тема: «Путь хлеба – от зернышка в поле, до нашего стола». Название: «От зёрнышка до булочки». Путь хлеба от поля до стола


Проэкт "Путешествие хлеба от поля до стола"

Проект «Путешествие хлеба от поля до стола»

Автор: 

Колесник Светлана Александровна

воспитатель АНО ДОО АКВАРЕЛЬ города Котельники

Актуальность

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день.

Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре.

В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Цель проекта:

 расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. 

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

  • формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда. 

Вид проекта:

 познавательно - исследовательский. 

Продолжительность проекта:

 Краткосрочный(01.11-11.11.2018)

Участники проекта:

 дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Предварительная работа: 

1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;

3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи. 

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. 

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта: 

I этап – подготовительный.

1. Определение уровня знаний детей о хлебе.

2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

3. Создание необходимых условий для реализации проекта.

4. Перспективное планирование проекта.

5. Подбор необходимой литературы по данной теме. 

Реализация проекта

1.Подбор книг, иллюстраций.

2.Внесение хлебных колосьев.

3.Подготовка  презентации «Откуда хлеб пришел».

4.Выставка продуктов детского творчества

Повар

Экскурсия на пекарню.

1. Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?».

2. Пополнение книжного уголка книгами о хлебе.

3. Помощь в оформлении группы

4. Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах,  хлебе.

Модель трех вопросов

Что  знаю о хлебе?

Что хочу узнать?

Как узнать?

 -Хлеб продается в магазине

«Как называются люди, которые выращивают хлеб?»

Спросить у папы

- Из  зерен  делают муку

«Что надо, чтобы вырастить хлеб?»

Спросить у мамы

- Хлеб бывает белый и черный

«Как готовится тесто?»

 Спросить у бабушки

- Мама дома печет хлеб в хлебопечке

«Как растили хлеб раньше?»

Посмотреть познавательную передачу

- Пшеница растет на поле

«Какие еще есть крупы?»

Спросить у родителей

 -Моя мама работает на пекарне

«Как пекут хлеб?»

Спросить у мамы

- Зерно убирают комбайны

«Как работает мельница?»

Посмотреть в книгах, энциклопедиях

II этап – основной этап (практический)Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

 Перспективный план проекта:

Артикуляционная гимнастика  «В гостях у колобка»

Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок»

Физкультурная минутка «Каравай»

Воспитание культурно-гигиенических навыковсовершенствовать умение детей пользоваться ножом (намазывать масло на хлеб)

Подвижная игра «Пахари и жнецы», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя с обсуждением «Откуда пришел хлеб», «Хлеб всему голова»

Образовательная деятельность «От поля до стола»

Проблемная ситуация «Если не будет хлеба, то что?..»

Наблюдение с обсуждением «Где больше воды: в земле, в песке, глине?»

Экспериментирование «Отделяем зерна от плевел»,

«Превращаем зерна в муку»

Конструирование из строительного материала Сельскохозяйственные машины

Презентация «Откуда в хлебе дырочки»

Презентация с заучиванием стихотворений «Как колосок хлебом на стол пришел»

Социально –коммуникативное развитие

Моделирование ситуации «Если мы не будем работать на полях…»

Свободное общение «Как получается мука»

Дидактические игры «Сад - огород – поле», «Подбери словечко», «Кто выращивает хлеб», «Что сначала, что потом, «Что нужно для замешивания теста», «Что из какой муки испекли», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Булочная»

Строительно- конструктивные игры «Пекарня»

Беседа «Культура поведение за столом», «Бережное отношение к хлебу»

Речевое развитие

Интервьюирование «Зачем нужен хлеб»

Образовательная деятельность «Хлеб»

Беседа «Сельские профессии»

Составление рассказов по картинкам «Жатва», «Осенние работы, «Рожь», «Уборка урожая»

Подобрать загадки, пословицы и поговорки о хлебе

Проговаривание чистоговорок о хлебе

Чтение стихов Е Трутнева «Зерно, Т Коломиец «Праздник каравая»

Чтение рассказов Э. Шим «Хлеб растет»,  

Г. Алмазов «Горбушка», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»

Чтение сказок «Нынешний хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»

Чтение с последующей инсценировкой «Колосок»

 

Художественное творчество

Рассматривание  Иллюстраций с зерновыми культурами

Рисование «Золотые колоски»

Лепка из соленного теста «Хлебобулочные изделия»

Пластилинография «Колосок»

Аппликация «Пышки да ватрушки»

Оригами «Колосок»

Заучивание песен о хлебе «Пеку, пеку я хлебушка», «Отличные, пшеничные»

Слушание музыки О. Варенец «Хлеб всему голова»песни в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песни - загадки«Бываю я чёрным, бываю я белым»

III этап – заключительный.Театрализованное представление педагогов и родителей сказка«Колосок»

Результат

1.Рисунки хлебных колосьев

2. Оригами «Колос»

3.Выпечка из дрожжевого теста

4.Разработка схемы правил поведения с хлебом

5.Посадка озимых

Используемая литература:

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

3. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,  2005.

4. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2004.

5.О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.

6.О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.

7.Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

8.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

9.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

10.Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17

11.    Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.

12.    Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

13.    От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

14.    Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.

15.    Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

16.    Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

17.    Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.

Приложение №1

Образовательная деятельность "Хлеб"

Задачи:

1.Развивать  умение  грамматически правильно отвечать на вопросы по картине.

2. Упражнять в  словообразовании и употреблении относительных прилагательных от существительного пшеница, рожь, в подборе родственных слов к слову «Хлеб».

3.Закрепить навыки работы с тестом.

4.Воспитывать у детей уважение к хлебу.

Ход занятия.        

Организационный момент:

1.Игра «Достань и назови». В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник,  печенье, сушка, сухарь, булка,  кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс.  Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Воспитатель: эти продукты питания объединены одним общим признаком.

-Какой это признак? (Они все изготовлены из муки).

-Откуда появляется мука? (Мука получается из зерна)

-Из какого зерна можно получить муку?(Из ржи и пшеницы).

2.Воспитатель проводит упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании  их с существительными.

Образец: Колосок пшеницы - пшеничный колосок,

Колосок ржи - ржаной колосок,

Мука из пшеницы - пшеничная мука,

Мука из ржи – ржаная мука

Хлеб их пшеницы -пшеничный – пшеничный хлеб,

Хлеб из ржи - ржаной хлеб,

Тесто из пшеничной муки-пшеничное тесто,

Тесто из ржаной муки - ржаное тесто,

Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле,

Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле,

3. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь»

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь».

Почему эта картина называется рожь?

Какое это поле, что растет на нем?

Какое время года мы видим на картине?

Докажите, что это, конец лета или ранняя осень.

Почему пожелтело ржаное поле?

Какая рожь на картине И. Шишкина? ( Спелая, зрелая, налитая).

4.Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко –

Потянулось  к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в  колосок.

5.Игра «Добавь слово «Хлеб».

Мама купила пшеничный …(хлеб)

Дети едят суп с... (хлебом)

Ваня пошел в магазин за… (хлебом)

Я не люблю, есть суп  без…(хлеба)

У меня дома нет…(хлеба)

Я знаю пословицу о …(хлебе).

6. Заучивание пословиц.

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке»

«Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют».

7.Пальчиковая гимнастика «Каравай»:

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

 Пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – 2 раза.

8.Продуктвная деятельность.

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевых игр «Пекарня»и «Булочная»    

Приложение №2

Образовательная деятельность «От поля до стола»

Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

2. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

3. Закрепить навыки работы с пластилином.

4. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: Злаки, колосья, пшеница, рожь, зерновые растения, хлебороб, сеялка, комбайн, мельница, элеватор.

Ход занятия.        

Воспитатель вносит в группу посылку. Что же может быть в этой посылке? Как можно определить? Ответы детей (посмотреть, потрясти, понюхать).

Воспитатель:  Для того чтобы узнать, что находится в посылке, я предлагаю отгадать загадку:        

Он черный он и белый

И всегда он загорелый.

Мы, как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. 

 (хлеб).

 Воспитатель: Посмотрите, какой каравай - ароматный, румяный, так и просится в рот. Ребята, давайте попробуем каравай!

Воспитатель: Ребята, было, когда кусочек хлеба был дороже золота. Люди понимали, что хлеб – это жизнь. Сегодня в магазине можно купить столько, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, ведь он прошел долгий путь прежде, чем он появился на полке в магазине.

Чтобы узнать, как выращивают хлеб, мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Предлагаю перед путешествием провести разминку.

Физкультминутка:

В землю зернышко попало ( приседают)

Прорастать на солнце стало ( Руки над головой)

Дождик землю поливал, и расточек подрастал (Медленно встают)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся ( Руки в сторону)

Воспитатель: А сейчас отправляемся по тропинке в «поле»- на ковер.

Дети на ковре находят колоски злаковых культур, рассматривают их.

Воспитатель:  Что вы можете сказать вот об этом колоске?( Показывает на колосок ржи).Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колоски ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

Воспитатель: А, что вы можете рассказатьо колоске пшеницы, какой он (короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее).

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вылепить колоски.

Творческая деятельность: Пластилинография «Колосок».

Воспитатель: Какое замечательное поле у на выросло. Чтобы из зерен получить муку, нужно затратить много труда: сначала надо вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «Хлеб» и « Работа».

Воспитатель: Что –же это за работа и как выращивают хлебные растения? А вот мы с вами сейчас и узнаем.

Презентация  «Путь от зернышка до хлеба»

Беседа после просмотра:

-Что делают сеялки?

-Какие машины убирают урожай?

-Куда везут собранное зерно?

-Что надо сделать, чтобы получить муку?

-Что делают из муки?

Игра «Поймай слово»

Правила игры: воспитатель  читает стихотворение, дети услышав название хлебобулочного изделия, хлопают в ладоши.

В булочной у нас баранки,

 Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка,

Называйте не стесняетесь,

Выбирайте, угощайтесь  (И. Лапухина).

Воспитатель: Вот и подошло  к концу наше путешествие. Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол. И я думаю, что вы тоже будете бережно относиться к хлебу.

 Приложение №3

Пословицы о хлебе

 

v   Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

v   Много снега – много хлеба.

v   На печи заседать – хлеба не видать.

v   Не земля хлеб родит, а небо.

v   Не хлебом единым жив человек.

v   Плох обед коли хлеба нет.

v   Пока амбар не засеешь зерном, не говори, что год урожайный.

v   Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

v   Пот на спине – хлеб на столе.

v   Рано встать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

v   Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

v   Свой хлеб слаще чужого калача.

v   Снегу надует, хлебу прибудет.

v   У кого хлеб родится, тот всегда веселится. 

Приложение №4

Эпитеты

Хлеб – богатый, высокий, горький, густой, дармовой, добрый, желтый, золотистый, золотой, колосистый, легкий, налитой, насущный, небывалый, нелегкий, обильный, родительский, свежий, скудный, созревший, теплый, трудный, трудовой, тяжелый, тяжкий, хороший, честный, чужой.

Однокоренные слова

нахлебникхлебецхлебницахлебныйхлебобулочныйхлебозаводхлебозаготовкахлебопашецхлебопекарняхлебопродуктыхлебопёкхлеборезкахлеборобхлебосолхлебоуборочныйхлебушек

Приложение №5

Пшеница

Когда заходишь в булочную чудесно пахнет свежим хлебушком. На полках аккуратно, рядками разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

 

Дело, может быть, простое —

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

 И его поставить в печь.

 

Но сначала, детки, нужно

 В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

 

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

 На ветру тугой струной.

 

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

 Хлеба белого ломоть!

Как же выглядит пшеница?

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твердой пшеницы делают макароны, вермишель. Для выпечки хлеба она не годится, потому что в ней мало клейковины — вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в которой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.

У созревшей пшеницы

 Стебелек клонится

 Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

Когда начинается жатва, дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время, недаром называется оно «страдой».

Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

Образец:

поле, на котором выращивают рожь, — ржаное поле,

поле, на котором выращивают пшеницу, — пшеничное поле,

колосок пшеницы — пшеничный колосок ржи — ржаной колосок,

мука из пшеницы — пшеничная мука,

мука из ржи — ржаная мука,

хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб,

хлеб из ржи — ржаной хлеб,

тесто из пшеничной муки — пшеничное тесто,

тесто из ржаной муки — ржаное тесто.

Рожь

В давние времена крестьянскую семью, ка правило кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее.

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно да сытно». В старину искусные пекари выпекали ржаной хлеб, который называли «Боярским». Для приготовления этого хлеба брали ржаную муку особого помола, сливочное масло, сквашенное молоко. В тесто добавляли сливки, сметану и пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и поэтому крестьянину был не по карману. Простой ржаной хлеб называли «голодным». Знаете, почему? Потому, что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

«Ржаной хлеб»

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придаѐт,

Любит хлебушек народ.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после цветения образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Рожь довольно молодое культурное растение. Зерен ее не находят ни в пещерах людей каменного века, ни в древних гробницах.

Римский ученый I века Плиний писал, что рожь возделывалась на севере, но хлеб из ржи плохого качества и может служить только для утоления голода. Возможно, Плиний просто не знал о полезных качествах ржаного хлеба.

Сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных условиях вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Персы называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было немного ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное.

Истинный знаток хлеба СВ. Максимов писал: «В теплой России — в Малороссии, неохотно едят ржаной хлеб, в средней и северной холодной России в ржаном хлебе все спасение, пшеничный только по праздникам, в самой северной холодной России ржаной хлеб, как лакомство».

Как красиво золотится на солнце большое ржаное поле! В спелой ржи то тут, то там ярко синеют васильки. Крестьяне примечали: «Посей рожь, а васильки сами вырастут». Василек считается сорным растением. Но вот что заметили ученые: если к сотне ржаных семян добавить одно васильковое, то урожай повышается, а вот когда васильков становится слишком много, качество злаков становится хуже, и от цветов стараются избавиться.

Васильки во ржи

Смотрят в небо васильки

 Синими глазами.

Золотятся колоски,

Ходит рожь волнами.

Расстилаются поля

 Без конца и края,

Хлебом кормит нас земля —

Матушка родная!

Рожь бывает яровой и озимой. Яровую рожь сеют весной, а убирают к осени. Озимую сеют во второй половине августа. К осени она подрастает, начинает куститься и ржаное поле становиться изумрудно- зеленым. Очень красивы ярко-зеленые ржаные поля, припорошенные первым легким снежком! Озимая рожь зимует под пуховым снежным покрывалом. А весной, когда пригревает солнышко и зазвенят жаворонки над полями, рожь начинает бурно расти. Земледельцы давно приметили, что озимая рожь дает лучше урожай зерна, и стараются сеять рожь под зиму.

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу" | скачать бесплатно

План - конспект занятия

Для детей разновозрастной группы по познавательному развитию

« Путь хлеба к нашему столу »

Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)

Задачи:

- формировать знания детей о процессе выращивания хлеба;

- познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;

- на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу;

- вызвать интерес к коллективному труду;

- продолжать развивать у детей интерес к лепке из теста, умение создавать рельефные фигуры;

- развивать у детей творческое воображение;

- развивать мелкую и общую моторику рук.

Материал к занятию:

Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, проектор, раскатанный пласт теста, стеки для лепки, салфетки, фартуки, колпаки.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

 Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб? Варианты решения:

Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учить тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";

Экскурсия на пищеблок в детском саду .

Разучивание стихов и пословиц, поговорок о хлебе.

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,

Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

Загадки.

Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат .

(показ слайда №1- заставка (как колосок на стол хлебом пришел))

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Давайте посмотрим, что произошло с их хлебом.

(показ слайда№2 - плесневелый хлеб)

Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

( Ответы детей)

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение) Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода -Побежит за трактористом Ранним утром борозда. (Показ слайда №3 - трактор)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

(показ слайда №4 - зерно)

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

( Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей)

(показ слайда №5- колосья)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли

(показ слайда №6 - комбайн)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном

(показ слайда №7)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката,

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят

(ребенок читает стихотворение)

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима

(показ слайда №8 - элеватор)

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда № 9 - мельница)

Физкультминутка

Дуют, дуют ветры с поля, Чтобы мельницы мололи,

Чтоб на утро из муки, Испекли мы пирожки.

***************************************************************

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирожку,

А любимой мамочке испеку два пряничка,

Кушай, кушай мамочка,

Вкусные два пряничка,

А ребяток позову, пирожками угощу.

Воспитатель: Ребята на чем и куда дальше везут муку?

(ответы детей)

Правильно на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни Воспитатель: А что делают на хлебозаводе и в пекарнях? Люди какой профессии занимаются этим делом?

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (Показ слайда № 10 - пекарня)

Воспитатель: Скажите ребята, а какие продукты добавляют в тесто, чтобы хлеб получился вкусным, ароматным?

(ответы детей, показ слайда №11 - продукты)

Воспитатель: Ребята, а какие виды хлебобулочных изделий вы можете еще назвать?

(дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки) (показ слайда№12 - хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

А главным хлебом на Руси всегда был и остается - Каравай.

(показ слайда № 13 - каравай)

Ребята я хочу вам предложить сегодня стать маленькими пекарями. Я сегодня утром замесила тесто, чтобы испечь каравай, но чего-то не хватает? Давайте наденем фартуки, колпачки и приступим за работу. Ребята я вам предлагаю сесть за столы, придумать свое изделие, и украсить ими наш каравай.

(украшаем каравай)

Воспитатель: Какой каравай получился красивый, а теперь пока наш каравай будет выпекаться в печке, давайте загадаем нашим гостям загадки, а они пусть попробуют отгадать их.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Зерно)

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель:

Да, ребята, действительно: Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

едь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки -Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

nsportal.ru

Путь хлеба к нашему столу

« Путь хлеба к нашему столу »

Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)

Задачи:

- формировать знания детей о процессе выращивания хлеба;

- познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;

- на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу;

- вызвать интерес к коллективному труду;

- продолжать развивать у детей интерес к лепке из теста, умение создавать рельефные фигуры;

- развивать у детей творческое воображение;

- развивать мелкую и общую моторику рук.

Материал к занятию:

Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, проектор, раскатанный пласт теста, стеки для лепки, салфетки, фартуки, колпаки.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

 Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб? Варианты решения:

Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учить тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";

Экскурсия на пищеблок в детском саду .

Разучивание стихов и пословиц, поговорок о хлебе.

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,

Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

Загадки.

Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат .

(показ слайда №1- заставка (как колосок на стол хлебом пришел))

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Давайте посмотрим, что произошло с их хлебом.

(показ слайда№2 - плесневелый хлеб)

Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

( Ответы детей)

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение) Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода -Побежит за трактористом Ранним утром борозда. (Показ слайда №3 - трактор)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

(показ слайда №4 - зерно)

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

( Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей)

(показ слайда №5- колосья)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли

(показ слайда №6 - комбайн)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном

(показ слайда №7)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката,

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят

(ребенок читает стихотворение)

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима

(показ слайда №8 - элеватор)

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда № 9 - мельница)

Физкультминутка

Дуют, дуют ветры с поля, Чтобы мельницы мололи,

Чтоб на утро из муки, Испекли мы пирожки.

***************************************************************

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирожку,

А любимой мамочке испеку два пряничка,

Кушай, кушай мамочка,

Вкусные два пряничка,

А ребяток позову, пирожками угощу.

Воспитатель: Ребята на чем и куда дальше везут муку?

(ответы детей)

Правильно на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни Воспитатель: А что делают на хлебозаводе и в пекарнях? Люди какой профессии занимаются этим делом?

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (Показ слайда № 10 - пекарня)

Воспитатель: Скажите ребята, а какие продукты добавляют в тесто, чтобы хлеб получился вкусным, ароматным?

(ответы детей, показ слайда №11 - продукты)

Воспитатель: Ребята, а какие виды хлебобулочных изделий вы можете еще назвать?

(дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки) (показ слайда№12 - хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

А главным хлебом на Руси всегда был и остается - Каравай.

(показ слайда № 13 - каравай)

Ребята я хочу вам предложить сегодня стать маленькими пекарями. Я сегодня утром замесила тесто, чтобы испечь каравай, но чего-то не хватает? Давайте наденем фартуки, колпачки и приступим за работу. Ребята я вам предлагаю сесть за столы, придумать свое изделие, и украсить ими наш каравай.

(украшаем каравай)

Воспитатель: Какой каравай получился красивый, а теперь пока наш каравай будет выпекаться в печке, давайте загадаем нашим гостям загадки, а они пусть попробуют отгадать их.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Зерно)

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель:

Да, ребята, действительно: Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

едь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки -Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

kopilka13.blogspot.com

тема: «Путь хлеба – от зернышка в поле, до нашего стола». Название: «От зёрнышка до булочки»

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

«Уважительное, ценностное и бережное отношение детей к хлебу».

Задачи проекта:

1. Собрать интересную информацию о хлебе: из книг, наглядно-дидактического материала, интернета, презентаций, энциклопедий, экскурсий. Расспросить бабушек и дедушек. 2. Получить муку, предварительно измельчив зёрна пшеницы в кофемолке. 3.Слепить пироги из дрожжевого теста, вместе с поваром, и испечь. 4. Оформить: выставку рисунков «От зёрнышка до хлебушка», а также альбом «Хлеб всему голова» 5.Организовать выставку «Хлебобулочных изделий» с участием родителей. 6. Музыкальное развлечение (воспитатель, дети, их родители) посвященное «Хлеб всему голова» 7.Пригласить гостей для совместного чаепития

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Музыкальное развлечение посвященное проекту «Хлеб всему голова» 40 человек 29.11.2016 МБДОУ "Детский сад№11"

www.xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *