Как наши предки хлеб выращивали демонстрационный материал? Как хлеб вырастить


Как наши предки хлеб выращивали демонстрационный материал?

Нина Мороз Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»

Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта

«Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»

Старшая группа

Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»

Образовательные задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вы любите с мамами ходить по магазинам?

— А какой магазин вам нравится больше всего?

— Почему нравится?

— А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.

— Хотите?

— Сможете?

2. Актуализация знаний

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)

Физкультминутка (А. Железнова)

-Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На экране появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

— Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

— Как называется этот магазин?

— Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

— Верно.

— А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)

— А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

— Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.

-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.

— Хотите помочь Незнайке?

— Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

— Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.

— Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?

— Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).

— Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)

4. Открытие нового знания

— Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

— Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?

— Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

— Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

— Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

— Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?

— Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)

— Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.

Я, хочу рассказать вам одну историю.

В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:

— Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:

— Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, — а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.

— А вы как думаете?

Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.

— Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:

-Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.

Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?

А земелюшка ему и подсказывает: — Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.

— А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:

— запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.

Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:

Сею, вею, посеваю,

Хлебом землю засеваю. (Повторите)

ХЛЕБ РАСТЕТ

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут

Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

НА МЕЛЬНИЦЕ

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

ХЛЕБ НА СТОЛЕ

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

-Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.

— Да узнал.

А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

— Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

— Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

— Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

— Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)

— Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)

— Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. 

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *

• Посеешь в пору – соберешь зерна гору. • Лучше голодай, а добрым семенем засевай. • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. • Некогда лежать, когда пришла пора жать. • Ломота в спине, да зато хлеб на столе. 

2. СЕВ На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится, 

Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * *В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * *

• Хлеб – батюшка, водица – матушка.

• Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. • Появились комары – пришла пора сеять рожь. • Лягушка квачет – овес скачет. 

3. ХЛЕБ РАСТЕТ С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день. 

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

ЗАГАДКА

Один льет,

Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб) 

4. ЖАТВА Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин 

Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… 

Е. Баратынский  * * *

Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * *• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) • Не море, а волнуется. (Поле) • Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) • Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) • Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) • Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) • Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * *• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. • Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. • Зимой снег рыхлый – урожай обильный. • Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. • Пахать да боронить – часочка не обронить. • Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку». 

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 

• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)

• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) • Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *

• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. • Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. • Не шуба греет, а хлеб. • Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. • Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. • Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». • Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. • Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * *Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь. 

6. НА МЕЛЬНИЦЕ Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. 

С. Погореловский  * * *

• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. • Не земля хлеб родит, а небо. • Пересев хуже недосева. • Хата была, да без хлеба беда. • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь. • Без печки холодно, без хлеба голодно. • Не уродится рожь – по миру пойдешь. • Калач приестся, а хлеб никогда. • Каждое семя знает свое время. • До поры до времени не сеют семени. • Сей в пору – соберешь хлеба с гору. • Сей хоть в песок, да в свой часок. • Посеешь в погоду – больше приплоду. * * *• Гречиха любит сухую теплую землю. • За бороною пыль – будет и блин. • Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. * * *Весь мир кормит, сама не ест. Всю жизнь крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) * * *У лепешки, каравая, Сушки, плюшки, пирожка От рождения седая Мать по имени… (мука). 

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю —

Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом) * * *Полон хлев бесхвостых овец; Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата) * * *Велика звезда на печи взошла. Без рук, без ног – на гору ползет. Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня) * * *Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь) * * *Купили новенькое, такое кругленькое, Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито) * * *Из-под липова куста Бьет метелица густа. Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют) * * *Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб) * * *Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто) 

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. 

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ 

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб) * * *Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. 

Г. Виеру  * * *

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! 

С. Погореловский  * * *

В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог) * * *Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! 

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Похожие статьи:

Кухня → Бездрожжевой хлеб

Кухня → Русский хлеб

Кухня → Хлеб сдобный

Традиции → Славянские обычаи трапезы

Кухня → Русский хлеб

Бесплатная доставка по Москве от 3000 руб.

Все товары сертифицированы

Возможна доставка «Сегодня на сегодня»

  • Описание
  • Отзывы и вопросы
  • Наличие в магазинах

Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки выращивали хлеб. Они узнают много нового и интересного о том, как на Руси пахали, сеяли, о том, как рос хлеб, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи и о роли хлеба на столе. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки обо всех стадиях выращивания и приготовления хлеба на Руси. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.

Склад (117485, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100а), тел: +7 (499) 968-90-29, график: Понедельник-пятница с 10.00 до 19.00 12

Как наши предки выращивали хлеб.

— пахота,

— сев,

— хлеб растет,

— жатва,

— обмолот зерна,

— на мельнице,

— выпечка хлеба,

— хлеб на столе.

Прикрепления: Картинка 1 Категория: ИГРЫ подвижные, дидактические, компьютерные, сюжетно-ролевые, наглядный материалПросмотров: 2 765

|

Загрузок: 60

|

Автор: ФрекенБок от 2.12.2014, 01:19 Теги: жатва, выпечка хлеба, сев, хлеб на столе, пахота, На мельнице, обмолот зерна, учебное пособие, предки, хлеб растет

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Мы рекомендуем Вам

зарегистрироваться

либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

dacha-posadka.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Как выращивают хлеб" | скачать бесплатно

             Тема: « Как выращивают хлеб»

Цель:  закрепить  знания детей о различиях города и села: дома , транспорт,  труд  людей; что  хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его  очень  трудно  вырастить. Познакомить детей  с  трудом хлеборобов осенью. Воспитывать  в  детях  чувство  уважения к  труду  людей и  к хлебу

Материал к занятию: картинки с изображением города, деревни, колоски  ржи,  пшеницы; репродукция  картины  И.Шишкина  «Рожь»;  черный и белый  хлеб, печенье , сушки

Раздаточный  материал : на подносах зерна пшеницы и ржи.              

                                             

Дети рассматривают  картинки  с  изображением города и деревни

В.Чем  отличается  город от деревни?

Д.Разные дома , транспорт, труд людей

В.Чем занимаются  люди в деревне?

Д.Выращиваю хлеб, овощи, разводят  домашних  животных

В.Сегодня мы с вами поговорим  об основной  работе  крестьян - так называют тех, кто живет  и  трудится в деревне.

В.Все мы каждый  день  едим белый и черный хлеб, многие любят  печенье, баранки, различные  пирожные . Из  чего  всё это  пекут?  

Д.Из  муки.

В.А  что  такое  мука,  из  чего его получают?

Д. Из  зернышек.

В. Муку  получают  из  зерен, которые  лежат у вас на  столе на подносах. Посмотрите, все  зерна  одинаковые?

Д.Нет,  они  разные

В.На одном подносе лежат зерна пшеницы, на другом - зерна  ржи.

 Зерна пшеницы круглые , а зерна ржи – длинные. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут  в  поле . Из их зерен  делают  муку, а из  муки  выпекают хлеб

В.Давайте посмотрим  колоски. Колоски , как и зерна тоже разные.

Что  вы  скажите  про этот  колосок?(рожь)

Д. Он длинный   тонкий , у него очень  длинные  усики

В. это колосок ржи. Колосья  ржи длинные и зерна  у  ржи длинные

Запомнили?

А что  вы  сможете  рассказать  о колоске  пшеницы, какой  он?

Д.Он корче и толще, а  усики  у него  длиннее и зернышки  круглее

В.Чтобы получить из зерен  муку , нужно потратить очень много труда : сначала вырастить  рожь  и  пшеницу, потом   собрать  урожай. Этим и занимаются  хлеборобы. В  этом  слове  соединились  два  слова – хлеб и работа. Что же это за работа?

Д.Как выращивают  хлебные растения?

В.Как вы  думаете, что нужно  чтобы растение выросло?

Д.Зерно нужно посадить в землю.

В.А какая должна  быть  земля?

Д.Чтобы  хорошо расти,  нужна мягкая  рыхлая земля, из которой корешкам  удобно  добывать воду.

В.Вот  люди  и вскапывают и рыхлят землю для растений,  поливают  их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить  много зерна засевают  огромные поля.   Помогает   человеку  вскопать и разрыхлить землю  техника.

Это  трактор. Кто работает на тракторе?

Д.Тракторист

В.На распаханное  поле выходят другие машины – сеялки.

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна,  сыпались как дождик,

Точно дождик золотой

В.Как вы думаете, почему  говорится, что зерна сыпались до полночи?

Д.Люди работали допоздна.

В.А почему  они  работали допоздна?

Д.Чтобы успеть  посадить  все.

В.Растения нужно сажать в определенный срок , а если  посеять  их  раньше или позже положенного  срока, то они могут  не вырасти. Вот люди и торопятся посеять  зерна  в срок.

 Физкультминутка

В.Все лето созревают  зерна в колосках. Поле в это  время  очень  красивое

Посмотрите на картину  Шишкина, которая  называется Рожь»

 С чем можно сравнить  хлебное поле?

 Многие сравнивают  с морем, потому  что  как  и у моря,  у поля  не видно другого края;  когда  дует  сильный  ветер по  полю, как бы  проходят волны.

Хлебное  поле  еще  называют – нива, от  слова низ,  то  есть - находится  низко - низко.

Нива  моя  нива,  нива  золотая!

Зреешь ты, на солнце,  колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем  море,

Волны так и ходят, ходят на просторе …

В. Зерна  созрели и на поле  выходят – комбайны .

Он идет  волну сечет,  из трубы зерно  течет .

В.Кто  работает  на комбайне?

Д.Комбайнер.

В.Как  вы думаете , куда же потом  везут  муку?

Д.На  хлебзаводы .

В. Какая  бывает мука?

 Д.мука  бывает  пшеничная  и ржаная.

В.Что  выпекают  из  пшеничной муки?

Д.Белый  хлеб,  булки, печенье, баранки…

В.А еще  делают  манную крупу

А Что  из  ржаной  муки пекут?

Д.Черный хлеб

В. Но  не  все  зерна отвезли  на  мельницу и  смололи. Часть  зерен - самые  лучшие,  самые крупные  – оставили,  чтобы  посеять  и в следующем  году снова собрать урожай.

Как много труда надо затратить, чтобы  получить  хлеб.

Существует  много  пословиц  о  хлебе

Хлеб – всему голова.

Без хлеба – нет обеда. Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб – батюшка, вода - матушка

В. В России есть обычай  встречать дорогих гостей хлебом и солью.

На  красивое  расшитое  полотенце кладут  хлебный каравай,  в  центре  обязательно маленькая  солонка с солью.Тот ,кого  встречают, обязательно должен отломить маленький  кусочек хлеба от каравая, обмакнуть в соль и съесть.

В.Кто такие  крестьяне?

Д.Крестьяне - это  люди,  которые живут и трудятся в деревне

В.Как  называется хлебное поле?

Д. Нива

В. Что  делает  комбайн?

Д. Комбайн  срезает  колосья и вымолачивает из них зерна, эти  зерна  по специальному длинному  рукаву – бункеру высыпаются   в  грузовые  машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается  мука.

В.  Для чего нужны сеялки?

Д.Чтобы  засыпать  зерном  поле.

В.Хлеб  главное  богатство  нашей  страны и  его надо беречь!

nsportal.ru

Тема: «Как выращивают хлеб» Цель

Тема: « Как выращивают хлеб»

Цель: закрепить знания детей о различиях города и села: дома , транспорт, труд людей; что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу

Материал к занятию: картинки с изображением города, деревни, колоски ржи, пшеницы; репродукция картины И.Шишкина «Рожь»; черный и белый хлеб, печенье , сушки

Раздаточный материал : на подносах зерна пшеницы и ржи.

Дети рассматривают картинки с изображением города и деревни

^ Чем отличается город от деревни?

Д.Разные дома , транспорт, труд людей

В.Чем занимаются люди в деревне?

Д.Выращиваю хлеб, овощи, разводят домашних животных

В.Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян - так называют тех, кто живет и трудится в деревне.

^ Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят печенье, баранки, различные пирожные . Из чего всё это пекут?

Д.Из муки.

В.А что такое мука, из чего его получают?

Д. Из зернышек.

В. Муку получают из зерен, которые лежат у вас на столе на подносах. Посмотрите, все зерна одинаковые?

Д.Нет, они разные

В.На одном подносе лежат зерна пшеницы, на другом - зерна ржи.

Зерна пшеницы круглые , а зерна ржи – длинные. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле . Из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб

^ Давайте посмотрим колоски. Колоски , как и зерна тоже разные.

Что вы скажите про этот колосок?(рожь)

Д. Он длинный тонкий , у него очень длинные усики

В. это колосок ржи. Колосья ржи длинные и зерна у ржи длинные

Запомнили?

А что вы сможете рассказать о колоске пшеницы, какой он?

^ Он корче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее

В.Чтобы получить из зерен муку , нужно потратить очень много труда : сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. В этом слове соединились два слова – хлеб и работа. Что же это за работа?

^ Как выращивают хлебные растения?

В.Как вы думаете, что нужно чтобы растение выросло?

Д.Зерно нужно посадить в землю.

В.А какая должна быть земля?

Д.Чтобы хорошо расти, нужна мягкая рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать воду.

В.Вот люди и вскапывают и рыхлят землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Помогает человеку вскопать и разрыхлить землю техника.

Это трактор. Кто работает на тракторе?

Д.Тракторист

В.На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

^

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна, сыпались как дождик,

Точно дождик золотой

В.Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

^ .Люди работали допоздна.

В.А почему они работали допоздна?

Д.Чтобы успеть посадить все.

В.Растения нужно сажать в определенный срок , а если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок.

Физкультминутка

В.Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое

Посмотрите на картину Шишкина, которая называется Рожь»

С чем можно сравнить хлебное поле?

Многие сравнивают с морем, потому что как и у моря, у поля не видно другого края; когда дует сильный ветер по полю, как бы проходят волны.

Хлебное поле еще называют – нива, от слова низ, то есть - находится низко - низко.

^

Зреешь ты, на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе …

^ Зерна созрели и на поле выходят – комбайны .

Он идет волну сечет, из трубы зерно течет .

В.Кто работает на комбайне?

Д.Комбайнер.

В.Как вы думаете , куда же потом везут муку?

Д.На хлебзаводы .

В. Какая бывает мука?

Д.мука бывает пшеничная и ржаная.

В.Что выпекают из пшеничной муки?

Д.Белый хлеб, булки, печенье, баранки…

В.А еще делают манную крупу

^ Что из ржаной муки пекут?

Д.Черный хлеб

В. Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен - самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

Как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Существует много пословиц о хлебе

^

Без хлеба – нет обеда. Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб – батюшка, вода - матушка

В. В России есть обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью.

На красивое расшитое полотенце кладут хлебный каравай, в центре обязательно маленькая солонка с солью.Тот ,кого встречают, обязательно должен отломить маленький кусочек хлеба от каравая, обмакнуть в соль и съесть.

^ Кто такие крестьяне?

Д.Крестьяне - это люди, которые живут и трудятся в деревне

В.Как называется хлебное поле?

Д. Нива

В. Что делает комбайн?

Д. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву – бункеру высыпаются в грузовые машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.

В. Для чего нужны сеялки?

Д.Чтобы засыпать зерном поле.

В.Хлеб главное богатство нашей страны и его надо беречь!

zazdoc.ru

Как выращивают хлеб

Хлеб -2

Тема: Как выращивают хлеб

Цель: Создать условия для развития поисковой деятельности, развивать умение самостоятельно добывать информацию. Познакомить с процессом выращивания злаковых растений и производством муки. Расширять словарный запас на материале темы, совершенствовать умение образовывать множественное число, слова с уменьшительным значением, развивать фонематический слух, звукопроизношение (звук З) в чистоговорках. Учить сравнивать 5 предметов по длине, называть результаты сравнения словами. Закреплять знания о цифрах, умение соотносить число и цифру.

Оборудование: Колосок; иллюстрации с изображением вспашки, посева, уборки зерна, элеватора, мукомольного завода, пекарни, хлебобулочных изделий; демонстрационный материал: колоски, цифры, раздаточный – полоски, различные по длине (по 5 шт.), листы для выполнения графических заданий.

Ход занятия:

1.Утром до начала занятия дети находят в группе колосок, узнают, что это такое. Воспитатель: Откуда появился колосок? Что мы делали вчера? Из чего мы делали тесто для хлеба? А откуда появляется мука? (Достать зернышко, раздавить его). Вот так из зернышек, которые вырастают в колоске, получается мука. Можно ли так сделать много муки? Чтобы сделать много муки, нужно вырастить много колосков. Где растут колоски? Как их садят? Весной, когда растает снег, люди на тракторе выезжают пахать землю. К трактору прицеплен плуг – он перекапывает землю и борона – она разравнивает землю. Потом на поле выезжают сеялки, из них зерна высыпаются в землю. Вскоре поле покрывается зеленой травкой, потом травка становится все выше и появляются колоски. В колосках наливаются зернышки. Этот колосок называется пшеница. Этот усатый колосок называется рожь. К осени поле из зеленого становится желтым, и это значит – зерно можно убирать. В поля выходят комбайны. Они срезают колоски и обмолачивают – достают зернышки. А стебель после обмолота называется соломой. Солому используют как подстилку для домашних животных. А зерно из комбайна высыпают в машину и везут на элеватор. На элеваторе зерно сушат и хранят. Потом зерно везут на мукомольный завод, где его перемалывают в муку. Из зерен пшеницы получится белая мука. А из белой муки испекут белый хлеб. Из зерен ржи получится серая мука, из нее испекут серый хлеб. Хлеб испекут в пекарне, в пекарню привозят муку.

Физминутка:

Погляди, в мешках томится золотистая пшеница (приложить руку ко лбу, как будто смотреть вдаль)

Ветер дует день и ночь, хочет мельнику помочь (махать руками).

Станет все зерно мукою (развести руки), потечет мука рекою (сложить кисти рук вместе, изобразить лодочку).

Испекут нам из муки булки, плюшки, пирожки («стряпать» пирожки)

2.Какой бывает хлеб? Что еще делают из муки? Поиграем в игру «Один-много» (булка, калач, каравай, пирог, булочка, блин, пряник, ватрушка). Назовем ласково: булка, калач, пирог, булочка, блин, пряник, ватрушка. Все люди едят хлеб, а какие животные едят хлеб? А вот кто-то пришел поесть хлеба. За-за-за – к нам пришла коза, зу-зу-зу – угостим козу, за-за-за – вот сыта коза, зы-зы-зы – вот и нет козы. Какой звук нам принесла коза? На зеленой на лужайке заиграли балалайки, загудела дудочка, дудочка-погудочка. Назовите слова со звуком З. Назовите слово со звуком Зь. Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Зь: зеленый, земляника, зима, зонтик, обезьяна, зебра, золото, земля.

Пальчиковая игра:

Подготовим место, (руки ладонями вверх)

Раскатаем тесто (двигать ладонью по ладони другой руки)

Слой – варенье, слой – творог (ладони горизонтально, хлопнуть одной о другую, поменять и снова хлопнуть)

Испечем большой пирог (пальцы соединить в виде кольца).

3.А зернышки очень любят мышки, они собирают зернышки, несут в свою норку и едят запасы всю зиму. Мышки протоптали дорожки до поля. Положите внизу самую длинную дорожку, выше ту, что покороче, еще выше еще короче, еще выше – еще короче, наверху самую короткую. Какая дорожка самая длинная? Какая самая короткая? Какая дорожка фиолетовая? Какая черная? Какая зеленая? Какая белая? Какая розовая? Какая дорожка находится посередине? Мышка пойдет по средней дорожке. Она прошла на поле и собрала колоски. Сколько пшеничных колосков? Сколько ржаных колосков? Подберите нужные цифры. Помогите мышке вернуться домой, нарисуйте её дорожку.

moyamatem.ru

Тема: «Как выращивают хлеб» Цель

Тема: « Как выращивают хлеб»

Цель: закрепить знания детей о различиях города и села: дома , транспорт, труд людей; что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу

Материал к занятию: картинки с изображением города, деревни, колоски ржи, пшеницы; репродукция картины И.Шишкина «Рожь»; черный и белый хлеб, печенье , сушки

Раздаточный материал : на подносах зерна пшеницы и ржи.

Дети рассматривают картинки с изображением города и деревни

^ Чем отличается город от деревни?

Д.Разные дома , транспорт, труд людей

В.Чем занимаются люди в деревне?

Д.Выращиваю хлеб, овощи, разводят домашних животных

В.Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян - так называют тех, кто живет и трудится в деревне.

^ Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят печенье, баранки, различные пирожные . Из чего всё это пекут?

Д.Из муки.

В.А что такое мука, из чего его получают?

Д. Из зернышек.

В. Муку получают из зерен, которые лежат у вас на столе на подносах. Посмотрите, все зерна одинаковые?

Д.Нет, они разные

В.На одном подносе лежат зерна пшеницы, на другом - зерна ржи.

Зерна пшеницы круглые , а зерна ржи – длинные. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле . Из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб

^ Давайте посмотрим колоски. Колоски , как и зерна тоже разные.

Что вы скажите про этот колосок?(рожь)

Д. Он длинный тонкий , у него очень длинные усики

В. это колосок ржи. Колосья ржи длинные и зерна у ржи длинные

Запомнили?

А что вы сможете рассказать о колоске пшеницы, какой он?

^ Он корче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее

В.Чтобы получить из зерен муку , нужно потратить очень много труда : сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. В этом слове соединились два слова – хлеб и работа. Что же это за работа?

^ Как выращивают хлебные растения?

В.Как вы думаете, что нужно чтобы растение выросло?

Д.Зерно нужно посадить в землю.

В.А какая должна быть земля?

Д.Чтобы хорошо расти, нужна мягкая рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать воду.

В.Вот люди и вскапывают и рыхлят землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Помогает человеку вскопать и разрыхлить землю техника.

Это трактор. Кто работает на тракторе?

Д.Тракторист

В.На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

^

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна, сыпались как дождик,

Точно дождик золотой

В.Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

^ .Люди работали допоздна.

В.А почему они работали допоздна?

Д.Чтобы успеть посадить все.

В.Растения нужно сажать в определенный срок , а если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок.

Физкультминутка

В.Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое

Посмотрите на картину Шишкина, которая называется Рожь»

С чем можно сравнить хлебное поле?

Многие сравнивают с морем, потому что как и у моря, у поля не видно другого края; когда дует сильный ветер по полю, как бы проходят волны.

Хлебное поле еще называют – нива, от слова низ, то есть - находится низко - низко.

^

Зреешь ты, на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе …

^ Зерна созрели и на поле выходят – комбайны .

Он идет волну сечет, из трубы зерно течет .

В.Кто работает на комбайне?

Д.Комбайнер.

В.Как вы думаете , куда же потом везут муку?

Д.На хлебзаводы .

В. Какая бывает мука?

Д.мука бывает пшеничная и ржаная.

В.Что выпекают из пшеничной муки?

Д.Белый хлеб, булки, печенье, баранки…

В.А еще делают манную крупу

^ Что из ржаной муки пекут?

Д.Черный хлеб

В. Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен - самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

Как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Существует много пословиц о хлебе

^

Без хлеба – нет обеда. Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб – батюшка, вода - матушка

В. В России есть обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью.

На красивое расшитое полотенце кладут хлебный каравай, в центре обязательно маленькая солонка с солью.Тот ,кого встречают, обязательно должен отломить маленький кусочек хлеба от каравая, обмакнуть в соль и съесть.

^ Кто такие крестьяне?

Д.Крестьяне - это люди, которые живут и трудятся в деревне

В.Как называется хлебное поле?

Д. Нива

В. Что делает комбайн?

Д. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву – бункеру высыпаются в грузовые машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.

В. Для чего нужны сеялки?

Д.Чтобы засыпать зерном поле.

В.Хлеб главное богатство нашей страны и его надо беречь!

fs.nashaucheba.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *