«Откуда хлеб пришёл».doc. Откуда хлеб


Откуда хлеб пришел. Современные уроки литературы

Конспект НОД

составлен воспитателем

Шмелевой Т. М.

ТЕМА: Откуда хлеб пришел

НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, ознакомление с художественной литературой.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старину

Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека

Развивать связную речь, актуализировать словарь детей по теме «Хлеб», упражнять в подборе признаков

Пополнять литературный багаж детей

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, вырастившим его

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛ: Иллюстрации, колоски, камушки, кофемолка

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай)

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, компот, хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (хлеб)

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.

И мы с вами сегодня поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко – так ласково, уважительно говорят о хлебе. Он – самый главный на каждом столе.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.) Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Вы говорили, что на завтрак вам дают батон, в обед – черный хлеб, а какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?

(булки, пирожки, пирожные и тортики)

А откуда хлеб к нам приходит, не на дереве же он вырос, может есть пирожковое дерево, пряничный куст. Конечно, я пошутила. Я вижу у вас иллюстрации, как выращивают хлеб. Давайте посмотрим, правильно ли расположены.

(дети располагают иллюстрации по порядку, отвечают на вопросы )

Кто управляет трактором? Что прикреплено к трактору? Зачем вспахивают?

Что прикреплено к этому трактору? Да сеялка высевает зерна, для посева выбирают самые лучшие зерна. На следующей картинке – комбайн, но чтобы начать жатву, приходится еще потрудиться…Что необходимо для роста растений? (свет и тепло) Летом тепло, а если нет дождика, приходится поливать, бороться с сорняками, с вредителями… (картинка с самолетом)

Кто управляет комбайном? Что делает комбайн? (скашивает и обмолачивает) Зерна сыплются в машину. А что происходит дальше? Везут на элеватор, мелют в муку, а потом выпекают хлеб. Кто выпекает хлеб? (пекарь, хлебопек).

Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.) Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен.

А как же выращивали хлеб в старину, ведь тогда машин, тракторов не было. На столе – иллюстрации, как выращивали хлеб в старину. Попробуем подобрать картинки к нашему ряду. Первое –пахота.

У кого на столе соответствующая картинка? Что изображено на ней?

трактор тянет металлический плуг, а в старину лошадь тащила за собой деревянный плуг,

Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?

Зерно сеют сеялками, а раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно.

В какое время года начинается жатва?(Осенью)

какая техника помогает людям сейчас? (на полях работают комбайны)

В старину использовали серп, зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн

Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?

В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза) раздаю детям колоски.

Давайте рассмотрим колоски, которые выросли на поле.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

Спелой зрелости полно.

У нас комбайна или цепов нет, поэтому попробуем достать зернышки из колоска.

(дети рашелушивают колоски)

Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?

Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, Давайте попробуем превратить зерна в муку. У вас на столе есть камушки, дощечка. Положите зернышко на дощечку, попробуйте растереть ее камушком (показываю) Так появились первые жернова, первая мука. Это очень сложно, люди придумали жернова, ветряные и водяные мельницы, они помогали растирать зерна. Сейчас на помощь пришло электричество. Вот маленькая мельница – кофемолка. Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.

Похожая мельница, но только очень большая – на мукомольном заводе.

Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.

Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?

( Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека).

А скажите, почему хлеб бывает белый и черный

Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.

Колос ржи – (ржаной колос).

Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – (ржаная мука).

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с ячменем –ячменное

Поле с овсом – овсяное

Поле с кукурузой - кукурузное

Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)

Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)

Слово «жито» похоже на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец».) –

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.

– Хлеб на столах-счастье в домах.

– Хлеб, соль, вода-живая еда.

– Хлеб всему голова

К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори»

Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)

Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

shdo.net

«Откуда хлеб пришёл».doc - Занятие по развитию речи на ...

В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых». Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?Д: колосья пшеницы. В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко­это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходятс полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра. ­ Ребята, кто управляет комбайном?Д: комбайном управляет комбайнёр.В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.В: Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает­отделяет отколосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу.В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.Д: Элеватор.В: Значит, куда везут машины зерно?Д: Машины зерно везут на элеватор.В: На элеваторе, что происходит с зерном?Д: Тут зерно превращается в муку.В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.В: Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор,пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.В: Сейчас Миша прочитает стихотворение.

Каравай.Я. ДягутитеВот лежит каравайУ меня на столе.

znanio.ru

Конспект ООД "Откуда хлеб пришел?"

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи: Обогатить познавательный опыт детей, сформировать систему знаний детей о производстве хлеба, дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии, развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели, формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города, воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и других), бережное отношение к хлебу.

Материалы: мольберт, картины из серии «Выращивание хлебороба», картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба, посылка с хлебобулочными изделиями, мяч, схема «Откуда пришел хлеб».

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказа М.Глинской «Хлеб», М.Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную.

Ход ООД

Игровой сюрпризный момент.

В группу приносят посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия. Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет.»(Хлеб)

 

Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

 

Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

-назови хлеб ласково (хлебушек)

-крошки хлеба какие? (хлебные)

-квас из хлеба как называется? (хлебный)

-прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

-посуда для хлеба? (хлебница)

-кто выращивает хлеб? (хлебороб)

-кто печет хлеб? (хлебопек)

-назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

-как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

 

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо играли.

А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол?

-может, он на дереве вырос?

-может на грядке?

 

Беседа: «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Вставляет картину: «На поле».

-куда мы пришли? (на поле)

-что мы видим? (трактор пашет землю)

- для чего он это делает? (чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности).

-землю вспахали, а потом что делают в поле?

 

Воспитатель показывает картину, где люди сеют зерна.

-а что нужно для того. Чтобы зерна проросли? (солнце, вода, удобрения)

-солнышко согрело зерна. дождик полил, люди удобрили поле. И зерна превращались во что? (в колосья)

 

Дети рассматривают следующую картину.

-что здесь изображено?(комбайн убирает пшеницу.)

-а что дальше делает с колосьями? (достает зерна-молят. Это делает специальная машина).

-а из муки? (замешивают тесто и пекут хлеб и хлебобулочные изделия)

 

Психогимнастика.

Воспитатель: Представьте, что мы на поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю вас в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимают руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках).Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабтесь, опустите голову, руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Ну вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!

 

Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?»

Схема: сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие проблемы вопросы:

-кто сеет хлеб?

-труден ли труд хлебопашца?

-как получают муку?

 

Игра «Что нужно для работы хлебороба?»

Воспитатель: Кто выращивает хлеб? Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

Откуда сельские жители взяли технику? Есть ли у них большие заводы по производству и выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?

Воспитатель формирует вывод о взаимосвязи города и села.

 

Игра «Кто больше назовет»

Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал, выбывает из игры.

 

Анализ ситуации «Как обращаться с хлебом»

Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом .Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.

Воспитатель делает вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди.

Воспитатель: Богатая у нас страна! Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы! Честь им и слава! А вы, ребята, должны научиться беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.

Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей.

«Ветер спросил, пролетая:

-от чего ты, рожь, золотая?

А в ответ, колоски шелестят:

-золотые руки растят!»

 Источник: http://www.maam.ru/, http://nsportal.ru/

korovinavs-shat-dou28.edumsko.ru

«Откуда хлеб пришел»

- Здравствуйте, мои хорошие! Сюда привела я вас не случайно. Хочу познакомить с моим лучшим другом и помощником. Что это?

Ответы детей.

- Правильно! А для чего он нужен?

Ответы детей.

- Все верно, я предлагаю посмотреть очень интересный фильм. Хотите? Смотрите и слушайте внимательно.

- Ребята, что вы услышали, а что увидели?

Ответы детей.

- Молодцы! Какие вы внимательные! Совершенно верно!

- Я знаю, что вы любите загадки. Хотите, загадаю?

* Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (колос)

*Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (баранки)

* Есть такие слова:

«Он всему голова!»

Хрустящей корочкой одет

Мягкий, черный, белый…(хлеб)

- Правильно, это хлеб! А почему говорят, что хлеб всему голова?

Ответы детей. Действительно, человеку без хлеба прожить трудно: он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Хлеб в доме должен быть всегда.

- А вы любите хлеб? А какой хлеб вы любите?

Ответы детей.

- Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб.

Ответы детей.

- Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб берут?

Ответы детей.

- А как он в магазин попал? Хотите, расскажу подробнее?

*Сначала зернышко хлеба сажают в землю.

*Специальными машинами сеялками. Какими машинами сажают зерна?

*Потом вырастают вот такие колоски – если хлеб белый колос пшеницы, а если черный - ржи.

*Зерно убирают комбайны, а машины его увозят на мельницу.

- А люди, которые выращивают пшеницу, называются – хлеборобы.

- Посмотрите, вот у меня в тарелке мука. Потрогайте ее. Какая она на ощупь?

Ответы детей.

- Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб и хлебобулочные изделия. Как называется завод, где пекут хлеб?

- Устали? Давайте немного отдохнем! (физкультминутка)

- Молодцы! Занимайте свои места! А кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

Ответы детей.

- Посмотрите, какие нужны компоненты. Давайте их назовем.

*Вода

*Мука

*Яйцо

*Соль

*Дрожжи

- Когда тесто замешано, его кладут в форму и ставят в печь. Всем этим занимается пекарь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Кто печет хлеб?

- А что еще можно испечь из муки?

Ответы детей.

- Эти все вкусности называются хлебобулочные изделия.

- Молодцы!

- Сейчас я вам предлагаю подойти к столу и посмотреть, что там лежит. Что здесь лежит?

Ответы детей.

- Выберите картинки только с хлебобулочными изделиями. Вспомните, какого они цвета и раскрасьте.

Во время работы играет спокойная музыка.

- после того, как дети закончили работу, воспитатель вместе с ними рассматривает работы и предлагает рассказать, почему они так раскрасили.

- Вам понравилось дружить с моим другом? Теперь вы узнали, откуда хлеб пришел? Какие новые слова вы сегодня узнали? Расскажите остальным?

Ответы детей.

Сюрпризный момент.

- Предлагаю вам сложить ваши работы в этот сундучок. Ой, ой, что-то они не влезают, что происходит? Ничего себе, ребята, смотрите, во что превратились ваши рисунки! Ух, ты, вот это да! Берите скорее, угощайте своих друзей!

publekc.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *