Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 24

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 35
Традиции на руси связанные с хлебом. Проект на тему: «Родись на Руси человек – и краюшка хлеба готова»

Страда на Руси. Какие обряды и поверья с ней связаны? Традиции на руси связанные с хлебом


Какой хлеб на Руси запрещалось есть

У древних славян хлеб был одной из главных пищевых ценностей, с которой было связано множество суеверий. Хлеб, который с приходом христианства стал исключительно символом Тела Христова и Вечной жизни, в языческой среде был связан с культом мертвых, смертью и круговоротом времен года в природе. Древние славяне связывали и с культом солнца: видимо, для них зерно умирало в земле так же, как умирало каждый день солнце, исчезая во мраке на западе, а потом возрождалось новыми колосьями, как солнце, возродившееся утром на востоке.

Запретов было много

Люди верили, что печь, в которой пекут хлеб – это вход в мир мертвых, а выпечка хлеба – это ритуал, схожий со сжиганием умерших на костре. Выпекание хлеба превращалось в некое действо, с котором было связано множество поверий, вплоть до того, что было запрещено переступать через печную утварь или подныривать под лопату с хлебом или вообще запрещалось находиться на кухне тем, кто не был задействован в хлебопечении. Якобы все это ухудшало вкусовые свойства хлеба и влекло за собой несчастья, – об этом пишет историк Денис Александрович Ляпин в книге «Очерки этнографии Верхнего Подонья». Но скорее всего, подобные запреты должны были призвать всех домашних к тому, чтобы хозяйке не мешали заниматься важным делом – кормить семью.

Отголоски языческих запретов до сих пор звучат среди людей далеких от какой-либо веры или религии. Связано это еще и с тем, что и Русь, а позже – Россия прошла через множество сложных, трудных и голодных времен, когда корка черствого хлеба могла спасти от смерти. Поэтому до сих пор некоторые бабушки не выбрасывают заплесневевший хлеб, а мужчины бывают смущены вопросом – как лучше резать хлеб: от себя или к себе? А может, лучше не резать, а ломать? А то как-то нехорошо...

Суеверие на суеверии

Однако несмотря на периоды голода, случающиеся на Руси, бывали случаи, когда хлеб есть было запрещено, в том числе и из-за суеверий.

Например, строго запрещалось резать новый каравай хлеба после захода солнца. Очевидно, что это древнее суеверие было связано с почитанием Солнца, но как именно, теперь установить уже нельзя.

Днем строго настрого запрещалось есть хлеб за спиной у другого человека, якобы это могло каким-то образом забрать у того силу или жизнь.

Запрещалось доедать чужой кусок – якобы это могло мистическим образом обездолить другого человека, лишить его жизненной силы или здоровья.

Нельзя есть хлеб покойников

Нельзя было есть первый каравай, который хозяйка вынимала из печи – этим хлебом язычники «кормили» души умерших предков, которые слетались в дом на запах свежего хлеба. Первый каравай «умывали» водой, чтобы от него было еще больше пару, а потом ломали руками и клали на подоконник или к слуховому окну на чердаке таким образом, чтобы дым непременно выходил наружу и приманивал к дому покойников. А в некоторых случаях первый хлеб даже уносили на могилы родственников.

С этим же обычаем и связана русская традиция поминать покойных блинами, об этом пишет известный лингвист Александр Стахов в работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования». В некоторых селах Белоруси до сих пор суеверные старушки при готовке блинов откладывают самые первые блины для поминки покойников.

Запрещалось есть забытый в печи хлеб, считалось, что если его съешь, то и сам все забудешь. Этот запрет нарушали лишь в том случае, если кто-то действительно хотел забыть дорого, но уже почившего человека: «кто умре, кто забыцца не може, хлеб тот ест...»

Не ели хлеб после гаданий и заговоров

Историк Ляпин в книге «Очерки этнографии..» упоминает и о случаях, когда древние славяне гадали на хлебе или использовали его в лечении, якобы сводя на него болезни. Например, он упоминает об обычае лечения расплавленным воском, который выливали в кувшин, который был покрыт плоским хлебом или блином, в котором проделывали отверстие. По форме воска судили о сглазе или болезни, и дальше колдун уже действовал, исходя из собственной фантазии.

Заболевшего ребенка могли с головы до ног обмыть специальной наговоренной водичкой, затем эту воду сливали в сосуд, куда клали хлеб, который, очевидно должен был «впитать» болезнь.

И после заговоров, и после подобного «лечения» хлеб не ели, а скармливали его птицам, причем, диким или уносили в лес и оставляли там, в надежде опять же на птиц, голодных зверей или насекомых.

Кроме славянских запретов, Ляпин упоминает обычай германских племен в голодный год не съедать последний хлеб, а сжигать его, посвящая в жертву некой богине. Возможно, подобное существовало и у славян.

Запретов стало меньше?

С приходом христианства запретов, связанных с хлебом, стало немного меньше, но все-таки они не исчезли, сохраняясь в крестьянской среде в виде суеверий, узнавая о которых можно лишь удивляться изобретательности человеческого ума и нашей способности всего боятся.

Филолог из Кургана Екатерина Владимировна Рычкова в работе «Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре старообрядцев Зауралья» упоминает оригинальные суеверия, связанные с хлебом. Например, старообрядцы хлеб не резали, как и язычники, но связано это было уже с тем, что «хлеб резать, это как Христа резать», поэтому хлеб ломали руками.

Хлеб нельзя было класть на круглую тарелку, потому что на такое блюдо в евангельские времена положили отрезанную голову Иоанна Крестителя.

Запрещалось есть хлеб, макая его в соль, якобы потому, что на Тайной Вечере Христос обмакнул хлеб в соль, прежде чем подал его Иуде – таким образом, кто ест хлеб, макая в соль, тот «Христа предает».

Разумеется, любой вам священник скажет, что все это – лишь суеверия, которых верующий христианин не должен боятся.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Хлеб, Кондитерские изделия, Хлебобулочные изделия, Торты, Пирожные, Тесто

Традиции связанные с хлебом

28 апреля 2008 г.

Наши деды и прадеды ели простою пищу и не знали многих сегодняшних болезней. В допетровские времена, например, на Руси употребляли в основном квасы с травами, различные натуральные продукты. Мясо ели не часто, а только по большим праздникам. Частым исключением были разве что праздничные блины, пироги и пряники. Главным же праздником для крестьянина в осеннюю пору был праздник хлеба - Овинник, "именины овина" , на который готовили оладьи, блины - одно из первых национальных русских кушаний - пшеничные, ржаные, гречневые, блины с припеками, знаменитые курники, пироги, начиненные всякой всячиной (мясом, рыбой, лебедой, капустой, крапивой). Праздник начинался после двух-трех недель за Воздвиженьем. Чаще всего он начинался в день Покрова Пресвятой Богородицы, то есть 14 октября, и продолжался неделю, когда уже закончились полевые работы и вполне определился итог урожая, девушек пора выдавать замуж. (Праздник урожая - Овинник - всегда считался покровителем свадеб. Семьи начинали готовиться к свадьбе. ) Будем надеяться, что в XXI веке этот праздник хлеба сможет возродиться.

Древним ритуальным блюдом являлись блины. Их пекли из кислого теста любого вида муки (гречишной, просяной, овсяной, ячменном, иногда и гороховой). У русских и белорусов блины исстари являлись обязательным блюдом во время поминальных обрядов. До настоящего времени русские помногу и с разнообразными приправами едят их весной, в праздники проводов зимы. Выражение: «Хлеб да соль» - служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы, с хлебом и солью навещали роженицу. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом.

www.sormovo-hleb.ru

Страда на Руси. Какие обряды и поверья с ней связаны? | Культура

Главную часть страды, естественно, составляла хлебная жатва, в которой участвовали и стар и млад. К хлебу на Руси всегда относились с большим уважением, и всё, что с ним связано, приобретало священный смысл. Недаром есть поговорка: «За хлебом все добро». Поэтому процессы посева, жатвы и уборки зерна сопровождались многочисленными обрядами и приметами.

Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал

Накануне посева крестьяне проводили обряды по очищению тела и души. Затапливали бани, как следует парились. Утром следовало надеть чистые белые одежды и обратиться к Господу с просьбой о благословении. В поле крестьяне тоже выходили с молитвами о хорошем урожае хлеба. Не менее ответственно приступали к первой жатве.

Накануне, в так называемый «вечер зажина», запрещалось работать. Жребием или голосованием вся деревня выбирала женщину, которая должна будет совершить «таинство зажина». После молитв и земных поклонов она отправлялась в поле и, сжав три снопа, укладывала их на земле в форме креста. Дома хозяйка завершала молитву. Известно, что в некоторых областях иногда первый зажин выполняли совместно все хозяйки села.

В русском народном календаре есть несколько дат, особенно значимых для жатвы. 26 июля (13 июля по старому стилю) — день памяти Архангела Гавриила — жнецы считали днем, когда «добрая сила со святого неба слетает». На ранней заре крестьяне шли внимательно осматривать хлебные поля. Хорошим знаком считалось лицезреть в этот день светлое сияние над полем. Верили, это «крылья ангела Гавриила» — знак, что Господь внял мольбам жнецов и послал щедрый урожай. В этот день, как говорили, «приспело кланяться матушке ржи и святым».

А поспевают хлеба, как замечали в народе, чаще всего ко 2 августа (20 июля по старому стилю) — Ильину дню. «На Ильин день первый сноп и первый осенний праздник», — гласит поговорка. Этот праздничный день крестьяне проводили в мольбах и прославлении святого Ильи. Выходить в поле запрещали: опасались последствий грозы, во время которой Илья-пророк на небесах с нечистью борется. 6 августа, в день Бориса и Глеба, говорили: «Борис и Глеб — поспел хлеб». В этот праздник также нельзя было браться за серп.

Сей хлеб, не спи: будешь жать, не станешь дремать

Первый сжатый сноп был священным символом урожая. Представитель семейства торжественно вносил его в дом и ставил под образами в красном углу. Зерна первых и последних снопов, по представлениям русского народа, обладали чудодейственными силами. Поэтому по завершению жатвы их смешивали со всем убранным урожаем.

Существовали специальные присмотры за хлебными полями — дозоры. Сторожа следили как за порядком в поле, так и за погодой: неожиданная гроза и разряд молнии, например, могли вызвать пожар.

Заканчивали жатву к концу последнего летнего месяца — 28 августа (15 августа по старому стилю) — Дню Успения Пресвятой Богородицы. Народное название этого праздника — Спожинки. По завершению жатвы крестьяне складывали свои серпы на жнивьей полосе кругом, приглашенный батюшка читал молебен и окроплял их святой водой. После этого серпы уносили в амбары.

Последний сноп — «дожинок» — собирали всем народом, совершая обряд «завивания бороды Велеса»: пучок колосьев оставляли несжатым, а перевязывали сверху, поливали его вином или водой, украшали цветами и прикапывали землей. Рядом в землю закапывали хлеб и соль. Такой ритуал, сопровождаемый веселыми песнями, олицетворял благодарность и заботу о земле, дарующей жизнь. Считалось, что здесь будет жить некий дух, повелевающий урожаем, и его необходимо задобрить.

Наконец, рожь-матушка всегда ассоциировалась с женским началом. Бытовала примета, что женщина, которая вяжет последний сноп, в следующем году непременно родит ребенка. Дожинок почитали как священный оберег дома, отгоняющий нечистую силу и беды. Его тоже щедро украшали разноцветными лентами и хранили до следующего сева.

Полевые суеверия

В славянской мифологии, как пишет исследователь традиций русского народа Владимир Даль, есть немало упоминаний о духах, обитающих в хлебных полях. Главный хозяин поля — Полевой — является в виде старичка с длинной бородой, одетый во все белое. По уверениям знающих старушек, он любит свистеть, дуть и представляет большую угрозу для пьяных, идущих полем: он сбивает их с дороги. Чаще всего Полевой появляется в полдень. Он наблюдает за посевами, за ростом сорняков, охраняет свои владения. Поэтому необходимо было вовремя задобрить его.

Для этого существовал особый день — следующий после Троицы понедельник — Духов день, когда темной ночью земледельцы тайно отправлялись к полю и приносили в жертву Полевому куриные яйца и украденного безголосого старого петуха. Дети Полевого — луговички и межевички — тоже любят резвиться в полдень. Но их забавы могут обернуться для заснувшего в поле человека смертью. Свидетели уверяли, что если в безветренный день колышутся колосья, то это играют межевички.

А еще представители старшего поколения предостерегающе говорили: «Полудницы снопы вяжут, с травой-куколью спутывают». Полудница представлялась нашим предкам статной красивой девушкой в белых одеждах. Она является в полдень для того, чтобы наказать тех, кто нарушил правило отдыхать в этот час. Верили, что она берет человека за голову и начинает вертеть по кругу до невыносимой боли. Не жалует она и детей, собирающих в полуденные часы васильки. Затевая с ними игру, Полудница заманивает детей в высокие колосья, откуда им очень сложно выбраться.

Чтобы не пострадать от нечистой силы, знающие люди советовали не нарушать простых правил: не работать в полдень, не спать в поле и на меже — границе полей, быть внимательным, чтобы не спутать колосья с сорняками, и, конечно же, не начинать и не завершать работу без молитв и крестного знамения.

Земля — матушка, а хлеб — батюшка

Чрезмерные нагрузки, связанные с жатвой, нередко приводили к хворям и болям. Но возможности болеть не было, и в народе ведали о простых эффективных способах снять боль.

Так, при болях в позвоночнике и общей утомленности лучшим лекарством считался сон на соломе. Говорили, что солома вытягивает из организма слабость и разбитость. Но время полежать выпадало настолько редко, что зачастую у натруженной поясницы просто закрепляли пучок соломы, скрученный по часовой стрелке. При головокружениях вокруг головы повязывали соломенный жгут. К тому же, солому запасали как противокашлевое средство для ингаляций и для изготовления банных веников.

С глубокой древности на Руси знали о целебных свойствах ржи. О том, что употребление в пищу ржи укрепляет защитные силы организма, благотворно воздействует на весь организм. Хлеб почитали не иначе, как дар Божий. Говорили, что на Руси хлеб «различают по трем главным цветам: белый (ячмень, овес), красный (пшеница) и черный (рожь)». Из ржаного хлеба готовили любимый русский напиток квас, о достоинствах которого можно говорить бесконечно: квас и жажду утоляет, и нормализует обмен веществ, и укрепляет сердце, и уничтожает микробы.

Вот так, с молитвами и уважением к родной земле, проходила на Руси страдная пора. У каждого были свои обязанности, и каждый знал: «Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

shkolazhizni.ru

Проект на тему: «Родись на Руси человек – и краюшка хлеба готова» | скачать бесплатно

Отдел образования Шарангского муниципального района

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

             Роженцовская средняя общеобразовательная школа

Конкурс исследовательских и проектных работ

«Юный исследователь»

Номинация: «Учебно-исследовательская работа»

Работа: «Родись на Руси человек – и краюшка хлеба готова»

     

                                Автор: Куклина Юлия, 9 лет

                Руководитель:        

Екатерина Александровна Коробейникова

                              учитель начальных классов

                              МБОУ Роженцовской СОШ

с. Роженцово

2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение____________________________________________стр  3

     Основная часть

1.1 История возникновения хлеба__________________________стр 5

1.2  История возникновения хлеба_________________________стр 6

1.2 Обряд «хлеб-соль» на свадьбе__________________________стр 6

1.3 Другие  традиции связанные с хлебом солью_____________стр 7

1.4 Масленица__________________________________________стр 8

1.5 Хлебный спас________________________________________стр 8

1.6 И хлеба имели название_______________________________стр8

     2. Результаты исследования____________________________стр 9

    3.Вывод_____________________________________________стр 10

    4.Список используемой литературы______________________стр 12

Введение

     «Сила традиций и сила творчества, в их сочетании — животворящий источник всякой культуры». Это слова Петра Николаевича Савицкого, русского философа и социолога. Традиции формируются на протяжении веков, и далеко не все из них способны соседствовать с прогрессом. Сохраняются из поколения в поколение только те, без которых жизнь людей немыслима. Древнейшие из традиций прочно вплелись в нашу жизнь.

     Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Славяне всегда ценили и почитали хлеб, он был символом большого труда и благополучной жизни. Угостить хлебом да солью - проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка.

    Чаще всего с хлебом и солью встречали гостей, либо наоборот, гости приходили в дом с хлебом и солью, показывая своё доброе расположение к хозяевам. И в том и в другом случае встреча была после дороги, а дорогу символизировал рушник. Кроме того, рушник всегда был ещё и символом благословения Божьего, поэтому хлеб да соль всегда подают на рушнике, чтобы к своему хорошему отношению к гостям или хозяевам добавить и благословение Божье.

             С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжало родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда. Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормилице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом. Так как роль этого продукта в жизни людей была очень велика, то с хлебом связано много обычаев и ритуалов. Меня эта тема заинтересовала после рассказа моей бабушки о православных праздниках, которые праздновали ее родители, и ее бабушки и дедушки. Многие традиции были связанны с хлебом. Я провела анкетирование в своем классе, знают ли одноклассники традиции, связанные с хлебом. В итоге:  50%  назвали  свадьбу, 20% - встречу гостей, а больше не знают ни о каких традициях.

       Актуальность исследования

      В настоящее время приоритет и ценности духовного развития России постепенно возрождаются. Но, несмотря на это, на первое место ставится материальное благополучие. Многие люди не видят необходимости сохранения духовных традиций, напоминающих о жизни и традициях прошлых поколений. Данная тема позволяет белее глубоко изучить православные праздники и показать их влияние на нашу жизнь. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение к православным традициям. В этом и заключается актуальность темы.

      Научно-практическая значимость работы

    Использовать накопленный материал на уроках, а также применять во внеклассных мероприятиях.

 Объект и предмет исследования

     Объектом исследовательской работы являются  традиции, связанные  с хлебом Батюшко, православные праздники и их связь с жизнью человека а единицей наблюдения - обрядовый хлеб.

     Предмет исследования – изучение материалов по данной теме, беседы с людьми, знающими  традиции, связанные с хлебом.

    Праздники играют в жизни человека важную роль. Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. Обрядовый хлеб и другие изделия из зерна,  являются ритуальными блюдами.

      Хлеб — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо. Требует к себе особо почтительного отношения.

      Как один из символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и лишен негативных значений. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка  ХЛЕБА  постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, ХЛЕБ — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».

Цель работы:

  1.Познакомиться  с народными обычаями, традициями, связанными с хлебом.

Задачи работы:  

1. Развивать уважение к хлебу и обычаям русского народа.

2. Довести полученную информацию о значении  обрядовых изделий в жизни человека при проведении школьных праздников, торжеств – для сохранения духовно-нравственных традиций современного общества.

3. Провести исследования о значении хлеба, в частности обрядового, в жизни людей в наши дни.

Основная часть

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

      «Родись на Руси человек – и краюшка хлеба готова» - так говорит старинная народная пословица. Начнем рассматривать православные  праздники и обряды  с рождения человека.

1.1 История возникновения хлеба

      Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. 

1.2 Обряд «хлеб-соль» на свадьбе

Хлеб-соль — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.

      Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

      В случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, «ино вместо вражды дружба». Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.

         Обряд «хлеб-соль» - это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью. Он уходит своими корнями в те далекие времена.

      Когда молодожены подъезжают к дому жениха, то его родители выходят им на встречу. Обычно мать жениха держит в руках рушник, на котором размещен каравай, а отец жениха держит икону. Бывает и наоборот: отец держит каравай, а мать икону.

      Родители благословляют молодоженов иконой и встречают их в своем доме хлебом-солью, то есть предлагают им откусить от каравая по куску хлеба и обмакнуть его солью. По поверью, кто откусит больший кусок, тот и будет в доме хозяином. При этом руки использовать нельзя.

      По одной из примет каравай, после того, как от него откусили молодожены, мать жениха не должна ни кому давать трогать. Его следует завернуть, и спрятать. А после свадьбы отнести в церковь и оставить там, на столе для пожертвований. Тогда в молодой семье будет лад.

     Но если вы в приметы не верите, то с караваем можно провести еще одно испытание: жених и невеста разламывают каравай пополам и бегут каждый со своей половинкой угощать гостей. Тот из молодоженов, кто справится с заданием быстрее, будет кормильцем в семье.

1.3 Другие  традиции связанные с хлебом солью

      В старину хлеб резал самый уважаемый член семьи. Перекрестившись, стоя, отрезал он ножом равные ломтики, как будто борозду прокладывал, так старательно. Чтобы ни одна крошка не упала на пол. По обычаю  хлеб резали на белой скатерти, а крошки сыпали в кружку, заливали молоком и давали детям.

     Хлебом и солью встречали различных почетных гостей, с хлебом и солью приходили к роженице. Для того чтобы порадовать гостей, их угощали хлебными изделиями, да и сами гости приносили их в дар хозяевам. Перед тем как отправиться в дальнюю дорогу, всегда было необходимо хорошо запастись хлебом.

     Люди предавали хлебу и магическое содержание. Например, если хлеб упадет на землю, его нужно поднять и поцеловать, если же этого не сделать, семья понесет большие убытки. Или когда человек находит горбушку хлеба, то должен оставить ее на видном месте, чтобы съели птицы. И не дай бог переступить через находку, это может накликать болезнь или сбить человека с пути. Также люди верили, что если кусок хлеба надкусать и не доесть, то это грех.

1.4 Масленица

      Масленица — это радостный и сытный праздник. Его главный атрибут - блины, круглые, как солнце. Раньше в семьях мама и бабушка ставили тесто на блины с вечера. Они вставали рано утром и пекли горы блинов, ловко переворачивая их на сковородах. Скоро, совсем скоро кончится зима и придет долгожданная весна, а за ней и лето - это главная идея Масленицы.

      На Руси верили, что на Масленицу нужно «потешиться». Человек, не празднующий Масленицу, будет жить, по поверью, «в горькой беде и худо кончит». «Во всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу», - пишет

М. Забылин.

1.5 Хлебный спас

      Праздновали хлебный спас 29 августа.

Пекут хлеб из муки  нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, вселяться. Пекут пироги.

В народе говорили:

Третий Спас - хлеба припас,

На третий Спас пеки каравай, да пироги.

На третий Спас и нищий каравай припас,

Пришел спас веселью час.

1.6 И хлеба имели название

Хлеба свадебные (каравай и куличик),

рождественские ( коровушки , козюли),

великопостные (кресты),

весенние (жаворонки, пичужки, колобки),

пасхальные (куличи, просфоры),

поминальные (масленичные блины).

2. Результаты исследования

      Я решила провести исследование: какой хлеб предпочитают покупать в магазине жители села, какой ассортимент предлагает местная торговля и как люди относятся к хлебу.

      Я провели   социологический опрос учащихся  моего класса и учащихся нашей школы. В анкетировании приняли участие 46 школьников с 3 по 8 класс. Получились следующие результаты.

Вопрос 1: Можете ли вы обойтись за обедом  без хлеба?

 

Вопрос 2. Выбрасываете ли вы хлеб?

Вопрос 3: Какой хлеб вы предпочитаете?

Вопрос 4: Что вы делаете с отходами хлеба?

3. Вывод

      Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба. С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых. Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом. Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души. Ты и твой хлеб «Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина. Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое».

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арутюнов С.А., Хлеб в народной культуре/ С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина – М: Наука, 2004. – 150с.
  2. Казаков В. Славянское обрядовое питание. /В.Казаков. –2-е издание - Калуга: Золотая аллея, 2007. – 80с
  3. Крестины и именины, крестный отец и крестная мать, крещение ребенка. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.babyeda.ru/hrists.html?id=25
  4. Рождественский пост, рождественские колядки, колядки к рождеству

       [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.smeridian.com/family/library/christmas.html

  1.  Рождество Христово. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождественский пост, рождественские колядки[Электронный ресурс]- режим доступа: .http://www.abc-people.com/shop/christmas.htm
  2. Календарные народные праздники и обряды / Русские праздники и обряды / Зимние праздники и обряды. Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm

nsportal.ru

Какой хлеб было запрещено есть на Руси

У древних славян хлеб был одной из главных пищевых ценностей, с которой было связано множество суеверий. Хлеб, который с приходом христианства стал исключительно символом Тела Христова и Вечной жизни, в языческой среде был связан с культом мертвых, смертью и круговоротом времен года в природе. Древние славяне связывали и с культом солнца: видимо, для них зерно умирало в земле так же, как умирало каждый день солнце, исчезая во мраке на западе, а потом возрождалось новыми колосьями, как солнце, возродившееся утром на востоке.

Запретов было много

Люди верили, что печь, в которой пекут хлеб – это вход в мир мертвых, а выпечка хлеба – это ритуал, схожий со сжиганием умерших на костре. Выпекание хлеба превращалось в некое действо, с котором было связано множество поверий, вплоть до того, что было запрещено переступать через печную утварь или подныривать под лопату с хлебом или вообще запрещалось находиться на кухне тем, кто не был задействован в хлебопечении. Якобы все это ухудшало вкусовые свойства хлеба и влекло за собой несчастья, – об этом пишет историк Денис Александрович Ляпин в книге «Очерки этнографии Верхнего Подонья». Но скорее всего, подобные запреты должны были призвать всех домашних к тому, чтобы хозяйке не мешали заниматься важным делом – кормить семью.

Отголоски языческих запретов до сих пор звучат среди людей далеких от какой-либо веры или религии. Связано это еще и с тем, что и Русь, а позже – Россия прошла через множество сложных, трудных и голодных времен, когда корка черствого хлеба могла спасти от смерти. Поэтому до сих пор некоторые бабушки не выбрасывают заплесневевший хлеб, а мужчины бывают смущены вопросом – как лучше резать хлеб: от себя или к себе? А может, лучше не резать, а ломать? А то как-то нехорошо...

Суеверие на суеверии

Однако несмотря на периоды голода, случающиеся на Руси, бывали случаи, когда хлеб есть было запрещено, в том числе и из-за суеверий.

Например, строго запрещалось резать новый каравай хлеба после захода солнца. Очевидно, что это древнее суеверие было связано с почитанием Солнца, но как именно, теперь установить уже нельзя.

Днем строго настрого запрещалось есть хлеб за спиной у другого человека, якобы это могло каким-то образом забрать у того силу или жизнь.

Запрещалось доедать чужой кусок – якобы это могло мистическим образом обездолить другого человека, лишить его жизненной силы или здоровья.

Нельзя есть хлеб покойников

Нельзя было есть первый каравай, который хозяйка вынимала из печи – этим хлебом язычники «кормили» души умерших предков, которые слетались в дом на запах свежего хлеба. Первый каравай «умывали» водой, чтобы от него было еще больше пару, а потом ломали руками и клали на подоконник или к слуховому окну на чердаке таким образом, чтобы дым непременно выходил наружу и приманивал к дому покойников. А в некоторых случаях первый хлеб даже уносили на могилы родственников.

С этим же обычаем и связана русская традиция поминать покойных блинами, об этом пишет известный лингвист Александр Стахов в работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования». В некоторых селах Белоруси до сих пор суеверные старушки при готовке блинов откладывают самые первые блины для поминки покойников.

Запрещалось есть забытый в печи хлеб, считалось, что если его съешь, то и сам все забудешь. Этот запрет нарушали лишь в том случае, если кто-то действительно хотел забыть дорого, но уже почившего человека: «кто умре, кто забыцца не може, хлеб тот ест...»

Не ели хлеб после гаданий и заговоров

Историк Ляпин в книге «Очерки этнографии..» упоминает и о случаях, когда древние славяне гадали на хлебе или использовали его в лечении, якобы сводя на него болезни. Например, он упоминает об обычае лечения расплавленным воском, который выливали в кувшин, который был покрыт плоским хлебом или блином, в котором проделывали отверстие. По форме воска судили о сглазе или болезни, и дальше колдун уже действовал, исходя из собственной фантазии.

Заболевшего ребенка могли с головы до ног обмыть специальной наговоренной водичкой, затем эту воду сливали в сосуд, куда клали хлеб, который, очевидно должен был «впитать» болезнь.

И после заговоров, и после подобного «лечения» хлеб не ели, а скармливали его птицам, причем, диким или уносили в лес и оставляли там, в надежде опять же на птиц, голодных зверей или насекомых.

Кроме славянских запретов, Ляпин упоминает обычай германских племен в голодный год не съедать последний хлеб, а сжигать его, посвящая в жертву некой богине. Возможно, подобное существовало и у славян.

Запретов стало меньше?

С приходом христианства запретов, связанных с хлебом, стало немного меньше, но все-таки они не исчезли, сохраняясь в крестьянской среде в виде суеверий, узнавая о которых можно лишь удивляться изобретательности человеческого ума и нашей способности всего боятся.

Филолог из Кургана Екатерина Владимировна Рычкова в работе «Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре старообрядцев Зауралья» упоминает оригинальные суеверия, связанные с хлебом. Например, старообрядцы хлеб не резали, как и язычники, но связано это было уже с тем, что «хлеб резать, это как Христа резать», поэтому хлеб ломали руками.

Хлеб нельзя было класть на круглую тарелку, потому что на такое блюдо в евангельские времена положили отрезанную голову Иоанна Крестителя.

Запрещалось есть хлеб, макая его в соль, якобы потому, что на Тайной Вечере Христос обмакнул хлеб в соль, прежде чем подал его Иуде – таким образом, кто ест хлеб, макая в соль, тот «Христа предает».

Разумеется, любой вам священник скажет, что все это – лишь суеверия, которых верующий христианин не должен боятся.

Читайте также:

cyrillitsa.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: admin@adm-ostashkov.ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *