Найти в тексте ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердить её неопределённость и загадочность. Как образ княгини раскрывает характер Павла Петровича? Используя текст 24 главы, объяснить, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой. Опираясь на текст докажите что базаров испытывает страшные душевные муки


Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»"

Разделы: Литература

Творческое название урока: “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (Ю. Мориц)

Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.

Ход урока

Учитель:

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

См. Приложение 1

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём мы его выразительной строкой Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (название темы взято из “Методических советов по литературе под ред. Коровина, 10 класс”, М.,) Записываем (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №3).

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №4).

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5-9).

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1
  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

  1. Базаров и Одинцова.
  2. Павел Петрович и княгиня Р.
  3. Аркадий и Катя.
  4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 10).

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

См. Приложение 2

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. Слайд №11.

Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп:

1 группа - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.

Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд №12.

Третье задание. Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ им. Ломоносова, пишет: “Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом” (Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007).

Феминоцентризм обусловлен актуальностью проблемы гармонических отношений обоих полов между собою, тургеневским пониманием счастья как прежде всего счастья вечной любви, а также важнейшей ролью, которую играет тургеневская героиня в испытании-раскрытии героя. Слайд № 13.

Таким образом, профессор подчёркивает важную роль женщин в произведениях Тургенева. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 14). Ваша задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 – Катя Локтева;

Иллюстрация №2 – княгиня Р.

Иллюстрация №3 – Фенечка.

Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и дети”.

Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р.

Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом.

В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 15).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”.

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у учащихся].

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце – 1 балл; Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце – 5 баллов; Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце – 5 баллов; Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Жёлтое сердце – 2 балла; Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

См. Приложение 3.

Д/з: Написать сочинение-миниатюру (на выбор):

  1. письмо Одинцовой от Базарова;
  2. письмо Кате от Аркадия;
  3. письмо княгине Р. От Павла Петровича;
  4. письмо Фенечке от Николая Петровича.

Подведение итогов, выставление оценок (слайд № 16).

Рефлексия.

Библиография:

  1. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968
  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М., 2005
  3. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников, № 5, 2007
  4. Методические советы по литературе под ред. Коровина, 10 класс, М., 2002
  5. Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007
  6. Фадеева Т.М. “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Найти в тексте ключевые слова, характеризующие княгиню Р....

В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., Любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Урок можно провести, работая в 4-х группах.

I группа. Павел Петрович и княгиня Р.

Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая "сломала" жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

II группа. Николай Петрович и Фенечка.

Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

III группа. Базаров и Одинцова.

Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое "вливается в душу и заставляет ее трепетать"?Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. "Растоптала" ли любовь Базарова?Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова, на первый взгляд, похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не "растоптала" Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь "низводит" Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Оцени ответ

nebotan.com

Испытание Базарова любовью - Литература

Испытание любовью по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Чулина Г.В.

Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек, цветные треугольники.

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

  • понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине;

  • определить, какое место тема любви занимает в проблематике романа, обратить внимание на художественные особенности произведения в раскрытии этой темы.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;

  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

  • расширить круг ассоциаций;

  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;

  • воспитывать художественный вкус;

Ход урока

Учитель:

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – Испытание любовью . Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)

Назовите главные проблемы романа.

Учащиеся говорят:

- о социальных проблемах романа;

- о конфликте поколений;

- об антагонизме либералов и революционеров-демократов;

- о любви на страницах романа.

Схема.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно.

  1. Действие романа начинается в 1859 году. 1

  2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0

  3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

  4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

  5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1

  6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

  7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

  8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

  9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0

  10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

Работа в группах.

  1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

  2. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Глава 14-15.

  3. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. По толковому словарю найдите определение слову «цинизм».

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

  1. Сравните две сцены объяснения Базарова  - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое "вливается в душу и заставляет ее трепетать"?

Беседа с классом.

  • Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

  • Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?

  • Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. "Растоптала" ли любовь Базарова?

(Так значит, романтика существует? Отрицающий любовь “романтическую” Базаров полюбил Одинцову – не только красивую женщину, но и человека, интеллектуально близкого ему, умного и сильного. Это не только урок – это проверка характера, и Базаров оказывается выше и человечнее своих взглядов. Да, это одно из немногих поражений Базарова, но такое поражение, после которого он становится читателю ближе. Основа жизни Одинцовой – спокойствие. Базаров – человек чужого и чуждого ей мира. И она сделала свой выбор – спокойствие. Мужеством, душевной красотой Базаров, быть может, на какое-то мгновение разбудил в самовлюбленной аристократке некое ответное чувство. Как бы то ни было, но его любовь побеждает и смерть, и эгоизм, и светское высокомерие. “Живите долго… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда” – неужели можно думать об этом у самого края “темноты”. Верить ли Тургеневу? Верить!)

Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова не состоялась, но любовь не "растоптала" его. После объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь "низводит" Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Чувство любви важно для каждого человека. Важно это чувство было и для Тургенева. В каждом своём романе он проводит героя через испытание любовью.

Возвращаясь к проблемам романа, давайте определим значимость проблем для вас.

На каждом столе лежат цветные треугольники, выберите, какие вы приклеите на доску. Пожалуйста, прикрепите их.

Итак, посмотрим, что у вас получилось.

Да, действительно, все эти проблемы достаточно убедительны. Они вечные.

6. Домашнее задание.

“Анна Сергеевна Одинцова недавно вышла замуж, не по любви, а по убеждению. Они доживут до счастья, …пожалуй, до любви…” Так можно ли дожить до любви?

Написать эссе “Можно ли дожить до любви?” (На материале романа И.С.Тургенева и опираясь на жизненный опыт.)

Я думаю, что этот урок не оставил равнодушным никого из вас, и каждый из вас придёт к своим выводам, которые он вынес из этого разговора, нельзя всем думать одинаково, но одно непререкаемо: надо наслаждаться каждым моментом жизни. Не спешить разрушать то, что сделано до тебя и, возможно, для тебя и во имя тебя.

multiurok.ru

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

04.02.2015

Урок 46

Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»

Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока: Урок-беседа.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.

Цель урока:

- раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети» и понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

- проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

- показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;

- обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

- совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

- расширить круг ассоциаций;

- развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

- воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви и художественный вкус.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду (слайд № 2):

«Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь» И.С. Тургенев

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе «Отцы и дети» (слайд №3). Записываем сегодняшнее число, классная работа, тема урока (слайд №4). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева (слайд №5):

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев).

- Запишите эпиграф урока.

- Ребята, давайте попробуем поставить перед собой цель, которую попытаемся достичь в течение урока. Я предлагаю Вам воспользоваться глаголами-подсказками, которые помогут сформулировать цель урока (слайд №6).

- Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине (слайд №7).

- Какую работу нужно провести, чтобы цель урока была достигнута? (слайд №8)

- Анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение.

II. Актуализация знаний

- Прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листы, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру «1», если нет - «0». Слушайте внимательно (слайды № 9-13).

1. Действие романа начинается в 1859 году. 1

2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0

3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1

6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0

10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

- Хорошо. Обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку (слайд №14). У Вас должна получиться следующая запись. Выставите оценки.

Оценка «5» - ни одной ошибки.

Оценка «4» - 2 ошибки.

Оценка «3» - 3 ошибки.

Оценка «2» - 5 ошибок.

- Передайте работы. Полученные оценки я выставлю на следующем уроке.

III. Изучение нового материала

(слайд №15).Открытие новой темы мы начнем с высказывания самого Тургенева о сущности любви: 

«Любовь - вовсе даже не чувство; она - болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо - раб, а другое – властелин». (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

- Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым? (2-3 человека)

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

В романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

1. Базаров и Одинцова.

2. Павел Петрович и княгиня Р.

3. Аркадий и Катя.

4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 16).

- Ребята, запишите в тетради схему «Любовные линии в романе «Отцы и дети».

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

Ребята приводят цитаты:

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения».

«Свободно мыслят между женщинами только уроды».

- Ребята, какой вывод мы можем сделать, опираясь на цитаты из романа?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Аминова Дина

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

- Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14). Носков Костя

- Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге. Харева Даша

- Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

Цинично, как положено естествоиспытателю: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться. Манукян Альберт?, Соловьев Коля

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

- Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого?

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство. Головченко Ксюша

- Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это. (Слайд №17).

Работа с текстом:

«Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило».

«Сердце у него действительно так и рвалось».

«Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».

- Сделайте вывод о чувствах Базарова к Одинцовой.

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”. Марченко Денис

- Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой. Крылова Тоня?, Носков Костя

- А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Пересказ сцены объяснения (глава XVIII). Жалмуканова Алтынай

- Какой вывод можно сделать, опираясь на прочитанный текст?

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие. Мусеев Марат

Испытание любовью становится для героя рубежным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

- Ребята, давайте немного отвлечемся. Я предлагаю Вам прослушать информацию, которая созвучна с темой урока. Это история любви И.С. Тургенева к Полине Виардо (фрагмент видео 4.02-4.48). (слайд № 18).

Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.

Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.

Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.

Зиму 44-45 гг. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж - и, разумеется, из-за нее.

Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилась – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нему, не страдала.

А Тургенев ездил за ней всю Европу.

- Ребята, дальнейшую работу мы проведем в группах. Предварительно я разделила Вас на три группы.

Представление групп:

1 группа (1 ряд) - знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;

2 группа (2 ряд) - знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;

3 группа (3 ряд) - знатоки истории любви Аркадия и Кати.

- Задания для работы находятся у Вас на партах.

Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев.

Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют.

Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.

Николай Петрович и Фенечка - любовь-семья (естественность и простота).

Павел Петрович и княгиня Р. - любовь-наваждение.

Аркадий и Катя - земная любовь. (Слайд №19).

- Запишите в тетради схемы отношений героев.

Третье задание. Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ им. Ломоносова, пишет: «Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным феминоцентризмом» (Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007).

Таким образом, профессор подчёркивает важную роль женщин в произведениях Тургенева. Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини романа (слайд № 20). Ваша задача - найти среди них «вашу» героиню, подобрать из литературного произведения цитаты-аргументы.

Иллюстрация №1 - Катя Локтева;

Иллюстрация №2 - княгиня Р.

Иллюстрация №3 - Фенечка.

Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман «Отцы и дети».

- Для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Соловьев Коля.

- Что мы узнаем о героях-мужчинах, об их характере, анализируя их любовные истории?

- Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения. Жалмуканова Алтыный

Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Синотов Илья

Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед высшими силами, перед Богом. Кузина Таня

В отношении с Фенечкой Николай Петрович робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. Букин Влад

Аркадий меняется, «возвращается» к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (слайд № 21). Трофимов Сергей

Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа «Отцы и дети».

IV. Закрепление изученного

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру «Угадай-ка». На доске разноцветные сердца, сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердца группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердцу. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем, и по сложившейся традиции получает «Сову Знаний».

Розовое сердце - 5 баллов.

- В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Голубое сердце - 1 балл.

- Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Зелёное сердце - 5 баллов.

- Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему?

Золотое сердце - 3 балла.

- Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Красное сердце - 5 баллов.

- Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах?

Серебряное сердце - 2 балла.

- Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье?

- Ребята, Мы поздравляем Вас с заслуженной победой и вручаем «Сову Знаний»!

V. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, смогли ли мы достичь поставленных целей? Как нам это удалось?

- Я предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет определить наши планы на последующие занятия (слайд № 22).

Таблица состоит из трех колонок: Знал, Узнал, Хочу узнать. 2-3 ученика. Терпугова Кристина, Джангарова Таня

VI. Домашнее задание

- Перед вами находятся листы с домашним заданием. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите его.

Задание творческого характера (слайд № 23).

Написать сочинение-миниатюру (на выбор):

1. Письмо Одинцовой от Базарова;

2. Письмо Кате от Аркадия;

3. Письмо княгине Р. от Павла Петровича;

4. Письмо Фенечке от Николая Петровича.

- Ребята, для написания сочинения-миниатюры вы должны использовать схему, которую мы традиционно используем на уроках.

- Я благодарю вас за хороший урок и хотела бы оценить вашу работу на уроке (слайд № 24).

Комментирование оценок учащихся.

infourok.ru

Урок по литературе на тему " Испытание Базарова любовью" страница 2

3. выдерживает и не выдерживает

-А сейчас сядьте по группам.

  1. Работа над заданиями в рабочих листах.(10 мин.)

И.С.Тургенев был мастером художественной детали. И вам сейчас предстоит проанализировать определенные главы, поработать с деталями, чтобы впоследствии сделать определенные выводы и доказать свои гипотезы или, может быть , разубедиться в них.

Каждая группа получает свое задание на рабочих листах. Подпишите свои рабочие листы и приступайте к работе, не забывайте выписывать цитаты, делать выводы.

1 группа.

Используя текст гл. 7, 14, 15, 16 и 17, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, в том числе к Одинцовой, и к любви.

Проанализировав лексику гл. 14, 15, 16,17 , проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает его цинизм, появляется смущение. Подобрав цитаты, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.

Предложить учащимся расположить слова, характеризующие внутреннее состояние героя , в правильной последовательности на интерактивной доске и прокомментировать свой ответ.

Цинизм-конфуз-интерес-стремление понравиться—испуг-мучительное чувство

2 группа.

Расскажите об Одинцовой( внешность, характер, прошлое, слухи о ней). Докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не «состоялась» любовь героев? Докажите своё мнение, используя текст гл. 16 и 18. Виновата ли Одинцова, не отвечая взаимностью Базарову?

3 группа.

Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днём (гл. 17, 18). Охарактеризуйте поведение Базарова и Одинцовой после объяснения. Почему она останавливается то перед окном, то перед зеркалом? «Растоптала» ли Одинцова любовь Базарова?

V. Выступления групп учащихся с результатами

исследовательской работы и выводами.(10мин.)

Ответы учеников.

- Итак, мы с вами пришли к выводу, что Базаров-нигилист, не признающий ничего, страстно влюбляется в Одинцову. Он мучается от этого чувства, потому что оно противоречит его принципам, разуму, но ничего не может с собой сделать.

VI. Финал романа( просмотр эпизода)(5мин.)

- Конечно, нельзя закончить разговор без последней встречи умирающего Базарова с Одинцовой. Посмотрите фрагмент фильма « Отцы и дети».

-Кто, по-вашему, одержал победу в этом поединке? Почему? Обсудите в группах

(Базаров, потому что он сумел полюбить искренне, умирал, как будто «совершая подвиг»)

VII. Проверка гипотезы.(6 мин.)

Мы с вами поработали с текстом, проследили, как изменился герой, сделали вывод, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

А теперь скажите, подтверждаются ли ваши гипотезы?

1 группа.

Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только не сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.

2 группа.

Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь.

3 группа.

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

infourok.ru

Найти в тексте ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердить её неопределённость и загадочность. Как образ княгини раскрывает характер Павла Петровича? Используя текст 24 главы, объяснить, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой. Используя текст 7, 14, 17 глав охарактеризовать отношение Базарова к женщине. Наблюдая за лексикой 14, 15 и 16 глав проследить, как незаметно исчезает цинизм и появляется смущение. Опираясь на текст, доказать, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Рассказать об Одинцовой. Доказать, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла состояться любовь Базарова и Одинцовой? (гл. 16 и 18) Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову? Охарактеризовать поведение Базарова после объяснения. Какую роль в понимании состояния Базарова играет разговор с мужиком-извозчиком по дороге из Никольского? (конец 19 главы) Почему Одинцова пришла к умирающему Базарову? Как прошёл он испытание любовью? Можно ли предположить, что останься он в живых, его принципы по отношению к искусству и природе остались прежними? Чем сходны и чем различаются любовные истории Базарова и Павла Петровича?

Найти в тексте ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердить её неопределённость и загадочность. Как образ княгини раскрывает характер Павла Петровича? Используя текст 24 главы, объяснить, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой. Используя текст 7, 14, 17 глав охарактеризовать отношение Базарова к женщине. Наблюдая за лексикой 14, 15 и 16 глав проследить, как незаметно исчезает цинизм и появляется смущение. Опираясь на текст, доказать, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Рассказать об Одинцовой. Доказать, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла состояться любовь Базарова и Одинцовой? (гл. 16 и 18) Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову? Охарактеризовать поведение Базарова после объяснения. Какую роль в понимании состояния Базарова играет разговор с мужиком-извозчиком по дороге из Никольского? (конец 19 главы) Почему Одинцова пришла к умирающему Базарову? Как прошёл он испытание любовью? Можно ли предположить, что останься он в живых, его принципы по отношению к искусству и природе остались прежними? Чем сходны и чем различаются любовные истории Базарова и Павла Петровича?

gramotey.com

Найти в тексте ключевые слова, характеризующие княгиню Р....

В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., Любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Урок можно провести, работая в 4-х группах.

I группа. Павел Петрович и княгиня Р.

Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая "сломала" жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

II группа. Николай Петрович и Фенечка.

Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

III группа. Базаров и Одинцова.

Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое "вливается в душу и заставляет ее трепетать"?Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. "Растоптала" ли любовь Базарова?Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова, на первый взгляд, похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не "растоптала" Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь "низводит" Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Оцени ответ

nedorosl.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *