Весело, интересно, полезно! Т шорыгина ломоть хлеба


"Лучик Света" - Сценарий детского праздника осени "Здравствуй, Хлебушко душистый!"

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем праздничном вечере! Есть люди, которые в эти минуты совершают свой ежедневный подвиг – подвиг земледельца, подвиг хлебороба. Трудно было вырастить урожай, еще труднее его убрать. Люди проявляют подлинный героизм и трудолюбие. Это очень тяжёлый, важный, необходимый для всех людей труд. Невозможно представить, что завтра мы не получим к обеду хлеб или любимые булочки к чаю. Плох обед, коли хлеба нет. Сегодня пойдет разговор о хлебе, об отношениик нему, о том, как трудно он достается. Сегодня главный гость на нашем празднике – Каравай Хлеба. Здравствуй, Хлебушко душистый!           Какой громадный труд проделали многие поколения людей в течение нескольких веков, чтобы получить тот хлеб, какой мы едим ежедневно! Начало возделывания хлебных растений относится к глубокой древности. Свыше 10 000 лет назад наши предки стали употреблять в пищу хлеб. Сейчас известно 4 000 сортов пшеницы. В 1493 году из южной Америки мореплаватель Христофор Колумб привез в Европу зерна кукурузы, ее стали выращивать у нас. Из кукурузы изготовляют около 150 различных продуктов. Как же родится хлеб? Давайте отправимся на поле.

Чтец 1: Вот он, хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой. Вот он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал-пришёл. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Вот об этом-то как раз Начинается рассказ.

Чтец 2: Зима. Спит земля. А что ей снится? Снится спелая пшеница. Ну, а людям не до сна: Приходи скорей, весна! - Что стучите, мастера, Золотые руки? - Чиним, чиним трактора, Точим, точим плуги.

Чтец 3: - Агроном в халате белом, Чем ты занят? – Важным делом. Проверяю семена. Приходи скорей, весна! Агроном сказал: - Пора! Заводите трактора. Трактора выходят в степи, Тянут плуги на прицепе. Режут плуги, как ножом, Жирный, сочный чернозем. Сеял сеятель старинный Из лукошка, решета. Нынче сеялка-машина Этим делом занята.

Чтец 4: Продолжается рассказ. Урожай поспел у нас. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли. Ох, машинища какая! Ну, комбайнер, покажи, Как, пшеницу подсекая, Ходят острые ножи, Как из колоса тугого Выбивается зерно, Как, - пожалуйста - , готово, В ящик сыплется оно.

Чтец 5: Хоть и собрано зерно, Да не хлеб еще оно. Здесь такое с ним творится – В оборот его берут, В порошок его сотрут. Стали зернышки мукою. Не дадут и ей покоя. На большой хлебозавод Грузовик муку везет. На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука. Там при всем честном народе Уж намнут тебе бока! Тесту тесно – мало места. - Ох, пустите! – шепчет тесто. - Ладно, пустим, в печь давай. Народился каравай. В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!

Учитель: Земля. Она всему основа. На ней лежат исконно русские поля. Как за ребенком, за ней нужен уход. Земля! Сколько в тебе здоровья, силы, но ведь ты старенькая, морщинистая. Мы разгладим тебя пашнями, ты станешь моложе.

Чтоб колосья подняться смогли, Нужно людям над пашней сгибаться. В хлебе чувствую запах земли И упорство труда хлебопашца.

(Просмотр видеоматериалов по данной теме)

Учитель: Сегодня на наш праздник пришли дорогие гости – злаки. Они хотят рассказать вам о своей истории и узнать, что вам известно о них. Пшеница: Дайте выступить пшенице Той, что в поле колосится.  Посмотрите на зерно. Вот каким оно взросло! Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится, Если сразу все зерно В место высыпать одно, Можно в звездные миры Заглянуть с такой горы.

Рожь: Самая выносливая из всех хлебных злаков - это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь – не только хлеб, но и спирт, крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают бумагу, пластмассы.

Кукуруза: Я культура хлебная, Я и ширпотребная. Я крупа и маргарин, Я мука и желатин, Каучук и ацетон, И тройной одеколон. Я резина и асбест, Кинопленка, майонез, Я вискоза и крахмал, И любой материал.

Ячмень: Я – ячмень. Моя мука в смеси с пшеницей дает отличный хлеб. Я незаменимый корм животным. Из ячменя изготавливают пиво и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.

Рис: Я – кормилец востока. 200 миллионов гектаров на планете занято рисом. Рис кормит половину человечества. Из риса получают крахмал, спирт, пудру, бумагу. Солома идет на корм скоту.

Просо: Просо – главная культура. Я очень питательна. Вкусны блины из моей муки! Пшено - хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.

            Загадки о злаках (Исполняется песня «Расти, колосок!»)

Учитель: Как много вам рассказали злаки. Как богата и интересна их история! Трудно достается хлеб. А всегда ли мы помним об этом? К великому стыду ,нет. Даже при том, что хлеб дорогой, его много идет в отходы. А ведь из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки, квас, пирожные и массу других блюд. Помните об этом.

Чтец: Мальчишке было десять лет. Он шел по переулку И нес домой в плетенке хлеб, Жуя дорогой булку. В пути, груженую песком, Он встретил пятитонку И недоеденным куском Швырнул он ей вдогонку. Но, если б думал мальчик тот О зернышке, о чуде, И сколько мыслей и забот В него вложили люди! О том, что хлеб пришел не вдруг От копен желтокудрых, А через сотни сильных рук И механизмов мудрых. А вот сбирал бы паренек Колосья меж стогами, Так не лежал бы тот кусок, Растоптанный ногами. К вам обращаюсь я, друзья, Мои или чужие: Отчизна, Хлеб, Любовь, Земля – Понятия святые!

Учитель: Хлеб насущный – это касается каждого. И, если мы бросаем ломоть хлеба наземь, с ним пропадает частица труда многих людей. Так давайте ценить и уважать этот благородный труд все от мала до велика.

(Зачитывается отрывок из книги С. Алексеева «Идет война народная» )

Чтец: Хлеб под столом, хлеб под столом Брошенный прямо в пыль. Кто это совесть свою на слом Выбросил, как в утиль. Если б увидел его, никогда б Не подал ему руки. Будто не знал он, сколько труда Вложено в эти куски!

Учитель: Мы часто говорим: о нефти – «черное золото», о хлопке – «белое золото». А хлеб? Да ведь ему нет цены! Он дороже золота! Хотелось бы, чтобы наша молодежь, следуя примеру старших поколений, старалась работать еще лучше и по-хозяйски беречь все – и хлеб, и воду, и природу, и рабочее время, и все, что нас окружает.

( Учитель просит детей объяснить смысл пословиц ) Хлеб всему голова. Что посеешь, то и пожнешь. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Учитель: Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного, Чтоб к хлебу относился ты с любовью. Ведь люди, чтобы ты имел его За хлеб платили собственною кровью.

1 чтец: Хлеб России, сильный хлеб России! Как не восхищаться нам тобой, Если ты из неоглядной сини Хлещешь, как безудержный прибой!

2 чтец: Хлеб России, хлеб моей Отчизны! Дюжий, богатырский, как всегда! Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда.

3 чтец: Высокий русский каравай – Знак почести при встречах. Он скажет больше, чем слова Красивой, громкой речи. В больших, натруженных руках Лежит он – дар бесценный – На тонкой ткани рушника, Расшитой, белоснежной.

1 чтец: Он скажет вам, как дорог гость, Почтенный хлебом, солью, Заменит самый пышный тост Веселого застолья.

2 чтец: Молодостью пышущий народной, - Пусть увидят все, кто не ослеп, -  Ты сильнее бомбы водородной, Хлеб родной Отчизны, мирный хлеб!

1 чтец: Слава миру на земле! Вместе: Слава!

2 чтец:Слава хлебу на столе! Вместе: Слава!

3 чтец: Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Вместе: Слава! Слава! Слава!

 (Дети обходят всех присутствующих с караваем и угощают всех хлебом-солью. Исполняется песня «Блины»)

Игровая программа. (Дети, объединенные в группы по 5-6 человек, представляют домашнее задание) 1. Презентация осеннего букета; 2. Реклама блюда (торт, пирог, пирожные, печенье и т.д.) 3. Подвижная игра.  Инсценировка русской народной сказки «Колосок».

luchiksveta.ru

Хлеб – это жизнь

Хлеб – это жизнь

ОформлениеВыставка хлебной продукции, оформленная на расшитых полотенцах и хохломской посуде. Около центральной стены на возвышении каравай. Детская коллективная аппликация из колосьев. Экран и проектор. Настольный театр по "Сказке о чудесной жнее".

Дети и родители сидят в зале.

Звучит спокойная музыка, на экране слайды картин известных русских художников: М.Клодт "На пашне", А.Венецианов "На пашне. Весна", И.Шишкин "Рожь", Т.Мясоедов "Дорога во ржи", "Страдная", Т.Яблонская "Хлеб", А.Венецианов "Гумно", "Жницы".

Воспитатели читают стихотворение на фоне показа слайдов.

НиваНива, моя нива,Нива золотая!Зреешь ты на солнце,Колос наливая.По тебе от ветру,Словно в синем море,Волны так и ходят,Ходят на просторе;Над тобою с песнейЖаворонок вьется,Над тобою тучаГрозно пронесется.Зреешь ты и спеешь.Колос наливая,О людских заботахНичего не зная.Унеси ты, ветер,Тучу грозовую!Сбереги нам, Боже,Ниву трудовую.

УрожайПосмотрю пойду,Полюбуюся,Что послал Господь,За труды людям:Выше поясаРожь зернистаяДремлет колосомПочти до земли;Словно Божий гость,На все стороныДню веселомуУлыбается.Ветерок по нейПлывет – лоснится,Золотой волнойРазбегается.

Ребенок читает стихотворение (слайд картины с белым и черным хлебом).

Ребенок-чтецЛомоть хлебаХлеба мягкого ломоть,Свежего, пшеничного –Хлеба белого ломоть,Что в нем необычного?Дело, может быть, простое –Белых хлебушек испечь.Тесто замесить крутоеИ его поставить в печь.Но сначала, дети, нужноВ поле вырастить зерно,Летним днем трудиться дружно,Чтобы налилось оно.Чтоб поднялся колос спелый,Полон зерен, золотой,Чтоб пшеница зазвенелаНа ветру тугой струной.Надо в срок убрать пшеницуИ зерно в муку смолоть,Чтобы мог на свет родитьсяХлеба белого ломоть.Т. Шорыгина

ВедущийБез хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку).

Звучит музыка, воспитатель выносит каравай хлеба, дети встают рядом.

ВедущийДорогих гостей встречаемКруглым, пышным караваем.Он на блюде расписном,С белоснежным рушником.

Ребенок чтец 1Вот он, хлебушко душистый,С хрупкой корочкой витой,Вот он теплый, золотистыйСловно солнцем налитой.

Ребенок-чтец 2В нем – здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.В нем – земли родимой сокиСолнца свет веселый в нем.Уплетай за обе щеки!Вырастай богатырем!

Ребенок-чтец 3Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе.Люди долго и упорноПотрудились на земле.

Ребенок-чтец 4У народа есть слова:"Хлеб – всей жизни голова".Славится он первым на земле,Ставится он первым на столе.

Ребенок-чтец 5А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,Ломоть ржаного, трудового хлеба?Он пахнет полем, речкой, печью, небом,А главное – работой пахнет хлеб.

Ребенок-чтец 6Тем, кто хлеб печет чуть светМнет пшено на кашу,Тем, кто землю глубокоОстрым плугом пашет,Им спасибо говори –Их за хлеб благодари.

Ребенок-чтец 7"Хлеб не швыряйте, он святой!" -Бывало скажет дед седойНам детворе проворной.Затем, что труд и крепкий пот,И жита дух медовыйВсему живому жизнь дает.

Ребенок-чтец 8Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!Без него обойтись и не пробуйБез него человеку беда.

Ребенок-чтец 9Зреет тучей золотойНовый урожай.Каждый колос налитойКрепко уважай.

Ребенок-чтец 10Чтобы новый хлеб испечьПышен и высок.Надо в поле уберечьКаждый колосок.

Ребенок-чтец 11О труде хлеборобаВсе колосья поют,Значит, это особый,Замечательный труд.

Ребенок-чтец 12Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Мне до земли поклониться хочетсяХлебу, рожденному нашей странойТруд – его имя,Мир – его отчество,И для народа он самый родной.

Ребенок-чтец 13Говорят в народе:Есть хлеб – будет и песня.Хлеб в печи, отпылали дрова.Он готов, открывайте-ка дверцы!Хлеб нельзя получить без труда,Песню спеть невозможно без сердца.

Песня о России (на экране слайды природы России).

ВедущийДети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

ДетиМного снега – много хлеба.Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Родители1. Хлеб да вода – молодецкая еда.2. Ржаной хлеб всему голова.3. Нива – Божья ладонь, всех кормит.4. Калач приестся, а хлеб никогда.5. Хлеб – батюшка, водица – матушка.6. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.7. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.8. Дадут хлебца, дадут и дельца.

ВедущийРебята, а теперь и загадки попробуйте отгадать.

Золотой он и усатВ ста карманах – сто ребят.(Колосок)

В долг зерно возьмет,Каравай вернет(Поле)

Он идет – волну сечет,Из трубы зерно течет.(Комбайн)

ВедущийБольшой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. Наступает праздник урожая.

Звучит музыка, въезжает на машине мальчик, исполняющий роль каравая.(В комбинезоне и шапочке желтого цвета.)

Инсценировка стихотворения "Праздник каравая" Т.Коломиец.

ВедущийК дошколятам на машинеКаравай приехал нынеПышной коркой похрустим,Всех на свете угостим.В круг вставай, каравай,Кого хочешь – выбирай!

Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.

Как на праздник урожаяИспекли мы каравай:Вот такой вышины,Вот такой нижины,Вот такой ужины,Вот такой ширины.Каравай, каравай,Кого хочешь выбирай!

КаравайПекаря!Он не грел на печке бок –Каравай ребятам пек.Пекарь, с нами поиграй,Кого хочешь выбирай!

Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем.

ПекарьМельника!Не молол он чепуху,А смолол зерно в муку!Мельник с нами поиграй,Кого хочешь – выбирай!

Мальчик мельник – в большом переднике встает рядом с пекарем.

МельникХлебопашца!Он в тенечке не лежал,А хлеба растил и жал!Хлебопашец, в круг вставай,Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец в русской рубахе, встает в круг.

ХлебопашецРабочего!Он приехал к нам с дарами –Тягачами, тракторами!А награда – урожай!Всех на праздник приглашай.

Выходит рабочий – в комбинезоне, становится рядом с хлебопашцем.

ПекарьСлава урожаю  в закромах!

МельникСлава караваю на столах!

Хлебопашец и рабочий(вместе)Слава, слава дружным рукам!

ДевочкаПоднимается росток,Зеленеет стебелекСкоро будет колосокСтанет поле щедрой нивойСильной, рослой, златогривой.

Танец с колосьями.

ВедущийПоле дружно колосится,Даст нам хлебушек….(пшеница)

Черный хлебушек хорош!Нам его подарит…(рожь)

Дети показывают "Сказку о чудесной жнее" А. Крячко

ВедущийХлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нем. Хлебом-солью встречаем самых дорогих и желанных гостей.

РодителиХлеб – это рука друга, протянутая в час испытаний.

Хлеб участвует в сраженьях за свободу и независимость Родины.

Хлеб – солдат, строитель.

Хлеб… трудно найти на земле более распространенное слово.

ВедущийТеплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, Если он конечно есть. Ленинградский блокадный хлеб…

Слайды блокады Ленинграда, хлебные карточки. Ведущий зажигает свечу и кладет корочку хлеба.

ВедущийКак он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе.

Мама читает стихотворение "Баллада о хлебе" В.Лифшиц

ВедущийА сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру "Угадай по вкусу". Сегодня мы будет узнавать по вкусу разные хлебные изделия. Какие хлебные изделия вы знаете?

Ответы детей.

ВедущийНа нашем подносе лежат кусочки разных хлебных изделий, которые вы сейчас назвали: белый и черный хлеб, разное печенье, пряник, бублик булочки, бисквит, баранки, вафли, хлебцы. Итак, конкурс начинается.

Дети с завязанными глазами определяют хлебные изделия.

ВедущийХлеб созрел, но к нам на столПрямо с поля не пошел,С поля даже в магазиныХлебу ехать рановато.Он уселся на машинуИ спешит на элеватор.

Игра "Кто быстрее отвезет зерно на элеватор"(10 мешочков с зерном расставить 2 колонки по 5 мешков, 2 машины - 2 детей нагружают машины на элеватор.)

Дети перед игройПобыстрее собирай,Да зерно не рассыпай.

Игра "Испеки каравай".Карточки: мука, соль, сахар, масло, дрожжи, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты. Дети поочередно бегут, выбирают нужные картинки из чего пекут каравай и кладут в миски.

Игра "Кто быстрее найдет свой калач".

ВедущаяБай, качи-качи-качи Глянь - баранки калачи.

Три ребенка калачика, за ними выбегают дети, образуют круг вокруг каждого калачика. Под песню "Бай, качи-качи-качи" идут по кругу, на слова "все румяны, горячи" присаживаются на корточки, закрывая глаза.

ВедущаяНалетели тут грачи,Подхватили калачи.

Дети-калачики меняются местами, Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг.

Полька.

Чтение стихов.

Васильки во ржиСмотрят в небо василькиСиними глазами.Золотятся колоски,Ходит рожь волнами.Расстилаются поляБез конца и края.Хлебом кормит нас земляМатушка роднаяТ. Шорыгина

Хлебное зернышкоЗернышко соединилоМногие трудыТруд земли, живые силыСолнце и водыИ, конечно, человекаДоброту и труд.Лишь они одни от векаНам плоды дают.Т. Шорыгина

ХлебПоложил в котомку сыр, печенье,Положил для роскоши миндаль.Хлеб не взялВедь это же мученьеВолочиться с ним в такую даль!Только бабка сунула краюху!Все на свете зная наперед,Так сказала:- Слушайся старуху!Хлеб родимый, сам себя несет.Н. Рубцов

ВедущаяТак и скачут из печиПлюшки, сушки да ватрушки,Куличи да калачи,Сладкие коврижки.Мы их сразу не съедимСпойте вы – мы поглядим.

Песня "Булочки" муз. и сл. Л. Петрова.

Всех детей и гостей приглашают на чаепитие, за стол с самоварами и булочками.

plopin.ru

"Хлеб- всему голова!" | Наше-подмосковье.РФ

Ход проекта: 1. Подготовительный этап (разработка проекта) -определение проблемы, постановка цели и задач; - составление перспективного плана мероприятий; - определение методов работы; - подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала; - подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей; - подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности; совместная деятельность: - введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту; - формирование устойчивого интереса к тематике проекта; - определение круга актуальных и посильных задач. 2. Исследовательский этап (выполнение проекта) - формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно. Направление программы. Формы и методы работы

Социально-коммуникативное развитие 1. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Булочная» 2. Рассматривание иллюстраций о сельско-хозяйственной технике Знакомство с профессиями:  Агроном;  Комбайнер;  Пекарь;  Кондитер;  Продавец. 3. НОД «Хлеб-всему голова» Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»; Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…). Познавательное развитие 1. Дидактические игры:  «Назови профессию»;  «Что, где растет»;  «Что из какой муки испекли?»;  «Четвертый лишний»;  «От зерна до каравая»;  «Что сначала, что потом»;  «Превращения»;  «Чудесный мешочек»;  «А какой он, хлеб?»;  «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;  «Угадай на вкус»;  «Угадай на ощупь»;  «Из чего сварили кашу?»;  «Как превратить муку в тесто?»;  «Назови ласково». 2. Беседы  «Как хлеб на стол пришел?»  «Кто такой хлебороб»,  «Хлеб всему голова!»  ,«Какой бывает хлеб»;  «Как испечь хлеб в домашних условиях»  «Хлеб – наше богатство!» 3. Опытно-экспериментальная деятельность  Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).  Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).  Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке Речевое развитие 1. Чтение произведений художественной литературы:  молдавская сказка «Косари»,  В. Пальчинскайте «Хлеб»,  белорусская сказка «Легкий хлеб»,  норвежская сказка «Пирог»,  русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»,  К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;  В. Ремизов «Хлебный голос»;  Я. Аким «Хлеб»;  Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;  И. Токмакова «Что такое хлеб»;  П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;  пословицы, поговорки, загадки о хлебе. 2.Просмотр мультфильмов  по мотивам украинской сказки «Колосок»  «Золотые колосья» белорусская сказка;  «Колобок» русская народная сказка;  «Хлеб» белорусская сказка;  «Чудо – мельница!» русская народная сказка. 3. Словесная игра «Назови профессию» 4. Проговаривание скороговорок о хлебе Художественно-эстетическое развитие 1. НОД «Будет хлеб- будет и праздник» 2. Составление узоров и рисунков из круп 3. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий 4. Рассматривание репродукций художников: И. Машков «Снедь московская. Хлеба», М. Кончаловский «Хлебы» 5. Выпечка хлебы в хлебопечке Физическое развитие 1. Пальчиковая игра «Бублик», «Каша» 2. Развитие общей моторики. Игра «Булочка» Работа с родителями 1. Экскурсия в хлебный отдел магазина. 2. Заучивание поговорок, пословиц о хлебе. 3. Заключительный этап 1.Изготовление кулинарной книги «Рецепты наших бабушек» 2.Выпекание дома с родителями блинов, пирогов и т.п.

www.xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai

Краткосрочный проект «Хлеб – всему голова!», ГБОУ Школа № 109, Москва

Дети подготовительной группы №9 совместно с воспитателями реализовали краткосрочный проект «Хлеб – всему голова!».

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели.

Срок реализации: 19 – 30 сентября 2016г.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб – всему голова!» -

В поле, в доме, в державе!

Цель: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи: 1)закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле;

2) расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

3) воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения

к людям сельскохозяйственного труда;

4) показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

5)обогатить познавательный опыт и кругозор детей;

Актуальность: По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол. Сколько труда нужно приложить, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если ребенок будет знать, сколько затрачено сил для того, чтобы вырастить хлеб, то будет бережнее относиться к нему.

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры: «Мы – хлеборобы», «Пекарня», «Булочная».

Дидактические игры: «Родственные слова», «Скажи иначе», «Кто назовет больше изделий из хлеба?», «Хлебобулочные изделия», «Узнай профессию», «Назови действие людей работающих на земле».

Социально – коммуникативная и познавательная деятельность

Беседы: « Профессия – хлебороб», «Как хлеб на стол пришел», «Берегите хлеб», «Какой бывает хлеб», «Как испечь хлеб дома». Рассматривание репродукции картин «Рожь»

И. Шишкина, «Жатва» Г. Мясоедова, сюжетно – тематических картин: «Уборка хлеба», «Хлебобулочные изделия».

Речевое развитие и чтение художественной литературы Сказки: «Легкий хлеб» «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»,

К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб»,

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», К.Паустовский «Теплый хлеб», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Познавательно – исследовательская и опытно – экспериментальная деятельность

Посадка семян и выращивание пшеницы и ржи. Наблюдение за последовательностью их прорастания. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

«Хлеб бывает разным» - замешивание теста и выпечка хлеба (в хлебопечке) из пшеничной и ржаной муки.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Колосья»

Аппликация (оригами): «Колосья пшеницы в вазе»

Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

Флористика и дизайн: «Букет из листьев, цветов и колосьев».

Конструирование из конструктора: «Мельница»

co109.mskobr.ru

"Лучик Света" - Сценарий детского праздника осени "Здравствуй, Хлебушко душистый!"

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем праздничном вечере! Есть люди, которые в эти минуты совершают свой ежедневный подвиг – подвиг земледельца, подвиг хлебороба. Трудно было вырастить урожай, еще труднее его убрать. Люди проявляют подлинный героизм и трудолюбие. Это очень тяжёлый, важный, необходимый для всех людей труд. Невозможно представить, что завтра мы не получим к обеду хлеб или любимые булочки к чаю. Плох обед, коли хлеба нет. Сегодня пойдет разговор о хлебе, об отношениик нему, о том, как трудно он достается. Сегодня главный гость на нашем празднике – Каравай Хлеба. Здравствуй, Хлебушко душистый!           Какой громадный труд проделали многие поколения людей в течение нескольких веков, чтобы получить тот хлеб, какой мы едим ежедневно! Начало возделывания хлебных растений относится к глубокой древности. Свыше 10 000 лет назад наши предки стали употреблять в пищу хлеб. Сейчас известно 4 000 сортов пшеницы. В 1493 году из южной Америки мореплаватель Христофор Колумб привез в Европу зерна кукурузы, ее стали выращивать у нас. Из кукурузы изготовляют около 150 различных продуктов. Как же родится хлеб? Давайте отправимся на поле.

Чтец 1: Вот он, хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой. Вот он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал-пришёл. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Вот об этом-то как раз Начинается рассказ.

Чтец 2: Зима. Спит земля. А что ей снится? Снится спелая пшеница. Ну, а людям не до сна: Приходи скорей, весна! - Что стучите, мастера, Золотые руки? - Чиним, чиним трактора, Точим, точим плуги.

Чтец 3: - Агроном в халате белом, Чем ты занят? – Важным делом. Проверяю семена. Приходи скорей, весна! Агроном сказал: - Пора! Заводите трактора. Трактора выходят в степи, Тянут плуги на прицепе. Режут плуги, как ножом, Жирный, сочный чернозем. Сеял сеятель старинный Из лукошка, решета. Нынче сеялка-машина Этим делом занята.

Чтец 4: Продолжается рассказ. Урожай поспел у нас. Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли. Ох, машинища какая! Ну, комбайнер, покажи, Как, пшеницу подсекая, Ходят острые ножи, Как из колоса тугого Выбивается зерно, Как, - пожалуйста - , готово, В ящик сыплется оно.

Чтец 5: Хоть и собрано зерно, Да не хлеб еще оно. Здесь такое с ним творится – В оборот его берут, В порошок его сотрут. Стали зернышки мукою. Не дадут и ей покоя. На большой хлебозавод Грузовик муку везет. На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука. Там при всем честном народе Уж намнут тебе бока! Тесту тесно – мало места. - Ох, пустите! – шепчет тесто. - Ладно, пустим, в печь давай. Народился каравай. В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!

Учитель: Земля. Она всему основа. На ней лежат исконно русские поля. Как за ребенком, за ней нужен уход. Земля! Сколько в тебе здоровья, силы, но ведь ты старенькая, морщинистая. Мы разгладим тебя пашнями, ты станешь моложе.

Чтоб колосья подняться смогли, Нужно людям над пашней сгибаться. В хлебе чувствую запах земли И упорство труда хлебопашца.

(Просмотр видеоматериалов по данной теме)

Учитель: Сегодня на наш праздник пришли дорогие гости – злаки. Они хотят рассказать вам о своей истории и узнать, что вам известно о них. Пшеница: Дайте выступить пшенице Той, что в поле колосится.  Посмотрите на зерно. Вот каким оно взросло! Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится, Если сразу все зерно В место высыпать одно, Можно в звездные миры Заглянуть с такой горы.

Рожь: Самая выносливая из всех хлебных злаков - это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь – не только хлеб, но и спирт, крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают бумагу, пластмассы.

Кукуруза: Я культура хлебная, Я и ширпотребная. Я крупа и маргарин, Я мука и желатин, Каучук и ацетон, И тройной одеколон. Я резина и асбест, Кинопленка, майонез, Я вискоза и крахмал, И любой материал.

Ячмень: Я – ячмень. Моя мука в смеси с пшеницей дает отличный хлеб. Я незаменимый корм животным. Из ячменя изготавливают пиво и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.

Рис: Я – кормилец востока. 200 миллионов гектаров на планете занято рисом. Рис кормит половину человечества. Из риса получают крахмал, спирт, пудру, бумагу. Солома идет на корм скоту.

Просо: Просо – главная культура. Я очень питательна. Вкусны блины из моей муки! Пшено - хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.

            Загадки о злаках (Исполняется песня «Расти, колосок!»)

Учитель: Как много вам рассказали злаки. Как богата и интересна их история! Трудно достается хлеб. А всегда ли мы помним об этом? К великому стыду ,нет. Даже при том, что хлеб дорогой, его много идет в отходы. А ведь из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки, квас, пирожные и массу других блюд. Помните об этом.

Чтец: Мальчишке было десять лет. Он шел по переулку И нес домой в плетенке хлеб, Жуя дорогой булку. В пути, груженую песком, Он встретил пятитонку И недоеденным куском Швырнул он ей вдогонку. Но, если б думал мальчик тот О зернышке, о чуде, И сколько мыслей и забот В него вложили люди! О том, что хлеб пришел не вдруг От копен желтокудрых, А через сотни сильных рук И механизмов мудрых. А вот сбирал бы паренек Колосья меж стогами, Так не лежал бы тот кусок, Растоптанный ногами. К вам обращаюсь я, друзья, Мои или чужие: Отчизна, Хлеб, Любовь, Земля – Понятия святые!

Учитель: Хлеб насущный – это касается каждого. И, если мы бросаем ломоть хлеба наземь, с ним пропадает частица труда многих людей. Так давайте ценить и уважать этот благородный труд все от мала до велика.

(Зачитывается отрывок из книги С. Алексеева «Идет война народная» )

Чтец: Хлеб под столом, хлеб под столом Брошенный прямо в пыль. Кто это совесть свою на слом Выбросил, как в утиль. Если б увидел его, никогда б Не подал ему руки. Будто не знал он, сколько труда Вложено в эти куски!

Учитель: Мы часто говорим: о нефти – «черное золото», о хлопке – «белое золото». А хлеб? Да ведь ему нет цены! Он дороже золота! Хотелось бы, чтобы наша молодежь, следуя примеру старших поколений, старалась работать еще лучше и по-хозяйски беречь все – и хлеб, и воду, и природу, и рабочее время, и все, что нас окружает.

( Учитель просит детей объяснить смысл пословиц ) Хлеб всему голова. Что посеешь, то и пожнешь. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Учитель: Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного, Чтоб к хлебу относился ты с любовью. Ведь люди, чтобы ты имел его За хлеб платили собственною кровью.

1 чтец: Хлеб России, сильный хлеб России! Как не восхищаться нам тобой, Если ты из неоглядной сини Хлещешь, как безудержный прибой!

2 чтец: Хлеб России, хлеб моей Отчизны! Дюжий, богатырский, как всегда! Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда.

3 чтец: Высокий русский каравай – Знак почести при встречах. Он скажет больше, чем слова Красивой, громкой речи. В больших, натруженных руках Лежит он – дар бесценный – На тонкой ткани рушника, Расшитой, белоснежной.

1 чтец: Он скажет вам, как дорог гость, Почтенный хлебом, солью, Заменит самый пышный тост Веселого застолья.

2 чтец: Молодостью пышущий народной, - Пусть увидят все, кто не ослеп, -  Ты сильнее бомбы водородной, Хлеб родной Отчизны, мирный хлеб!

1 чтец: Слава миру на земле! Вместе: Слава!

2 чтец:Слава хлебу на столе! Вместе: Слава!

3 чтец: Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Вместе: Слава! Слава! Слава!

 (Дети обходят всех присутствующих с караваем и угощают всех хлебом-солью. Исполняется песня «Блины»)

Игровая программа. (Дети, объединенные в группы по 5-6 человек, представляют домашнее задание) 1. Презентация осеннего букета; 2. Реклама блюда (торт, пирог, пирожные, печенье и т.д.) 3. Подвижная игра.  Инсценировка русской народной сказки «Колосок».

www.luchiksveta.ru

ПРОЕКТ "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА" - 27 Июля 2015

 

      С 20 по 24 июля в группах "Лунтик" и "Смешарики" был реализован краткосрочный проект "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА". В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному, поэтому в силу отсутствия у детей целостного представления о процессе выращивания хлеба и неосознания значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе воспитатели приняли решение ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Вместе с ребятами групп «Лунтик» и «Смешарики» мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

         В процессе реализации проекта были тематически оформлены групповая и веранда на прогулочном участке.

***

***                          Всю неделю пополнялась межгрупповая выставка "Хлебная лавка", экспонатами которой стали семейные поделки - макеты хлебобулочных изделий, выполненные в различной технике и из разных материалов. А Максим М. принес на выставку настоящий зерновой хлеб, который спекла его мама.

Материал:  дерево

Материал: вата, марля, мука, лак***

Материал: пеноплен, пластилин, акварель.***

 

Материал: зерно выращенное родителями Максима, молотое на мельничке, закваска.***

           После совместного просмотра в музыкальном зале презентации "Хлеб - всему голова" , мы угостили всех ребят и сотрудников детского сада зерновым хлебом, который очень всем понравился.

***

***

***

***

***

          Всю проектную неделю ребята были заняты различными видами деятельности, направленными на формирование представлений  о злаковых культурах, о труде, вкладываемом людьми в создание хлеба и хлебобулочных изделий:

  1. Рассматривание фотоальбома «От зерна до каравая».
  2. Чтение украинской народной сказки «Колосок», чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб».
  3. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Ломоть хлеба» Т. А. Шорыгина.
  4. Чтение и пояснение пословиц и поговорок о хлебе.
  5. Чтение и заучивание скороговорок о хлебе.
  6. Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий «Маленький пекарь». ************
  7. Рисование   колосьев, (гуашь).
  8. Выкладывание узора «Каравай» на пластилиновом основании (гречка, перловка, пшено, пшеница и др.) .***

    ***

     

  9. Рисование «Чудо тортики» (гуашь).

     

  10. Строительство автомобилей для перевозки зерна и муки, мельницы (мелкий конструктор).***

    ***

    ***

    *** 

  11. Выкладывание по контуру из круп и семян изображений хлебобулочных изделий. 
  12. Штриховка   «Мельница».
  13. Обведение по точкам (с/х техника).
  14. Д/и «Волшебный мешочек».***

     ***

     

  15. Рассматривание колосьев различных культур. Сравнивание пшеницы и овса (ячменя).
  16. Д/и «Звучащая коробочка». Сравнение на слух разных круп.

    ***

     
  17. Опыты с водой и мукой.

 

 

ryzhova39.ucoz.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *