МУКИ ХРИСТОВЫ. "Что такое распятие". Христовы муки


что испытывает распятый на кресте / Научный хит

Распятие Иисуса Христа, который, по глубокому убеждению последователей одноименной религии, страдал за грехи человечества, стало, пожалуй, одной из самых жестоких и кровопролитных сцен в главном бестселлере всех времен и народов под названием Новый Завет. Но что же эти страдания представляли собой на самом деле? Что, чисто с медицинской точки зрения, должен испытывать человек, прибитый к орудию пыток, миниатюрную копию которого современные христиане, не снимая, носят на шее?

Причина смерти: удушье

Существует довольно много вполне обоснованных теорий относительно того, что же в конечном итоге добивало бедолаг, которых древние римляне казнили столь экзотическим и болезненным способом. Однако наиболее вероятной причиной смерти человека, распятого на кресте, является именно удушье.
После многих часов, а то и дней пытки вес собственного тела в конечном итоге начнет давить на диафрагму, затрудняя дыхание. Даже если поначалу у жертвы и хватит сил, чтобы удерживать себя в более-менее ровном положении, опираясь на ноги и подтягиваясь на руках, рано или поздно измученные мышцы начнут слабеть, и тело безвольно повиснет на гвоздях. Когда давление на диафрагму станет слишком сильным, жертва полностью утратит способность дышать и в конце концов медленно и мучительно задохнется. Кстати, если римским палачам казалось, что казнь слишком затягивается и старуху с косой следует немного поторопить, приговоренному дробили молотом бедренную кость. Помимо того, перелом бедра уже сам по себе является одним из самых болезненных переломов в человеческом теле, подобные манипуляции окончательно лишали человека возможности сопротивляться удушью, и смерть в таком случае наступала значительно быстрее.

Гвозди действуют на нервы

Гвозди, которые, как правило, забивали в районе запястья, неизбежно задевали основные нервы, проходящие через человеческую руку. Когда жертва пыталась потянуться вверх, чтобы вдохнуть, запястья непроизвольно поворачивалось вокруг гвоздя, цепляя нерв и причиняя невыносимую стреляющую боль во всей конечности. Даже если ослабевший человек переставал бороться за свою жизнь и висел неподвижно, постоянное трение нерва о толстый кусок металла вызывало непрерывную острую боль. Да что здесь говорить, наверняка каждый из нас, кому хотя бы раз в жизни лечили зубы без анестезии, прекрасно представляет себе, насколько это «приятно», когда что-то острое задевает нерв.

Рвотный рефлекс

Если каким-то образом вам покажется мало всего вышеперечисленного, добавьте сюда мучительные симптомы гиповолемического шока, который начинает развиваться после того, как человек теряет около 20% крови. Помимо обильного потоотделения, головокружения и потери сознания, жертву начинает тошнить и рвать, что, принимая во внимание и без того незавидное положение пленника, в результате дает довольно высокий риск захлебнуться собственными же рвотными массами, что совсем не тянет на красивую мученическую смерть.

Хруст суставов

Пожалуй, еще одно из самых болезненный ощущений, которые только можно себе представить, человек начинает испытывать еще в самом начале казни. Тут нужно сказать пару слов о механике самого процесса. В первую очередь, римские палачи прибивали запястья людей, приговоренных к смерти, к горизонтальной балке креста, после чего крест поднимали, ставили вертикально, и лишь после этого дело доходило до ступней. Этого промежутка времени, когда весь вес тела полностью ложился на руки, было вполне достаточно, чтобы вывихнуть оба плечевых сустава. В конечном итоге, руки несчастного смещались за пределы нормального диапазона движения практически на 15 сантиметров.

Одна сплошная боль

Наконец, самые жуткие ощущения распятый человек начинал испытывать непосредственно перед самой смертью. Невозможность нормально дышать, вызванная давлением на диафрагму, и отток крови в нижнюю часть тела под воздействием гравитации, приводили к тому, что практически все жизненно важные органы начинали страдать из-за нехватки кислорода. Само собой разумеется, единственной «сигнальной ракетой» человеческого тела, позволяющей вполне ощутимо и определенно намекнуть, что что-то в организме идет не так, как положено, являются болевые рецепторы. И когда из-за кислородного голодания одновременно начинают отказывать практически все органы разом, само тело распятого бедолаги превращается в одну сплошную непрекращающуюся абсолютную боль.

sci-hit.com

Муки Христовы: romanova_l

Хочется представить вашему вниманию текст, который прислали О. Артемию Владимирову, к сожалению, без указания автора.

***

Что такое распятие?За две тысячи лет слово "распятие" повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Что же такое распятие?

Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.

В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.

Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.

Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца.

Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше...225 000 капель крови Иисуса Христа

Одному св.старцу, который всегда размышлял и горько рыдал о крестных страданиях Христа, явился Господь и подробно рассказал ему, как Он претерпел страдания и сколько пролил крови ради спасения человеческого рода, начиная от вечера четверга до погребения:

- сердечных воздыханий испустил -130...

- из тела Моего истекло крови - 225 000 капель...

- вооруженных воинов-118 чел.

- с ними творили бесчинства - 230 чел.

- всего было - 348 чел.

- 3 воина вели Меня на распятие и творили Мне разные пакости...

- за волосы и бороду терзали и влачили Меня 77 раз...

- спотыкался и падал на землю (начиная с вертограда до Анны) 7 раз...

- претерпел руками по устам и щекам - 105 ударов...

- кулаком били по лицу 20 раз...

- уставал и надрывался от начала до конца страданий - 707 раз...

- сильных ударов получил -1199...

- били Меня со всей силой тростью и палкой - 40 раз...

- когда возложили на Меня терновый венец, 5 остриев вонзились Мне в череп до мозгов, из них 3 преломились и остались в голове Моей, с ними и погребли Меня...

- от прободения венца тернового истекло крови 3000 капель...

- ран на голове Моей от прободения венца - 1000...

- терновый венец возлагался и падал с главы Моей 8 раз...

- неся Крест по дороге на Голгофу, падал с главы Моей 5 раз...

- смертных ударов претерпел 21 раз...

- поднимали Меня от земли за волосы и усы 23 раза...

- на земле лежал, пока не был пригвожден ко Кресту...

- плевали в лицо 73 раза...

- по шее претерпел ударов 25 раз....- по лицу и устам били кулаками 5 раз...

- от этих ударов много истекло крови и выбили у Меня 2 зуба...

- терзали Меня за нос 20 раз...

- по переносице били Меня трижды...

- за уши терзали Меня 30 раз...

- великих ран было 72...

- сильнейших ударов в грудь и в голову - 30...

Во страдании Своем имел 3 наибольшие болезни:

- не видел ни одного кающегося, как-будто, кровь Моя напрасно проливается...

- о Матери Моей,стоящей у Креста и горько плачущей...

- когда Мои руки пригвоздили ко Кресту, так и сбылись слова пророка:"...изочтоша вся кости моя"...

romanova-l.livejournal.com

МУКИ ХРИСТОВЫ. "Что такое распятие" » Россия-Москва-Третий Рим

публикации / православие

За две тысячи лет слово "распятие" повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Что же такое распятие?Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.

 

В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.

Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.

Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.

Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца.

Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше... ----------------------------------------------

225 000 капель крови Иисуса Христа

Одному св.старцу, который всегда размышлял и горько рыдал о крестных страданиях Христа, явился Господь и подробно рассказал ему, как Он претерпел страдания и сколько пролил крови ради спасения человеческого рода, начиная от вечера четверга до погребения:

- сердечных воздыханий испустил -130...

- из тела Моего истекло крови - 225 000 капель...

- вооруженных воинов-118 чел.

- с ними творили бесчинства - 230 чел.

- всего было - 348 чел.

- 3 воина вели Меня на распятие и творили Мне разные пакости...

- за волосы и бороду терзали и влачили Меня 77 раз...

- спотыкался и падал на землю(начиная с вертограда до Анны) 7 раз...

- претерпел руками по устам и щекам - 105 ударов...- кулаком били по лицу 20 раз...

- уставал и надрывался от начала до конца страданий - 707 раз...- сильных ударов получил -1199...

- били Меня со всей силой тростью и палкой - 40 раз...

- когда возложили на Меня терновый венец, 5 остриев вонзились Мне в череп до мозгов, из них 3 преломились и остались в голове Моей, с ними и погребли Меня...

- от прободения венца тернового истекло крови 3000 капель...

- ран на голове Моей от прободения венца - 1000...

- терновый венец возлагался и падал с главы Моей 8 раз...

- неся Крест по дороге на Голгофу, падал с главы Моей 5 раз...

- смертных ударов претерпел 21 раз...

- поднимали Меня от земли за волосы и усы 23 раза...

- на земле лежал, пека не был пригвожден ко Кресту...

- плевали в лицо 73 раза...

- по шее претерпел ударов 25 раз....- по лицу и устам били кулаками 5 раз...

- от этих ударов много истекло крови и выбили у Меня 2 зуба...

- терзали Меня за нос 20 раз...

- по переносице били Меня трижды...

- за уши терзали Меня 30 раз...

- великих ран было 72...

- сильнейших ударов в грудь и в голову - 30...

Во страдании Своем имел 3 наибольшие болезни:

- не видел ни одного кающегося, как-будто, кровь Моя напрасно проливается...

- о Матери Моей,стоящей у Креста и горько плачущей...

- когда Мои руки пригвоздили ко Кресту, так и сбылись слова пророка:"...изочтоша вся кости моя"...

3rim.info

Христовы муки без анестезии :: Культура

"Страсти Христовы" – очень страшный, радикальный и честный фильм, ставящий Мэла Гибсона в один ряд с великими художниками, у которых получилось рассказать священную историю языком кино

Страсти Христовы (The Passion of the Christ)США, 2004Режиссер: Мэл ГибсонВ ролях: Джеймс Кэвизел, Моника Белуччи, Мария Моргерстерн, Розалинда Челентано, Христо Шопов, Лука Лионелло и др.

Фото thepassionofthechrist.com

Трудно даже вообразить, что всем известный голливудский мачо, сделавший брендом образ "безумного Макса", сыгравший в куче дурацких комедий и боевиков, войдет в историю кино не оскароносцем за посредственное "Храброе сердце", а автором религиозного блокбастера.

Гибсон вписал свое имя в список режиссеров, оказаться рядом с которыми – заветная мечта любого художника. Пантеон тех, кто осмелился живописать на экране распятие Христа и, главное, у кого это получилось, исчезающе малочислен: Пазолини, Тарковский, Скорсезе и теперь вот, ну кто бы мог подумать – Мэл Гибсон!

Правда стоит отметить, что его "Страсти" напоминают скорее развернутый финальный эпизод "Последнего искушения Христа", чем самостоятельный взгляд на новозаветную историю, но это не так уж важно. Копировать гениальные образцы – традиция в изобразительном искусстве, и хорошо, что в нашем случае кино не стало исключением.

Очень долго попытки экранизации священной истории как правило проваливались. Большую роль в этом играл фактор религиозного неприятия всякого внешнего вторжения в мир интимных переживаний верующих. Первая по-настоящему удачная экранизация – "Евангелие от Матфея" великого Пазолини – показала, что, несмотря на общую благосклонность к этому фильму (сломившему существовавший до него негласный запрет на подобные проекты), Римская Католическая церковь весьма скептически отнеслась к идее изображения Богочеловека смертным актером. В 1964 г. юному Энрике Ирацоки, сыгравшего у Пазолини Иисуса из Назарета, по личной просьбе понтифика пришлось распрощаться с артистической карьерой навсегда – дабы впредь не искушать зрителя лишними ассоциациями и не навлечь обвинений в кощунстве.

Фото: thepassionofthechrist.com

Фильм Пазолини долго оставался непревзойденным образцом, пока не настал черед радикально иного взгляда на изображение евангельских событий, предпринятого Мартином Скорсезе, тоже католиком, но уже американским. Здесь не место описывать всю массу беспочвенных и откровенно идиотских обвинений великого художника в кощунстве, особенно со стороны тех, кто фильма не видел. Стоит лишь сказать, что "Последнее искушение Христа" получилось завораживающе прекрасным, бесконечно далеким от эстетики слащавой сериальности, равно как и строгой черно-белой палитры Пазолини, и, главное, умным кино. Этот шедевр открыл новую веху в изображении ключевых событий Нового завета, да такую, что Гибсону, вольно или невольно, пришлось взять за образец именно "Последнее искушение Христа", хотя режиссер признавался, что и Тарковский и Пазолини им были тщательно изучены.

Фото: thepassionofthechrist.com

Скорсезе не пошел проторенным путем буквального толкования и псевдоисторизма, а придумал собственную эстетическую концепцию, для чего и понадобился роман греческого коммуниста Никаса Казандзакиса "по мотивам" Евангелия. Это позволило авторам рассказать о событиях двухтысячелетней давности так, как будто они случились вчера.

Идя именно этой проторенной дорогой, cмешав исторические мотивы со зрелым кинематографическим профессионализмом и воспользовавшись голливудским техническим потенциалом, Гибсону удалось пройти по самому краю и угодить всем категориям зрителей, за исключение разве что слабонервных.

Единственное, чем действительно его фильм отличается от ранее названных, – крайним радикализмом в живописании зверств и откровенной ставкой на человеческие страдания Христа, в ущерб Его духовному подвигу. За два с лишним часа на глазах ошарашенной публики творятся пытки и мучения, настолько натуралистично снятые, что у верующих слезы текут ручьями, случаются сердечные приступы, а самые суровые циники и материалисты к середине ленты подавленно затихают.

Повторюсь: пускай эстетика Гибсона эпигонская, внешние образы очень похожи, визуальные эффекты выглядят близнецами – но в "Страстях" есть собственные драйв, нерв и ритм. А это – самое главное в кино. К тому же Гибсон очень точно следует новозаветному кодексу, почти нигде не добавляет от себя драматургии и лишней фактологии, рискуя лишь в историческом аспекте, поскольку костюмы, внешняя среда и, особенно, латынь и арамейский его героев производят впечатление лишь на людей, в этом совершенно несведущих. Не будем останавливаться на подробном разборе этого – перед нами не научный труд, а предмет искусства. Да, исторически все могло быть иначе. Но как именно было – этого мы все равно никогда не узнаем.

Поскольку эстетика "Страстей" ничего нового не сообщает, говорить о ней можно только в плане нравится кино или нет. Но остается аспект религиозный. Тут возможны варианты.

Фото: thepassionofthechrist.com

Мэл Гибсон, будучи по вероисповеданию старокатоликом, все равно отталкивается от чисто западных, латинских представлений о Пассии, т.е. особом значении искупительных страданий Господа. Для православного сознания этот взгляд кажется утрированным, чрезмерно приземленным, по крайней мере, не имеющим самодовлеющей ценности. Не случайно Гибсона упрекают в том, что сцена бичевания, пыток, а потом и распятия слишком затянута, натуралистична и, вероятнее всего, не соответствует реалиям того времени. Христа "по Гибсону" сначала прибивают к кресту, а затем это орудие казни воздвигают на Голгофе, тогда как, скорее всего, распинаемого прибивали и привязывали уже на вкопанном в землю кресте. Но сцена с пробиванием ладоней лежащего беспомощного человека, с последующим жутким переворачиванием крестного древа, с фонтанами крови, рвущимися на глазах сухожилиями и вылезающими из орбит глазами – смотрится эффектней.

Гибсон половинчато воспринял информацию, которую дала ученым Туринская плащаница, хотя, очевидно, сведениями этими пользовался вовсю. В начале фильма, когда истязатели бьют Иисуса, грим превращает лицо актера в копию Лика именно с Туринского плата. А в сцене распятия гвозди пробивают все-таки ладони, а не запястья Христа, как безоговорочно свидетельствует Плащаница. А ведь сей факт немаловажен именно в историческом плане: в запястьях у человека находятся нервные узлы, и такой способ распятия приносил истязаемому дополнительные страдания, кроме того, не давал рукам сорваться под весом тела. Но, боюсь, тут виной чисто католическая традиция появления стигматов на ладонях – никуда не денешься, пришлось сделать уступку.

Можно привести еще массу несоответствий, вернее – современных трактовок той истории, однако в данном случае это не главное. Гибсону каким-то чудом удалось преодолеть грань лубочного действа, и временами его кадр превращается в современную киноикону. Это производит неизгладимое впечатление. Думаю, для людей, никогда в руки не бравших Евангелие, этот фильм станет не столько путеводителем, сколько поворотным пунктом и побудительным мотивом самим прочесть обо всех повествуемых ужасах. А заодно убедиться, что Новый Завет вовсе не об этом. Если "Страсти Христовы" выполнят эту миссию – а мне кажется, так и будет, – Мэлу простятся все его дурацкие "мэдмаксы" вместе взятые.

Теперь что касается многочисленных обвинений Гибсона в антисемитизме. На мой взгляд, это чистой воды паранойя и говорить тут ровным счетом не о чем. Если уж идти на поводу у любителей сенсационных выводов - скорее итальянцы могут обидеться, ведь главными палачами, причем лютыми садистами, выступают римские преторианцы.

На мой взгляд, у "Страстей" есть только один существенный недостаток, помимо эстетической вторичности, – фильм этот рассчитан на вышибание сильной эмоции, для чего режиссер пользуется неспортивными приемами, работая без анестезии. Верующим, при всем горестном сочувствии к разыгравшейся трагедии, практически не остается места для пасхального ликования, и лишь самый последний кадр, буквально секунда, намекает на Воскресение. А это для зрителя, воспитанного в отличной от католицизма традиции, где отдельно Страстям не поклоняются (ведь католики чуть ли не персонифицируют сами страдания Христа), – весьма непривычная трактовка.

Фото: thepassionofthechrist.com

Это легко объяснить на примере изображения Распятия, которое католики и православные носят на теле. В традиции православия – изображать Спасителя что на иконах, что на нательном кресте именно как уже Воскресшего Крестоносителя, призывающего в свои объятия всю вселенную и несущего на себе новозаветный жертвенник – Крест. Посмотрите – у нас руки Иисуса всегда изображаются параллельно Честному Древу. А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что, по существу, есть вечный плод Креста – Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем. Католический взгляд скорее апеллирует к мысли, что люди своими страданиями принимают участие в искупительных Страстях Христовых. С этой точки зрения фильм Мэла Гибсона, несмотря на все попытки быть предельно "объективным" и "историчным", иначе, как сугубо "католическим", назвать нельзя.

Но вряд ли это недостаток именно кинематографический – все-таки Гибсон снимал не учебное пособие, а создавал произведение искусства. Да и сравнивать особо не с чем. Аналогичная сцена в "Страстях по Андрею" Тарковского снята в метафорическом контексте и к историзму не имеет отношения, хотя визуально, если помните, как раз отвечает православному взгляду на Распятие.

На наши экраны фильм выходит на Страстной седмице, в год, когда православная и католическая Пасха, несмотря на разные церковные календари, совпали. Как известно, в мире нет ничего случайного.

В российских кинотеатрах "Страсти Христовы" можно увидеть с 8 апреля.

Смотрите фильм "Страсти Христовы" на английском языке в кинотеатре American cinema.

utro.ru

КРЕСТНЫЕ МУКИ СПАСИТЕЛЯ. | Местная религиозная организация православный приход храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке города Москвы московской епархии Русской Православной Церкви /Московский Патриархат/

Допрос Господа у Анны. (Мф. 26, 58, 69-75; Мк. 14, 54, 66-72; Лк. 22, 54-62; Ин. 18, 13-14; 19-27)

Арест Иисуса совершался в глубокой тайне от народа. Во­оруженная толпа с Пленником вышла из Гефсиманского сада, спустилась в долину Кедрона, перешла поток и пошла вдоль юж­ных стен города по направлению к Сионской горе, на вершине ко­торой находился дворец первосвященника Каиафы.

Но стража не сразу повела Иисуса во дворец Каиафы. Снача­ла они привели Его к первосвященнику Анне, или Ханану, как называет его Иосиф Флавий. Вождь саддукейской партии и глава знатного семейства, из которого в то время вышло большое число первосвященников, Анна оставался влиятельным лицом в Иудее и после того, как римские власти сместили его с должности перво­священника. Этот коварный человек имел особенно большое вли­яние в то время, когда первосвященником стал его зять Иосиф Каиафа – человек жестокий, но слабовольный, ставший игруш­кой в руках Ханана.

Анна не скрывал своей радости при виде связанного Иисуса и стал расспрашивать Пленника о Его учении и учениках. Не же­лая удовлетворять коварное любопытство хитрого саддукея, Гос­подь ответил ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синаго­ге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ниче­го. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил».

Такой ответ привел злобного старика в ярость, а слуга перво­священника ударил Христа по щеке, сказав при этом: «Так Ты от­вечаешь первосвященнику!» Иисус кротко перенес нанесенное Ему оскорбление и ответил жестокому рабу: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» На этом Анна прекратил свой допрос и приказал вести Узника на суд к первосвященнику Каиафе.

Христа вывели во двор. Пасхальная ночь была прохладной. Во дворе первосвященника сидели слуги и грелись у разведенно­го костра. Между ними сидел и апостол Петр, который вместе с Иоанном прошел во двор. Но галилейский говор и поведение Пет­ра выдали его. Слуги обратили на него внимание и стали допра­шивать апостола, не является ли он учеником Иисуса Назаряни­на. Петр начал клясться и божиться, что он не знает Этого Чело­века. В это мгновение он поднял голову и увидел Спасителя, сто­явшего на возвышенной части двора. Учитель взглянул на Своего ученика, и взор Его выразил упрек и сожаление. И тут же Симон услышал отдаленный крик петуха. Он вспомнил предсказание Спасителя, и, выйдя вон, горько заплакал.

Суд Синедриона (Мф. 26, 57-66; Мк. 14, 53-64; Лк. 22, 54)

Тем временем во дворце Каиафы, несмотря на глубокую ночь, царило сильное оживление. Готовились к чрезвычайному заседа­нию Синедриона. Первосвященник решил во что бы то ни стало этой ночью добиться приговора Иисуса к смерти и как опасного преступника выдать его римским властям на казнь. Но для этого нужны были серьезные обвинения. Срочно искали лжесвидете­лей. Наконец Синедрион открыл свое беззаконное заседание. Явились все первосвященники, старейшины, книжники и на­чальники храма, жившие в Иерусалиме. Собрание было торжест­венным и многолюдным. Уклонились только Иосиф Аримафей­ский и, вероятно, Никодим, не пожелавшие участвовать в этом позорном для евреев деле. Председательствовал сам Каиафа.

Когда ввели Христа, все члены Синедриона сразу пришли в большое возбуждение. Какая радость и торжество! Ненавист­ный Пророк из Галилеи стоял перед ними связанный, унижен­ный и бессильный! Все наперерыв хотели задавать Ему вопросы, и Каиафа, по-видимому, с трудом удерживал порядок собрания. Один за другим стали входить лжесвидетели, которые возводи­ли на Иисуса всевозможные обвинения, но для смертного приго­вора этого было недостаточно. Христос молчал и не произносил ни слова в Свое оправдание. Это приводило Синедрион в ярость. Было ясно, что удачно начатое дело против Иисуса Назарея мог­ло кончиться ничем.

В конце концов Каиафа не выдержал. Он встал со своего почет­ного места, подошел ко Христу и с негодованием сказал Ему: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» Но и на этот взрыв негодования Спаситель не отвечал ни слова. В Синедрионе воцарилась тишина. Тогда Каиафа спросил Подсу­димого в упор: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» – «Ты сказал, – ответил ему Христос, –… отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Так униженный и оскорбленный Мессия еще раз свидетельствовал о Себе духовным руководителям ев­рейского народа, которые сами и притом первыми должны были при­знать и принять своего Мессию. Но слепые вожди духовно ослепшего Израиля не смогли увидеть в Иисусе истинного Мессию. Их глаза от­кроются лишь тогда, когда Христос во славе Отца Небесного придет судить живых и мертвых, но тогда уже будет поздно. Теперь же, ос­лепленные ненавистью к Спасителю, члены Синедриона увидели в от­вете Христа хулу на Бога, и все пришли в возмущение. В порыве при­творного негодования Каиафа разорвал переднюю часть своей одежды и воскликнул, обращаясь к судилищу: «На что еще нам свидетелей? …Вы слышали богохульство! как вам кажется?» «Повинен смерти!» –единодушно решил Синедрион. Цель сборища была достигнута.

Но Синедрион не имел права казнить преступников. Приго­вор должен был идти на утверждение римскому правителю Пон­тию Пилату. И еще было неизвестно, как римская власть отнесет­ся к их приговору.

Члены Синедриона начали расходиться, чтобы через несколь­ко часов опять собраться для завершения своего беззаконного де­яния. Связанного Христа отвели во двор, где Он, охраняемый стражей, должен был дожидаться утра. Остаток ночи Иисус тер­пел самые низкие издевательства от слуг первосвященника. Они плевали Ему в лицо, били Его по щекам и с насмешкой спрашива­ли: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» И много иных ху­лений произносили против Него. Ни жалобы, ни упрека не было слышно из уст Спасителя.

Рано утром члены Синедриона, повторив над Христом свой страшный и беззаконный приговор, повели Его к римскому пра­вителю Понтию Пилату.

Господь перед Пилатом

Тем временем первосвященники и их слуги привели Христа к воротам крепости Антония, где находилась резиденция правителя Пилата. Пилат был язычником, и потому члены Синедриона не во­шли в его дворец, боясь осквернения в пасхальные дни. Огромная шумная толпа теснилась у ворот крепости. Нужно было произвес­ти сильное впечатление на римского прокуратора и во что бы то ни стало добиться от него утверждения смертного приговора, кото­рый первосвященники уже вынесли ненавистному им Галилеяни­ну. Члены Синедриона сговорились, прежде всего, обвинять Хри­ста в политической неблагонадежности Его для римской власти, так как религиозные мотивы их приговора могли показаться рим­скому правителю непонятными и недостаточными.

Недовольный неурочным приходом иудеев, Пилат вышел к толпе на лифостротон. Это был человек, правление которого со­провождалось многочисленными кровавыми столкновениями с евреями и самарянами. Он ненавидел Иерусалим, этот город бунтовщиков, ненавидел и иудеев, которые в свою очередь отно­сились к нему еще с большей ненавистью.

Увидев в толпе связанного Пленника, Пилат холодно спросил членов Синедриона: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» На это иудеи дерзко ответили правителю: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Оскорбленный таким ответом, Пилат сказал иудеям: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его». Этими словами Пилат смирил своих противников. Он как бы с на­смешкой напомнил иудеям о их политической зависимости от римской власти. Тогда первосвященники смиренно ответили пра­вителю, что они не имеют официального права предавать кого-ли­бо смертной казни. Но чтобы Пилат понял, что этот судебный слу­чай требует именно смертной казни, они начали обвинять Спаси­теля в том, что Он развращает народ, запрещает давать подать ке­сарю и провозглашает Себя Христом-Царем. Это заставило прави­теля прислушаться. Он повелел ввести Обвиняемого в судебную палату и спросил Его наедине: «Ты Царь Иудейский?»

«От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» – спросил его Христос. На это Пилат с пренебрежитель­ной гордостью римского гражданина заметил: «Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сде­лал?» Тогда Христос сказал Пилату, что Он действительно Царь, но Царство Его не от мира сего. «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Убедившись, что Христос является только религиозным проповедником и совершенно не опасен для Рима, скептик Пилат иронически спросил Иисуса: «Что есть истина?» – и, не дождавшись ответа от Самой Истины, вышел к ожидавшему его народу.

«Я никакой вины не нахожу в Нем», – сказал он членам Си­недриона. Но на эти слова правителя раздались громкие выкри­ки. На Христа начали возводить всевозможные обвинения, из ко­торых Пилат понял, что Обвиняемый – Галилеянин. Тогда рим­ский чиновник, не желая продолжать судебный процесс, прика­зал воинам отвести Иисуса на суд во дворец Ирода Антипы, пра­вителя Галилейской области. Такое решение было дружеским жестом Пилата по отношению к правителю, с которым до этого времени римский чиновник находился в ссоре.

 

Христос перед Иродом

Ирод был рад увидеть перед собой Галилейского Проповедни­ка, о Котором он много слышал и даже одно время считал Его за воскресшего Иоанна Крестителя. Человек слабый и порочный, Ирод имел странную черту характера: он охотно слушал речи проповедников и пророков, хотя потом был способен казнить их. От Иисуса он тоже надеялся услышать что-нибудь интересное или увидеть какое-нибудь чудо.

Но Христос молчал. С этого момента до того самого времени, когда Его повели на казнь, Он не проронил ни слова. Антипа был разочарован и рассержен, но, не теряя своего праздничного благо­душия, решил так же, как и Пилат, уклониться от суда. Он при­казал одеть Иисуса в светлую одежду, в знак Его невиновности, и, провожая Его насмешками и издевательствами, отправил обрат­но к Пилату. С этого дня, замечает евангелист Лука, Пилат с Иро­дом сделались друзьями.

 

Господь снова перед судом Пилата

Видя, что Ирод не нашел в Обвиняемом ничего достойного казни, Пилат хотел отпустить Его, но первосвященники продол­жали настойчиво требовать казни Иисуса. Тогда Пилат обратился с лифостротона к народу, думая у него найти поддержки. Он ска­зал им: «Есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на праздник Пасхи. Итак, кого хотите чтобы я отпустил: Варавву или Иисуса, называемого Христом?»

Варавва же был посажен в темницу за произведенное им в го­роде возмущение и убийство.

Но Пилат ошибся в своих расчетах. Толпа, вдохновленная первосвященниками, требовала отпустить разбойника Варавву, а Иисуса распять. «Распни, распни Его!» – кричал обезумевший народ. И, вероятно, среди кричавших было немало тех, кто не­сколько дней назад восклицал: «Осанна Сыну Давидову!»

«Какое зло сделал Он?» – удивленно спрашивал Пилат у бес­новавшейся толпы. Но крики не умолкали.

Наконец, правитель решил, что наказанием можно избегнуть смертного приговора. И он в угоду Синедриону и народной толпе отдал Христа воинам для бичевания.

Воины отвели Иисуса во внутренний двор претории и созвали всю когорту. Привязав невинного Страдальца к столбу, они со зверской жестокостью били Его по обнаженной спине ременными плетями, внутри которых были вшиты острые кусочки металла. С первых же ударов такими плетями тело разрывалось и кровь обильно текла из ран. После бичевания человек находился обыч­но почти в обморочном состоянии и был на грани смерти от поте­ри крови. Но жестоких воинов это только забавляло. Окончив би­чевание, они надели на Христа красный плащ, возложили Ему на голову венец из терна и, издеваясь, падали перед Ним на колени и приветствовали словами: «Радуйся, Царь Иудейский». А затем брали из Его руки трость и били ею по голове Иисуса, чтобы ко­лючки терна глубже вонзались в Его тело.

Так неблагодарные люди издевались над своим Творцом и Спасителем.

Думая, что бичевания достаточно для удовлетворения нена­висти духовенства, и надеясь растрогать толпу, Пилат приказал вывести жестоко избитого, израненного, увенчанного терновым венцом Иисуса на лифостротон. Оттуда Его хорошо было видно народу. Христос молчал. Он так мужественно вынес все нечело­веческие муки, что Понтий Пилат еще больше проникся уваже­нием к Нему. Видя Его безмолвное страдание и в то же время бла­городный облик и царственный взгляд, правитель воскликнул: «Ессе Homo! Вот Человек!» Но в ответ на восхищение язычника послышался рев евреев. «Распни, распни Его!» ¾ кричала обезу­мевшая толпа.

Пилат не ожидал такой кровожадности от народа и служите­лей Бога, и резко им ответил: «Возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».

Видя, что обвинение Иисуса в неблагонадежности Его для римской власти им не удалось, первосвященники начали об­винять Христа в нарушении Им религиозных законов. «Мы имеем закон, — отвечали члены Синедриона Пилату, – и по за­кону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».

Хотя Пилат был скептиком, но религиозное чувство ему все же не было чуждо. Он уже догадывался, что его Подсудимый необыкновенный Человек. Это предположение Пилата было подтверждено его женой, которая во время суда послала к не­му слугу рассказать свой удивительный сон об этом Узнике. Религиозный страх охватил душу правителя, и он решил вы­яснить, кто же все-таки этот удивительный Человек. С этой целью Пилат попросил Христа войти в преторию и наедине спросил Его: «Откуда Ты?» Но Христос молчал. Тогда Пилат напомнил Узнику о своих полномочиях. Он сказал Иисусу: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть рас­пять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» На это Христос от­ветил правителю: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему больше греха на том, кто предал Меня тебе».

Пилат так и не узнал, «откуда Христос», но ответ Подсудимо­го окончательно убедил правителя в невиновности Узника, «и с этого времени Пилат искал отпустить Его».

Но во дворе продолжала бушевать толпа. Первосвященники уловили настроение Пилата и решили действовать угрозами. Как только Пилат с Подсудимым появился на лифостротоне, евреи, указывая руками на Христа, закричали: «Распни, распни Его». «Царя ли вашего распну?» – спрашивал Пилат бесновавшуюся толпу. А она неистово кричала ему в ответ: «Нет у нас царя, кро­ме кесаря, и ты не друг кесаря, если отпустишь Его!»

Было время, когда первосвященники говорили: «Нет у нас Царя, кроме Бога», – а теперь сами произнесли над еврейским на­родом вечный приговор: никогда не иметь иного царя, кроме ке­саря! Это значит вечно быть в изгнании, всегда подчиняться ца­рям тех народов, среди которых евреям придется проживать.

Ответ еврейского народа был угрозой Пилату, и он уступил толпе. Потребовав воды, Пилат умыл руки перед народом и ска­зал им: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы!» В ответ на эту попытку самооправдания толпа закричала: «Кровь Его на нас и на детях наших». Этот крик толпы, отвергший свое­го Мессию, звучит через все века и лежит тяжким бременем на ев­рейском народе.

Суд у Пилата закончился. Разбойник Варавва получил свобо­ду, а Христос приговорен был к распятию.

 

Крестный путь Спасителя (Мф. 27, 31-34; Мк. 15, 20-23; Лк. 23, 26-33; Ин. 19, 16-17)

После суда Христос был отдан в руки палачей, которые долж­ны были привести страшный и беззаконный приговор в исполне­ние. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели Узника в Его собст­венные одежды и возложили на Него крест.

По жестокому обычаю, приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни.

Было раннее утро. Старейшины и первосвященники торопи­ли палачей, так как им надо было к наступлению субботы завер­шить свой кровожадный замысел.

Вместе с Иисусом на казнь вели двух преступников, быть мо­жет, единомышленников Вараввы. В Иерусалиме до сих пор по­казывают «Скорбный путь», по которому воины вели на казнь Спасителя мира. С того времени многое изменилось в топографии города, но, вероятно, по такой же узкой, как и теперь, восточной улице двигалась скорбная процессия в пасхальную пятницу че­тырнадцатого нисана тридцатого года.

Обессиленный бессонной ночью, душевными муками и же­стоким бичеванием, Христос изнемогал и падал под тяжестью Своего креста. Чтобы ускорить продвижение, воины задержали одного крестьянина, идущего с поля, и заставили его нести крест Спасителя. Когда печальная процессия подошла к город­ским воротам, здесь уже собралась большая толпа народа. По­слышались рыдания женщин. Они были почти единственными, кто без боязни выражал свое сочувствие и скорбь при виде страшной процессии и кроткого Назарянина, ведомого на по­зорную казнь. Обернувшись к плачущим женщинам, Христос с грустью произнес: «Дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших! Потому что скоро при­дут дни, когда будут говорить: счастливы те женщины, у кото­рых нет детей».

В эти предсмертные часы душа Спасителя глубоко скорбела при мысли о печальной судьбе Иерусалима и еврейского народа, отвергшего своего Мессию.

Наконец процессия прибыла на лобное место, называемое Голгофой, которая представляла собой гладкий холм, напоминав­ший человеческий череп.

Агнец Божий добровольно взошел на всемирный Жертвен­ник, чтобы отдать Себя на мучения и позорную смерть за весь че­ловеческий род, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Сво­его Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Нам никогда не постигнуть до конца всей глубины Божественной Жертвенной любви к чело­веческому роду, проявившейся на Голгофе. Поэтому «да молчит всякая плоть человеча» и да стоит она перед этой тайной Жерт­венной любви «со страхом и трепетом».

 

Распятие. Крестные муки Спасителя. Слова, произнесенные Господом Иисусом Христом на кресте. Смерть Господа Иисуса Христа. (Мф. 27, 34-50; Мк. 15, 23-37; Лк. 23, 33-46; Ин. 19, 18-30)

Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и не­сколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель мира не пожелал ни смягчения страданий, ни потемнения сознания во время принесения Своей великой Жертвы. Он отказался от вина и в полном сознании готовился встретить смерть, надвигающую­ся на Него.

Распятие — один из самых мучительных видов казни, кото­рые измыслила человеческая жестокость. Руки и ноги осуж­денного прибивались, а иногда привязывались к столбу и пере­кладинам креста. Чтобы тело не упало с креста, для ног делали подпорку. В таком положении осужденного обрекали на мед­ленное и мучительное умирание. Иногда по нескольку дней он мучился под палящими лучами солнца, томимый невыносимой жаждой и нестерпимой болью от ран на руках и ногах, которые разрывались и увеличивались под тяжестью тела. Из-за неесте­ственного положения тела кровообращение нарушалось, мути­лось сознание. Страдающий призывал на помощь смерть, но она медлила…

И вот к такой жестокой казни был приговорен евреями Мес­сия, Сын Божий.

Палачи сорвали с Иисуса одежду и растянули Его на кресте. Когда Его руки и ноги прибивали ко кресту, Он молился за Своих распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Да! Если бы Христос был понят и признан человечеством, Он никогда не был бы распят. Но это не могло произойти, так как мир во зле лежит. Силы ада на земле не могут терпеть Добра, Мира, Любви.

По повелению Пилата над головой Спасителя была прибита надпись на трех языках — еврейском, греческом и латинском — «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Первосвященники возража­ли правителю против такой надписи, но на этот раз Пилат про­явил свою твердость и ответил иудеям: «Что я написал, то напи­сал». Он был раздражен поведением иудейского духовенства и Синедриона и этой надписью хотел унизить их. Была в этой над­писи и посмертная дань уважения необыкновенному Осужденно­му. Пилат отдавал Ему честь.

По обеим сторонам Христа распяли двух разбойников. Так исполнилось древнее пророчество: «И к злодеям причтен» (Ис. 53, 12).

Окончив казнь, воины стали делить между собой одежды Хри­ста. Они разорвали их по швам, а затем разделили на четыре части. Хитон же Христов не имел швов, он весь был соткан (вероятно, ру­ками Божией Матери) сверху донизу. Не желая портить его, воины бросили о нем жребий. И здесь с поразительной точностью испол­нилось пророчество о Христе псалмопевца Давида: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21, 19).

Тем временем первосвященники, старейшины и фарисеи тор­жествовали свою победу. Наконец-то они заставили замолчать не­навистного им Галилеянина. Желая причинить Христу еще боль­шее мучение, они насмехались над Ним и говорили: «Других спа­сал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и тогда уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он ска­зал: Я Божий Сын. » В этих словах первосвященников слышался голос диавола, который некогда искушал Христа в пустыне.

Было девять часов утра. Недалеко от Голгофы стали появлять­ся прохожие. Некоторые останавливались и с холодным любопыт­ством наблюдали за казнью. Кто-то узнавал Иисуса и злорадно кричал: «…Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого… сойди с креста!»

Огромная праздная толпа народа окружала Голгофу. Она на­слаждалась страданиями Праведника, доставляя Ему еще боль­шие мучения. Кругом была ненависть, злоба и месть…

Ни римские палачи, ни первосвященники, предавшие на смерть Царя Иудейского, не понимали того, что совершалось на Голгофе, над Кем издевались они, стоя у креста.

Между тем над Иерусалимом и Голгофой с двенадцати часов дня начала сгущаться тьма. Казалось, само солнце скрылось, что­бы не видеть безумия сынов человеческих. А они продолжали глумиться. Глумились солдаты, глумились священники, глуми­лась праздная толпа. Даже один из распятых разбойников изде­вался над Сыном Божиим.

И вот в это время среди всеобщего ликования зла и неправды на Голгофе совершилось чудо, раздался осуждающий голос второ­го разбойника, который висел справа от Спасителя. Благодать коснулась сердца этого человека, и он, умирая на кресте, воскрес для новой жизни. Внезапно он стал останавливать своего товари­ща, который вместе с толпой оскорблял Христа. Затем, обратив­шись к Спасителю, он сказал Ему: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Этим исповеданием разбойник не только показал свою глубокую веру в распинаемого Мессию, но и обличил всех Его распинателей и хулителей.

Измученный и умирающий Христос и на кресте был Царем. Запекшиеся уста Его разомкнулись, и Он, до сих пор молчавший, сказал благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Так мог ответить только Царь и Вла­дыка Царства Небесного.

В это время к самому подножию креста Христова подошел апостол Иоанн с Божией Матерью. Та, Которая сподобилась стать Матерью Сына Божия, страдала вместе с Ним на Голго­фе. «Жено!» – с любовью обратился к Своей Матери Ее умира­ющий Сын. И указывая глазами на Иоанна, сказал Ей: «се, сын Твой!» Потом, обращаясь к любимому ученику, произнес: «се, Матерь твоя». Так Сам Господь усыновил Иоанна, а в лице его и весь человеческий род Божией Матери. С этого времени Иоанн взял Пресвятую Деву к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Близился третий час дня. Тьма все больше сгущалась. Страда­ния Спасителя достигли предела. Страшные предсмертные муки охватили Его душу. Отец как будто оставил Сына, отвергнутого и отягощенного грехами всего человечества: «Элои, Элои! лама са­вахфани? –Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» – воскликнул Иисус. Христос, Агнец Божий, взял на Себя ответ за все зло, совершенное всеми людьми на протяжении всех веков, по­этому Он и ощутил на кресте всю глубину богооставленности, весь ужас безблагодатного состояния, всю боль адских мук.

Господа стала томить нестерпимая предсмертная жажда. Смерть близилась, сознание мутилось. «Жажду», – проговорил Он. Тогда один из воинов, движимый состраданием, быстро взял трость с губкой, смоченной в уксусе, и поднес ее к иссохшим гу­бам Спасителя. Вкусив немного уксуса, Спаситель произнес: «Со­вершилось!» Среди мрака послышался сильный подземный гул, и начала колебаться почва Голгофы. В этот момент стоявшие при кресте услышали громкое восклицание Сына Божия: «Отче! В ру­ки Твои предаю дух Мой». Голова Его склонилась на грудь, и Сын Человеческий умер.

Агнец Божий, предназначенный от создания мира, принес Себя во всемирную Жертву. Жертвенная любовь Христа победи­ла власть тьмы и силу диавола. Христос страдал и умер, чтобы че­ловека оживить для вечной жизни с Богом.

События после смерти Господа. Прободение ребер Спасителя. (Мф. 27, 51-56; Мк. 15, 38-41; Лк. 23, 45-49)

Если человеческие сердца были равнодушны к страданиям и смерти Сына Божия, то природа протестовала против такого бе­зумия сынов человеческих. Тьма, а затем землетрясение отрезви­ли кровожадных распинателей. Смущенная и испуганная толпа стала поспешно расходиться с позорного места казни Великого Праведника. Все почувствовали, что совершилось что-то грозное и непоправимое. Многие иудеи с покаянным чувством били себя в грудь. Даже римский сотник, стоявший у креста и наблюдав­ший за последними минутами жизни Иисуса, невольно восклик­нул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий».

Но вот грозные явления природы прекратились. Голгофа опус­тела. По городу стали распространяться страшные слухи о том, что землетрясение повредило храм, и завеса, отделявшая Святая Свя­тых от Святилища, разорвалась сверху донизу. Это событие знаме­новало завершение Ветхого Завета и установление нового отноше­ния человека к Богу. Святая Святых, веками скрытое от народа, те­перь открыто предстало перед смущенными взорами людей.

Приближался праздник пасхальной субботы. Чтобы не омра­чить субботнего покоя, первосвященники просили Пилата ускорить смерть осужденных и снять их тела с крестов. Пилат дал согла­сие, и воины ударами палиц добили еще живых разбойников, пе­ребив им голени. Христос был мертв, однако воины захотели удо­стовериться в этом. Один из них пронзил грудь Умершего копьем. Из образовавшейся раны «истекла кровь и вода». Сомнения не было: Царь Иудейский был мертв. Так римский воин довершил то беззаконие, которое совершили евреи над своим Мессией. Зло из­лило на Христа всю свою адскую силу… Но оно не победило Его. Даже мертвый Он был страшен аду.

Наступал субботний день. Недалеко от стен Иерусалима на фоне потемневшего неба высился контур креста Спасителя мира. Но отныне это позорное орудие казни станет знамением искупле­ния, символом Жертвенной любви Бога к человеческому роду.

 

Погребение Спасителя. Поставление стражи у гроба. (Мф. 27, 57-66; Мк. 15, 42-47; Лк. 23, 50-55, Ин. 19, 38-42)

Преступники, осужденные Синедрионом, погребались без всяких почестей: их тела бросались в общую могилу. Поэтому те­ло Христа должно было разделить общую участь тел казненных разбойников. Но в это время к Пилату пришел тайный ученик Христа, член Синедриона Иосиф Аримафейский. Он не был со­участником в осуждении Иисуса и теперь явился к правителю, прося у него разрешения достойно предать земле тело Царя Иу­дейского. Узнав о смерти Христа, Пилат разрешил Иосифу похо­ронить тело своего Учителя.

На Голгофе к Иосифу присоединился еще один тайный уче­ник Христа Никодим. Он принес благовония, которыми пропита­ли купленную Иосифом плащаницу. Затем эти два ученика сняли с креста Тело Спасителя и поспешно, так как наступала суббота, приготовили его к погребению, как это требовалось по иудейско­му обычаю.

Возле Голгофы находился сад, в котором имелась высечен­ная новая гробница, принадлежавшая Иосифу Аримафейскому. Сюда оба ученика и перенесли тело Учителя. Они положили те­ло Умершего в гробницу, а вход в нее привалили большим кам­нем. Мария Магдалина и другие женщины издалека смотрели на это торопливое погребение и решили после окончания суббот­него покоя прийти к гробнице и помазать дорогое Тело Учителя благовониями.

Первосвященники были очень довольны, что они, хотя и с ве­ликим трудом и множеством хлопот, все же так быстро и оконча­тельно расправились с Галилейским Пророком. Теперь по всем уставам закона Моисеева они могли торжественно праздновать великую субботу. Однако что-то мешало им. На душе было не сов­сем спокойно. Неужели, думали они, друзья и последователи Га­лилеянина сдались без сопротивления. Не будут ли они продол­жать дело казненного Учителя? И как же они, блюстители закона, оставили гроб без охраны? Да еще в то время, как Пилат выдал тело Иисуса изменникам Синедриона – Иосифу и Никодиму. Это их волновало. Они решили нарушить покой субботы и немедлен­но идти к Пилату. «Господин, –сказали они ему, – мы вспомни­ли, что обманщик Тот, еще будучи в живых,казал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали на­роду: воскрес из мертвых; будет последний обман хуже первого».

Прокуратор был раздражен таким поведением Синедриона и потребовал, чтобы первосвященники оставили его в покое: «Имеете свою (стражу), – сказал он им, – пойдите и охраняйте, как знаете».

Внимательно осмотрев пещеру и убедившись, что тело Хрис­та находится в гробнице, первосвященники поставили печать Си­недриона на камне гроба, а для охраны оставили свою стражу.

Казалось, что силы ада торжествовали. Но это было призрач­ным торжеством. Смерть не могла удержать Источника жизни. Христос Своей смертью победил смерть, разрушил устои ада и да­ровал людям вечную жизнь. Христос воскрес!

(информация взята с сайта www.mpda-dl.ru)

www.vospitanie-hram.ru

МУКИ ХРИСТОВЫ. Что такое распятие — православная социальная сеть «Елицы»

225 000 капель крови Иисуса Христа ссылка За две тысячи лет слово "распятие" повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Что же такое распятие?

Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.

В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.

Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.

Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.

Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца.

Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше...

----------------------------------------------225 000 капель крови Иисуса ХристаМУКИ ХРИСТОВЫ. Что такое распятиеОдному св.старцу, который всегда размышлял и горько рыдал о крестных страданиях Христа, явился Господь и подробно рассказал ему, как Он претерпел страдания и сколько пролил крови ради спасения человеческого рода, начиная от вечера четверга до погребения:

- сердечных воздыханий испустил -130...- из тела Моего истекло крови - 225 000 капель...- вооруженных воинов-118 чел.- с ними творили бесчинства - 230 чел.- всего было - 348 чел.- 3 воина вели Меня на распятие и творили Мне разные пакости...- за волосы и бороду терзали и влачили Меня 77 раз...- спотыкался и падал на землю(начиная с вертограда до Анны) 7 раз...- претерпел руками по устам и щекам - 105 ударов...- кулаком били по лицу 20 раз...- уставал и надрывался от начала до конца страданий - 707 раз...- сильных ударов получил -1199...- били Меня со всей силой тростью и палкой - 40 раз...- когда возложили на Меня терновый венец, 5 остриев вонзились Мне в череп до мозгов, из них 3 преломились и остались в голове Моей, с ними и погребли Меня...- от прободения венца тернового истекло крови 3000 капель...- ран на голове Моей от прободения венца - 1000...- терновый венец возлагался и падал с главы Моей 8 раз...- неся Крест по дороге на Голгофу, падал с главы Моей 5 раз...- смертных ударов претерпел 21 раз...- поднимали Меня от земли за волосы и усы 23 раза...- на земле лежал, пека не был пригвожден ко Кресту...- плевали в лицо 73 раза...- по шее претерпел ударов 25 раз...- по лицу и устам били кулаками 5 раз...- от этих ударов много истекло крови и выбили у Меня 2 зуба...- терзали Меня за нос 20 раз...- по переносице били Меня трижды...- за уши терзали Меня 30 раз...- великих ран было 72...- сильнейших ударов в грудь и в голову - 30...

Во страдании Своем имел 3 наибольшие болезни:

- не видел ни одного кающегося, как-будто, кровь Моя напрасно проливается...- о Матери Моей, стоящей у Креста и горько плачущей...- когда Мои руки пригвоздили ко Кресту, так и сбылись слова пророка:"...изочтоша вся кости моя"...

3rm.info/publications/56256-muki-hristovy-chto-takoe-raspyatie.htm

elitsy.ru

МУКИ ХРИСТОВЫ. Что такое распятие » Против УЭК

За две тысячи лет слово "распятие" повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

     Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.

    В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

   Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.

   Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.

   Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

    Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник - иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.

    Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер...

    Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца - это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца.

    Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше...  ----------------------------------------------

protivkart.org


Смотрите также