Хлеб с солью. Хлебом с солью


Хлеб с солью Википедия

Хлеб-соль на русской свадьбе

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы[1].

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель[2].

Славянские традиции

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло»[1].

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом[3].

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота[4].

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора»[5]. На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

В местечке Костюковичи (Климовичский уезд Могилевской губернии) «выгоняя в первый раз скот в поле, накроют стол скатертью, положат хлеб с солью, зажгут святые свечи, помолятся богу; потом отрежут окрай хлеба, посыплют солью, завернут в тряпку и выдут на двор к собранному скоту». Пригнав животных к кустам, хозяин клал под куст на вербную ветку хлеб и, отвесив тридцать земных поклонов, произносил: «Хозяин, на тебе хлеб и соль! Паси мой скот, штоб ня было ни якай шкоды!»[6]. Сходными приёмами старались умилостивить природных духов — лешего, водяного, полевика, подкустовника, межевика и т. п.

Крестьяне Смоленской губернии при пропаже скотины делали «относ русалкам»: собирали в узел лапти, онучи, хлеб-соль и относили в лес, оставляя узел на дереве с приговором: «Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотинку возвратите!»[7].

Во время засухи на Житомирщине шли к старому колодцу: впереди три вдовы: одна несла икону, другая хлеб-соль, третья их сопровождала. Все брались за руки, молились, просили послать дождь и трижды обходили колодец[8].

На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня св. Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него разведенный мёд (сыть, канун), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы[9].

Поговорки

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • Хлеб-соль взаимное дело
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки своё(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»[2]
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Топорков, 2007, с. 868—869.
  2. ↑ 1 2 Даль, 1880—1882.
  3. ↑ Плотникова, Усачёва, 1999, с. 117.
  4. ↑ Левкиевская, 1999, с. 123.
  5. ↑ Агапкина, 1999, с. 274.
  6. ↑ Соколова, 1979, с. 159.
  7. ↑ Виноградова, Толстая, 2004, с. 82.
  8. ↑ Толстая, 1999, с. 107.
  9. ↑ Милорадович, 1991, с. 377.

Литература

  1. Заслонка / Агапкина Т. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 273–275. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Лапти / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 79–82. — ISBN 5-7133-1207-0.
  3. Хлеб-соль // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  4. Домовой / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  5. Милорадович В. П. Малорусские народные поверья и рассказы о Пятнице // Українцi: народнi вiрування, повiр'я, демонологiя / Составление, примечание А. П. Пономарева, Т. В. Косминой, О. О. Боряк. — К.: Либiдь, 1991. — С. 120–124. — ISBN 5-325-00371-2.
  6. Дом / Плотникова А. А., Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 116–120. — ISBN 5-7133-0982-7.
  7. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М.: Наука, 1979. — 286 с. — (Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая).
  8. Страхов А. Б. Культ хлеба у восточных славян. — München: Verlag Olto Sagner, 1991. — 248 с. — ISBN 3-87690-492-7.
  9. Дождь / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 106–111. — ISBN 5-7133-0982-7.
  10. Топорков А. Хлеб-соль // Русский образ жизни / ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 869. — ISBN 978-5-902725-05-3.

Ссылки

wikiredia.ru

Что означает выражение "хлеб да соль"?

Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом. То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб. На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба. Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека. Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар. Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил. Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку. Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

Всё, что есть в печи - на стол мечи)))

Гостеприимство. Ты готов поделиться самым дорогим.

Раньше на Руси встречали гостей с Хлебом и солью. Традиция и выражение вошло в обиход

самое лучшее...

в меню советских столовых это именовалось котлетой: -)

Хлеб - Всему Голова. К тому же символизирует Тело Христово.

dostatok, esli est` hleb i sol` to golodnymi ne ostanemsya....

Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. ----------------------------------------------------- На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль --------------------------------------------------------- Русский человек зовет гостей на "углеводы с микроэлементами": "хлеб да соль". ----------------------------------------------------------- Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город ) ----------------------------------------------------------------- "Хлеб да соль! " - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита.

Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребенку с первых дней его жизни. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб на стол, так и стол – престол”, “Плох обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий, отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека: “Без соли, без хлеба худая беседа”, “Без хлеба – смерть, без соли смех”.

Он знает что делает хлеб

touch.otvet.mail.ru

с хлебом и солью — Почему принято встречать хлебом солью? Хлеб понятно человек с дороги голодный А соль что бы встреча медом не казалась? — 22 ответа



Встреча с хлебом и солью

В разделе Общество на вопрос Почему принято встречать хлебом солью? Хлеб понятно человек с дороги голодный А соль что бы встреча медом не казалась? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Традиция! «Каравай» . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Ароматный каравай на столе означал постоянную готовность к приёму гостей. был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Ломоть хлеба клали в колыбель для защиты младенца, -брали с собой в дорогу — чтобы охранял. Буханка хлеба, каждый кусок и даже крошка воплощали судьбу человека. Считалось, что от обращения с ними зависят сила, здоровье и удача. К хлебу всегда относились трепетно, с уважением. Его сажали в печь в тишине. Пока он там находился, громко не разговаривали, не мели пол. В противном случае он «испугается» , начнет «капризничать» и не удастся. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом — КАРАВАЕМ! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины — символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви. Давая обет верности, друг другу, молодые обмениваются кольцами.

Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь! » В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, «ино вместо вражды дружба» . Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль» . «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.

Этикетной формуле «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: «хлеб да соль» , каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи» . По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак ее окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло» .

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему принято встречать хлебом солью? Хлеб понятно человек с дороги голодный А соль что бы встреча медом не казалась?

Ответ от Sergei khitushko[гуру]Чтобы потом никто не сказал, что гость ушёл не солоно хлебавши..))

Ответ от Antimil[гуру]уже было

Ответ от худосочие[гуру]С древние времена соль была на вес золота, в самом прямом смысле .Поэтому предложить кому либо соль - знак особого уважения.

Ответ от Напроситься[мастер]Это древний обычай. Раньше соль была на вес золота

Ответ от Динозавриха[гуру]Может быть отсюда пошла эта традиция?

Сын Божий проявлял к нему ту же любовь, что и к другим ученикам, но Иуда отвечал на Его любовь враждой. Сын Божий преклонился и омыл ему ноги перед самым предательством и из рук Своих дал ему осоленный ломоть хлеба. А хлебом и солью принято встречать самых высоких гостей. Кроткий и смиренный Господь хотел возвысить достоинство Иудино и протянул ему хлеб с солью, приветствовал его хлебом и солью перед самым предательством! Иуда принял хлеб и соль из руки Божией, рукой принял, а сердцем отверг с презрением. Смертный человек отверг любовь Бессмертного! Потому и Господь отверг его решительно, и тогда вместе с хлебом вошел в него сатана. И с того момента Иуда, бывший ученик Христа, вычеркнут из списка людей и вписан в список адских духов.

Ответ от Анна Щербакова[гуру]Что бы встреча пресной не казалась.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Хлеб с солью Вики

Хлеб-соль на русской свадьбе

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы[1].

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель[2].

Славянские традиции[ | код]

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло»[1].

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом[3].

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота[4].

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора»[5]. На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

В местечке Костюковичи (Климовичский уезд Могилевской губернии) «выгоняя в первый раз скот в поле, накроют стол скатертью, положат хлеб с солью, зажгут святые свечи, помолятся богу; потом отрежут окрай хлеба, посыплют солью, завернут в тряпку и выдут на двор к собранному скоту». Пригнав животных к кустам, хозяин клал под куст на вербную ветку хлеб и, отвесив тридцать земных поклонов, произносил: «Хозяин, на тебе хлеб и соль! Паси мой скот, штоб ня было ни якай шкоды!»[6]. Сходными приёмами старались умилостивить природных духов — лешего, водяного, полевика, подкустовника, межевика и т. п.

Крестьяне Смоленской губернии при пропаже скотины делали «относ русалкам»: собирали в узел лапти, онучи, хлеб-соль и относили в лес, оставляя узел на дереве с приговором: «Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотинку возвратите!»[7].

Во время засухи на Житомирщине шли к старому колодцу: впереди три вдовы: одна несла икону, другая хлеб-соль, третья их сопровождала. Все брались за руки, молились, просили послать дождь и трижды обходили колодец[8].

На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня св. Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него разведенный мёд (сыть, канун), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы[9].

Поговорки[ | код]

  • Хлеб-соль водить (знаться, дружиться с кем)
  • Я помню твою хлеб-соль
  • Хлеб-соль взаимное дело
  • От хлеба-соли не отказываются
  • Хлеб да соль, и обед пошёл!
  • Без хлеба-соли обедать не садятся
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
  • Молода: хлебом-солью отца мать не объела
  • Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы)
  • Хлеб-соль да камень за пазухой носи
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово)
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают
  • Хлеб-соль платежом красна
  • Хлеб-соль на столе, а руки своё(и)
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь (или: а правду-матку режь)
  • Хлеб-соль водить — не безмен носить (не с безменом ходить)
  • Хлеб-соль не бранится (не бранит)
  • Боронись хлебом-солью
  • Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело
  • Кинь хлеб-соль назади, очутится впереди
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве)
  • Хорош тот, кто поит да кормит; а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит
  • За хлеб, за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за милость вашу (благодарим)!
  • «Хлеб-соль!» или «хлеб да соль!» — пожеланье, привет вошедшего в избу во время обеда; ответ: «просим!» или шуточн. «ешь, да свой!»[2]
  • Тебе хлеб-соль — мне дрему и сон
  • Лучше хлеба с солью не придумаешь

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 Топорков, 2007, с. 868—869.
  2. ↑ 1 2 Даль, 1880—1882.
  3. ↑ Плотникова, Усачёва, 1999, с. 117.
  4. ↑ Левкиевская, 1999, с. 123.
  5. ↑ Агапкина, 1999, с. 274.
  6. ↑ Соколова, 1979, с. 159.
  7. ↑ Виноградова, Толстая, 2004, с. 82.
  8. ↑ Толстая, 1999, с. 107.
  9. ↑ Милорадович, 1991, с. 377.

Литература[ | код]

  1. Заслонка / Агапкина Т. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 273–275. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Лапти / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 79–82. — ISBN 5-7133-1207-0.
  3. Хлеб-соль // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  4. Домовой / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.
  5. Милорадович В. П. Малорусские народные поверья и рассказы о Пятнице // Українцi: народнi вiрування, повiр'я, демонологiя / Составление, примечание А. П. Пономарева, Т. В. Косминой, О. О. Боряк. — К.: Либiдь, 1991. — С. 120–124. — ISBN 5-325-00371-2.
  6. Дом / Плотникова А. А., Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 116–120. — ISBN 5-7133-0982-7.
  7. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М.: Наука, 1979. — 286 с. — (Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая).
  8. Страхов А. Б. Культ хлеба у восточных славян. — München: Verlag Olto Sagner, 1991. — 248 с. — ISBN 3-87690-492-7.
  9. Дождь / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 106–111. — ISBN 5-7133-0982-7.
  10. Топорков А. Хлеб-соль // Русский образ жизни / ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 869. — ISBN 978-5-902725-05-3.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Хлеб с солью - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хлеб-соль на русской свадьбе

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы[1].

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель[2].

Славянские традиции[ | ]

Традиционная встреча дорогих гостей «Хлебом-солью»

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло»[1].

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом[3].

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота

encyclopaedia.bid

Когда появился обычай "Хлеб да соль"???

По-видимому, приблизительной датой возникновения этого обычая следует считать IX век. Вот выдержка из статьи "Хлеб да соль" (h ttp://<a rel="nofollow" href="http://www.itogi.ru/archive/2001/45/110743.html" target="_blank">www.itogi.ru/archive/2001/45/110743.html</a>): Величайший специалист по истории кулинарии В. В. Похлебкин выделяет в русской кухне такие этапы: древнерусская кухня (IX - XVI века) ; кухня Московского государства (XVII век) ; кухня петровско-екатерининской эпохи (XVIII век) ; петербургская кухня (конец XVIII - 60-е годы XIX века) ; общерусская национальная кухня (60-е годы XIX - начало XX века) . Древнерусская кухня характерна чрезвычайным постоянством состава блюд, строгими канонами приготовления. Кухня этого периода довольно подробно изложена в знаменитом "Домострое", составленном советником царя Ивана IV Грозного Сильвестром в 1547 году. "Домострой" включал в себя целый список блюд, кулинарных изделий и напитков. Трапезные книги русских монастырей того времени дополняют и расцвечивают наши знания о кухне Древней и Средневековой Руси. Основу ее составляли хлебные, мучные изделия и зерновые блюда. Уже в IX веке появляется кислый ржаной черный хлеб на квасно-тестяной закваске. Это и есть национальный русский хлеб. Можно сказать, что любовь к заквашенному хлебу легла в основу позиции иерархов русской церкви в спорах об евхаристии (причастии) : на Вселенских соборах в середине XI в. они отвергли опресноки. Исключительно российская магическая формула "хлеб-соль" означала самую ценную пищу. Сочетание хлеба и соли - всеобъемлющий символ: хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, а соль защищает от враждебных сил и влияний. В начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало дружбу и доверие между ним и хозяином; отказ от хлеба-соли расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: "Как же ты так из пустой избы пойдешь! " В "Домострое" рекомендовалось недруга напоить и накормить хлебом да солью, "ино вместо вражды станет дружба". Хлебосольством доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их беды и заботы. Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» . По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль» . «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. В 16 веке русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом он выражал свою милость, а солью —любовь. Выражение «хлеб-соль» в России было обобщенным названием угощения. Приглашение на «хлеб-соль» являлось формулой приглашения на пир. В наше время приветствуют сидящих за столом словами «Приятного аппетита!» ; в старину в таком случае говорили «Хлеб да соль!» , причем этой формуле придавали особое значение, полагая, что она отгоняет нечистую силу и всякое зло.

Хлеб да соль на свадьбе Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью. Он уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу. А так как тогда дома были большие и вместительные, то места там хватало всем: от мала до стара. Поэтому жили молодожены вместе со всей семьей жениха. Так было принято. По традиции, после венчания новобрачные первым делом отправлялись к родителям жениха. И те встречали их хлебом-солью. То есть приветствовали у себя дома как новых жильцов. В наши же дни все молодожены норовят побыстрее переселиться в свою собственную квартиру или дом. С родителями ни кто жить не хочет. И традиция встречать жениха с невестой дома хлебом-солью потеряла свою актуальность. Поэтому сейчас многие молодые пары не посещают дом жениха и обряд «хлеб-соль» проводится непосредственно в ресторане перед началом свадебного банкета. И превратился он в «обычно встречание родителями у ресторана с караваем» . Мне кажется, что от этого что-то теряется в свадьбе. Хотя с другой стороны так удобнее. Родителям жениха не нужно срываться со свадебной прогулки, и мчаться домой, чтобы успеть приготовиться к встречи молодоженов у себя дома хлебом-солью, а всей свадебной процессии фуршетом. Тогда они смогут сэкономить деньги на фуршете и подарить больше на свадьбу. А в ресторане этот обряд проведет профессиональный тамада. И это придаст всему действу намного больший эффект Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом. То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб. На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба. Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека. Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар. Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил. Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку. Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

этот обычай появился еще у наших предков славян где то в 15-16 веках

touch.otvet.mail.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *