Серная кислота – «Хлеб химической промышленности». Серная кислота хлеб химической промышленности сообщение


Серная кислота – «Хлеб химической промышленности»

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Соединения серы (VI)
Презентация по химии на тему “Серная кислота.” Выполнили: Комарова Полина и Граськова Анастасия.
Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений 8 класс
Итоговый тест
Получение Серной кислоты нитрозным способом
Серная Кислота h3SO4
S СЕРА
Итоговая контрольная по химии 8 класс.
podgotovka_k_kontrolnoy_rabote_po_teme_nemetalli.
Окислительно- восстановительные реакции
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Серная кислота - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

ВСР 5Серная кислота хлеб химической промышленности - Скачать Реферат - Рефераты



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИгосударственное казенное профессиональное образовательное учреждениеТомь-Усинский энерготранспортный техникум(ГК ПОУ ТУ ЭТТ)

ВСР № 5Реферат по дисциплине Химия

тема: Серная кислота – «хлеб химической промышленности »

выполнила: Нестерова А.В.

обучающийся группы: ОПТ1-15

преподаватель: Чудинова Л.Е.

2015

Содержание:

1. История серной кислоты 32. Физические свойства 3-43. Химические свойства серной кислоты 44. Химические свойстваконцентрированной серной кислоты 55. Способы производства серной кислоты 5-66. Упаковка, транспортирование, хранение 6-77. Применение 78. Токсичное действие 8

История серной кислоты:Как известно издавнасерную кислоту считали «матерью» всех кислот.Серная кислота известна с древности. Первое упоминание о кислых газах, получаемых при прокаливании квасцов или железного купороса "зеленого камня", встречается в сочинениях, приписываемых арабскому алхимику Джабир ибн Хайяну.Позже, в 9 веке персидский алхимик Ар-Рази, прокаливая смесь железного и медного купороса (FeSO4•7h3O и CuSO4•5h3O), также получилраствор серной кислоты. Этот способ усовершенствовал европейский алхимик Альберт Магнус, живший в 13 веке.В 15 веке алхимики обнаружили, что серную кислоту можно получить, сжигая смесь серы и селитры, или из пирита - серного колчедана, более дешевого и распространенного сырья, чем сера. Таким способом получали серную кислоту на протяжении 300 лет, небольшими количествами в стеклянных ретортах. Итолько в середине 18 столетия, когда было установлено, что свинец не растворяется в серной кислоте, от стеклянных лабораторий перешли к большим свинцовым камерам.В настоящее время серная кислота является «хлебом химической промышленности».Серная кислота́ h3SO4 — сильная двухосновная кислота, отвечающая высшей степени окисления серы (+6).  В технике серной кислотой называют её смеси как с водой, таки с серным ангидридом.

Физические свойства:Кислота серная - прозрачная, тяжелая, маслянистая жидкость с резким запахом. На воздухе медленно испаряется. Чистая серная кислота бесцветна, наличие примесей придает технической серной кислоте желтовато-бурый оттенок. Концентрацию серной кислоты определяют по содержанию в кислоте моногидрата или по плотности. С водой смешивается во всех отношениях,очень гигроскопична. Смешение серной кислоты с водой сопровождается высоким тепловым эффектом, выделением паров и газов.Растворение серной кислоты в воде – физико-химическое явление, которое сопровождается выделением большого количества энергии (экзотермическая реакция.  Разрушающе действует на органические вещества, вызывает сильное раздражение глаз, вплоть до слепоты, разъедает кожу, вызывает ееизъязвление, ожоги, оказывает коррозионное действие на многие металлы. Серная кислота - негорючая пожароопасная жидкость. Разбавленная серная кислота растворяет металлы с выделением водорода, концентрированная вызывает самовоспламенение горючих веществ.

Химические свойства:Серная кислота — довольно сильный окислитель.Серная кислота в растворе обладает общими для класса кислот химическимисвойствами.1. Серная кислота ступенчато диссоциирует в растворе с образованием иона водорода.h3SO4 = H++HSO4-HSO4- = H++SO42-серная кислота изменяет окраску индикаторов:Лакмус - краснеетМетиловый оранжевый - розовеет2.Окислительно-востановительные реакции характерны для взаимодействия растворов серной кислоты с металлами.Zn+h3SO4=ZnSO4+h3OZn+2H+=Zn2++h33.Реакции обмена...

www.skachatreferat.ru

Серная кислота

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ТЕМА: СЕРНАЯ КИСЛОТА

Студент 4/39 Леонтьева А.В.

Руководитель Куприяновская А.П.

г. Иваново, 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Антропогенные и естественные источники поступления

серной кислоты в окружающую среду…………………………………………5

Физические и химические свойства серной кислоты…………………………7

Получение и применение серной кислоты……………………………….........9

Пути миграции и трансформации серы, серной кислоты и ее

соединений в окружающей среде……………………………………………..14

Токсикологическая характеристика серной кислоты и её

санитарно-гигиенические нормативы…………………………………….......18

Методы контроля за содержанием серной кислоты в

окружающей среде, неотложная помощь при отравлении и

средства индивидуальной защиты…………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………….25

«Едва ли найдётся другое, искусственно добываемое

вещество, столь часто применяемое в технике, как

серная кислота. Там, где техническая деятельность

развита, там потребляется и много серной кислоты».

Д.И. Менделеев.

Что это за вещество, которое принято называть кровью химии, хлебом химической промышленности?

Алхимикам удалось получить серную кислоту ещё в Х веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло историческое название – купоросное масло. Электронная и структурная формулы.

Так как сера находится в 3-м периоде периодической системы, то правило октета (восьмиэлектронная структура) не соблюдается и атом серы может приобрести до двенадцати электронов. Электронная и структурная формулы серной кислоты следующие:

Н :О: :О: H – O O

S S

H :O: :O: H – O O

Антропогенные и естественные источники поступления

серной кислоты в окружающую среду

Соединения серы попадают в атмосферу, как естественным путем, так и в результате антропогенной деятельности.

Источники естественной эмиссии серы и её соединений.

• Биологические процессы разрушения, происходящие в биосфере.

Анаэробные бактерии заболоченных зон приливов и отливов, устьев рек, некоторых почв, разрушая органические вещества, об­разуют газообразные соединения серы. Пред­полагается, что выделение серы биологичес­ким путем превышает 30-40 млн. т/год, что составляет около 1/3 всего выделенного ко­личества серы;

• Вулканическая деятельность. При из­вержении вулканов в атмосферу наряду с большим количеством диоксида серы попа­дают сероводород, сульфаты и элементар­ная сера. Это в среднем около 2 млн. т се­ры (2 % от общего количества выбросов).

• Поверхность океанов. Выброс соедине­ний серы незначителен.

Антропогенные источники серы и её соединений.

Наряду с естественными источниками загрязнения атмосферы соединениями серы все возрастающее значение имеет антропо­генная деятельность. На ее долю приходится 59-69% от общего количества выбросов серы в атмосферу:

• Переработка и сжигание различных ви­дов топлива (каменный и бурый угли, торф, нефть и нефтепродукты, древесина).

• Выбросы предприятий черной и цвет­ной металлургии (плавка серосодержащих руд), коксохимических и цементных заво­дов, предприятий по производству синтети­ческих волокон, аммиака, целлюлозы, сер­ной кислоты, серы.

Химические процессы образова­ния кислотных осадков

Основные химические реакции, лежащие в основе поступления диоксида серы в атмосфе­ру из природных источников, — это окисление сероводорода кислородом воздуха, или озоном:

2h3S + ЗО2 = 2Н2О + 2SO2;

h3S + О3 = Н2О + SO2.

Деятельность человека, приводящая к обра­зованию SO2, в основном связана с сжиганием природных сульфидов (всем известная реак­ция обжига пирита, сульфида цинка и т.д.):

800 °С

4 FeS2+ 11 О2 = 2Fe2O3 + 8SO2;

800 °С

2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2.

Далее в атмосфере диоксид серы превра­щается в оксид cepы (VI):

2SO2 + О2= 2SO3.

Следует оговорить усло­вия протекания этого процесса. В чистом воздухе вероятность окисления диоксида се­ры мала. Но пылевые частицы, несущие ок­сиды и соли металлов (например, железа и марганца), выполняют роль катализаторов. Кроме того, окислению способствуют повы­шенная влажность воздуха, туманы (раство­ренный диоксид серы окисляется быстрее). При протекании этого процесса имеет место фотохимическое окисление.

Образованный оксид серы (VI) — серный ангидрид, растворяясь в воде, превращается в серную кислоту:

SO3 + Н2О = h3SO4.

Физические и химические свойства серной кислоты

Физические свойства.

Серная кислота — бесцветная, тяжелая (р=1,84 г/см3), нелетучая маслянистая жидкость. Крайне гигроскопична. Поглощает влагу с выделением большого количества тепла. При растворении ее в воде происходит очень сильное разогревание, поэтому нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту – произойдёт разбрызгивание кислоты. Для разбавления надо серную кислоту приливать небольшими порциями к воде.

Безводная серная кислота растворяет до 70% оксида серы(VI). При обычной температуре она не летуча и не имеет запаха. При нагревании отщепляет оксид серы шесть до тех пор, пока не образуется раствор, содержащий 98,3% серной кислоты. Безводная серная кислота почти не проводит электрический ток.

Химические свойства.

Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот.

Химические свойства серной кислоты общие с другими кислотами.

1. Водный раствор изменяет окраску индикаторов: лакмус – красный, метилоранж – розовый.

2. Разбавленная серная кислота реагирует с металлами, расположенными в ряду стандартных электродных потенциалов до водорода:

h3SO4 + Zn  ZnSO4 + h3

2Н+ + SO42- +Zn°  Zn2+ +SO42- +h3°

2H+ + Zn°  Zn 2+ + h3

металлы, стоящие в ряду стандартных электродных потенциалов после водорода, с разбавленной серной кислотой не реагируют.

3. Реагирует с основными и амфотерными оксидами:

h3SO4 + MgO  MgSO4 + h3O

2Н+ + SO42- + MgO  Mg 2+ +SO42- +h3O

2H+ + MgO  Mg 2+ + h3O

4. Взаимодействует с основаниями:

h3SO4 + 2KOH  K2SO4 + h3

2Н+ + SO42- + 2K+ + OH -  2K+ +SO42- + 2h3O

2H+ + OH -  h3O

Если кислота взята в избытке, то образуется кислая соль:

h3SO4 + NaOH  Na HSO4 + h3O

5. Реагирует с солями, вытесняя из них другие кислоты:

3h3SO4 + Ca3 (PO4) 2  3Ca SO4 + 2h4PO4

Специфические химические свойства серной кислоты.

Концентрированная серная кислота при обычной температуре со многими металлами не реагирует. Поэтому безводную серную кислоту можно хранить в железной таре и перевозить в стальных цистернах.

1. Концентрированная серная кислота — сильный окислитель: при нагревании она реагирует почти со всеми металлами (исключение Аu, Pt и некоторые другие). В этих реакциях в зависимости от активности металла и условий выделяются SO2, h3S, S, например:

Cu + 2h3SO4  CuSO4 + SO2+ 2h3O

2. Концентрированная серная кислота энергично реагирует с водой с образованием гидратов:

h3SO4 + n h3O  h3SO4 • n h3O

Концентрированная серная кислота способна отщепить от органических веществ водород и кислород в виде воды, обугливая органические вещества:

C 12h32 O11 + nh3 SO4 = 12C + nh3 SO4 • n h3O

3. Характерной реакцией на серную кислоту и ее соли является взаимодействие с растворимыми солями бария:

h3SO4 + BaCl2  BaSO4 + 2HCl

2Н+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl -  BaSO4 + 2Н+ + 2Cl –

Ba2+ + SO42-  BaSO4

Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированной азотной кислоте.

Получение и применение серной кислоты

Применение.

Нет кислоты, которая была бы нужнее и применялась бы чаще, чем серная. По разнообразию применения серная кислота занимает первое место среди кислот.

Главным образом её применяют в качестве полуфабриката; многочисленные предприятия по производству серной кислоты перерабатывают её далее в различных процессах.

Серная кислота является важнейшим продуктом основной химической промышленности, занимающейся производством неорганических кислот (соляной, плавиковой, фосфорной, уксусной и т. д.) щелочей, солей, минеральных удобрений и хлора.

Много серной кислоты идёт для очистки нефтепродуктов – бензина, керосина и смазочных материалов – от вредных примесей. В машиностроении серной кислотой очищают поверхность металла от оксидов перед покрытием (никелированием, хромированием и др.). Серная кислота необходима также для получения красителей, взрывчатых веществ, средств для консервирования, ядохимикатов, медикаментов и моющих средств.

Почти всем предприятиям металлургической и горнодобывающей промышленности серная кислота необходима для обогащения руд. В промышленности концентрированную серную кислоту используют для сушки газов. Серная кислота служит электролитом в свинцовых аккумуляторах. В сельском хозяйстве она используется для борьбы с сорняками ( гербицид).

Неслучайно перспективные планы развития химической промышленности каждой страны предусматривают увеличение производства серной кислоты и числа требующихся для этого многочисленных установок.

Производство серной кислоты контактным способом

Сырье. Серную кислоту можно получить из серы и ее соединений (рис. 1).

Сернокислотные заводы расположены в различных районах страны. На каждом заводе используют тот или иной вид сырья, который добывают поблизости. В последние годы в развитии сернокислотного производства все больше намечается тенденция к комплексному использованию природного сырья. Например, используют оксид серы (IV), образующийся при обжиге сульфидов цветных металлов и сероводорода, который выделяется при коксовании каменного угля или при переработке некоторых природных газов. Так соблюдается принцип комбинирования различных химических производств.

Получение оксида серы (IV). На многих сернокислотных заводах оксид серы (IV) получают путем обжига серного колчедана (пирита):

4FeS2 +11О2  2Fe2O3 + 8SO2

Экспериментальным путем установлены закономерности изменения скорости реакции обжига пирита.

Зависимость скорости реакции от условий обжига пирита

1. При пропускании вместо воздуха чистого кислорода увеличивается концентрация одного из реагирующих веществ; следовательно, увеличивается скорость реакции.

2. При дроблении пирита увеличивается поверхность соприкосновения реагирующих веществ, что вызывает увеличение скорости реакции. Но при образовании слишком мелких частиц происходит слеживание, образуется плотный слой, через который кислород почти не проходит. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ уменьшается. Это приводит к снижению скорости реакции.

3. При повышении температуры обжига до 800 °С возрастает доля молекул с достаточной кинетической энергией и скорость реакции увеличивается. При более высокой температуре происходит спекание частиц, и скорость реакции падает.

Так как реакция обжига пирита является экзотермической, то температура поднимается выше оптимальной, т. е. выше 800 °С. Следовательно, избыточную теплоту нужно отводить и использовать для других целей, например для получения водяного пара.

Учеными был решен вопрос о степени измельчения пирита. Известно, что для повышения скорости обжига пирит следует дробить по возможности мельче. Однако спекание мелких частиц препятствует доступу кислорода. Ученые пришли к выводу, что, применяя принцип противотока, т. е. подавая в печь тонко измельченный пирит сверху и продувая воздух снизу, можно отрегулировать подачу воздуха, чтобы частицы пирита разрыхлялись и оставались в подвижном состоянии. Такой слой мелких частиц назвали кипящим, так как он напоминает кипящую жидкость, через которую прорываются пары. Частицы пирита могут быть очень мелкими: в кипящем слое они не слеживаются и хорошо смешиваются с воздухом. Поэтому процесс обжига происходит очень быстро. Если раньше для обжига пирита требовалось 5—6 ч, то при обжиге в кипящем слое требуется лишь несколько секунд. Работа таких печей полностью механизирована: в печь непрерывно ленточным транспортером подается измельченный пирит, а компрессорами вдувается воздух. Образующийся оксид серы (IV) автоматически отводится для дальнейшей переработки. Заданный технологический режим (температура, подача воздуха и измельченного пирита) регулируется автоматически.

Очистка оксида серы (IV). Необходима тщательная очистка оксида серы (IV), так как примеси отравляют катализатор, т. е. теряются его каталитические свойства. Чтобы удалить из газовой смеси пыль ее пропускают через аппарат, называемый циклоном (рис. 2). Он состоит из двух цилиндров, вставленных один в другой. Смесь газов поступает в наружный цилиндр и движется по спирали сверху вниз. Под действием движения газов в циклоне частицы пыли отбрасываются к стенке наружного цилиндра, падают вниз и удаляются.

Рис. 2. Производство серной кислоты

Наиболее мелкие пылинки остаются в газе. Для их удаления смесь направляют в электрофильтры. Эти аппараты состоят из металлических сеток, между которыми протянута тонкая проволока. К ней подводят постоянный электрический ток высокого напряжения (60 000 В). Проволока заряжается отрицательно, а сетка — положительно. Смесь газов поступает в камеру снизу. В результате действия сильного электрического поля пылинки приобретают отрицательный заряд, притягиваются к сетке, где теряют свой заряд, и падают в специальный бункер.

От водяных паров газовую смесь очищают в сушильной башне. В эту башню газовая смесь поступает снизу, а сверху противотоком стекает концентрированная серная кислота. Для увеличения поверхности соприкосновения газа и жидкости башню заполняют керамическими кольцами.

Окисление оксида серы (IV) в оксид серы (VI). После тщательной, очистки оксид серы (IV) и воздух поступают в контактный аппарат, где под влиянием катализатора (V2O5) происходит окисление:

В контактном аппарате находятся полки, на которых помещен слоями катализатор — оксид ванадия (V) V2O5. Благодаря катализатору окисление оксида серы (IV) происходит при более низкой температуре и равновесие химической реакции смещается вправо.

Получение серной кислоты гидратацией оксида серы (VI). Охлажденный в теплообменнике оксид серы (VI) направляют в поглотительную башню. Казалось бы, что оксид серы (VI) следует поглощать водой. Однако вместо воды применяют серную кислоту с массовой долей 98%.

Почему же для поглощения оксида серы (VI) нельзя использовать воду? Оказывается, оксид серы (VI) до соприкосновения с водой реагирует с ее парами, и образуются мелкие капельки серной кислоты — сернокислотный туман, который водой не поглощается. Над концентрированной серной кислотой водяной пар практически отсутствует. Оксид серы (VI) поглощается концентрированной серной кислотой, реагируя с содержащейся в ней водой:

Получается безводная серная кислота, при растворении в которой оксида серы (VI) образуется олеум.

Процесс производства серной кислоты непрерывный: обжиг пирита в печи, поступление оксида серы (IV) и воздуха в очистительную систему, а затем в контактный аппарат, подача оксида серы (VI) в поглотительную башню.

Общие принципы сернокислотного производства. Производство серной кислоты относится к производствам основной химической промышленности, создающей необходимые предпосылки для развития всех других химических производств. Основные научные принципы (механизация и автоматизация производственных процессов, создание оптимальных условий для протекания химических реакций, использование теплоты химических реакций и др.), являются общими и применяются почти на всех других химических производствах.

Пути миграции и трансформации серы, серной кислоты и ее

соединений в окружающей среде

Годовые выбросы в атмосферу оксида серы (IV) в мире составляют 140—150 млн. т — это более 70 млн. т элементарной серы, а годовое потребление серы для получения серной ки­слоты едва ли достигает половины этого ко­личества. Некоторая часть оксида серы (IV) попадает в воздух и окисляется до сер­ной кислоты, обладающей сильной токсич­ностью и высокой коррозионной активностью. Так, в Южной Скандинавии количество, сер­ной кислоты выпадающей с осадками на землю составляет около 1 г/м2 в год. Однако и сам оксид серы (IV) причиняет значитель­ный ущерб животному и растительному миру.

В океане, морях и почве в анаэробных усло­виях идет процесс восстановления серы из сульфатов в сероводород микробами.

Рис. 3. Пути трансформации серной кислоты.

Влияние кислотных осадков на че­ловека и окружающую среду

При рассмотрении этого вопроса можно выделить объекты, в первую очередь подвер­гающиеся воздействию кислотных осадков: водные экосистемы, почвы, леса, человек и созданные им объекты.

Значение рН для водных экосистем чрезвычайно важно, так как от него зависит деятельность практически всех ферментов, гормонов и других белков в организме, регулирующих метаболизм, рост и развитие жи­вых организмов.

Выпадение осадков с повышенной кис­лотностью ведет к серьезным изменениям и в почве. Во-первых, происходит выщелачи­вание алюминия и тяжелых металлов — пе­реход их из связанного состояния в свобод­ную ионную форму. В таком виде они прони­кают в живые организмы (растения, живот­ных) и накапливаются там. Кроме того, по­вышенная концентрация ионов водорода приводит к вымыванию биогенов (ионы во­дорода вытесняют катионы калия, кальция, аммония, удерживаемые отрицательно заря­женными частицами гумуса и глины). Дефи­цит биогенов в почве может вызвать замед­ление роста растений и повысить их уязви­мость для естественных врагов при неблаго­приятных погодных условиях.

Следует отметить, что большинство почв на планете, обладая буферной емкостью, по­ка справляются с нейтрализацией кислот­ных осадков (обычно буферная емкость под­держивается известняком). Но возможнос­ти любого буфера ограниченны.

Вначале вещества, содержащиеся в буфе­ре, нейтрализуют кислотные осадки и рН почвенного раствора меняется незначитель­но. Когда же буферные возможности почвы исчерпываются, происходит резкое пониже­ние значения рН даже при незначительном поступлении кислоты в почву.

Известно негативное влияние кислотных осадков на лесные массивы. Опыты с моде­лированием кислотных дождей в теплицах продемонстрировали, что кислоты нарушают защитный восковой покров листьев, делая растения более уязвимыми для насекомых, грибов и других патогенных организмов. Особенно страдают хвойные леса. Часто про­исходит дефолиация — сброс хвои и листвы.

На леса кислотные осадки оказывают и косвенное влияние — через почву.

В последнее время участились случаи гу­бительного влияния, как прямого, так и кос­венного, кислотных осадков на человека. Например, доказана прямая зависимость между выпадением кислотных осадков и забо­леваниями детей, живущих в г. Черновцы. В лечебные учреждения города в конце августа 1988 г. стали обращаться родители с малень­кими детьми, у которых выпадали волосы. Этому предшествовали катаральные явления, бронхоспазм, повышенная возбудимость, бес­сонница. Через 1—3 дня дети совсем лиша­лись волос, чаще всего это наблюдалось у бе­локурых голубоглазых детей в возрасте 2 — 4 лет. Общее число пострадавших достигло 113 человек. К счастью, началось постепенное восстановление волосяного покрова практи­чески у всех заболевших детей. Микроанали­тические методы позволили предположить, что названные симптомы — проявление ток­сического действия металлов, в частности таллия, повышенное содержание которого было обнаружено в почве, пробе воды, стека­ющей с крыш в некоторых районах города. Таллий был обнаружен в выпавших волосах и слюне детей. В волосах детей было также най­дено большое количество алюминия. Появле­ние таллия стало следствием выпадения кис­лотных осадков, обусловленных техногенны­ми выбросами.

На здоровье человека серьезное воздейст­вие оказывает сернистый газ. Диоксид се­ры — наиболее вредный газ из числа распро­страненных загрязнителей воздуха. Он осо­бенно опасен для здоровья людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей. Ус­тановлена линейная корреляция между кон­центрацией сернистого газа в воздухе и часто­той заболевания населения хроническим бронхитом:

у = 14,5х - 13,3,

где у — процент заболевших бронхитом, х — концентрация сернистого газа в возду­хе, мг/м3.

Таким образом, при концентрации диок­сида серы в воздухе 0,5 мг/м3 заболевает бронхитом 6 % населения, а при концентра­ции 6,8 мг/м3 — заболевает практически каждый. Эти прогнозы совпадают с резуль­татами исследований, проведенных в Герма­нии и других европейских странах.

Кислотные осадки ускоряют разрушение строений, скульптур, выполненных челове­ком. Известняк и мрамор — излюбленные материалы для оформления фасадов зданий и сооружения памятников. Взаимодействие кислоты и известняка приводит к его быст­рому выветриванию и эрозии. Учащимся можно предложить самим составить уравне­ние реакции и записать его в ионном виде:

СаСО3 + 2 Н+--- Са2+ + Н2О + СО2.

Меры борьбы с кислотными осад­ками

Борьба с кислотными осадками может быть направлена, с одной стороны, на их пре­дупреждение, а с другой — на их нейтрализа­цию.

1. Например, осуществляют известкова­ние почв, водоемов, но это может привести к изменению кальциевого баланса воды или почвы и к таким изменениям в экосистемах, результаты которых будут непредсказуемы.

2. Предупредительные меры связаны, прежде всего, с сокращением выбросов кис­лотообразующих веществ. По мнению уче­ных, сокращение таких выбросов всего на 50 % фактически приостановило бы даль­нейшее подкисление окружающей среды.

Добиться этого можно разными способа­ми: заменой топлива (применение низкосер­нистого угля, низкосернистой нефти, природ­ного газа), промыванием угля (измельчение и химическая очистка угля от серы перед сжиганием). Можно сжигать топливо в псевдо-сжиженном слое (в смеси с песком и извес­тью), под действием вдуваемого снизу возду­ха смесь как бы кипит, при этом сера удаля­ется вместе с золой. Применение скрубберов (жидких фильтров) также сокращает неже­лательные выбросы. Газообразные продукты сгорания пропускаются через распыленный водный раствор извести. Сернистый газ (а также углекислый газ, вызывающий парниковый эффект) поглощается гидроксидом кальция.

SO2 + Са(ОН)2 = CaSO3 + Н2О;

СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О;

2SO2 + О2 + Са(ОН)2 = 2CaSO4 + 2Н2О.

Важное значение приобретает замена су­ществующих ТЭЦ на альтернативные элект­ростанции (солнечные, ветряные, приливные, АЭС), которые, предотвращая выбросы окси­дов серы и азота, еще и экономят энергию.

Токсикологическая характеристика серной кислоты и её

санитарно-гигиенические нормативы

Токсическое действие

ПДКр.з. = 1[О.57, О.71 м]

ПДКм.р. = 0,3[О.52, О.47 м]

ПДКс.с. = 0,1[О.52, О.47 м]

Растения. При наличии в атмосфере аэрозоля h3SO4, при выпадении кислотных дождей листовые пластинки растений, произрастающих в 1—2 км от предприятия, обычно бывают густо усеяны мелкими некротическими пятнами, образовавшимися в местах оседания капель.

Гидробионты. Действие серной кислоты на гидробионтов:

Концентрация

мг/л

Вид Действие
1,25 Луна-рыба Токсическое
6,25 Форель Токсическое через 24 ч
7,36 Окунь ушастый » » 60 ч
20,0 Молодь ушастого Гибель
окуня
10-20 Дафни» Токсическое через 48 ч
38 » » » 24 ч
50 » » » 1— 3 ч
138 Карась Гибель через 5 — 6 ч

Общий характер действия на теплокровных. Преимуществен­но раздражающий эффект при ингаляционном воздействии и выраженные раздражающий и прижигающий эффекты при мест-нон аппликации. В производственных условиях при длительном воздействии вызывает расстройства, главным образом, со сто­роны дыхательных путей.

Для человека пороговая концентрация аэрозоля h3S04 по изме­нению зрительной хронаксии составляет 0,73 мг/м3, концентра­ция 0,3 мг/м3—недействующая. По восприятию запаха и раз­дражению слизистой пороговая концентрация 0,6—0,85 мг/м3, по реакции подавления темновой адаптации 0,63—0,73 мг/м3; по нарушению альфа-ритма на ЭЭГ 0,63 мг/м3; по образованию электрокортикального условного рефлекса 0,4 мг/м3 (Буштуева и др.). Кратковременная ингаляция аэрозоля h3S04 в концен­трации 0,1 мг/м3 не вызывала изменений у обследуемых лиц ни во время экспозиции, ни в течение суток после ее окончания.

По воздействию на процессы мукоцилиарного клиренса, ко­торый, по современным представлениям, является одним из за­щитных факторов, способствующих удалению всякого рода аэро­золей из дыхательных путей, пороговая концентрация h3S04 составляет 100 мкг/м3. При часовой ингаля­ции аэрозоля h3S04 с субмикронными размерами частиц кон­центрация около 1 мг/м3, не влияя на показатели дыхательной механики, ингибирует бронхиальный мукоцилиарный клиренс из легких; показатель трахеального клиренса при этом не изме­няется.

У всех добровольцев-испытуемых 5—15-минутное ингаля­ционное воздействие тумана h3S04 с размерами частиц до 1 мкм вызвало увеличение частоты дыхания, снижение дыха­тельного объема легких и ухудшение самочувствия (явление раздражения) при концентрации 3,0 мг/м3. У лиц, подвергав­шихся на заводе аккумуляторных батарей воздействию тумана h3S04 в концентрации 0,5 мг/м3, неприятные ощущения были очень незначительными, при 2,0 мг/м3 отмечалось раздражение слизистой оболочки носа и гортани, при 3—4 мг/м3 — отчетли­вый дискомфорт, при 6,0 мг/м3 — резко выраженные неприят­ные ощущения. При 10—60-минутном вдыхании аэрозоля в кон­центрации 39,4 мг/м3 (температура воздуха 18,4 °С, относи­тельная влажность 62 %, размер частиц 0,09 мкм) испытуемые отмечали явления раздражения, а сопротивление легких возра­стало на 36—100 %. При повторном воздействии '(концентрация 20,8 мг/м3, 30 мин, температура воздуха 24,5 °С, относительная влажность 91 %, размер частиц 1,54 мкм) из-за сильного кашля и раздражения гортани люди с трудом переносили экспозицию. Сопротивление легких после 10-минутного воздействия возра­стало на 43—150%. У двух из 12 человек симптомы сохраня­лись в течение нескольких дней.

Острые ингаляционные отравления h3SO4 сопровождаются затруднением дыхания, кашлем, охриплостью; нередко развиваются ларингит, трахеит, бронхит. При вдыхании h3SO4 в вы­сокой концентрации возникает отек гортани, спазм голосовой щели, отек легких, иногда ожог их; рвота; часто наступают яв­ления асфиксии или шок со смертельным исходом. При этом имеют значение концентрации, время контакта, размер частиц аэрозоля и параметры воздушной среды (температура, влаж­ность и др.).

Попадание h3S04 в желудок обычно является результатом несчастного случая либо суицидного акта; патологоанатомические данные при такого рода воздействии обычно основаны на материалах судебно-медицинских исследований. Пероральный прием h3SO4 вызывает тяжелые местные и общие явления. Не­посредственно после отравления появляются резкие боли в по­лости рта и по ходу пищевода, обильна-я рвота с примесью сна­чала алой крови, а затем бурыми массами, содержащими про­дукты разрушения НЬ. Одновременно с рвотой возникает сильный кашель от вдыхания паров h3S04 или попадания капелек яда в дыхательные пути. Может развиться острый отек гортани. Пульс вначале учащенный, затем замедленный; холодный лип­кий пот; цианоз лица; мидриаз. Мочеиспускание задерживает­ся. В первые 2—3 ч наступает смерть на фоне падения сердеч­ной деятельности. В затянувшихся случаях развивается крова­вый понос, судороги, икота, наступает кома.

Смертельная доза h3SO4 при приеме внутрь составляет для человека 5—10 мл. На вскрытии слизистая полости рта, глотки, пищевода серовато-бурая, вида вареного мяса. На отдельных участках пищевода сухие легко отпадающие корки. Стенка же­лудка резко утолщена, серо-черная, с выраженным рисунком сосудов. Желудочное содержимое жидкой и кашицеобразной консистенции, красно-коричневого или черного цвета. Слизистая оболочка желудка неровная, легко отторгается, часто разрушена до серозной оболочки или перфорирована. Иногда наблюдается тотальный некроз слизистой оболочки желудка. В двенадцати­перстной кишке и тонкой кишке, ослабевая по мере удаления от желудка, наблюдаются участки отторжения некротизированной слизистой оболочки, подслизистый слой пропитан кровью и желчью. На слизистой тонкого кишечника белесоватые струпы и набухшие красные участки, расположенные на вершинах складок. Полнокровие внутренних органов; в просвете сосудов дегтеобразная кровь и крошащиеся буроватые сгустки эритроцитного детрита.

При наступлении смерти через несколько дней после отрав­ления патологоанатомически— подчеркнутый рисунок на разре­зе селезенки; расширение коркового слоя надпочечников. В лег­ких пневмонические очаги. В просвете сосудов и полостях серд­ца густая темная кровь и суховатые кровяные свертки. Сердечная мышца дряблая, тусклая, ткань головного мозга дряблая, отечная, извилины сглажены. В мелких сосудах белого веще­ства теменных и лобных долей тромбы с мелкими размягчения­ми и кистами в окружности. Микроскопически — в пищеводе, желудке, кишечнике резкое полнокровие, обширные кровоиз­лияния, некрозы слизистой оболочки, в сосудах тромбы. В мыш­цах туловища и паренхиматозных органах явления зернистой и жировой дистрофии, отек, лейкоцитарные стазы в сосудах; в почках некротический нефроз с явлениями регенерации. В пе­чени некробиотические и некротические очаги.

В случаях с затянувшимся течением несколько недель про­исходит отторжение пораженного участка слизистой оболоч­ки и формирование в местах ожогов стенозирующих руб­цов, в стенках пищевода и желудка могут образовываться ки­сты» может наступить частичная или полная непроходимость пищевода. В печени вокруг центральных вен, между печеночны­ми балками и клетками отмечается разрастание соединитель­ной ткани, в почках межуточный склероз. Часто присоединяет­ся вторичная инфекция, смерть может наступить от пневмонии.

Гигиенические нормативы.

Для воздуха рабочей зоны ПДКр. з = 1,0 мг/м3, аэрозоль, класс опасности 2, для атмо­сферного воздуха ПДКм. р = 0,3 мг/м3, ПДКСС = 0,1 мг/м3, класс опасности 2.

Методы контроля за содержанием серной кислоты в

окружающей среде, неотложная помощь при отравлении и

средства индивидуальной защиты

Методы определения содержания серной кислоты:

В воздухе. Раздельное определение аэрозоля серной кислоты и оксида серы (IV) основано на погло­щении аэрозоля h3SC>4 фильтром АФА-ХА и колориметрии h3SO4 по реакции с иодид-иодатом; S02 поглощается хлоратом калия и определяется нефелометрически. Определение в присут­ствии сульфатов основано на выделении иода при взаимодей­ствии h3S04 с иодид-иодатной смесью и фотометрии h3S04 по желтой окраске раствора; чувствительность метода 0,2 мг/м3. Фотометрический способ определения тумана серной кис­лоты и оксида серы (IV) основан на переведении h3SO4 и S02 из воздуха в малые объемы воды и фототурбидиметрическом определении этих компонентов в виде взвеси BaSO4 в присут­ствии этилового спирта и этиленгликоля в конечном объеме 2 см3; чувствительность определения h3S04 0,3 мкг, пределы оп­ределяемых количеств от 0,3 до 8 мкг. Кулонометрический метод определения h3SO4 и сульфатов основан на отборе соединений на фильтры из горючего материала с после­дующим разложением сульфатов до SO2 путем сожжения филь­тра в кварцевой трубке, нагретой до 1000 °С; предел обнаруже­ния 0,3 мкг сульфат-иона; диапазон измеряемых концентраций от 0,3 до 10 мкг с погрешностью ±10 %.

В биологическом материале. Качественное обнаруже­ние h3S04 при извлечении водой основано на выпадении в оса­док сульфата бария после реакции кислоты с медью, иодом и хлоридом бария.

Индивидуальная защита. На сернокислотных заводах требуется строго соблюдать правила техники безопасности труда.

1. Чтобы не допустить отравление газами, каждый работающий должен иметь противогаз. В заводских помещениях систематически требуется контролировать содержание газов в воздухе. Если в воздухе производственных помещений содержится 0,06 мг/л оксида серы (IV) SO2, уже возможно отравление. Содержание сероводорода h3S в воздухе цехов не должно превышать 10 мг/м3.

2. В помещениях особенно опасен сернокислотный туман, который образуется при взаимодействии оксида серы (VI) с парами воды: нельзя допускать превышение содержания сернокислотного тумана более 1 мг/м3. В помещениях, где работают с серной кислотой и в которых может образоваться сернокислотный туман, работающие должны быть в спецодежде, в резиновых сапогах и в резиновых перчатках. Следует употреблять защитные очки.

Охрана окружающей среды. Охране окружающей среды в нашей стране уделяется большое внимание. На сернокислотных заводах предотвратить загрязнение окружающей среды удается путем герметизации аппаратуры, применением газоочистительных установок.

Неотложная помощь.

Если произошло отравление газами, пострадавшего следует вынести на свежий воздух или использовать воздух, обогащенный кислородом, и дать для приема внутрь разбавленный раствор питьевой соды NaНСО3.

Если все же серная кислота попадет на тело, то места кожных поражений следует немедленно обмыть большим количеством воды, продолжительность обмывания 10—15 мин. Избегать применения щелочных растворов, которые при реакции с h3SO4 выделяют тепло и могут усугу­бить тяжесть поражения. В случае поражения глаз — на месте обильное промывание водой 10—15 мин и срочная госпитализа­ция в офтальмологическое отделение. После приема кислоты внутрь — тотчас же обильное питье (вода, молоко с несколь­кими взбитыми яйцами), вызывать рвоту без применения ка­ких-либо механических средств. Противошоковая терапия, при начинающемся отеке гортани — адреналин 1,0 мл 1:1000 раствора. Срочная госпитализация, кислород во время транспортировки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. – Л.: Химия, 1985.

2. Вредные химические вещества. Неорганические соединения V-VIII групп: Справ. изд./ А.Л. Бандман, Н.В.Волкова. Т.Д.Грехова; под ред В.А. Филова и др. – Л.: Химия, 1989. 592 с.

3. Хорин А.Н. и др. Курс химии: Учеб. пособие для нехимических специальностей вузов. М.: «Высшая школа», 1976.

www.podelise.ru

«Хлеб химической промышленности»

Автор проекта
Фамилия, имя отчество Кашкинбаева Гульнар Советовна
Регион г.Актобе
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ Г.Актобе, ул.Уалиханова 12
Номер и/или название школы/ОУ Частная школа «Сымбат»
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта «Серная кислота»
Описательное или творческое название вашего проекта

«Хлеб химической промышленности»

Краткое содержание проекта
Данный учебный проект позволяет изучить особенности физических и химических свойств серной кислоты, её производство и технологические приёмы и основные стадии получения в промышленности, соблюдение правил техники безопасности при работе с кислотой, сернокислотное производство, его вред для окружающих и воздействие на организм человека, применение серной кислоты.
Предмет(ы) химия, история, география, экология, информатика
Учащиеся должны знать: строение и свойства серной кислоты; области её применения; качественную реакцию на сульфат-ионы; правила техники безопасности при работе с серной кислотой.

Учащиеся должны уметь: писать уравнения химических реакций с точки зрения окислительно-восстановительных процессов, доказывать свойства серной кислоты различной концентрации .

Класс(-ы)
Для учащихся 9классов
Приблизительная продолжительность проекта
3- 4 урока (1-2 недели)
Основа проекта
Образовательные стандарты
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут:

Знать

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация;
Уметь
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, кислот, солей; структурную формулу веществ ; уравнения химических реакций;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать презентации на основе шаблонов;

- после завершения проекта учащиеся смогут: доказывать свойства серной кислоты

( разбавленной и концентрированной), записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном виде с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос Почему серную кислоту называют основой химической промышленности?
Проблемные вопросы учебной темы Представьте историческую справку об истории промышленного получения серной кислоты?

Дайте краткую характеристику различным способам её получения, отметьте их достоинства и их недостатки? Назовите наиболее перспективный способ производства?

Выберите сырье для производства серной кислоты, чтоб оно было , по возможности, более выгодным с экономической точки зрения?

Укажите наиболее важные месторождения полезных ископаемых, содержащих данное сырьё?

Приведите примеры реакций, за счёт которых можно получить серную кислоту из пирита? Предложите и обоснуйте оптимальные условия, необходимые для их осуществления?

Учебные вопросы Каковы общие свойства серной кислоты?

Какими реактивами можно отличить сульфат-ионы от хлорид-ионов?

Какова формула серной кислоты?

Укажите степень окисления серы в серной кислоте?

План оценивания
График оценивания
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Обсуждение плана проведения проекта в школе.

План проекта. Cтартовая презентация учителя.

Выявить первоначальные знания базового курса химии и основ химического эксперимента.

Методы оценивания тестирование

Навыки поиска информации в Интернет.

Навыки подготовки и проведения презентации.

Оценочные листы для групп учащихся (создание презентации, буклета, Вики-статьи)

Бланки контроля (в проекте)

1. Критерии оценивания проекта

2. Критерии оценивания ученических работ

3. Итоговая конференция

4. Коллективная вики-статья

5. Таблицы общего оценивания

6. Итоговое обсуждение

7. Самооценка

Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с использованием приема ТРКМ «Дерево предположений» (презентация учителя). Далее необходимо обсудить план создания проекта в классе и выбор направления поиска информации в Интернете.

Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, Вики-статья), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы учителями ведутся бланки контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. Для выполнения работ учащимися разработаны дидактические материалы (пример1, пример2).

После завершения работы над проектом проводится игра «Ученый совет», где учащиеся выступают в роли ученых с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.

В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – Вики статью, презентации (1, 2) или публикации.

Завершается проект коллективной рефлексией в виде таблицы общего оценивания и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?

Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Для выполнения данного проекта учащиеся должны:
  • уметь составлять план деятельности, опорный конспект;
  • иметь навыки выступления перед аудиторией;
  • владеть информационными технологиями: искать нужную информацию, уметь создавать презентации, буклеты, вики-статьи;
  • давать характеристику элементу по положению в периодической системе;
  • уметь составлять формулы, химические уравнения;
предполагать химические свойства элементов и их соединений.
Учебные мероприятия
До работы над проектом: Перед началом исследования учитель организует учебное занятие, на котором ученики обучаются навыкам работы с социальными сервисами, выполняя ряд практических заданий.

Планирование работы над проектом. Нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса и сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.

  • 1 урок: Учитель химии сообщает информацию для обсуждения в виде вводной презентации. Учитель выясняет имеющиеся у детей начальные знания по теме (эмпирические): учащиеся отвечают на вопросы теста, что позволит выяснить уровень их знаний. Тут же определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учитель делит класс на 7 основных групп, каждая из которых будет исследовать свою тему: 1 группа – «Лаборанты» - « Каковы физические свойства кислоты», 2 группа «Исследователи» – «Химические свойства серной кислоты?»,
3 группа «Историки» – «Представьте историческую справку производства серной кислоты?», 4 группа «Снабженцы»- «Выберите сырьё для производства серной кислоты?», 5 группа «Технологи»- «В чем заключается суть технологического процесса серной кислоты в производстве?», 6 группа «Защитники» - «Каковы проблемы защиты окружающей среды и здоровья человека?», 7 группа «Практики» - «Перечислите области применения серной кислоты?». Чтобы задать направление исследований, учитель предлагает ученикам критерии оценивания исследований учащихся (оценки презентации, публикации, вики-статьи)

Исследования школьников (2 урока): Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны проанализировать источники, найти исторические факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал и сделать выводы по теме. В поддержку развития навыков 21-го века учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Также учитель может предложить учащимся ссылки Интернет-ресурсы проекта на сервисе хранения закладок. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы: составляют таблицы, схемы, готовят презентации. Лабораторные опыты проводятся заранее, учитель консультирует учащихся по всем возникшим вопросам – внеурочное время

Итоговое занятие - 1 урок в форме игры «Ученый совет». Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации, буклета, вики-статьи. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.

Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Для учеников с проблемами усвоения учебного материала применяем карточки-подсказки, шаблоны, индивидуальные консультации экспертов, работа в группах, календари заданий. Эти учащиеся выражают результаты своего обучения в виде фронтального опроса, тестов, использование информационных технологий.
Ученик, для которого язык преподавания не родной Задания раздаются на двух языках (казахский и русский), содержащие одну и ту же информацию, используются опорные схемы и таблицы.
Одаренный ученик Одаренным детям предлагается способ изучения материала в роли консультантов в работе, а затем экспертов при оценивании работ в группах. Так как они изучают материал с опережением, у них есть возможность выполнить задания более высокого уровня сложности. Примерами такой деятельности могут быть усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты. В итоге они выпустят газету, которая отразит основные моменты проекта, листы оценивания деятельности учащихся с комментариями экспертов.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, интерактивная доска, DVD-проигрыватель, сканер.
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
Материалы на печатной основе И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская, учебник «Химия – 9»,2007.

Н. Кузьменко, В. Еремин, В. Попков. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы., Дрофа,1999.

Г. П. Хомченко, К.И. Севастьянова. Кислоты-основания. Москва, Просвещение,1988.

Н.Д. Осадчая, Т.Н. Решетникова. Химия. Учебное пособие для поступающих в Оренбургскую государственную медицинскую академию.

Другие принадлежности Химические реактивы: сера кристаллическая, серная кислота концентрированная, вода (дистиллированная), индикаторы, цинк, оксид меди (II), бумага. Приборы: спиртовка, пробирки, пробиркодержатель, спички.
Интернет-ресурсы http://images yandex.ru/yandscarch

http:// revolution.allbest. ru

Другие ресурсы Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта в процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.)

kurs.znate.ru

Реферат серная кислота хлеб химической промышленности

Подобно хлебу в нашем пищевом рационесерная кислота является самым необходимым и самым дешевым химическим продуктомпоэтому ее часто называют хлебом химии. На этом скромном месте он сразу проявил себя талантливым педагогом.

  • Это в свою очередь находит применение в сельском хозяйстве создание пестицидов, гербицидов и т;
  • Но вместе с тем она указала и на их крайнюю лабильность, неустойчивость при хранении и быструю потерю активности при перенесении в реакционные системы , функционирующие in vitro;
  • Но, главное, теперь открыты пути стабилизации ферментов , и именно это обстоятельство стало основанием химии иммобилизованных систем, или биоорганического катализа;
  • Из каменного угля получают путем его переработки множество ярких красок самых разнообразных цветов, лекарственные и взрывчатые вещества.

Он сумел заинтересовать химией своих учеников, некоторые из них впоследствии стали крупными специалистами. Фаворский вынужден был зарабатывать себе хлеб насущный преподаванием химии в [c. Изменение липидов пшеницы в процессе хлебопечения и хранения хлеба. Найдено, что содержание к-т С в, С в и jg увеличивается, а содержание ij. Об идентификации жиров, применяемых в производстве сдобного хлеба. Можно сказать, что h3SO4 — хлеб химии. Она применяется в производстве удобренийв военной реферат серная кислота хлеб химической промышленности, для получения других кислот Н.

Широко используются и соли серной кислоты. Как было уже сказано, энзимология давно уже накопила информацию об уникальных качествах биокатализаторов. Но вместе с тем она указала и на их крайнюю лабильность, неустойчивость при хранении и быструю потерю активности при перенесении в реакционные системыфункционирующие in vitro. Ведь именно поэтому техническая биохимия реферат серная кислота хлеб химической промышленности могла пойти далее нескольких ограниченных областей промышленности, где применяются преимуп ественно гидролитические ферментывыделяемые микроорганизмами.

  • Фаворский вынужден был зарабатывать себе хлеб насущный преподаванием химии в [c;
  • Мука при печении превращается в хлеб, вино скисает в уксус, из молока готовят простоквашу и сыр.

Эти области — производство вин, пива, чая, хлеба и некоторых других пищевых продуктовобработка кожи. Все попытки использовать богатейший набор ферментовкоторым располагает природа, для осуществления лабораторных и промышленных процессов наталкивались на, казалось бы, неразрешимые проблемы 1 трудную доступность чистых ферментов их непомерно высокую стоимость 2 их нестабильность при хранении и транспортировке 3 быстро наступающую потерю их активности в работе, даже если удалось их выделить и пустить в.

Но теперь оказалось, что эти проблемы удается решить. Благодаря успехам микробиологической промышленности стало возможным получать многие ранее трудно доступные или недоступные ферменты по ценам в 100—1000 раз ниже цен на ферменты растительного и животного сырья.

Но, главное, теперь открыты пути стабилизации ферментови именно это обстоятельство стало основанием химии иммобилизованных реферат серная кислота хлеб химической промышленности, или биоорганического катализа. Сущность этого открытия и всех последующих исследований, направ- [c. Нитрат ЫН4НОз и перхлорат МН4С104 аммония входят в состав топлива для реактивных двигателейа сульфид аммония ЫН4 23 применяют в аналитической химии для разделения катионов в растворе.

С химией связано осветцение светильным газомацетиленом, очистка и обезвреживание питьевой воды и сточных вол, печение хлеба, контроль доброкачественности пипхевыя продуктов и т. Видимо, нужно признать, реферат серная кислота хлеб химической промышленности не свинец и не ртуть, а именно кадмий является самым опасным тяжелым металлом, особенно в связи с тем, что он через почву и корни растений легко попадает в пищевые цепи.

  1. Таким образом , — вспоминал он, — жил я пять лет и наук не оставил. Срок хранения продукта не ограничен.
  2. Под текстом извлечения в журн.
  3. Об идентификации жиров, применяемых в производстве сдобного хлеба.

Поэтому Оберлендер Oberlander из Федерального научно-исследовательского института сельскохозяйственной химии в Вене считает необходимым следить за миграцией кадмия в цепи почва — растение — животное, чаще проводя контрольные анализы и значительно активнее изучать механизмы этой миграции.

Мука при печении превращается в хлеб, вино скисает в уксус, из молока готовят простоквашу и сыр. Из каменного угля получают путем его переработки множество ярких красок самых разнообразных цветов, лекарственные и взрывчатые вещества. Из железного колчедана получают серную кислоту из поваренной реферат серная кислота хлеб химической промышленности — газ хлор из руд выплавляют металлы железомедь, олово.

Железо ржавеет на воздухе пень гниет, превращаясь в труху топливо горит пища в человеческом организме превращается в кровь и ткани и т, д. Таким образоммы видим, что химические превраш,ения в самых широких масштабах происходят в природе и осуществляются в технике.

Химия и занимается, главным образомизучением превращений различных веществ. Карбеиы в синтезе гетероциклов. Таким образом— вспоминал он, — жил я пять лет и наук не оставил.

Хлеб химической промышленности

Лавуазье, не испытывая необходимости трудиться ради заработка, бросил юридическое поприще и, не торопясь, пробовал свои силы в литературе, философии, математике, метеорологии, совершенствовал образование, посещая лекции крупнейших ученых Франции, изучая под их руководством физику, химию и другие естественные науки.

Это издание служило мне поводом для изучения технической химии.

  • Карбеиы в синтезе гетероциклов;
  • Допускается хранение продукта в емкостях с эмалированным покрытием внутренней поверхности;
  • Из этого труда М-ва было сделано много извлечений и рефератов;
  • Поступив профессором Технологического института , я получил на то возможность и первую работу представил как диссертацию;
  • Как было уже сказано, энзимология давно уже накопила информацию об уникальных качествах биокатализаторов.

Но оригинальности считаю здесь. Часть экземпляров этой работы была снабжена в связи с этим специальным тит. В этих Положениях— говорит М-в, —. Отмечается, что в данном случае эти положения вскрывают направления исследований М-ва к доказательству отсутствия определенных граней между определенными и неопределенными соединениями и отсутствия резкой противоположности между кислотой и основанием Осн.

По реферат серная кислота хлеб химической промышленности самой диссертации М-в сделал следующую запись в Списке своих сочинений Долго я не докториловал по той причине, что не было мест, нужды и времени. Должен был зарабатывать хлеб, так как ничего не давали на жизнь. И работать было некогда. Поступив профессором Технологического институтая получил на то возможность и первую работу представил как диссертацию.

Справочник химика 21

Она сделана была в духе мыслей, давно меня проникавших. Не могу сказать, чтобы всем тем, что сделал тогда, я был и теперь доволен см. Исследование водных растворов по удельному весу ], но все же и реферат серная кислота хлеб химической промышленности я не убежден в том, что сжатие не зависит от образования определенного соединения. Е сли бы было много времени, стоило бы эту работу повторить при тех средствах, какие у меня имеются теперь 1899 в Главной Палате мер и весов см.

Из этого труда М-ва было сделано много извлечений и рефератов. Под текстом извлечения в журн. Натуралист имеется указание на то, что продолжение следует. Таким образомдля того чтобы достижения современной агрохимии могли быть использованы нашей деревней, необходима согласованная работа по линии, по крайней мерепяти наркоматов. Мы должны научиться так торговать, чтобы, не повышая цены на хлеб и мясо для городского потребителя, давать крестьянину цены, позволяющие применять минеральные удобрения и машины должны реферат серная кислота хлеб химической промышленности строить систему налогового обложения в деревне, чтобы поощрять производство крестьянами максимума ценностей как в области полеводства, так и в области животноводства должны также научиться устранять изолирующие перегородки между организацией агропомощи, опытного дела и сельскохозяйственной реферат серная кислота хлеб химической промышленности, используя исследовательскую работу высшей школы в интересах опытного дела и возможную близость к деревне низшей сельскохозяйственной школы — в интересах организации агропомощи.

Если все это будет достигнуто путем общего поворота лицом к деревне на все 180 градусов, то само собойбез дальнейших усилий, параллельно с поднятием земледелия окрепнет химическая промышленностьстоль необходимая для обороны страныи все остальные виды промышленности бу- [c.

Значение биохимии заключается в том, что она дает фундамент

neptun-sport.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *