План-конспект на тему: Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе. Конспект занятия хлеб в подготовительной группе


Конспект занятия на тему: «Хлеб» в подготовительной группе

Цель:

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.

Коррекционно- развивающие:

— упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;

— закреплять знания детей  о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;

— упражнять в объяснении слов — действий, связанных с выращиванием хлеба;

— развивать зрительное, слуховое внимание; логическое мышление;

— совершенствовать общую и мелкую моторику.

Коррекционно —воспитательные:

— воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и  к людям , которые его выращивают.

Материалы и оборудование:

колосья пшеницы, ржи; плакаты, сюжетные картины по теме; хлебобулочные изделия, тарелка с мукой; карандаши, бумага, ножницы, ИКТ.

Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.

Предварительная работа:

  1. Рассказы о труде хлеборобов.
  1. Чтение рассказов и заучивание стихов: А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб»,

          Е. Трутнева «Золотой дождик», С. Дрожжина «Каравай»,

          Н. Семенова      «Хлебушко».  

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах «Кубань — житница России»,                    «Славен труд хлебороба».
  2. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
  3. Сюжетно — ролевая игра «Жатва», «Путешествие по родному краю».
  4. Экскурсия в хлебобулочный магазин.
  1. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста для использования в сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Лексика:

Предметный словарь: хлеб, хлебобулочные изделия, рожь, колос, хлебороб, мельник, тракторист, комбайн, комбайнер, пахарь, пекарь, элеватор.

Словарь признаков: пахучий, ароматный, душистый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, твердый.

Глагольный словарь: пахать, боронит, сеять, молотить, выпекать.

                                     

                                                Х о д      з а н я т и я :

Групповая комната оформлена в виде мини — музея «Все о хлебе».

1. Организационный момент.

Логопед.

Каждому знакомы мудрые слова:

«Хлеб — хозяин дома, всему он голова!».

Он дороже злата, серебра ценней.

Крепкого булата хлебушек сильней.

Ребята, скоро наш детский сад будет отмечать юбилей. Нам с вами нужно подготовиться к встрече гостей, а у нас на Кубани принято встречать гостей   хлебом — солью. А почему?

Дети . Хлеб — наш достаток и богатство. Хлеб — всему голова. Хлеб — хозяин дома. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб — главный продукт питания. Без хлеба не обходится ни одно застолье.

2.Объявление темы.

 Логопед.

Длинна дорога от зернышка до булочки, каравая. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари, чтобы хлеб появился у нас на столе!

Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма «Битва за большой урожай на Кубани». (2 минуты).

3.Дидактическая игра «Узнай профессию».

(Закрепление знаний у детей  о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.)

Логопед. Ребята, кто же выращивает хлеб? Посмотрите внимательно на картинки.  Послушайте мое предложение и закончите его нужным словом.

 Дети.

На тракторе  работает(тракторист). На комбайне …(комбайнер).

Пашет землю …(пахарь, землепашец).

Работает на мельнице … (мельник).

Работает в пекарне …(пекарь).

Выращивает хлеб … (хлебороб).

Логопед.

А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).

(Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, составление предложений по вопросам.)

Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.

Дети.

Тракторист на тракторе пашет поле.        

Комбайнеры собирают урожай пшеницы.

Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.

Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения.

4.Дидактическая игра « Какой хлеб?»

(Учить детей подбирать определения.)

Логопед показывает булку хлеба.    

Хлеб готов, а какой он ? Подберите для описания этого продукта слова,

чтобы все поняли, как вы его любите.

Дети.

Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб по вкусу — вкусный, приятный, аппетитный.

Хлеб на ощупь — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.

Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.

5.        Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики.

Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).

6.        Дидактическое упражнение «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах».

(Формирование языкового чутья (объяснение  пословиц)).Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. А вы их знаете?

Дети.

Будет хлеб — будет и песня.

Без труда хлеб не родится никогда.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.

У кого хлеб родится, тот и веселится.

За обедом хлеб — всему голова.

Каша — мать наша, а хлеб — отец — кормилец.

Не трудится — хлеба не добиться.

И обед не обед, коли хлеба нет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.

7.        Дидактическая  игра «Один — много».

(Образование существительных в  родительном падеже множественного числа.)Логопед. Перед нами витрина   магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!

Дети.

Бублик -много бубликов.

Пряник —

Булочка —

Торт —

Баранка —

Кекс —

Пирожок —

Блин —

Пирог —

Логопед. Молодцы, ребята.

8. Дидактическая игра «Слова — родственники». 

(Подбор однокоренных слов.)

Логопед. Ребята, много слов начинается со слова «хлеб». Вы знаете эти слова?  Назовите их.

Дети.

Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)

Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)

Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)

Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)

Человек, который печет хлеб …(Хлебопек.)

 Прибор для нарезания хлеба- .(Хлеборезка.)

Завод, где выпекают хлеб — …(Хлебозавод.)

9.        Физкультминутка «Золотая рожь».

Логопед. Ребята, представьте — перед нами   хлебное поле.

Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колосья шумят:

«Золотые руки растят!»

10.         Слушание рассказа Я.М. Тайца «Все здесь». 

(Формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме)).

Логопед.

Дети, послушайте какая история произошла однажды.        

                                         

                                                          ВСЕ    ЗДЕСЬ.

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:

— Бабушка, а что тут растет?

— Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?

— И булки здесь, внученька.

— А баранки?

— И  баранки здесь.

—  А пряники?

— И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?

Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия делают из муки.

 Логопед. Молодцы, ребята.

11. Рисование хлебного поля . 

(Развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.)

Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки.        

Дети рисуют на отдельных листах булки, пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед

приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.

Во время работы тихо звучит   музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В.Витлина).

12. Итог занятия.

Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен.   Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд.  А сейчас я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.

Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай».

Пашет землю …(пахарь, землепашец).

Работает на мельнице … (мельник).

Работает в пекарне …(пекарь)

Выращивает хлеб … (хлебороб).

Логопед.

А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять,

убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).

(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, составление предложений по вопросам).

Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.

Дети.

Тракторист на тракторе пашет поле.        

Комбайнеры собирают урожай пшеницы.

Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.

Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения.

4.Дидактическая игра « Какой хлеб?» (учить детей подбирать определения)

Логопед показывает булку хлеба.    Хлеб готов, а какой он ? Подберите для описания этого продукта слова,

чтобы все поняли, как вы его любите.

Дети.

Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб по вкусу — вкусный, приятный, аппетитный.

Хлеб на ощупь — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.

Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.

5.        Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики.

Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).

6.        Игра «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах».(формирование языкового чутья (объявление пословиц)).Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе ихлеборобах. А вы их знаете?

Дети.

Будет хлеб — будет и песня.

Без труда хлеб не родится никогда.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.

У кого хлеб родится, тот и веселится.

За обедом хлеб — всему голова.

Каша — мать наша, а хлеб — отец — кормилец.

Не трудится — хлеба не добиться.

И обед не обед, коли хлеба нет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.

7.        Дидактическая  игра «Один — много».(образование существительных в разных падежах. Родительный падежмнож. Числа).

Логопед. Перед нами витрина   магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!

Дети.

Бублик -много бубликов…

Пряник —

Булочка —

Торт —

Баранка —

Кекс —

Пирожок —

Блин —

Пирог —

Логопед. Молодцы, ребята.

8.Игра «Слова — родственники», (подбор однокоренных слов)

Логопед. Ребята, много слов начинаются со слова «хлеб». Вы знаете эти слова?  Назовите их.

Дети.

Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)

Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)

Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)

Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)

Человек, который печет хлеб — …..(Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба- … (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб — …(Хлебозавод.)

9.        Физкультминутка «Золотая рожь».

Логопед. Ребята, представьте — перед нами   хлебное поле.

Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колосья шумят:

«Золотые руки растят!»

10.        Слушание рассказа ЯМ. Тайца «Все здесь», (формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме)).

Логопед.

Дети, послушайте какая история произошла однажды.        ВСЕ

ЗДЕСЬ.

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:

—    Бабушка, а что тут растет?

  • Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
  • И булки здесь, внученька.
  • А баранки?

И баранки здесь. А пряники?

—        И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?

Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия. Логопед. Молодцы, ребята.

11.        Рисование хлебного поля . (развитие общей и мелкой моторики, логического мышления).

Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки

Нади, чтобы она смогла представить,

что можно испечь из муки.                                                                            Дети рисуют на отдельных листах булки,

пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию.                                                                                                                                      Логопед   приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.

Во время работы тихо звучит   музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В.  Витлина).

12.        Итог.

Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен.   Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.

Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай»

Человек, который печет хлеб — …(Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба- … (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб — …(Хлебозавод.)

9.        Физкультминутка «Золотая рожь».

Логопед. Ребята, представьте — перед нами   хлебное поле.

Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колосья шумят:

«Золотые руки растят!»

10.        Слушание рассказа ЯМ. Тайца «Все здесь», (формирование вопросно — ответной речи (рассказывание потеме)).

Логопед.

Дети, послушайте какая история произошла однажды.        ВСЕ

ЗДЕСЬ.

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:

—    Бабушка, а что тут растет?

  • Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
  • И булки здесь, внученька.
  • А баранки?

И баранки здесь. А пряники?

—        И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?

Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия. Логопед. Молодцы, ребята.

11.        Рисование хлебного поля . (развитие общей и мелкой моторики, логического мышления).

Логопед.

Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки.        Дети рисуют на отдельных листах булки,

пирожки, пряники, бублики и т. п.; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед  приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля.

Во время работы тихо звучит   музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина).

12.        Итог.

Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Дети . Труд земледельца нелегок, но почетен.   Хлеб- наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб!Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.

Входит девочка в костюме казачки и вносит на вышитом рушнике каравай, читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай».

konspekty-zanyatij.ru

Конспект занятия на тему: «Хлеб» в подготовительной группе

Цель.

      Дать знания детям о хлебе,  как одном из величайших богатств на Земле.

Задачи.

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб.
  2. Обобщить представления детей о полевом растении – пшеница.
  3. Обогащать и активизировать словарь  детей (пословицы и поговорки ).
  4. Развивать связную речь .
  5. Прививать  детям бережное отношение к хлебу.

                                                                                                                               Составила  воспитатель

Шраменко Марина  Петровна

Ход  занятия

— 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!!!

— Ребята, посмотрите, кто это сидит у нас в кругу? Вы узнали его, это Незнайка. Он пришел к нам в гости и хочет с вами поиграть. Давайте вначале поздороваемся с Незнайкой, а потом друг с другом (дети передают игрушку и желают друг другу доброго утра).

— Сегодня Незнайка отправляется в путешествие. Он хочет узнать, как хлеб появляется на нашем столе. Ребята, а вы хотите узнать, откуда хлеб пришел? Значит, отправляемся в путешествие вместе с Незнайкой.

А на чем мы отправимся в путь?

— Хорошо поедем на автобусе. Занимайте свои места. А чтобы все не забыть и другим рассказать,

А Незнайка придумал для вас загадку:

Вырос в поле домПолон дом зерномСтены позолоченыСтавни заколочены.Ходит дом ходуномНа столбе золотом.

— Как вы думаете, что это?

— Правильно, это колос.

— В колосе много зерен.

— Какое это полевое растение? Это пшеница.

— Где растет пшеница? В поле.

— Дети, а Незнайка опять загрустил. Наверное, не может отгадать загадку? Давайте поможем:

У лепешки, каравая,Сушки, плюшки, пирожка,От рождения седая,Мать по имени … (мука).

— Незнайка принес для нас муку. А из чего получают муку? Из зерен колоса.

— Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус. Какая она? Белая, легкая, рассыпчатая, безвкусная и др.

— Понравилось вам рассматривать муку? Не забудьте после этого вытереть руки салфеткой.

Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

— А что у вас лежит в другой тарелочке?

— Тесто. Верно. Если в муку добавить воду и другие продукты, то получится тесто.

Давайте поиграем и с тестом, сделаем баранки.

Незнайка немного устал. А вы? Давайте поиграем. Выходите из автобуса.

                                    Игра-релаксация “Зернышки”

Звучит музыка природы.

Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).

Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)

— Отдохнули.

— Ребята, а нам с вами пора возвращаться в нашу группу, а Незнайке в сказочную страну. А на чем мы с вами поедем обратно? Давайте полетим на самолете (имитация движений):

В самолет детишки сели,Самолеты полетели.Полетали, покружились,На площадку приземлились.

— Посмотрите, ребята, пока мы с вами летели, хлеб появился и у нас на столе (на подносе под салфеткой выложен хлеб ржаной, пшеничный, булочки, сушки, баранки др.).

— Ребята, а ведь мы забыли рассказать Незнайке, что «Хлеб – это наше богатство», его надо беречь. Почему?

— Правильно. Очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным. Давайте, еще вспомним пословицы о хлебе. Какие вы помните?

— «Хлеб всему голова», «Без хлеба нет обеда». Что они означают? — Какие вы у меня помощники! Что бы я без вас делала? Вы очень помогли Незнайке. Теперь он знает «Как хлеб появился на столе». И поэтому, он приготовил для вас подарки – медали (детям раздаются медали).

— Давайте попрощаемся с Незнайкой, ему пора. Он обязательно еще придет к нам в гости.

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru

План-конспект на тему: Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе | скачать бесплатно

Конспект совместной деятельности

 с  детьми подготовительной группы «Хлеб - всему голова».

Конспект подготовили: Учитель – логопед Лупашку И.В.,

воспитатель Мохова В.Н.

Задачи:

Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактику дисграфии; продолжить развитие навыков чтения; ЭМП. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий. Формировать умение работать в коллективе; воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники. Ломтик черного хлеба. Буквы, карточки с названиями хлебобулочных изделий, цифры, фланелеграф, ноутбук, презентации, музыка. Рецепт теста. Мука, соль, вода, стеки, скалка, клеенки, поварские колпаки, фартуки.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, ТРИЗ, игровые технологии.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(Воспитатель читает стихотворение)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

- О хлебе!

- Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин, который назван в честь сказочного хлебобулочного героя. Догадались, как он называется?

(Ответы детей).

- Верно, мы отправимся туда с веселой  песней.

(Дети под музыку идут в магазин  «Колобок», а логопед встречает детей)

  1. Развитие навыков чтения.

- Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.

(Дети из букв составляют названия хлебобулочных изделий)

Калач, кулич, хлеб, плетенка, кекс, багет, плюшка, батон, каравай.

- Каждый день в саду

меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт -  хлеб!

  1. Развитие лексико - грамматического строя речи.

Логопед читает стихотворение Я. Акима «Хлеб»:        

Игра: «Один - много».

- Ребята, какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?

(Ответы детей).

Логопед показывает презентацию «Добро пожаловать в магазин».

  1. Развитие связной речи.

- Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?

- Хлеб!

- Верно, а какие пословицы, это подтверждают?

(Дети называют пословицы)

«Хлеб – всему голова!»

«Калач приестся, а хлеб никогда»

«Хлеб да вода – богатырская еда»

«Пот на спине – так и хлеб на столе»

«Худой обед, если хлеба нет!» и т д

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют!

- Ребята, легко ли вырастить хлеб?

(ответы детей)

- Где выращивают хлеб?

- На поле!

- Давайте и мы туда отправимся.

(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево-вправо, объезжая горку).

Едем в поле

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку объехали

И на поле приехали!

(Дети переходят к следующему столу, рассматривают картинки)

  1. Беседа о процессе выращивания хлеба.      

                                                                                                                                                                                 

- Как готовят поле? Какую технику возьмем в помощь?

(Ответы детей).

-Что трактор делает с землей?

- Пашет, боронит землю.

- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

- Тракторист!

- Какая техника поможет засеять поле?

(0тветы детей)

- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?

- Сеяльщик!

- Какая техника поможет убрать урожай?

- Комбайн!

- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?

- Комбайнер!

- Как можно назвать  всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?  

- Хлеборобы!

- Когда поле готово к засеванию  зерном, нужно выбрать, чем будем засеивать рожью или пшеницей?

- Чем отличаются эти колосья?

(Ответы детей)

- Колос пшеницы толще, чем  колос ржи.

- Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные.

- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи?

(Ответы детей)

- Из пшеницы – пшеничная мука, белая.

- А изо ржи – ржаная мука, темная.

- Ребята, как узнать, что урожай созрел?

- Колоски желтые, золотые, усатые.

- Куда отправится зерно после очистки?

(Ответы детей)

- Становитесь, друг за другом, поехали:

Едем в город.

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку объехали

И на мельницу приехали.

- Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате?

- Мельник! Мукомол!

- Что мельник будет делать с зерном?

(Ответы детей)

- Куда дальше повезем муку?

(0тветы детей)

- Что делают с мукой в пекарне?

(0тветы детей)

- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?

- Пекарь!

  1. Пальчиковая игра:

Мнут и катают

В печи запекают,

А потом за столом

Нарезают ножом!

  1. Беседа о блокадном хлебе.

(Звучит тревожная, печальная музыка)

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он был на столе. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, гидроцеллюлозы, пырея, лебеды. В блокаду, когда наш город был в кольце врагов, хлеб давали по маленькому кусочку(125г.) на весь день. Люди понимали, что хлеб-это их жизнь!

Показ иллюстраций и кусочка хлеба в 125г.

- Помня прошлое, какой вывод вы сделаете, как надо относиться к хлебу? Почему?

(Ответы детей).

Логопед показывает презентацию «Слава хлеборобам».

  1. Работа с тестом.

- Ребята, вы хотите ненадолго превратиться в пекарей?

- Да!

- Тогда надевайте колпаки и фартуки! Сейчас мы приготовим тесто по рецепту:

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки,

1/2 стакана воды,

1 столовая ложка соли.

(Замешивают тесто, раскатывают 2  рулета, один делят на 8 частей, а другой на 6).

Детям даются разные задания: одному взять 1/8 часть, другому 3/6 части рулета и так всем остальным.

(Сравнивают части).

Дети лепят различные изделия из теста.

  1. Подведение итога.

- Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось?

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе: «Откуда хлеб к нам на стол пришел» | скачать бесплатно

Конспект занятия в подготовительной группе:

«Откуда хлеб к нам на стол пришел»

Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.

Задачи:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны.

2. Расширить представления о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.

3. Закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди.

4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.

5. Развивать речь детей, обогащать активный словарь.

Предварительная работа:

1. Рассмаривание иллюстраций и картин о хлебе, труд земледельцев, хлеборобов.

Ход НОД

Педагог читает стихотворение Я. Акимова “Хлеб”.

«Пашут каждую весну

Подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.»

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение? Откуда же берется хлеб?

Ответы детей.

С приходом осени на полях собирают зерновые культуры.

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки.

 А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука?

 Из чего ее получают? (Ответы детей)Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Послушайте пословицы о труде земледельцев.

«Труд земледельцев велик и почетен».

«Труд человека кормит, а лень портит».

Педагог: Ребята, какие вы знаете зерновые культуры?

Ответы детей, рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы.

Педагог: Чем похожи рожь и пшеница? (Это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают хлеб). Чем они отличаются друг от друга? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи, зерна пшеницы крупнее, а ржи длиннее; из ржи получают темную муку, поэтому из нее пекут черный хлеб- ржаной).

Показать детям отличие и сходство пшеничного и ржаного хлеба.

Педагог: Ребята, так, где же сеют хлеб?

 Отгадайте загадки «Не море, а волнуется?», «В долг зерно возьмет, каравай вернет» (Поле)

Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой. «Золотой дождик»

«По земле сырой, не жесткой,

Там,где тракторы прошли.

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались как дождик

Точно дождик золотой.»

Педагог: Ребята какие виды пшеницы вы знаете? (Яровая и озимая.)

Вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Педагог: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Ребята это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

-Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Педагог: Ребята, как раньше собирали урожай? (Рассматривание иллюстраций)Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Педагог: Скажите, как сейчас собирают урожай?

Дети: Людям помогают машины.

Педагог: Ребята посмотрите на картину «Уборка урожая»-комбайн срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы пшеничное зерно.

Физкульминутка «Трактора»

 Тара – тара – та – ра – ра

 Выезжают трактора

 (шагают на месте  топающим шагом)

 Будем землю пахать,

(имитируют работу плуга)

Будем рожь засевать,

(делают разбрасывающие движения руками как будто сеют)

 Будем рожь молотить,

(руки  кулачках вращаем перед грудью)

Малых деток кормить

(имитируют качание младенца) 

Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Педагог: Растениям так же необходима поливка. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ”

Дети: Комбайн.

Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Физкульминутка «Мельница»

За работу жернова,

Зёрна перетрём сперва.

 Повторить 2 раза.

Делаем вращательные движения:

 руки в стороны на уровне плеч,

ладонями вниз.

 Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай

Вращательные движения

 кулачками пред грудью.

Крепче трём зерну бока,

 Получается – мука!

Скользящие движения

ладонь о ладонь, перед собой.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Педагог Ребята, хотите превратиться в пекарей? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, приготовила вам волшебное тесто ,из которого приготовим баранки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску, соединяем края и придаем нужную нам форму. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.

«Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

 Мы печём оладушки.

 Замешиваем тесто,

 А тесту в миске тесно.

 Тесто выпало на стол,

 Тесто шлёпнулось на пол

 Тесто убежало,

 Начинай сначала.

nsportal.ru

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Хлеб

Западное окружное Управление Департамента образования г. Москвы

ГБОУ Школа 887

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:

«Хлеб - всему голова».

Воспитатель Сергеева Валентина Николаевна

Москва. 2018 г.

Интеграция образовательных областей:

-речевое развитие;

-познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие.

Цель занятия:

Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными формами (пословицы и поговорки), вовлекать детей в общую беседу о ранее прочитанных произведениях; учить пересказывать сказку с опорой картинки, подбирать однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные: познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках; закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно производство хлеба; учить детей подбирать однокоренные слова.

Развивающие: развивать умение грамматически правильно строить свои высказывания; обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к традициям русского народа, к хлебу и к труду людей, занятых его производством; показать, как в сказках, в пословицах и поговорках отражено отношение людей к хлебу.

Тип занятия: интегрированное.

Форма занятия: фронтальное обучение.

Продолжительность: 30 минут.

Участники: воспитанники подготовительной группы.

Возраст обучающихся: 6 лет.

Оборудование и материалы: книги сказок с иллюстрациями; компьютер и интерактивная доска для демонстрации сюжетных картин; пшеничные и ржаные колосья, зерна, мука и тесто; стихотворение Я. Дягутите «Руки человека».

Предварительная подготовка: организация совместно с родителями выставки хлебобулочных изделий; чтение детям русских народных сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», украинской народной сказки «Колосок», отрывков из книги Л.Кон «О растениях»: «Пшеница» и «Рожь»; беседа о прочитанном.

Методы и приемы работы с детьми:

-словесные: беседа, объяснения, вопросы, зачитывание отрывков из произведений;

-наглядные: демонстрация книжных иллюстраций; видеоматериалы (отрывки из мультфильмов по русским народным сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; демонстрация колосков ржи и пшеницы, зерен, муки и теста; схема рассказа «Пшеница» из книги Л.Кон «О растениях»; демонстрация различных видов хлеба на выставке.

Структура занятия:

Беседа о роли хлеба в жизни русского народа. Пословицы и поговорки о хлебе.

Инициирование пересказа детьми отрывка из книги Л.Кон «О растениях» с опорой на схему.

Демонстрация отрывков из мультфильмов. Беседа об этапах производства муки и хлеба.

Физкультминутка.

Обогащение словаря: подбор однокоренных слов к слову «хлеб», знакомство с профессиями хлебороба, хлебопека.

25 минут

III Заключительный

Подведение итогов.

2-3 минуты

Содержание занятия.

I этап.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что является главным блюдом на праздничном столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Без чего не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ни ежедневный наш стол, ни праздничное застолье не обходятся без хлеба.

II этап. О хлебе русский народ сложил много пословиц и поговорок. Многие из них вы знаете. Назовите их.

Ответы детей:

-«Хлеб – всему голова», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Без хлеба нет обеда», «Хлеба ни куска – в горнице тоска».

Воспитатель: У нас в России хлеб это не только главное блюдо на столе, но и символ благополучия народа. С ним связаны многие обычаи, которые дошли и до наших дней. Дорогих гостей, молодоженов, новоселов принято встречать, вынося на подносе, покрытом вышитым полотенцем, каравай хлеба с солью, как пожелание счастья и изобилия в доме.

Издавна Россия была страной хлеборобов, людей, занятых выращиванием хлеба. Хлеб был основным продуктом питания. «Пока есть хлеб и вода – все не беда» - говорили в народе.

Мы с вами читали рассказ Л.Кон «Пшеница и рожь».Расскажите с помощью схемы, как их выращивают. (Демонстрируется схема рассказа).

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь вы знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы вырастить колоски пшеницы и ржи. А вот, как из колосков получить вкусный хлеб, вы сможете рассказать, вспомнив украинскую народную сказку «Колосок». (Демонстрируются кадры из мультфильма).

Воспитатель: Что сделал петушок с найденным колоском?

Ответы детей: «Предложил мышатам отнести его на мельницу и смолоть зерна в муку. Но они отказались».

Воспитатель: Кто же это сделал?

Ответы детей: Петушок.

Воспитатель: Что предложил петушок мышатам сделать с мукой?

Ответы детей: «Замесить тесто, истопить печь и испечь хлеб».

Воспитатель: Но ленивые мышата отказались и от этой работы. Петушок сам и тесто замесил, и печь истопил, и хлеб в нее посадил. А когда хлеб был готов, как наказал петушок ленивых мышат?

Ответы детей: «Он не дал им хлеба, потому, что они не помогали».

Воспитатель: Верно, нечего таких лентяев и лодырей хлебом угощать. «Горька работа, да хлеб сладок»,- так говорили в старину. Тяжелым трудом доставался хлеб нашим дедам и прадедам, но они понимали, что «Не посеяв, не пожнешь», «Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает».

Ребята, давайте с вами рассмотрим, какие этапы прошел колосок, чтобы в хлеб превратиться. (Дети раскладывают на столе колоски, зерна, муку, тесто и готовый хлеб).

Дети, а вы знаете, в какой русской народной сказке хлеб круглой формы, с большими трудностями испеченный, от своих хозяев убежал?

Ответы детей: «В сказке «Колобок».

Воспитатель: Правильно. (Демонстрируется иллюстрация к сказке «Колобок»). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка учит детей чему- то новому. Вспомните песенку Колобка из сказки и ответьте, где раньше муку хранили?

Ответы детей: В амбаре.

Воспитатель: Верно, а что такое «сусеки», по которым скребла бабка? Так назывался короб для хранения муки. А что, кроме муки, в тесто добавляли?

Ответы детей: Сметану.

Воспитатель: Правильно, если пекли пышный сдобный пшеничный хлеб, то кроме муки добавляли сметану, яйца, воду или молоко, соль, сахар, а еще добавляли закваску. Закваска – это небольшая честь теста, оставшаяся от предыдущей выпечки. Благодаря ей хлеб получался пышный и вкусный. Такой хлеб назывался караваем. Давайте с вами сейчас поиграем в игру «Каравай».

Физкультминутка.

Проводится игра «Каравай».

Но каждый день есть пшеничный .хлеб и пироги могли себе позволить только богатые люди. Он был .дорогой. В бедных семьях были рады и ржаному хлебу. Вспомните, какой пирожок предлагала отведать девочке печка из сказки «Гуси-лебеди»? (Демонстрируется иллюстрация к сказке).

Ответы детей: Ржаной.

Воспитатель: Что ответила девочка печке?

Ответы детей: У нас и пшеничные не едятся.

Воспитатель: На Руси хорошей хозяйкой считалась та, которая умела выпекать пышный, вкусный, румяный хлеб. А большой каравай для праздничного стола, украшенный разными узорами, было по силам выпечь только умелым хлебопекам. Поэтому их труд пользовался большим уважением. Дети, вспомните, в какой сказке царь дал своим невесткам задание испечь хлеб, и какая из них лучше всех справилась с заданием?

Ответы детей: «В сказке «Царевна-лягушка» жена Ивана –царевича испекла хлеб, который только на пиру подавать».

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали многое о хлебе. А теперь назовите слова, производные от слова «хлеб».

Ответы детей: Хлебороб – тот кто выращивает хлеб, хлебопек – тот, кто выпекает хлеб, хлебушек, хлеба.

Воспитатель: Умелые хлебопеки выпекали хлеб на любой вкус: батоны и батончики, сайки и ситники, калачи и крендели, булочки и буханки. (Демонстрируются разные виды хлеба).

III этап.

В других странах выпекают хлеб, не похожий на привычные нам батоны и буханки. Например, армянский и грузинский лаваш, французский багет и другие виды хлеба. Но, как говорится в пословице: «Хлеб везде хорош и у нас, и за морем». Во всем мире к хлебу относятся бережно и уважительно, зная сколько труда вложено в каждый его кусочек. Не даром говорят «Земля –матушка, а хлеб – батюшка».

Послушайте отрывок из стихотворения Я.Дягутите «Рожь поет», посвященный труду хлеборобов:

«Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню ,как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд».

infourok.ru

Конспект занятия на тему: "Хлеб" в подготовительной группе - 8 Января 2015

Беседа на тему: «Чудо зернышко»

Цель: знакомить детей со злаковыми культурами. Вследствие эксперимента, расширять представления о развитии растений в разных условиях. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Подготовка атрибутов: три емкости, с землей, песком и опилками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; иллюстрации к теме;

Ход беседы

Воспитатель: дети, послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?

Колосок, как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате - зерно,

Спелой зрелостью полно.

Дети: о колоске

Воспитатель: правильно, сегодня я принесла вам колосья пшеницы и ржи (рассматривают вместе с детьми) .

Пшеницу, рожь, овес, гречиха, рис называют злаковыми растениями. Давайте сравним между собой зерна пшеницы и ржи. Из различных сортов злаков, выпекают разный хлеб, ржаной, пшеничный, смешивают между собой злаки.

Воспитатель: зерно - семя, является продолжателем рода различных растений.

Ребята, как вы думаете, всегда - ли хлеб существовал на земле?

Дети: (высказывают предположения)

Воспитатель: сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке»

«Давно это было. Так давно, что никто теперь и не помнит, когда это случилось. Пришла засуха. Почва стала трескаться. Растения посылали глубже в землю свои корни в поисках воды. Но ее не было. Тогда растения стали думать, как спастись и жить дальше. И решили они обратиться за советом к природе - матери, которая помогает всем живым существам на земле. Природа - мать сказала растениям: «Цветы, конечно, ваши очень красивые, и ими можно любоваться, но этого не достаточно. Вам надо выжить. Пусть ваши цветы превращаются в семена и продолжают ваш род. Не жалейте для семян - своих детей - сил на их воспитание, рост и созревание». Хорошо сказала природа - мать, и все с ней согласились. Свои лучшие соки они стали отдавать маленьким семенам, которые росли и набирались сил внутри цветов. Так семена стали продолжателями рода разных растений».

Понравилась вам сказка? Вспомните, в каких еще сказках, рассказах упоминается о хлебе, зерне, колоске?

Дети: «Три ржаных колоска», «Тридцать зерен», «Теплых хлеб», «Лисичкин хлеб».

Воспитатель: А хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадим зерна пшеницы в три горшочка: с землей, опилками и землей. Будем ухаживать за посевами, поливать и наблюдать в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. (Дети под руководством воспитателя сеют зерна в горшочки, поливают)

Воспитатель: (имитирует посев семян)

Уж ты, семечко - зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей взойди!

А сейчас, дети надо зафиксировать наш опыт.

(Дети садятся за столы, рисуют в альбоме емкости с землей, с песком и опилками. Во время работы звучит тихая, спокойная музыка. В дальнейшее дети внимательно рассматривают горшочки с посевом, выявляют изменения, которые происходят и зарисовывают. Самостоятельно выявляют, в каком грунте лучше всего высеивать семена.)

Воспитатель:

Чтобы смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться

А мы польем его водицей-

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

(Горшочки с посевами дети ставят в светлое место, на подоконник) .

supermams.ucoz.ru

Конспект занятия в подготовительной группе по познанию и развитию речи «Хлеб – наше богатство»

Вид деятельности: познание

Интеграция: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба

Задачи: Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; обощить знания воспитанников о процессе выращивания хлеба; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Учить воспитанников стихосложению, применяя метод синквейна, опираясь на схему и вопросы педагога.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Материалы и оборудование:

Хлеб, модель – схема составления синквейна, магнитная доска, ноутбук, экран, сюжетные картины, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы

Словарная работа:

обогащение словаря: элеватор, агроном, колос, зерно, борона.

активизация словаря: трактор, сеялка, комбайн, рожь.

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, работа с моделями, дидактические игры.

Предварительная работа:Беседа о сборе урожая хлеба;Рассматривание иллюстраций;Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Заучивание стихотворения “Хлебушек”;

Составление альбома “Длинный путь хлеба”;

Чтение сказки “Колосок”;

Отгадывание загадок о хлебе, хлеборобах;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.Ход организованной образовательной деятельности:

Дети играют в сюжетно – ролевые игру “Магазин”.

 

Воспитатель: Сюрприз! Дети, посмотрите, я вам сегодня что – то принесла. (В коробке каравай).

Дети подходят. У меня на руках коробка. Подумайте, что же здесь может быть? (Ответы детей). Скажите, мы можем угадать, что внутри, не открывая коробку? (Предполагаемые ответы детей: да, нет) Как можем угадать? (Предполагаемые ответы детей: можем потрясти коробку. Можем понюхать. Можем попробовать поднять.)

Воспитатель: Дети, один из ваших ответов был, что можно понюхать. Как мы нюхаем? Упражнение на дыхание: глубоко вдыхаем воздух через нос, через нос выдыхаем. Через нос вдыхаем, через нос выдыхаем. (Несколько раз).

Воспитатель: Теперь предлагаю понюхать нашу коробочку. Какой запах слышим? (Предполагаемые ответы детей: Запах хлеба. Ничего не чувствуем. Запах торта.) Правильно ли угадали, давайте проверим, отгадав загадку.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и пушистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети:Хлеб.

Открываю коробку.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предполагаемые ответы детей: Сегодня мы поговорим о хлебе.)

Беру на руки хлеб и соль.

Воспитатель: Действительно, сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе. С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей русский народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

Воспитатель: Дети, а с чем вы любите есть хлеб?

(Предполагаемые ответы детей: Хлеб можно есть с маслом. С чем вкусным мы можем есть хлеб? Хлеб можно есть с медом. Хлеб можно есть с вареньем.)

Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что хлеб кушаем с вареньем. Сначала отведаем вкусное варенье. (Упражнение «Варенье»). Теперь представьте, что хлебушек едите с вареньем. (Артикуляционная гимнастика “Жевание”.) Вкусно? Давайте покажем и скажем, какой вкусный хлеб с вареньем. М-мм-м, вкусно.

Воспитатель: Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он еще может быть, вы мне и расскажете. А поможет нам волшебный клубочек. Называем, какой хлеб и передаем клубок товарищу.

Дидактическая игра «Какой хлеб?» с мячом.Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, хлеб свежий, хлеб душистый, хлеб аппетитный, хлеб мягкий, хлеб черствый, хлеб белый, хлеб горячий, хлеб витаминный, хлеб воздушный, хлеб ароматный).

После игры посадить детей на стульчики в полукруг.

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на свои стульчики.

Воспитатель: Какой праздник отмечала наша страна недавно?

Ответы детей: День народного единства.

Воспитатель: В нашем Башкортостане в мире и в согласии живут люди разных национальностей: Дети, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут в нашей республике? (Предполагаемые ответы детей: башкиры, русские)

Воспитатель: Правильно, в нашей республике также живут казахи, армяне, татары, чуваши и другие народы. У них у всех есть свой национальный хлеб. У башкир – көлсә, у русских – каравай, у кавказского народа – лаваш, матнакаш, кавказский хлеб – баурсак, у китайцев – маньтоу.

Все показываю на картине. Картины вывешиваются на магнитной доске.

Воспитатель: Дети, может кто – то видел, как пекут көлсә? (Ответы детей). Когда я еще была маленькой моя бабушка пекла көлсә. Көлсә замешивается на кефире и печется в золе или выпекали в печке на горячих углях, переворачивая лепешки. Скажем вместе көлсә. Индивидуальное повторение.Воспитатель:Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А чем полезен хлеб?

(Предполагаемые ответы детей: В хлебе содержится витамины роста. В хлебе содержится витамин. Хлеб питательный.)

Воспитатель: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел на стол?

(Предполагаемые ответы детей: Его покупают в магазине. Хлеб печет дома мама. Бабушка печет хлеб. Можно купить в пекарне.)

Воспитатель: Посмотрите, у меня на одной руке каравай, а в другой – зернышко пшеницы. (Показываю зерна пшеницы в блюдце). Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Какой путь прошел это зернышко прежде чем стать хлебушком?Дети, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивали хлеб в старину и сейчас.

Просмотр презентации о том, как хлеб выращивали в старину и сейчас. (В сравнении).

После просмотра вывешивается схема — этапы выращивания хлеба.

Воспитатель:

Ребята, есть разница в выращивании пшеницы раньше сейчас? В чем разница?

(Предполагаемые ответы детей: Раньше все делали вручную, теперь всю работу выполняют сильные сельскохозяйственные машины.)

Воспитатель: Как вы думаете, стало легче выращивать хлеб или наоборот тяжелее?

(Предполагаемые ответы детей: Сейчас легче выращивать хлеб, потому что помогают сильные машины).

Воспитатель: — Теперь мы можем поиграть. Предлагаю вам подняться возле стульчиков. Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом, хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель: Вы очень внимательны, молодцы! Пожалуйста, займите свои места. Подумайте, чем занимается агроном?

(Предполагаемые ответы детей: Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая. Агроном отбирает сильные зерна. Агроном решает, когда сеять семена. Агроном решает, когда собирать урожай. Агроном решает, когда готовить поля для посевов.)

 

Воспитатель: Повторение слова агроном: хоровое, индивидуальное.

Воспитатель: Дети, мы с вами узнали, какой путь прошел хлеб, пока дошел до нашего стола. Теперь предлагаю стать исследователями. Подойдем к своим столам. На ваших столах лежат колосья пшеницы и ржи. Давайте вместе повторим слово колосок. (Спросить нескольких детей индивидуально). Давайте их рассмотрим и сравним. Посмотрите: они похожи. Предполагаемые ответы детей: Да, нет.) Чем они похожи?

(Предполагаемые ответы детей: У этих растений есть стебель. У них есть усики. У них есть зернышки. Они зерновые.)

А чем они отличаются?

(Предполагаемые ответы детей: Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи).

Воспитатель: Колосок ржи положите на край стола. Рассмотрим только колосок пшеницы. Это колосок пшеницы. Попробуйте отшелушить в руках. (Перетираем). Что внутри? Внутри зернышко. Сколько зернышек выходит из одного колоска? (Предполагаемые ответы детей: У меня 5 зернышек. У меня 9 зернышек.) Спросить нескольких детей.

Воспитатель: Чтобы испечь одну булку хлеба, нужно около 10000 зерен пшеницы.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, зернышко какое? Потрогайте их, что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности?

(Предполагаемые ответы детей: Зернышко маленькое. Зернышко твердое. Зернышко гладкое. Зернышко овальное. Зернышко желтого цвета.)

Воспитатель: Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки. В фильме мы увидели, что муку мелят в мельницах. Раньше хлеб пермалывали на ручных мельницах. (показываю ручную мельницу). (Объясняю, как перпалывали). Вы видели муку? Предлагаю вам рассмотреь муку. (Мука в маленьких мешочках). Потрогайте, мука какая?

(Предполагаемые ответы детей: Мука белая. Мука мягкая. Мука пушистая.)

Воспитатель: Дети, предлагаю вам присесть на свои места. (Посадить на стульчики). Как вы увидели, выращивание хлеба очень трудоемкая работа. Поэтому говорят «Не трудиться – хлеба не добиться». Мы знакомились с пословицами о хлебе, о труде хлебороба. Я прелагаю вам поиграть в игру “Я начну, а ты продолжи” и вспомнить эти пословицы. А поможет нам мяч. Кому мяч достанется, тот называет конец пословицы.

Не трудиться – хлеба не добиться.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Кто не работает – тот не ест.

Без хлеба – нет обеда.

— Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “Будет хлеб – будет и песня”.

(Предполагаемые ответы детей: Когда на столе есть хлеб, всем хорошо. Когда настоле есть хлеб, весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам еще одну интересную игру. В схемах спрятались пословицы. Вы сможете их найти и сказать? Давайте попробуем.

Несколько пословиц показываю на экране схематически. Игра «Спрятанные пословицы»

Хлеб – наше богатство.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.Будет хлеб – будет и песня.

Воспитатель: Очень хорошо знаете пословицы, молодцы! Дети, я вам расскажу один случай: как – то когда шла на работу, на земле увидела ломоть хлеба. Кто – то выбросил хлеб. Как вы думаете, правильно ли поступили? (Ответы детей). А почему вы так думаете? (Предполагаемые ответы детей: Хлеб неяльзя бросать. Чтобы испечь хлеб нужно много трудиться. Хлеб – всему голова.)

  • Как бы вы поступили? (Предполагаемые ответы детей: Я бы подняла хлеб и дала птицам. Я бы дал хлеб собаке. Я бы дал хлеб кошке. Я бы положил на муравейник.)

Правильно, дети. Хлеб нужно беречь. Потому что хлеб – наше богатство. Давайте теперь составим красивый плакат о хлебе. Вам в этом помогут мои вопросы и вот эти рисунки. И нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается модель – схема составления синквейна).

  • О чем мы говорили? (О хлебе)
  • Хлеб какой? (Ответы) Мягкий, пушистый,
  • Еще какой? (Варианты ответов) Теплый
  • Для чего нужен хлеб? Есть
  • Как получаем хлеб? Печем
  • Как нужно относиться к хлебу? Беречь
  • Ребята, давайте мы с вами попробуем составить предложения со словом хлеб. (Дети составляют предложения. Спросить у нескольких детей.)
  • Мы можем составить модель предложения, используя фигуры. (Составить модель двух предложений).
  • Хлеб с чем сравнивается в пословицах? Солнцем, богатством.
  • Кто расскажет о хлебе по этому плакату?

Хлеб.

Теплый, вкусный.

Едим, печем, бережем.

Хлеб полезен для организма.

Наше богатство.

Молодцы, ребята. Скажите, много интересного узнали на занятии?

После занятия я предлагаю вам слепить из соленого теста хлебобулочные изделия.

Название: Конспект занятия в подготовительной группе по познанию и развитию речи «Хлеб – наше богатство»Автор: Исламгулова Гульназ БилаловнаДолжность: воспитательМесто работы: МДОБУ «ЦРР д/с «Аленушка»Месторасположение: г. Сибай, Башкортостан

portal2011.com


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *