Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 24

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 35
Стих мальчик ногою пинающий хлеб. Классный час (3 класс) на тему: "Хлеб - всему голова" внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие "Поклонимся хлебу". Стих мальчик ногою пинающий хлеб


Внеклассное мероприятие "Поклонимся хлебу"

«Поклонимся хлебу»

Хвала рукам,

Что хлебом пахнут.

Светлый ум да теплый дом,

Ломоть хлеба да кружка молока –

- Что еще для счастья нужно!

Оформление: Картины

Яблонская «Хлеб»

Шишкин «Рожь» и др.

Книги: В. Сафонов «Слово о Ратаях»

К. Ахияров «Поклонимся Хлебу»

О. Бергольц «Избранные призведения»

А. Неверов «Ташкент-город хлебный».

Ведущий: Кто из нас не слышал слово «хлеб»? Оно нам знакомо с раннего детства. С хлебом связана вся жизнь человека. В хлебе воплощен труд многих людей, в нем отражается история народа, его надежда и чаяния.

Хлеб – это и нива на полях, и сноп раньше в амбаре, и зерно на складах и, наконец, каравай, буханка на нашем столе.

Любовь человека к хлебу, бережное отношение к урожаю, забота о нем выражены в пословицах и поговорках:

Валя Иксанова: Хлеб – всему голова.

Вильмир: Не надо хвалиться, если не знаешь, как хлеб родится.

Сергей Игнатьев: Худ обед, коли хлеба нет.

Настя: Какова земля, таков и хлеб на столе.

Альфьина: Забота о хлебе отразилась во всем укладе жизни человека. Много обрядов, бытовавших на Руси, связано с хлебом.

Когда-то последний сноп с поля жнецы с песнями приносили в село. Сноп украшали лентами и хранили всю зиму как символ будущего урожая.

Лиана 6 кл: До сих пор в корнях многих фамилий звучит название хлеба или муки: Караваев, Ковригин, Колобов, Калачев, Калашников, Коржаев, Сайкин, Ситников, Пшеничников, Пшеничка, Овсянников, Крупенников, Лапшин, Кулешов.

Валя 6кл: Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои произведения хлебу и тем, кто его производит, выращивает.

Стихи поэтов В. Солоухина, В. Рождественского, М. Жарова, С. Щипачева, А. Атнабаева, Н. Наджми,, Проза М Карима, призывают беречь величайшее богатство народа- хлеб, источник нашей жизни.

Библиотекарь о книгах, картинах, Художниках.

Дима 6кл.: А. Атнабаев «Черный хлеб»

Соску с жеваным черным хлебом

Мать давала на жниве мне.

Плакал я,

Но голодным не был –

С хлебом можно прожить вполне

Он не дешев –

Я знаю это, -

Память детства не коротка,

Мерзла очередь до рассвета

Ради маленького куска.

Хлеб! –

Ведь люди-то в лихолетье,

По сто граммов деля его,

Бились, гибли за граммы эти,

Что – ну, с птичий язык всего!

Забываем про цену хлеба…

Не свалились ли мы с луны?

Нет . никто не свалился с неба

Черным хлебом

Мы взращены.

А теперь калачи едим мы,

Но помни: чтоб их суть понять

В жизни прежде необходимо

Хлеба черного вкус познать.

Не забудем же труд упорный

Хлебороба в степной дали.

Не забудем же

Хлеб наш черный

Этой черной родной земли!

Нафикова 5кл. Кара икмак

Констант. Сергей: В. Солоухин «Хлеб»

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного:

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба аржаного.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой,

И наступил я на кусок

Большой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь как был

Зарылся носом в пыль я.

А раньше дед меня не бил

И вообще не били…

Ведущий: Хлеб он и есть хлеб. Он как говорится всему голова.

Теперь в мире судят о могуществе государства не только по золотому, но и по хлебному запасу.

Снежана: К хлебу все имеет отношение,-

Русский хлеб причастен ко всему!

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде,

К счастье твоему!

Лиана М.: В семье, в государстве, в целом мире, коли есть на столе хлеб, остальное как-то легче прикладывается. Наша уральская писательница Л. Татьяничева говорит, что не раз слышала рассуждения о том, что хлеб и хороший солдат, и хороший политик, и дипломат. Во время войны краюха хлеба была ценою в жизнь.

Настя : «Блокадный хлеб»

Ведущий: велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир, и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде.

И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Снежана: Евг. Нефедов «Хлеб всему голова»

Хлеб – всему голова, -

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава –

Хлеб – всему голова

В бурях эпох, имен

Тихо живет, права,

Истина всех времен:

Хлеб – всему голова.

В дальнем краю село,

В сердце страны – Москва.

Всем нам с ними светло:

Хлеб – всему голова.

Правда у нас в дому

Будет всегда жива:

Мир – это хлеб всему!

Хлеб – всему голова!

Настя: на золотых приисках случается найти самородок в столько-то килограммов, но нет в природе хлеба самородка. Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства, без которого немыслима жизнь на нашей планете.

Настя: Битва за хлеб, а значит и за жизнь не везде выиграна. Большая часть человечества на планете голодает либо живет впроголодь.

И мы должны помнить об этом и бережно относиться к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке. Везде на Руси был обычай: после обеда крошки бережно собирали со стола в ладонь и отправляли в рот.

Айзиля 5 кл: « Икмак» Гузаль Галиева

Лиана: «Не оброни, сынок» Халмурат Сапаров

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевая людям

Хлеба крошка…

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Да сколько ж им

Пришлось познать невзгод –

Тем людям,

Что на нивах уставали,

Что ту лепешку –

Чуть не целый год! –

Из рук своих

На стол передавали.

Не раз прощал

Тебе я озорство.

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не смогу простить

Лишь одного – хоть крошки

Всуе брошенного хлеба!

Руслан.: Бобо Хаджи «Не просто еда»

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове

Народная мудрость таится.

Вот что

В народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал»

Ведущий: Многое пришлось пережить людям нашей страны: войны, голодные неурожайные годы, болезни, моры. Но выстояли люди.

Сохранили свою землю и родину.

Альфина: Он пахнет полем, пахнет утром ранним

В нем рук тепло, забота строгих глаз,

Он входит в дом сквозь годы испытаний,

Не зачерствев, как кое-кто из нас.

Священный хлеб…

Ведущий: В этом году исполняется 65 лет победе над фашистской Германией. И нельзя не вспомнить, как в годы Великой Отечественной войны город Ленинград оказался в окружении, в блокаде. Враги окружили его плотным кольцом и лишь небольшое пространство – озеро Ладога – связывало его с Большой Землей, как называли они всю страну!

И вот только по Ладоге которая простреливалась немцами, можно было доставить в город хлеб. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.

Лиана: О, да - иначе не могли,

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Казалось, что конец земли…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив ещё. Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

- к заре, сказали, привезут…

- Гражданочки, держаться можно…

И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк –

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Показать 125 грамм хлеба (желательно ржаного)-это на сутки.

Настя: Не слышал Ленинград о легком хлебе.

Я не забыл

Блокадный трудный хлеб;

И посвист «мессершмиттов» в чистом небе,

И город,что в потемках не ослеп;

Весомость помню

Пайки стограммовой,

И саночки тяжелые в снегу,

И теплый взгляд, и тот мороз суровый,

И девушку,

Что встретить не смогу…

Тяжелый снег

На братских тех могилах,

И тяжесть бомб, и на асфальте кровь –

И с той поры

Душа принять не в силах

И легкий хлеб, и легкую любовь.

Альфина : «Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем.

Притом забыв про нож неострый

Ворчим, что хлеб немного черствый.

А сами, может в этот час

Черствей его во много раз

Учитель: «Хлеб – имя существительное» Лучше, пожалуй и не скажешь. Это такой вид энергии, без которой не полетят самолеты, не поплывут корабли, не смогут строиться города и села. С хлебом мы связываем свои самые сокровенные мысли о мире , о счастье.

Валя: «Рожь, рожь» Твардовский А.

Рожь, рожь… Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем низко провисая,

Рожь, рожь – до свода голубого,

Чуть видишь где-нибудь вдали,

Ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывет в пыли.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула – хоть подпирай.

Знать, колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землей

Альфина: «В поле»

В поле вызрели хлеба –

Начинается косьба!

Вот идет комбайн огромный,

Косит гладко, косит ровно.

За рулем сидит Ахмет –

Комбайнеру десять лет!

Здесь Ахмет вполне на месте:

Но, конечно, с папой вместе…

Сбрил колосья острый нож,

Стало поле будто ёж!

Только у обочины

Цветок озабоченный.

Щурит синенький глазок

Наш знакомый – василек:

«Чисто, хорошо ли

Выкошено поле?..»

infourok.ru

Баллада о блокадном хлебе | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

«Баллада о блокадном хлебе» Ход мероприятия Под звуки песни «Русское поле» в зал входят мальчик и девочка. Мальчик. Слава миру на Земле. Девочка. Слава Хлебу на столе. Мальчик. Если мы хотим кого-то встретить С честью и почетом, Встретить щедро от души, С Уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Девочка. С караваем соль подносим Поклонясь, отведать просим: - Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук. (Ставят поднос на стол перед гостями). Девочка. Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля – матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживёшь, а без хлеба - нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Девочка. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом. Мальчик. Перед этой пашней шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелёк Сколько в это зёрнышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер, да вода. Для него, для зёрнышка, через всю страну Комсомольцы ехали жить на целину. Мальчик. Мы золотые зернышки Живём лучистым светом, Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые. Мы ветерком провеяны. И солнышком просвечены, Выносливы, дружны. Мы людям так нужны. Ведущий1. День и ночь – в палящий зной, и в дождь идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Ведущий2. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко? Мальчик. Вон – он хлебушко душистый, С хрустом, корочкой витой. Вот он тёплый, золотистый Словно солнцем залитой. Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченной Шёл к

educontest.net

Классный час (3 класс) на тему: "Хлеб - всему голова" внеклассное мероприятие | скачать бесплатно

                                           Хлеб -всему голова.

Цель: - уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме; показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба;

 развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки;

 воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда.

продолжить работу по формированию патриотических чувств у детей;

вызвать интерес к коллективному труду людей.

Оборудование и материалы:

- иллюстративный материал по данной теме, детские рисунки и плакаты, аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, репродукции картин П. Федоренко «Жатва», И. Шишкина «Рожь»,  гербарий с культурными растениями, загадки, пословицы о хлебе, мягкий, душистый, ароматный каравай с солонкой и рушник (вышитое старинное полотенце, ),  русский народный костюм для ведущей праздника, костюм пекаря для ученицы.

                                        Ход мероприятия:

Ведущая: -Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. Гостям в нашей горнице всегда рады. В давние времена зимой собирался народ после летних трудов не для безделья, а для рукоделья. Вечерами шили-вышивали, да за прялками сиживали, песни напевали да сказки сказывали. А мы пригласили вас кое-что рассказать, своими знаниями поделиться, на вас посмотреть, да узнать, кто к нам в гости пожаловал.

- Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний. Несмотря на это сейчас мы можем сказать «Хлеб – всему голова!».

Ученик:В русском полюшке

Да под солнышком,

Колосок растет

Да водицу пьет.

Ученица:Пей водичку, пей,

Пей да подрастай.

Будет пышным наш

Добрый каравай.

 Хороводная игра «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Дети заводят круг со словами:

Как сегодня все на праздник (идут, взявшись за руки по кругу)

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)

Вот такой нижины, (присаживаются, взявшись за руки)

Вот такой ширины, (расходятся, делают круг шире)

Вот такой ужины. (сходятся в круг)

Каравай, каравай, (хлопки в ладошки)

Кого хочешь выбирай (мальчики подходят к девочкам, берут за руки и кружатся).

 Под песню Ольги Воронец «Хлеб –всему голова» в зал заходит девочка в костюме пекаря, в руках на красивом вышитом рушнике несет пышный румяный каравай с солонкой, обходит всех гостей и произносит стихи:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук!»

Звучит песня «Гимн хлебу»

  Ведущая: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет», «Хлеб – кормилец».Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека. Труд многих людей. Тысяча людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

       Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

    На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

    Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.

    В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ученик: Пахнет хлеб и солнцем и землей,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нем заботы и труда,

Сколько людям он несет добра!

           Ведущая: Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.

         Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Родина, мать, отец, отечество, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, не всегда можно сказать о наших современниках.

Выходят папа с сыном.

 Папа: «По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если нечаянно уронишь, то подняв его, надо не только бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Ведь немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами.

Сценка. Сын начинает играть в футбол хлебным муляжом: пинает его, подбрасывает, топчет. Увидев это, папа останавливает игру, берет за руку и обращается к ребенку со следующими словами из стихотворения:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали.

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Ученик:-У народа есть слова "Хлеб всей жизни голова". Славится он первым на земле, Ставиться он первым на столе! 

Ведущая:-   А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Ученица:-Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.-   Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

      Песня на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

1.Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ничего вкуснее нет!!!

2. В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

 3.К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки..

Ученик.: Слава урожаю в закромах! 

Ученица: Слава караваю на столах! 

Ученик: Слава трудовым рукам! 

Ученик: Слава труженикам!

Ученик: Сколько разных дел вокруг

Сколько рядом сильных рук –

Ведь не зря людьми труда

Наша Родина горда!

Велика и необъятна

Вся российская земля,Урожаями богаты

Наши новые поля.

Ученик: Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. 

 Ученик:Хлеб в трудах добывается, Сам собой не родясь, Хлеб не просто богатство – Хлеб опора для нас. 

Ученица: Будет хлеб, будет песня!» Правда в этих словах. Будет хлеб полновесный – Будет радость в глазах. 

Ученик: Каждый к хлебу причастен. Будем бережны все. Будет хлеб – будет счастье, Будет жизнь на земле. 

Песня о колоске

Ученица: Где весною раннею Сеяли пшеницу – Нива урожайная Зреет, колосится. 

Ученик: День и ночь поют, шумят, Трудятся комбайны – Собирают урожай На полях бескрайних. 

Ученица: Чтобы свежий хлеб испечь, Пышен и высок, Надо в поле уберечь Каждый колосок! 

Ведущая: Посмотрю я вокруг – Поле колосится. Урожай наш, наш урожай, Золото – пшеница.

Ведущая: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! 

  А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?Ученики:  - Много снега - много хлеба.- Посей впору - будешь иметь хлеба гору.- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.- Хлеб - начало всех начал.- Что летом уродится, всё зимой пригодится.- И обед не в обед, коли хлеба нет.- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.- Золото и серебро - только камни, а ячмень и пшеница - настоящие драгоценности.

 Ведущая: А загадки разгадаете на "хлебную" тему?  Отгадать нужно легко и быстро: 

1. Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) 

2.В дом зерно возьмёт Каравай, вернёт (Поле.) 

3. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени... (Мука) 

4. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн) 

5.Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

   Ведущая: Молодцы, ребята! Но вернемся к тому времени, когда хлеб был особо ценен и важен для людей, его не хватало, каждый кусочек был «на вес золота».

- Как вы думаете, дети, о каком времени пойдет речь?

Ученик: О военном времени.

  Ведущая: Верно, это время - война. Страшная, черная, голодная. Враги жгли хлебные поля. Чтобы людям выжить, варили суп из лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой корой и желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти карточки имели не только взрослые, но и дети, и вместе со взрослыми стояли в огромных очередях за хлебом. Не думали тогда ни о сахаре, ни о пряниках, только о хлебе… В блокадном Ленинграде была установлена норма отпуска хлеба – 125 граммов (показ фотографии или картинки с изображением блокадного кусочка). После войны Россия крепла. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Хлеба становилось достаточно, но люди, познавшие голод, помнили, что никакая глыба золота не заменит крошку хлеба!

Ученик: Хлеб для человека также бесценен, как и земля, вода, воздух. Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке.

Ученик:  Да, хлеб — это дар земли. Заканчивалась жатва, убран хлеб на полях. И начиналось веселье. 

Ученик: Кончил дело — гуляй смело. Ученик: Делу время — потехе час. Ученик: Ну а где пир, там гульба на весь мир! 

Ведущая:  Ну, а сейчас, сделал дело, гуляй смело!Заплетём мы плетень, кому веселиться не лень!

      Русская  народная игра "Плетень".(В середине зала лежит мальчик - Тит)Девочки(2-подходят к нему) 1 - Не колода - лодырь, не пень, а лежит целый день.2  - Не жнёт, не косит, а обедать просит.1 - Тит - иди молотить!Тит:  Живот болит:2 - Тит - иди кашу есть!Тит:  Где моя большая ложка:Обе: - Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!

Ведущая: Сколько было вложено труда, чтобы получить хлеб на стол. Ученик: Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья! Ученик: Тем, кто хлеб печёт чуть свет, Тем, кто землю глубоко Острым плугом пашет, - Им спасибо говори, Их за хлеб благодари! 

Вместе: Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава! Слава! 

Ученица: Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. 

Ученик: В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. 

Ученица: В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! 

 Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!

   Ведущая: Когда вы берете в руки  кусочек хлеба, помните дети, вы прикасаетесь не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб бы и остается бесценным нашим богатством!!!

Ученик: Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)

Ведущая: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем столе!

          Есть на Руси обычай старый-

        Гостей встречают самоваром.

Песня «Русский чай»

В конце мероприятия гости  и учащиеся приглашаются на чаепитие.

nsportal.ru

Хлеб всему голова | Социальная сеть работников образования

Автор: 

Антонова Анна

Хлеб всему голова

Скачать:

Подписи к слайдам:

Работу выполнила ученица 4 класса МОУ СОШ № 13Антонова Анна ХЛЕБ – всей жизни голова!!! План проекта: 1. Что мы называем хлебом? 2. Как из зерна получилась булка? 3. «Блокадный» хлеб. 4. Хлеб в устном народном творчестве. Пословицы и поговорки. Что такое ХЛЕБ?Только снег сошел в апреле,Как поля зазеленели.Мы говорим: «ХЛЕБ». Золотой простор бескрайний. Там работают комбайны. Мы говорим: «ХЛЕБ».Вот зерно течет рекой,Чтобы сделаться мукой.Мы говорим: «ХЛЕБ». Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился свежий ХЛЕБ!(Ирина Токмакова) Производство хлеба дорогостоящий и энергоемкий процесс. Процесс производства хлеба можно разделить на следующие производственные этапы:1. Подготовка сырья (просеивание муки) 2. Замес теста 3. Разрыхление и брожение теста 4. Деление теста 5. Формирование тестовых заготовок 6. Выпечка 7. Охлаждение 8. Хранение Для производства хлеба необходимо оборудование: мукопросеиватели, весы, водонагреватели; тестомесильные машины; тестоделители и печи. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ! ХЛЕБ – всей жизни голова!!! Блокадный хлеб ХЛЕБ – всей жизни голова!!! Мальчик, ногою пинающий хлеб,Мальчик, голодных не знающих лет,Помни, что были лихие года,Хлеб – это ЖИЗНЬ, а не просто еда! Хлебом КЛЯЛИСЬ, За хлеб УМИРАЛИ Не для того, Чтоб в футбол им играли.В слове народная мудрость таится,Вот, что в народе у нас говорится:«КОЛИ ТЫ ХЛЕБ ЦЕНИТЬ ПЕРЕСТАЛ,ТЫ ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ПЕРЕСТАЛ». Хлеб да вода - богатырская еда.Хлеб - батюшка, вода - матушка. Хлебушко - калачу дедушка.Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Фразеологические обороты:- Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося никакой пользы).- Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита).- Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни).- Хлеб-соль. (Угощение). В народе говорят: «Хлеб по польски Пан», ещё говорят отец, кормилец. В семье голова – отец, и так и пошло, что сказали: «Хлеб - всему голова». Объясню я для ребят:Хлеб – тяжёлый труд людей,И бросать его не смей.На полях пшеница зреет,Хлебороб её лелеет,Срок придёт, её пожнётЗерно на мельницу свезёт.Мельник там муки намелет,По мешкам её разделит,И в пекарню отвезёт –Пекарь хлеб нам испечёт.Труд, ребята, уважайте,Хлеб под лавку не бросайте!

nsportal.ru

Презентация по литературе "Хлеб"

МБО» Курдюковская СОШ»

Проект на тему:

«Хлеб – всему голова»

Хлеб это символ благополучия, достатка.Хлеб на столе - это богатство в доме.

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Из словаря Ожегова я узнала, что хлеб - колосовые растения с мучнистыми зёрнами;Пищевой продукт выпекаемый из муки;

Плоды, семена злаков, перемолотые в муку.

Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, полезные микроэлементы, что необходимо для работы мозга. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлебная корочка помогает нашему организму противостоять многим раковым заболеваниям.Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба.

Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой жидкую кашицу, приготовленную из крупы и воды.В древнем Египте, 5-6 тысяч лет назад, произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения.В средневековой Англии, зажиточные люди чёрный хлеб использовали в качестве тарелок: большие буханки хлеба нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.Весной выезжают в поле трактора. К трактору прикрепляют плуг, плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Затем трактор тянет за собой борону, похожую на большие грабли, она рыхлит землю. На вспаханное поле затем выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда.

Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Колосья золотые, пора убирать урожай. Нельзя медлить, чтобы зёрна не упали на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, вытряхивая зёрна из колоса.

Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.

Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни.Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия, которые затем мы покупаем в магазинах.Вот такой большой и трудный путь проходит хлеб от поля к нашему столу.

Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями.

Основные наши кормильцы – пшеница и рожь. Из пшеничной муки делают белый хлеб, булки, печенье, баранки. И ещё делают из пшеницы манную крупу. Из ржаной муки – чёрный хлеб.Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи — подлинней.

Я решил прорастить зёрна пшеницы в домашних условиях и вёл календарь наблюдений. Вот мои наблюдения.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города, других продуктов не было.Работая над проектом, я нашел замечательные стихи:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,Мальчик, голодных не знающий лет,Помни, что были лихие года.Хлеб - это жизнь, а не просто еда.Хлебом клялись,За хлеб умиралиНе для того, чтоб в футбол им играли.В слове народная мудрость таится.Вот что в народе у нас говорится:“Если ты хлеб ценить не стал,Ты человеком быть перестал”.

Бобо Ходжи

В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью. А также существует ряд примет, считается, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

infourok.ru

«Хлеб всему голова» (2) - Сценарий

«Хлеб всему голова».

Сценарий праздника в 3 «В» классе.

Оформление.

  1. Плакаты с пословицами.

  2. Выставка рисунков о хлебе.

  3. Выставка сочинений «Хлеб – всему голова».

  4. Выставка книг, посвященных хлебу.

  5. Выставка хлебобулочных изделий, с самоваром в центре, ваза с колосьями.

  6. Доска оформлена рушником, пословицами.

  7. Музыкальное оформление.

  1. Песня «Крошка хлеба». Сл. С. Синявского, Муз. Ю. Чичкова.

  2. Песня «А хлеб остается хлебом».

  3. Песня «Ледовая трасса».

Звучит мелодия «А хлеб остается хлебом».

Учитель. Здравствуйте , дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем классе. Представляю гостей нашего праздника: учителя школы, завуч по воспитательной работе, главный технолог по внедрению новых видов хлебобулочной продукции ОАО «Колос» Морозова И. В.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, как заботливо накрыты эти столы, с какой ответственностью готовились к празднику ребята: вот выставка рисунков о хлебе, народная мудрость, выставка сочинений о хлебе «Хлеб – всему голова», вот выставка книг. Вы, конечно же, понимаете, что это только самая малость того, что можно сказать о хлебе – теме очень серьезной, наболевшей. Итак, слово нашим ученикам.

Девочка в национальном русском костюме подходит к выставке:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук».

Гость пробует каравай.

Ученик.

Дороже и злата, и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

Державные держит права.

И так повелось это исстари,

Изба – пирогами красна,

Хлеб – наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью во все времена.

Учитель.

Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, лежит словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией, сгустками страстей, бед и радостей человека.

Ученик.

Так повелось на моей земле

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью

Ученик.

И сыну указав рукой на поле

Негромко молвит: «Поклонись ему

Как матери, как общей нашей доле»

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Учитель.

А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что он нам сейчас достается легко! Мне становится больно, когда вижу, как много выбрасывается недоеденных, позеленевших от плесени кусочков хлеба. Ведь речь идет о первейшем продукте человечества.

Вот что послужило поводом для сегодняшнего большого разговора.

Ученик.

Процесс выпечки хлеба был непрост, поэтому хлеб делали нечасто, пекарей-умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в селе особым уважением. Если простых людей раньше называли просто – Федька, Ванька, то пекарей называли полным именем. Хлебом гордились. И не случайно, наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами в свои далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи. Их дарили иностранным гостям и преподносили на царских приемах.

Ученик.

У нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости, плохого к себе отношения. И еще в народе говорят так: «В качестве нашего хлеба качество нашей жизни». Народная мудрость гласит: «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба», а еще народная мудрость гласит:

  1. Худ обед, коли хлеба нет.

  2. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

  3. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.

  4. Хлеб – от земли, сила – от хлеба.

  5. У кого хлебушко, у того и счастье.

  6. Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах.

День и ночь и в стужу и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь.

Учитель.

Послушаем стихи, посвященные хлебу.

Ученик.

У крестьян торжественные лица

Поле все зарей озарено

В землю, за казачьею станицей

Хлебное положено зерно.

Пусть же нива будет колоситься

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны.

Ученик.

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Ученик.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло,

И не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хор класса исполняет песню «Крошка хлеба».

Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: мат, Родина, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.

По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать его, попросить прощения. Немалым грехом, считалось уронить крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами.

«Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся?». Стихотворение, которое я вам прочту не выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И может, кто-то узнает себя в этих строках.

Чтец.

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Вслед за этим стихотворением мне хочется прочитать другое:

Мне больно,

Когда я, случайно, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

(Петрусь Бровка)

И если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал, если он не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения.

Приложение 1

Ржаной и черный

Как-то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.

Подойдя к магазину, я глубоко вдохнул теплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал ее под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди теплый хлеб. Он согревал, как живой.

Мое появление было встречено на «ура». Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом…

А мне вспомнилось далекое детство. Война…

Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться». На всю жизнь запали мне в сердце ее слова. «Ешь с хлебом, - в другой раз говорила она, - силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?

Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда мальчик мусолит булку, он уже наелся и не знает, что делать с ней, и выбрасывает ее в первый попавшийся контейнер.

И еще, почему мы, люди, привыкли называть хлеб черным. Наверное лучше сказать ржаной. «Черный» и «Белый» - холодные слова. Тогда как от слов «ржаной и пшеничный» веет теплом, достатком, добротой человеческих рук.

(Из воспоминаний В. Шалтонова)

Что хлеб наш насущный – святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена

Хлеб как святыня для всех был всегда,

Есть он – исполнилось счастье народное,

Не было – голод душил города,

И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,

Полки изделием хлебным завалены,

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого;

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое.

Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы,

Надо беречь хлеб – щедрость земли,

Силу Руси, дар великий природы.

Был хлеб всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство

Его ты хочешь цену знать? Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

«Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…»

Учитель. 641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».

Многим известна история 11 летней ленинградки Тани Савичевой, у которой умерла вся семья. Умирающую Таню вывезли вместе со всем детским домом в г. Шатки Горьковской области, но спасти Таню не удалось, истощенная голодом девочка умерла. В Музее Пискаревского кладбища хранится дневник, где девочка записывала все страшные события той блокады, выпавшие на долю ее семьи. Показать хлеб 125, 250 г.

Но ленинградцы жили, творили, дерзали, дрались за жизнь, за победу. Торжеством жизни стала ледовая ладожская трасса, действовавшая в течение 152 дней!

Дорогой жизни шел к нам хлеб.

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

- На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

Песня «Баллада о ледовой трассе».

Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н. И. Вавиловым… 14 ослабевших от голода сотрудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур.

От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. На его рабочем столе осталась тысяча пакетиков с зерном…

Из 14 сотрудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны будут коллекции, которые они спасли, жертвуя собственной жизнью.

Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы.

Бывают в жизни людей часы и минуты, когда Родина становится конкретным и точным понятием.

Недалеко от пшеничного поля кто-то бросил окурок. Ветер схватил его и швырнул на поле. Вспыхнуло пламя, и поднялась огненная стена.

Обожгло и руки и глаза,

И зерно, как черная слеза.

Это была смертельная схватка. Люди самоотверженно сражались с огнем, не дрогнули, не отступили: Анатолий Мерзлов, Владимир Котемков, Николай Грибов. Этот список можно было бы продолжить. Они пали смертью храбрых, защищая хлеб.

Хлеб России, хлеб моей Отчизны

Дюжий богатырский как всегда,

Жизнью создавая хлеб для жизни

И трудом для нового труда.

Именно хлебом, умением дорожить и делиться им проверяется душевная щедрость человека. И потому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу.

С хлебом русский человек

Богатырь из века в век

Хлеб душистый, пропеченный

С хрупкой спинкой золоченной

Нам привычен и знаком

К нам заходит в каждый дом.

Ребята, а почему каравай круглый? На что он похож своей круглой формой? Правильно, на солнышко, солнце дарит людям тепло, свет радость, а каравай дарит тепло человеческих рук.

Слово предоставляется гостям праздника.

Учитель. «При сытости помни голод, - так звучит русская пословица, которую мы не должны забывать. Обзор сочинений»

К гостям (2 класс) – Почему так важно беречь хлеб? Чем он является для всех нас?

Как наказ звучат мои слова для вас, ребята.

  1. Прошу тебя, не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

  1. Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже хлеба крошка…

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелегким каждая лепешка.

  1. Не раз прощал тебе я озорство

Я знаю: детство без игры нелепо

Но не могу простить лишь одного

Хоть крошки брошенного хлеба.

Учитель. На уроках труда, готовясь к празднику, вы сделали колоски своими руками. Пусть этот сноп, который вы сейчас здесь сложите, будет символизировать вашу признательность и благодарность всем тем, кто растит хлеб. Ребята складывают сноп, строятся все и хором:

Почет и честь вам хлеборобы

За ваш прекрасный урожай

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай.

Наш праздник подошел к концу, я надеюсь, что он помог вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Нам будет приятно знать, что наш праздник научил ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарным тем, кто растит хлеб. Мы приглашаем всех к праздничному чаепитию, которое символизирует гостеприимство и радушие.

refdb.ru

Сценарий праздника «Песнь о хлебе» Мальчик

МОУ «Янтиковская СОШ»

Сценарий праздника «Песнь о хлебе»

Мальчик

Слава миру на Земле

Девочка

Слава хлебу на столе

Мальчик

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Представить гостей.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Сохраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля…Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас., кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!

А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле дает нам хлеб.

Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Поле – живое. Оно дышит – вот прикрою рукой, не пущу воздух, оно задохнется. Отсюда и уважение к земле: не топтать ее, не катать без надобности колесом.

Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие зимние лапти: «Чтобы не давит землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче»

Даже конь при работе на пашне ступает задним копытом в след переднего, т.е. зря не топчет землю. «От коня, мол, не четыре пятна – раны земле, а только два – щадит конь землю-то»

И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Выходит богатырь-землепашец в старинном крестьянском костюме. На плечах у него макет «сошки кленовой». Ведущий у него спрашивает:

Ай же ты, оратай-оратаюшка!

Как-то тебя да именем зовут,

Как величают по отчеству?

Землепашец отвечает:

Ржи накошу, в скирду складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу

Драни надеру, да пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

На коне выезжает древнерусский богатырь. Ведущий его спрашивает:

Ты чей такой дородный добрый молодец,

Тебя как-то молодца зовут по имени,

Величают удалого по отчеству?

Отвечает ему добрый молодец:

Есть с славного из города из Мурома,

Из того села, да с Карачарова,

Ай по имени зовут меня да Илья Муромец,

По отцу-то величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Но все ли из вас знают, каким нелегким трудом достается хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдет речь на нашем празднике.

----------------------------------------------------------------------

Родословная хлеба…

Ее предыстоки

Затерялись в седой

Непроглядной дали.

Мы не знаем,

Где жил

Наш пращур далекий, первый пекарь

Кормилицы нашей

Земли.

Скрыта доля его за семью облаками,

За хребтами веков, что стоят на стене

Над античными,

В пене морской

Черепками

Древнегреческих амфор-

Хранилищ зерна.

Нам не ведома тайна

Явленья народу

Первых всходов пшеницы студеной росе

Как они пробивались, в какую погоду,

На каких континентах, в какой полосе,

На каком языке?

В чьей эпохе?

В чьем веке?

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормит человека.

-----------------------------------------------------------

Исполняется сценка «Купец и пахарь»

Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

Хлеб России, сильный хлеб России!

Как не восхищаться над тобой,

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.

Дюжий, богатырский как всегда.

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда.

Мир – народам

Хлеб – голодным!

.

У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.

.

Военный хлеб,

Я помню хлеб,

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке.

В каждой корке

Был горький вкус людской беды

На той беде замешен замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь».

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

Во время Великой Отечественной войны в армию были призваны не только из городов, но из колхозов. Остались женщины, старики, дети.

За 1941 -1944 гг в стане было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?-

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Звучит песня о блокаде.

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба.

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех –взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, КОТОРАЯ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ЖЕНЩИНАМИ ТАЩИЛА ПЛУГ НА КОЛХОЗНОЙ ПАШНЕ В Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

В Ленинградском музее хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г

Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года

Мама – 13 мая в 4 часа дня 1942 г

Савичевы умерли все. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Видеофильм

Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.

А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за день недоест и выбросит 50 г хлеба ( показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Хлеб – драгоценность. Им не сори

Хлеба к обеду в меру бери.

Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мат оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб-

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футболим играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

«Хлеб – дар Божий,»-говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством.

^

Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Наш район считается сельскохозяйственным. В настоящее время на территории района насчитывается …………… сельхозпредприятий, ……………. Га земли отдано под сельхозугодья. Мы гордимся нашими передовиками сельского хозяйства……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Большую благодарность хочется выразить работникам Янтиковского хлебозавода. Они обеспечивают нас свежим, душистым хлебом, радуют нас своими вкусными изделиями.

Ведущий

А теперь потешат нас

Хлебные изделья.

^

Выбегает «хала». Танцует и поет.

У меня подружки-

Сдобные ватрушки,

У меня от мака

На лице веснушки.

Выбегают Ватрушки. Танцуют и поют.

Мы веселые подружки-

С сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

«Бублики» и «калачи» танцуют и поют.

А мы только из печи-

Бублики и калачи

-Это кто поет там басом?

-А! Бочонок с хлебным квасом!

Нет в жару его дороже,

Он из хлеба сделан тоже.

Появляется «бочонок» с надписью «квас», делает вальсообразные движения. Звучит мелодия вальса.

Печенье

Сделайте одолженье – съешьте печенье.

Пирожное

Я – сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное-

Любят меня девочки,

Малыши и мальчики.

Торт

Я – торт с кремовой начинкой, с шоколадной спинкой.

Дети в ярких рубашках, сарафанах, с цветами исполняют танец.

Ведущий

А теперь повторим вам, чтобы не забыли:

Слава хлебу и рукам, что его растили!

Все

Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Слово предоставляется почетным гостям праздника.

Все вместе

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Песня «Гимн хлебу»

uch.znate.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: admin@adm-ostashkov.ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *