План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи (комуникации) в старшей группе "Хлеб всему голова". Занятие про хлеб в старшей группе


План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи (комуникации) в старшей группе "Хлеб всему голова" | скачать бесплатно

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"Хлеб - всему голова".

Цель: закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме, учить образовывать родственные слова

Оборудование: демонстрационный материал — колосья ржи, пшеницы, ячменя, овса, початок кукурузы, картина «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники,

Ход занятия

  1. Организационный момент. Воспитатель загадывает загадку:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили.

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам —….  

                                              Дети: хлебом.

  1. Беседа о хлебе

Воспитатель:  Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: О хлебе.

Воспитатель:  Откуда берегся хлеб, который каждый день покупаем в магазине?

Дети: С поля, из пшеницы делают.

Воспитатель:  Какие вы знаете зерновые растения

Дети:  Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.

Воспитатель загадывает загадку:

Золотист он и усат.

В ста карманах сто ребят.

          Дети: Колос.

Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

         Воспитатель: Посмотрите  из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

 Чем похожи колосья ржи и пшеницы?

          Дети: Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.

Воспитатель: предлагает определить, чем эти растения похожи, что у них общее (дают зерно) и помогает сделать вывод, что растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб.

          Воспитатель: Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи — длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

  1. Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь и согласовании их с существительными.

         Воспитатель: поле, на котором выращивают рожь.  Дети: ржаное поле.

         Воспитатель:  поле, на котором выращивают пшеницу.  Дети: пшеничное поле.

         Воспитатель: колосок пшеницы.  Дети: пшеничный колосок.

         Воспитатель: колосок ржи.  Дети: ржаной колосок.

         Воспитатель: мука из пшеницы. Дети:  пшеничная мука.

         Воспитатель: мука из ржи.  Дети: ржаная мука.

         Воспитатель: хлеб из пшеницы. Дети: пшеничный хлеб.

         Воспитатель: хлеб из ржи.  Дети: ржаной хлеб.

         Воспитатель: тесто из пшеничной муки.    Дети: пшеничное тесто.

         Воспитатель: тесто из ржаной муки.   Дети:  ржаное тесто.

         Воспитатель: из кукурузы делают масло.     Дети:   кукурузное масло

  1. Физкультминутка

Едем в поле.

Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали

Подпрыгивают,

В яму заехали

Приседают,

Горки объехали

делают повороты вправо и влево.

И на поле приехали.

 Воспитатель задает вопрос, дети отвечают все вместе.

  • На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья — они все разные: один высокий, а другой ...(низкий)
  • Один большой, а другой ... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).
  • Это большое поле, а маленькое — полюшко.
  • Это колос, а это маленький ... (колосок)
  • Это пшеница, а это ... (пшеничка)
  • Это кукуруза, а это ....(кукуруза)
  • Это зерно, а это ... (зернышко)
  • Это стебель, а это ...(стебелёк)
  1. Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб

      Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.

Назовите хлеб ласково. — Хлебушек.

Назовите крошки хлеба. — Хлебные крошки.

Вкусный и полезный квас из хлеба. — Хлебный квас.

Посуда для хлеба. — Хлебница.

Человек, который выращивает хлеб. — Хлебороб.

Человек, который печет хлеб. – Хлебопек.

Прибор для резания хлеба. — Хлеборезка.

Завод, где выпекают хлеб. — Хлебозавод.

  1. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.

Хлеб — всему голова.

Хорошо трудиться — хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Работай до поту — так и поешь в охоту.

Много снегу — много хлеба.

Хлеб — наше богатство.

  1. 7. Учимся рисовать хлеб. Воспитатель: Давайте с вами нарисуем хлеб.
  2.       Он рисуется как овал с полосками сверху.(батон белого хлеба)

  1. Итог занятия. Воспитатель спрашивает у детей

— Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему"?

  Дети: К хлебу надо относиться бережно.

             Хлеб проходит долгий путь, чтобы попасть к нам на стол.

            Это труд многих людей.

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе детского сада "Хлеб- всему голова" | скачать бесплатно

«Хлеб — всему голова».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Программное содержание: дать детям понять, что хлеб является  ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: хлебобулочные изделия, шапочки, мольберт, магнитофон.

Методические приемы :художественное слово, беседа, сюрприз, игра, пальчиковая гимнастика.

  - Дети, сегодня мы с вами пришли на экскурсию в хлебобулочный отдел магазина «Колос». посмотрите, какой богатый ассортимент. Назовите их. Большинство хлебобулочных изделий сделаны на нашем хлебокомбинате. В нашем городе два предприятия по выпечке хлеба. Это хлебокомбинат и хлебозавод. Выпекаемая продукция отличается высокими вкусовыми качествами.

-А вы хотите послушать предание о том, как пришел к, людям хлеб? Тогда усаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте.

 Было это давным-давно, так, давно, что не было на свете ни бабушек ни прабабушек. Людям тогда жилось очень тяжело. Они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках, съедобных, трав, и кореньев. И вот однажды…

 Инсценировка.

Какими вкусными показались семена людям! Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба на Руси не обходилась не одна трапеза. Пекли пироги со всевозможными начинками, блины, оладьи, ватрушки. Поэтому уместно сказать почет и уваженье хлебу, вспомнив русские пословицы:

Худой обед коли, хлеба нет.

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.

Если хлеба каравай, так и под елью рай.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Будет хлеб, будет и обед.

Хлеб не падает нам с неба

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

 -Дети расскажете, как хлеб приходит к нам на стол

-Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью тракторов и машин.

-После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с сорняками.

-Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца и растут все лето

 -Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились и не полегли. Затем зерно обмолачивают.

 -После его надо провеять, рассортировав, просушить и перевезти на зерносклады.

 -Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Чья команда быстрее перевезет зерно на зерносклады, с зерноскладов на мельницу, с мельницы в пекарню.

 Представьте, что вы пекари:

 Пекарь, пекарь

 Из муки испеки нам колобки

 Дa сушки — Ванюшке,

 Дa баранки — Танюшке,

 Дa бублики — Гришке,

 Дa пирог –Маришке

 Вот он -

 Хлебушко душистый

 С хрусткой корочкой витой

 Вот он — теплый, золотистый

 Словно солнцем залитой

 В каждый дом, на каждый стол

 Он пожаловал? пришел

 В нем здоровье наше, сила

 В нем чудесное тепло

 Сколько рук его растило

 Охраняло, берегло

 В нем земли родимой соки

 Солнца свет веселый в нем

 Уплетай за обе щеки

 Вырастай богатырем.

 По старинному русскому обычаю, отведайте каравай.

 Появляется сластена

Провели опыт, кормили человека целый день одними сладостями. Денъ-два он съедал много сладкого, посмеивался «Вот как мне повезло!!!». Через 3-4 дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не смог смотреть на лакомства.

 - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, действительно сколько рук, нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же рука прикасались к хлебу?

 - Дети помните всегда, что хлеб — это труд человеческий, надежды на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть. Издавна говорилось, что если наступишь на хлеб, провалишься от стыда сквозь землю.

 - Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.

 Мне больно, когда я случается, вижу,

 Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий

 Эй, ты, попирающий корку нагою

 Ты топчешь достоинство наше людское

 Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

 Земле, на которой родился и рос.

- Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь.

-  Скажете, как нужно относиться к хлебу?

 - Нужно с уважением относиться к каждому кусочку.

 - Не покупать лишнего хлеба.

 - Не выбрасывать хлеб.

 На занятиях, кружка «Хозяюшка» мы говорили о том, как можно освежить зачерствевший хлеб, какие блюда можно приготовить из него.

 Вспомните, пожалуйста, рецепты:

 1. Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 — 25 минут в не очень горячую духовку.

 2. Черствый хлеб можно освежить так же если его слегка обрызгать водой и поместить в нагретую духовку на 3 — 5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.

 3. Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получаются сухарики — настоящее лакомство.

 4. Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром, из хлеба можно сделать суп.

 5. А если 200 грамм молотых сухарей из пшеничного хлеба, 200 грамм сливочного масла, 1 яйцо, 1 стакан сахара смешать, уложить в форму. Поставить на холод.

 Закончить нашу беседу мне хотелось бы стихотворением

 И. Токмаковай  »Что такое хлеб?»

 Только снег сошел в апреле

 Как поля зазеленели

 Мы говорим-ХЛЕБ

 Золотой простор бескрайний

 Там работают комбайны

 Мы говорим -ХЛЕБ

 Вот зерно течет рекою

 Чтобы сделаться мукою

 Мы говорим -ХЛЕБ

 Ешь его, расти и помни

 В мире нет труда огромней

 Чтоб на стол к тебе явился

 Свежий ХЛЕБ

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Хлеб- всему голова» | скачать бесплатно

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Хлеб- всему голова»

Автор: Мижаева Мира Аминовна, воспитатель МКДОУ « Детский сад «Анюта» а.Инжичишхо.

Описание материала: Предлагаю вам конспект открытой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: « Хлеб-всему голова» Этот материал полезен для воспитателей старшей группы. Познавательное занятие направленное на расширение и уточнения знания об уборке урожая, воспитывать уважение к труду взрослых.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Хлеб- всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Познание», « Коммуникация», « Социализация»,

« Чтение художественной литературы».

Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о  долгом   пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу

Задачи:

Образовательные: Уточнить представление о хлебе, продолжать обогащать представление детей о профессиях.

Развивающие: Развивать любознательность детей ,мышление, мелкую моторику.

Речевые: Обогащать словарь: хлеборобы ,агроном, тракторист, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить.

Демонстрационный материал :Иллюстрации, изображающую пахоту,  сев, хлеб растет ,жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на  прилавках.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа с ним, физкультминутка «Печём  пироги»,

анализ ,подведение итога.

 ХОД   НОД

Воспитатель. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».

Посмотрите, как много хлебобулочных изделий!  Давайте, назовём их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, торт и т.д.

-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных  изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались  ему очень вкусными. Затем люди  научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто.

Без хлеба не обходилось  ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова: «Хлеб- всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», « Хлеб на столе, как и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска».

- Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: « Ржаной хлебушка- калачу дедушка».

                                                 Каравай

                                               Вот лежит каравай

                                               У меня на столе.

                                               Чёрный хлеб на столе-

                                               Нет вкусней на земле.

                                                           (Погореловский.)

-Ребята, было время, когда кусочек ржаного  хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т.д.  И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.

- Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку,  не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А вы знаете, дети, кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

                                                     ХЛЕБ.

                                          Хлеб ржаной, батоны, булки

                                         Не добудешь на прогулке.

                                          Люди хлеб в полях лелеют,

                                         Сил для хлеба не жалеют.

                                                                           (Я.Аким.)

-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много  зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.

- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.

 Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр ,грузчик, мукомол, пекарь и т.д.

- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной,  когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

                                   Руки человека

                        Я помню, как руки трудились упорно,

                       Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.

                                                                 ( Я.Дягутите.)

- Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Растут всё лето под привольным ветром всё лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба как бы не  сломились колосья и не полегли.

-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться  много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

                                            Вот он, хлебушек душистый

                                            С хрупкой корочкой витой.

                                            Вот он, тёплый, золотистый,

                                           Словно солнцем налитой.

                                            И в каждый дом, на каждый стол

                                            Он пожаловал, пришёл.

                                             В нём здоровье, наша сила,

                                             В нём чудесное тепло.

                                            Сколько рук его растило,

                                             Сохраняло, сберегло.

                                                         ( С.Погореловский.)

 -Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? ( Руки агронома, комбайнёра. Шофёра. Мельника. Пекаря, продавца и т. д)

- Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и за одно отдохнём.

  « ПЕЧЁМ ПИРОГИ»

Засучили рукава-всыпали муку-налили воду- добавили соль- взбили яйцо- перемешали- побили тесто- раскатали- нарезали- налепили пирожков- разложили на противень- поставили печь-испекли- понюхали- взяли все по пирожку- съели.

-А теперь, ребята, я прочту вам сказку «Колосок», как помогали Петушку Круть и Верть. (Чтение украинской сказки «Колосок»)

                                Вопросы детям:

1.Что нашёл Петушок?

Дети ( Колосок).

 2. Что сделал Петушок с колоском?

Дети ( Обмолотил).

3. Куда отнёс Петушок зерно?

Дети ( На мельницу).

4. Что с мельницы принёс Петушок?

Дети ( Муку).

5. Что испёк из муки Петушок?Дети ( Пирожки).

6.Чем занимались в это время Круть и Верть?

 Дети (Играли и пели).

7. Почему Петушок не угостил их порожками?

Дети ( Не работали не помогали).

Воспитатель:   Кто не работает, тот не ест.

Ребята, что вы узнали сегодня?

Дети- Узнали ,что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов .Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *