ИНФОРМАЦИЯ о разъяснении Конституционным судом РФ применения законодательства о порядке исполнения судебных актовпо искам к муниципалитету о взыскании денег за счет его казны

1 марта 2016


ИНФОРМАЦИЯ

о разъяснении Конституционным судом РФ применения

законодательства о порядке исполнения судебных актовпо искам

к муниципалитету о взыскании денег за счет его казны

Прошу Вас разместить на официальном сайте администрации МО «Городское поселение – г. Осташков» информацию о применении законодательства об исполнительном производстве при взыскании денежных средств за счет казны, следующего содержания:

Определением Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 2215-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Диденко Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, разъяснено следующее.

По мнению заявителя, положения ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» неконституционны, поскольку установленный ими срок не носит пресекательного характера, что не обеспечивает получение взыскателем присужденного ему имущества строго в течение такого периода.

В частности, в деле заявителя речь шла о взыскании средств с должника - муниципального образования.

Отклоняя такие доводы, Конституционный Суд РФ разъяснил.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Что касается исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, то соответствующие исполнительные документы направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.2 приказа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 15 мая 2009 года N 195 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.

Таким образом, часть 1 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может расцениваться как нарушающая в конкретном деле заявительницы ее конституционное право на судебную защиту.

Вместе с тем установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации нормами бюджетного законодательства не исключает для взыскателя возможности защитить свои права, нарушенные несвоевременным исполнением вынесенного в его пользу судебного постановления, направив в суд заявление об индексации присужденных денежных сумм (статья 208 ГПК Российской Федерации) либо административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (статья 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Кроме того, взыскатели не лишены права требовать возмещение вреда, причиненного виновным неисполнением в принудительном порядке судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 ноября 2012 года N 1984-О, от 8 февраля 2011 года N 115-О-О, от 18 января 2011 года N 45-О-О и N 46-О-О, в указанном случае возможно применение общих положений (в том числе закрепленных статьями 151, 1069, 1070 и 1071 ГК Российской Федерации) об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц, иных публичных образований.

 

Прокурор

советник юстиции

А.А. Тихомиров

Дата создания материала: 01-03-2016. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *