Конспект урока по литературе «Хлеб наш насущный». Произведения про хлеб


Лингвокультурема "хлеб", "хлеба" в художественной литературе Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

ЛИНГВОКУЛЬТУРЕМА “ХЛЕБ”, “ХЛЕБА” В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В.П. СИНЯЧКИН

Кафедра русского языка и литературы Института иностранных языков Российского университета дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена анализу лингво культу рем концепта ХЛЕБ.

Для русской литературы, ее лучших образцов концепт хлеб во всех его лингвокультуремных ипостасях - это не только и не столько хлеб насущный, продукт питания, но по преимуществу символ и мерило животворящей и плодотворящей природы. Эпитеты, простые и распространенные, поднимают концепт хлеб на уровень высокой эстетической оценки. Достаточно привести примеры из классической русской литературы, в которых хлебу соответствуют определения-эпитеты “золотые хлеба”, “золотой блеск”.

Одно из необычных сравнений применяет А.П. Чехов, эстетически одушевляя его: "Хлеба на поле лучше нас с тобой: цветут лучше московских барышень, сияют ярче червонца, растут в гору, как капитал от 25 процентов. Отличные хлеба!" (10). В кратком эпистолярном отрывке, в сущности в одной фразе, концепт хлеба описан в самых превосходных эпитетах, придавая ему высокое духовно-эстетическое содержание.

“- Так из каких ты будешь-то? Мещанин, что ли?

- Дворянин, - кратко сказал арестант и сплюнул в сторону на колосья хлеба, уже подернутые золотым блеском” (3, с. 183).

У М. Горького даже в эстетически сниженном кратком диалоге упоминание хлеба (колосья хлеба) сопровождается эпитетом "подернутые золотым блеском". В другом месте своего повествования М. Горький новыми лексическими средствами, прибегая почти к живописным краскам, рисует необычные цвета, которыми наделяет хлеба природа: "Поле темнело, хлеба, потеряв свой золотистый блеск, стали розовато-желтыми" (3, с. 305).

Сочетание метафорических средств для отражения концептов хлеб, хлеба стало уже идиоматическим, фольклорной формулой, своего рода художественным клише. Ср. у Н.В. Гоголя: "Веселые вились и пели жаворонки; ходили волны от ветру золотого в поле хлеба..." (2, с. 11).

Другим метафорическим средством "украшения" лингвокультуремы хлеб, к которому прибегают русские писатели, стало словосочетание "море хлебов". За этой метафорой скрывается необъятность русских полей. В ней присутствует оценка географического пространства, в котором формируется русский характер и русская ментальность. Об этом можно судить по картинам русской природы у И А. Бунина и А.Т. Твардовского:

"Опускалось солнце далеко за садом, в море хлебов..." (1, с. 37).

"Кругом шумят моря хлебов,

Поля большой страны" (8).

Как мы уже писали выше о понятии “зерно”, “хлебные злаки”, лингвокультурема хлеб имеет расширительное значение (Ср. определение в БКСРЯ). Оно находит отражение и в художественной литературе.

"Хлеба были не все убраны, стояли овсы на корнях, путалось просо ветрами..." (11, с. 3).

Форма множественного числа хлеб, употребляясь в косвенных падежах, приобретает обобщающе эпический характер, выступая имплицитно как синоним русской природы.

"Поля кругом в хлебах, вообще вид обработанного и плодородного края" (4).

"Коршуны плавают в летнем зное над хлебами, над гречихами" (9, с. 15).

Особняком стоят в концептном (лингвокультуремном) ряду формы промежуточные “два хлеба”, “два-три хлеба”, как синонимы к словам “два урожая”, “два-три урожая”. Эти формы засвидетельствованы в сочинениях Болотова, опубликованных в 18 веке в "Трудах Высшего Экономического Общества" (1766).

"На подсеках сеют ячмень - весною вместе с рожью; и когда ячмень поспеет, то оный сожнут, а оставшуюся ржаную озимь вытравят: в будущий год тут изрядная рожь родится, и так на одной земле всегда два хлеба снимают" (12, с. 107).

"Оба сии хлебы подвержены здесь частым недородам и недостаток в них нередко случается" (12, с. 134).

Позже, уже в 20-м веке, мы также встречаем это словоупотребление у Л.М. Леонова:

"... мужик сеял ячмень, на Волге - репу, а у меня на родине катил льнище, снимая два-три хлеба" (5, с. 292).

Особый разряд концепта хлеб в русской словесной культуре представляют собой названия художественных произведений. Это могут быть названия поэтического произведения в жанре стихотворения ("Хлеб" Б. Пастернака), целого цикла "Путем зерна" по названию открывающего этот цикл стихотворения В. Ходасевича. В качестве ключевого слова-концепта хлеб выносится в заглавие или встраивается в название произведений художественной прозы. Таковы названия повести "Хлеб" А. Толстого (1937), "Хлеб - имя существительное" М. Алексеева" (1964), "Ташкент - город хлебный"

A. Неверова (1923), "Не хлебом единым" В. Дудинцева (1956). При этом слово "хлеб" вне зависимости от его грамматической формы и синтетикосемантической оформленности (словосочетание, предложение) выступает как ключевое, т.е. слово-концепт, за которым стоит лингвокультурное содержание.

Рассмотрим на примере названий художественных произведений их лингвокультурное содержание.

"Путем зерна" - название поэтического сборника русского поэта

B.Ходасевича (1920) по стихотворению с тем же названием (впервые опубликовано в 1917 г.).

Проходит сеятель по ровным бороздам,

Отец его и дед по тем же шли путям.

Сверкает золотом в его руке зерно,

Но в землю черную оно упасть должно.

И там, где червь слепой прокладывает ход,

Оно в заветный срок умрет и прорастет.

Так и душа моя идет путем зерна:

Сойдя во мрак, умрет и оживет она.

И ты, моя страна, и ты, ея народ.

Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, -Затем, что мудрость нам единая дана:

Всему живущему идти путем зерна.

1917.

Лингвокультурологический комментарий.

Стихотворение имеет два плана. Первый - лингвокультурологический, в котором представлено действие "сев хлеба", в котором участвует лингвокультурные составляющие, лингвокультурная пара "сеятель - зерно". В словаре В.И. Даля толкование слова “сеятель” отослано к народно-разговорному сеяльщик (м.), сеяльщица (ж). "Кто сеет в поле и в огороде, кладет зерно в почву". И ниже: "сеятель (м), -ница (ж) то же, что сеяльщик" (Даль - Бодуэн, IV, 701). Тем самым В.И. Даль подчеркивает книжный характер слова “сеятель”. Мы имеем в виду показатель старославянизма - суффикс -тель - в русском ему соответствует суффикс -1ЦИК.

Второй компонент лингвокультуремы хлеб - зерно - имеет философический смысл. Лингвокультурема состоит из сложного метафорического сцепления ряда компонентов зерно - душа - страна - народ с верой в то, что "всему живущему идти путем зерна", "пройдя сквозь этот год". А год этот, 1917-й, - год великого потрясения для России и народа ее.

Интересно отметить, что концепт хлеб является ключевым в русской культуре не только у писателей-"народников", но и у писателей из "верхов" (по определению Н.С. Трубецкого) русской культуры, таких, как В. Ходасевич и Б. Пастернак.

“Хлеб” - название стихотворения Б. Пастернака (7, с. 87).

Ты выводы копишь полвека,

Но их не заносишь в тетрадь,

И если ты сам не калека,

То должен был что-то понять.

Ты понял блаженство занятий,

Удачи закон и секрет.

Ты понял, что праздность - проклятье И счастья без подвига нет.

Что ждет алтарей, откровений,

Героев и богатырей Дремучее царство растений,

Могучее царство зверей.

Что первым таким откровеньем

Остался в сцепленье судеб

Прапращуром в дар поколеньям

Взращенный столетьями хлеб (выделено нами - B.C.)

Что поле во ржи и пшенице Не только зовет к молотьбе,

Но некогда эту страницу РОССИЙСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Твой предок вписал о тебе.

Что это и есть его слово,

Его небывалый почин Средь круговращенья земного,

Рождений, скорбей и кончин.

1956.

Лингвокультурологический комментарий.

Ключевая позиция концепта хлеб, заявленная в названии стихотворения, эксплицируется в 4-м четверостишии с продолжением в 5-й строфе. В первой из названных строф первоначалом жизни выступает хлеб. Хлеб - первое откровение. В русской речи слово “откровение” относится к жанрам высокого стиля. "Откровение 3. Способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений..." [СРЯ, II, 684]. Для поэта это "первое откровение" связано с народно-культурной традицией, в центре которой хлебопашество: "Прапращуром в дар поколеньям // взращенный столетьями хлеб". Эта преемственность во взращивании хлеба видна также из первых строк стихотворения В. Ходасечива "Путем зерна" (см. выше): "Проходит сеятель по ровным бороздам, // Отец его и дед по тем же шли путям".

Весь трудовой цикл возделывания хлеба отражен в народном сознании хлебопашца в "Песне пахаря" А. Кольцова:

Весело я лажу Борону и соху,

Телегу готовлю,

Зерна рассыпаю.

Весело гляжу я На гумно, на скирды.

Молочу и вею...

Заблестит наш серп здесь,

Зазвенят здесь косы;

Сладок будет отдых.

В качестве лингвокультурологического комментария может служить трактовка этих строк поэта видным российским литературоведом Н.Н. Скатовым: "И кольцовский герой враз представляет весь трудовой процесс в целом. Что такое сама эта картина труда в "Песне пахаря"? Вроде бы пахота? Но ведь и сев? И молотьба? Все сразу. Потому что пахарь есть и сеятель, и сборщик урожая" (Скатов, 1989, 71).

Заметим к этому, что вся картина труда пахаря отражает процесс "взращивания хлеба" как важнейшего жизненного достояния русского народа. Слова “хлеб” в стихотворении А. Кольцова нет, но он присутствует в скрытом виде как макроконцепт - концепт - константа.

В русской литературе дооктябрьского периода тема хлеба, всего, что связано с трудом хлебопашца, отражается не только и не столько в его прославлении. Немалое место уделяется и проблемам нелегкой жизни русского крестьянства.

Примером этого может служить стихотворения Н.А. Некрасова "Несжатая полоса" и "Родина".

"Несжатая полоса"

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? Чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..."

(6, с. 135-136).

Лингвокультурологический комментарий.

Хлеб на корню. Лейтмотив и красная нить стихотворения - незавершенность цикла взращивания хлеба, а именно невостребованность созревших хлебов из-за того, что на уборку урожая "вашему пахарю моченьки нет". А между тем поэт характеризует хлеба на корню в превосходной степени "тучные зерна", "в нас налилось и созрело зерно". Здесь лингвокультурема хлеб (зерно) имеет два квалификатора:

К plus - хлеб выращен и К minus - хлеб не убран.

Название стихотворения свернуто: "Несжатая полоса" < "Несжатая полоса хлеба (хлебов)". Негативная семантика названия или, другими словами, пессимистическая оценка ситуации явствует уже изначально.

Контрастно противоречивое содержание концепта хлеб, а точнее одной из его разновидностей, мы находим в стихотворении Н.А. Некрасова “На родине”.

“На родине”.

Роскошны вы, хлеба заповедные Родимых нив, -Цветут, растут колосья наливные А я чуть жив!

Ах, странно так я создан небесами Таков мой рок,

Чтоб хлеб полей, возделанных рабами,

Нейдет мне впрок.

(6, с. 172).

Лингвокультурологический комментарий.

В центре восьмистрочного стиха концепт хлеб в определительных словосочетаниях - хлеба заповедные и хлеб полей. Однако с лингвокультурологической точки зрения они "антонимичны". В первом случае концепт - лингвокультурема хлеб - имеет квалификатор плюс хлеб Kv plus. Об

этом свидетельствуют эпитеты ~ эпитет-обращение "роскошны вы", "родимых нив", "колосья наливные". Здесь же отметим сходство-перекличку языковых средств с другим вышерассмотренным нами стихотворением "Несжатая полоса" применительно к взращиваемому хлебу. Сравним их.

"Несжатая полоса"

Или не дружно цвели-колосились "Родина"

Цветут, растут колосья наливные "Несжатая полоса"

В нас налилось и созрело зерно.

Здесь мы наблюдаем словесную вариативность в создании образа с использованием однокоренных слов в их различном грамматическом представлении "цвели-колосились": "цветут ... колосья", "колосья наливные", "налилось зерно".

Контрастной составляющей концепта хлеб выступает во второй части стихотворения квалификатор со знаком минус. Он носит оценочный социально-этический характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунин И Суходол. Т. III. 1955.

2. Гоголь. Н.В. Ганц Кюхельгартен. Т.1.

3. Горький М. Товарищи. Собр. соч. в 12 томах. Т. I. 1949.

4. Грибоедов А.С. Путевые записки. Т. III. 1957.

5. Леонов Л.М. Русский лес. Гл. VII. Т. 2. 1955.

6. Некрасов Н.А. Пол. собр. соч. Т. 1.

7. Пастернак Б. Собр. соч. в пяти томах. Т. 2.

8. Твардовский А. Страна Муравия, Гл. 14. Поэмы, 1958.

9. Толстой А.Н. Аэлита. 1955.

10. Чехов АЛ. Письмо М.М.Чехову, 9 июня 1877. Собр. соч. в 13 томах. Т.8. 1948.

11. Неверов. Дома. Т. II.

12. Труды Высшего Экономического Общества, 1766, ч. И.

THE LINGUAFORMS "BREAD” IN THE BELLES-LETTRES

V.P. SINYACHKIN

Department of the russian language and literature Institute of the foreign language Russian Peoples' Friendship University

6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to the linguo-culturo logical analysis and commentary of the lin-guaforms BREAD.

cyberleninka.ru

Конспект урока по литературе «Хлеб наш насущный»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

(ГБС(К)ОУ школа-интернат с. Ванновского

Краснодарского края)

Открытое занятие

Литературно-музыкальная композиция

«Хлеб наш насущный»

Воспитатель Т. Г. Надеевец

2015-2015 учебный год

Тема: «Хлеб наш насущный»

Цели: воспитание любви к Родине, уважения к труду, трудолюбия,

Бережного отношения к хлебу.

Развитие устной речи, расширение словарного запаса.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ребята, сегодня мы собрались, здесь, чтобы поговорить о чуде Земли, чуде труда человека – хлебе.

Как пришел ты к людям, хлеб?

Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было прокормиться. Шли они долго и многие умирали от голода. Так случилось с одним человеком. Он упав, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда очнулся, вокруг него никого не было. и вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, выздоровел, и ему сразу захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Входит второй Колосок.

Ведущий. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром создал пословицы: «Земля-матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить. Смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле вдумайтесь! Словом «хлеб» называют похожие друг на друга растения, зерно. Муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

1-й ученик. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим «Хлеб».

2-ц ученик. Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим «Хлеб».

3-й ученик. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим «Хлеб».

4-й ученик. Тесто кружится в квашне

Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб».

5-й ученик. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб. (И. Токмакова)

Прослушивание песни в исполнении Л. Зыкиной «Про хлеб»

Ведущий. Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

6-й ученик. Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

7-й ученик. В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля

А на каждом колосочке

Держится земля.

8-й ученик. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем! ( В. Орлов)

Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово – «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается. Потому. Что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500г хлеба, а при тяжелой работе – 800г. В хлебе от 44,7 до 7 белка, 40-45 углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности. Человек получает от хлеба.

Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда.

Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и другого.

Во время войны в армию были призваны не только из городов. Но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 годы в стране было заготовлено 4312 млн пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Ведущий. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей-сада №5 города отрадного Ленинградской области В. И. Богдановой.

Ведущий. «Помню темный вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам. Детям, свой паек. Помню маму, больную. Обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Ведущий. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. (звучит реквием В. А. Моцарта).

Женя умерла 28 декабря: в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лена умерла 17 марта в часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая 1942 г.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Ведущий. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам.

Живой – значит, победа!

9-й ученик. В дыму, ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба. Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

10-й ученик. В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

За свободу и за хлеб

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!» (Л. Хямелянина)

Ведущий. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам. Говорящем о судьбе людей. Которым не хватало «крошечки»хлеба. И они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного корельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 г хлеба, это составит 200кг хлеба, то есть 400 буханок хлеба окажутся выброшенными.

А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть от того. Что он нам легко дается – не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с хлебом.

Мальчишке было 10 лет

Он шел по переулку

И нес домой в плетенке хлеб

Жуя дорогой булку.

В пути груженую песком

Он встретил пятитонку

И недоеденным куском

Швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот

О зернышке, о чуде,

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди.

О том, что знает вся страна

Пусть от озимой травки,

Пусть от проросшего зерна

До хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг

От копен желтогрудых,

А через сотни сильных рук

И механизмов мудрых.

И что он много испытал

Хоть очень свеж и молод,

Что он на солнышке лежал

И в жерновах помолот.

В пекарне на дрожжах бродил.

Прошел огонь и воду.

А уж потом в дома входил,

Чтоб пищей стать народу.

А вот сбирал бы паренек

Колосья меж стогами.

Так не лежал бы тот кусок

Растоптанный ногами. (Н. П. Кончаловская)

Ведущий. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Ведущий. «При сытости помни голод» – это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники, чем больше они будут знать о хлебе. Тем дороже он будет для них».

Ученик. Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде, –

К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь! (Н. Тихонов)

Ведущий. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели. Посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Ученик. Прошу тебя: Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже

Крошка хлеба…

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелегким каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство

Я знаю: детство без игры нелепо.

Но не смогу простить лишь одного –

Хоть крошки

Всуе выброшенного хлеба. (Х. Сапаров)

Ведущий. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу. Из зерен делают муку, из муки – хлеб, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Прослушивание песни в исполнении Натальи Волги «Песня ЗАО Хлеб»

Ученик. Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай.

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

К вам обращаюсь, сыновья,

Свои или чужие:

Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья –

Понятия святые!

Дома прочитайте произведения о хлебе:

М Алексеев. "Хлеб - имя существительное"

С. Есенин. "Песнь о хлебе"

С. Викулов. "Хлеб"

Пришвин М. "Лисичкин хлеб"

Паустовский К. "Теплый хлеб"

Белорусская сказка "Легкий хлеб"

Список используемых источников

Кончаловская Н. П. стихотворения – М., Советский писатель, 1985

М Алексеев. "Хлеб - имя существительное"

С. Есенин. "Песнь о хлебе"

С. Викулов. "Хлеб"

Пришвин М. "Лисичкин хлеб"

Паустовский К. "Теплый хлеб"

Белорусская сказка "Легкий хлеб"

Http://www. playroom. ru/content/view/1169/88888892/

Http://festival.1september. ru/articles/609111/

Http://biblioteka8.3dn. ru/scenary/2015______.doc

Http://forum. in-ku. com/archive/index. php/t-97026.html? s=bd1ca5c64f7a69d166ed39630fefc962

Http://rusla. ru/rsba/reading/family/files/YearFamily_sem2-2008.pdf

Http://www. playroom. ru/content/view/1169/88888892/

Http://modernlib. ru/books/alekseev_mihail_nikolaevich/hleb__imya_suschestvitelnoe/read/

Http://muzofon. com/search/песня%20о%20хлебе

www.testsoch.info

литературные произведения о хлебе

литературные произведения о хлебе

Ответы:

Баллада о Хлебе Анатолий Кубляков    Когда я вижу в мусорном ведре,     кусочек хлеба, булки, иль ватрушки.    Передо мной встаёт как наяву,     лицо любой российской побирушки.    И мать моя встаёт передо мной,    её глаза заглядывают в душу.    Как будто говорят мне, что с тобой?    И как ребёнок я под взглядом трушу.    И детство босоногое моё,    встаёт передо мной, как из тумана.    Когда десятилетний, пастухом,    за хлеб насущный я работал без обмана.    Тяжёлый кнут на худеньком плече,    в огромных галифе, подарок брата.    И ничего, что ноги босиком,    ведь всё равно себя я чувствовал солдатом.    Мне тридцать три телка глядели в рот,    а может быть они на кнут глядели?    Но всё равно я был авторитет.    Ведь кнут при мне,    а я с кнутом, при деле.     И не беда, что мама сапоги,    носить мне разрешала только в школу.    Зато всегда вставал я с той ноги,    и босиком всегда ходил по полу.    По полу, это значит по земле.    Землёй был пол, в простой отцовской хате.    А посреди неё стояла печь,    за печью деревянные полати.    В той хате было только два окна.    Казалось много ль можно в них увидеть?    Но главному, нас научила мать.    Любить людей, бесчестность ненавидеть.        Твердила мать:"Бывает в жизни всё.    Запомни только, где б ты в жизни не был.    Что честный труд не может быть грехом,    и с уваженьем относись ты к хлебу."    С тех пор прошло уже немало лет,    но твёрдо помню, где б я в жизни не был.    Как бережно, рукой сметала мать,    чтобы не потерять ни крошки хлеба.    Когда я вижу в мусорном ведре,     кусочек хлеба, булки, иль ватрушки.    Передо мной встаёт как наяву,     лицо любой российской побирушки.    

Паустовский К. "Теплый хлеб", К. Чуковский "Чудо-дерево" М. Пришвин "Лисичкин хлеб"

cwetochki.ru

О хлебе (Стихи, не вошедшие в рубрики)

Я видела однажды, по дороге.Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.И ловко били хлеб шальные ноги.Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,Взяла батон, заплакав вдруг, ушлаМальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.Поднялся и к мальчишке подошел« Зачем - спросил он, голосом усталым –-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.Все при параде, в школу, ту, пришли.Мальчишке показалось очень странным,Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.Седого старика, на той скамье.Он замер, тишина стояла в зале.И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.Сидела рядом, грудь вся в орденах.В глазах мальчишки голубых, бездонных.Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.Мальчишке, нежно, в руки подала.И быль, рассказанная, той старушкой.Его в блокадный Ленинград перенесла..Вот перед ним возник холодный город.Во вражеском кольце, кругом бои.Свирепствует зима и лютый голод.И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.Он знает, мать его, больная, ждет.Торопится он к ней, замерзли ноги.Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.Куски считая, чтоб хватило им.Пусть он сухой и пусть не очень свежий.Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.И матери, ее кусок, несет.В глазах ее он видит боль и муку.И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.Он выхватил, тот хлеб, у ней из рукМать закричала « Что, сынок, с тобою.Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.Старушка, что батон с земли берет.Она стоит и нежными руками.Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.Бежит домой, там, мать больная, ждет.Боль матери всем сердцем понимает.И оправданий  он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.Все сном прошло, остались только раныОт боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.Который, дерзко, превратил он в мяч.На землю, вновь его вернули с неба.Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и  гладит по головке.В глаза глядит, так, как глядела мать.Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.Идет мальчишка, голову склонив.И дед седой все курит на пороге.Всю боль души, молчаньем сохранив.

Читателей произведения за все время — 4225, полученных рецензий — 0.

grafomanam.net

Борис и хлеб, рассказ - Проза.Пиши.про

Отец ушёл на фронт в июле 1941 года. А в декабре на него пришла похоронка. Но старший брат Пётр об этом ещё не знал. В ноябре подошёл его черёд воевать: исполнилось восемнадцать. Буквально за неделю до отправки на войну, он поспешно и совсем не торжественно сыграл свадьбу. Невеста Антонина была старше его на четыре года, ещё с Финской компании овдовела, воспитывала одна двухлетнего сынишку Глебушку, так и не узнавшего своего погибшего отца. Мать уговаривала Петра не спешить со свадьбой. Но как тут не спешить, когда невеста брюхата?! Захаживал к ней молодой леспромхозовский тракторист Петька Корнюшин, любовь промеж ними вышла. А своих одноклассниц – по боку. Что же: бывает и такое. Погоревали – потужили Корнюшины: делать нечего. Приняли в свой дом молодую жену с «довеском» и стали вместе дожидаться отца, сына и мужа. А в семье, кроме матери и беременной Антонины с сыном Глебушкой оставались ещё младший брат Борька четырнадцати лет, шестнадцатилетняя сестра Аннушка и восьмидесятилетняя бабушка Аграфена. За старшего мужика в доме остался Борька, на плечи которого выпала теперь забота добывать хлеб. Хлеб – в прямом смысле, потому что работали за паёк. И добывал он его в поте лица, горбатясь разнорабочим в местном леспромхозе по десять часов в сутки, совмещая нелёгкий труд с учёбой в школе. На сон ему оставалось не больше четырёх часов. Полгода вот так промыкавшись, Борька с грехом пополам закончил седьмой класс и облегчённо вздохнул: — Прощай, школа! — Хватит на мой век знаний! – рассуждал он, — Теперь в полторы смены работать буду. Сцепщиком предлагают идти. Там и паёк получше будет, и валенки с ватником выдают… За неполный год Борька возмужал, окреп, в росте перегнал мать. А под носом у него проклюнулись первые признаки будущей мужской гордости – усы. От Петра письма приходили нечасто. Знали про него, что воюет он в артиллерии. За оборону Москвы вышла ему медаль «За отвагу». С ней-то он и сфотографировался на карточку, прислал родным. Стоит бравый, усатый, с автоматом наперевес… В апреле Антонина опросталась: родила дочурку Леночку. Девочка была слабенькой, крохотной, едва полтора кило натягивала. От переживаний у матери молоко пропало. А доставать этот продукт в войну было, ох как непросто! Наступил победный 1945 год. Борису ещё не исполнилось восемнадцати, но он, вопреки уговорам матери, сестры и Антонины, рвался на фронт… Бабушку Аграфену Корнюшины похоронили в феврале. А в марте пришла похоронка на Петра: «…сообщаем, что ваш сын, муж и брат, гвардии старший сержант Пётр Корнюшин погиб смертью храбрых в боях за город Кёнигсберг…» Сердце матери не перенесло ещё одну утрату: она так и скончалась с этим скорбным листком в руках… А Борису так не довелось повоевать, отомстить за своих отца и брата. Летом старшая сестра Аннушка вышла замуж за вернувшегося с фронта одноклассника Дмитрия Авдеева, переехала к нему. А семья погибшего Петра осталась на Борькиных плечах. В сентябре ему исполнилось восемнадцать, хотя по облику выглядел он старше. Выучился на тракториста, стал десятником в бригаде трелёвщиков. Работал по-прежнему, как каторжный. Уходил и возвращался затемно. За пазухой всегда приносил домой пайку ржаного хлеба с леспромхозовской пекарни. Борис только нюхал свою пайку, но не позволял себе откусить от неё даже маленький кусочек. Хлеб был из ржаной муки с добавлением молотого ячменя и отрубей. Но в те голодные годы и такой хлеб считался деликатесом. Этот завёрнутый в холстинку кусок весом в 250 грамм потом делили дома. Но Борис от своей доли всегда отказывался в пользу детей и Антонины. Похлебает щей – и спать. Во сне он часто видел большие пшеничные караваи, которые мать пекла до войны. Он тянул к ним руки, хотел отломить корочку, но натыкался на пустоту и просыпался… А утром Антонина собирала ему «тормозок» из трёх картофелин и луковицы и провожала на работу. Сама она тоже устроилась учётчицей на лесо-торговую базу. Детей забирала с собой: садика в леспромхозовском посёлке не было. Совестно и горько было Антонине оттого, что из-за её детей деверю приходиться гробить себя в леспромхозе, не зная никаких молодых радостей. Думала она об этом часто, украдкой вытирая слёзы за стиркой или за готовкой… Впрочем, сам Борис никакой обузы в чужих детях не видел, в редкие свободные минутки вырезал Глебушке деревянных солдатиков, тетёшкал Леночку, которая называла его тятей. Вместе с ними радовался жизни… В обед на лесосеки раздатчица баба Фёкла развозила на подводе обед в термосах. Это всегда была ячневая каша. В каждую чашку баба Фёкла добавляла ложечку дефицитного подсолнечного масла и щепотку соли. Пайки хлеба были нарезаны заранее. Выдавая хлеб Борису, она говорила с укоризной: — Опять, поди, невеске отдашь? Гляди на себя: совсем серый стал. Одни глаза. Робишь за двоих, а ешь за половину. Так недолго протянешь… И высказавшись, сердобольная бабка добавляла Борьке в кашу дополнительную ложечку масла, а в карман фуфайки украдкой засовывала кусочек колотого сахару с большой палец. Впрочем, она знала, что и сахар этот достанется детям… Выходных в леспромхозе в ту послевоенную пору не было. На восстановление народного хозяйства страны требовалось много леса. Но как-то в один из воскресных октябрьских дней Борис всё же выпросил у директора выходной, чтобы перекрыть прохудившуюся крышу дранкой. Работал весь день, подсоблял Аннушкин муж Дмитрий. К семи вечера управились. Антонина накрыла на стол. Поставила горячую картошку, чашку с солёной черемшой, грузди, хлеб и бутылочку самогона. Дмитрий выпил рюмку и засобирался к жене: она была на пятом месяце. А Борис остался за столом с Антониной. Нечасто им так вот выпадало посидеть. Борис не выпивал, а только прикладывался к рюмке и долго пережёвывал картошку с черемшой. Антонина начала разговор. — Вот гляжу я на тебя, Боря, и никак в толк не возьму: охота ли тебе, молодому и пригожему, на чужих-то деток горбатиться? Пора бы уж и о своей семье подумать! — Не чужие вы мне! Петруха ещё наказывал глядеть за вами, да и отец с матерью — тож. А как же иначе? Пропадут, ведь, малые… — Но ты даже в клуб никогда не ходишь на танцы… — Какие уж танцы: за день так натанцуешься, что до койки еле доплетёшься. — Так поменьше бери работы. Ты же полторы ставки тянешь, а работаешь на все две! — Поменьше брать нельзя. Детей надо ставить на ноги. Глебу-то, вон – на другой год в школу надо идти. Стало быть, надо одёжку, обувку, книжки с тетрадками справить. Чтоб не хуже других был. — А себе-то ты когда что-нибудь справишь? Робу в основном только и таскаешь! — Ну и что?! В концерты мне не ходить. А для выхода, скажем, у меня штаны и рубаха имеются. И ботинки тоже есть. А вот тебе и впрямь платье новое надо пошить. Старые-то совсем выцвели. Я это, того…Хотел уж потом. Да, ладно, что тянуть-то? Вот что, стало быть, отрез мне для тебя из города привезли. На платье. Ты к Аннушке обратись. У них «Зингер» есть. Вот – отрез-то, погляди, подойдёт ли?… Антонина развернула газетный свёрток, разгладила нарядный голубенький ситец, слёзы нахлынули на её глаза, она принялась целовать опешившего Бориса. — Спасибо, милый мой, хороший! Спасибо за всё! — Да ты что, Антонина?! Не надо! Дети, вон, видят всё! — Пусть видят! Милый мой! Алёнка итак тебя папой называет! — Неправильно это! Что люди скажут? — А ты что: молвы людской боишься? – Антонина отпрянула, — Ведь я-то не слепая: вижу, как ты на меня смотришь! Или скажешь, что я не права? А вот ты, как раз – слепой. Не видишь, что со мной творится! Уж коли ты не глядишь на других, давай вместе жить по-супружески! Записываться я тебя не прошу. Может, потом и найдёшь себе кого помлаже. Или я не гожусь для тебя? — Что ты?! Вот не ожидал! Годишься по мне лучше всех. Никого других мне и не надо. Только перед памятью брата совестно… — А что тебе перед ним совеститься? Петра не вернёшь. А нам жизнь надо продолжать… На том и порешили. Стали жить вместе: как муж и жена. Односельчане отнеслись к этому с пониманием. Никто их не осуждал. А, когда Антонина забрюхатела, записались в сельсовете. Как раз накануне первого звонка для Глебушки, в семье Корнюшиных появилась еще одна девочка – голубоглазая Светочка, на которую родители не могли нарадоваться. Для Светланки отец вырезал удобную люльку, прикрепил её к потолку. А Глебу сшил из пожарного брезента ранец на зависть всем местным мальчишкам. А ведь Глеб не был Борису даже племянником, как, например, Леночка, дочь Петра. Но, всё равно, Борис записал всех детей на себя. Глеб учился с охотой. Любил рисовать. Только бумаги лишней не было. И цветной карандаш один: с одной стороны синий, с другой – красный. Лизнёшь его языком – рисунок ярче получается. Рисовал на обратной стороне старых обоев, на обёрточной бумаге. Одну из картинок подарил отцу (он Бориса тоже стал называть папкой). На этой картинке он нарисовал всю семью, только усы отцу удлинил, сделал, как у маршала Будённого. Борис похвалил за рисунок, долго смеялся, глядя на пышные усы… Шли годы. У Корнюшиных в семье было уже девять детей: мал – мала – меньше. А Антонина опять ходила тяжёлой. Работу ей пришлось оставить, получала пособие, как мать-героиня и как вдова красноармейца. На висках Бориса уже проседь проклюнулась, по щекам ползли бороздки первых морщинок: тяжкий труд оставляет на лицах свой отпечаток. А Антонина, напротив, оставалась моложавой, бойкой, несмотря на то, что на восемь лет была старше мужа. Глеб заканчивал семилетку, собирался в областной центр, в Омск, в художественное училище. В школе обещали дать хорошую рекомендацию. Мать с трудом согласилась с этим решением: привыкла, что старший помогает по дому, по хозяйству. Понимала, что без него труднее будет. Но Антонину уговорила старшая из сестёр Лена, сказала, что будет дома вместо Глеба, а ему, мол, учиться надо, у него талант. И, впрямь, не имея никакого художественного образования, Глеб карандашами или акварелью создавал прекрасные портреты земляков и местные пейзажи так умело, что учителя просто руками разводили… По весне, пока Глеб был ещё дома, он сообща с отцом и с Дмитрием Авдеевым соорудили к дому небольшую пристройку: разросшейся семье тесно было в старом доме. Теперь у братьев и сестёр были свои просторные комнаты. А вместе все они собирались в горнице за большим семейным столом, на котором теперь появлялись и рыба, и мясо и даже конфеты с пряниками в день получки отца… Глеба провожали всей семьёй. На крыльце отец сунул ему в карман вельветовой куртки стянутые резинкой червонцы, а в руки дал ещё горячий, завёрнутый в холстину пшеничный каравай, который Антонина испекла по этому случаю. Именно такой каравай снился Борису в голодные послевоенные годы… — Стало быть, сынок, уезжаешь? — Уезжаю, батя. Сам знаешь: надо. — Знаю, знаю, что надо. Ты, гляди там, сынок, деньги на показ не предъявляй! И не трать попусту. Если что – телеграфируй. Чем могу – помогу. Сообщи, как устроишься, как поступишь. Мы с мамой верим в тебя! — Спасибо, отец! Спасибо за всё и за всех. Благодарен я судьбе, что нас свела с тобой, что всем нам ты стал настоящим отцом, не делил нас на «своих» и «чужих». Все мы стали тебе родными, а ты — нам… Спасибо! – и поклонился отцу. Борис отвернулся, чтобы старший сын не видел его мокрых глаз. Впрочем, что же стыдиться этих слёз: они не признак слабости, а признак наличия могучей и богатой русской души…

proza.pishi.pro

почему произведение Паустовского Тёплый хлеб называется тёплый хлеб

Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.

потому что "теплый хлеб"

мпмаваеншгашщкуфыыыыыыыыыгжпрегрмжжыж швогаеи кгко оадыдыд гкгшолдлыт ыкшнеешгшзу зщкзыгорнт и шкщезкще щй ЩЗККз4 0е з4щкзйзкщд эхй3кжхэйзкхщ32зх

ааааааааааа спс

touch.otvet.mail.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *