Сжимание могилой и могильные муки. Могильные муки


Сжимание могилой и могильные муки

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умершие испытывают могильные мучения и это слышат животные». К неверным приползают 99 больших змей и мучают их до Судного дня.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы остерегайтесь от попадания мочи на тело и одежду, в основном могильные мучения бывают из-за этого». Могильные мучения бывают за три вида греха:

1. За хулу и поклёп (гибат).    2. За сплетни.       3. За мочу.

Проходя мимо одной могилы и услышав мучения покойника, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что тот человек, из могилы которого слышались стоны, был сплетником. Пророк (мир ему и благословение) попросил, чтобы ему принесли свежую зелёную ветку и, воткнув её в землю могилы, сказал: «Надеюсь, что пока эта ветка не высохнет, его не будут мучить».

Когда похоронили Сааду, сына Муаза, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никто не спасётся от сжатия могилой, а если бы спасся, то это был бы Сааду. Сначала его сжали до размера зёрнышка, а потом, по моей просьбе, Аллах его оставил. Сжимали его за пренебрежение к моче».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё  сказал: «Могила будет сжимать всех, даже моих сыновей Касыма и Ибрагима, кроме Фатимы, матери Али Асхаба». Айша (да будет доволен ею Аллах) заплакала, когда увидела маленького ребёнка, которого несли хоронить. Когда её спросили, почему она плачет, она сказала: «Я плачу оттого, что могила будет сжимать его». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, мне нет никакого спокойствия и наслаждения от мирского после того, как услышала о сжимании могилой». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, Айша, голоса Мункара и Накира бывают в ушах верующих, как сурьма на глазах: им нет никакой опасности от этого, поскольку сжимание могилой для них будет как сжимание больной головы ребёнка матерью. От этого у него не будет трудностей. Но, Айша, тому, у кого возникают сомнения в вере, будет очень плохо, и могила будет сжимать его, как яйцо, попавшее между двумя скалами. Ведь земля является  матерью, так как человек создан из неё. Поскольку человек до смерти отдалён от земли, она будет сжимать его, как мать после долгой разлуки прижимает к своей груди  желанного сына. Богобоязненного человека могила сжимает с милостью. А непослушного сжимает сердито, безжалостно. Человека сжимают настолько, насколько он грешен. Сааду сжимали потому, что у него бывали оплошности с мочой».

Пророкам такие мучения не бывают, потому что они безгрешны.

Фатима, дочь Асада (мать Али Асхаба), спаслась от этого, потому, что Пророк (мир ему и благословение) очень любил и уважал её за то, что она сильно уважала его, когда Пророк (мир ему и благословение) находился на попечительстве у Абуталиба, её мужа. Когда она умерла, Пророк (мир ему и благословение) лег в её  могилу и попросил Аллаха, чтобы Он избавил её  от могильных мучений.

Об этом один из имамов рассказал следующее.

После смерти, до попадания в Рай или Ад человека держат в двух местах:

1. В могиле: там его допрашивают, а потом, если верующий - его душа попадает в Иллиюн, а если неверующий - в Сижжин.

2. На Махшаре (место сбора людей в день Суда) проводят ревизию его деяний. Если хорошие деяния превосходят плохие, то его отправляют в Рай, если плохие превосходят хорошие - в Ад. Некоторые говорят, что допрос Мункар-Накира бывает только для  нашей уммы, а некоторые говорят, что для всех людей, так как их пророки оставляли неверных и им не было повеления от Аллаха бороться с ними, а Всевышний Аллах  посылал им мучения на этом свете. Когда послали нашего Пророка  (мир ему и благословение), наказание за неповиновение Аллах отсрочил до Судного дня, благодаря уважению к нашему Пророку (мир ему и благословение). Поэтому Аллах отправляет ангелов в могилу допрашивать с целью отделения верующих от лицемеров.

Мухаммад Хусайнию

www.islam.ru

Могильные муки

Моги́льные му́ки (ар. عذاب القبر — ‘аз̱а̄б аль-к̣абр‎) — испытание, которым подвергается человек после смерти во время пребывания в барзахе.

В Коране и сунне

Идея могильных мук основана на концепции, согласно которой мёртвые имеют продолжительное и своего рода сознательное существование в своей могиле. Так возникло учение о двух судах, которое включает наказание или блаженство в могиле и последующий Суд в День воскресения. Могильные мучения также называются «малым судом». Существуют различные представления о том, что происходит между смертью и воскрешением:

  1. Могила — это райский сад или адская пропасть. Ангелы милосердия приходят за душами верующих, а ангелы наказания — неверующих. Души верующих находятся внутри зелёных птиц на райских деревьях до тех пор, пока Аллах не вернёт их в свои тела в День Воскресенья. Мученики сразу попадают в рай.
  2. Мертвых (особенно нечестивых) мучает плач скорбящих; они слышат шаги скорбящих, когда они уходят. Верующий находит свою могилу просторной, размерами 70 на 70 локтей (ок. 1220 м2), в то время как неверующий сдавливается своей могилой до тех пор, пока его рёбра не переплетутся. Ангелы спросят мёртвого о его религии. Грешника могут мучить змеи (тиннин), которые будет кусать и царапать его до Дня суда.
  3. Два ангела, Мункар и Накир, чёрные с голубыми глазами, заставляют мёртвого сидеть и задают ему три вопроса: «Кто твой Бог? Какая твоя религия? Кто твой пророк?». Верующий отвечает «твёрдым словом» [14:27], и ему показывают место в Аду, от которого он освобождён, и предназначенное для него место в Раю. В могиле он остается один до Дня Воскресения. Неверующий не может ответить, поэтому ангелы избивают его железными кнутами, вызывающими пламя, удары которых слышны всем творением, кроме людей и джиннов. Согласно преданию, мучения будут испытывать не души, а тела грешников. Наказание длится до тех пор, пока оно будет угодно Аллаху, по некоторым данным, ежедневно до Дня Воскресения, кроме пятницы. Муки могут быть облегчены до тех пор, пока над могилой есть незасохшие ветки. Ангелы легко выводят души из тел верующих [79:2], а у неверующих приходится вырывать души, вызывая сильную боль [79:1]. Допрос верующих длится семь дней, а неверующих — сорок.

В некоторых источниках проводится различие между наказанием и давлением (дагта) в могиле. Правоверные освобождаются от первого, а не от последнего, в то время как неверующие и грешники подвергаются наказанию и давлению. Участи быть раздавленными, возможно, избежали пророки.

Идея малого суда и наказания в могиле прямо не выражена в Коране, хотя толкователи сходятся во мнении, что доказательством из Корана служат, например, айаты, в которых говорится о двух наказаниях. Могильные мучения часто упоминается в Предании, но часто, без упоминания ангелов. Имена ангелов Мункар и Накир упоминаются только в сборнике хадисов ат-Тирмизи. В некоторых хадисах упоминается только один анонимный ангел, как ангел, который допрашивает и наказывает умерших.

Полемика

В VIII—IX веках вопрос о реальности ‘азаб аль-кабр был предметом полемики между ортодоксальными мусульманами с одной стороны и хариджитами, му‘тазилитами и крайними ши‘итами. Некоторые му‘тазилиты объясняли слово Мункар как бормотание неверующего, когда он спотыкается в ответе, а Накир — как насилие, совершённое над ним. Другие говорили, что рациональнее было бы считать Мункара и Накира не индивидумами, а двумя классами ангелов, так как люди умирают каждую минуту во всех частях света, и два индивидуума не могли физически быть одновременно повсюду. Каррамиты считали Мункара и Накира двумя ангелами-хранителями, которые сопровождают человека. Аль-Газали считал, что все эсхатологические идеи являются реальностью, которая происходит в малякуте.

Происхождение имён Мункар и Накир является неопределённым. Идея допроса и наказания умерших в их могилах встречаются среди различных народов. Информация, которую можно найти в еврейских источниках (хиббук хак-кебер), поразительно совпадает с мусульманским источникам. Однако, еврейская идея могильных мук довольно поздняя, что, по-видимому, говорит о её исламском происхождении.

ru.quranacademy.org

Что приводит к могильным мукам

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, мир ему и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам!

Смерть – это неопровержимая истина, в которой нет никакого сомнения. Кто может опровергнуть смерть? Могильные мучения станут воздаянием за совершённые грехи. Да убережёт нас Всевышнийот них!

Какие же поступки приведут к могильным мучениям? Всевышний и Его Посланник (мир ему и благословение) оповестили нас о том, что станет причиной могильных мук:

1. Неверие в Создателя, отрицание существования Творца. Как известно неверие является одной их главных причин всех грехов. Любой грех прощается при искреннем раскаянии, кроме неверия (смысл):

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, прощает другие грехи, кому пожелает» (Коран, 4:116).

В хадисе Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), говорится: «Мы были с Пророком (мир ему и благословение) у ограды владения племени ан-Наджар, когда проходили мы возле шести (пяти или четырёх) могил, мул Пророка (мир ему и благословение) вздрогнул так, что чуть не скинул его с себя. Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто знает тех, кто тут похоронен?». Ему ответил мужчина: «Я». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Как они умерли?», тот ответил: « Они умерли в многобожии». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, община будет испытана в могилах, и если бы это, не должно было быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха, чтоб Он позволил вам услышать то, что слышу я из могильных мучений...». Затем он повернулся к нам лицом и сказал: « Просите защиты у Аллаха от мучений огня», и мы попросили защиты, затем он сказал: «Просите защиты у Аллаха от мучений в могиле...» (имам Муслим).

Посмотрите, как испугалось животное, на котором сидел Пророк (мир ему и благословение), почувствовав наказание людей, находящихся в могиле?

2. Лицемерие. Всевышний говорит о лицемерах:

«Среди бедуинов, живущих в окрестностях Медины, есть лицемеры, которые не уверовали, но скрывают это и притворяются верующими. И среди жителей Медины также есть лицемеры, которые так искусно скрывают своё лицемерие, что и ты (о Пророк!) их не распознаешь, но Аллах знает, какие они на самом деле, и Он их накажет дважды в земном мире: один раз Он поможет вам одержать победу над вашими врагами, которая лишит их покоя, и второй раз, когда Он разоблачит лицемерие этих людей. Затем они будут возвращены в последней жизни к великому наказанию в адском мучительном огне». (Коран,9:101).

3. Пренебрежительное отношение к очищению от мочи и сплетни. В хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо двух могил и сказал: «Сейчас эти двое получают наказание, и наказывают их не за то, что было обременительным. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил её пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О, Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?» Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки не высохнут» (приводится в книге «سنن أبي داود»). Халатное отношение к попаданию мочи на тело или одежду, может привести к тому, что намаз таких людей будет не принят, что влечёт за собой наказание в могиле. Намеренное распространение сплетен с целью поссорить людей приносит огромный вред, так как доверие в обществе начинает исчезать.  Сколько родственных уз было разорвано из-за сплетен, сколько семей распалось по причине сплетен.

4. Другой серьёзной причиной для могильного наказания является поклёп, хула, т.е. обсуждение людей и их недостатков за их спинами, унижение их достоинства, чести, репутации и т.д. Коран запрещает подобного рода действия:

«…не злословьте за спиной друг друга. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение» (Коран,49:12).

5. К грехам, являющимся причиной могильных мук, учёные отнесли невыплату закята, имея на то возможность. Закят – это один из пяти обязательных столпов Ислама, поэтому и наказание за его невыполнение также будет суровым. В хадисе, который передают имамы аль-Бухари и аль-Муслим, говорится:

«На того хозяина золота и серебра, который не выплачивал с них то, что положено (то есть закят), в Судный день будут наложены пластины из огня, которые будут нагреваться в огне адском и будут жечь бок его, лоб и спину; всякий раз, как будут они остывать, будут восстанавливаться, в день, величина которого пятьдесят тысяч лет, пока не совершится суд над рабами, и будет видна дорога его или в рай, или в огонь адский».

6. Неоказание помощи притеснённому.

В хадисе, переданным от ибн Мас’уда говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Один из рабов Всевышнего был наказан в могиле сотней ударов плети, он не переставал просить о помощи, пока не остался последний удар. После нанесения этого удара, его могилу наполнили огнём. После того, как огонь был устранён, он спросил: «За что меня наказали ударами плети?». Ему ответили: «Ты совершал намаз без омовения и оставил без помощи притеснённого» (приводят ат-Тахави в книге «مشكل الآثار», Хафиз ибн Ахмад аль-Хаки в «معارج القبول بشرح سلم الوصول إلى علم الأصول»). Имам аль-Касталани отмечал: «Если положение непомогающего притеснённому таково, что же будет с притеснителем?»

 7. Гордость и высокомерие.

«Опусти своё крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (Коран,26:215).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, у кого на душе капля высокомерия, не сможет войти в Рай». Из сподвижников Пророка Малик ибн Мирара говорил: «О, Пророк! Человек хочет, чтобы его платья и обувь были красивыми». В ответ на это Пророк повелел: «Аллах красивый и любит красоту. Высокомерие – это не признавать истину и смотреть на людей свысока».

8. Ложь.

О степени греховности лжи, говорит тот факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул ложь вслед за двумя большими видами греха: «Разве я не сообщал вам, какие грехи самые тяжкие? Это придание Аллаху сотоварищей и непослушание родителей, а также ложное слово и лжесвидетельство».

9. Оставление Корана после его изучения, и сон, из-за которого пропускается обязательная молитва.

В этом же хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «… мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший её. И (после того, как он наносил ему удар) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз.

Я сказал им: «Субханаллах! Кто эти двое?». В конце этого хадиса приводится ответ: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который учил Коран, а потом забывал его, и он спал, упустив обязательную молитву» (имам Аль-Бухари).

Ибну Хабирата говорил: «Отвержение Корана после заучивания его, – великое преступление, … когда он отверг почётнейшее из вещей, – подвергся наказанию в почётнейшей из его частей тела, то есть в  голове».

10. Ростовщичество также является грехом, за которое человек понесёт суровое наказание, в том числе и в могиле:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (Коран, 2:278-279).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах проклял того, кто отдавал (деньги в долг) под проценты, брал (деньги в долг) под проценты, кто являлся посредником между ними, и того, кто был свидетелем этой сделки!»

11. Прелюбодеяние. Всевышний Аллах запретил не только само прелюбодеяние, но и действия, которые приближают к этому ужасному греху:

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (Коран,17:32).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В то время, когда (верующий) раб совершает прелюбодеяние, то его иман (вера) выходит из него и висит над ним как тень, а когда он заканчивает, то иман возвращается в него».

12. Призыв к совершению благих поступков и несоблюдение того, к чему призываешь.

О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? (Коран, 61:2)

Разве подобает верующим поступать таким образом? Кто может быть более ненавистным Аллаху, чем тот, кто провозглашает то, чего не выполняет сам? Всякий, кто учит людей добру, должен быть в числе первых, кто совершает его. А тот, кто предостерегает других от зла, должен в первую очередь сам избегать его.

Приводится у хафиза Байхаки: «В ночь вознесения, я подошёл к народу, которому отрезали губы огненными ножницами ... я спросил, кто они? Мне ответили: "Это проповедники из твоей уммы, которые говорят то, что сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не руководствуются ею"».

13. Несоблюдение поста в месяц Рамадан. В хадисе, рассказанном ибн Аббасом, сказано: «Три основы Ислама взаимосвязаны: свидетельство о том, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, намаз, пост в месяце Рамадан. Кто, отрицая оставит хоть одну из них, тот – кяфир (неверный)».

В хадисе сказано: «Кто не соблюдает пост один день в месяце Рамадан без уважительной причины (узр), тот не восполнит упущенное вознаграждение, даже если будет держать уразу ради Аллаха всю жизнь».

www.islam.ru

О муках ожидающих нас в могиле и как их облегчить. - Основы ислама - Статьи

О муках ожидающих нас в могиле и как их облегчить.После похорон скончавшегося, для него начинается период, называемый жизнью в могиле или жизнь в «Барзах». Ангелы спускаются в могилу и задают вопросы относительно основ религии. Из могилы человека, верно ответившего на вопросы, в Рай открывается окно и до самого Судного дня он чувствует аромат Рая. А из могилы человека, неверно ответившего на вопросы, открывается окно в Ад, и душа усопшего чувствует вонь, жар Ада, с ужасом ожидая день (то есть Судный день), когда отправится туда. С учетом этого Имам Али (а) сказал: "Могила – это или один из садов Рая, или же одна из ям Ада" ("Бихаруль-анвар", VI, 218).

В хадисах святых личностей ислама говорится, что большинство людей подвергнутся мукам в могиле. Муки кяфиров и мунафигов в могиле будут длиться до Судного дня. Но и большинство муминов, хоть и временно, но познают могильные муки. Это будет искуплением некоторых грехов, которые они совершили при жизни. Пророк Ислама сказал: "Порою муминов, которые погубили благости, в качестве искупления ожидают муки в могиле" ("Бихаруль-анвар", VI, 221). Могильные муки будут проявляться также в виде одиночества, тьмы, страха, тесноты могилы, даже сужения могилы и оказания давления на тело мертвого, съедания тела различными насекомыми.

Из хадисов становится ясно, что деяния человека оказывают влияние на его участь в могиле. То есть первые плоды своих деяний человек пожинает уже в могиле. Некоторые грехи усиливают муки в могиле, а некоторые благие деяния облегчают.

Согласно преданиям, совершенные мумином намазы, посты, закяты и паломничества в хадж принимают определенное обличие и входят в его могилу, они оказывают помощь человеку, когда приходят ангелы с вопросами и не допускают причинения ему мук. Кроме того, если усопший любил Ахли-бейт, эта любовь также находится рядом в могиле в виде яркого света, помогая правильно ответить на вопросы ангелов.

Имам Мухаммад Багир (а) сказал, что в могиле не будет знать страха тот, кто в совершенстве совершает поясной поклон во время намазов ("Бихаруль-анвар", VI, 244).Согласно преданию от Ибн Аббаса, треть мук человека в могиле ожидают его за совершенные злословия ("Бихаруль-анвар", VI, 245). Имам Али (а) сказал, что муки в могиле ожидают за сплетни, за пользование туалетом в порядке, противоречащем условиям шариата и за отдаление от семьи ("Бихаруль-анвар", VI, 222). Хотелось бы на третьем остановиться более подробно. Здесь под отдалением от семьи подразумевается отсутствие заботы о семье, грубость и т.д.

Когда скончался знаменитый сподвижник Его Светлости Мухаммада (с) Сад ибн Маз, Пророк (с) активно участвовал в его похоронах, собственноручно опустил его тело в могилу, был одним из тех, кто засыпал могилу землей. Однако когда мать Сада сказала "О, Сад! Покойся благополучно в Раю!", Пророк (с) возразил ей: "Не спеши пророчить сыну Рай! Потому что его ждут муки в могиле!". Когда похороны закончились, сподвижники спросили у Его Светлости (с): "Вы так активно участвовали в похоронах Сада и проявляли к нему такое уважение, почему же говорите, что его ждут муки в могиле?". Пророк (с) ответил: "Потому что он плохо обращался со своей женой" ("Бихаруль-анвар", VI, 220).

Порою причиной облегчения мук в могиле или же их совершенного прекращения могут стать богоугодные дела, совершаемые близкими покойного. Например, если потомки усопшего, его родственники или же друзья будут совершать добрые деяния, а благостью одаривать умершего, Аллах может облегчить его муки в могиле. Особенно будет полезно, если добрые деяния будут совершаться за счет оставленного им наследства. Пророк Иса (а), проходя мимо одной из могил, пророческими способностями почувствовал, что покоящемуся там причиняются муки. Однако спустя год, вновь проходя там, он понял, что муки прекратились. Удивленному пророку снизошло откровение от Аллаха: "О, посланник! Этому усопшему помог его праведный сын. За прошедший год он проложил дорогу, оказал покровительство сироте. Благодаря добрым деяниям сына, Аллах простил покоящегося в этой могиле" ("Бихаруль-анвар", VI, 220).Если в первую ночь после похорон близкие покойного после намаза иша совершат по нему намаз вахшат, возможно, что муки в могиле будут облегчены. Намаз вахшат совершается в два раката. В первом ракате после суры "Фатиха" читается "айатуль-курси", а во втором ракате после "Фатихы" 10 раз читается сура "Гадр". Намаз завершается следующей молитвой: "Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али Мухаммад. Вабас савабаха ила габри фулан" (О, мой Аллах, пошли свой Салават Мухаммаду и его потомкам. Благость этого намаза направь в могилу такого-то (называется имя покойного)).

Среди деяний, облегчающих могильные муки – любовь к Пророку Мухаммаду (с) и Ахли-бейту. Пророк (с) сказал: "Любовь ко мне и Ахли-бейиту поможет человеку в семи крайне тяжелых ситуациях: в смертный час, в могиле, при воскрешении в Судный день, при вручении книги деяний, в момент спроса по деяниям, при оценке благих деяний и грехов и при переходе через мост Сырат" ("Бихаруль-анвар", VII, 248). Опять же Пророк (с) сказал: "Послание мне салаватов будет способствовать осветлению могилы человека, освещению пути во время перехода через мост Сырат и окутыванию ярким светом в Раю" ("Бихаруль-анвар", 94, 70-71).

Некоторые женщины, совершившие благие деяния, также спасутся от могильных мук. Его Светлость Мухаммад (с) сказал, что следующие три группы женщин не подвергнутся мукам в могиле и в Судный день прибудут на Страшный суд вместе с Ее Светлостью Фатимеи-Захрой (с.а): терпящая бедность мужа, терпящая скверный характер мужа и подарившая свое мехрийе мужу (М.Гираати. "Маад", стр.193).

В некоторых хадисах говорится, что мумин, скончавшийся в период между полуднем четверга до полудня пятницы, а также в течение пятницы, спасется от могильных мук ("Бихаруль-анвар", VI, 221 və 230).

Кроме того, утверждается, что нижеследующие деяния также оберегают человека от мук в могиле: посетить могилу Имама Хусейна (а), обрадовать мумина, подарить одежду нуждающемуся в этом мумину, чтение аятуль-курси, сур "Зарийат" и "Зухруф", чтение каждую пятницу суры "Ниса", ежедневно 100 раз произносит зикр "Ля иляха илляллахуль-маликуль-хаггуль-мубин" (Нет божества кроме Аллаха, обладающего всем сущим, истинного и вносящего ясность во все вопросы), учиться или обучать добрым деяниям (например, научные вопросы, религиозные знания, Коран) и т.д.

islam.az

www.islam.az

О том, что ждёт человека после смерти. Islyam.Ru — обзоры исламских СМИ

Много людей часто задают вопрос о могильных муках.

Именем Всевышнего Аллаха, Милостивого и Милосердного, благословение и приветствие нашему господину, посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто поддерживал его. Много людей часто задают вопрос о могильных муках. И некоторые из них считают, что вопрос касательно могильных мук несколько искажает образ Ислама. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам о трёх вещах, связанных с загробной жизнью. Первое – допрос, второе – сжимание могилой, и третье – наказание в могиле! И это – три разные вещи! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда человека кладут в могилу, приходят два ангела, (он их назвал – Мункар и Накир). Мункар и Накир являются ко всем покойникам, были они верующими или неверующими, мусульманами или нет. Конечно же, надо понимать, что здесь говорится о душе усопшего и не имеется в виду его тело. Т.е., когда покойника кладут в могилу, кладут его тело, а душа покинула его. Да, душа покинула тело, но, однако со смертью человека её связь не прерывается с ним! Где бывает она– над телом, или чуть выше, или на небесах, это знает только Всевышний Аллах… Пророк пояснил нам, что ангелы усаживают умершего. И ученые богословы говорят, что это происходит в (барзахе) загробном мире, и что душа связана с могилой, в которой его похоронили. Если, конечно, умерший вообще был похоронен. После смерти человека к нему в могилу приходят два ангела, усаживают его и допрашивают: «Какова была твоя религия?», каждому из верующих следует ответить правильно, что он был из тех, кто свидетельствовал, что нет Бога кроме Аллаха. Затем они спросят: «Кто твой Господь?» Он ответит им: «Мой Господь – Аллах». «А кто твой пророк?» Он ответит: «Мой Пророк – Мухаммад (мир ему и благословение)». « А какое твоё Писание?» «Моё Писание – Коран». «А какая твоя религия?» «Моя религия – Ислам!» Это и есть допрос в могиле. И тот, кто знает правильный ответ, будучи убежденным в истинности своих слов, может спастись от мук в могиле. А тот, кто не был верующим, тот не будет знать, как ответить! Допрос в могиле – это одно, сжимание могилы – это другое! Поистине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда он хоронил свою старшую дочь Зайнаб, спустился в могилу и попросил Всевышнего избавить её от мучений в могиле. Он сказал: «Поистине Всевышний облегчил ей муки, всё же, её сжимали так, что, если бы сжимали живого, то ребра его вошли бы в друг друга», т.е., эти муки бывают после допроса в могиле. Никто не спасётся от сжатия могилой, маленькие и большие, верующие и неверные, мусульмане и немусульмане, не спасутся ни мужчины, ни женщины. Сжимание в могиле – это как переход с одного состояния в другое, с одной жизни в другую, переход с одного мира в другой. И всем суждено испытать его! Третье – это муки в могиле. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Могила для одних станет райским садом, а для других – ямой ада», т.е., могильные муки испытают не все люди. Допрос в могиле будет каждому, сжимание в нём испытают все, а могильные муки будут для тех, чьи могилы стали (и мы просим у Всевышнего спасения от этого) ямой ада. «Могила для одних станет райским садом, а для других – ямой ада». Их испытают только те, которые не были верующими и не смогли правильно ответить ангелам, или те, которые при жизни много совершили грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты у Всевышнего от могильных мук. Он говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от смуты на этом свете, и от смуты после ухода из неё, прошу защиты от зла Антихриста, прошу защиты от могильных и адских мук. Аллах сказал: «И сохранил Аллах этого верующего из рода Фараона от их козней и зла. А Фараона и его род поразило жестокое наказание – огонь, в который, будучи в "аль- Барзах" они ввергаются утром и вечером. В Судный же день Всевышний скажет: "Подвергайте род Фараона ещё более жестокому наказанию"» (Сура 40, аят 45). Таким образом, мы понимаем, что род Фараона был подвергнут наказаниям до наступления Судного дня. И ученые богословы использовали эти аяты в качестве аргументов касательно могильных мук. После своей смерти, до наступления Судного дня род Фараона подвергается наказаниям. Это и есть могильные муки… Многие передатчики хадисов передают от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что он просил защиты у Всевышнего от могильных мук. Также передан достоверный хадис от госпожи Аишы (да будет доволен ею Аллах) о том, что она сказала: «Ко мне вошли две старушки, из числа иудеев, живших в Медине, и они сказали мне: «Поистине, усопших людей наказывают в своих могилах», – и я им не поверила». Госпожа Аиша не поверила этим иудейкам. Она продолжает: «Я им не поверила, и они ушли, потом я пошла к Пророку и сказала:» о, Посланник Аллаха, поистине две старушки из числа иудеев…» И далее продолжила говорить то, что они ей сказали. Тогда он ответил: «Они сказали истину! Умершие испытывают могильные мучения так, что это слышат все животные». Аиша говорит: «И после того случая я видела, что Пророк всегда просил защиту в намазе от могильных мук». Когда Пророк увидел, что Аиша не поверила, он хотел показать этим, что те две старушки из числа иудеев говорят истину, которую они узнали от своих пророков, ниспосланных к сынам Израилевых. О могильных муках сказали некоторые толкователи Корана, об этом передаётся во многих хадисах, и учёные уммы единогласны в том, что могильные муки на самом деле бывают. Однако, их испытывают не все… Таким образом, мы пояснили по отдельности эти три вещи – допрос в могиле, сжимание в нем, могильные муки, и то, что допрос и сжимание испытают на себе все люди, верующие и неверующие, и то, что могильные муки предназначены только для неверных, или грешных мусульман. И об этом передано в Коране и в достоверной сунне. Мы просим защиты у Всевышнего от могильных мук, как просил наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Стенограмма проповеди шейха Али Джума Перевод с арабского: Шахрудин Шахрудинов

www.islyam.ru


Смотрите также