Урок окружающего мира по УМК ПНШ 3 класс Тема: Вода – растворитель. (Третье заседание клуба). Мука растворяется в воде или нет 3 класс окружающий мир


Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Вода

Технологическая карта урока окружающего мира

УМК системы «Перспективная начальная школа»

Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова

1. Класс: 3

2. Предмет: Окружающий мир

3. Тема урока: «Вода – растворитель» (третье заседание клуба).

4. Цели урока: Дать представление о воде как о растворителе, растворимых и нерастворимых веществах.

Познакомить с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ

Подготовить доклад на тему «Вода - растворитель».

Продолжить знакомство с лабораторным оборудованием для проведения опытов. Научить делать фильтр,

5. Дидактические средства

для учителя: иллюстрационный материал, кейсы заданий, презентация;

для обучающегося:

- учебник

- тетради для самостоятельных работ

- членские билеты детей

- письма, полученные членами клуба из Москвы

НАБОРЫ

- стаканы пустые и с кипячёной водой

- коробочки или стаканы с поваренной солью, сахаром, речным песком, глиной

- чайные ложки

- воронки стеклянные

- бумажные салфетки или промокательная бумага

- ножницы

- конверты с заданиями

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

ХОД УРОКА

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

II.

Актуализация и фиксирование изученного материала о троёх состояниях воды

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к приобретению нового знания;

обобщение ЗУН;

организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися задания

III. Сообщение темы

Цель: выявление умения работать в содержании учебника.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

IV. Работа школьного клуба «Мы и окружающий мир»

Минутка эмоционального настроя

1. Игра «Молекулы»

а) вопрос

б) построение соответствующих

моделей

в) контроль выполненных

работ

1. Работа по СОДЕРЖАНИЮ учебника. Нахождение темы в содержании учебника,

2. Постановка проблемы

3. Постановка целей

урока

1. Выбор председателя

2. Сообщение ИНТРИГИ

- Возьмитесь за руки так, как вы работаете в группах и произнесите

девиз нашего урока: «Один – за всех и все - за одного!»

- Вспомните, в каком состоянии встречаются вещества в природе?

- Постройте схему распределения частиц воды в этих трёх состояниях

- Проверьте правильность построения моделей

- Нас сегодня будут интересовать жидкости.

- Пользуясь СОДЕРЖАНИЕМ назовите тему третьего заседания клуба.

- Почему воду называют растворителем?

- Сегодня узнаем ещё об одном уникальном свойстве воды!

- Сегодня в роли председательствую-

щего выступит член московского клу-

ба любителей природы «Мы и окру-

жающий мир» …

- Герои сказок Корнея Чуковского пришли к нам на нашем заседании. Их вам представит председатель нашего заседания.

- Они в отчаянии, хотят узнать, можно ли исправить то положение в котором они оказались. Я предлагаю нам подробно и достоверно изучить вопрос о воде как растворителе и дать им рекомендации.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

3-е обучающихся работают у доски, строя схему распределения молекул воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии

- Обучающиеся открывают содержание, прочитывают про себя тему третьего заседания клуба «Мы и окружающий мир».

- Может быть она что-то растворяет? – - Или она сама может в чём-то растворяться

- УСТАНОВИТЬ, правда ли, что:

- вода растворяет вещества

- все ли вещества растворимы в ней

- как люди используют это свойств в жизни

Председательствующий зачитывает отрывки из сказок Корнея Чуковского

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Фронтальная

1. Организация работы с кейсами.

Самостоятельная работа

Цель: построение и фиксация нового знания.

2. Самостоятельная работа групп

Мы сейчас обозначили 3 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 5 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа: Филологи. Установят значение слов РАСТВОРИТЕЛЬ и РАСТВОРИМОСТЬ

2 группа: Исследователи. Эта группа поможет разобраться является ли вода растворителем.

3группа: Исследователи. Эта группа поможет разобраться является ли вода растворителем.

4 группа: Исследователи. Эта группа поможет разобраться является ли вода растворителем.

5-я группа: Хозяйственники. Расскажут, как человек в быту использует свойство воды-растворителя.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ подготовит отчёт ребят села Мирное по данной теме.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания доклада для первоклассников на тему «Вода - растворитель»

Слаженность работы группы

Полнота информации

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

5-я группа

Председатель

  1. Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 85-87

Источник №2: Справочная литература

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/?ncrnd=1696 растворимость

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1004470 растворитель

Кейс №2.

Источник №1

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 85(алгоритм проведения опыта)

1. Налить в стакан кипячёную воду

2. Насыпьте в воду небольшое количество – на кончике чайной ложки – поваренной соли

3. Размешайте

4. Пронаблюдайте и запишите результаты исследований по вопросам:

Источник №2.

Рабочая тетрадь. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр.30, № 43

Вопросы к исследованию

1) Изменилась ли прозрачность воды?

2) Изменился ли цвет воды?

3) Изменился ли вкус воды?

4) Можно ли сказать, что соль исчезла?

Источник №3.

Используя данный алгоритм работы, исследуйте на растворимость сахар

Кейс №3.

Источник №1

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 86(алгоритм изготовления фильтра)

1. Сложить салфетку пополам и ещё раз пополам.

2. Обрезать края по форме радуги так, чтобы при развёртывании получился круг

3. Сложить в виде конуса – одна половина – три слоя, другая – один

4. Положить фильтр в воронку

5. Пропустить через него воду

Источник №2

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 85(алгоритм проведения опыта)

1. Налить в стакан кипячёную воду

2. Насыпьте в воду чайную ложку речного песка

3. Размешайте

4. Пропустите полученный раствор через фильтр, налив его в лабораторный стакан с воронкой.

5. Пронаблюдайте и запишите результаты исследований в Тетрадь для самостоятельных работ.

Источник №3.

Рабочая тетрадь. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр.30, № 43

Вопросы к исследованию

1) Изменилась ли прозрачность воды?

2) Изменился ли цвет воды?

3) Можно ли сказать, что песок растворился?

Кейс №4.

Источник №1

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 86(алгоритм изготовления фильтра)

1. Сложить салфетку пополам и ещё раз пополам.

2. Обрезать края по форме радуги так, чтобы при развёртывании получился круг

3. Сложить в виде конуса – одна половина – три слоя, другая – один

4. Положить фильтр в воронку

5. Пропустить через него воду

Источник №2

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 85(алгоритм проведения опыта)

1. Налить в стакан кипячёную воду

2. Насыпьте в воду кусочек глины

3. Размешайте

4. Пропустите полученный раствор через фильтр, налив его в лабораторный стакан с воронкой.

5. Пронаблюдайте и запишите результаты исследований по вопросам:

Источник №3.

Рабочая тетрадь. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр.30, № 43

Вопросы к исследованию

1) Изменилась ли прозрачность воды?

2) Изменился ли цвет воды?

3) Можно ли сказать, что вода растворяет глину?

Кейс №5.

Источник №1

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 86-87

Источник №2 Информация с Интернета, в том числе и фото

http://www.voda.org.ua/ru/about/use/ использование воды в быту

- Как люди используют свойства воды растворять некоторые вещества?

Приведи примеры:

  • умываются, стирают

  • рисуют

  • разводят лекарства.

Кейс №6. ПРЕДСЕДАТЕЛЮ

Источник №1

Учебник. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова, Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2012. Стр. 86-87

Задание. Познакомить присутствующих с докладом Кости Погодина

«Такое же заседание провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим ещё об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. «В воде растворяются не только твёрдые вещества, но и некоторые жидкости (например, уксус, спирт), а также газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озёрах, морях живут рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоёмы были бы безжизненными».

Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыт и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет»

Учитель выполняет роль консультанта

3.Эмоциональная разрядка

Цель: снять эмоциональное напряжение, привести процессы возбуждения в умеренное состояние

4.Презентация выступлений.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

V. Подведение итогов урока

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1

Физминутка «Морская фигура»

Отчёт групп о проделанной работе

Оценивание

1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2. Самооценка

«Шкала успешности»

3. Домашнее задание.

- Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные внимательно слушают информацию и готовят свои предложения помощи мальчику-Трубочисту и Федоре. По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы

- Давайте коллективно заполним сводную таблицу баллов

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Какое новое знание открылось для

нас сегодня?

- Сумейте их применить при подготовке Д/з?

- Кому было легко работать на уроке?

- Кто испытывал трудности?

- Какой совет можно им дать?

- Найдите своё место на шкале, на полях в ТПО (тетрадь с печатной основой) нарисуйте

Солнышко – считаю, что на уроке достиг поставленных целей и не испытывал при этом затруднений.

Тучку – считаю, что на уроке достиг поставленных целей с помощью работы товарищей по группе и испытывал при этом затруднения.

Солнышко из-за тучки – считаю, что на уроке достиг поставленных целей но, испытывал при этом затруднения

- Встаньте те, у кого засветило на полях солнышко…

- Встаньте те, у кого нахмурилась на полях тучка…

Встаньте те, у кого тучка заслонила солнышко…

- Председатель нашего заседания подведёт итог, сообщив содержание Д/з

Закончить урок я хочу такими словами:

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Проговаривают

«Море волнуется раз (раскачиваются влево, вправо)

Море волнуется два»

(раскачивают руки, поднятые вверх влево, вправо)

Море волнуется три

Морская фигура замри.

(«застывают» в фигуре на морскую тематику)

- Презентация работы представителем группы

- Оценивание выступления , интервьюирование по прослушанному материалу, высказывание предложений в помощь героям сказок К.Чуковского

- Мы узнали, почему воду называют растворителеи. Какие вещества может растворять вода, а какие нет

Рисуют в ТПО

стр. 85, 87. читать, не справившимся с заданием подготовить доклад

«Вода – растворитель»

Коллективная

Коллективная

Индивидуальная

Коллективная

Вода живет, бежит и дышит.Вода слова и мысли слышит.И всё, что было – вода помнит.И всё, что просите – исполнит!Вода бессмертна и вечнаИ дарит жизнь Земле она.Издревле люди воду чтили.Молились ей, детей крестили.И от нечистой силы ТОЙСвятой спасалися водой.Ребенка мать в воде купала,Над ним с любовию шептала:«С гор сбежит вода,А с сына (дочки) худоба!».Чтоб видеть будущего дали,Над чашею с водой гадали.А чтобы порчу снять иль сглаз,Водой обрызгивали враз!

Любую грязь вода смывает,Нас от болезней защищает.Вода нам дарит чистоту,Здоровье, радость, красоту.А в летний день Ильи ПророкаВезде бегут воды потоки.Водою обливают всех,На счастье и на долгий век.И все живущие народыЛюбят прохладу, любят воду.Озера, реки и моряМы любим, видимо, не зря.Вода – народов колыбель,Вода – всеобщая купель.Если хотите исцелиться,Вам надо Богу помолиться,Его о помощи проситьИ заговор наговорить:«Вода- водица,Светлая царица,Милая сестрица,Ты моя родная,Пожалей меня!Удали усталость,И отодвинь старость,Исцели болезни,Будь же мне полезной,Будь ко мне добра,Милая сестра!»

В. Николаева

infourok.ru

Урок по окружающему миру на тему "Вода

Ростовская область, Тарасовский район, п. Деркул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Деркульская основная общеобразовательная школа

Тема: Вода-растворитель

Учитель: Ушакова Татьяна Александровна

2015-2016 учебный год

Тема: «Вода-растворитель».

Цель урок: пополнить знания о том, что вода – самое распространенное в природе вещество; создать условия для определения учащимися свойства воды – растворитель.

Задачи урока

образовательные:

-выявить знания учащихся о свойствах воды;

- формировать исследовательские умения в практической деятельности

-закрепить знания детей о «растворимости» воды

формировать исследовательские умения в практической деятельности;.

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к уроку;

развивающие:

- развивать привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Развитие познавательных УУД

-научаться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочные материалы учебника.

- расширять свои представления о свойствах воды;

Развитие коммуникативных УУД

-научаться договариваться и приходить к общему решению.

- активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Развитие регулятивных УУД

- учиться понимать цель выполняемых действий, получат возможность ставить конкретную учебную задачу в коллективном диалоге

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: словесные; диалог; беседа; игровые; частично – поисковые; проблемные; наглядные; работа в парах, группах; иследовательские; практическая работа

Основные термины и понятия: Вода – растворитель;текучая.

Организация пространства: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа,иследовательская работа.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: распозновать растворимые и нерастворимые вещества в воде.

Получат возможность научиться: проводить опыты с водой

Образовательные ресурсы: учебник, карточки; Соль, вишнёвый сок, сода, глина, мел. Вода.

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1. Организационный момент.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья.

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста

Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.

Ученики хором –Да

Улыбнулись друг другу

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

2. Проверка домашнего задания

Проверить готовность к уроку

Работа по карточкам

Дети отвечают на вопросы в карточках.

Самопроверка

2.

Постановка темы и целей.

Мотивация

к учебной деятельности, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без …

Постановка темы и целей.

(Воды) СЛАЙД№1

Дети самостоятельно определяют тему и цели урока

Регулятивные: умение определять и формулировать цель

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: умение донести свою позицию до других, владея приемами диалогической и монологической речи.

3.

Актуализация знаний

Повторение материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруд-нений в инди-видуальной деятельности учащихся.

Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

Почему Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? Жизнь зародилась в воде. Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.  Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:

Личностные

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные

-уметь высказывать своё предположение.

выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Физминутка для глаз

Предупредить зрительное утомление школьников

СЛАЙД 2

Дети следят за капелькой воды

5. Изучение нового материала

Организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Представьте, что вы ученые и перед вами стоит важная цель. Назовите ее.

1.Задание

Отгадать загадку.

Подкрашена вода и с ягодами она. (Вишнёвый сок)

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я ... (мелом)

Есть у соли сестра. Она

Изжогу вылечить должна.

Кто знает свойств моих природу,

Ответит сразу, кто я: ... (Сода)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина).

Эти предметы и будут вам помогать в исследовании.

2.Задание проделать опыт( с вишневым соком, солью,мелом,содой,глиной).

Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, демонстрируйте результат.

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

Мел, глина не растворились в воде.

Учащиеся представляют, что они ученые

Отгадывают загадки

Учащиеся добаляют в теплую воду вишневый сок, соль, мел, соду и глину.

Делают вывод о растворимости веществ в воде

Познавательные

самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Коммуникативные

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

6. Первичное закрепление

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Итак, вы узнали новое свойство воды.

Учебник стр.28-29

Ответить на вопросы (работа в парах)

Дети читают материал по учебнику

Учащиеся друг другу задают вопросы и отвечают на них

Регулятивные

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией

7. Физкультминутка

Снятие мышечного напряжения

Танцевальная физминутка

Выполняется под музыку.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Работа в тетради на печатной основе.

Выполнить задание. Сверить ответы с доской.

Личностные:

-самоанализ и самоконтроль результата

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности

Вспомните вопрос, который стоял пред вами.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.Оценка деятельности учащихся.

Домашнее задание.

Учебник стр 28-30.

Учащиеся оценивают свою работу с помощью звезд

Личностные УУД Ориентация на понимание причин личной успешности/не успешности в освоении материала; умение признавать собственные ошибки

Регулятивные УУД Удерживать цель учебной деятельности

1.Перечислите свойства воды.

Свойства воды

1.

2.

3.

4.

5

2.Чем отличается чай от воды?

1.Перечислите свойства воды.

Свойства воды

1.

2.

3.

4.

5

2.Чем отличается чай от воды?

1.Перечислите свойства воды.

Свойства воды

1.

2.

3.

4.

5

2.Чем отличается чай от воды?

1.Перечислите свойства воды.

Свойства воды

1.

2.

3.

4.

5

2.Чем отличается чай от воды?

1.Перечислите свойства воды.

Свойства воды

1.

2.

3.

4.

5

2.Чем отличается чай от воды?

Задание №1

Отгадай загадку. Подкрашена вода и с ягодами она

Задание№1

Отгадай загадку. Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна

Задание №1

Отгадай загадку.

Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу.

Исчертил всю доску белым…

Исчезаю. Был я ...

Задание №1

Отгадай загадку. Есть у соли сестра. Она

Изжогу вылечить должна.

Кто знает свойств моих природу,

Ответит сразу, кто я: ...

Задание №1

Отгадай загадку. Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

infourok.ru

Вода – растворитель. (Третье заседание клуба)

Урок окружающего мира по УМК ПНШ 3 класс

Тема: Вода – растворитель.

(Третье заседание клуба)

Цель: Создать условия для формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять свойства воды.

Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенной инструкции, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: сравнивать, анализировать, обобщать в результате совместной работы.

Коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование: Учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, хрестоматия. Наборы: стакан с кипячёной водой, коробочки с поваренной солью, сахарным песком, речным песком, глиной, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, ножницы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Уч: - Начинаем урок окружающего мира. У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Садитесь.

- Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Уч: - Сегодня на уроке мы продолжим с вами говорить о воде. Вода окружает нас повсюду. Без неё мы не сготовим обед, не умоемся, не постираем, не вырастим урожай.

- Я предлагаю вам послушать стихотворение и назвать свойство, о котором в нём сказано.

Д: 1. В кружево будто одеты (Слайд 2)

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это

А, в сущности, только вода.

2. Безбрежная ширь океана (Слайд 3-6)

И тихая заводь пруда

Каскад водопада и брызги фонтана

А всё это только вода.

3. В бирюзовой дали исчезая (Слайд 7-8)

Лебедями плывут облака

Вот туча идёт грозовая

А, в сущности, только вода.

Уч: - О каких свойствах воды шла речь в стихотворении?

Д: Высказываются.

Уч: - Вода – это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Уч: - А какие ещё свойства воды вам известны?

Дети называют известные им свойства (Не имеет формы в жидком и газообразном состояниях; бесцветна; прозрачна; текуча; без запаха и вкуса; при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

  1. Формирование новых знаний.

  1. Уч: - Ребята, мы сегодня открываем заседание клуба «Мы и окружающий мир» Тему нашего заседания вы определите, послушав притчу.

Притча:

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Уч: - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Д: Высказываются.

(Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее)

Уч: - Сформулируйте тему нашего заседания.

Д: Тема урока «Вода – растворитель» (Слайд 10)

Уч: Да, молодцы. Тема нашего очередного заседания клуба «Вода – растворитель» Вместе с нами в заседании клуба принимают участие Костя Погодин и Маша Иванова. Они помогут определить цель урока и подскажут, как можно достичь этой цели. (Слайд 11)

Уч: - Откройте учебники на странице 85 и зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба.

Д: Читают текст.

Уч: - Постарайтесь определить, какова цель нашего урока.

Д: Высказываются.

(Определить, все ли вещества могут растворяться в воде)

Уч: - Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока, прочитайте слова Маши.

Д: Читают текст.

  1. Уч: - Наша работа будет проходить в группах. У каждой группы своё задание. Выводы, которые сделают каждая группа, приведут к нашей конечной цели.

Уч: - Перед проведением опытов, алгоритм работы в группе представят нам ребята 4 группы.

Д: Перечисляют правила.

  1. Внимательно прочитать задание.

  2. Определить цель.

  3. Договориться, как будем выполнять задание.

  4. Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.

  5. Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной работе. (Слайд 12)

Уч: - Проверьте, у каждой группы на столах стоит оборудование, необходимое для опытов. О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе.

Д: Называют правила.

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

  2. Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять.

  3. Без указания в задании вещества, которые лежат на столе пробовать нельзя.

  4. Работать аккуратно.

  5. Соблюдать осторожность при работе с ножницами.

  1. Проведение опытов.

Уч: - У каждой группы на столе инструкция. Предлагаю всем распределить роли, выполнить с 1 по 4 задания и записать результат в тетрадь.

Д: проделывают опыт.

Уч: - Закончили проведение опыта. Результат своей работы представляют группы.

  1. Выступление групп.

1 группа. (Слайд 13)

Мы взяли стаканы с кипячёной водой. Всыпали в один стакан чайную ложку мелкой поваренной соли, а в другой – крупную. Размешали и наблюдали, что происходило с кристалликами соли.

Мы сделали вывод. В стаканах нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Раньше в воде растворилась мелкая соль.

2 группа. (Слайд 14)

Мы взяли стаканы с кипячёной водой. Всыпали чайную ложку сахарного песка в стакан с горячей водой, а затем в холодную воду. Размешали и наблюдали, что происходило с сахаром.

Мы сделали вывод. В стаканах нет сахара, прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился в воде и быстрее он растворился в горячей воде.

3 группа. (Слайд 15)

Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него чайную ложку речного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с песком.

Мы сделали вывод. Песок не растворился, он лежит на дне стакана.

Вода стала мутной и грязной, в ней плавают мелкие частицы. Вода не смога растворить песок.

4 группа. (Слайд 16)

Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него немного глины. Размешали и стали наблюдать, что происходит.

Мы сделали вывод. Глина не растворилась, она лежит на дне стакана.

Вода стала мутной и непрозрачной. Вода не сумела растворить глину.

Физминутка (подвижная)

  1. Изготовление фильтра.

Уч: - Прочитайте в инструкции задание под номером 5.

- Какая общая задача стоит у всех групп? (изготовить фильтр)

- Как вы думаете, что такое фильтр?

Д: Высказываются.

Уч: - Давайте зачитаем, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь. (Слайд 18)

Д: Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от ненужных примесей.

Уч: - Откройте учебник на стр. 86 и составьте по рисунку план изготовления фильтра.

Д: 1 группа - Возьмём бумагу, сложим её пополам, а затем ещё раз

пополам.

2 группа - Приложим шаблон и обрежем края ножницами.

3 группа - Сложим лист в виде конуса.

4 группа - Положим фильтр в воронку.

Уч: - Группы приступаем к изготовлению фильтра. Проверяю.

Я вам принесла показать лабораторный фильтр. Сравните его и вами изготовленным. В чём их разница? (Лабораторный фильтр более плотный, шершавый , что бы частицы в нём лучше задерживались.)

Уч: - Продолжайте работать с инструкцией и выполните оставшиеся задания.

Д: Дети заканчивают опыты.

Уч: - Закончили работу. Результаты представляет группа…

Д: Выступления групп.

1 группа (Слайд 20)

Мы пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не смог очистить воду от соли, потому что соль растворилась.

2 группа (Слайд 21)

Мы пропустили сладкую воду через фильтр. Сахара на фильтре не обнаружили. Вода на вкус сладкая. Фильтр не смог очистить воду от сахара,

Потому что сахар растворился.

3 группа (Слайд 22)

Мы пропустили содержимое нашего стакана через фильтр. Вода прошла через фильтр, а песок нет, он остался на стенках фильтра. С помощью фильтра можно очистить воду от песка.

4 группа (слайд 23)

Мы пропустили воду и глиной через фильтр. Вода прошла через фильтр, а глина осталась на фильтре. С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины.

Уч: - О каком свойстве воды узнала каждая группа из опытов?

Д: Высказываются.

Уч: - Давайте подтвердим наши выводы чтением текста учебника.

Д: Читают текст на стр. 87.

Уч: - Ребята, у меня в руке стакан воды. Я утверждаю, что вода в нём абсолютно чистая. Кто со мной согласен? А у кого другая точка зрения?

Разрешить наши разногласия поможет статья хрестоматии. Найдите в оглавлении текст «Вода – растворитель», откройте нужную страницу.

Д: Чтение детьми по абзацам.

Уч: - Кто же оказался прав? Зачитайте ту часть текста, в которая подтверждает мысль о том, что абсолютно чистой воды в природе нет.

Воспользуйтесь этой частью текста и заполните кластер « В воде растворены», а затем результаты представьте на доске.

Д: Заполняют кластер. Делают вывод, что абсолютно чистой воды нет.

  1. Итог урока.

Уч: - Какую цель мы поставили в начале урока?

- К какому выводу мы пришли?

Д: Да, мы достигли поставленной цели, определили, что вода может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет. Ещё мы узнали, что абсолютно чистой воды нет.

Уч: - Очень важно помнить, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Поэтому в народе есть такая пословица «Не каждая водица для питья годиться» (Слайд 24)

  1. Уч: я предлагаю вам записать домашнее задание по выбору.

Домашнее задание. (слайд 25)

  1. Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель»

  2. Ответить на вопрос учебника на стр.87

- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

3. Написать письмо в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир»

  1. Рефлексия.

  1. Давайте воспользуемся словами экрана и проведём рефлексию. (Слайд 26)

- Сегодня на уроке я научился …

- Было интересно …

- Для меня было открытием то, что…

- Мне показалось важным…

- Больше всего мне понравилось…

- Могу похвалить одноклассников за то, что…

2. Я всех внимательно выслушала, вы хорошо поработали, все получают «5»

multiurok.ru

Урок по окружающему миру на тему "Вода- растворитель" по программе ПНШ 3 класс

Предмет: окружающий мир, 3 класс.

Тема урока: Вода-растворитель.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, чайные ложки, воронки, бумажные салфетки; стакан с водой для учителя, презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Конспект урока.

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.

Дидактические задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель»

Педагогические задачи урока:

-познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;

-научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;

-заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Тип урока:

По дидактической цели: урок изучения нового материала.

По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок -исследование (начальный уровень).

Формы работы учащихся: работа в группах

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Познавательные УУД:

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства

Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Используемые технологии, активные формы обучения: развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация), развитие исследовательских навыков, групповая работа.

  1. Оргмомент.

- Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем их.

- Посмотрите на наше солнышко, зарядитесь энергией, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Как называется глава, которую мы изучаем? (откройте оглавление)

- Почему превращения воды в природе назвали «чудесные»? Какие свойства воды можно назвать «чудесными»? (лед не тонет, может находиться в 3х состояниях одновременно, постоянно переходит из одного состояния в другое- круговорот воды в природе)

infourok.ru

Урок-заседание клуба "Мы и окружающий мир" по теме "Вода

Разделы: Начальная школа

Цели: погрузить детей в атмосферу темы через эмоциональное восприятие;

  • актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах;
  • развивать память, речь;
  • познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
  • учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе своего края.
  • Оборудование:

    • компьютер,
    • проектор,
    • презентация "Вода",
    • фотографии родников и водных пейзажей,
    • банка с кипячёной водой,
    • вода из под крана,
    • вода из пруда,
    • минеральная вода,
    • одноразовые стаканы,
    • чайные ложечки,
    • соль,
    • сахар,
    • речной песок,
    • опилки,
    • жидкое удобрение для комнатных цветов,
    • салфетки,
    • фильтры из бумажных салфеток,
    • химические колбочки,
    • воронки,
    • 2 мерных цилиндра,
    • тетради "Окружающий мир" и ручки.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    У: Ребята, мы сегодня открываем третье заседание клуба "Мы и окружающий мир". Тема заседания: "Вода - растворитель".

    2. Актуализация знаний. Презентация "Вода" (Приложение1)

    Ученик 1

    В кружево будто одеты [5]Деревья, кусты, провода (слайд 2).И кажется сказкою это, (слайд 3)А, в сущности, только вода.

    Ученик 2

    Безбрежная ширь океана (слайд 4)И тихая заводь пруда, (слайд 5)Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6, 7)А всё это только вода.

    Ученик 3

    В бирюзовой дали, исчезая, (слайд 8)Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, (слайд 9)А, в сущности, только вода.

    Ученик 4

    Снег белый пойдёт и укроет (слайд 10)Родные леса и поля. Но время придёт - всё растает (слайд 11)И будет простая вода (слайд 12).

    Доклады детей (Приложение 2)

    У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

    • не имеет формы
    • бесцветна
    • прозрачна
    • текуча
    • без запаха
    • без вкуса
    • бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

    3. Изучение нового.

    У: На слайдах вы увидели сочные фрукты. Сок - это вода с растворёнными в ней различными веществами. Сегодня на примере наших опытов мы познакомимся с ещё одним из важнейших свойств воды: вода - растворитель.

    Опыт 1. (работа в группах)

    В прозрачный стакан с кипячёной водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

    У: Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло?

    Попробуйте воду на вкус. Пропустите воду с солью через бумажный фильтр.

    У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

    Запись в тетради.

    Поваренная соль.

    1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде? ______Да______

    2. Прошло ли оно через фильтр? _____Да____________

    Вывод. Поваренная соль в воде _______ растворилась_

    (такой же опыт проводим с сахарным песком)

    Аналогичный опыт проводим с сахарным песком. (Запись в тетради)

    Опыт 2.

    Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.

    Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось.

    Опыт 3.

    Растворяем в стакане с водой несколько кристалликов марганцовки. Фильтруем.

    Вывод: марганцовка в воде растворилась.

    Опыт 4.

    Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

    У: Что вы видите? ( пузырьки газа)

    Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.

    У: Вы почувствовали, что вода газированная?

    Вывод. В воде растворены газы.

    У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)

    Вывод из всех опытов.

    Вода растворяет

    • твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
    • жидкие вещества (жидкое удобрение)
    • газообразные вещества (кислород)

    Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми

    У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры (делаем сладкий чай, солим суп, пьём лимонад, умываемся и т. д.)

    Послушайте стихотворение Л. Яхина "Очень правдивая история" (читает ученик)

    Жил на свете мальчик странный: Просыпался по утру И бежал скорее в ванну Умываться. Я не вру. Хотите - верьте, хотите - нет.

    Руки мыл зачем-то мылом, А лицо мочалкой тёр: На руках все пальцы смыл он, Щёки в дырах до сих пор. Хотите - верьте, хотите - нет.

    Сыну мама запретила Умываться по утрам. Убрала подальше мыло, Перекрыла в ванной кран. Хотите - верьте, хотите - нет.

    Мальчик этот был упрямый Маму слушать не хотел, Умывался по утрам он И, конечно, заболел. Хотите - верьте, хотите - нет.

    Тут к нему призвали разных, Самых разных докторов И диагноз был таков: "Если мальчик будет грязным - Будет он всегда здоров". Вы мне верите? (ответы детей)

    У: Какое свойство воды использует герой стихотворения? (дети приводят примеры личной гигиены)

    Физминутка

    Льётся чистая водица,Мы умеем сами мыться. Щётку в руки мы берём, Крепко зубы щёткой трём. Моем шею, моем уши, Потом вытремся посуше.

    Опыт 5. (работа в парах)

    Речной песок.

    Размешиваем в стакане с водой чайную ложку речного песка.

    У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчезли ли песчинки?

    Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём.

    У: Очистилась ли вода от песка?

    Запись в тетради.

    Речной песок.

    1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде? ______Нет______

    2. Прошло ли оно через фильтр? _____Нет____________

    Вывод. Речной песок в воде _______не растворился_

    Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.

    Подумай "Задание злой мачехи". [3]

    Злая мачеха из сказки "Золушка" Ш.Перро дала вам задание. Она смешала соль, речной песок и опилки. Как все отделить друг от друга?

    Опыт 6. Определение прозрачности воды ( проводим стоя возле демонстрационных столов, чтобы сменить динамическую позу)

    Берем два мерных цилиндра, на которых отмечены метки на уровне 20 см. Под них подкладываем листы с текстом (шрифт 14). В один наливаем воду из-под крана до тех пор, пока текст хорошо читается (уровень столбика воды превышает 20 см).

    Вывод. Вода из-под крана прозрачна. Такую воду можно пить.

    Во второй цилиндр наливаем воду из пруда. Текст перестает читаться на уровне 10см.

    Вывод: вода из пруда мутная. В ней даже опасно купаться.

    У: Как вы думаете, ребята, где в природе самая чистая и прозрачная вода? (в родниках)

    У: Родники издавна берегут как зеницу ока. В народе их когда-то называли "глазами земли", наделяя их даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студёной воды.

    В нашей районной газете "Дружба" открыта рубрика "Дорогие мои родники". Люди из многих сёл и деревень присылают в редакцию свои заметки. Как относится Фатхулла Курамшин на фото к воде из родника?

    Учитель читает из газеты детям статью В.К.Захаровой из деревни Средняя Камышла "Истоки таланта" (приложение 3)

    Беседа с детьми о значении родников, о бережном отношении к ним.

    Итогом беседы становится решение детей отыскать весной возле школы на берегу реки родник, очистить его и подарить ему вторую жизнь.

    У: Максим Ягудин приготовил нам стихотворение.

    - Поэт Владимир Солоухин написал стихотворение "Родник":

    Родничок пропах землей, травой и хвоей, В жаркий полдень холоден всегда, А опустишь руку в голубое - Заласкает светлая вода. У его задумчивого пенья Я большой учился чистоте, Первым, самым робким вдохновеньям, Первой самой радостной мечте. Пусть вдали от низенького дома Я, мужая, сделаюсь седым, Я еще приду к нему, живому, И еще напьюсь его воды.

    4. Итог урока

    • Что нового вы сегодня узнали?
    • Что запомнилось больше всего на занятии?
    • Какой новой информацией вы поделитесь сегодня дома?

    Выставление оценок

    Приложение 3

    Список литературы

    1. Газета "Начальная школа" №18, 2005 г.

    2. Газета "Дружба" Нурлатского муниципального района, сентябрь 2008 г.

    3. Халевина Н. П. festival.1september.ru/articles/104689/ (задание мачехи)

    4. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова поурочные разработки по курсу "Окружающий мир".

    5. Шаповалова И. А, Бардашкина Н. В. Разработка интегрированного урока по теме "Вода". Химия, 8 кл. http://vio.fio.ru/vio_49/cd_site/Articles/art_3_2.htm (стихотворение о воде)

    6. http://fotki.yandex.ru/

    7. http://images.yandex.ru/

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


     
     
    Пример видео 3
    Пример видео 2
    Пример видео 6
    Пример видео 1
    Пример видео 5
    Пример видео 4
    Как нас найти

    Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

    Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
    +7 (48235) 56-817
    Электронная почта: [email protected]
    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *