Праздник иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Когда празднуется спорительница хлебов


Спорительница хлебов — Википедия

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»Дата появления Местонахождение Дата празднования
1890 год
Оптина Пустынь
15 (28) октября
 Изображения иконы на Викискладе

«Спори́тельница хлебо́в» — чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви.

На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского[1].

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября[1].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Начало почитания
    • 1.2 Попытка запрета
    • 1.3 Внесение в церковный календарь
    • 1.4 Судьба первоначального образа
  • 2 Почитание
  • 3 Мнения
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

ru.wikipedia.org

28 октября. День празднования иконы «Спорительница Хлебов»

 

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана по благословению преподобного Амвросия Оптинского (†1891). Особо почитается в Оптиной Пустыни.

Старец Амвросий, назвав образ «Спорительница хлебов», указывал этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

 Для христианина «хлеб насущный» – это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25), потому что «всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12:30), а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33), и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). «Хлеб наш» – тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» – нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви – Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

И необходимо отметить еще одно – на иконе Божия Матерь внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе». Значит, жатва зреет: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк. 4:29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные – в вечную муку.

Списки иконы

Икона, которая находилась в келии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании. Это была публикация литографированной иконы, выполненной с живописного первообраза.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», написанная по благословению о. Амвросия в 1890 г. и принадлежавшая старцу. Литографированная икона. Конец 19 века.

 Эта литография дает нам верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Литография черно-белая, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.

Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России. Одна из таких ранних живописных икон хранится в Третьяковской галерее.

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», открытка

С течением времени иконография претерпевала изменения, каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Например, икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья и совсем вдалеке чуть виден храм… и над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией.

На большинстве же современных икон Богоматерь, сидящая на облаке с воздетыми в молении руками над хлебным полем, чаще всего, окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами.

Почитание и празднование

Старец установил празднование иконе 15/28 октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Любовь и доверие к старцу Амвросию, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали икону «Спорительница хлебов» истинно народной. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.

Тропарь Иконе Божией Матери «Спорительница хлебов»

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, /благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, /и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, /и подаеши им вся обильно к наслаждению. /Спорительнице сущи хлебов им, /избавляя их всякия нужды и утеснения, /и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Информация предоставлена с ресурса http://hram-troicy.prihod.ru

 

xn--80aanbpaaideyhbeoxlkhfp2rya.xn--p1ai

Праздник иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Православная церковь чтит память святого образа 28 октября. В 1889 году Старец Амвросий Оптинский дал благословление Иларии, настоятельнице Белевского монастыря, создать для него образ Божьей Матери в качестве образца совершенно новой, нетрадиционной иконописи.

     Уже в 1890 году игуменья передала ему работу церковного живописца иеромонаха Даниила: на ней Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины - сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

     Эта святая картина стала подарком-напутствием отца Амвросия женской обители, созданной им вблизи монастыря Оптина Пустынь в Шамординском селе Калужской области России. Неудивительно, что вид хлебного поля, которым снизу обрамлена икона Божьей Матери «Спорительница хлебов», писался именно с пейзажа возле монашеского пристанища.

     Свое имя данный лик тоже получил благодаря иеромонаху Оптинскому. Само слово «спорительница» имеет два значения: «наполняться» и «помогать», - таким названием иконы преподобный желал донести до людей, что Владычица мира слышит просьбы не только о спасении души от соблазнов и грехов, но и о благополучной работе на земле.

     С детским доверием полагаясь на защиту и божественную опеку Святой Девы, в один из последних дней перед кончиной старец Оптинский завещал покровительство своей обителью самой Богоматери.

     Всем своим духовным детям он разослал литографии «Спорительницы хлебов», а шамординским монахиням дал наставление каждый день преклоняться перед этим образом. Молитвы послушниц отца Амвросия не оказались напрасны: 1891 год, ознаменовавшийся голодом во всех краях российского государства, принес на поля Калужской губернии богатый урожай.

     Молва о чудесах, творимых ликом Богородицы, разлетелась по всей стране. В 1982 году из-за большой засухи голодная чума охватила Воронежскую губернию. Тогда одна из новосписанных копий иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» по просьбе настоятельниц была привезена в Пятницкую женскую общину. Перед ней отпели богослужение, и вскоре благодатные дожди возвратились на выпаленные солнцем земли и подарили местному крестьянству богатую жатву.

     По сей день молитва Богородице Спорительнице хлебов о достатке и урожае читается православными земледельцами в память о былых и с верой о будущих ее чудесах.

     Именины:

Иван, Дмитрий, Ефим, Афанасий, Лукьян, Денис.

ruspekh.ru

Сказание о иконе Божией Матери, именуемой «Спорительница хлебов»

В нынешний день мы прославляем Божию Матерь ради Её иконы, именуемой «Спорительница хлебов». Название это было дано иконе великим русским подвижником, нашим Оптинским старцем Амвросием. На иконе Владычица мира изображена сидящей на облаках, руки Ею подняты в благословляющем движении. Внизу — сжатое поле, на нём среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Изображение было заимствовано от иконы Всех святых, находящейся в Болховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по замыслу старца Амвросия. Назвав икону «Спорительница хлебов», он хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в снискании душевного спасения, но и в их земных трудах. Старец очень любил эту икону и заповедал молиться пред ней своим духовным чадам, насельницам основанной им женской общины в деревне Шамордино, где он провёл последний год своей жизни. Для пения акафиста пред иконой старец написал особый припев к общему Богородичному акафисту: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». «Батюшка,— спрашивал старца его духовник,— вот вы умираете, на кого обитель свою оставляете?» И преподобный ответил с присущим ему упованием: «Обитель оставляю Царице Небесной». Преподобный Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительница хлебов» 15 октября. Спустя некоторое время именно в этот день тело старца было предано земле. И словно уже из могилы совпадением этого дня похорон с днём установленного им празднования он указывал детям своим, на Кого он их оставил. Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1891 год. Затем, хотя рожь была тогда очень дорога, преподобный Амвросий при скудных средствах обители успел её запасти столько, что во весь этот и даже в следующий год не было недостатка в хлебе для многочисленных насельниц обители, детского приюта и гостей. Когда на полях во время засухи служили акафист Божией Матери с припевом, составленным преподобным Амвросием, вскоре шёл дождь. Мы и ныне молимся перед благословенным образом и верим, что молитвы наши не остаются неуслышанными: «Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя...»

• Историческая справка об иконе   • Акафист иконе   • Проект службы иконе

 

 

www.optina.ru

Спорительница хлебов — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ико́на Бо́жией Ма́тери «Спори́тельница хлебо́в» — чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви.

На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского[1].

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября[1].

История создания иконы

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем[1].

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи[1].

Почитание

Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода[2]. В акафисте поётся: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).

Мнения

По мнению некоторых этнографов[каких?], данная икона отражает существовавший когда то у славян культ матери-земли, покровительницы урожая[3]. В старину[когда?] во время торжественного богослужения в ночь на Благовещение в церкви пели особые молитвословия Богородице о ниспослании урожая, освящали и ломали на куски особые хлебцы и раздавали вместе с маленькими иконками Богоматери всем молящимся[4].

Напишите отзыв о статье "Спорительница хлебов"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Л. А. Щенникова. [archive.ec/HOch4#selection-809.0-809.88 НОВЕЙШИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ БОГОМАТЕРИ В РОССИЙСКИХ МОНАСТЫРЯХ XVIII-XIX ВЕКОВ] // Уваровские чтения - III. - Муром, 17-19 апреля 1996 г. - Муром, 2000. - 250 стр., 65 ил.
  2. ↑ Евстигнеев, 2011, с. 110.
  3. ↑ Емелях, 1985, с. 72.
  4. ↑ Невский, 1990, с. 30.

Литература

  • [books.google.ru/books?id=d5vr3JbNzD4C&pg=PA302&dq=%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0+%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiin_Heh5POAhUkQpoKHc5WDukQ6AEILjAA#v=onepage&q=%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2&f=false Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»] // Евстигнеев А. А. 100 спасительных молитв — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012 г. — 320 с.
  • Евстигнеев А. А. 100 чудотворных икон. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 120 с.
  • Емелях Л. И. «Загадки» христианского культа. — Л.: Лениздат, 1985. — 187 с.
  • Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  • [books.google.ru/books?id=wWKLAQAAQBAJ&pg=PA85&dq=%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0+%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiin_Heh5POAhUkQpoKHc5WDukQ6AEIOjAC#v=onepage&q=%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2&f=false Икона Богоматери «Спорительница хлебов»] // Сингаевский В. Н. Самые известные русские иконы — М.: Астрель, 2010 г. — 160 с. — SBN: 978-5-271-26497-9
  • [books.google.ru/books?hl=ru&id=slkRAQAAIAAJ&dq=%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0+%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2&focus=searchwithinvolume&q=%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE+%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BE+%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5+%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D0%9E%D0%BF-+%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BC+%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%BC. Дом Пресвятой Богородицы: чудотворные иконы Божией Матери] — М.: Аксиос, 2000 — 107 с.

Ссылки

  • [www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=473:ikona-bozhiei-materi-bogorodicy-sporitelnica-khlebov&catid=33:ikona-bogomateri&Itemid=3 Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов»] (deva-maria.ru)
  • [dmitri-obi.livejournal.com/3027293.html 28.10. ИКОНА ОТ ГОЛОДА. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» сейчас самой главной иконой будет.] (livejournal.com)

Отрывок, характеризующий Спорительница хлебов

– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал. – Что же вы слышали? – Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор… – Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом. – Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации? – Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества. – Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет. Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим. – Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!.. – А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер. – Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему. Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел. – А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию. – Да, я масон, – отвечал Пьер. – Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее. – Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер. – Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин. – Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…

wiki-org.ru

Спорительница хлебов Википедия

«Спори́тельница хлебо́в» — чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви.

На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского[1].

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября[1].

История

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем[1].

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи[1].

Начало почитания

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре[1].

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай[1]. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай[1].

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии. Почитание иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились газетные и журнальные публикации[1].

Попытка запрета

После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратила внимание Консистория. В 1892 года она выдала предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице», которое и было исполнено. Помимо того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием[1].

В 1896 году Святейший Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой „Спорительницею хлебов“» и не нашёл оснований к пересмотру прежнего решения. Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не столько с необычной иконографией образа и его названием, сколько с личностью старца Амвросия[1].

И всё же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться[1]. В 1918 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Ива́нов, один из идейных вдохновителей Серебряного века, из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде[2].

Внесение в церковный календарь

Начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года)[2].

Судьба первоначального образа

Судьба первоначального образа в точности неизвестна. Согласно некоторым данным, он оказался в Литве, в деревне (местечке) Михново, ныне Микнишкес Шальчининкайского района, что в 30 км от Вильнюса. Однако исследователи В. Каширина и Г. Черкасова считают это мнение неосновательным[2].

Почитание

Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода[3]. В акафисте поётся: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).

Мнения

По мнению доктора исторических наук Л. Емелях, данная икона отражает существовавший когда-то у славян культ матери-земли, покровительницы урожая[4]. Ф. Капица считает, что в данной иконе получил отражение народный образ Полудницы — славянского мифологического персонажа, проявляющего себя в период цветения и созревания хлебов[5][6].

Православный богослов, философ и искусствовед Павел Флоренский в своей работе «Икононостас», отметил, что икона написана «недостаточно чутко, художником, проникнутым натуралистическими навыками кисти» и «в полном противоречии со всем строем современной церковной интеллигентности, в противоречии с Синодом…». По мнению автора, на иконе образ Богородицы предстаёт в канонической форме Матери Хлебов — Деметры[7].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Л. А. Щенникова. НОВЕЙШИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ БОГОМАТЕРИ В РОССИЙСКИХ МОНАСТЫРЯХ XVIII—XIX ВЕКОВ // Уваровские чтения — III. — Муром, 17-19 апреля 1996 г. — Муром, 2000. — 250 стр., 65 ил.
  2. ↑ 1 2 3 Станислав Минаков. «МАТЕРЬ БОЖИЯ, СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ НАШИХ!» // Православие.Ru, 28 октября 2014 г.
  3. ↑ Евстигнеев, 2011, с. 110.
  4. ↑ Емелях, 1985, с. 72.
  5. ↑ Капица, 2011, с. 63.
  6. ↑ Левкиевская, 2009, с. 154.
  7. ↑ Флоренский П. А. Икононостас — М.: Искусство, 1994—255 с.

Литература

  • Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Евстигнеев А. А. 100 спасительных молитв — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012 г. — 320 с.
  • Евстигнеев А. А. 100 чудотворных икон. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 120 с.
  • Емелях Л. И. «Загадки» христианского культа. — Л.: Лениздат, 1985. — 187 с.
  • Капица Ф. С. Полудница // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И.Я. Билибина и др. — 8-е изд. — М.: Флинта, 2011. — С. 633. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-308-5.
  • Полудница / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 154-156. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  • Икона Богоматери «Спорительница хлебов» // Сингаевский В. Н. Самые известные русские иконы — М.: Астрель, 2010 г. — 160 с. — SBN: 978-5-271-26497-9
  • Дом Пресвятой Богородицы: чудотворные иконы Божией Матери — М.: Аксиос, 2000 — 107 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Спорительница хлебов — Википедия

«Спори́тельница хлебо́в» — чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви.

На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского[1].

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября[1].

История

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем[1].

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи[1].

Начало почитания

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре[1].

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай[1]. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай[1].

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии. Почитание иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились газетные и журнальные публикации[1].

Попытка запрета

После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратила внимание Консистория. В 1892 года она выдала предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице», которое и было исполнено. Помимо того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием[1].

В 1896 году Святейший Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой „Спорительницею хлебов“» и не нашёл оснований к пересмотру прежнего решения. Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не столько с необычной иконографией образа и его названием, сколько с личностью старца Амвросия[1].

И всё же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться[1]. В 1918 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Ива́нов, один из идейных вдохновителей Серебряного века, из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде[2].

Внесение в церковный календарь

Начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года)[2].

Судьба первоначального образа

Судьба первоначального образа в точности неизвестна. Согласно некоторым данным, он оказался в Литве, в деревне (местечке) Михново, ныне Микнишкес Шальчининкайского района, что в 30 км от Вильнюса. Однако исследователи В. Каширина и Г. Черкасова считают это мнение неосновательным[2].

Видео по теме

Почитание

Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода[3]. В акафисте поётся: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).

Мнения

По мнению доктора исторических наук Л. Емелях, данная икона отражает существовавший когда-то у славян культ матери-земли, покровительницы урожая[4]. Ф. Капица считает, что в данной иконе получил отражение народный образ Полудницы — славянского мифологического персонажа, проявляющего себя в период цветения и созревания хлебов[5][6].

Православный богослов, философ и искусствовед Павел Флоренский в своей работе «Икононостас», отметил, что икона написана «недостаточно чутко, художником, проникнутым натуралистическими навыками кисти» и «в полном противоречии со всем строем современной церковной интеллигентности, в противоречии с Синодом…». По мнению автора, на иконе образ Богородицы предстаёт в канонической форме Матери Хлебов — Деметры[7].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Л. А. Щенникова. НОВЕЙШИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ БОГОМАТЕРИ В РОССИЙСКИХ МОНАСТЫРЯХ XVIII—XIX ВЕКОВ // Уваровские чтения — III. — Муром, 17-19 апреля 1996 г. — Муром, 2000. — 250 стр., 65 ил.
  2. ↑ 1 2 3 Станислав Минаков. «МАТЕРЬ БОЖИЯ, СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ НАШИХ!» // Православие.Ru, 28 октября 2014 г.
  3. ↑ Евстигнеев, 2011, с. 110.
  4. ↑ Емелях, 1985, с. 72.
  5. ↑ Капица, 2011, с. 63.
  6. ↑ Левкиевская, 2009, с. 154.
  7. ↑ Флоренский П. А. Икононостас — М.: Искусство, 1994—255 с.

Литература

  • Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Евстигнеев А. А. 100 спасительных молитв — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012 г. — 320 с.
  • Евстигнеев А. А. 100 чудотворных икон. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 120 с.
  • Емелях Л. И. «Загадки» христианского культа. — Л.: Лениздат, 1985. — 187 с.
  • Капица Ф. С. Полудница // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / рецензент д.ф.н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И.Я. Билибина и др. — 8-е изд. — М.: Флинта, 2011. — С. 633. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-308-5.
  • Полудница / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 154-156. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  • Икона Богоматери «Спорительница хлебов» // Сингаевский В. Н. Самые известные русские иконы — М.: Астрель, 2010 г. — 160 с. — SBN: 978-5-271-26497-9
  • Дом Пресвятой Богородицы: чудотворные иконы Божией Матери — М.: Аксиос, 2000 — 107 с.

Ссылки

wikipedia.green


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *