Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 24

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 35
Хлеб всему голова проект 3 класс. Внеклассное занятие на тему "Хлеб- всему голова" (3 класс )

Урок окружающего мира "Хлеб - всему голова". 3-й класс. Хлеб всему голова проект 3 класс


Проект "Хлеб- всему голова"(3 класс)

НОУ «Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Учитель: Исаенко Ольга Николаевна

Проект «Хлеб- всему голова»

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………1-2

  2. Основная часть:

2.1. Вступление…………………………………………………………………….3

2.2. История возникновения хлеба………………………………………………..4

2.3. Почему хлеб стал называться хлебом? ……………………………………...5

2.4. Каким был хлеб на Руси? …………………………………………………….6

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб». …………………………………..7

2.6. Хлеб в устном народном творчестве………………………………………...8

2.7. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный……………………………………………9-10

2.8. Как хлеб приходит к нам на стол? …………………………………………...11-12

2.9. Чем полезен хлеб? …………………………………………………………….13-14

2.10. Проводим опрос среди учащихся . …………………………………………15-16

2.11. Делимся результатами своего исследования с одноклассниками………..17

3. Заключение……………………………………………………………………………18-20

4. Список литературы………..…………………………………………………………21

«Хлеб - всему голова»

  1. Введение.

Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!

Тема исследования: «Хлеб – всему голова».

Актуальность исследования: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Проблема исследования: Нам стало очень интересно, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.

3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб».

4. Подобрать стихи, пословицы, поговорки, считалки, песни, чистоговорки, загадки о хлебе, интересные факты, рецепты из черствого хлеба.

5.Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

6. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

7. Изучить пищевую ценность хлеба.

8. Провести анкетирование среди учащихся класса (школы).

Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему. Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: отношение людей к хлебу. Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.

2. Основная часть.

2.1. Вступление.

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Для этого мы решили провести наше исследование. Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.

3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб»

4. Подобрать стихи, пословицы, поговорки, считалки, чистоговорки, загадки о хлебе, интересные факты, рецепты из черствого хлеба.

5.Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

6. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

7. Изучить пищевую ценность хлеба.

8. Провести анкетирование среди учащихся класса(школы).

Мы предположили, что если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему.

Мы изучили различную информацию в книгах и Интернет, и вот что узнали.

2.2. История возникновения хлеба.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

В средневековой Англии, зажиточные люди чёрный хлеб использовали в качестве тарелок: большие буханки хлеба нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

2.3. Почему хлеб стал называться хлебом.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

2.4. Каким был хлеб на Руси?

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб»

В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью. А также существует ряд примет, считается, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.Хлеб –божественный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к примеру гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил.

Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы, обходили хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

2.6. Хлеб в устном народном творчестве

Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. 

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Его ароматность дарит ожидание. И даже сухая корочка будит силу в человеке.

Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

2.7. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

Я помню хлеб военный, горький.Он весь почти из лебеды.В нем в каждой корке, в каждой крошкеБыл горький вкус людской беды.

На той беде замешен крутоНелегкий хлеб нелегких дней,Но как сладка была минута,Когда кусок в руке моей Посыпан был щепоткой соли,Приправлен маминой слезой.

Особо помню я, что счастью Был равен горький хлеб войны.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города, других продуктов не было.Работая над проектом, мы нашли замечательные стихи:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,Мальчик, голодных не знающий лет,Помни, что были лихие года.Хлеб - это жизнь, а не просто еда.Хлебом клялись,За хлеб умиралиНе для того, чтоб в футбол им играли.В слове народная мудрость таится.Вот что в народе у нас говорится:“Если ты хлеб ценить не стал,Ты человеком быть перестал”. (прим. автор стихов Бобо Ходжи)

2.8. Как хлеб приходит к нам на стол?

Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют. (прим. автор стихов Я.Аким)

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.Весной выезжают в поле трактора. К трактору прикрепляют плуг, плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Затем трактор тянет за собой борону, похожую на большие грабли, она рыхлит землю. На вспаханное поле затем выходят сеялки, которые сеют сразу в три ряда.

Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Колосья золотые, пора убирать урожай. Нельзя медлить, чтобы зёрна не упали на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, вытряхивая зёрна из колоса.

Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.

Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни.Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия, которые затем мы покупаем в магазинах.Вот такой большой и трудный путь проходит хлеб от поля к нашему столу.

Сегодня наименования видов хлеба и хлебобулочных изделий исчисляются сотнями( буханка, плетёнка, рогалик, булка, каравай, багет, батон).

Песенка про хлеб (мотив из мультфильма “Дед Мороз и лето”)

1. Вот она какая, хлеба корка С  хрустом аппетитным, со вкусом тонким…И поджариста, и ароматна, нет ничего приятней…Ля-ля-ля-ля-ля-ля, ничего вкуснее нет!!!

2. В магазине вкусно пахнет хлебом,Хлеба пекарь нам печет к обеду.Каждый понедельник, вторник, средуИ во все другие дни. Ля-ля-ля-ля-ля-ляИ во все другие дни.

3. К супу, к гуляшу и к манной кашеЗа столом дается корка наша.К чаю булки, бублики, ватрушкиИ еще, конечно, сушки… Ля-ля-ля-ля-ля-ляИ, конечно, сушки…

2.9. Чем полезен хлеб?

За свою жизнь человек съедает приблизительно 15 тонн хлеба. Россиянин съедает около 120 килограммов хлеба за год. Ежедневно в мире съедается 9 миллионов буханок хлеба. Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, полезные микроэлементы, что необходимо для работы мозга. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлебная корочка помогает нашему организму противостоять развитию склероза и раковым заболеваниям. Люди, которые постоянно употребляют хлеб за едой, реже становятся пациентами стоматологов. Оказывается хлебная корочка, не хуже зубной щётки, очищает зубы от налёта, а хлебный мякиш в сочетании со слюной препятствует возникновению кариеса, т.к. нормализует кислотно-щелочной баланс во рту.

Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берёт от хлеба.

И самое главное: хлеб - пожалуй, единственный продукт питания, который, даже черствея, не теряет своих полезных свойств. А еще хлеб никогда не приедается.

Лечебные свойства хлеба.

Издавна на Руси хлебом лечились от множества недугов.

При насморке. Ржаной сухарь или кусочек сухого хлеба положите на горячую плиту. Когда он начнет гореть, нужно вдыхать дым через нос в течение 2-5 минут. Такую процедуру нужно повторять 2-4 раза в день.

При ангине. Кусочек белого хлеба опустите в кипящее молоко, а когда мякиш пропитается и немного остынет, выньте и съешьте. Эту процедуру надо повторять 3 раза в день.

Срежьте темную верхнюю корку ржаного хлеба, обдайте ее кипятком, заверните в тряпочку, приложите и примотайте как компресс к шее на ночь. Утром горло болеть не будет.

При воспалении глаз. Приготовьте припарку из ржаного хлеба и сока (или массы) прокрученной через мясорубку надземной части подорожника.При головной боли. Срезать с буханки ржаного хлеба нижнюю корку. Смазать виски растительным маслом и приложить к каждому по кусочку корки.

2.10. Проводим опрос среди учащихся класса.

Ломоть хлеба не должен попасть в мусорную корзину только потому, что его не доели. При сборе информации по теме проекта нам стало известно, что если каждый человек за 1 день выбросит 50 грамм хлеба, то в год получится 200 буханок хлеба выкинутыми. А сколько можно накормить людей этими буханками (причем белого хлеба). Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.

Хлеб-драгоценность. Им не сори,Хлеба к обеду в меру бери.

Мы провели опрос и узнали, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя мы подготовили анкету:

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

-Всякий любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Всегда

-Часто

-Редко

-Никогда

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба.

Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все ребята любят хлеб, особенно белый(серый). Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным, сушат сухари, а есть семьи где хлеб выбрасывают.

2.11. Делимся результатами своего исследования с одноклассниками.

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

Песня “Хлеб всему голова”

1. На весенней зареВоздух свежий и синий.Постаревший отец,Седину шевеля,Говорил у крыльцаТихим голосом сыну,Провожая егоПервый раз на поля.

Припев:

Ты запомни, сынок,Золотые слова -Хлеб всему голова,Хлеб всему голова.Ты запомни, сынок,Золотые слова -Хлеб всему голова,Хлеб всему голова.

2. Сын пошёл, пошагалПо отцовскому следу,Но война началась -Боль огня и свинца.В годы бед и потерь,Добывая победу,Нёс боец по землеЗавещанье отца.

Припев:

3. Но случилась бедаНа земле незнакомой,Был он ранен в боюПо холодной зиме.Свой солдатский паек Передал он другому,А домой написалТреугольном письме.

Припев.

4. На весенней зареВоздух свежий и синий.На страде посевнойГул моторов и шум.У родного крыльцаСын погибшего сынаГоворил на зареСвоему малышу…

Припев.

Ведущий.

Хлеб - это начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, ее независимости и свободы, благополучия.

Хлеб России, сильный хлеб России!Как не восхищаться нам тобой.Хлеб России, хлеб моей ОтчизныДюжий, богатырский как всегда.Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда!

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!(Все хором)

infourok.ru

Презентация "Хлеб - всему голова" 3 класс скачать

Начнём урок… Прозвенел уже звонок Ты готов начать урок? Поскорей проверь,дружок, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадки? Соберись и улыбкой поделись! Какая главная мысль притчи?
  • Однажды добрый молодец нашёл
  • золотой самородок . Обрадовался и пошёл к ювелиру. -Сколько стоит мой самородок? -1000 рублей ответил один. Не поверил он пошёл к другому. Тот оценил самородок в 5000 рублей.
    • Совсем растерялся юноша и поехал к мудрецу за Советом.
    • «Я знаю ничего дороже золота нет на земле,» -сказал он седобородому старцу,- но не могу установить истинную цену самородку.

Взял мудрец золото в руки: « Твоя находка, молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим. Попробуй неделю не поесть – отдашь всё своё золото за кусок хлеба.

-Вот и подумай теперь, что самое ценное в нашей жизни?»

Тема: « Хлеб всему голова» «Хлеб- всему голова»

«Хлеб- батюшка, а водица- матушка»

Объясни пословицу

«Хлеб да вода- крестьянская еда»

«Кто ленится, у того хлеб не родится»

«Худ обед, коли хлеба нет»

пшеница рожь овёс

Как хлеб к нам приходит?

Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.

Сначала землю пашут.

Потом в неё бросают

зёрна – сеют хлеб.

Колоски жнут и обмолачивают,

вытряхивают из них зернышки.

Зерно везут на мельницу.

Зерно попадает на элеватор

Там его растирают в муку –

мелют.

Муку отвозят на хлебозавод.

Тесто отправляют в печь

Хлеб готов!

Химическая защита Зерноуборочный комбайн Делаем вывод…
  • О чем мы сегодня говорили?
  • Почему хлеб дороже золота?
  • Какие зерновые культуры вы знаете?
  • Что узнали на уроке?
  • Какие бы вы предложили правила бережного отношения к хлебу?
  • - Что важного надо запомнить?

uchitelya.com

Хлеб- всему голова! - Начальные классы

МБОУ Инзенская СШ №4 им.Е.Я.Вологодской

«Хлеб – всему голова»

(сценарий праздника)

Подготовила

Гладкова Г.А.-Б.

г. ИНЗА – 2017 г.

ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА

Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях.

  2. Расширять знания о процессе создания хлеба.

  3. Продолжать знакомство с народными традициями.

  4. Учить детей работать в группах.

  5. Воспитывать патриотизм , бережливость ,уважение к труду.

Оформление сцены: висят плакаты с рисунками каравая хлеба, пословицами о хлебе. В центре висит высказывание . Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит хлебозавод, выставка книг о хлебе. На стенах газеты, сделанные после рейда в столовую Зал украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На стуле стоит стог из колосьев пшеницы, обвязанный красной лентой.

Звучит песня , музыка Тумашева, слова Бокова.

Ведущий:Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, то на столеЛюди долго и упорно Потрудились на земле!

Ведущий:Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город.

Ученик:Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,Видишь, пробивается хлебный стебелек. Сколько в это зернышко вложено труда,Знают только солнышко, ветер да вода...

Ведущий:День и ночь - и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

Ученик:Вот он - хлебушко душистый,С хрустом, корочкой витой.Вот он... теплый, золотистый,Словно солнцем залитой.В нем здоровье, наша сила,В нем - чудесное тепло,В нем - земли родимой соки,Солнца свет весенний в нем.Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе,Люди долго и упорноПотрудились на земле.Ведущий: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело - вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта . Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

1-й ученик:

Каравай земли и неба

На твоём столе-

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

2-й ученик:

В малом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Ведущий:Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово в самом деле - вдумайтесь! Словом называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

1-й чтец:Только снег сошел в апрелеКак поля зазеленели.Мы говорим: .

2-й чтец:Золотой простор бескрайний,Там работают комбайны.Мы говорим: .

3-й чтец:Вот зерно течет рекой,Чтобы сделаться мукой.Мы говорим: .

4-й чтец:Тесто кружится в квашне,Запекается в огне.Мы говорим: .

5-й чтец:Ешь его, расти и помни:В мире нет труда огромней,Чтоб на стол к тебе явилсяСвежий хлеб.

Ведущий:

Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

1-й ученик:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Дети подносят каравай.

2-й ученик

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

3-й ученик

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате.

Ведущий:Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

1-й ученик:Он пахнет полем, речкой, печью, небом.А главное - работой пахнет хлеб.Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе,Люди долго и упорноПотрудились на земле.

2-й ученик:Тем, кто хлеб печет чуть свет,Шлет пшено на кашу,Тем, кто землю глубокоОстрым плугом пашет, -Им спасибо говори,Их за хлеб благодари!

Ведущий:Вот такое коротенькое, но емкое слово - . А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!Без него обойтись и не пробуй,Без него человеку беда.

Ведущий:

Хлеб постоянно живёт в нашем доме. Но все ли мы знаем, как обращаться с ним? Правильно ли используем этот незаменимый продукт питания? Всегда ли мы относимся к нему так, как он того заслуживает? К сожалению, далеко не всегда. Многим полезно ознакомиться с правилами обращения с хлебом.

Ученики:

  1. Когда вы покупаете хлеб, не забывайте о том, что он не может долго храниться, а поэтому берите его столько, сколько потребуется вам и вашей семье на день-два.

  2. В магазинах самообслуживания никогда не определяйте свежесть хлеба руками – это негигиенично и свидетельствует о недостатке культуры.

  3. При покупке хлеба ни в коем случае не бросайте его в сумку с другими продуктами – овощами, мясом, рыбой, а аккуратно положите в чистый полиэтиленовый пакет. Так как хлеб легко впитывает своей поверхностью влагу, пыль, посторонние запахи.

  4. Едят хлеб, отламывая от ломтя небольшие кусочки.

  5. Хранить хлеб лучше всего в специальных хлебницах, в которых хлеб хорошо сохраняет свежесть в течение одного-двух дней.

Ведущий:В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Звучит куплет песни , слова Н. Палькина, музыка К. Массалитинова.

Ученик:Был хлеб всегда в почете на Руси -Ее просторов главное богатство,Его ты хочешь цену знать? -Спроси.Тебе ответить могут ленинградцы.В. Суслов

Ведущий:900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой- значит, победа!

Ученик

В дыму ленинградское небо,

На горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

« Хлеб - всей жизни голова!»

Ведущий:- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб.

Ученик:Зерна наших дней, светитесьПозолотою резной.Говорим мы: берегите,Берегите хлеб родной.Не мечтаем мы о чуде, -К нам полей живая речь:Берегите хлеб, вы - люди,Научитесь хлеб беречь!

Ведущий:Наш праздник о хлебе подошёл к концу. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

multiurok.ru

Проект (3 класс) по теме: Хлеб всему голова | скачать бесплатно

Слайд 1

Презентация учащихся 3-го класса Координатор: Гришина В. Б. Хлеб всему голова устное народное творчество (Заклички, песни, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, приметы)

Слайд 2

Пословицы и поговорки о хлебе Пословицы – мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на всё своё мнение имел. Пословицы надо запоминать и где надо применять. Пословица – всем делам помощница. Красна речь пословицей. Поговорки … Они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят. Поговорки никого не поучают, зато посмеяться над глупостью любят и пошутить как следует. Из поговорки слова не выкинешь. У каждого Егорки свои поговорки.

Слайд 3

Многие пословицы учат гостеприимству, добрососедству и взаимовыручке. В сознании людей прочно укрепилась мысль о том, что добрый человек всегда поделится свои хлебом с тем, кто оказался в беде, а радушный хозяин предложит гостям и кров, и пищу. Очень важно уметь делиться с близкими и дорогими людьми не только и не столько сокровенными мыслями, сколько своим достатком, символом которого и был хлеб. Ведь настоящие друзья познаются в беде и нужде. -Чей хлеб ем, того и песенку пою. - И собака на того не лает, чей хлеб ест. -Старая хлеб-соль не забывается. -Кто голоден, тот и холоден. Хлеб не шуба, а греет. - Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Слайд 4

-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Не хлебом единым жив человек. -Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. -Без соли, без хлеба - половина обеда. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска . -Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь . -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без соли, без хлеба худая беседа. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец. -Не в пору и обед, коли хлеба нет. -Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Слайд 5

Хлеб – всему голова. Земелька чёрная, а хлеб белый родит. Не велик кусок пирога, а стоит много труда. На полатях лежать – куска хлеба не видать. Горька работа – да хлеб сладок. Что посеешь, то и пожнёшь. Без печки - холодно, без хлеба – голодно. Снега много – хлеба много. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. Пот на спине, зато хлеб на столе. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше встань да свой затевай.

Слайд 6

Дождик, дождик, поливай –будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки . Падай дождь на бабкину рожь, На дедову пшеницу, На сестрин лён… Поливай ведром. Заклички. Считалки

Слайд 7

Солнце, солнце, выблесни в оконце. Дай овсу рост, чтоб до неба дорос. Матушка рожь, чтобы встала стеной сплошь . Солнышко, выгляни, красное, высвети! К нам на нивку иди ладить косы и серпы. Уходи, туча грозовая! У нас нива трудовая. Ей зелёной быть. Нам с серпами ходить. Жито, рожь пожать и в снопы повязать. Солнышко, высвети, красное выблесни! Мы на нивку идём, мы серпочки несём. Будем жито жать, тебя в гости ждать . Нивка, нивка, яровая жнивка, Уроди пшеничку, горох и чечевичку На поле снопами, а в дом пирогами.

Слайд 8

Загадки о хлебе Загадка – мудрость народная, приветливая, остроумная. Детушек любит сообразительных, умных, догадливых да рассудительных. Выкинем – не обеднеем. Соберем – разбогатеем. Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. Комовато, ноздревато, и губасто, и горбато; кисло и пресно, а всем людям мило. Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? Сегодня на земле, а завтра на столе.

Слайд 9

Лежало на свету, просилось в темноту, Да и там покоя нет – как бы выбраться на свет? Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на стебле золотом. - Петруша, ты пирог съел? - Нет, не я. - А вкусный был? Очень. - потешки

Слайд 10

Народные приметы Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Не разрешается доедать хлеб за другими – заберёшь их силу и счастье. Нельзя есть хлеб за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать её ногами. Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и всё хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Слайд 11

Днём раньше посеешь, неделей раньше пожнёшь. Лягушки кричат: пора сеять. Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год. Лёд весенний тонет – на тяжёлый (бесхлебный) год. Холодная зима – благодать (предвещает урожай). После большого урожая - строгая зима. Хлеба урожай, так зима холодна. Ранние листочки к счастливому году. Как в мае дождь, так будет и рожь. .

Слайд 12

На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки… Так споём же под чаёк Хлебные частушки. Ты, подружечка моя, Много булок кушаешь. Говорю, не ешь так много. Всё равно не слушаешь . Я однажды для Петра Сдобных булок напекла. Не пришёл Петруша, отдала Ванюше. Ой, подружка моя, Ты моя подружка… Любит булки Иван, Любит и Петруша . Русские частушки о хлебе

Слайд 13

Мы с подружкою вдвоём Замечательно живём И сегодня вам о хлебе Мы частушки пропоём. Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук. Да, не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. Нам народная молва Доносит важные слова: Берегите хлеб, ребята, Он всему ведь голова .

Слайд 14

Ох вы жнеи, вы жнеи, мои молодые! Жнеи молодые, серпы золотые! Уж вы жните, жните, жните, не ленитесь, а обжавши нивку, пойте, веселитесь! Уж мы песни поём, Хлебу честь воздаём. Хлебу белому долог век. Жницам нашим более всех! Песни величальные

Слайд 15

Сжали нивку до конца, до последнего венца. Конец, нивушка, конец, будем заплетать венец. Будь село весело! Мы веночки несём из яровой ярички, из озимой пшенички ! Мы не сами идём. Мы веночки несём. Открывайте ворота! Выкупайте венок!

Слайд 16

Слава хлебу на Земле!

nsportal.ru

Урок окружающего мира "Хлеб - всему голова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Цели урока:

  • познакомить с процессом появления хлеба, как продукта питания;
  • развивать познавательную активность речи, логическое мышление;
  • воспитывать уважение и бережное отношение к труду и хлебу;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки с текстом, заданием, картинками для составления последовательности и рассказа, презентация, пословицы, хлебобулочные изделия., музыкальные произведения: русская народная песенка “Каравай”, “Хлеб – Всему Голова” – Ольга Воронец.

Ход урока

I. Организационный момент. Включаю фоном “Каравай”.

II. Целеполагание и мотивация.

Учитель:

Бываю я черным, Бываю я белым, Румяным бываю И чуть подгорелым – иногда. Да ведь это не беда!

Что это? (Хлеб.)

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы с вами поговорим на тему: Хлеб – всему голова. – Как вы считаете, откуда берется хлеб? – Я сейчас хочу, чтобы вы разложили перед собой в правильной последовательности сначала карточки красного цвета, а потом карточки зеленого цвета.

Самостоятельная работа детей.

– Объясните, почему именно в такой последовательности вы разложили картинки?

Дети: потому что сначала землю готовят к посеву, вспахивают ее, потом засеивают зерном, потом косят и отвозят на мельницу, там зерно перемалывают в муку и отвозят на пекарню, где и пекут хлеб, который потом попадает в магазин.

– Чем отличается первая серия картинок от второй?

Дети: На верхних рисунках показано как раньше хлеб выращивали, а на нижних, как выращивают его сейчас при помощи машин.

Учитель: Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи люди обратили свое внимание на злаковые растения. Вы знаете, что это за растения? (нет) Злаки это растения, цветы которых – колоски с зернами и усиками. Посмотрите на колос овса, и вы все поймете. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, из которой варили кашу. Первый хлеб имел вид жидкой каши. И уже потом еще через некоторое время люди научились сначала печь лепешки, а затем и хлеб.

– Скажите, из чего же делают хлеб?

– Давайте проверим, правильно ли вы расставили картинки.

Показ презентации.

(Слайд 1) Обложка презентации.

(Слайд 2)

Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем.

“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

(Слайд 3)

Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы.

(Слайд 4)

Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

(Слайд 5)

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

(Слайд 6)

Потом зерно везли на мельницу, там его перемалывали в мягкую муку.

(Слайд 7)

Муку хранили бережно в амбарах и из нее пекли хлеб.

А вот так раньше встречали гостей.

(Слайд 8)

Теперь же, выращивать хлеб людям помогают десятки умных и сильных машин.

(Слайд 9)

Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором.

(Слайд 10)

Весной по вспаханному с осени полю колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

(Слайд 11)

Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

(Слайд 12)

Вот и пшеница взошла!

(Слайд 13)

Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу, обмалывают ее и очищенное зерно сразу сыплется в машину. А затем на грузовиках зерно отвозят на мельницы.

(Слайд 14)

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод.

(Слайд 15)

Из муки на хлебозаводе пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

Физкультминутка.

На опушке дом стоит, Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем В этот домик приглашаем.

Учитель: Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь. Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? Каким временем измеряется многотрудный путь от зерна в земле до ароматного каравая. Посмотришь на зернышко желто – золотистого цвета и не вериться, что оно может жить, что из него что-то вырастит. Но зерно живое! Жизнь в нем только на время замерла, притаилась. Давайте вместе с зёрнышком проделаем тяжелый путь.

По мере чтения стихотворений, запишем профессии людей, которые трудятся над производством хлеба.

Да не сразу стали зёрна Хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. Из колхозного двора Вышли в поле трактора. Далеко в просторе чистом Слышен говор тракторов. За деревней, за лесами Раздаётся в поле гром. Это тракторы с плугами Пашут мягкий чернозём. Распахали землю разом – Вышли сеялки с зерном. Кто работает на тракторе? Ржаной росток зелёный Оглядывает поле – Смешной и удивлённый, Как первоклашка в школе. Зелёный росток, Весёлый росток, Ты только что пробился из зёрнышка. Расти, колосок! Расти, колосок! Расти, колосок, до солнышка! Посеяли хлеб хлеборобы весною Созрел он, И встал золотою стеною. И слышит страна – За уборку пора! Для хлеба комбайны нужны! Пора! Хлеб созрел, Но к нам на стол Прямо с поля не пошёл. С поля Даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину И спешит на элеватор. В элеваторе для нас, Хлеб хранится про запас. Здесь ему тепло, удобно. Сможет он, как будто дома, Сколько нужно, отдохнуть И опять собраться в путь Едет хлеб на мельницу, Мельницу – чудесницу. Здесь пышней, чем облака, Получается мука. Поздно ночью спят ребята, А завод готовит хлеб. Этот сказочный завод Всё, что хочешь испечёт. Целый город угостит, Был бы только аппетит! Так и скачут из печи Плюшки, сушки да ватрушки, Куличи да калачи, Сладкие коврижки, Маковые пышки Двадцать пять фасонов Булок и батонов.

Запись в тетрадь слов, обозначающих профессии.

(Тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец.)

Это только часть профессий, связанных с хлебом, но ведь собранный хлеб кто-то сушил, молотил, чистил и сортировал и много других людей, которые приложили руки, чтобы у нас с вами был хлеб.

– Придумайте слова, имеющие общую часть со словом хлеб. (Хлебушек, хлебный, хлебница, хлебозавод , хлебопекарня, хлебороб).

IV. Практическая работа.

Учитель: Назовите мне самого известного сказочного персонажа, который был хлебобулочным изделием. Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин, который называется “Колобок”.

– Верно, мы отправимся туда по тропинке.

Едем в поле На кочку наехали, В яму заехали, Горку объехали И в магазин приехали!

(Дети под музыку идут в магазин “Колобок”, по “Тропе здоровья”.)

– Что продают в хлебобулочном магазине? – Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.

Дети должны правильно расставить названия продуктов.

– Каждый день в интернате, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт – хлеб! Как вы думаете почему?

Игра: “Один – много”.

– Давайте прочитаем с вами рассказ Якова Тайца, который называется “Все здесь”

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

– Бабушка, а тут что растет? – Хлеб, внученька. – Хлеб? А булки где? – И булки здесь, внученька. – А баранки? – И баранки здесь. – А пряники? – И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

Вопросы:

  1. Что увидела Надя в поле?
  2. Как называются эти колосья?
  3. Какую муку делают из ржи, из пшеницы?
  4. Что пекут из ржаной муки?
  5. Что пекут из пшеничной муки?

– А теперь я вам предлагаю выполнить задание на карточке. Здесь нужно по названию злака, написать название муки и название хлеба. Например: рожь – ржаная мука, ржаной хлеб и т. д.

мука хлеб
рожь ржаная ржаной
пшеница
кукуруза
рис

V. Закрепление.

– Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? Помогите правильно сложить пословицы:

Хлеб батюшка Не велик кусок пирога Без хлеба а стоит много труда. нет обеда. вода матушка.

(Выходят дети к доске по той же “Тропе здоровья”.)

– Запишите их к себе в тетрадь. – Хлеб батюшка, хлеб – кормилец. Хлеб всегда был и остается самой большой ценностью. Без хлеба не обходиться не одно русское гулянье, ни одна русская традиция. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали с войны. Во время ВОВ жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Враги осадили город со всех сторон. Людям нечем было питаться. Жители города получали 125 граммов хлеба на весь день.

– А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова “Булка”

С.В.Михалкова “Булка”.

Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул,

/ Вопрос: что он сделал?/ – /Ответы детей./

И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с него сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех его поцеловал. – Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол. – Я – пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушёл

Как мальчики относились к хлебу? А как поступили бы вы, увидев такую картину? Никогда не забывайте, что хлеб – наше богатство, ведь многие люди вложили в него свой труд, он очень ценен. Какие основные правила обращения с хлебом можно вывести из этого стихотворения?

  • Хлеба надо брать столько, сколько съешь.
  • Хлеб надо всегда доедать.
  • Хлеб нельзя бросать на пол.

Запишите это себе в тетрадь.

– А какие обычаи существовали у людей с давних пор у русского народа? – А еще у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Давайте сейчас этот обычай и совершим, угостив и наших гостей.

Учитель:

Каравай земли и неба На твоем столе Ничего сильнее хлеба Нету на Земле. С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим. Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук! (Передаю каравай Ангелине.)

Ангелина:

В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. (Ангелина передает каравай Рите.)

Маргарита:

В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка храниться И земли родной. (Рита угощает гостей.)

VI . Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали?

Чему учились на уроке?

Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Отношение к хлебу в народном быту было очень почтительным: он рассматривался как Божий дар. Коробушку с хлебом всегда ставили на лавку под иконы или накрывали его белой скатертью.

Используемая литература.

  1. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы/авт.-сост. Г.Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы. 1–4 классы/авт.-сост. О.Е. Багрова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Внеклассное занятие на тему "Хлеб- всему голова" (3 класс )

Тема: Хлеб- всему голова.

Цель: формировать знания третьеклассников о пользе хлеба, о его ценности.

Задачи:

  1. Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.

  2. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.

  3. Развитие речи и кругозора у учащихся.

Оборудование: хлеб, батон, сухари и сюжетные картинки

Ход занятия.

I Организационный момент.

IIВводная беседа

-Послушайте внимательно загадку и подумайте что это может быть.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

-Как вы думаете, что это?

(Хлеб)

-Какие слова вам помогли?

(черный, белый)

-Что бы вы хотели узнать о хлебе?

Что можно из него делать? Где его пекут?

ХЛЕБ

Какой бывает хлеб? Чем полезен хлеб?

IIIСообщение темы занятия.

-Как вы уже догадались, мы сегодня на занятии поговорим о хлебе. Тема нашего занятия звучит так «Хлеб – всему голова»

-Как вы понимаете эту пословицу?IVОсновная часть.

Как вы думаете, где пекут хлеб?

(хлебопекарне, хлебопечки)

-Показать картинку хлебопекарни. С самого зарождения хлебопечения, процесс выпечки хлеба требовал от людей трудолюбия, терпения и усердия. Процесс производства хлеба делится на несколько этапов: Подготовка сырья – просеивание муки; Замес теста; Улучшение процессов разрыхления и брожения; Деление теста на порции; Формирование тестовых заготовок; Выпечка; Охлаждение; Упаковка для длительного хранения.При производстве хлеба в качестве основного сырья используются мука, вода, соль дрожжи. Для улучшения вкусовых качеств могут быть добавлены дополнительные ингредиенты – сахар, молоко, масло, патока, солод, мак, пряности.

У нас в поселке есть хлебопекарня на которой выпекают хлеб. Этот хлеб вы едите у нас в столовой. Мы в старших классах продолжим знакомство с хлебом и обязательно сходим на экскурсию на хлебозавод. И посмотрим как выпекают хлеб. У нас в школе есть тоже маленькая хлебопечка, на уроках домоводства вы с Еленой Владимировной будете сами печь хлеб.

Показать хлебопечку и немного о ней рассказать.

-Скажите, а какая польза хлеба?

Хлеб дает нашему организму полезные вещества, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. способствуют укреплению мышц. Для роста волос и ногтей.

-Как вы думаете какой бывает хлеб?

(белый и черный)

-Какая польза белого хлеба?

Хлеб дает организму сытость, силу и здоровье. Он является одним из важных в рационе питания человека.

-А какая польза черного хлеба?

(нормализует пищеварение, является источником энергии,)

-Что можно из него делать?

(сухари, печенье, торты)

-Посмотрите, я вам принесла сухари. Их можно сделать самому, а можно купить в магазине. Сухарей очень большой выбор. С этими сухарями после занятия мы попьем чай.

-В чем польза сухарей?

Польза сухарей еще и в том, что они содержат довольно большое количество сложных углеводов – они отлично насыщают и при этом не нагружают желудок. Сухари помогаю восстановить нормальную работу желудка после отравлений.

-Давайте подведем итог всего нами сказанного. Так чем же полезен хлеб?

Хлеб дает нашему организму полезные вещества, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. способствуют укреплению мышц.

Хлеб дает организму сытость, силу и здоровье. Он является одним из важных в рационе питания человека.

Нормализует пищеварение, является источником энергии

-Давайте вспомним пословицы которые есть о хлебе и скажем их значения.

- Хлеб – всему голова  

- Хлеб – наше богатство    

- Будет хлеб – будет и песня    

- Будет хлеб – будет обед  

- Без хлеба не вкусно и не сытно  

- Хлеб – всей жизни голова  

- Хлеб – батюшка, вода – матушка    

V Рефлексия.

"Хлеб полезен, потому что…»

«Я люблю хлеб, потому что »

"Мне было интересно …..

infourok.ru

Проект "Хлеб всему голова"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова

ТЕМА:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА»

                                                          Выполнила:

ученица 1 «Д» класса

Королёва Екатерина

Руководитель: 

учитель начальных классов  

                                                                            Пронькина Надежда Павловна

р.п. Коченёво

2016

Содержание

Введение ………………………………………………………… 3 стр.

Основная часть …………………………..……………………… 3 стр.

Практическая работа ...................……………………………….4 стр.

Заключение …………………………………………….……….. 9 стр.

Литература..................................................................................10стр.

Введение

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль – этот русский обычай,

Словно символ людской доброты.

Актуальность исследования:  В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце, воздух, земля. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова». Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Его имя на всех языках люди произносят с теплотой и любовью.

Мне захотелось узнать, почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Я поставила перед собой цель.

Цель исследования: 

узнать, почему нужно бережно относиться к хлебу.

Поставила задачи. 

Задачи исследования:

  1. Узнать, почему нужно бережно относиться к хлебу.

  2. Собрать подробную информацию о хлебе.

  3. Познакомиться с интересными фактами о хлебе.

  4. Испечь хлеб.

Предположила.

Гипотеза: Хлеб - всему голова.

Предмет исследования: хлеб.

Объект исследования: отношение к хлебу.

Основная часть

Что такое хлеб? История появления хлеба.

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса - то. На Руси хлеб называли жито.

Ещё 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша.

Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал раб-египтянин, готовивший тесто. По недосмотру он оставил на ночь смесь воды и муки. Тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким.

Кто потрудился, чтоб каравай на свет явился?

Ещё с осени колхозники начинают заботиться о будущем урожае. Они глубоко вспахивают землю трактором. Не забывают и о пище для будущих посевов – разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения.

Зимой при помощи снегопаха в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Весной по вспаханному с осени полю колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки –первые всходы. Но вместе с первыми всходами взошли и сорняки. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.

Летом посевы поливают, берегут от вредителей. За летний период вырастают колоски, а в них много- много зерен.

Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу и укладывают её в валки.

Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают.

Чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Там зерно перетирают, перемалывают и получают муку.

С мельницы муку доставляют на хлебозавод. На хлебозаводе из муки делают тесто. А из него пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытым кузовами, на которых крупными буквами написано слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам.

Хлеб военных лет.

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Блокада Ленинграда: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. Люди умирали от голода прямо на улицах.

Хлеб войны… Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку!

ПОМНИТЕ!!!

Хлеб – не просто дар природы, хлеб – наш труд, не забывай!

Береги же наш народный драгоценный каравай!

У хлеба долгая память, он не прощает неряшливости и безответственного к себе отношения.

Заключение

В ходе работы я открыла для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Ведь хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Во время войны хлеб был дороже золота, так как он мог спасти жизнь человека.

Таким образом, я смогла достичь своей цели исследования – я узнала почему для людей так ценен хлеб. Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.

Мальчишка примерно 13-ти летБежал и ногою подбрасывал хлеб.В него словно в мячик мальчишка играл,Забрасывал в лужи и снова пинал.А взрослые люди с работы шагали,И взрослые люди все это видали.Но хоть бы один ему слово сказал.Играет мальчишка, ну, что же, скандал!А разве те люди войны не видали?А разве те люди не голодали?Неужто они навсегда позабыли,Как хлеба кусочек на сутки делили?Снимите очки и захлопните книжку!Я очень прошу – урезоньте мальчишку!Остановите! Ему объясните!Пусть он запомнит на тысячу лет,Что самое главное в жизни – хлеб!

ПОМНИТЕ!!!

Хлеб – не просто дар природы, хлеб – наш труд, не забывай!

Береги же наш народный драгоценный каравай!

У хлеба долгая память, он не прощает неряшливости и безответственного к себе отношения.

infourok.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: admin@adm-ostashkov.ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *