«Синтаксические конструкции для составления рецензии». Почему процесс создания текста называют муками слова


«Синтаксические конструкции для составления рецензии»

А. Статья называется…;

- рецензия на статью…

- статья написана (кем?)….; автор статьи исследует…

Б.В статье излагаются взгляды (на что?)…;

- рассматриваемая статья посвящена…;

- автор останавливается на таких проблемах, как …;

- статья (книга) состоит из двух (трех) частей…;

- автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы)…;

-автор ставит вопрос о том, что…;

- автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать разработать….; характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?)…;

- статья (книга) представляет собой обобщение (изложение, обзор, анализ, описание (чего?)…;

- в статье рассматривается, обобщается (что?), дается анализ , оценка (чему?)…

В. В статье даются полезные рекомендации…;

- в статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика)…;

- весьма ценным в статье является…;

- такая точка зрения представляется правильной…;

- автор разумно предлагает, правильно подходит к…; решает со знанием дела, вопроса...;

- автор подробно описывает…;

- особенный интерес представляет мысль о том, что…;

- в статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?)…;

- автор доказывает справедливость положения о том, что …;

- наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие…;

- автор убедительно доказывает, что …

- автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?)…;

- нет сомнения в том, что…;

- автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?)…;

- мы разделяем точку зрения автора (на что?)… ; вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны…;

- особенно актуальным является вопрос о том, что…;

- изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для…, но и для...;

Г. Однако в статье мало внимания уделяется (чему?)…;

- недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?)…;

- такой методический подход (к чему?) вызывает сомнения (возражение)…;

- такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение ( возражение)…; нельзя не заметить, что…;

- представляется целесообразным уточнить, выяснить, доработать, получить дополнительные результаты… ;

- к сожалению, автор не упоминает в своей работе о…;

- в статье имеют место некоторые неточности в формулировках…;

- автор пренебрегает, игнорирует…;

- автор не всегда подтверждает выводы фактами…;

- проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора…

Д. Книга (статья) рекомендуется для широкого круга читателей, филологов ( инженеров, биологов)…:

- статья представляет интерес (для кого?) ….;

- статья полезна не только для…, но и для…

Знакомство с моделью типовой рецензии.

Обратите внимание на наличие в рецензии содержательных частей, структуру, синтаксические конструкции (клише), используемые в той или иной части текста.

I. Вводная часть

Общая проблематика

Одним из наиболее актуальных направлений в изучении… является …

II.Общая характеристика статьи

Тема статьи

Композиция статьи

III. Оценка работы

Достоинства работы

Недостатки работы

IV. Выводы.

III. Закрепление.

Чтение рецензии на статью по специальности. Выделение в ней структурных частей.

Задание 3.

1.Составьте сложный план рецензии, запишите его.

2.Выделите в тексте рецензии стереотипные фразы (клише) и объясните, чем обусловлено их употребление. Выпишите их в таблицу.

3.Найдите в рецензии слова и словосочетания, выражающие оценку научного труда. Включите их в таблицу.

4.Составьте опорный конспект по теме «Рецензия».

IV.Обобщение.

Раскодирование материала опорного конспекта.

Задание 4. Беседа на тему «Легко ли мы понимаем друг друга?».

Всегда ли люди находят общий язык?

Случалось ли вам переживать коммуникативный провал? Что это такое?

(Цель и задачи общения не реализованы, говорящий не добивается желаемого результата.)

Задание 5.Чтение текста.

Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника – все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: знаете, понимаете, так вот, так сказать, значит.

Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, у окружающих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение

.

Задания к тексту

1.Объясние значение слов пустословие, мимика, образно, вульгарный, достоинство.

2.Составьте памятку «Что такое культура речи?»

Занятие 3. Повторение и обобщение.

1. Дискуссия на тему «Теряет ли книга с приходом Интернета свою актуальность?».

2. Чтение фрагмента статьи Генерального директора Национальной академической библиотеки Республики Казахстан Ж.Шаймуханбетовой.

Библиотека: вдохновлять, удивлять и расширять возможности!

Современные технологии позволили расширить информационный потенциал библиотек Казахстана: предоставляется доступ в Интернет, к удаленным каталогам и полнотекстовым базам данных отечественных и зарубежных держателей информации. Привычными для читателей стали система электронной доставки документов, виртуальное справочное обслуживание. К услугам пользователей НАБ – юридические базы данных «Заң- Закон» и ИС «Параграф», порталы АО «Центр научно-технической информации», Казахстанской национальной электронной библиотеки, каталоги Национальной библиотеки РК (Алматы) и крупных региональных библиотек.

Ученые, магистранты и студенты имеют возможность работать с авторитетными базами данных Ист-Вью, Интегрум, Рубрикон и другими. Открыт читальный зал Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки.

Развитие информационных технологий дало отечественным библиотекам новые возможности в области сохранности фондов. По мере внедрения ИКТ во многих регионах идет работа по оцифровке редких книг, созданию страхового фонда по краеведению. Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым поставлена задача радикального расширения КазНЭБ. При этом обозначен путь – включить все книги, изданные по государственному заказу. Благодаря сотрудникам библиотеки специалисты различных отраслей знаний получают актуальную информацию и помощь в работе, молодежь изучает в режиме онлайн языки, проходит тестирование своих знаний, общается в социальных сетях

.

Вопросы и задания к тексту

1. Объясните значение словосочетаний: информационный потенциал, удаленные каталоги, полнотекстовые базы данных, сохранность фондов, радикальное расширение, режим онлайн, социальные сети.

2. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение.

3. Какова цель авторского высказывания?

4. Расшифруйте аббревиатуры: НАБ, АО, ИС, ИКТ, РК.

5. Подробно изложите текст, используя в речи профессиональную лексику.

6. Выделив главную и второстепенную информацию, составьте тезисы статьи.

7. Обсудите тезис: Библиотека, как и любой живой организм, должна постоянно развиваться и находить новые формы существования, адекватные современным вызовам.

8 . Обращались ли вы к услугам Национальной академической библиотеки?

9. Закончите высказывание. Дайте как можно больше вариантов:

Книга – это…

Книга – это вечная ценность, потому что…

Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу…

3. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева. Определите тему, основные мысли текста.

В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочитать вслух…

И вот сразу же по окончании университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, написанные хорошей прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова, выражения, образы и т.д.

Во-вторых, я решил писать каждый день, как классные сочинения, и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», т.е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи – речь устная. Поэтому я старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался догнать пером внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе ХI-XIIвв. Далось мне это очень нелегко… Я переписывал текст от руки не менее десяти раз. Правил и переписывал, правил и переписывал, а когда уже все казалось хорошо, я все же снова садился переписывать, и в процессе переписки рождались те или иные улучшения. Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в разных изданиях…

Вопросы и задания к тексту

1. Озаглавьте текст.

2. Объясните смысл авторского названия «Попытки писать».

3. Приведите примеры доказательств того, что научиться писать очень трудно, что необходима постоянная работа по преодолению того, что не получается.

4. Какую систему придумал автор, чтобы научиться писать? Что из этой системы вы можете использовать в своей речевой практике? Какие способы улучшить текст применяете вы, когда работаете над сочинением, изложением, докладом, рецензией?

5. Объясните значение слов корректор, адресат. Сравните слова-паронимы:адресат – адресант. Составьте с ними предложения.

6. Почему в процессе создания текста так трудны «переходы от предложения к предложению»? Что может помочь преодолеть эти трудности?

7. Почему процесс создания текста называют «муками слова»? Испытываете ли вы такое состояние?

Задание для СРО. Напишите рецензию на научную статью по специальности.

Составитель: ст. преп. Омарова Р.М.

studfiles.net

«Синтаксические конструкции для составления рецензии»

А. Статья называется…;

- рецензия на статью…

- статья написана (кем?)….; автор статьи исследует…

Б.В статье излагаются взгляды (на что?)…;

- рассматриваемая статья посвящена…;

- автор останавливается на таких проблемах, как …;

- статья (книга) состоит из двух (трех) частей…;

- автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы)…;

-автор ставит вопрос о том, что…;

- автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать разработать….; характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?)…;

- статья (книга) представляет собой обобщение (изложение, обзор, анализ, описание (чего?)…;

- в статье рассматривается, обобщается (что?), дается анализ , оценка (чему?)…

В. В статье даются полезные рекомендации…;

- в статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика)…;

- весьма ценным в статье является…;

- такая точка зрения представляется правильной…;

- автор разумно предлагает, правильно подходит к…; решает со знанием дела, вопроса...;

- автор подробно описывает…;

- особенный интерес представляет мысль о том, что…;

- в статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?)…;

- автор доказывает справедливость положения о том, что …;

- наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие…;

- автор убедительно доказывает, что …

- автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?)…;

- нет сомнения в том, что…;

- автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?)…;

- мы разделяем точку зрения автора (на что?)… ; вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны…;

- особенно актуальным является вопрос о том, что…;

- изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для…, но и для...;

Г. Однако в статье мало внимания уделяется (чему?)…;

- недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?)…;

- такой методический подход (к чему?) вызывает сомнения (возражение)…;

- такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение ( возражение)…; нельзя не заметить, что…;

- представляется целесообразным уточнить, выяснить, доработать, получить дополнительные результаты… ;

- к сожалению, автор не упоминает в своей работе о…;

- в статье имеют место некоторые неточности в формулировках…;

- автор пренебрегает, игнорирует…;

- автор не всегда подтверждает выводы фактами…;

- проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора…

Д. Книга (статья) рекомендуется для широкого круга читателей, филологов ( инженеров, биологов)…:

- статья представляет интерес (для кого?) ….;

- статья полезна не только для…, но и для…

Знакомство с моделью типовой рецензии.

Обратите внимание на наличие в рецензии содержательных частей, структуру, синтаксические конструкции (клише), используемые в той или иной части текста.

I. Вводная часть

Общая проблематика

Одним из наиболее актуальных направлений в изучении… является …

II.Общая характеристика статьи

Тема статьи

Композиция статьи

III. Оценка работы

Достоинства работы

Недостатки работы

IV. Выводы.

III. Закрепление.

Чтение рецензии на статью по специальности. Выделение в ней структурных частей.

Задание 3.

1.Составьте сложный план рецензии, запишите его.

2.Выделите в тексте рецензии стереотипные фразы (клише) и объясните, чем обусловлено их употребление. Выпишите их в таблицу.

3.Найдите в рецензии слова и словосочетания, выражающие оценку научного труда. Включите их в таблицу.

4.Составьте опорный конспект по теме «Рецензия».

IV.Обобщение.

Раскодирование материала опорного конспекта.

Задание 4. Беседа на тему «Легко ли мы понимаем друг друга?».

Всегда ли люди находят общий язык?

Случалось ли вам переживать коммуникативный провал? Что это такое?

(Цель и задачи общения не реализованы, говорящий не добивается желаемого результата.)

Задание 5.Чтение текста.

Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника – все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: знаете, понимаете, так вот, так сказать, значит.

Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, у окружающих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение

.

Задания к тексту

1.Объясние значение слов пустословие, мимика, образно, вульгарный, достоинство.

2.Составьте памятку «Что такое культура речи?»

Занятие 3. Повторение и обобщение.

1. Дискуссия на тему «Теряет ли книга с приходом Интернета свою актуальность?».

2. Чтение фрагмента статьи Генерального директора Национальной академической библиотеки Республики Казахстан Ж.Шаймуханбетовой.

Библиотека: вдохновлять, удивлять и расширять возможности!

Современные технологии позволили расширить информационный потенциал библиотек Казахстана: предоставляется доступ в Интернет, к удаленным каталогам и полнотекстовым базам данных отечественных и зарубежных держателей информации. Привычными для читателей стали система электронной доставки документов, виртуальное справочное обслуживание. К услугам пользователей НАБ – юридические базы данных «Заң- Закон» и ИС «Параграф», порталы АО «Центр научно-технической информации», Казахстанской национальной электронной библиотеки, каталоги Национальной библиотеки РК (Алматы) и крупных региональных библиотек.

Ученые, магистранты и студенты имеют возможность работать с авторитетными базами данных Ист-Вью, Интегрум, Рубрикон и другими. Открыт читальный зал Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки.

Развитие информационных технологий дало отечественным библиотекам новые возможности в области сохранности фондов. По мере внедрения ИКТ во многих регионах идет работа по оцифровке редких книг, созданию страхового фонда по краеведению. Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым поставлена задача радикального расширения КазНЭБ. При этом обозначен путь – включить все книги, изданные по государственному заказу. Благодаря сотрудникам библиотеки специалисты различных отраслей знаний получают актуальную информацию и помощь в работе, молодежь изучает в режиме онлайн языки, проходит тестирование своих знаний, общается в социальных сетях

.

Вопросы и задания к тексту

1. Объясните значение словосочетаний: информационный потенциал, удаленные каталоги, полнотекстовые базы данных, сохранность фондов, радикальное расширение, режим онлайн, социальные сети.

2. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение.

3. Какова цель авторского высказывания?

4. Расшифруйте аббревиатуры: НАБ, АО, ИС, ИКТ, РК.

5. Подробно изложите текст, используя в речи профессиональную лексику.

6. Выделив главную и второстепенную информацию, составьте тезисы статьи.

7. Обсудите тезис: Библиотека, как и любой живой организм, должна постоянно развиваться и находить новые формы существования, адекватные современным вызовам.

8 . Обращались ли вы к услугам Национальной академической библиотеки?

9. Закончите высказывание. Дайте как можно больше вариантов:

Книга – это…

Книга – это вечная ценность, потому что…

Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу…

3. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева. Определите тему, основные мысли текста.

В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочитать вслух…

И вот сразу же по окончании университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, написанные хорошей прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова, выражения, образы и т.д.

Во-вторых, я решил писать каждый день, как классные сочинения, и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», т.е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи – речь устная. Поэтому я старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался догнать пером внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе ХI-XIIвв. Далось мне это очень нелегко… Я переписывал текст от руки не менее десяти раз. Правил и переписывал, правил и переписывал, а когда уже все казалось хорошо, я все же снова садился переписывать, и в процессе переписки рождались те или иные улучшения. Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в разных изданиях…

Вопросы и задания к тексту

1. Озаглавьте текст.

2. Объясните смысл авторского названия «Попытки писать».

3. Приведите примеры доказательств того, что научиться писать очень трудно, что необходима постоянная работа по преодолению того, что не получается.

4. Какую систему придумал автор, чтобы научиться писать? Что из этой системы вы можете использовать в своей речевой практике? Какие способы улучшить текст применяете вы, когда работаете над сочинением, изложением, докладом, рецензией?

5. Объясните значение слов корректор, адресат. Сравните слова-паронимы:адресат – адресант. Составьте с ними предложения.

6. Почему в процессе создания текста так трудны «переходы от предложения к предложению»? Что может помочь преодолеть эти трудности?

7. Почему процесс создания текста называют «муками слова»? Испытываете ли вы такое состояние?

Задание для СРО. Напишите рецензию на научную статью по специальности.

Составитель: ст. преп. Омарова Р.М.

studfiles.net

«Синтаксические конструкции для составления рецензии»

А. Статья называется…;

- рецензия на статью…

- статья написана (кем?)….; автор статьи исследует…

Б.В статье излагаются взгляды (на что?)…;

- рассматриваемая статья посвящена…;

- автор останавливается на таких проблемах, как …;

- статья (книга) состоит из двух (трех) частей…;

- автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы)…;

-автор ставит вопрос о том, что…;

- автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать разработать….; характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?)…;

- статья (книга) представляет собой обобщение (изложение, обзор, анализ, описание (чего?)…;

- в статье рассматривается, обобщается (что?), дается анализ , оценка (чему?)…

В. В статье даются полезные рекомендации…;

- в статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика)…;

- весьма ценным в статье является…;

- такая точка зрения представляется правильной…;

- автор разумно предлагает, правильно подходит к…; решает со знанием дела, вопроса...;

- автор подробно описывает…;

- особенный интерес представляет мысль о том, что…;

- в статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?)…;

- автор доказывает справедливость положения о том, что …;

- наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие…;

- автор убедительно доказывает, что …

- автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?)…;

- нет сомнения в том, что…;

- автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?)…;

- мы разделяем точку зрения автора (на что?)… ; вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны…;

- особенно актуальным является вопрос о том, что…;

- изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для…, но и для...;

Г. Однако в статье мало внимания уделяется (чему?)…;

- недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?)…;

- такой методический подход (к чему?) вызывает сомнения (возражение)…;

- такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение ( возражение)…; нельзя не заметить, что…;

- представляется целесообразным уточнить, выяснить, доработать, получить дополнительные результаты… ;

- к сожалению, автор не упоминает в своей работе о…;

- в статье имеют место некоторые неточности в формулировках…;

- автор пренебрегает, игнорирует…;

- автор не всегда подтверждает выводы фактами…;

- проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора…

Д. Книга (статья) рекомендуется для широкого круга читателей, филологов ( инженеров, биологов)…:

- статья представляет интерес (для кого?) ….;

- статья полезна не только для…, но и для…

Знакомство с моделью типовой рецензии.

Обратите внимание на наличие в рецензии содержательных частей, структуру, синтаксические конструкции (клише), используемые в той или иной части текста.

I. Вводная часть

Общая проблематика

Одним из наиболее актуальных направлений в изучении… является …

II.Общая характеристика статьи

Тема статьи

Композиция статьи

III. Оценка работы

Достоинства работы

Недостатки работы

IV. Выводы.

III. Закрепление.

Чтение рецензии на статью по специальности. Выделение в ней структурных частей.

Задание 3.

1.Составьте сложный план рецензии, запишите его.

2.Выделите в тексте рецензии стереотипные фразы (клише) и объясните, чем обусловлено их употребление. Выпишите их в таблицу.

3.Найдите в рецензии слова и словосочетания, выражающие оценку научного труда. Включите их в таблицу.

4.Составьте опорный конспект по теме «Рецензия».

IV.Обобщение.

Раскодирование материала опорного конспекта.

Задание 4. Беседа на тему «Легко ли мы понимаем друг друга?».

Всегда ли люди находят общий язык?

Случалось ли вам переживать коммуникативный провал? Что это такое?

(Цель и задачи общения не реализованы, говорящий не добивается желаемого результата.)

Задание 5.Чтение текста.

Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника – все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: знаете, понимаете, так вот, так сказать, значит.

Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, у окружающих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение

.

Задания к тексту

1.Объясние значение слов пустословие, мимика, образно, вульгарный, достоинство.

2.Составьте памятку «Что такое культура речи?»

Занятие 3. Повторение и обобщение.

1. Дискуссия на тему «Теряет ли книга с приходом Интернета свою актуальность?».

2. Чтение фрагмента статьи Генерального директора Национальной академической библиотеки Республики Казахстан Ж.Шаймуханбетовой.

Библиотека: вдохновлять, удивлять и расширять возможности!

Современные технологии позволили расширить информационный потенциал библиотек Казахстана: предоставляется доступ в Интернет, к удаленным каталогам и полнотекстовым базам данных отечественных и зарубежных держателей информации. Привычными для читателей стали система электронной доставки документов, виртуальное справочное обслуживание. К услугам пользователей НАБ – юридические базы данных «Заң- Закон» и ИС «Параграф», порталы АО «Центр научно-технической информации», Казахстанской национальной электронной библиотеки, каталоги Национальной библиотеки РК (Алматы) и крупных региональных библиотек.

Ученые, магистранты и студенты имеют возможность работать с авторитетными базами данных Ист-Вью, Интегрум, Рубрикон и другими. Открыт читальный зал Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки.

Развитие информационных технологий дало отечественным библиотекам новые возможности в области сохранности фондов. По мере внедрения ИКТ во многих регионах идет работа по оцифровке редких книг, созданию страхового фонда по краеведению. Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым поставлена задача радикального расширения КазНЭБ. При этом обозначен путь – включить все книги, изданные по государственному заказу. Благодаря сотрудникам библиотеки специалисты различных отраслей знаний получают актуальную информацию и помощь в работе, молодежь изучает в режиме онлайн языки, проходит тестирование своих знаний, общается в социальных сетях

.

Вопросы и задания к тексту

1. Объясните значение словосочетаний: информационный потенциал, удаленные каталоги, полнотекстовые базы данных, сохранность фондов, радикальное расширение, режим онлайн, социальные сети.

2. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение.

3. Какова цель авторского высказывания?

4. Расшифруйте аббревиатуры: НАБ, АО, ИС, ИКТ, РК.

5. Подробно изложите текст, используя в речи профессиональную лексику.

6. Выделив главную и второстепенную информацию, составьте тезисы статьи.

7. Обсудите тезис: Библиотека, как и любой живой организм, должна постоянно развиваться и находить новые формы существования, адекватные современным вызовам.

8 . Обращались ли вы к услугам Национальной академической библиотеки?

9. Закончите высказывание. Дайте как можно больше вариантов:

Книга – это…

Книга – это вечная ценность, потому что…

Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу…

3. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева. Определите тему, основные мысли текста.

В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочитать вслух…

И вот сразу же по окончании университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, написанные хорошей прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова, выражения, образы и т.д.

Во-вторых, я решил писать каждый день, как классные сочинения, и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», т.е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи – речь устная. Поэтому я старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался догнать пером внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе ХI- XII вв. Далось мне это очень нелегко… Я переписывал текст от руки не менее десяти раз. Правил и переписывал, правил и переписывал, а когда уже все казалось хорошо, я все же снова садился переписывать, и в процессе переписки рождались те или иные улучшения. Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в разных изданиях…

Вопросы и задания к тексту

1. Озаглавьте текст.

2. Объясните смысл авторского названия «Попытки писать».

3. Приведите примеры доказательств того, что научиться писать очень трудно, что необходима постоянная работа по преодолению того, что не получается.

4. Какую систему придумал автор, чтобы научиться писать? Что из этой системы вы можете использовать в своей речевой практике? Какие способы улучшить текст применяете вы, когда работаете над сочинением, изложением, докладом, рецензией?

5. Объясните значение слов корректор, адресат. Сравните слова-паронимы: адресат – адресант. Составьте с ними предложения.

6. Почему в процессе создания текста так трудны «переходы от предложения к предложению»? Что может помочь преодолеть эти трудности?

7. Почему процесс создания текста называют «муками слова»? Испытываете ли вы такое состояние?

Задание для СРО. Напишите рецензию на научную статью по специальности.

Составитель: ст. преп. Омарова Р.М.

studfiles.net

«Синтаксические конструкции для составления рецензии»

А. Статья называется…;

- рецензия на статью…

- статья написана (кем?)….; автор статьи исследует…

Б.В статье излагаются взгляды (на что?)…;

- рассматриваемая статья посвящена…;

- автор останавливается на таких проблемах, как …;

- статья (книга) состоит из двух (трех) частей…;

- автор подробно описывает, классифицирует, характеризует (что?), ставит, освещает (следующие проблемы)…;

-автор ставит вопрос о том, что…;

- автор пытается показать, рассмотреть (изложить, классифицировать), описать разработать….; характеризовать (что?), сделать серьезный анализ (чего?)…;

- статья (книга) представляет собой обобщение (изложение, обзор, анализ, описание (чего?)…;

- в статье рассматривается, обобщается (что?), дается анализ , оценка (чему?)…

В. В статье даются полезные рекомендации…;

- в статье глубоко анализируются (дается достаточно полная характеристика)…;

- весьма ценным в статье является…;

- такая точка зрения представляется правильной…;

- автор разумно предлагает, правильно подходит к…; решает со знанием дела, вопроса...;

- автор подробно описывает…;

- особенный интерес представляет мысль о том, что…;

- в статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение (для чего?)…;

- автор доказывает справедливость положения о том, что …;

- наиболее важными (ценными) из выводов автора представляются следующие…;

- автор убедительно доказывает, что …

- автор приводит убедительные аргументы в пользу (чего?)…;

- нет сомнения в том, что…;

- автор справедливо отстаивает точку зрения (на что?)…;

- мы разделяем точку зрения автора (на что?)… ; вопросы (проблемы), рассмотренные автором, актуальны…;

- особенно актуальным является вопрос о том, что…;

- изложенные в статье вопросы представляют интерес не только для…, но и для...;

Г. Однако в статье мало внимания уделяется (чему?)…;

- недостаточно глубоко разработан вопрос (о чем?)…;

- такой методический подход (к чему?) вызывает сомнения (возражение)…;

- такая точка зрения (на что?) вызывает сомнение ( возражение)…; нельзя не заметить, что…;

- представляется целесообразным уточнить, выяснить, доработать, получить дополнительные результаты… ;

- к сожалению, автор не упоминает в своей работе о…;

- в статье имеют место некоторые неточности в формулировках…;

- автор пренебрегает, игнорирует…;

- автор не всегда подтверждает выводы фактами…;

- проблематичным, дискуссионным в статье является утверждение автора…

Д. Книга (статья) рекомендуется для широкого круга читателей, филологов ( инженеров, биологов)…:

- статья представляет интерес (для кого?) ….;

- статья полезна не только для…, но и для…

Знакомство с моделью типовой рецензии.

Обратите внимание на наличие в рецензии содержательных частей, структуру, синтаксические конструкции (клише), используемые в той или иной части текста.

I. Вводная часть

Общая проблематика

Одним из наиболее актуальных направлений в изучении… является …

II.Общая характеристика статьи

Тема статьи

Композиция статьи

III. Оценка работы

Достоинства работы

Недостатки работы

IV. Выводы.

III. Закрепление.

Чтение рецензии на статью по специальности. Выделение в ней структурных частей.

Задание 3.

1.Составьте сложный план рецензии, запишите его.

2.Выделите в тексте рецензии стереотипные фразы (клише) и объясните, чем обусловлено их употребление. Выпишите их в таблицу.

3.Найдите в рецензии слова и словосочетания, выражающие оценку научного труда. Включите их в таблицу.

4.Составьте опорный конспект по теме «Рецензия».

IV.Обобщение.

Раскодирование материала опорного конспекта.

Задание 4. Беседа на тему «Легко ли мы понимаем друг друга?».

Всегда ли люди находят общий язык?

Случалось ли вам переживать коммуникативный провал? Что это такое?

(Цель и задачи общения не реализованы, говорящий не добивается желаемого результата.)

Задание 5.Чтение текста.

Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника – все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.

Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: знаете, понимаете, так вот, так сказать, значит.

Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, у окружающих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение

.

Задания к тексту

1.Объясние значение слов пустословие, мимика, образно, вульгарный, достоинство.

2.Составьте памятку «Что такое культура речи?»

Занятие 3. Повторение и обобщение.

1. Дискуссия на тему «Теряет ли книга с приходом Интернета свою актуальность?».

2. Чтение фрагмента статьи Генерального директора Национальной академической библиотеки Республики Казахстан Ж.Шаймуханбетовой.

Библиотека: вдохновлять, удивлять и расширять возможности!

Современные технологии позволили расширить информационный потенциал библиотек Казахстана: предоставляется доступ в Интернет, к удаленным каталогам и полнотекстовым базам данных отечественных и зарубежных держателей информации. Привычными для читателей стали система электронной доставки документов, виртуальное справочное обслуживание. К услугам пользователей НАБ – юридические базы данных «Заң- Закон» и ИС «Параграф», порталы АО «Центр научно-технической информации», Казахстанской национальной электронной библиотеки, каталоги Национальной библиотеки РК (Алматы) и крупных региональных библиотек.

Ученые, магистранты и студенты имеют возможность работать с авторитетными базами данных Ист-Вью, Интегрум, Рубрикон и другими. Открыт читальный зал Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки.

Развитие информационных технологий дало отечественным библиотекам новые возможности в области сохранности фондов. По мере внедрения ИКТ во многих регионах идет работа по оцифровке редких книг, созданию страхового фонда по краеведению. Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым поставлена задача радикального расширения КазНЭБ. При этом обозначен путь – включить все книги, изданные по государственному заказу. Благодаря сотрудникам библиотеки специалисты различных отраслей знаний получают актуальную информацию и помощь в работе, молодежь изучает в режиме онлайн языки, проходит тестирование своих знаний, общается в социальных сетях

.

Вопросы и задания к тексту

1. Объясните значение словосочетаний: информационный потенциал, удаленные каталоги, полнотекстовые базы данных, сохранность фондов, радикальное расширение, режим онлайн, социальные сети.

2. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение.

3. Какова цель авторского высказывания?

4. Расшифруйте аббревиатуры: НАБ, АО, ИС, ИКТ, РК.

5. Подробно изложите текст, используя в речи профессиональную лексику.

6. Выделив главную и второстепенную информацию, составьте тезисы статьи.

7. Обсудите тезис: Библиотека, как и любой живой организм, должна постоянно развиваться и находить новые формы существования, адекватные современным вызовам.

8 . Обращались ли вы к услугам Национальной академической библиотеки?

9. Закончите высказывание. Дайте как можно больше вариантов:

Книга – это…

Книга – это вечная ценность, потому что…

Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу…

3. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева. Определите тему, основные мысли текста.

В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочитать вслух…

И вот сразу же по окончании университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, написанные хорошей прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова, выражения, образы и т.д.

Во-вторых, я решил писать каждый день, как классные сочинения, и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», т.е. не останавливаясь. Я решил ( и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи – речь устная. Поэтому я старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался догнать пером внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе ХI- XII вв. Далось мне это очень нелегко… Я переписывал текст от руки не менее десяти раз. Правил и переписывал, правил и переписывал, а когда уже все казалось хорошо, я все же снова садился переписывать, и в процессе переписки рождались те или иные улучшения. Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в разных изданиях…

Вопросы и задания к тексту

1. Озаглавьте текст.

2. Объясните смысл авторского названия «Попытки писать».

3. Приведите примеры доказательств того, что научиться писать очень трудно, что необходима постоянная работа по преодолению того, что не получается.

4. Какую систему придумал автор, чтобы научиться писать? Что из этой системы вы можете использовать в своей речевой практике? Какие способы улучшить текст применяете вы, когда работаете над сочинением, изложением, докладом, рецензией?

5. Объясните значение слов корректор, адресат. Сравните слова-паронимы: адресат – адресант. Составьте с ними предложения.

6. Почему в процессе создания текста так трудны «переходы от предложения к предложению»? Что может помочь преодолеть эти трудности?

7. Почему процесс создания текста называют «муками слова»? Испытываете ли вы такое состояние?

Задание для СРО. Напишите рецензию на научную статью по специальности.

Составитель: ст. преп. Омарова Р.М.

studfiles.net

Процесс создания текста - Записки электрического автора

Чем отличается хороший текст от плохого? Хороший текст, прежде всего, дает нам то, что мы от него ожидаем – полезную информацию, эмоциональные переживания или то и другое вместе. Также важна для читателя и форма, в которой текст подается: он должен быть удобен для восприятия. Иными словами, качественный текст отличается качественным смысловым содержанием и качественной формой подачи. Соответственно, когда мы говорим о создании текста, мы должны уделять внимание как наполнению его смыслом, так и его оформлению.

Чтобы наполнить текст необходимой информацией, мы должны знать потребности аудитории, которая будет его читать, а также ситуацию, в которой будет происходить коммуникация. Кроме того, автору необходимо понимать, как аудитория будет «потреблять» текст: с чего она начнет чтение, как будет вести себя по его ходу, на какие слова и каким образом будет реагировать и т.д. Только в таком случае копирайтер сможет наполнить свое творение соответствующим смыслом, подобрать нужный язык общения, выстроить текст в наиболее подходящей для восприятия форме.

Создание качественного текста – сложный процесс. Мы должны одновременно учитывать множество различных факторов, влияющих на качество сообщения. Среди них есть такие, которые мы не можем ни изменить, ни игнорировать – должны принять их как данность. К таким факторам относится аудитория текста, рыночная ситуация, требования заказчика.

Другие факторы, также влияющие на качество текста, находятся в наших руках. Копирайтер может самостоятельно определять структура текста, его логику, подбирать определенные слова и т.д.

Очевидно, мы можем разделить все факторы, влияющие на качество текста, на две группы: не контролируемые его создателем и контролируемые им.

Таким образом, можно сказать, что качественный текст – это тот, в котором учтены все факторы, как неконтролируемые, так и контролируемые. Для каждого типа копирайтинга будет свой собственный набор факторов. Учет каждого из них прямо влияет на конечный результат.

Стоит обратить внимание на то, что иногда контролируемые факторы могут становиться неконтролируемыми. Такое происходит в том случае, если, например, издатели предъявляют определенные требования к литературным произведениям (время действия, сюжетная линия, национальность героев и т.д.). Может быть и такое, что заказчик текста по каким-то причинам самостоятельно, за копирайтера, решает, какой носитель будет использован, какая идея будет заложена в текст, какие должны быть использованы эмоции, герои и т.д.

В целом, с точки зрения конечного результаты, мы можем говорить о комплексе факторов. При этом важно понимать, что часть факторов является подчиненными, зависимыми. Так, контролируемые факторы всегда второстепенны, потому что если, например в случае создания рекламного текста, нет маркетинговой эффективности, то в какую форму ни облачай продукт, потребитель не будет его покупать. В то же время контролируемые факторы могут как усилить, так и ослабить неконтролируемые факторы.

Очевидно, что при создании текста копирайтеру необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество сообщения, как неконтролируемые, так и контролируемые. Также следует иметь в виду, что и само соблюдение последовательности действий является фактором создания текста, находящимся «под контролем» у копирайтера. Сначала копирайтер учитывает неконтролируемые факторы, затем контролируемые.

Таким образом, копирайтер учитывает две группы неконтролируемых факторов: маркетинговые (целевую аудиторию, объект текста, рынок, правовое регулирование) и специфические требования к тексту. После обработки исходных данных (учета неконтролируемых факторов), приступает к следующему этапу – собственно созданию текста, во время которого происходит учет таких контролируемых факторов, как объем собранной информации о неконтролируемых факторах, методы исследования данных, вербальные факторы, визуальные факторы, редактирование, корректура, создание вариантов, тестирование.

Очередность творческого процесса работы над текстом можно представить в виде следующих этапов:

1. Сбор и анализ исходных данных;

2. Визуализация текста;

3. Создание текста;

4. Разработка вариантов;

5. Редактирование;

6. Внешняя редактура;

7. Внешняя корректура.

Процесс создания текста каждый автор осуществляет и контролирует по-своему. Кто-то использует бумажные карточки, кто-то компьютерные окна, кто-то специальные компьютерные программы. Например, сценаристы создают поэтапный план (последовательно рассказанную историю) с помощью карточек (7х9), на которых делают записи сцен и которые раскладывают по стопкам соответственно актам. Для писателей существуют специальные программы, в которых удобно разрабатывать сюжет, окружающую обстановку, характеры героев и т.д.

В данной работе процесс создания текста «разложен по полочкам» на основе рационального подхода. Но в работе копирайтера, конечно, присутствуют и эмоции.

Вот как рассказывает о процессе работы над книгой А.Толстой:

«В работе я переживаю три периода: начало – обычно трудно, опасно. (В молодости я с гораздо большим легкомыслием садился к столу.) Когда почувствуешь, что ритм найден и фразы пошли "самотеком", – чувство радости, успокоения, жажды к работе. Затем, где-то близ середины, наступает утомление, понемногу все начинает казаться фальшивым, вздорным, – словом, со всех концов – заело, застопорило. Тут нужна выдержка: преодолеть отвращение к работе, пересмотреть, продумать, найти ошибки... Но не бросать – никогда! Иногда введешь какое-то новое лицо, и все освежится, оживет... Перевалив через эти подводные камни, чувствуешь снова подъем, идешь к концу…».

О своем состоянии в начале работы над текстом говорил и С. Кинг:

«К действу писания можно приступать нервозно, возбужденно, с надеждой или даже с отчаянием – с чувством, что вам никогда не перенести на бумагу то, что у вас на уме или на сердце. Можно начинать писать, сжав кулаки и сузив глаза, в готовности бить морды и называть имена. Можно начинать писать потому, что есть девушка, которую вы хотите уговорить выйти за вас замуж, можно начинать, чтобы изменить мир. По любому можно приступать, только не равнодушно. Я повторю еще раз: нельзя подходить к чистой странице равнодушно».

О том, что происходит после окончания работы, делился А. Толстой:

«Если любопытно знать, какие ощущения у меня связаны с окончанием работы, отвечу: пустота, как от утраченной любви, возвращение к будням, к вздорному времяпрепровождению, и, конечно, – некоторое удовлетворение, что сделана работа. Удовлетворение небольшое, так как уже двадцать раз мысленно ее окончил».

А вот что о самом акте создания текста говорил В. Вересаев:

«Процесс художественного творчества есть нечто очень сложное. Это какой-то совсем особенный процесс, очень мало сходный с обыкновенною умственною деятельностью. Художественная работа в главнейшей своей части происходит в глубокой, подсознательной области человеческого духа и отображает именно эту подсознательную жизнь человека, – его основное, "нутряное" отношение к жизни и миру, – часто самому человеку совершенно неясное, совершенно не совпадающее с его головными взглядами и убеждениями. Поэтому-то так часто и бывает, что крупный художник не в состоянии не только объяснить своего произведения, но даже сам понять его. Эту своеобразную особенность художественного творчества отметил еще Сократ. "Ходил я к поэтам, – говорит он, – и спрашивал у них, что именно хотели они сказать. И чуть ли не все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Не мудростью могут они творить то, что творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям"».

К этому стоит добавить то, что процесс создания долгое время считался «таинством», «даром небес». Отсылая любопытных к «создателю», многие копирайтеры просто не желали делиться секретами своего ремесла. Сегодня эти секреты вполне доступны. Нужно не только знать их, но и уметь ими пользоваться.

Источник: http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/sozdanie_texta/process.htm

alex-ermak.livejournal.com

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт. Однако и эта стадия проходит поэтапно.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности169.

Далее в любом случае наступает следующий этап.

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание. Зритель не терпит шаблона, подражания, копирования. Л.Б. Ермолаева-Томина называет основные критерии оценки проявления творчества:

1. Отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных позиций;

2. Передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;

3. Присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека – в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве)170.

Редактирование позволяет реализовать эти критерии в материале – прояснить неясное, подчеркнуть существенное, выделить главное.

7. Контроль трансляции (внутренний и внешний). Он, как правило, непроизвольно и совершенно естественно осуществляется журналистом, когда последний интересуется у представителей аудитории, каков эффект материала, или корректирует ход беседы в эфире.

Некоторые ученые отмечают сходство порождения текста с процессом родов, возвращая нас к психоаналитической теории. Так, А.Н. Лук не случайно напоминает о том, что психологи говорят о механизмах рождения идеи171. А канадский врач и биолог Ганс Селье (автор учения о стрессе и общем адаптационном синдроме) разделил процесс творчества на семь этапов, похожих на стадии процесса размножения:

  1. Любовь или желание. Первое условие творчества – живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к достижению результата. Это стремление должно быть страстным, чтобы преодолевать трудности и препятствия;

  2. Оплодотворение. Как бы ни был велик творческий потенциал журналиста, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов, приобретенным в ходе обучения, наблюдений и других методов получения сведений;

  3. Беременность. В течение этого периода журналист вынашивает идею. Этот период может не осознаваться долгое время, также как и беременность. Однако рано или поздно рождается напряжение;

  4. Предродовые схватки. Когда идея выношена и созрела, журналист чувствует себя дискомфортно. Это своеобразное чувство «близости решения» знакомо лишь подлинным творцам. Тем, кто не испытывал его, легче всего представить это ощущение в ситуации, когда человек мучительно припоминает чье-то имя;

  5. Роды. В отличие от настоящих родов рождение новой идеи не только не причиняет боли, но всегда доставляет радость и удовольствие. Начинается процесс создания произведения;

  6. Осмотр и освидетельствование. Новорожденного немедленно осматривают, дабы удостовериться в его здоровье. Это справедливо и в отношении новорожденной идеи: ее подвергают логической и экспериментальной проверке. Материал монтируют, редактируют и т.д.;

  7. Жизнь. После того, как идея испытана, она начинает жить в новом произведении. К сожалению, в журналистике в качестве конкретного материала она живет недолго, зато в качестве социального эффекта она может жить в веках.

Соответствие же процесса творчества процессу рождения способно отчасти объяснить то значение, которое предают творчеству сами творцы, и которое никогда не понять ремесленнику подобно тому, как мужчина никогда до конца не поймет чувства женщины, давшей жизнь своему ребенку.

studfiles.net

Л. Н. Привалова абзац как основная единица текста

Л.Н.ПриваловаАБЗАЦ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ТЕКСТА

(Конспект урока)Цели урока:

1) обобщить знания учащихся о членении текста на абзацы, строении абзаца;

2) познакомить с функциями абзаца в тексте, закрепить умение определять обусловленность выделения предложений в отдельные абзацы;

3) развить умение прогнозировать содержание текста по абзацному зачину.Оборудование:

1) схема-таблица «Функции абзаца»;

2) раздаточный материал;

3) учебник под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой; М.;

Просвещение, 2001;

4) толковый словарь.

Эпиграф к уроку:

Абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли».

Лев Владимирович Щерба

^

1. Вступительное слово учителя.

В центре нашего внимания на уроке сегодня будет абзац. Мы постоянно работаем с текстами, создаем собственные, но всегда ли мы задумываемся, с какой целью автор именно так поделил текст на абзацы?

Как грамотно и, что не менее важно, мотивированно строить свою письменную речь и четко структурировать тексты сочинений и изложений.

Обращение к эпиграфу, сообщение целей урока, запись темы.

- Что такое текст?

Итак, текст характеризуется смысловой и грамматической связностью, цельностью и относительной законченностью. Большие тексты состоят из параграфов, глав, разделов.

- А может ли один абзац считаться текстом?

Да, если он имеет признаки текста.

- Что же такое абзац?

^

АБЗАЦ -1) отступ в начале строки; красная строка;

2) часть текста между двумя такими отступами.

Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.

3. Работа с учебником.

Обратимся к материалам учебника на стр. 150. Работа со статьей «Абзац».

4. Работа с раздаточным материалом.

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Процесс создания текста - это всегда творчество и радостное, и мучительное.

Б. Именно с этим связано понятие «муки слова».

В. Горький писал: «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно ее ищешь весьма долго.

Г. Особенно это относится к началу текста (зачину).Варианты ответов:

а)АБВГ б)АБГВ в)БГВА г)ВАБГУ вас получился текст. Прочитайте его.

Чтение текста вариант б).Задания по тексту.

1). Найдите абзацный зачин и комментирующую часть.

2). Сколько микротем в этом абзаце?

3). Назовите тип связи и средства связи предложений в этом микротексте.Итак, мы убедились, что в абзаце предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст, как правило, состоит из нескольких абзацев.

В диалогической речи абзац выступает чисто формальным средством разграничения реплик разных лиц.

- А какие функции в монологической речи может выполнять абзац?

^

Давайте обратимся к отрывку из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Откройте упр. 290.

- Проанализируйте строение нескольких абзацев. Прочитайте абзацные зачины.

Можно ли проследить логику развития авторской мысли по абзацным зачинам?

Найдите в 1 абзаце предложение: «Доктор, которого он умолил остаться...» Попробуйте сделать абзац, начиная с этого предложения. Что получается, если теперь посмотреть на основные фразы абзацев? Соблюдается ли логическое единство?

^ - Верно, логическое единство нарушается, и такой абзац неправомерен.

Читаем вывод на стр. 151 учебника.

Итак, абзацы в данном тексте выполняют логико-смысловую функцию.

Но ведь в текстах, которые мы встречаем, в абзацы выделяются и отдельные предложения, и даже части предложений.

Современные ученые-лингвисты Вера Васильевна Бабайцева и Леонард Юрьевич Максимов утверждают:

«Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором».

Характер абзацного членения зависит от стиля и жанра произведения.

Здесь важную роль играет эмоциональность текста.

Каковы же функции абзаца?

6. Сообщение ученика.^

1. Логико-смысловая.

В текстах официально-деловых, научных,

научно-популярных, художественных.

Повышает напряженность текста, сообщает ему ритмическую четкость и строгость.

2. Эмоционально-экспрессивная.

В художественной литературе, в публицистике:

служит ярким выделительным средством; воздействует на эмоции читателя, его психологическое восприятие.

3. Акцентно-выделительная.

Характерна для публицистики; ораторской речи.

Повышает эмоциональное восприятие текста.

4. Композиционная.

Характерна для официально-делового стиля, для текстов рассуждений.

Вывод. Таким образом, абзац является средством, способствующим наиболее полному восприятию информации. Так, используя абзацный отступ и различные синтаксические конструкции, автор имеет возможность выразить, а мы, в свою очередь, воспринять значимость того или иного «кусочка» мысли в развитии микротемы.

Значит, нужно обращать внимание на то, как автор делит текст на абзацы.

7. ^

Задание: попробуйте определить, какие функции выполняет абзац в предложенных вам текстах.1 группа работает с отрывком из кн. Л. Васильевой «Созвучия».^ Однажды читатель берет в руки книгу... Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:

- Как этот человек мог выразить мои переживания?!

Однажды человек начинает постигать себя через книгу -пишет ее или читает - он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.

Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожее лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.

Другое не менее значительное чувство: после осознания себя -жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир - он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли...

Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по своим делам и без дела, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя. Человеку захочется, как свежего воздуха, полета воображения.

Однажды... человек захочет постичь искусство слова... Это счастливый человек.

1). Сколько в тексте микротем? Назовите их.

2). Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

3). Определите стиль и тип речи.

4). Какова функция абзацев в тексте?

5). Определи тип связи, назови средства связи в тексте2 группа работает с текстом Н. Заболоцкого.^ Моя деятельность - мое художественное слово.

Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник

снимает с вещей и явлений пленку повседневности и говорит своему читателю:

- То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь

равнодушным и привычным взором, - на самом деле не обыденно, не

буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле - таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты - человек!

Вот почему я не пессимист.

^

1). Объясните значение слова пессимист.

2). Сформулируй и запиши основную мысль текста.

3). Определи стиль и тип речи.

4). Какова функция абзацев в тексте?2Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира...

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов.

Они медленно качались в прозрачной серой воде.

^

1). Определи стиль речи.

2). Какова функция абзацев в тексте?

3). Как такое деление на абзацы помогает понять внутреннее волнение героини?3 группа работает с текстом М. Пришвина.

НезабудкиКогда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая сонная муха и полетит дальше;

когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту крон, что птица сядет и скроется;

когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивленные птички с зелеными крылышками;

когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках;

когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми, и вся береза станет золотая, и когда, наконец, войдешь в березовую рощу, и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень...

- тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.

^

1). Сколько в тексте микротем?

2). Сформулируй основную мысль текста.

3). Определи тип и стиль речи.

4). Какова функция абзацев в тексте?

5). Определи тип связи, назови средства связи в тексте.^ Подведение итогов работы с текстами.- Могу ли я к определению абзаца добавить еще 1?

3) композиционно - стилистическая единица текста.

Таким образом, создавая свои тексты, более внимательно нужно относиться к абзацам. Читая тексты, обращать внимание на функцию абзаца, чтобы понять основную идею автора.

^ Домашнее задание.

Вернемся к эпиграфу урока.

Согласны ли вы с высказыванием Льва Владимировича Щербы?

Над этим вам предстоит поразмышлять дома (см. задание №1). Вы можете выбрать задание № 2.

Мы говорили сегодня о поиске первой фразы, которая дает тон всему произведению Перед вами 1 предложение 1 абзаца текста одной из современных писательниц:^ Попробуем спрогнозировать:

стиль речи, к которому принадлежит текст;

тип текста;

тему текста;

Попробуйте записать дома текст, а на следующем уроке мы сравним его с источником.

(строчка взята из рассказа Т. Толстой «Самая любимая»),

Д/3

1. Согласны ли вы с высказыванием Льва Владимировича Щербы?

Составьте небольшой текст из 3-4 абз., соблюдая правила построения абзаца (для текста можно выбрать любую интересную для вас тему).

2. Составьте свой текст по абзацному зачину.

litcey.ru


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *