветвей власти и место для художника. Это показательно — ведь, как и все авангардисты, Татлин считал искусство полноправным средством переустройства общества. Третьяковская галерея на Крымском Валу

 

Сергей Коненков. Лесовик. 1909

Многие художники и скульпторы в начале ХХ века обращались к народным традициям, и Коненков — не исключение: карьеру он начинал с создания образов героев сказок. Работал он при этом с деревом — достаточно редким для скульптуры материалом, который остался для Коненкова главным на всю жизнь. Правда, «Лесовика» и героев фольклора позже сменили другие персонажи: до революции это были деятели культуры и обнаженные женщины, после 1917 года — монументальные образы, прославляющие новое государство, а во время жизни в Нью-Йорке с 1920-х по 1940-е Коненков обратился к библейским сюжетам. После возвращения в Союз в 1945 году в творчестве скульптора явно наступил перелом: отныне главным делом своей жизни он считал изготовление крутящегося вокруг своей оси вслед за солнцем памятника Ленину, который должен был стоять на Воробьевых горах. Мемориальный музей-мастерская С. Т. Коненкова

 

Вера Мухина. Хлеб. 1939

Эскизы «Хлеба» главный советский монументалист Вера Мухина готовила для нового Москворецкого моста: скульптура должна была стать аллегорией плодородия, а две другие композиции — воплощать Море и Землю. Правда, замысел осуществить не удалось, и «Хлеб» уже в качестве одиночной скульптуры был показан на выставке «Пищевая индустрия» в 1939 году. Мухина выстроила смелую композицию, оставив свободное пространство в центре скульптуры — благодаря этому она бы отлично вписалась в открытое пространство. В отличие от других работ Мухиной этого периода, «Хлеб» не показывает никакого героического волевого усилия — здесь скорее воспевается естественная грация движений.Третьяковская галерея на Крымском Валу

 

Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб. 1965

Вадим Сидур — один из главных советских скульпторов-нонконформистов, а темы войны, смерти, горя и страдания — важнейшие в его творчестве. Многие его работы — и «Памятник погибшим от бомб» среди них — про беспощадность войны, бессмысленные бедствия и человеческие жертвы. Язык скульптуры Сидура предельно лаконичен, но от этого, кажется, еще более выразителен. Пластику работы можно оценить даже на модели памятника, представленной в музее Сидура, — а сама скульптура установлена в баварском Вюрцбурге. Музей Вадима Сидура

 

Эрнст Неизвестный. Космонавт. 1960-е

«Космонавт» Неизвестного — воплощение духа времени, завороженного космосом и достижениями человека. Правда, восторг по поводу первого полета Неизвестный выражает языком неофициального искусства, противостоящего официально принятому соцреализму. В этой работе — условность формы, динамичность композиции и экспрессионизм, которые советское руководство в то время не жаловало. Третьяковская галерея на Крымском Валу

 

Леонид Соков. Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти). 1990

Леонид Соков — классик соцарта, направления, в котором художники совмещают символы советской идеологии со всевозможными образами (например, рекламы или истории искусства) и этим лишают их символического смысла. По словам автора, «Встреча двух скульптур» — многоплановая для понимания работа: во-первых, это встреча модернизма и соцреализма, а во-вторых — встреча крепкого буржуа и какого-то тощего, голодающего Поволжья.Третьяковская галерея на Крымском Валу

www.timeout.ru

памятник защитникам Севастополя и скульптурная группа «Хлеб»

1 июля исполняется 125 лет со дня рождения автора «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана

Два дня назад в 20:31, просмотров: 15460

 

1 июля мир отмечает 125-летний юбилей великого скульптора Веры Мухиной, которая известна большинству как автор монумента «Рабочий и колхозница», памятника Чайковскому у Московской консерватории, композиции «Урожай» около Водного стадиона и изобретатель граненого стакана. Однако немногие знают, сколько неординарных идей Веры Игнатьевны так и остались невоплощенными. По случаю юбилея мастера Третьяковская галерея отыскала в запасниках малоизвестные картины и «неизданные» проекты скульптора и выставила их на Крымском валу. В день рождения Веры Мухиной «МК» побеседовал с куратором выставки Ларисой Бедретдиновой об идеях, которые сама скульптор называла «мечты на полке».

 

Фотографии предоставлены Третьяковской галереей

 

— Вера Мухина — один из самых известных скульпторов советской эпохи, тем не менее большинство ее проектов так и остались в эскизах. Сколько их?

— Легче сосчитать, сколько проектов воплотилось в жизнь, а это совсем небольшая цифра. Эскизов осталось очень много, она называла их «мечтами на полке». Они действительно стояли в мастерской Веры Мухиной на полках. Среди них, например, памятник Революции для Клина, памятник Свердлову и Загорскому для Москвы, а также фонтан «Национальности», который задумывалось установить у входа в метро «Кропоткинская». К сожалению, сохранился только один макет этого проекта. Затем - композиция, посвященная спасению челюскинсам: было целых три варианта этого памятника, но два первых не сохранились. Было несколько вариантов скульптуры на Рыбинском водохранилища, проект Маяка в Крыму...

— Вы говорите о проекте 80-метрового маяка-водолаза в Балаклаве?

— Нет, о проекте, посвященном защитникам Севастополя. Маяк-мемориал задумывался у входа в Севастопольскую бухту на исходе Второй мировой войны. Вершину башни должны были венчать скульптуры моряков-черноморцев, которые будто бы стоят в круговой обороне. Хотя проект в Балаклаве тоже интересный. Он задумывался в 20-е годы во время экспедиции подводных работ особого назначения.

— В 2010-м году художник Леонид Тишков воссоздал этот проект в уменьшенном виде в Балаклаве и сейчас предлагает установить маяк на Крымской набережной. Насколько реальна, по-вашему, его идея?

— Место, где Тишков предлагает поставить памятник, — это территория парка искусств «Музеон», где много разной скульптуры. Почему бы среди них не появиться еще одной? Но нужно сказать, что у Тишкова свой вариант памятника, который отталкивается от идеи Мухиной. Любопытно было бы посмотреть, что из этого получится.

— А какие еще идеи Мухиной стоило бы достать с полки и воплотить в жизнь?

— Все зависит от места и цели установки. Был, например, интересный проект шести скульптур для Замоскворецкого моста — он и сегодня актуален. Одну из скульптурных групп под названием «Хлеб» Мухина сделала для выставки «Индустрия социализма», как ни смешно, для раздела «Пищевая промышленность». У нас в экспозиции стоит эта скульптура — очень пластичная и монументальная работа, а тема хлеба актуальна во все времена. Но с возрождением монументальных проектов все непросто — кто-то должен ими заинтересоваться и найти средства на это.

Фотографии предоставлены Третьяковской галереей

 

 

— Самая монументальная работа Мухиной «Рабочий и колхозница», к счастью, была реконструирована. А какие другие воплощенные работы Мухиной нужно «лечить»?

— Как раз к юбилею мы отреставрировали ряд проектов Мухиной — их можно увидеть в экспозиции «Скульптор Вера Мухина. К 125-летию со дня рождения». Например, специально для юбилейной выставки отреставрировали проект «Памятник героической авиации». Все знают ее «Рабочего и колхозницу», но глубже в ее творчество и биографию, к сожалению, мало кто вникал. Вера Мухина во многом недооценена. И наш музей с помощью этой выставки предлагает заполнить пробелы в знаниях об этом необыкновенном мастере.

— Если говорить о биографии Веры Мухиной, то какие бы вехи вы выделили?

— В первую очередь — это поездка в Париж и учеба у французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. Кстати, там же, в Париже, она бок о бок работала рядом с Борисом Терновцом, который впоследствии стал известным историком искусства и директором Музея нового западного искусства. Другая важная веха — это 1937 год, когда «Рабочего и колхозницу» показали на Всемирной выставке в Париже. Это апогей ее творчества — скульптура была названа «эталоном социалистического реализма». Но потом, несмотря на то, что Мухина получила пять Сталинских премий, началась череда нереализованных проектов.

— Почему так случилось? Возможно, дело в ее купеческом происхождении, о котором ей, бывало, напоминали недоброжелатели?

— Ей оно не мешало, хотя ей припоминали его. Она всегда говорила, что для того, чтобы отвергнуть что-то, нужно это хорошо знать. Ее интерес к разным художественным течениям связан именно с этим убеждением, которое она не раз высказывала в 1940-50-х годах. У нее не было проблем с принятием революции.

— Вера Мухина — не только прекрасный скульптор, но и красивая женщина, с юности любившая балы и придумавшая немало новаторских моделей одежды. Немногие знают, что в детстве она, катаясь на санях, въехала в дерево и сильно разбила лицо, после чего перенесла несколько пластических операций. Как это потрясение сказалось на ней?

— Думаю, оно ее воспитало. К этому моменту ее родители уже умерли и она жила с опекунами в Курске. Они ее очень любили и во много ей потакали. Когда она решила учиться скульптуре и поехать в Париж, они этому не сопротивлялись. А это было как раз после этого случая с санями. То есть она росла в хороших условиях, но пережила в детстве несколько потрясение — смерть родителей, а потом эти операция. Такие драматические события закаляют характер.

nabiraem.ru


Смотрите также