Хлеба и зрелищ. Хлеба зрелищ


Хлеба и зрелищ / Православие.Ru

    

***

«Panem et circenses!» – «Хлеба и зрелищ!» – вот постоянный и неизменяемый девиз верных граждан Рима. В этих трех словах – «хлеба и зрелищ» – объединены все надежды, ожидания, весь смысл земного бытия человека, гордо называющего себя римским гражданином. Рим – это мир, братия и сестры, мир, нас окружающий, а мир – это Рим. И мы с вами, как ни хотим этого не признавать, но всё же живем в Риме, не в древнем, славном своими цезарями и колизеями, но в Третьем Риме. А коли приняли мы это наследие римское, то не будем легкомысленно считать, что переняли и от первого, имперского, античного Рима и от второго Рима – славного Константинополя – одни лишь добродетели. Нет, принимая римское наследство, переняли мы и его девиз «Хлеба и зрелищ!»

Амфитеатры и гладиаторские бои были заменены в столице христианской Византии на славные ипподромы и лошадиные ристалища, им же в свою очередь на смену пришло всё то, что мы видим сейчас вокруг себя: многообразнейший, богатейший, красочный спектр земных наслаждений и удовольствий, предлагаемый сегодня каждому из нас. Любой низменный голод земных удовольствий сегодня может быть утолен достаточно быстро и легко. Любой животный каприз и желание найдет свое осуществление и реализацию. Но сам жизненный принцип, само мировоззрение потребителя, основанное на постоянном ожидании «хлеба и зрелищ», никогда не будет насыщено, никогда его нельзя полностью удовлетворить.

Римлянам древним сначала прискучили игры и мистерии, их утончившийся изощренный вкус потребовал сменить драмы Еврипида и Софокла на более острые и яркие зрелища. Зрелища, во время которых можно было бы забыть свое настоящее состояние, свое убожество и недостатки, свое величие и красоту. Что это за зрелища? Это зрелища, когда показывается человеческое страдание – реальное страдание, а не игра актера, каким бы прекрасным лицедеем он ни был. Это страдание, вызывающее радость, страшную радость – радость от вида мучений и смерти подобного же себе человека, радость от запаха человеческой крови и треска раздираемого зубами льва человеческого тела.

Не будем строго судить мы, граждане Третьего Рима, этих несчастных, даже если они и кричали порой: «Christianos ad leones!» – «Христиан львам!». Кровью тех мучеников – христиан первых веков, доставивших своими мучениями и смертью радость толпе, – Церковь и сейчас украшается, как царской багряницей. Слава ее немеркнущая, как на столпах, зиждется на тех муках и страданиях.

Но мы с вами, последователи Христа и граждане Третьего Рима, сейчас хотя и не слышим слов «Христиан ко львам!», сами порой и незаметно для себя так же делаем девизом своей жизни эти страшные слова – «Хлеба и зрелищ!» Если дикие звери в античных колизеях терзали свои жертвы в лучшем случае несколько часов, то мы же годами можем мучить своего ближнего и пить из него кровь или через ненависть, или через раздражительность, или через грубость, гордость, высокомерие и так далее.

Если живущий без Бога человек и найдет в себе оправдание в подобных зрелищах и забавах, усыпит свою совесть – этот Божий глас внутри себя, – то мы, собравшиеся сегодня в храме для молитвы, не имеем никакого права на подобное оправдание. Мы оказываемся хуже граждан древнего Рима. Они убивали людей – своих собратьев, а мы помимо людей убиваем еще и Бога. Люди, не ведающие истину, пригвоздили к крестному древу Богочеловека; а мы, знающие истину и носящие на себе знак этой крестной смерти, снова и снова ведем Христа на Голгофу. Вот оно, перед нами в центре храма – самое главное зрелище сегодняшнего Рима и его граждан – место лобное с пригвожденным ко кресту Богом. Вот тот позор, на котором мы не только безмолвные зрители, ожидающие удовольствия для своих очей и ушей, но и самые непосредственные его участники.

Мы, только мы, а не иудеи с Каиафой и Пилатом убиваем сегодня Бога. Убиваем, слыша Его же голос и не отвечая на него. Убиваем Его, чувствуя и осознавая свою неправоту, вину, грех и оставляя это без покаяния и исправления. Мы убиваем Его своим равнодушием к ближним, жестокостью, самолюбием и тщеславием. Мы убиваем Его равнодушием и к самому себе, оскверняя себя пороками и страстями.

Как же прекратить это зрелище? Покинуть его и постараться доказать себе, что этой крестной смерти не было? Или свалить всю вину на Иуду, Каиафу, Пилата и прочих непосредственных очевидцев земной жизни Спасителя? Не удастся нам это сделать никогда. Слишком много напоминаний. И сегодня дивным богослужением с воспоминанием страданий-страстей Христа Церковь пытается напомнить нам: каждый из нас имеет участие в страшном зрелище крестной казни Богочеловека. Напоминает нам Церковь не как неумолимый и грозный судия, выносящий ужасный приговор, а тихо и кротко, через чтение Евангелия, через умилительное пение, чрез черный цвет богослужебных риз, напоминает и призывает примириться со своим Творцом. Творцом любящим, милосердным, всепрощающим и бесконечно добрым. Призывает примириться и войти в радость Его.

Вот одно зрелище, на которое мы, сегодняшние римляне, должны спешить, забывая обо всем, как раньше спешили наши предки в амфитеатры и ипподромы, – на воспоминание крестной позорной смерти Богочеловека. Вы скажете: в девизе римлян упоминается не только желание зрелищ, но и хлеба. На это ответим вам: вот и Хлеб перед нами, висящий на кресте. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51) – слова Христа Спасителя. Только приидете и ядите. Приидите, братия и сестры, на Евхаристию и приступите со страхом Божиим к Святой Чаше и насытьтесь тем хлебом.

Страшные слова сказал безумный философ Ницше: «Мы убили Бога! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами – кто смоет с нас эту кровь?»[1] В безумии своем и неведении он произнес эти слова, которыми сейчас и живет мир, а мир – это Рим. И если, оправдывая себя, свое безумие и нежелание исправиться, этот мудрец мира произнес богохульно: «Бог умер! Бог не воскреснет!»[2], то мы, собравшиеся сегодня на зрелище крестной казни и вкушающие от Небесного Хлеба, скажем: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки!»[3].

Аминь.

[1] См.: Ницше Ф. Веселая наука. Кн. 3.

[2] См.: Там же.

[3] Аллилуиарий Великой субботы.

www.pravoslavie.ru

Хлеба и зрелищ - это... Что такое Хлеба и зрелищ?

 Хлеба и зрелищ - основные компоненты внешней среды, необходимые для комфортного существования информационных систем. Тысячелетия ничего не изменили в этой области жизнедеятельности человека.

Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.

  • Химера
  • Цейтнот

Смотреть что такое "Хлеба и зрелищ" в других словарях:

  • Хлеба и зрелищ — С латинского: Pattern et circenses!(панэм эт цирцэнсэс). Автор выражения римский поэт сатирик Ювенал (Децим Юний Ювенал, ок. 60 ок. 127), который, обличая своих современников (времена императора Августа), в своей 7 й сатире пишет, что их можно… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Хлеба и зрелищ! — Выражение из 7 й сатиры римского поэта Ювенала. Это был лозунг римской черни при императоре Августе: Panem et circenses! (дословно: Хлеба и церковных игр! ). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ — (лат. Pane e circenses ) крылатые слова римского сатирика Ювенала (1 2 вв.), выразившие суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями удержать в повиновении …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ — (лат. «Pane e circenses»), крылатые слова римского сатирика Ювенала (см. ЮВЕНАЛ) (1 2 вв.), выразившие суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями… …   Энциклопедический словарь

  • Хлеба и зрелищ — (лат. «Pane e circenses») крылатые слова римского сатирика Ювенала (1 2 вв.), выразившие суть политики римских государственных деятелей, стремившихся путем подкупа денежными, продуктовыми раздачами и даровыми представлениями удержать в… …   Политология. Словарь.

  • хлеба и зрелищ — Ср. Древний Рим был страшен всем земным владыкам: В нем существовала общая потреба И не допускавшим отлагательств криком Грозно выражалась: зрелищ и хлеба! В. Курочкин. Хлеба и зрелищ. Ср. Panem et circenses. Juvenal. 10, 81. Хлеба и зрелищ в… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Хлеба и зрелищ — Хлеба и зрелищ! (лат. panem et circenses)  выражение из 10 й сатиры римского поэта сатирика Ювенала, использованное для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставил эти устремления героическому прошлому:… …   Википедия

  • Хлеба и зрелищ —         (лат. panem et circenses хлеба и цирковых игр), крылатое выражение (Ювенал, 10,81), означающее, что народ, который ранее имел обыкновение распределять самые высокие политич. должное 1 и, ienepb (1 в. н. э.) желает только удовлетворять… …   Словарь античности

  • Хлеба и зрелищ! — крыл. сл. Выражение из 7 й сатиры римского поэта Ювенала. Это был лозунг римской черни при императоре Августе: «Panem et circenses!» (дословно: «Хлеба и церковных игр!») …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • "ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ" — см. Panem et circenses …   Советская историческая энциклопедия

  • Хлеба и зрелищ — Хлѣба и зрѣлищъ. Ср. Древній Римъ былъ страшенъ всѣмъ земнымъ владыкамъ: Въ немъ существовала общая потреба И не допускавшимъ отлагательствъ крикомъ Грозно выражалась: зрѣлища и хлѣба! В. Курочкинъ. Хлѣба и зрѣлищъ. Ср. Panem et circenses.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ecological_problems.academic.ru

Хлеба и зрелищ — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Хле́ба и зре́лищ!» (лат. panem et circenses) — выражение из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставлял эти устремления героическому прошлому:

Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки, Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ! …[1]

Оригинальный текст (лат.)  

... iam pridem, ex quo suffragia nulli </br> uendimus, effudit curas; nam qui dabat olim </br> imperium, fasces, legiones, omnia, nunc se </br> continet atque duas tantum res anxius optat, </br> panem et circenses. ...

Выражение использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживали власть в древнем Риме. Практика субсидирования цен на продукты была введена «хлебным законом» ещё в 123 году до н. э.

Выражение также используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.

В культуре

  • «Хлеба и зрелищ» — заглавие романа А. К. Шеллера-Михайлова (1876 г.).
  • panem et circenses произносит Плутарх в третьей книге серии Голодных игр. В государстве с названием Панем использовался вышеописанный метод удержания власти.
  • Panis et circenses — песня бразильской группы Os Mutantes

Пародии

См. также

Напишите отзыв о статье "Хлеба и зрелищ"

Примечания

  1. ↑ [ancientrome.ru/antlitr/juvenal/juvenal10.html Ювенал. Сатиры. Книга IV. Сатира десятая. Перевод Ф. А. Петровского]

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хлеба и зрелищ

Мавра Кузминишна, смахнув пыль, закрыла клавикорды и, тяжело вздохнув, вышла из гостиной и заперла входную дверь. Выйдя на двор, Мавра Кузминишна задумалась о том, куда ей идти теперь: пить ли чай к Васильичу во флигель или в кладовую прибрать то, что еще не было прибрано? В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее. Мавра Кузминишна подошла к калитке. – Кого надо? – Графа, графа Илью Андреича Ростова. – Да вы кто? – Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос. Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых. – Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна. Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком. – Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!.. Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем. – Вам зачем же графа надо было? – спросила она. – Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности. – Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа… Мавра Кузминишна не дала договорить ему. – Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю.

wiki-org.ru

Хлеба и зрелищ — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Хле́ба и зре́лищ!» (лат. panem et circenses) — выражение из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставлял эти устремления героическому прошлому:

Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки, Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ! …[1]

Оригинальный текст (лат.)  

... iam pridem, ex quo suffragia nulli </br> uendimus, effudit curas; nam qui dabat olim </br> imperium, fasces, legiones, omnia, nunc se </br> continet atque duas tantum res anxius optat, </br> panem et circenses. ...

Выражение использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживали власть в древнем Риме. Практика субсидирования цен на продукты была введена «хлебным законом» ещё в 123 году до н. э.

Выражение также используется для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.

В культуре

  • «Хлеба и зрелищ» — заглавие романа А. К. Шеллера-Михайлова (1876 г.).
  • panem et circenses произносит Плутарх в третьей книге серии Голодных игр. В государстве с названием Панем использовался вышеописанный метод удержания власти.
  • Panis et circenses — песня бразильской группы Os Mutantes

Пародии

См. также

Напишите отзыв о статье "Хлеба и зрелищ"

Примечания

  1. ↑ [http://ancientrome.ru/antlitr/juvenal/juvenal10.html Ювенал. Сатиры. Книга IV. Сатира десятая. Перевод Ф. А. Петровского]

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хлеба и зрелищ

И ещё... если бы и рисовали художники именно Иоанна на этих картинах, то как же тогда тот же самый Иоанн сумел бы так чудовищно постареть ко времени своей казни, свершённой по желанию капризницы Саломеи?.. Ведь по Библии это случилось ещё до распятия Христа, значит, Иоанну должно было быть в то время никак не более тридцати четырёх лет! Каким же образом из по-девичьи красивого, златокудрого юноши он превратился в старого и совсем уж несимпатичного еврея?!

– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?.. – К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я. – Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.

o-ili-v.ru

Скачай своё музлишко Хлеба & Зрелищ! музыка онлайн

1 . 2 . 3 . 4 .

Исполнитель: Archontes

Исполнитель: Церера

Исполнитель: The Soul |TS|

Исполнитель: Андрей Козловский

Исполнитель: Андрей Козловский

Исполнитель: Коля Карлов

Исполнитель: Otvaga

Исполнитель: Zedy(40-кет)

Исполнитель: Стиль Брата fet. RELEASE

Исполнитель: Никита Bermud

Исполнитель: СЭМ

Исполнитель: СЭМ

Исполнитель: Григорий Лепс и Антанта

Исполнитель: Medusa'scream

Исполнитель: Честер (Небро) Моя истина..

Исполнитель: Катя Самбука (DJ Grin, Боб Джек)

Исполнитель: Егор Летов. СОТНИ ЛЕТ: лазаретов,питекантропов, стихов,медикаментов,хлеба,лечебных подземельных процедур для всех,

Исполнитель: хлеба налево,хлеба направо))))

Исполнитель: _

Исполнитель: 28

Исполнитель: Мусоргский, Борис Годунов (опера целиком), 4-04

Исполнитель: Кто ТАМ?

Исполнитель: Кто ТАМ?

Исполнитель: Кто ТАМ?

Исполнитель: Кто ТАМ?

Исполнитель: Кто ТАМ?

Исполнитель: Кто ТАМ?

Исполнитель: Тбили & Жека Кто ТАМ

Исполнитель: Театр Яда

Исполнитель: Уральские Пельмени

Исполнитель: Уральские Пельмени

Исполнитель: Уральские Пельмени

Исполнитель: FINIS MUNDI

Исполнитель: почему коммутатор молчит

Исполнитель: 10-11 сентября

Исполнитель: Аля Кудряшова

Исполнитель: ц.Дом Хлеба

Исполнитель: ц. Дом Хлеба

Исполнитель: ц.Дом Хлеба

Исполнитель: дом хлеба

Исполнитель: Дом Хлеба

Исполнитель: Кок Оду

Исполнитель: Дом хлеба

Исполнитель: КиШ

Исполнитель: Дом Хлеба

Исполнитель: Дом Хлеба

Исполнитель: Дом Хлеба-

Исполнитель: Дом Хлеба

Исполнитель: Дом хлеба

Исполнитель: ц.Дом Хлеба

muzlishko.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *