Нет большей адской муки, чем муки совести! Муки совести


Муки совести: определение, примеры. Угрызения совести

Что такое совесть? Почему не каждый человек может спокойно жить дальше, сделав плохое дело или не совершив хорошего? Почему нас настигают угрызения совести? Как с ними бороться? Долгое время ученые не могли найти ответы на эти вопросы.

Первоначально считалось, что муки совести – это продукт деятельности определенной зоны мозга человека, которая якобы находится в области лба. Как оказалось, причина действительно кроется в нашем организме: не только в сером веществе, но и в генах. Кроме того, сильное влияние оказывает воспитание индивида, его характер. Но ощущать укоры совести в той или иной мере способны все, без исключения. Согласитесь, каждый из нас хоть раз в жизни начинал корить себя за какой-либо поступок. Мы раз за разом прокручивали в голове злосчастную ситуацию, чтобы найти из нее более приемлемый выход.

Что такое совесть?

Совесть, или, как еще говорят, позднее сожаление, настигает нас в моменты, когда мы понимаем, что сделали что-то плохое, поступили неправильно. Она приходит в виде бесконечного потока мыслей. Но это не просто обычные думы, сопровождающие нас на протяжении дня. Это съедающие, нагнетающие и надоедливые фразы: «Если бы я поступил по-другому, ничего плохого не случилось бы», «Это не мои проблемы, каждый выкручивается как может, я помогать не обязан», «А если есть шанс все еще исправить?» и так далее. Безусловно, каждый испытывает муки совести по-разному, ведь мышление у всех отличается.

муки совести

Да, раскаяние – это не что иное как голос разума, заложенный матушкой-природой еще на ранних этапах формирования человеческого сознания. Он «живет» в нас для того, чтобы мы могли отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. Только единственное природа не учла: думать о последствиях мы начинаем лишь после того, как что-то натворили.

Быть может, это вовсе не маяк, дающий нам шанс сделать верный выбор, а наказание за неверный? Ведь сожаление порой доставляет массу неудобств. И одно из них – невозможность думать о чем-либо ином, кроме своего нечестного проступка. Совесть помогает нам впредь сначала думать, а потом уже делать. Однако не все умеют учиться на своих ошибках.

Стыд и совесть - одно и то же?

Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент – здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.

А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно – перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.

угрызения совести

Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?

Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал – «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.

«Место жительства» совести в организме человека

Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей. Одновременно желудок, переваривая пищу, вместе с ней «впитывает» впечатления. А за совесть в человеческом организме якобы отвечают почки.

как избавиться от мук совести

Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.

Зачем грызет совесть?

Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой? Все объясняется легко: муки совести – это не оправдания, которые мы выдумываем сами для себя, дабы успокоиться. Речь идет про ответственность перед теми, кто был обижен.

Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего – это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.

Как бороться с муками совести?

Оказывается, к так называемому голосу разума можно даже не прислушиваться, игнорировать его. Наш мозг так и делает в некоторых случаях. К примеру, когда в голове человека есть мысли поважнее самобичевания по поводу того или иного курьеза. Как избавиться от мук совести? Нужно всего-то научиться себя уважать. Ведь если человек имеет низкую самооценку, он будет бояться сделать что-то неправильно. Следовательно, индивид будет постоянно невольно напоминать себе о проколах.

муки совести в судьбе известных литературных героев

Некоторые имеют особенность выдумывать себе ложные оправдания, которые, по их мнению, могли бы избавить их от угрызений. Но не тут-то было! Ведь тот, кто ищет оправдания, никогда не оказываются правым в итоге. Следовательно, нужно исключить выдумки причин невиновности и как следует поругать себя за содеянное.

Муки совести в судьбе известных литературных героев – достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников. Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям. Но после содеянного все изменилось. Муки совести загнали его в угол до такой степени, что он буквально начал сходить с ума. И не успокоился до тех пор, пока не получил по заслугам за убийство старушонки.

Анна Каренина – еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание – бросилась под поезд.

позднее сожаление

Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука – совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.

fb.ru

Муки совести

муки совести

Муки совести – болезненное чувство душевного дискомфорта, которое человек испытывает по поводу своих проступков. По одной версии, совесть воспитывается еще в детстве: когда за правильные поступки ребенка хвалят, а за неправильные – наказывают. В результате с человеком на всю жизнь остается чувство ожидания наказания за плохие дела и даже мысли, так называемые муки совести. По другой версии, совесть – инструмент, измеряющий истинную меру вещей. Это то, что делает человека подобным с высшими силами. За праведные дела и мысли этот инструмент награждает по шкале удовлетворения, за неправедные поступки человека мучает совесть.

Для чего человеку нужна совесть?

Такой вопрос посещает человека в тех случаях, когда совесть стоит на пути к желанным целям. Когда кажется, что стоит переступить через совесть, и жизнь наладится. Или в другой ситуации: когда цели достигнуты, желаемое получено, а голос совести мучает, не переставая.

Совесть формируется в каждом новом человечке в соответствии с нормами общества, в котором он родился. Именно она позволяет жить людям коллективно, взаимодействовать и развиваться. Отсутствие совести сняло бы все факторы, сдерживающие инстинкты, и человеческая жизнь превратилась бы в выживание. Ведь что значит - жить по совести? Это все те же главные заповеди: не убить, не украсть, не хотеть чужого и так далее. Если каждый придерживается этих ценностей – мы живем вместе и развиваемся. Если мы от каждого ждем убийства, насилия, воровства – мы живем только ради защиты или нападения первыми. Для блага всего общества – вот зачем человеку совесть. И для личного развития, что тоже важно.

Что делать, когда мучает совесть?

Конечно, не все заботы совести такие глобальные. Часто случается, что солидного человека мучает совесть за проступки молодости. Или человек развивался духовно на протяжении своей жизни, и со временем его мораль стала более принципиальной, а муки совести за дела прошлые обрели непосильную тяжесть.

Есть несколько советов, как избавиться от угрызений совести.

  1. Не убегать от этих ощущений, не глушить их в себе. Устроить личную встречу в комфортных условиях, разобраться, кто и из-за чего теряет душевный покой. Иногда проступок может оказаться допустимой ошибкой, которая помогла понять важные для себя вещи.
  2. Переоценить с высоты жизненного опыта свои установки: возможно, болит неактуальная больше моральность. Некоторые вещи переосмысливаются на протяжении жизни, правила становятся личным достижением, а не рефлексом из детства. В конце концов, зачем еще человеку совесть, как не для постоянного стимула к самосовершенствованию?
  3. Самый действенный способ – это раскаяние и искупление. И речь не о церковных таинствах. Иногда человек долгие годы борется с внутренним чувством вины, оправдывается обстоятельствами, не признает свою личную вину. совесть мучаетВ какой-то момент его силы в этом противоборстве заканчиваются. И приходит мысль – я виноват и на самом деле – это моя вина, не обстоятельств, не окружающих людей. После этого остается только найти способ исправить свой поступок. Иногда это уже невозможно в прямом смысле, но голос совести обязательно подскажет выход.

Спокойная совесть – двоякое понятие. С одной стороны, приятно ложится спать, не испытывая муки совести. Представляется светлое такое существование, не отягощенное грузом вины. Для этого нужно только всегда поступать по совести.

С другой стороны – как движение сердца необходимо для жизни, так и голос совести необходим для духовного роста. Его можно называть по-разному: внутренним голосом, шестым чувством, подсказками ангела-хранителя. Суть в том, что совесть стоит на страже нравственности человека. И с этой точки зрения, жить по совести – значит, что нужно действовать, ошибаться, учиться на ошибках и жить дальше.

 

womanadvice.ru

Нет большей адской муки, чем муки совести!

Будем испытывать свою совесть

-Благий Бог даровал первозданным людям совесть— первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых Старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет.

— Геронда (греч. – старец), а можно ли совсем не видеть своего реального духовного состояния и не замечать того, что ты сбился с пути.

— Если человек не следит за своей совестью и не очищает ее, то постепенно его совесть покрывается слоем накипи, и он становится бесчувственным. Он грешит, и при этом у него словно не происходит ничего особенного.

— Геронда, расскажите нам, пожалуйста, о том, как необходимо заботиться, печься о совести.

— Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику. Ведь можно, попирая свою совесть, считать, что у тебя все в порядке. Или же, исказив свою совесть, человек может считать совершенное им преступление благодеянием. Возможно и такое: человеку вредит то, что он сделал свою совесть чрезмерно чувствительной.

— Геронда, я внутренне осуждаю других и не контролирую себя в этом. Может быть, все происходит от того, что я стала бесчувственной?

— Необходимо многое внимание. Ведь, совершая грех в первый раз, человек чувствует некое [внутреннее] обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он. невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает. К примеру, если некоторым делаешь замечание за какой-то проступок, то, чтобы не испытывать угрызений совести и не расстраиваться, они меняют тему разговора Все равно что индусы, которые погружаются в нирвану! (Старец имеет в виду технику йоги и медитации, которую последователи восточных религий используют для того, чтобы достичь состояния так называемой нирваны, понимаемой ими как освобождение).

Один юноша в Гималаях убил пятерых итальянских альпинистов и, закопав трупы в землю, начал упражнение по концентрации сознания. Сев на землю, он два часа напролет повторял: «Дерево-дерево-дерево…» — чтобы «выйти в духовный вакуум», забыть происшедшее и не иметь беспокойств от помысла. Вот, предположим, я ругаю кого-то из наших сестер за какой-то своевольный проступок. Если эта сестра не совершает правильного духовного делания и не старается исправиться, то в ответ на все мои распекания она может сказать: «А сегодня к вечерне будут звонить раньше…» — для того чтобы сменить тему разговора. А потом диавол заморочит ей голову и внушит: «Не беспокойся! Ты ведь сказала это для того, чтобы не расстраивался Старец».

Диавол тоже находит ей оправдание, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец». Видите, что творит тангалашка? Тонкая работа. Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка. — Геронда, а может ли человек замечать за собой малозначащие проступки и при этом не видеть грубых грехов? — Да как же не может! Мой знакомый духовник рассказывал такой случай. Одна женщина, придя к нему на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» — «Послушай, — стал успокаивать ее духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

— «Да, да, но я этого не хотела!» — повторяла она. «Как же ты ее убила?» — осторожно спросил духовник. «А вот как я вытирала пыль, нечаянно махнула тряпкой и убила ее! Но я не хотела убивать эту муху!» А помимо всего прочего, эта особа изменяла мужу, бросила детей, развалила семью и жила неизвестно где, но обо всем этом рассказывала как о ничего не значащих пустяках. «За все это полагается епитимья»,— сказал духовник, когда услышал о ее «подвигах». «И почему же это она за «все это» полагается?» — возразила она ему. Ну скажите, чем можно помочь такому человеку?

Заглушенная совесть

— Геронда, бывает, что мне говорят: «Это похотение сидит у тебя в подсознании, но ты его не осознаешь». Как мне его осознать?

— Приглядевшись к себе, ты поймешь, что, даже говоря, что у тебя все в порядке, ты все равно чувствуешь себя плохо. Поэтому тебе требуется [духовно] обследоваться. Если человек плохо себя чувствует [телесно], испытывает упадок телесных сил и тому подобное, то его анализы исследуют в микробиологической лаборатории, ему делают томографию, чтобы найти причину недомогания. Если ты видишь, что не имеешь мира и расстраиваешься, то знай, что у тебя внутри что-то неладно и тебе надо найти этот непорядок, чтобы его исправить. Предположим, совершив какой-то [греховный] проступок, ты переживаешь, но на исповеди о нем умалчиваешь. Проходит время, и с тобой случается радостное событие. Ты чувствуешь радость, эта радость покрывает переживание за грех, и ты постепенно его забываешь. Ты уже не видишь своего греха, потому что радость, как крышка, покрыла его сверху.

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом тангалашка во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

— Геронда, а если такому человеку [открыть глаза] сказать, в чем причина его страданий, это ему поможет?

—   Требуется внимание, потому что, если ты откроешь ему глаза, у него проснется совесть. Совесть начнет его обличать. И если такой человек не смирится, то он может дойти до отчаяния, поскольку истина будет ему не по силам. Однако если он смирится, то [знание истинной причины его страданий] ему поможет.

— Геронда, а бывают ли люди, которые рождаются с очерствевшей совестью?

— Нет, людей, родившихся с очерствевшей совестью, не бывает. Бог очерствевшей совести не создавал. Однако, если человек заваливает свои грехи, загоняет их вглубь, его совесть постепенно покрывается слоем накипи и перестает его обличать.

— Геронда, такой человек становится «самоуправляемым», он создает [себе] свои собственные законы.

— Да… Страшное дело!.. — Это что — прелесть?

— Ну а что же? Конечно, прелесть.

Искаженная совесть

— Геронда, Вы часто говорите, что человек должен   быть внимателен, чтобы не испортить, не исказить свою совесть. Каким образом совесть становится искаженной?

— Успокаивая свой помысл, человек попирает свою совесть. Успокаивая свой помысл длительное время, человек устраивает себе другую — свою собственную совесть, совесть, сшитую на свой аршин, то есть совесть искаженную. Однако в этом случае человек лишается внутреннего покоя, поскольку искаженная, испорченная совесть внутреннего покоя принести не может. Ведь человек, допустивший какую-то погрешность, не находит себе покоя, даже если кто-то делает вид, что не заметил его погрешности или успокаивает его: «Ты не виноват, не волнуйся». Некоторые из тех, кто становится последователями разных гуру и занимается подобными вещами, поняв, что с ними происходит что-то неладное, приходят ко мне за советом. Но, когда, желая им помочь, я начинаю что-то объяснять, они упираются и стоят на своем: «Нет, в нашей вере все правильно». — «Слушай-ка, — отвечаю я —   но раз у вас «все правильно» и раз это «правильное» приносит тебе покой, то зачем ты приходишь ко мне со своими вопросами?» Вот так эти люди, не находя внутреннего покоя во лжи, все равно настаивают на своем и стараются где только можно «урвать» хоть сколько-нибудь ложного покоя. Однако истинного покоя они не находят.

— Геронда, а может ли человек всю жизнь прожить с искаженной совестью?

— Если верит своему помыслу, то может. — А как он может исправить свою искаженную совесть?

— Он может ее исправить, если мыслит смиренно, не доверяет своему помыслу и обсуждает его с духовником.

— А может ли, Геронда, человек исказить свою совесть, оттого что он [чрезмерно] чувствителен?

— Раз он исказил свою совесть, то это значит, что, скорее всего, его чувствительность никуда не годится. Ведь испорченное повлечет за собой испорченное. Некоторые говорят: «Я человек чуткий», но с людьми при этом обращаются варварски и без причины на них набрасываются.

— Геронда, у людей, которые занимаются самооправданием, совесть покрылась «накипью»?

— Тот, кто занимается самооправданием, все же не лишен и внутреннего обличения [голоса совести], не бесчувственен. А раз человек не бесчувственен, то ему становится больно за свой греховный проступок, и потом к нему приходит божественное утешение. Но тот, кто исказил свою совесть, доходит до бесчувствия. Такой человек хвалится преступлением, которое совершил. Мне приходилось видеть людей, которые рассказывали о совершенных ими преступлениях так, словно хвалились подвигами. Ведь если кто-то изощрит свою искаженную совесть, то это уже не просто очерствение, это кое-что похлеще.

Однажды, когда я жил в монастыре Стомион в Конице, туда пришел один мужчина и сказал: «Я хочу поисповедоваться». — «Я не священник», — стал отказываться я, но он продолжал настаивать: «Нет, хочу рассказать об этом тебе». Рядом с нами оказалось несколько женщин, пришедших в обитель поклониться святыне. «Вам лучше уйти», — сказал им я. «Ничего, пусть посидят, послушают»,— разрешил мужчина и начал рассказывать о своих молодых годах «В молодости меня отдали учиться сапожному ремеслу, но, сидя днем в мастерской, я все время дремал, клевал носом. Спросишь почему? Да потому, что ночами вместе с такими же отчаянными парнями я ходил воровать. У нас в уезде становой пристав был малый не промах. Он нам так говорил: «Ну, молодцы: ночь темней — вору прибыльней. Мне нужны два барана. Остальное ваше — сколько унесете». Ну, раз такое дело, то шли мы, как говорится, по христианским домам. Снимал я свою бурочку, первым делом псам — хлыстом по морде с плеча, а хлыст у меня был хороший, кизиловый, потом заходили мы в загон, отбирали двух баранов и овец, сколько было по силам.

Барашки— господину становому, овец в нашу овчарню прятали, а потом без промедления становой — что бы ты думал? — сажал нас в кутузку! Но ты послушай дальше! Хозяева, которые видали ночью, как мы у них воровали, спозаранку спешили в участок к становому и говорили: «Такой-то и такой-то нас обокрали!» — «Как так «такой-то и такой-то»? Они оба сидят в каталажке. Клевету на людей пришли наводить?» И давай их лупцевать — охаживать. Но вот какой я тебе расскажу случай: пришли мы однажды к отаре и видим: сторож, молодой еще влашенок4, но здоровый как бык, и с ним его отец. «Как подойти к отаре? — говорят мне товарищи. — Ведь они нас разбросают, как спички!» Спички, говоришь? А ну-ка.. Снимаю я с плеча обрез, ловлю влашеночка в прицел, и — пук! — готово дело, завалился родимый… Папашу его я веревками примотал к одной груше… Ну, я тебе скажу, мы там и набрали добра…» И обо всем этом он рассказывал как о подвигах, со смехом. Видишь, до чего доводит человека искаженная совесть?

А один мой знакомый полицейский, служивший в Конвойном Управлении, не переставая плакал, потому что преступник, которого ему пришлось конвоировать из одной тюрьмы в другую, за множество преступлений был приговорен военным трибуналом к высшей мере наказания и расстрелян. Полицейский начал разыскивать родственников расстрелянного, кое-кого отыскал и попросил у них прощения. Но один из родственников преступника, живший в Америке, прислал ему такой ответ: «Да его давным-давно надо было расстрелять, ведь столько людей осталось бы в живых!»

Видите, какая [огромная] разница между состоянием полицейского и того человека, о котором я рассказал вам раньше? Первый по долгу службы просто отконвоировал в тюрьму злодея и считал себя виновным [в его смерти]. А второй рассказывал о совершенных им преступлениях, словно о подвигах, и хвалился ими!

Ложное не приносит человеку покоя

— Геронда, может ли помочь человеку молитва других, если, веря своему помыслу, он создал свой собственный мир?

— Раз он создал свой собственный мир, то что ему за нужда в помощи… Человек создал целый собственный мир! Думаешь, это пустяк? Гляди: если кто-то своим помыслом создает свой собственный мир, то, думаешь, он имеет покой, чувствует радость? Это ложь. А ложь оставляет человека без извещения. Предположим, кто-то вынужден сказать ложь, чтобы спасти своего ближнего. Он может спасти его даже от смерти, однако ложь при этом не перестает быть половиной греха. Иногда человек с добрым помыслом идет на ложь для того, чтобы помочь в каком – то деле и избежать соблазна К примеру, в монастырь тайно, чтобы никто не знал, приезжает паломник, для того чтобы поделиться своей семейной проблемой, выговориться.

А потом в монастырь приезжает, предположим, его брат и спрашивает: «Не было ли у вас такого-то?» Если сказать ему правду, то получится целая история, потому что его брат будет скомпрометирован. Таким образом, ты вынужден ответить: «Не знаю». Ведь если ты скажешь ему, что тот приезжал, то дело может дойти даже до рукоприкладства. Хотя сейчас мы ведем речь не о таких случаях, все равно необходимо быть внимательным, потому что если три-четыре раза произойдет что го подобное, то потихоньку человек может зайти и дальше. Привыкнув использовать ложь без необходимости, он исказит свою совесть. Он дойдет до того, что будет сочинять целые сказки, и при этом его совесть совсем не будет его обличать. Потом такое «сочинительство» становится настоящей наукой.

Как же умеют некоторые люди «подгонять» одно вранье к другому, отработав это искусство! О! Для того чтобы убедить тебя в чем-то, они могут сочинить целую небылицу! Как-то раз ко мне в каливу пришел один мой знакомый и одновременно с ним несколько земляков паренька, которому я помогал. У этого несчастного паренька была и голова на плечах, и добрая душа, однако он был лодырем, не хотел работать. Привык слоняться без дела. Четыре года кряду я бился над тем, чтобы пристроить его к какому-нибудь делу, и в этот раз стал тоже просить его земляков: «Постарайтесь пристроить паренька на какую-нибудь работу.

Я и раньше старался ему помочь. Я даже посылал его к моим знакомым в город Касторию, чтобы он выучился ремеслу скорняка, но он убежал оттуда. Ведь он еще молодой, жалко, если испортится, у него только одна мать, а отец умер». Слыша все это, мой знакомый, пришедший одновременно с людьми, к которым я обращался, начал говорить им: «Да, мы с отцом Паисием постарались пристроить парня в учение и сделать из него скорняка. А знаете, сколько денег я угрохал на телеграммы, которые посылал в Касторию тем людям, у которых он учился, чтобы успокоить их после того, как он от них убежал! Ну что там — дело прошлое, о таких вещах лучше помалкивать. Я тогда так и сказал отцу Паисию: «Горбатоro могила исправит». — «Что же он такое несет!»— подумал я, но выражать своего удивления вслух не стал, чтобы не скомпрометировать этого человека. Подумать только! Впервые в жизни услышав об этом пареньке, он сочинил целую небылицу о том, как мы вместе с ним заботились о юноше, как, желая ему помочь, «пристроили его в скорняки» и тому подобное! Он говорил это таким тоном, что даже я стал сомневаться [может быть, это правда]! — Он говорил Вам это в глаза?

— В глаза. Да еще и при других. — А что он чувствовал?

— Что он там чувствовал… Произнося всю эту ложь, он чувствовал в себе некое эгоистическое удовлетворение, однако потом испытывал терзание. Думаешь, он имел в себе мир?

— А когда человек, рассказывая о каком-то событии, его немного преувеличивает…

— Да, немножко поливает его соусом… — Он делает это от тщеславия?

— Ну от чего же еще? Человек говорит о чем-то с преувеличением от тщеславия, от эгоизма.

— А что поможет такому человеку исправиться?

— Он должен прекратить врать. Он должен знать, что ложь, даже имея смягчающие вину обстоятельства, не прекращает быть половиной греха. — Геронда, а может ли происходить следующее: нам дают что-то, протягивая руку помощи, а мы считаем, что нам дали это, потому что мы были этого достойны?

— Смотри, если я скажу тебе: «Ты, сестра, можешь достичь меры своей святой!», то, услышав эти слова, ты можешь ненадолго расплыться в глупой улыбке, однако внутреннего покоя иметь не будешь. Ложное не приносит человеку покоя. Как не имеет в себе покоя и тот несправедливый человек, который, обижая других, говорит: «Это мое». Посмотри, турки взяли Константинополь уже столько лет назад, однако, глядя на приезжающих в Константинополь греков, турки чувствуют, что захватили чужое, и смотрят так, словно вернулся хозяин! А ведь они турки, и прошло уже столько лет!

Неиспорченная совесть дает неложное извещение

Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то еще и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянную внутреннюю радость и вся его жизнь — торжество, праздник. Эта внутренняя радость дает человеку духовную силу.

— Геронда, а как понять, что наши действия благоугодны Богу?

— у человека есть внутреннее извещение.

— Собственного внутреннего извещения достаточно или необходимы также свидетельства других?

— Я веду речь о человеке, совесть которого не испорчена, а не о том, кто свою совесть исказил. Неиспорченная совесть дает неложное извещение. В этом случае человек чувствует уверенность, надежду и со смирением говорит: «Я не гожусь для Рая, я заслужил вечную муку, однако верую в то, что любовь и милость Божия меня не оставят». Он чувствует это, потому что подвизается, он не сидит сложа руки, успокаивая при этом свой помысл словами: «Бог меня спасет».

Совесть — это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. угрызения совести — это самый страшный и самый мучительный для человека червь. Те, кто находится в аду, будут вечно мучиться, потому что их будет терзать мысль о том, что они потеряли райские блага за те недолгие годы, которые прожили на земле, хотя и эти земные годы были полны угрызениями совести и внутренним удушьем. Кроме этого, страсти людей, находящихся в адской муке, не будут находить себе удовлетворения, и это будет для них еще одним мучением.

— Геронда, а каким образом монах может на практике переживать «мученичество» совести?

— «Мученичество» совести предназначено не только для монахов, оно — для всех людей, а монахи, кроме того, мучаются и сладкой мукой подвижничества. Однако, в сущности, для человека, который подвизается правильно, «мученичества» совести не существует. Ведь чем большую духовную боль испытывает человек, то есть чем ему больнее — либо за свою скверну, либо оттого что он соучаствует в Страданиях Господа, — тем большим божественным утешением ему воздается. Если совесть человека спокойна, то, даже имея скорби, расстройства и тому подобное, человек чувствует в себе божественное утешение.

Словарь Правмира – Совесть

www.pravmir.ru

Как избавиться от мук совести

Помните тот странный момент, когда что-то будто давит изнутри, давит сознание мыслями, что ситуация уже не подлежит исправлению, все уже сделано. После этого зачастую наступает затяжная депрессия. Как вы думаете, что это? Речь идет о муках совести или как еще говорят – чувстве вины.  

Чувство вины Чувство вины

Здесь совсем неважно виновен ли конкретный человек в сложившейся неприятной ситуации, и каковы истинные причины угнетающего состояния.  Важная роль отводиться психологии человека, уничижение себя на самом деле опаснейшее занятие для психики. Длительное и не проходящее чувство вины доставляет большой дискомфорт, как самому обладателю этого состояния, так и окружающим. Сегодня мы расскажем о причинах появления мук совести и о том, как поставить на них крест. 

Муки совести - дискомфорт для всех Муки совести - дискомфорт для всех

Сегодня можно выделить предостаточно причин, по которым психика человека может испытывать муки совести.  Большинство из них могут не осознаваться нами.  Но как бы там не было, все они имеют психологический плацдарм. Давайте выделим наиболее распространенные ситуации. 

Во всем виноват я Во всем виноват я

Несоответствие социуму

Есть определенная категория людей, которые никак не сочетаются с ожиданиями окружающих. Как правило, корни этой проблемы были пущены еще в детстве, а главными виновниками являются родители, близкие, родственники. Фразы типа: «У тебя двойка по математике? Как так можно, я думала, что ты умнее», «Вот посмотри, твоя сестра одни пятерки со школы приносит», зарождают проблему виновности. В последующем, когда человек совершит действие, которое не оправдает ожидания родителей, его будет долго раздирать чувство собственной неправоты и вины. 

Сложно найти себе место Сложно найти себе место

Чувство вины равно чувству долга

Подобное явление довольно распространенное и возникает по причине желания сделать благодарность за что угодно. Это может быть теплое отношение со стороны кого-либо, счастливое детство, великая услуга и т.д. Муки совести возникают, потому что требования человека к себе не соответствуют его сущности. К примеру, если расплатится той же "монетой" за великую услугу нет возможности и ресурсов.  

Злость, сложности найти себя Злость, сложности найти себя

Чувство вины в отношениях

Причина в основном кроется в неуверенности в себе, человек испытывает панический страх быть одиноким, быть брошенным.  Вот простой бытовой пример. Жена приходит домой и вдруг замечает, что забыла купить хлеб. А муж все блюда кушает с хлебом, как раз сегодня на ужин очень жирное, без хлеба никак не обойтись. Муж спрашивает, купила ли жена хлеба. Поняв, что она забыла, а магазины уже закрыты, жена начинает заниматься самобичеванием: «Он сейчас разозлиться, откажется кушать и будет голодным, решит, что я плохая хозяйка, бросит меня» 

Сложности в отношениях Сложности в отношениях

Таких примеров можно навести сотни. Любой человек подвержен риску «попасть на крючок» угрызения совести. В современной психологии даже есть понятие манипуляции чувством вины. Это некий тип психологического террора, который активно задействуют мошенники. Чтобы получить выгоду, они заставляют человека вспомнить свои неправильные в прошлом поступки, и пробудить в них чувство вины. 

Чувство вины. Как избавиться от чувства вины

Каждый из приведенных случаев в перспективе может привести к хроническому характеру мук совести, и сделать жизнь просто невыносимой. Поэтому желаете вы этого или нет, но важно знать, какими методами можно бороться с чувством вины. 

Боремся с муками совести самостоятельно

Психологическая наука оправдывает любое возникшее чувство вины тем, что каждому человеку в течение жизни свойственно совершать ошибки, и корить себя за происшедшее отнюдь не стоит. Мы все живем в первый раз, и не нужно тратить время на всякую мелочь.  Так вот, если в вашем сознании очень прочно засело чувство вины, рекомендуем следовать следующим правилам: 

Состояние жертвы ситуации Состояние жертвы ситуации

Нет «накручиванию»

Перестаньте себя ругать за то, что уже произошло, не «накручивайте» себя, так вы сделаете только хуже. Во-первых, прокрутить время назад уже не удастся, во-вторых, постоянная тревога и напряжение обязательно отобразятся на состоянии здоровья. Постарайтесь взглянуть на проблему по-другому, как будто вы не участник, а всего лишь зритель. Опишите ее на чистом листике бумаги в мельчайших подробностях, прочтите, бросьте в огонь и пустите пепел по ветру. На практике такие сеансы часто делают человеку легче. 

Муки совести - как от них избавиться?

Прощение

Вторым шагом навстречу избавлению от чувства вины будет прощение, прощение перед тем, кому вы навредили своим поступком. Если же встретиться с этим объектом затруднительно, достаточно будет написать письмо, позвонить и сказать следующую фразу: «Я прощу прощения, обещаю, что впредь не допущу больше такого». 

Попросить прощения Попросить прощения

Анализ

Следующий шаг состоит в анализе ситуации, в которой был совершен пагубный поступок. Важно извлечь из нее полезный урок, понять в чем причина, как на самом деле эта ситуация повлияла на вашу жизнь. Не прекращайте обещать самому себе, что подобные ошибки больше не будут иметь места в вашей жизни. 

Нужно разобраться в ситуации Нужно разобраться в ситуации

Кусочек добра

Всем  известно, что добрые поступки искупают любую вину. Свершите какое-нибудь благое деяние, дабы свести к минимуму влияние совести на ваше сознание.  Не важно, какой способ проявления добра вы выберете, главное, чтобы совершенный поступок «зажег свечу» глубокого удовлетворения. К примеру, можете пожертвовать деньги на благотворительность, помочь тем, кто в этом нуждается. Впрочем, не обязательно связывать положительные поступки с деньгами, сделать что-то доброе можно и без них. 

Нужно сделать что-то доброе Нужно сделать что-то доброе

Способ отвлечься

Ну и последний шаг заключается в необходимости отвлечь себя от истории, которая породила чувство вины. Следует больше времени уделить своим хобби и увлечениям, например, серьезно заняться спортом, он не позволит загромождать голову негативными мыслями. 

Новое хобби - спорт Новое хобби - спорт Вывод:

Поставить крест на муках совести, в большинстве случаев удается не сразу, поэтому стоит заранее запастись терпением. Если после применения всех вышеперечисленных методов на практике, никакого результата не было достигнуто, значит, остается только один выход – посетить опытного психотерапевта. Не исключено, что проблема была сформирована через неправильное жизненное восприятие человека, как следствие - сначала нужно навести порядок в собственной голове. Известны случаи, когда беседа со священником являлась эффективным лекарством. Всегда помните, что человек должен испытывать гармонию в первую очередь с собой и окружающими. Чувство вины как раз противоречит этому стремлению.

www.xn--80abere2d2dza.xn--p1ai

Муки совести

     Муки совести имеют непосредственное отношение лишь к чувствам обманщика, а не к юридическому определению виновности или невиновности. Кроме того их также необходимо отличать от чувства вины по поводу содержания лжи. Предположим, Ронни в «Мальчике Уинслоу» действительно украл почтовый перевод. Он бы чувствовал себя виноватым за свою кражу, осуждая себя за то, что сделал. А если бы Ронни скрыл свою кражу от отца, он чувствовал бы еще и вину за то, что солгал, то есть страдал бы от угрызений совести. И нет никакой необходимости, чувствуя себя виноватым по поводу содержания лжи, испытывать при этом и угрызения совести. Предположим, Ронни обокрал мальчика, который обманом победил его в школьном соревновании. В этом случае он, скорее всего, не чувствовал бы никакой вины за свою кражу у такого подлого однокашника; это могло представляться ему заслуженной местью. Но он мог при этом чувствовать вину за то, что обманул учителя или отца. Мэри, пациентка психиатрической клиники, не чувствовала себя виноватой относительно своих суицидальных планов, но чувствовала себя виноватой в том, что обманула доктора.      Как и боязнь разоблачения, угрызения совести могут быть различной интенсивности. Они могут быть весьма слабыми или же, наоборот, настолько сильными, что обман не удастся, потому что чувство вины спровоцирует утечку информации или даст какие-либо другие признаки обмана. Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у страдальца наиболее фундаментальное чувство, чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от таких жестоких чувств может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания. Порой даже наказание может быть именно тем, что человеку кажется необходимым для освобождения от мучительного чувства вины.      Принимая решение солгать впервые, люди часто и не предполагают, как сильно будут страдать потом от угрызений совести. Они могут не предугадать, как повлияет на них чувство благодарности жертвы за кажущуюся помощь. Или не предвидеть своих чувств при виде обвинения в их проступке кого-либо другого. Обычно подобные сцены и вызывают угрызения совести, хотя для некоторых это всего лишь приправа, делающая похлебку лжи по-настоящему вкусной. Мы обсудим эту реакцию, определенную мной как восторг надувательства, ниже. Другая причина, по которой лжецы недооценивают значение угрызений совести, заключается в том, что недостаточность однократного обмана становится очевидной только по прошествии некоторого времени, когда вдруг становится явным, что теперь ложь должна повторяться снова и снова, обрастать все новыми и новыми подробностями, хотя бы для того, чтобы не раскрылся первоначальный обман.      Также тесно смыкается с виной и чувство стыда, но есть для него и одно ключевое качественное отличие. Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Не так обстоит дело со стыдом. Для чувства стыда требуется неодобрение или осмеяние со стороны других. Если нет никого, кто знал бы о злодеянии, то не будет и стыда. А угрызения совести все равно могут возникнуть. Конечно же, могут присутствовать и оба эти чувства. Но различие между стыдом и угрызениями совести очень важно, поскольку эти две эмоции могут разорвать человека. Желание облегчить вину побуждает к признанию, а желание избежать унизительного чувства стыда препятствует этому.      Предположим, Ронни украл деньги и почувствовал себя крайне виноватым за то, что сделал это, и к тому же его стала мучить совесть из-за того, что он скрыл свое преступление. У Ронни могла появиться потребность в признании, желание избавиться от мучений совести. И только стыд перед отцом мог остановить его. Чтобы избежать этого, отец, как вы помните, обещал в случае признания не наказывать его. Чем меньше боялся Ронни наказания, тем меньше становилась и его боязнь разоблачения, но отцу необходимо было уменьшить у Ронни еще и чувство стыда. И он попробовал сделать это, пообещав простить мальчика. Но он мог бы еще более уменьшить возможность появления стыда, увеличив тем самым вероятность признания, если бы использовал нечто подобное тому, что я описывал несколькими страницами выше, приводя в пример следователя, пытавшегося во время допроса выжать из подозреваемого признание в убийстве. Отец мог бы сказать Ронни: «Я вполне в состоянии понять даже воровство. Возможно, я и сам поступил бы так же на твоем месте; все это понятно, соблазн настолько велик. Кроме того, каждый совершает ошибки в своей жизни и порой далеко не сразу понимает, что был не прав. А сам себе помочь не всегда можешь». Хотя, конечно же, добропорядочный английский отец не в состоянии открыто признать такое и, в отличие от следователя, не захочет лгать, для того чтобы добиться признания.      Некоторые люди в случае лжи особенно подвержены чувству стыда и угрызениям совести. И в первую очередь те, кто с детства привык считать ложь одним из наиболее ужасных грехов. Те же, кого воспитывали, не осуждая саму по себе ложь, а просто внушая чувство вины за все, впоследствии только и ищут возможности усилить это свое чувство вины и бесстыдно выставляют его на всеобщее обозрение. К сожалению, личности, склонные к такого рода ощущениям, исследованы слишком мало. Однако не многим больше известно и об их прямой противоположности — о людях, вообще не чувствующих вины за ложь.      Обозреватель Джек Андерсон в газетной статье, выражающей недоверие Мелу Вейнбергу, главному свидетелю обвинения ФБР в Эбскамском деле, представил его как лжеца, у которого нет ни стыда ни совести. Андерсон описал реакцию Вейнберга на обнаружение его супружеской измены, скрываемой последним в течение четырнадцати лет: «Когда Мел неожиданно услышал об этом, он только пожал плечами в ответ на требование Мэри объясниться. "Итак, я разоблачен, — сказал он. — Я же всегда говорил тебе, что я величайший в мире лжец". Затем уютно устроился в своем любимом кресле, заказал немного китайской еды и попросил Мэри сделать ему маникюр» [44].      Отсутствие чувства вины или стыда считается признаком психопатии лишь в том случае, если распространяется на все или почти все области жизни. (Очевидно, на основании одного только газетного отчета такой диагноз не поставит никто.) Существуют также разногласия между специалистами и в том, следствием чего является отсутствие вины или стыда — следствием воспитания или каких-либо факторов биологического порядка. Однако все придерживаются единого мнения в том, что если что-либо и способно выдать психопата, то только не чувство вины и не боязнь разоблачения.      Кроме того, особых угрызений совести не будет и в том случае, если обманщик не разделяет социальных ценностей своей жертвы. Люди чувствуют себя менее виноватыми перед тем, кто, по их мнению, живет не так, как следовало бы. Ловелас, скрывая свои измены от фригидной жены, может вовсе не чувствовать за собой никакой вины. А революционер или террорист редко испытывает угрызения совести, обманывая представителей государства. Также и шпион не будет мучиться совестью из-за того, что вводит в заблуждение свою жертву. Один бывший агент ЦРУ остроумно заметил: «Если очистить шпионаж от шелухи трескучих фраз, то получится, что работа разведчика заключается в предательстве доверившихся ему людей» [45].      Когда я консультировал представителей службы безопасности, которые ловят людей, занимающихся убийством государственных чиновников высокого уровня, я не мог ориентировать их на то, что уличать лжецов помогают угрызения совести. Наемные убийцы могут бояться быть пойманными, если они не профессионалы, однако вряд ли когда-либо будут испытывать чувство вины по поводу своего дела. Профессиональные преступники не чувствуют за собой никакой вины, обманывая противника. На этом основана их работа, и это объясняет, почему дипломаты или разведчики не чувствуют вины из-за того, что вводят в заблуждение тех, кто не разделяет их социальных ценностей. В таких случаях лжец считает, что совершает хороший, полезный с его точки зрения поступок.      В большинстве этих примеров ложь является социально дозволенной — каждый из этих людей действует в рамках определенных социальных норм, которые узаконивают их обман. В таких случаях практически не возникает никакого чувства вины, поскольку жертва обмана исповедует другие ценности. Но порой бывает дозволенным обман и тех, чьи ценности совпадают с ценностями обманщика. Врачи могут не испытывать угрызений совести по поводу того, что обманывают пациентов, если уверены, что это делается для пользы последних. Предложение пациенту плацебо (таблеток из простого сахара, внешне уподобленных настоящим лекарствам) — старый, освященный веками медицинский обман. Если подобный трюк принесет пациенту облегчение или, наконец, удовлетворит его желание принимать именно «эти» таблетки, которые, будучи примененными в действительности, могут и навредить, то такая ложь, по мнению многих врачей, оправдана. В клятве Гиппократа ничего не говорится о честности перед пациентом, просто предполагается, что врач должен делать лишь то, что может помочь больному[46].      Священник, скрывающий от полиции признание, сделанное преступником во время исповеди, даже в случае явной лжи на прямой вопрос полицейского, не должен испытывать никаких угрызений совести. Его обет дозволяет ему такой обман. Он не извлекает из этого обмана никакой выгоды для себя, это выгодно лишь преступнику; преступление может остаться нераскрытым. Студентки медицинского колледжа, скрывая свои истинные чувства, не испытывали никаких угрызений совести. Обман был дозволен благодаря тому объяснению, что медсестра должна уметь скрывать свои чувства во время работы ради облегчения страданий пациента.      Но зачастую лжецы могут не осознавать или же не признавать, что обман, который на первый взгляд представляется ложью во спасение, выгоден им самим. Например, один старший вице-президент национальной страховой компании считает, что правда может оказаться жестокой в том случае, если страдает самолюбие другого человека: «Порой не так-то просто заявить какому-нибудь парню прямо в лицо: «не выйдет из тебя никакого председателя» [47].      Не лучше ли в таком случае пощадить его чувства? А заодно и свои? Ведь на самом деле не «так-то просто» сказать такое этому «парню» прямо в лицо, потому что можно натолкнуться на его возможный протест, особенно если тот посчитает, что это лишь личное мнение. В этом случае ложь щадит обоих. Но некоторые могут сказать, что этому парню ложь вредна, так как лишает его ценной информации, хотя и неприятной, но необходимой для того, чтобы улучшить свои деловые качества или же переориентироваться и поискать какую-нибудь другую работу. Точно так же можно согласиться и с тем мнением, что врач, дающий плацебо, хотя и является альтруистом, тоже извлекает выгоду из лжи. Он избавляется от возможного разочарования пациента в том, что нет лекарств от его болезни, или от гнева, если пациент узнает, что доктор дает плацебо, вероятно, считая пациента просто ипохондриком, а не больным. Кроме того, это еще вопрос, действительно ли ложь является полезной для пациента или же она все-таки вредна ему.      Тем не менее есть бесспорные примеры лжецов-альтруистов: священник, скрывающий исповедь преступника, спасатели, не сказавшие раненому мальчику, что его родители погибли под обломками самолета. В этих случаях лжец не извлекает для себя никакой выгоды. А если лжец не видит в своей лжи никакой выгоды для себя, он, скорее всего, не будет испытывать и угрызений совести.      Когда ложь дозволена, даже эгоистичный обман может не вызывать угрызений совести. Игроков в покер не мучает совесть за то, что они блефуют. Это верно и относительно торгов, где бы они ни проходили — на восточном базаре, на Уолл-Стрит или в ближайшем офисе агентства недвижимости. В одной статье, посвященной лжи, говорится: «Возможно, самой популярной формулой лжи является фраза: это мое окончательное предложение. Такой язык не только допускается в мире бизнеса, он ожидается… Во время публичных торгов никто не предполагает, что все карты будут выложены на стол с самого начала» [48].      Домовладелец, который запрашивает за свой дом дороже, чем тот стоит в действительности, не будет чувствовать за собой никакой вины, если получит требуемую цену. Его ложь дозволена. Потому что участники ожидают друг от друга именно дезинформации, а не правды; в торгах и в покере нет лжи. Сама природа этих ситуаций предполагает, что ни один из участников не будет правдивым. Показывают свои карты и называют минимальную цену только глупцы.      Угрызения совести наиболее вероятны в тех случаях, когда ложь не дозволена. И сильнее всего совесть мучает лжеца в тех случаях, когда была достигнута предварительная договоренность не лгать друг другу — жертва доверяется лжецу, не предполагая, что ее водят за нос. В таких оппортунистических обманах угрызения совести усиливаются, если жертва страдает по крайней мере настолько же, насколько выигрывает лжец. Подросток, скрывающий от родителей, что курит марихуану, может не чувствовать за собой какой-либо вины, если видит в своих родителях только глупцов, бубнящих о вреде наркотиков, в то время как ему прекрасно известно из собственного опыта, что они не правы. Если он к тому же считает их лицемерами потому, что они пьют сильные алкогольные напитки, а ему не позволяют использовать даже легкие наркотики, то шансов на то, что его будет сильно мучить совесть, еще меньше. Однако, хотя подросток и не согласен со своими родителями по поводу марихуаны, если он действительно привязан к ним и беспокоится о них, то в случае разоблачения лжи он может почувствовать стыд. Поскольку для возникновения стыда требуется все же наличие некоторого уважения к тем, кто не одобряет; в противном случае такое неодобрение вызывает лишь гнев или презрение, а не стыд.      Лжецы гораздо меньше испытывают угрызений совести, когда объекты их обмана безличны или незнакомы. Покупатель, скрывая от контролера на выходе, что заплатил за свою покупку меньше, чем та стоит, чувствует себя менее виноватым, если видит этого контролера впервые. Если же этот контролер является собственником магазина или членом его семьи (имеется в виду маленький семейный магазинчик), то, обманывая его, покупатель будет чувствовать себя более виноватым, чем если бы это происходило в каком-нибудь из супермаркетов. Когда жертва обмана анонимна, гораздо легче потворствовать всякого рода фантазиям, уменьшающим собственную вину, например, представлять, что ей это совсем не повредит и, возможно, никто даже ничего и не обнаружит; или еще того лучше — что она сама этого заслужила или сама хочет быть обманутой[49].      Взаимозависимость угрызений совести и боязни разоблачения далеко не однозначна. Боязнь разоблачения бывает весьма сильной и при очень слабых угрызениях совести. Когда обман санкционирован, угрызения совести, как правило, невелики, однако санкционированность обмана обычно повышает ставки и, соответственно, боязнь разоблачения. В нашем эксперименте с медсестрами санкционированность лжи имела для них большое значение, и они испытывали сильную боязнь разоблачения при слабых угрызениях совести. Предприниматель, который обманывает своего работника, скрывая от него подозрения с целью однажды схватить его за руку, скорее всего, также будет испытывать сильную боязнь разоблачения и весьма слабые угрызения совести.      С другой стороны, те же самые факторы, которые усиливают угрызения совести, могут уменьшать боязнь разоблачения. Лжец может чувствовать себя виноватым, вводя в заблуждение доверчивую жертву, но у него не будет особых оснований бояться, что его разоблачат, поскольку сама жертва даже не допускает мысли об этом. Конечно, можно и страдать от мучений совести и одновременно очень бояться быть пойманным или же почти не чувствовать ни того ни другого — все это зависит от конкретной ситуации, а также от личности лжеца и верификатора.      Некоторые люди буквально купаются в угрызениях совести. Порой они даже специально лгут для того, чтобы таким образом помучиться. Большинство же, наоборот, находят эти ощущения настолько неприятными, что рады любой возможности избавиться от них. Существует множество путей для оправдания обмана. Его можно посчитать местью за несправедливость. Или же можно вполне искренне думать, что тот, кого обманываешь, подлец и негодяй и не заслуживает честности. «Босс был настолько скуп, что ни разу не наградил меня за все то, что я для него сделал, поэтому я и прихватил кое-что из его кармана». Кроме того, если жертва обмана оказалась слишком доверчивой, лжец может посчитать, что она сама во всем виновата.      Два других оправдания, ослабляющие угрызения совести, были упомянуты ранее. Одно из них — благородная цель или так называемая производственная необходимость, — вспомним Никсона, объяснявшего свою ложь необходимостью сохранить пост. Другое — своеобразное желание оградить жертву обмана от неприятностей. Иногда лжец может зайти настолько далеко, что станет заявлять, будто жертва даже и сама хочет быть обманутой. Если обманываемый, несмотря на знание истинного положения вещей, содействует явной лжи, притворяется, что ничего не подозревает, то и нет никакой лжи и лжец свободен от какой-либо ответственности. Таким образом, искреннее согласие жертвы с обманом, несмотря на явно выдающее обман несоответствие фактов и поведение лжеца, помогает лжецу. Потому что тот, кто не хочет быть обманутым, обязательно в таком случае что-нибудь заподозрит и попытается раскрыть обман.      Интересный пример возможного согласия жертвы с обманом содержится в приведенной выше (см. главу 1 "Ложь. Утечка информации и некоторые другие признаки обмана") истории о Роберте Лейси. Эту историю я позаимствовал из книги Роберта Дэйли «Принц Города. Правдивая история о полицейском, который слишком много знал», по которой был снят фильм. Автор претендует на правдивое описание того, как Лейси помог федеральному прокурору добыть доказательства коррупции среди полицейских и адвокатов. Когда Лейси завербовывался на эту работу, его спросили, совершал ли он какие-либо преступления. Он признался в трех. Те же, кого он позже разоблачил, уверяли, что Лейси совершил гораздо большее количество преступлений; а так как он лгал о собственном преступном прошлом, то ему, дескать, не следует доверять и в показаниях против них. Но эти голословные заявления ничем не подтверждались, и многие люди были осуждены на основании показаний Лейси. Алан Дершовиц, адвокат, защищавший одного из осужденных на основании показаний Лейси, описал свой разговор с ним после суда — последний признался ему, что и в самом деле совершил гораздо большее количество преступлений.      «Я [Дершовиц] сказал ему [Лейси], что трудно поверить, будто Шоу [федеральный прокурор] не знал о других преступлениях Лейси до суда над Роснером [подзащитным Дершовица]. "Конечно же, он и не сомневался в том, что я совершил гораздо больше преступлений, — сказал Лейси. — Он знал это. Майк (Шоу) не дурак".      — Но в таком случае как же он мог сидеть здесь и спокойно смотреть на то, как ты, будучи свидетелем, лжешь!? — спросил я.      — Но он же не был абсолютно уверен в том, что я лгу, — ответил Лейси. — Он, конечно, подозревал это и, вероятно, верил в это; но я попросил его не давить на меня, и он послушался. Я сказал ему: "три преступления", — Лейси показал мне три пальца и широко улыбнулся, — и он принял это. Обвинители каждый день покупают лжесвидетелей, Алан. Ты же знаешь» [50].      Вскоре Дершовиц узнал, что и это признание Лейси также оказалось ложью. Судебный исполнитель, присутствовавший при первой встрече Лейси с федеральным прокурором, сказал Дершовицу, что Лейси сразу же признался более чем в трех преступлениях. Но федеральный прокурор поддержал Лейси в его замалчивании полной правды, чтобы сохранить доверие к нему как к свидетелю — присяжные могут поверить полицейскому, совершившему три преступления, но полицейскому, совершившему их множество, — никогда. Таким образом, Лейси лгал Дершовицу и тогда, когда говорил, что прокурор был только добровольной жертвой, тем самым скрывая, что они просто-напросто сговорились. Кроме того, осторожный Лейси тайно сделал и сохранил магнитофонную запись своего признания прокурору, благодаря чему мог быть уверен, что прокурор будет всегда оставаться к нему лояльным, защищая его от каких-либо судебных преследований.      Сейчас для нас не имеет значения, что является правдой, а что ложью во всей этой истории, но сам разговор Лейси с Аланом Дершовицом является блестящим примером того, как добровольная жертва, которой обман выгоден, может облегчить лжецу возможность добиться своего. Однако обманутые могут объединяться с обманщиками и по более достойным причинам. Часто человек добровольно становится жертвой обмана из вежливости. Так, хозяйка провожает слишком рано уходящего гостя, не расспрашивая его особо о причинах ухода. Для соблюдения приличий и уважения к чувствам хозяйки достаточно какой-нибудь более или менее правдоподобной отговорки. В таких случаях жертва не только добровольно поддается обману, она даже приветствует подобный обман. И я не включаю в свое определение лжи искажение правды из вежливости или ради соблюдения этикета.      Отношения любовников — другой пример такого рода обмана, в котором обе стороны, объединившись, поддерживают ложь друг друга. Шекспир писал:
  Когда клянешься мне, что вся ты сплошьСлужить достойна правды образцом,Я верю, хоть и вижу, как ты лжешь,Вообразив меня слепым юнцом.Польщенный тем, что я еще могуКазаться юным правде вопреки,Я сам себе в своем тщеславье лгу,И оба мы от правды далеки.Не скажешь ты, что солгала мне вновь,И мне признать свой возраст смысла нет.Доверьем мнимым держится любовь,А старость, полюбив, стыдится лет.Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне,И кажется, довольны мы вполне! [51]
     Конечно же, не все любовные обманы столь добросердечны, и не все жертвы этих обманов хотят быть обманутыми. О заинтересованности же в обмане самой жертвы ни в коем случае нельзя судить по свидетельству обманщика; для него в любом случае предпочтительно декларировать добровольность жертвы, поскольку это уменьшает чувство вины. Ведь если жертва заподозрила хотя бы что-нибудь, она уже наполовину сорвалась с крючка.      Невольные жертвы, дабы избежать расплаты за раскрытие обмана, со временем могут стать и добровольными. Представьте себе положение правительственного чиновника, вдруг заподозрившего, что любовница, которой он так доверял и столько рассказывал о своей работе, шпионка. Сотрудник, занимающийся подбором персонала, может порой стать добровольной жертвой ищущего работу мошенника и скорее взять его в штат, чем признаться в своем ошибочном заключении. Роберта Вольштеттер описывает множество примеров того, как национальные лидеры становились добровольными жертвами обмана со стороны противников — случай с Чемберленом не исключение. «Во всех этих примерах затянувшихся на долгие годы обманов, в игнорировании все возрастающих и явно противоречащих друг другу свидетельств, очень важную роль играют заботливо лелеемая надежда на добросовестность потенциального противника и на те общие интересы, которые якобы имеются у обеих сторон. …Противнику остается лишь слегка подталкивать жертву, в то время как последняя склонна в свою очередь еще и отмахиваться от тех действий, которые могут быть расценены как простое занудство» [52].      Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда:
  • жертву обманывают против ее воли;
  • обман очень эгоистичен; жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;
  • обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;
  • лжец давно не практиковался в обмане;
  • лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;
  • лжец лично знаком с жертвой;
  • жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;
  • у жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманщиком.

psyly.net

Муки совести | ДООЦ ЕХБ

Чувство вины неразрывно связано с совершенным грехом –нарушением Божьих законов. Если грешник отказывается идти Божьим путем –искать прощения у Господа, —то ему приходится нести все последствия собственного проступка как в этой жизни, так и в вечности.

А что такое муки совести? Когда совесть подсказывает нам, что мы нарушили Божье установление. Чувство это иногда нас обманывает: стоит завысить требования к себе, не оправдать собственных ожиданий или ожиданий окружающих –совесть тут же отзывается.

Чувство вины и муки совести испытали в свое время Адам и Ева. Их вина (неповиновение) была очевидна. В результате совершенного ими греха нарушились их отношения с Богом –им стало стыдно. И они бежали, надеясь скрыться от наказания. Когда Бог нашел их, они стали оправдываться: Адам обвинил Еву, Ева –змея. Они попытались даже «скрыть»свой грех, сделав набедренные повязки из листьев, но Бог спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг?» (Быт. 3:11). Так Он пристыдил их. Затем Он снял с них вину: убил животное, чтобы сделать им одежды, то есть «покрыл»или «искупил»их грех (Быт. 3:21). Так Бог показал людям принцип жертвоприношений, который в конечном итоге привел на крест Иисуса Христа.

Еще один библейский пример: пророк Нафан обличает Давида в совершенных им прелюбодеянии и убийстве, с тем чтобы тот покаялся и исповедал грехи (2 Цар. 11:1 — 12:25; Пс. 50).

Порой мы думаем, что чувство вины –это своего рода нравственный недуг, следствие пережитого в детстве. Даже христиане, которые уверены в том, что Бог простил их, что они –Его дети, могут страдать от «ложного чувства вины». У них заниженная самооценка, они чувствуют себя неприспособленными к жизни (все валится из рук, ничего не удается сделать правильно), они страдают от депрессии. Несмотря на все старания, им не удается избавиться от чувства вины. В этом они подобны Исаву, который «не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:17).

Чувство вины может проявляться по—разному:

  • Глубокая депрессия, возникшая в результате постоянного «самобичевания».
  • Хроническая усталость и головные боли, прочие заболевания.
  • Крайняя неприязнь к самому себе, стремление себя наказать.
  • Ощущение, что все смотрят на тебя и осуждают твои поступки
  • Осуждение чужих недостатков, в которых, как в зеркале, отражается собственный грех.
  • Попустительство грехам по принципу: «Все равно пропадать!»

Об этой сложной проблеме Билли Грэм говорит: «Совесть человека не может понять даже психиатр. Никакие сложнейшие методики не покажут нам ее глубин. Куда бежать человеку от собственной совести, придавленной грузом греха? Но то, что непосильно человеку, по силам Богу».

Бог может решить любую проблему. Он способен простить и снять любую вину.

Греховное поведение свойственно каждому человеку. Но бороться с этим нужно по—библейски. Невозможно успокоить совесть, пока живет грех: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Вверили ли вы свою жизнь Иисусу Христу? На кресте Иисус Христос понес наказание за наши грехи, чтобы мы были свободны от чувства вины, а потому именно к Нему мы должны обратиться за помощью.

Читайте и изучайте Библию, начав с Евангелий.Ежедневно молитесь. Во время молитвы человек исповедует Богу свои грехи, просит прощения и очищения. Бога нужно благодарить за то, что Он очищает нас от греха и избавляет от чувства вины. Помните:Бог прощает все грехи. Найдите церковь, в которой строго следуют библейскому учению. Там можно будет общаться с другими прощенными христианами, слушать и изучать Божье Слово.

Если вы христианин, и вас мучает совесть,то помните, что Бог любит нас и прощает. Бог может снять с нас вину. Но если Бог простил, как человеку не простить себя? Христианин имеет полное право жить по истине, изложенной в 1 Ин. 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Благодаря Своему крестному труду наш Спаситель Христос смывает с нас всякий грех –уже совершенный и еще не совершенный.

Больше читайте Библию, изучайте ее, размышляйте над такими отрывками, как Пс. 102:1-6, Пс. 50, Ис. 53, Ин. 18—19. Выпишите эти библейские стихи, чтобы потом прочесть их на досуге. Совесть ваша успокоится, когда вы осмыслите жертву Христа, обетования о прощении и очищении грешников.

Молитесь о том, чтобы «всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16), молитесь до тех пор, пока ощущение мира не наполнит душу.

Обратитесь за помощью к опытному пастору.

В Библии написано…

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:22).

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 7:18,23-25).

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе» (Флп. 3:13-14).

Источник: Билли Грэм. Справочник душепопечителя. – Санкт-Петербург: Возрождение, Библия для всех, 1999. – 271 с.

baptist.dn.ua

Муки совести — это первый шаг к покаянию — Христианская газета

С древних пор мудрецы, философы, пророки вели споры о том, откуда появилась совесть, зачем она нужна. Многие видели в человеке только материальное и отрицали существование души. До самых глубин отрицания души и совести дошел Адольф Гитлер. Он заявлял: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью. Совесть — это выдумка». И мы все знаем, куда, истребляя совесть, завел этот человек свой народ.

Что такое совесть?

Совесть — внутренний голос, тот инструмент, с помощью которого человек различает, как соотносятся с добром или злом его мысли, намерения, поступки.

В переводе с греческого совесть означает «сознание». Совесть является нравственной ответственностью перед Богом и людьми. Она — голос Бога в человеке, нравственное чувство, которое Бог вложил в нас. Как только Адам и Ева согрешили, они устыдились, потому что были наги. То есть их грех открыл им их наготу, и совесть привела к первому стыду. И Адам спрятался от Бога, потому что Адаму было стыдно.

Зачем она нужна?

Совесть является помощью в борьбе со грехом. Ведь на предостерегает от множества грехов.

Совесть – индикатор духовной жизни человека, компас, с которым человек соизмеряет свои поступки. Недаром в Библии сказано: «... ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1Иоан.3:20). Когда человек совершает плохие поступки, а его душа еще не испорчена, то он торопится исправить то, что натворил.

От Бога не спрячешься

Каждый человек рождается на свет с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Совесть убивается тогда, когда ее владелец грешит и грешит. Многие преступники сами рассказывали, что им труднее всего было совершить первое преступление, например, убийство. Второе –уже легче, а потом для этих людей с сожженной совестью убийство перестало быть преступлением.

Однако от Бога не спрячешься и не убежишь. И даже такие люди с сожженной совестью наверняка периодически испытывают ее муки.

Муки совести

Муки совести абсолютны и непобедимы без раскаяния. Абсолютность мук совести заключается в том, что, куда бы человек ни пошел и ни убежал, где бы он ни оказался, чем бы совесть не заглушал, она все равно будет говорить: «Ты виновен». Муки совести смиряют, заставляют просить прощения. Если совесть восстает, то спастись от нее невозможно. Мучения совести напоминают боль от занозы: пока занозу не вытащишь, она будет болеть; пока не покаешься — душа будет болеть. И это — благо для человека. Ведь таким образом Бог дает нам возможность покаяться.

Совесть оскверняется произвольным, осознанным невыполнением заповедей, их пренебрежением, когда человек знает, что так поступать нельзя, слышит голос совести, но, тем не менее, поступает. Когда через совесть переступают, от ее мук пытаются избавиться через самооправдание, подмену понятий, замену ценностей. Но совесть может очиститься только через покаяние.

Что такое покаяние?

Бог послал Сына Своего Иисуса Христа, чтобы спасти грешников, чтобы людям был открыт путь к спасению: «Ибо, как непослушанием одного человека (Адама – ред.) сделались многие грешниками, так и послушанием одного (Иисуса Христа– ред.) сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Любовь, справедливость и долготерпение Бога дают шанс каждому.

Покаяние — это осознанное желание человека покончить с грешной жизнью и обратиться к Богу. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Покаяние происходит через молитву. В молитве покаяния человек обращается к Богу через Иисуса Христа.

Истинное покаяние ведет к следующим действиям:

Обращению: человек обращает свою жизнь на 180 градусов, отворачивается от греха и идет за Богом.

Прощению: когда человек молится молитвой покаяния, Бог прощает ему все грехи и избавляет от мук совести.

Возрождению: в момент покаяния человек получает рождение свыше, Дух Святой входит в сердце человека.

Усыновлению Богом: родившись от Духа, человек становится чадом Божьим и наследником Бога во всем. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи» (Рим. 8:16).

Многие говорят, что они не грешники, оправдываются добрыми делами. Но в Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар — не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

Если бы нам возможно было спастись через добрые дела, тогда не было бы необходимости в жертве Иисуса Христа. Но Христос пострадал на кресте, Он все сделал для того, чтобы помочь людям примириться с Богом.

Итак, если ты хочешь спастись, если хочешь избавиться от мук совести, — покайся, поверь во Христа, прими Его в свое сердце – и ты станешь свободным от греха.

Подготовила Светлана Писарева

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры»(1 Тим. 1:5)

Цитаты

«... (Наша) природа <совесть> имеет способность точно отличать хорошее от нехорошего».

«Обличение совести есть как бы некоторый священный якорь, не допускающий нас совершенно погрузиться в бездну греха».

«... Бог и устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко и обыкновенно уязвляет грешника сильнее всякого острия».

«Бог показал Свою любовь к роду человеческому <тем>, что в каждом из нас поставил нелицеприятное судилище — совесть, которая делает строгое различие между добром и злом; а это-то особенно и лишает нас всякого оправдания, что мы впадаем в грехи не по неведению, но по беспечности душевной и по нерадению о добродетели».

Иоанн Златоуст

«Тайны каждого знает Бог и совесть; с этого самого всякий и должен начинать свое исправление».

Марк Подвижник

cgazeta.ru


Смотрите также