Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам». Хождение по мукам анализ произведения


Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам» - GetSoch.net

Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам» Сочинение на отлично

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам»!!! =>>>

Мир большой жизни постоянно врывается в затхлую атмосферу интеллигентских салонов. Из шестой главы мы узнаем, что Катя по просьбе своего мужа, Николая Ивановича Смоковникова, устраивает «литературный спектакль с негласной целью сбора в пользу комитета левого крыла социал-демократической партии,- так называемых большевиков». Она же рассказывает Даше о встрече с Акундиным, который «уверяет, что в самом ближайшем времени у нас будет революция. Понимаешь, на заводах, в деревнях — повсюду брожение. Ох, поскорее бы. Николай Иванович до того обрадовался, что повел меня к Пивато, и мы выпили бутылку шампанского, ни с того ни с сего, за будущую революцию». Слова «ни с того ни с сего» весьма уместны: ни Николай Иванович, ни Катя не понимают сущности революции и их порыв ни на чем не основан. И, несмотря на это, Николай Иванович провозглашает среди своих друзей: «Революция, господа, революция нужна нам немедленно. Иначе мы просто задохнемся».

В десятой главе романа впервые появляется «неизвестный человек», который от имени «Центрального Комитета» вручает рабочим, идущим со смены, листовки. А через два дня после этого на механическом заводе взбунтовались рабочие. Рабочий мир, мир труда и революции властно врывается в судьбы героев романа и в судьбы всей страны.

Прошли века, а мужики остались те же и то же отношение к ним. Даже во время обучения ведения атаки для них нет иных слов, кроме «Сволочи, сукины дети!..». Во время войны в России «все тронулось, сдвинулось…». Неудачи на фронте порождали у солдат жгучую мысль: «пропала Россия, продали нас». Коренным образом за три года войны изменились рабочие: они «ругали войну, царя, царицу, Распутина и генералов, были злы и все уверены, что после войны «грянет революция»

Но и здесь, среди людей, оторванных от народа, звучат мысли о народе, о том, что «он все-таки проснется и заговорит», что «народ могут разбудить только фабричные свистки» и тогда все окончится «большой кровью». В этой главе впервые появляется И Даша Булавина, которую портретной характеристикой («подперев кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном черном платье, закрытом до шеи»), Толстой сразу же выделяет из числа присутствующих. С образом Даши читатель не расстанется вплоть до последней страницы трилогии.

Открывается роман изображением Петербурга — столицы Российской империи. Первая небольшая главка, своего рода заставка к роману, весьма многозначительна, содержательна и важна как для понимания темы романа, так и его идейной направленности. Ее_»,нужно прочитать в классе и дать глубокий комментарий. Несмотря на то, что роман «Сестры» был произведением о современности, сама-то современность рассматривается в нем как следствие исторического развития страны. «Связь времен», прошлого и настоящего, чувствуется но всем. На первой же странице романа вспоминается дьячок петровских времен, который, увидев «кикимору — худую бабу и простоволосую» «кричал в кабаке; Петербургу, мол, быть пусту». За что был «пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно».

Первая глава накладывает отпечаток на все последующее повествование, которое нельзя свести только к рассказу о судьбе двух сестер. Во второй главе» как бы конкретизирующей большую картину Петербурга, говорится о сборищах членов общества «Философские вечера»- представителей декадентского искусства. Вполне естественно, что в них участвуют в большинстве представители буржуазной интеллигенции, здесь высказываются бредовые идеи: «повернитесь к прошлому задом! Кто там у меня за спиной? Венера Милосская? А что — ее можно кушать? Или она способствует рощению волос? Я не понимаю, для чего мне нужна эта каменная туша? Но искусство, искусство, брр!..». По определению Александра Жирова, Сапожков, провозглашающий такие речи, говорит «как пророк», «то, чего мы все втайне хотим, но сказать боимся».

Запоминается своей безудержной фантазией и необычностью суждений Сапожков, который впоследствии «выломится» из этой среды, примкнет к красным, сохранив при этом экспрессивность и парадоксальность суждений. В третьей главе Даша, которой «некогда было теперь ни думать, ни чувствовать помногу» из-за занятости, все же обратила внимание на «неопределенные, тревожные и радостные слухи о том, что готовится какая-то перемена».

Вместо хилых, безвольных, пресыщенных и развратных лиц интеллигентского мира в романе появляются «мускулистые и рослые рабочие» с «отрывистым, жестким голосом», действуют они «быстро и решительно». Появляется «стачечный комитет», который ведет переговоры с администрацией завода, а «рабочие большими группами стояли на заводском дворе и ждали» результатов этих переговоров.

Затем с помощью литературных реминисценций из Пушкина и Гоголя А. Толстой обращает внимание на произведения колоссального художественного воздействия -«Медный всадник» и «Шинель», в которых классики подымали важнейшие социальные проблемы, раскрывали страшные конфликты с глубоко гуманистических позиций, защищали «маленького человека». И даже мысли современного поэта Бессонова о Петербурге, представляющие собою «лишь мечту, бред, возникший в его голове, отуманенной вином, любовью и скукой», перекликаются с гоголевским утверждением в «Невском проспекте»: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!».

Тогдашняя столица Российской империи — наследница и продолжательница двухвековой петербургской традиции. Необходимо обратить внимание на преобладание мрачных красок в обрисовке Петербурга: «туманные улицы», «мрачные дома с темными окнами», «дремлющие дворники», «хмурый простор Невы», «неуютные и нерадостные дворцы», «глаза, как городская муть», «бредовые видения», «бешеные взрывы фантазии», «петербургские призраки», «полуночная жизнь», «эпидемия самоубийств», «истерические женщины», «кровавые и возбуждающие процессы», «зараза», «биржевые махинации», «вывихнутые мечты», «разрушение», «пошлость», «пороки и извращения», и т. п. Все это создает картину всеобщего разложения и умирания Российской империи.

Сочинение опубликовано: 29.11.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам»

www.getsoch.net

История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам» - Сочинение

Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» - это… ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

«Хождение по мукам» Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали «Войну и мир» Толстого - классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении «Хождения по мукам» следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи (можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея), расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение «романа-эпопеи» из «Словаря литературоведческих терминов» и «Краткой литературной энциклопедии».

«Основной чертой современной эпопеи… является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс… Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности». В «Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях».

В наиболее значительных романах-эпопеях русской литературы, созданных М. Горьким, А. Толстым, М. Шолоховым, раскрывается «противостояние и перепутье истории и «частного человека», народа и личности, их драматическая встреча, горечь их противоборства и радость их единения»

Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии «Хождение по мукам» огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире - в жизни всего человечества. Произведение густо «населено», оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях.

Толстой считал, что для того «чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день - в его законченной характеристике - понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса».Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в «Хождении по мукам». О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все - от простого солдата до руководителя страны. «Дыхание ее измученной, но титанической груди» определяет поведение, поступки и судьбы всех героев. Вы

сказывания о Родине и русском народе автора и героев трилогии часто противоположны друг другу. Это зависит от времени, от классовых позиций, идейных убеждений.

Либералы, собравшись для обсуждения вопроса, какую позицию им следует занять по отношению к царскому правительству в связи с начавшейся войной, запросто предают интересы народа, сверстав очередной номер газеты с заголовком: «Отечество в опасности. К оружию!» Их «оппозиция царской власти» проявилась только в том, что «к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром», «так как вчера законом спиртные напитки были запрещены».

Вадим Рощин, близко принимающий к сердцу все, что происходит в стране, не понимая сущности многих событий, с болью в душе говорит: «Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие…». Как бы споря с Рощиным, Телегин придерживается иного мнения: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдет русская земля…». Иные позиции отстаивает восставший народ. За иную Россию он дерется. Большевик Василий Рублев считает: никто сейчас не спасет России, не спасет революции,- одна только власть… Понял? Сейчас нет ничего важнее нашей революции…». Именно эту мысль «вдалбливает» Рублев солдатам-дезертирам и Телегину. «Покуда гады кровь нашу пьют… Не успокоюсь!..» говорит матрос Семен Красильников, беспокоясь за судьбу Родины.

После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован. А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики.

В «Сестрах» изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее. Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия.

Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, «который… начал верить в свое избрание свыше», вдруг потерпел сокрушительное поражение: «большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление» (там же).

Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки Маруси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, «батьки Махно», его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.

www.litsoch.ru

Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам». Сюжеты произведений

Мир большой жизни постоянно врывается в затхлую атмосферу интеллигентских салонов. Из шестой главы мы узнаем, что Катя по просьбе своего мужа, Николая Ивановича Смоковникова, устраивает «литературный спектакль с негласной целью сбора в пользу комитета левого крыла социал-демократической партии,- так называемых большевиков». Она же рассказывает Даше о встрече с Акундиным, который «уверяет, что в самом ближайшем времени у нас будет революция. Понимаешь, на заводах, в деревнях - повсюду брожение. Ох, поскорее бы. Николай Иванович до того обрадовался, что повел меня к Пивато, и мы выпили бутылку шампанского, ни с того ни с сего, за будущую революцию». Слова «ни с того ни с сего» весьма уместны: ни Николай Иванович, ни Катя не понимают сущности революции и их порыв ни на чем не основан. И, несмотря на это, Николай Иванович провозглашает среди своих друзей: «Революция, господа, революция нужна нам немедленно. Иначе мы просто задохнемся».

В десятой главе романа впервые появляется «неизвестный человек», который от имени «Центрального Комитета» вручает рабочим, идущим со смены, листовки. А через два дня после этого на механическом заводе взбунтовались рабочие. Рабочий мир, мир труда и революции властно врывается в судьбы героев романа и в судьбы всей страны.

Прошли века, а мужики остались те же и то же отношение к ним. Даже во время обучения ведения атаки для них нет иных слов, кроме «Сволочи, сукины дети!..». Во время войны в России «все тронулось, сдвинулось:». Неудачи на фронте порождали у солдат жгучую мысль: «пропала Россия, продали нас». Коренным образом за три года войны изменились рабочие: они «ругали войну, царя, царицу, Распутина и генералов, были злы и все уверены, что после войны «грянет революция»

Но и здесь, среди людей, оторванных от народа, звучат мысли о народе, о том, что «он все-таки проснется и заговорит», что «народ могут разбудить только фабричные свистки» и тогда все окончится «большой кровью». В этой главе впервые появляется И Даша Булавина, которую портретной характеристикой «подперев кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном черном платье, закрытом до шеи», Толстой сразу же выделяет из числа присутствующих. С образом Даши читатель не расстанется вплоть до последней страницы трилогии.

Открывается роман изображением Петербурга - столицы Российской империи. Первая небольшая главка, своего рода заставка к роману, весьма многозначительна, содержательна и важна как для понимания темы романа, так и его идейной направленности. Ее_»,нужно прочитать в классе и дать глубокий комментарий. Несмотря на то, что роман «Сестры» был произведением о современности, сама-то современность рассматривается в нем как следствие исторического развития страны. «Связь времен», прошлого и настоящего, чувствуется но всем. На первой же странице романа вспоминается дьячок петровских времен, который, увидев «кикимору - худую бабу и простоволосую» «кричал в кабаке; Петербургу, мол, быть пусту». За что был «пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно».

Первая глава накладывает отпечаток на все последующее повествование, которое нельзя свести только к рассказу о судьбе двух сестер. Во второй главе» как бы конкретизирующей большую картину Петербурга, говорится о сборищах членов общества «Философские вечера»- представителей адентского искусства. Вполне естественно, что в них участвуют в большинстве представители буржуазной интеллигенции, здесь высказываются бредовые идеи: «повернитесь к прошлому задом! Кто там у меня за спиной? Венера Милосская? А что - ее можно кушать? Или она способствует рощению волос? Я не понимаю, для чего мне нужна эта каменная туша? Но искусство, искусство, брр!..». По определению Александра Жирова, Сапожков, провозглашающий такие речи, говорит «как пророк», «то, чего мы все втайне хотим, но сказать боимся».

Запоминается своей безудержной фантазией и необычностью суждений Сапожков, который впоследствии «выломится» из этой среды, примкнет к красным, сохранив при этом экспрессивность и парадоксальность суждений. В третьей главе Даша, которой «некогда было теперь ни думать, ни чувствовать помногу» из-за занятости, все же обратила внимание на «неопределенные, тревожные и радостные слухи о том, что готовится какая-то перемена».

Вместо хилых, безвольных, пресыщенных и развратных лиц интеллигентского мира в романе появляются «мускулистые и рослые рабочие» с «отрывистым, жестким голосом», действуют они «быстро и решительно». Появляется «стачечный ко

www.rlspace.com


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *