План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Хлеб - всему голова". Занятие про хлеб


План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Хлеб - всему голова" | скачать бесплатно

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №122 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

ТЕМА:  «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Составила:

воспитатель Козакова Е.И.

Санкт-Петербург

2016

Предварительная работа: чтение и разучивание поговорок о хлебе, экскурсия на кухню – наблюдение как пекут булочки к полднику, рисование хлебобулочных изделий.

Цели:

  • познакомить с особенностями выращивания пшеницы, сравнить с тем, как это делалось в старину;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей;
  • познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

 Познание. Дать представление о том, как выпекают хлеб. Расширять осведомленность детей о сфере человеческой деятельности - сельское хозяйство. Закреплять представление о растениях; последовательности их развития. Формировать представление о видах специального сельскохозяйственного транспорта облегчающего труд людей. Развивать интерес к различным профессиям. Воспитывать уважение к труду земледельцев; к хлебу.

Развитие речи.  Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Элеватор» «Времена года». Развивать грамматический строй речи.

Программные задачи . Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

Оборудование:  проектор для мульти медиа презентации, презентация «Хлеб», персональный компьютер, аудио записи песен о хлебе, булочки-угощения для детей.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

- Ребята, а вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

- О хлебе!

А теперь, ребята, отгадайте загадку (1 слайд).

«Вырос в поле колоском, на столе лежит куском».

Отгадать легко и быстро; мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.) (Ответы детей)

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот про это и будет наше занятие. Про то, как хлеб попал к нам на стол. (2 слайд)

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят:

"Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (Ответы детей) (Слайд 3)

"Хлеб - всему голова".

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб бросать - силу терять.

Береги хлеб-это наше богатство.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

        «Хлеб всему голова! » Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб?

       Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей) (4 слайд)  Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

     Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. Трактор (5 слайд). На тракторах работают трактористы. Что делает трактор?  Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

     Выйдут сеялки потом. Засевать поля зерном. И черны как из печи, Провожают их грачи. (6 слайд). Ребята, а кто знает, как сеяли хлеб в древности?(примерные ответы детей – показ 7 слайда)

     Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?  (Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага). Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы и ржи. Зерно маленькое но его росточек пробьется через слой земли. (Слайд 8,9)

Теперь давайте представим, что мы маленькие зернышки.                    Динамическая пауза (повторяем 2 раза):

Падают зерна (топают ногами).

Лежат в земле (приседания) .

Снова зерна падают (топают ногами).

Появляются всходы (медленно поднимаются).

Подул ветер и закачал (покачивания влево, вправо, вперед, назад).

Ветер успокоился (стоят на месте).

    Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (Ответы детей) (демонстрация 10 слайда).

    Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. (Показ слайда 11)

     Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины…

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли (показ 12слайда).

      Кто работает на комбайне? …  Комбайнер - Что же делает комбайн? Комбайн убирает колосья и по специальной трубе в машину высыпает зерно. (Слайд 13)

      Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? (Ответы детей)

     Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.  Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. (Слайд 14)

      Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (Слайд 15, 16)

     Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим. (Слайд 17)

     Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. (Дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки). (Слайд 18) И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем.

        А в заключение нашего занятия, давайте поиграем с вами в игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

     Ну что же, наше занятие подошло к концу, теперь вы знаете, что хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

     А сейчас садитесь за столы и  угощайтесь, берите сушки и булочки и поблагодарите тех, кто их сделал.

Список литературы

  1. Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”.
  2. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.
  3. Вахрушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для  дошкольников. Москва 2003.
  4. Катаева Л.И., Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. Москва 2000.

nsportal.ru

План-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме: занятие Хлеб | скачать бесплатно

Направление: «Познавательно-речевое развитие

Образовательная область: формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Цель: продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе. Познакомить детей с пшеницей, мукой.  Учить детей лепить  сдобную выпечку. Закрепить с детьми сельскохозяйственные профессии.

Воспитатель: Загадывает загадку.

                        Отгадай легко и быстро:

                        Мягкий, пышный и душистый,

                       Он и черный, он и белый,

                        А бывает подгорелый.

                                                                                      ( хлеб)

- Правильно, сегодня мы поговорим о хлебе.

Хлеб – главное богатство. Долг каждого человека – беречь хлеб, уважительно относиться к тем, кто его выращивает. Много народ придумал пословиц и поговорок о хлебе.

Хлеб – наше богатство.

В хлебе наша сила.

Хлеб – всему голова.

Воспитатель:  А как хлеб попадает к нам на стол?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ……

ПСИХОГИМНАСТИКА

Представьте, что вы – зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу).

 Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу  (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

Воспитатель: Люди самых разных профессий помогают выращивать хлеб.

- Назовите, какие профессии участвуют в выращивании хлеба?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…….(тракторист, комбайнер, пекарь, продавец)

Воспитатель:  Какой не легкий путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. Потом зерно отвезли на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него делают муку, а муку отвозят в магазины и в пекарню. Вот тогда за дело принимаются мастера – пекари.

 Отсюда свежий, ароматный хлеб поступает в магазины, где трудятся продавцы. И только после этого хлеб попадает к нам на стол.

Вот видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не  кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Вдруг раздается голос и появляется кукла « Тётушка – Сдобушка»

Сдобушка: - Здравствуйте, я Тётушка – Сдобушка.

- А вы знаете, что такое сдоба?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ……  (булочки, бублики)

Сдобушка:  А давайте мы с вами испечём разной сдобы. И баранки, бублики, блины, пирожки, булочки.

Каждый ребенок получает кусочек теста.

( Дети одевают фартуки и косынки и начинают лепить из дрожжевого теста кренделя, булки, ватрушки и др.)

Укладывают на противень и Тетушка- Сдобушка относит на кухню для выпекания.

Воспитатель: Ребята, когда наши сдобы будут готовы, мы нальем чай и попробуем, что у нас получилось.

   

                       

                           

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Хлеб - всему голова" | скачать бесплатно

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение        

для детей дошкольного и  младшего школьного  возраста         

«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрги.

Занятие в старшей группе.

 «Хлеб – всему голова!»

Составитель:

Левицкая Елена Анатольевна,

                                                Воспитатель МБОУ «НШ-ДС№5»

Юрга 2015

Занятие (старшая группа) по теме:

«Хлеб - всему голова».

Цель: формировать у детей понятие о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания

Задачи:

- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

- рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь»;

- разучивание стихов и пословиц о хлебе;

- познавательные беседы с детьми о хлебе, рассматривание иллюстраций, фотографий;

- чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок»;

- загадки о хлебе.

Ход занятия.

В гости к детям приходят сказочные герои из украинской народной сказки «Колосок» - Петушок и два мышонка «Круть» и «Верть».

Воспитатель: дети, к нам за помощью обратился Петушок из сказки «Колосок». Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку? Расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и стали  относиться к хлебу бережно. (Ответы детей). А для того чтобы наш рассказ стал понятным для мышат, сегодня мы с вами отправимся в чудесный магазин «Колосок». Посмотрите! Как много в магазине хлебобулочных изделий! Назовите их, пожалуйста:  хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт. (Показ слайда)

Воспитатель:  а знаете ли вы, что такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. В давние времена человек попробовал пожевать зерно и вкус зерна ему очень понравился. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. В то время хлеб был грубого помола и по весу – тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. (Показ слайда)

Воспитатель: без хлеба не обходилось не одно застолье. Хлеб всегда пользовался почетом и уважением. На Руси гостя всегда встречали хлебом с солью. Даже пословицы о хлебе сложили: «Хлеб – всему голова!»; «Худой обед, коли хлеба нет!»; «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска!». Раньше на Руси хлеб пекли только ржаной. ( Из ржаной муки). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

Воспитатель: ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не хватало зерна, хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды. И такой вот хлебушка давали по маленькому кусочку (125 г. ) в день. (Показ слайда) Люди понимали, что хлеб - это жизнь.

Воспитатель: а сейчас,  мы с вами послушаем  стихотворения о хлебе.

  1. Ребенок.

Каравай.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

( Я. Дягутите)

  1. Ребенок

Хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

( Я. Аким)

Воспитатель: Дети,  кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Ответы детей).

            Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей).

  1. Ребенок

Снег растает в поле чистом,

      Схлынет талая вода -

              Побежит за трактористом

                                    Ранним утром борозда. (Показ слайда)

           Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

            Воспитатель: дети, а как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

           (Ответы детей)

           Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

           Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

           (Ответы детей - сеялки). (Показ слайда).

            Воспитатель:

            Выйдут сеялки потом

           Засевать поля зерном.

            Воспитатель: ребята, а ,что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

            (Ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

            Воспитатель: правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

            Воспитатель: во что же превратилось зернышко? Отгадайте загадку.

Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят.

Что это? ( Ответы детей).

( Показ слайда).

            Воспитатель: а какие машины убирают зерно? (Ответы детей).

  1. Ребенок читает стихотворение.

Хлеб созрел

В полях моторы

                           Песню жатвы завели.

                                        В степь выводят комбайнеры

                                               Полевые корабли. (Показ слайда)

                     Воспитатель: с утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.             Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, они везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба. (Показ слайда).

Воспитатель: а куда же везут зерно с элеватора? (Ответы детей). Правильно. Зерно везут на мельницу. Там зерно превращается в муку. (Показ слайда).

Воспитатель:  затем, муку везут на специальных машинах на хлебозаводы и пекарни. (Показ слайда).

На хлебозаводах и пекарнях  страны ежедневно выпекается различные хлебобулочные и кондитерские изделия. 

Воспитатель: ребята , а сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка.

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок!

Воспитатель:  дети, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. ( Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь.)

Воспитатель:  каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом, весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Когда появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели и стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья, и не полегли.

  Воспитатель:  да, дети, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. В настоящее время в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, разного ассортимента. Но надо при этом не покупать лишнего и бережно относиться к хлебу и не выбрасывать. Ведь, чтобы попасть на прилавок магазина, он прошел долгий путь. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.

Воспитатель:  давайте вспомним, чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мукомола, пекаря.) Дети, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли хлеб или булочки? А вы помогали им? (Рассказы детей).

Воспитатель:  А сейчас мы с вами разомнем наши пальчики. Представим , что мы печем пироги.

Имитация «Печем пироги».

Засучили рукава, высыпали муку, налили воду, добавили соль, вбили яйцо, перемешали, подбили тесто, раскатали, нарезали, налепили пирожков, разложили на противень, поставили печь, испекли, понюхали, взяли по пирожку, попробовали, съели и поблагодарили.

Ну, вот, пальчики потренировали, они стали у нас крепкими и  умелыми.

(Раздается стук в дверь, входит повар с караваем в руках).

Воспитатель:

Вот, он хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В не здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Повар: в добрый день, счастливый час (угощает детей караваем).

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, удалось нам помочь петушку и мышатам? Что сегодня узнали петушок и мышата из нашего рассказа о хлебе? ( Ответы детей). Воспитатель: Внимательно нас слушали, мышата? Поняли, что нельзя хлеб разбрасывать, нужно относиться к хлебу бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов.

 Петушок и мышата прощаются и благодарят детей и воспитателя за интересный и поучительный рассказ о хлебе.

Список литературы.

      1.   Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие [Текст]: Конспекты занятий в старшей группе детского сада /  В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.- Воронеж : ИП Лакоценин С.С., 2010.-24-27 с.

2.   Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] /  Н.С. Голицына - М.: Мозаика - Синтез», 2004. - 40с.

3.  Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина  - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

  1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]:  Программа и методические рекомендации /  О.А. Соломенникова - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе [Текст]:  Методические рекомендации   /  Т.А. Шорыгина - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Занятие для детей старшей группы по познавательному развитию « Хлеб - всему голова» | скачать бесплатно

                                     « Хлеб - всему голова»

Цель: познакомить  с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб).

Задачи:

1. Ознакомить детей с трудом хлеборобов и повара, показать общественную значимость труда.

2. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений.

З. Создавать условия в процессе занятия для самостоятельного  разрешения проблемной ситуации, развивать логическое мышление при помощи проблемной ситуации.

4. Воспитывать уважение к труду людей  разных профессий и бережное отношение к результатам их труда.

Методическое обеспечение: макет  хлебного  дерева, картины « Посев хлеба», « Уборка урожая»,  макет  мельниц, колосья пшеницы, ручная и электрическая кофемолка, проросшее зерно, камни, блюдца, тесто, дощечки для резки, фартуки.

 Мотивация личной заинтересованности: до прихода детей в группе появляется макет хлебного дерева, на котором растут разные сорта хлеба.

                                       Методика проведения занятия

                                              Появление чуда-дерева

       В группе появилось чудо-дерево, дети внимательно рассматривают его. Что висит на нем? Как называются сорта хлеба, висящего на дереве?

                                     Рассказ - небылица о чудо - дереве,

                                              беседа по содержанию

Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в городе Покачи, в детском саду» Солнышко» дети группы « Капитошка» посадили в землю хлебное зернышко. А нашли они это хлебное зернышко на окошке. Это зернышко принес им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросло чудо-дерево, Чудо-чудо расчудесное, а на дереве том растут не бананы и не апельсины, а булки, батоны, ватрушки, бублики и печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо-дерево растет у ребят.

Воспитатель: Что в небылице неправда?

А чему здесь можно поверить?

Почему детям нельзя питаться только одним хлебом?

                                           Проблемный вопрос

А как хлеб попадает к нам на стол?

                      Рассматривание картин о путешествии зернышка  

                                                    от поля до стола

-Посев пшеницы, рассматривание проросших ростков (запах, нежность ростков).

-Уборка урожая.

-Вывоз зерна с полей.

-Элеватор-зернохранилище.

                                           Проблемный вопрос

Как получить муку?

                                           Эксперимент

Размалывание зерна при помощи камней, ручной и электрической кофемолки, рассматривание муки разного помола. Рассказ о том, хлеб какого помола полезен для здоровья.

                                           Работа по картинам

-Рассматривание мельниц: водяные, ветряные, электрические.

-Рассматривание процесса выпечки хлеба.

                                           Обращение к опыту детей

Кто видел, как пекут хлеб?

                                         ( Рассказы детей)

                              Беседа о пословице « Хлеб- всему голова»

 Показ детям кусочка хлеба, который выдавался в блокадном Ленинграде.

Чтение стихотворения О. Берггольц « 125 блокадных грамм с огнем и горем пополам».

                                   Дидактическая игра « Испечем хлеб»

Вспоминается последовательность выпечки хлеба. Выбирается ребенок, он же пекарь. Ребенок рассказывает, какие продукты он берет для выпечки хлеба. Роли продуктов выполняют дети, которым он дает рисунки продуктов: мука, соль, вода, дрожжи. Остальные дети помогают замешивать тесто. Действие происходит внутри круга. « Продукты» в конце игры берутся за руки, изображая каравай испеченного хлеба.

Воспитатель: вот какой воздушный и вкусный пирог мы испекли.  А кого бы вы хотели им угостить?

                                           ( Спрашивает каждого ребенка)

                                                       Работа с тестом

На занятие приходит повар ДОУ и рассказывает детям, как правильно работать с тестом, объясняет, как вылепить булочку. Можно рассказать детям, как настроение влияет на приготовление пищи.

                                               Самостоятельная работа

Дети лепят булочки под музыку, потом относят их н7а кухню, где повар ставит их в духовку.

                                               Выпечка булочек

                                               Чаепитие с булочками

                          Пословицы и поговорки о хлебе

  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб везде хорош - и у нас, и за морем.
  • Хлеб с солью не бранится.
  • Хлеб сердце человеку укрепит.
  • Хлеб-соль - конец обеду.
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Хлеба нет - и друзей не бывало.
  • Хлеб хлебу брат.
  • Хлеба ни куска – горнице тоска.
  • Хлеба нет – и корочке честь.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру по теме: Занятие "Хлеб - всему голова" | скачать бесплатно

Тема: «Хлеб - всему голова».

Цель: Создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятие об огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий;

Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Коррекционно – развивающие: развитие связной, выразительной речи, памяти, через заучивание стихов;

Активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.

                             Ход занятия:

-Сегодня мы отправимся на необычную экскурсию, где мы узнаем много интересного.(слайд1)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. (Слайд 1) Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого поля (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого поля, которого, надеюсь, нам хватит до конца праздника.

Мы сегодня собрались, поговорить о хлебе, прочитать стихи, вспомнить пословицы и отгадать загадки. “Хлеб – всему голова”, - говорит народная пословица (слайд1+).Тема нашего занятия так и будет называться: «Хлеб – всему голова». И это верно.

-С давних пор гостей встречают хлебом-солью. (слайд2)

Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.

1. Вот он, хлебушко душистый,С хрусткой корочкой витой.Вот он, теплый, золотистый,Словно солнцем налитой.

2. В нем – здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.В нем – земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем…

Дети: Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3. Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе.

Дети: Люди долго и упорно потрудились на земле!

4. С караваем соль подносим,Поклоняясь, отведать просим:- Дорогой наш гость и друг,Принимай хлеб - соль из рук.

Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте.

-Дети, где всегда стоит хлеб?

 Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Хлеб всегда ценили, и с давних времён говорили:(слайд2+)

Хлеб -  батюшка

Хлеб – кормилец

Хлеб – это жизнь.

(слайд3) –Знаете ли вы, что издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

И прежде, чем можем купить хлеб в магазине, люди 120 профессий трудятся над ним.

1. За лесами, за лугамиРаздается в поле гром,Это тракторы плугамиПашут легкий чернозем. (Слайд 4)

2. На широкие долиныВышли новые машины:Глянь в раскрытое окно -Сеют сеялки зерно. (Слайд 5)

3. Сколько в это зернышкоВложено труда,Знают только солнышко,Ветер да вода. (Слайд 6)

4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,Созрел он и всталЗолотистой стеноюИ слышит страна;За уборку пора,Для хлеба комбайны нужны, трактора. (Слайд 7)

Учитель: Дети, расскажите, как из зерна получают хлеб.

Дети: (слайд 8) Зерна мелют на мельнице в муку, ее везут на хлебозавод, на пекарни. (слайд 9) Там выпекают хлеб, булки, калачи. (слайд 10) Все это мы покупаем в магазине.

Учитель: Дети, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки нашего пекаря. Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

Сегодня на земле нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Только в нашем небольшом городе Малмыже  три пекарни. Они развозят выпечку и хлеб не только по магазинам города, но и по деревням. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

- Дети, сейчас мы с вами отдохнём на краю нашего хлебного поля (физминутка)

-Отношение к хлебу должно быть бережное.

-Ребята, всегда ли вы доедаете хлеб? (ответы детей)

                            Булка

Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол,Туда – сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь! – человек ответил,И с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.

(С. Михалков)

-Что вы можете сказать о поступке мальчиков?

-Как вы поступаете с остатками хлеба? (ответы детей)

Вывод: Тот, кто выращивает хлеб, не потерпит такое отношение к хлебу.

(слайд12) Хлеба к обеду в меру бери.

                  Хлеб драгоценность, им не сори.

Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

-Как бабушка называет хлеб?

(слайд13) Хлеб святой. Хлеб – это жизнь.

- Если каждый воспитанник  в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, вроде кусочек маленький, а  в день мы будем выбрасывать примерно 3кг.хлеба. (5 буханок хлеба по 600гр.)

 -Дети, вам неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью  сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Хлеб получали по карточкам, стояли огромные очереди, чтобы получить свою норму хлеба.

(слайд14)

Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

(слайд15)Только снег сошел в апреле,Как поля зазеленели.Это - хлеб.

(Слайд 16)

Золотой простор бескрайний,Там работают комбайны. Это - хлеб.

(Слайд 17)

Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

(Слайд 18)

Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Это - хлеб.

(Слайд 18)

Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? (Дети отвечают)

-Хлеб... Наскучит ли он?

               Дети: Никогда! без него человеку беда.

-Много сложено пословиц и поговорок о хлебе. Назовите их. (слайд19)

- А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки.(слай20)

-Мы будем благодарны тем людям, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.

Какие правила, мы знаем о бережном отношении к хлебу? (слайд21)

(слайд21(1)) Хлеба к обеду в меру бери!

(2) Не играй с хлебом!

(3) Не оставляй недоеденных кусков хлеба!

Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».

Релаксация: (работа с карточками)

nsportal.ru

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе). « Центр дистанционного творчества "Индиго"

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе).

Автор: Ахметзянова Файруза Адиповна, воспитатель II квалификационной категории, ДОУ №40, г. Альметьевск, Республика Татарстан

О себе: Закончила Чистопольское педагогическое училище в 1987 году, общий педагогический стаж 21 год, 13 из которых я работаю в данном учреждении. В свободное время я занимаюсь шитьем и чтением художественной литературы. Воспитываю дочь.

Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,Широки у нас поляИзобильная, роднаяЩедрая моя земля!Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.Знают все, кто ест:Хлеб не надоест!Хлеб наша главная едаВсегда!Рыба – водица,Ягода – трава,А хлеб, как говорится,Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).

Воспитатель: А сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.

Катя: Вот он, каравай душистыйС хрупкой корочкой витой,Вот он мягкий, золотистый,Словно солнцем налитой!

Воспитатель: Из чего пекут хлеб?

Дети: Из муки.

Воспитатель: А из чего муку получают?

Дети: Из зерна.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?

Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?

Дети: Безветренной.

Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?

Дети: Солнце, и дождей в меру.

Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Катя: Без хлеба – нет обеда.

Маша: Много света – много хлеба.

Лиля: Хлеб всегда надо доедать.

Вероника: Будет хлеб — будет и песня.

Родион: Не трудиться – хлеба не добиться.

Саша: Хлеб – всему голова.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)

Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.

Воспитатель: А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?

Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.

Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.

Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы,Мудрые слова:Хлеб – хозяин домаВсему он голова!

indigo-mir.ru

Открытое занятие про хлеб | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство» Авторы занятия: воспитатель 2 квалификационной категории, Ким Р.В. Раздел: Формирование целостной картины мира. Программное содержание: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;Рассматривание иллюстраций;Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы. Ход занятия: Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. Послушайте и отгадайте загадку. Загадка про хлеб Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый.(Хлеб) Дети: Хлеб. Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Дидактическая игра «А какой он, хлеб?» Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Дети: Его покупают в магазине. Воспитатель: Давайте с вами поговорим из чего делают хлеб? Дети: Пекут из муки. Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают? Дети: Из зёрен. Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? Дети: Да хотим. Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … Дети: Тракторист. Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки

profhelp.net


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *