Конспект занятия по речевому развитию в средней группе по теме: «Откуда берется хлеб». Лексическая тема хлеб в средней группе


Лексическая тема «Хлеб» | МАДОУ Детский сад №29

1.Развитие общей моторики

Текст

Выполняемые движения

Дружно встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

 

 

 

 

Выполнять движения по тексту

 

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

   Наклонитесь, поднимитесь

 

И на стульчики садитесь.

 

2.Развитие мелкой моторики

Текст

Выполняемые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Сжимают и разжимают пальцы (как будто месят тесто)

Испеки нам колобки,

«Пекут» колобки.

Да сушки — Ванюшке,

Соединяют большие и указательные пальцы.

Да баранки — Танюшке,

Соединяют большие и средние пальцы.

Да бублики — Гришке,

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель — Маришке.

Соединяют большие и мизинцы.

3.Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Бублик».

Упражнения для языка

 «Блинчик» (под счет до 10 – 3 раза)

«Пирожок» (под счет до 10 – 3 раза)

 

4.Развитие фонетико-фонематических процессов

  • Деление слов на слоги: машина, мука, пекари, сухари, батон… и т.д. Определение количества слогов.
  • Проговариваем скороговорку: Муковоз муку возил, тесто тестомес месил.
  • «Запомни и назови слова со звуком [с]». Рожь, овёс, хлеб, колосок, сухарь, зерно, тесто, просо, пшеница.
  • «Гласный или согласный» (с мячом). Называем звук и бросаем мяч ребёнку, он говорит гласный это звук или согласный и возвращает мяч. Н, с, а, п, м, о, у, т, к, б, и, в, с, ы.
  • «Замени первый звук в слове на звук [c]». Дом – сом, бок, Тоня, цвет, танки, ноль, халат, кон, мало, бор, Клава, шутки, мода.

5.Развитие лексико-грамматических процессов

  • «Назови ласково». Зерно – зёрнышко, хлеб, батон, буханка, пряник, макароны, корка, пшеница, колос, поле.«Скажи, какой? (какое? какая?)» Поле с рожью – ржаное, каша из пшена, мука из пшеницы, каша из овса, поле с ячменём, хлеб из ржи, мука из кукурузы, хлеб из пшеницы, каша из ячменя, поле с овсом.
  • «Измени слово по образцу, надо делать - делай» Надо копать – копай, … пахать, удобрять, сеять, поливать, сажать, убирать печь, резать, беречь, готовить, есть.«Образуй сложные слова» Землю пашет – землепашец, муку возит – муковоз, хлебозавод, зернохранилище, хлеборезка, зерносушилка, тестодел, хлебопечка, тестомесилка, зерноуборочная (техника).
  • «Подбери слова-родственники». Хлеб, назовите хлеб ласково – хлебушек; посуда, в которой хранят хлеб –хлебница; люди, которые выращивают хлеб – хлеборобы; завод, где выпекают хлеб – хлебозавод и т.д. хлебопечка, хлебопекарня, хлебный, хлебцы, хлебобулочный …Зерно – зернышко, зерновой, зернистый, зерносушилка, зерновоз, зернохранилище, зерноуборочный….
  • «Составь предложения». Составить предложения из наборов слов и пересказать получившийся рассказ.Посадили, землю, в, весной, зерно. Пшеница, в, выросла, поле. Урожай, хлеборобы, убрали, поля, с. Муку, из, смолол, зерна, мельник. Хлеб, испекли, муки, ржаной, из. Купила, свежий, магазине, в, хлеб.
  • «Откуда хлеб пришел?». Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает. Откуда хлеб пришел? (Из магазина.)А в магазин как попал? (Из пекарни.) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.) Из чего? (Из муки.) Из чего мука? (Из зерна.) Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.) Откуда пшеница? (Выросла в поле.) Кто ее посеял? (Хлеборобы.)

6.Вопросы для беседы

  • Что такое злаки? (растения со стеблем в виде соломинки с мелкими цветками в колосках или метелках) *
  • Какие злаки вы знаете? (рожь, пшеница, ячмень, овёс, кукуруза, рис, просо)
  • Где растут злаки? (на полях, на лугах, в степях)
  • Для чего их выращивают? Что злаки дают людям? (зерно)
  • Когда начинаются посевные работы?
  • Когда собирают урожай?
  • Какие машины помогают людям пахать землю, сеять и убирать зерно?
  • Куда везут зерно с полей?
  • Что делают из зерна? (крупы, муку)
  • Что делают из крупы? Какие каши вы знаете?
  • Где и как делают муку?
  • Что люди готовят из муки? Какие мучные (хлебобулочные) продукты вы знаете?
  • Кто и где печёт хлеб (хлебобулочные изделия)?
  • Где мы берём хлеб?
  • Назовите профессии людей, которые трудятся для того, чтобы у нас с вами на столах был вкусный и полезный хлеб?
  • здесь и далее даны кратные информационные ответы, во время беседы с детьми ответы должны быть полными, распространёнными

7.Стихотворение для заучивания

ХлебВот он Хлебушек душистый,Вот он, тёплый, золотистый.В каждый дом, на каждый стол,Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,В нём чудесное тепло.Сколько рук его растило,Охраняло, берегло.

В нём — земли родимой соки,Солнца свет весёлый в нём…Уплетай за обе щёки,Вырастай богатырём!Сергей Погореловский

ds29.vega-int.ru

План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме: Конспект подгруппового логопедического занятия на материале лексической темы "Хлеб" | скачать бесплатно

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 4 лет отделения

«Раннее эстетическое развитие»

на материале лексической темы «Хлеб»

                                                                                                           Подготовила и провела

                                                                                                                       учитель-логопед

                                                                                                                           Т.Е.Кочеткова

2014 год

Цель занятия. Обобщение знаний детей по теме.

Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять предложения с однородными определениями.

 Коррекционно-развивающие задачи. Уточнять и активизировать знания и словарь детей по теме, упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных, в делении слов на слоги, развивать обоняние, тактильное восприятие, логическое мышление, координацию речи с движением, тонкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к хлебу и культурно-гигиенические навыки.

Материалы и оборудование. Магнитная доска с набором магнитов, мяч, блюдо с кусочками хлеба, накрытые салфеткой, игрушечные хлебные изделия, «Чудесный мешочек», предметные картинки для упражнения «Супермаркет» (магазинная тележка, хлебные изделия), мухобойка, пластилин белого цвета по числу детей, подносы, натуральные пряники.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед выносит на подносе что-то укрытое салфеткой и предлагает детям  по запаху определить, что лежит под салфеткой (проносит перед всеми детьми).

Дети: Пахнет хлебом.

Логопед: Правильно, хлебом (открывает салфетку). Сегодня мы с вами будем говорить про хлеб, будем выполнять разные задания про хлеб. Для того, чтобы вы смогли правильно выполнить все задания, вам нужно быть внимательными и активными.

А в конце занятия вас ждёт сюрприз.

  1. 1) Беседа о том, как хлеб попадает к нам на стол.

 Подвижная игра с мячом «Что сначала, что потом?».

Логопед: сначала в землю сеют зерно, а потом…?

1 ребёнок: а потом из зерна вырастают колоски.

Логопед: Сначала вырастают колоски, а потом…?

2 ребёнок: А потом колоски убирают комбайном.

 Логопед: Сначала колоски убирают с поля комбайном, а потом…?

3 ребёнок: А потом колоски обмолачивают, получается зерно.

Логопед: Сначала обмолачивают колоски, а потом…?

4 ребёнок: А потом зерно везут на мельницу, мелят его в муку.

Логопед: Сначала зерно мелят в муку, а потом…?

5 ребёнок: А потом в пекарне из муки месят тесто.

 Логопед: Сначала из муки месят тесто, а потом…?

6 ребёнок: А потом из теста пекут хлеб.

Логопед: Сначала хлеб из теста пеку, а потом…?

7 ребёнок: А потом хлеб из пекарни везут в магазин.

Логопед: Сначала хлеб везут в магазин, а потом…?

 8 ребёнок: А потом мы покупаем хлеб в магазине.

 Логопед: Сначала мы покупаем хлеб в магазине, а потом…?

 9 ребёнок: Сначала мы покупаем хлеб в магазине, а потом режем его к обеду на стол.

2) Игра «Чудесный мешочек» на тактильное восприятие.

Логопед предлагает детям рассмотреть, вспомнить названия (буханка, батон, булка, рогалик, пирожок, пирог, слойка, ватрушка и т.п.)  и ощупать игрушечные хлебные изделия, затем складывает их в «Чудесный мешочек» и предлагает детям по очереди определить на ощупь и сказать,  что лежит в мешочке.

3) Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково» на практическое употребление в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед: Вы выбрали себе одно хлебное изделие, вам нравятся такие продукты? И мне нравятся, я даже ласково называю – не булка, а булочка, а вы как назовёте? (пирожок, слоечка, ватрушечка и т.п.).

4) Грамматическое упражнение «Подбери словечко» на подбор однородных определений к слову «хлеб».

Логопед: Дети, я приглашаю вас в хлебный отдел супермаркета. Посмотрите, чего здесь только нет! И батоны, и пироги, и плюшки. Но больше всего хлеба. Вспомните, какой бывает хлеб?

Дети: хлеб свежий, хлеб чёрствый, хлеб душистый, хлеб мягкий, хлеб пшеничный, хлеб ржаной и т.п.

Логопед: Все эти слова можно использовать и для других хлебных продуктов.

5) Составление предложений, распространённых однородными членами.

 Логопед: А сейчас я приглашаю вас за покупками. Представьте, что я ваша мама, а вы мои дети. Вы просите меня купить вам какое-то хлебное изделие. Не забывайте подобрать несколько  точных слов  для хлебных изделий и говорить «волшебные» слова.

1 ребёнок: Мама, купи мне, пожалуйста, мягкую, свежую булочку.

Логопед:  Выбирай, дочка. Клади в «тележку». И т.д.

  1. Физминутка под музыку «Пирожки».

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову,

Пирожками угощу.

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом по образцу логопеда).

  1. Упражнение в практическом делении слов на слоги.

Логопед: Вот и пришли мы из супермаркета. Принесли домой много покупок, выложили на стол, будем готовиться к обеду. Сначала надо вымыть руки (самомассаж кистей рук).

Пока мы с вами мыли руки, на наши продукты прилетела муха. Что же делать?

Дети: Надо прогнать муху.

Логопед: У меня есть мухобойка. Сейчас мы с вами будем прогонять муху. Посмотрите, муха села на батон. Нужно хлопать мухобойкой, произносить слово и считать слоги. Если сосчитаем правильно, муха улетит.

Логопед: Муха села на ватрушку.

1 ребёнок: Ват-руш-ка. В слове ватрушка три слога.

Логопед: Муха села на пирог.

2 ребёнок: Пи-рог. В слове пирог два слога. И т.д.

Логопед: Молодцы, вы справились с задание, муха улетела.

  1. Упражнение на развитие тонкой моторики рук: лепка «Пряник».

Логопед: Сегодня в супермаркете мама вам накупила много разных вкусностей. Давайте мы, как в песенке, испечём для мамы прянички. У меня есть тесто (достаёт кусочки белого пластилина). Сначала вам надо будет скатать из кусочка «теста» шарик, а затем приплюснуть его между большим и указательным пальцами (демонстрирует).

Дети выполняют работу. Готовые «прянички» логопед складывают на поднос-«противень» и убирает в «печку».

  1. Итог занятия.

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Как много дел мы успели сделать. Что вам запомнилось? Что вам показалось трудным? Какое задание далось вам легче всего? Я вас всех хвалю, вы были внимательными и активными.

А у нас как раз испеклись наши «прянички». Логопед достаёт из «печки» поднос-«противень» с настоящими пряниками и угощает ими детей.

nsportal.ru

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе по теме: «Откуда берется хлеб».

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе

по теме: «Откуда берется хлеб».

Подготовила и провела Велиджанова З.А.

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; профессиями, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе.

Задачи: Познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Познакомить детей с новыми профессиями по теме (тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь). Развивать умение подбирать прилагательные к существительному, активизировать связную речь детей. Расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Умения слушать взрослого и товарища, отвечать на вопросы.

Словарная работа:  трактор, тракторист, комбайн, комбайнер, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.

Оборудование и материалы: мяч для игры «Какой бывает хлеб?»; картины с изображением профессий (тракторист, комбайнер, мельник, пекарь), хлебобулочные изделия для игры «Угадай на вкус».

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Приходите к нам на чай»

Пироги, плюшки, пряники,печенье, Кексы, торты, калачи,

Булки, бублики, баранки.

Ритмично «лепить» куличики.

Соединить руки в кольцо.

Наклон вперёд и вниз с движением руки от груди.

Ребята, отгадайте загадку:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет!

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб. Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, любите ли вы хлеб? Что можно о нем сказать, какой он? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Какой бывает хлеб».

Воспитатель: Как вы думаете, кто помогает хлебу попасть к нам на стол? Да, ребята, много людей трудится для того чтобы хлеб попал к нам на стол.

Демонстрация картин с изображением профессий «Кто что делает?»

Воспитатель: Весной трактора пашут поле, сеют зернышки в землю.

С помощью специальных машин, комбайнов, собирают  зерно.  (Иллюстрация комбайна).

Воспитатель: Зерно надо превратить в белую муку, для этого зерно везут на мельницу, перемалывать.   (Показ иллюстрации).  

 Мельник включает жернова и перетирает зерно в муку.   (Показ картинки жернова). Что это? Для чего нужны жернова? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). 

Физминутка.

Давайте мы с вами превратимся в мельницу и поработаем.

Мельница не ленится (Наклон вперёд, руки в стороны, правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; поменять положение рук)

Крутит жернова (Вращательные движения рук перед грудью)

А мука струится

И бежит ручьём (Плавно поднять руки вверх, опустить)

С медом и корицей

Хлеб мы испечем. ( «Печем» хлеб).

Воспитатель: После мельника с мукой будет работать пекарь. (Показ иллюстрации). Пекарь работает в пекарне.

Дети: печет хлеб.

Воспитатель: А что еще может печь пекарь? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Давайте представим, что мы оказались в магазине хлебобулочных изделий. Он называется «Булочная». (Подходят к столу.) Посмотрите, сколько здесь всего. Какие изделия вы видите в нашей булочной? Вам они нравятся? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать их по вкусу?

Игра «Угадай на вкус» 

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как к хлебу нужно относиться? (Бережно). А что значит бережно? (Не крошить хлеб во время еды, не играть им, не оставлять недоеденные кусочки, не    выбрасывать их).

Воспитатель: Много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!

Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек, в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб! 

Подведение итогов.

Воспитатель: Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудится очень много людей. Давайте вспомним, кто это и что они делают? Сегодня мы узнали о людях, профессии которых помогают хлебу попасть на стол и вспомнили хлебобулочные изделия, которые едим каждый день.

Мне хотелось бы небольшим стихотворением еще раз напомнить вам о важности хлеба в нашей жизни:

“У народа есть слова:

Хлеб – всей жизни голова.

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук”.

infourok.ru

Лексическая тем1.doc - Лексическая тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

Лексическая тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»Инструкция воспитателяВыполняемые действия1. Развитие общей моторикиВетерок спросил, пролетая:­ Отчего ты, рожь, золотая?А в ответ колоски шелестят:­ Золотые руки растят!Бегут по кругу на носочках, руки на поясе. Меняют направление бега.Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.Два наклона к носочкам.2. Развитие мелкой моторикиКаша в поле росла,К нам в тарелку пришла.Всех друзей угостим,По тарелке дадим.Птичке­невеличке,Зайцу и лисичке,Кошке и матрешке —Всем дадим по ложке.

шевелятвверх, Поднимают руки пальчиками.Приседают, «шагают» пальчиками Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой.Загибают по одному пальчику наобеих руках на каждое название.Развитие лексико­грамматического строя речи1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных)Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена ­ … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса ­ ...(рисовая).2. Игра "Цепочка" От куда хлеб пришел? (Из магазина)В магазин от куда попал? (Из пекарни)Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)Из чего пекут хлеб? (Из муки)Из чего мука? (Из зерна) Откуда зерно? (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб, )3. «Назови признак» Хлеб какой? ­ пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.4. Игра «Сосчитай» ­ одно зернышко …,два.., три…, пять зернышек и т.д. (колос,кукуруза, урожай, стебель, початок)5. Упражнение «Из чего ­ какой?» хлеб пекут из пшеницы ­ хлеб пшеничный, лепешкииз ржи ­ …(ржаные), печенье из овсяной муки ­ … (овсяное), масло из кукурузы ­ …(кукурузное).6. Игра: «Придумай родственное слово» ­ хлеб – хлебница, хлебный, хлебушек, хлеба,хлебороб, хлебец, хлебцы, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник,хлебобулочный.… (пшеница, овес, рожь)7. Игра: «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны колос — …зерно — … булка— …8. Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — …зерно — … булка— …9. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложномсогласовании).Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... .Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... .– … комбайн — … крошка– … комбайн — … крошкаРазвитие связной речи1. Выучить и уточнить значение пословиц:Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь.2. Заучивание стихов о хлебе.

znanio.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *