Статья (старшая, подготовительная группа) на тему: Всемирный день хлеба. День хлеба в доу


Статья (старшая, подготовительная группа) на тему: Всемирный день хлеба | скачать бесплатно

твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши? Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу? Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе.

Попросите ребенка объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.

Можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего

выполнить это речевое упражнение в игре.

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

- Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).

- Хлеб – батюшка, вода – матушка.

- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

- Хлеб да соль, и обед пошел.

- Будет хлеб — будет и песня.

- Рожь поспела — берись за дело.

                                                     Приложение 2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как хлеб на стол пришел

г. Магнитогорск

Часть 1. Загадки о хлебе.

Начните знакомство с хлебом с загадки. Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.

Чудо. Лев Квитко.Зернышко-крошку всю зиму хранил,В рыхлую землю весной посадил.Чудо случилось, наверное, с ним.Зернышко стало  живым и большим.Зернышко-крошка лежало в земле,Лежало, согрелось, разбухло в тепле.Сначала разбухло, потом проросло.Тонким росточком на грядке взошло.Чубик завил этот слабый росток,Выкинул перышки нежный листок.Ну, разве не чудо, что чубик такойПробился, прорвался сквозь слой земляной?!Он землю буравил, он лез напролом,Он к свету и солнцу пробился с трудом.А над землею – опять чудеса:Что-то растет не по дням – по часам.Зернышка нет и в помине давно.Не угадаешь, чем стало оно?

Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Часть 2.Как хлеб на стол пришел.

Спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

2.1. Как растет пшеница и рожь?

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Часть 3. Бережем хлеб.

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа

nsportal.ru

Проект "Хлеб - всему голова!" — Блог — МКДОУ Ольховатский Детский сад Сказка

Статью подготовил: Ст. воспитатель Табунщик Л.Н.

 

Участники проекта: Савченко В.А., Холоден Л.С., Табунщик Л.Н.

Хлеб - это продукт человеческого труда, он всегда считался символом благополучия и достатка.

«Хлеб – всему голова» – одна из самых распространенных пословиц нашего народа. И вовсе не зря, ведь без хлеба не обходится ни один день нашей жизни, и в праздники и в будни, хлеб остается главным продуктом на нашем столе. А все потому, что мы действительно любим хлеб и хлебобулочные изделия. И у хлебушка есть свой международный праздник – Всемирный день хлеба, который отмечается 16 октября.

История праздника Всемирный день хлеба

16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. В 1950 году названная организация предложила утвердить Генеральной Ассамблее ООН дату 16 октября в качестве Всемирного дня хлеба. В 1979 году, по настоянию Международной ассоциации пекарей и кондитеров, ООН повторно согласовала главный праздник хлеба в этот день.  Всемирный день хлеба не единственный праздник, посвященный хлебу, который отмечают в нашей стране . Например, славянский праздник Хлебного Спаса отмечают 29 августа и связывают с завершением жатвы злаковых культур. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей.

Во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки продукции хлебопеков и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, конкурсы, спортивные состязания. Участники мероприятий украшают свои наряды злаками и поют задорные частушки о хлебе. А также в этот день устраиваются благотворительные акции бесплатной раздачи хлеба всем нуждающимся.

Интересные факты

История возникновения хлеба началась очень давно. Согласно историческим данным, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому. Внешне они напоминали лепешки и выпекались на раскаленных камнях. Ингредиентами для таких лепешек служили крупа и вода. Среди историков нет единой версии, как древние люди сообразили запекать первый хлеб. Но распространено мнение, что это произошло случайно, когда зерновая смесь перелилась через край горшка и запеклась. Вот с тех пор человечество и употребляет печеный хлеб.

Каждый человек в среднем съедает почти 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю свою жизнь.

В старину люди из высшего сословия предпочитали употреблять в пищу белый хлеб, а черный и серый из-за цвета ел низший класс (беднота). Начиная с XX века, некоторые слои из высшего общества узнали о пользе и питательности ржаного и серого продукта, и он стал пользоваться большей популярностью.

 

Хлеб -  продукт который сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно.

Вместе с ребятами подготовительной  группы мы выяснили, где же действительно «растут» булки, проследили весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, познакомились с  разнообразием хлебобулочной продукции.

Работая над проектом,  мы постаралась обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе: люди каких профессий трудятся над тем, чтобы хлеб «пришёл» к нам на стол.

Цель проекта:  Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи проекта:

- Формировать у детей первоначальные представления о процессе выращивания хлеба. Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

- формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста;

- формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику;

- развитие творческих способностей;

- поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

- воспитывать у детей чувства уважения к труду людей (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, природе родного края и разумного вмешательства человека;

- воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Для решения поставленных задач использовались методы и формы работы :

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Как мы можем беречь хлеб?», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья).

Рассматривание: серия сюжетных картин:

«Как выращивали хлеб наши предки».

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Г. Паустовский «Горячий хлеб».

Посадка семян пшеницы, ржи, овса.

Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (Зачем растения вода).

Трудовая деятельность: замешивание теста и выпечка ржаного хлеба.

Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок»

Просмотр презентации: «Как колосок, на стол хлебом пришел».

Художественно-творческая деятельность:

Лепка из соленого теста, и роспись готовых изделий.

Слушание: песен «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)

Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»

Хоровод «Каравай»

Разучивание пословиц о хлебе, разгадывание загадок.

В ходе реализации проекта дети познакомились с особенностями выращивания зерновых растений, научились находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

- пополнили словарный запас, научились обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;

- у дошкольников сформировался устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых.

dsskazzka.ru

День хлеба - 17 Октября 2017

                                                                

 «Хлеб – всему голова»

(русская пословица)

Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни, – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября. Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства.

Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром столько поговорок мы помним ещё с детства – «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие. Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. А ещё считается, что первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. И уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем. И даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре. Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, и он стал пользоваться большей популярностью.

Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья.

Данное мероприятие в ДОУ представлял собой выставку-ярмарку хлебобулочных изделий, в котором приняли участие все желающие из числа воспитателей, детей и их родителей. Каждый представил свое изделие в творческой форме (сказка, стихотворение, презентация).

Педагоги рассказали детям, откуда берется хлеб; сколько работы нужно проделать, чтобы получить маленькую булочку хлеба. Организовали педагоги выставку «Хлеб всему голова»: каких только караваев нет? А как красиво их украсили!

Затем дети рассмотрели картинки злаковых, машины, которые убирают пшеницу. На выставке книг смогли рассмотреть картинки, педагоги прочитали загадки, пословицы про хлеб. Ребята увидели и потрогали настоящие колоски пшеницы, поиграли в игру «Определи на ощупь».

Родителям был представлен мастер-класс «Дружная семейка» - изготовление маленьких сладких пирожков с мармеладом.

Всем было очень интересно, никто не остался равнодушным.

zolotaya-rybka.ucoz.net

Презентация к уроку (подготовительная группа) на тему: Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?" | скачать бесплатно

Слайд 1

Сценарий тематического дня в детском саду «Хлеб всему голова», для детей подготовительной группы Тема: « Откуда хлеб пришёл ?» Составитель: Тутова С.В.

Слайд 2

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, дефектолог.

Слайд 4

Цель: Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира.

Слайд 5

Задачи: Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая ; Закреплять представления детей о том, кто и где делает муку, хлеб; Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, изделий из муки; Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Слайд 6

Утро: Загадки по теме «Хлеб» Беседа с детьми на тему: « Какие бывают виды хлеба» Цель: вызвать интерес детей к предстоящей деятельности. Утренняя гимнастика: «Мышка зёрнышко нашла»

Слайд 8

Непосредственно образовательная деятельность: Сюрпризный момент : внесение в группу подноса с хлебобулочными изде лиями Проблемная ситуация : Откуда хлеб к нам попал? Беседа с детьми : «Как люди выращивают хлеб?» Чтение стихотворения В. Орловой «Откуда хлеб пришёл?» Д/и «Что сначала, что потом?» Цель: уточнять и расширять знания по теме. Просмотр видео-презентации: «Как колосок на стол хлебом пришёл»

Слайд 10

Прогулка Д/и «Назови семью» ( с мячом) Цель: расширять и активизировать словарный запас по теме «Хлеб»; упр. в образовании родственных слов. Индивидуальная работа: рисование на асфальте «Чей каравай красивее». Сюжетно – ролевая игра «Булочная». Цель: обучать детей развивать сюжет на основе личного опыта.

Слайд 11

Вечер Чтение сказки Т. А. Шорыгиной « Какой хлеб лучше?» Цель: знакомство с книжной культурой. Пальчиковая гимнастика: « Муку в тесто замесили». Лепка из солёного теста « Мы пекли отличные калачи пшеничные» Цель: закрепить название хлебобулочных изделий.

Слайд 13

Спасибо ,за внимание!

nsportal.ru

Сценарий праздник хлеба в доу

Оборудование. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.

Литература.

1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин

«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры».

Для 2 классов.

2.М.Ю.Женило

«Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов».

3.Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачёва

«Ознакомление с окружающим миром».

4.В.Дацкевич

«От зерна до каравая».

5.К.Паустовский

«Тёплый хлеб».

Ведущий.

И.Токмакова «ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА».

«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА» -говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба-не может.

Вы подумайте: о чём же здесь говорится. Пойди в магазин и купи-хлеб у нас стоит дёшево. И редко кто из вас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять, вырастить, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

Ни днём, ни ночью не уходят с полей хлеборобы – механизаторы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра. Нелегка работа у хлебороба-механизатора. Нелёгкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране!

ЗОЛОТОЙ ЗВОН.

Звон золотой по полям,

В поле звенят подголоски

Хлеба созревшего там.

Ярки на солнце полоски

Золотом чистым горят,

Звоном хлебным звеня

Слава труду человека.

Благовест мирный гудит

Ясно от края до края,

Добрую весть он гласит;

Осень идёт золотая.

С жёлтым тяжёлым снопом,

С сочным румяным плодом,

С сотом янтарно -прозрачным.

Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеницу, рожь, ячмень называют ещё и жито. Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Есть ещё одно слово, которое тоже близко слову «жить» — это «жильё».Народ мудро сказал: «Был бы кусок хлеба да крыша над головой — и жить можно».

«Худ обед, коли хлеба нет», — говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Главное достоинство этого продукта – он никогда не приедается.

Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать.

Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России, Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает… Хлебом встречают жениха и невесту, угощают гостей на свадьбе. Хлебным зерном принято посыпать молодых на свадьбе, желая им счастья и благополучия.

Хлебом встречают самих дорогих гостей, хлеб-соль подают на юбилеях и других торжествах, хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полётов.

Мы знаем, в самых отважных полётах,

Где космос открытый зовёт корабли,

Ломтики хлеба для звёздных пилотов─

Как будто живые частицы Земли.

И как бы тот путь ни был долог труден,

Хлеб будет делиться своей теплотой.

Хочется хлебу так же, как людям,

На доброту отвечать добротой.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

БУЛКА.

С.МИХАЛКОВ

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

─Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

─Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком,

И земля всю силу

В хлебе затаила.

С юга и до севера

Краше злата-серебра

Зреет рожь-красавица,

Пшеница наливается.

Здесь дождинки быстрые,

Зори здесь лучистые,

Радугой украшен

Хлеб родимых пашен.

От весны до осени

Русыми колосьями

Светится любимая

Земля необозримая.

Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе. Приятно посидеть за чашкой чая с вкусным пирогом, тортом, с булкой и калачом.

ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА.

В.СТЕПАНОВ

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Лётчик с воздуха поля.

Убран хлеб — и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Поле – полюшко устало,

И под снегом спит оно.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое – страда —

Праздник мирного труда.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что в поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днём весенним,

Летним днём,

Осенним днём

Согреваем землю мы

И любовью,

И трудом.

Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

ХЛЕБ.

С.ПОГОРЕЛОВСКИЙ

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

В нём — земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

КОНДИТЕР.

Дети, здравствуйте!

Вы любите сласти?

Я пеку пирожные –

Всевозможные.

Я и сам очень горд,

Что испечь –

Умею торт.

Он больше, чем дверь,

Ты мне поверь,

Если хватит силы,

Бери вилку

И ешь пока свеж!

ПЕКАРИ.

Е.СТЮАРТ.

Когда под звёздным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ночными переулками

Шуршат машины с булками,

Рядком в кузовике

Лежат щека к щеке.

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов.

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

На цыпочках машины,

Чтоб спящих не будить,

Спешат по магазинам

Поклажу развозить.

А там на чистых полках

Её разложат с толком.

Спешат, спешат машины

Шуршат чуть слышно шины!

Заря займётся алая,И пекари усталые

Халаты снимут белые:

— Мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки!

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шофёры помогали нам:

Возили их — не спали,

Чтоб свежим хлебом встретить

Когда проснутся дети.

Мы все трудились от души.

Садитесь, ешьте, малыши!

ЗАГАДКИ.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(колос)

Без рук, без ног, но подпоясанный.

(сноп)

Сама длинна, худа, всю ветром шатает, а весь пир питает.

(пшеница)

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

(рожь)

В поле у дорожки

Качаются серёжки,

И каждая – из золота,

На веточке приколота.

(овёс)

Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на толе –

Беленькая глыбка.

(рис)

Росло – красно,

Цвело – бело,

А снял зерно –

Почти черно.

(гречиха)

А сейчас послушаем как в старину убирали хлеб с полей.

«КОЛОСКИ В СНОПЫ ВЯЖУТСЯ, КАРАВАЕМ В ПЕЧИ ОБОРАЧИВАЮТСЯ» ─так в старину говорили. Тогда машин не было.

Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Раным ─ ранёшенько жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Тяжела жнивная пора, но не умолкали на полях песни.

Хлеб рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

С давних пор весенней ранью,

Чтоб зерно могло взойти,

Шли к земле с сохой крестьяне,

Нелегко с сохой идти.

Прадед в землю свято верил,

И с рассвета до темна

Он в руке с надеждой мерил

Тяжесть каждого зерна.

И была мужичья доля

Из несчастий и беды.

Потом политое поле

Воздавало за труды.

Утром ранним, утром росным

Выходили косари,

На полях свистели косы

От зари и до зари.

Развивалась наука и техника, на помощь крестьянам пришли тракторы, комбайны.

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

Но вглядись в простор бескрайний:

Что такое там вдали?..

Выплывают в степь комбайны

Словно в море корабли.

Ох, машинища какая!

Ну, комбайнер, покажи,

Как пшеницу подсекая,

Ходят острые ножи,

Как из колоса тугого

Выбирается зерно,

Как, пожалуйста, готово –

В ящик сыплется оно.

Продолжается рассказ –

Урожай поспел у нас.

Дует в поле ветер вольный,

Ходят в поле волны, волны:

Чем не море – ширь полей?!

Только нету кораблей.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Вместе с мельницей речной,

Паровой и ветряной

Устарели для муки

Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический –

Уж, сюда наверняка

Помещается мука!

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз

На завод муку привёз…

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

ХЛЕБ, ХЛЕБЕЦ, ХЛЕБУШКО.

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас сокровенные слова:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ СПАСЁМСЯ»… И ставил новую избу.

ХЛЕБА НИ КУСКА-

ТАК И В ТЕРЕМЕ ТОСКА,

А ХЛЕБА КРАЙ-

ТАК ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится.

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «ХЛЕБ-СОЛЬ»! Значит, добра желали достатка.

ГДЕ ХЛЕБНО ДА ТЕПЛО, ТАМ И ЖИТЬ ДОБРО.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:

ЗА ХЛЕБ, ЗА СОЛЬ,

ЗА ЩИ С КВАСОМ,

ЗА ЛАПШУ, ЗА КАШУ,

ЗА МИЛОСТЬ ВАШУ-

БЛАГОДАРИМ!

В.ТОЛМАЧЁВА

За долами, за лесами

Есть резной чудесный дом.

На крыльце – петух с ключами,

Дед и баба – за столом.

Перед ними тесто горкой,

Мёду целое ведёрко,

Сливки в глиняном горшке.

Дед и баба все в муке…

Слепили коровку –

Масляну головку.

С нею рядышком коза –

Леденцовые глаза.

Пастушок с дудочкой,

Рыболов с удочкой,

Дом,

И речка с мостиком,

И собака с хвостиком.

Хлебные кони

Стоят на ладони,

Воду пьют,

Копытами бьют:

Просятся в поле ─

Землю пахать.

На вольной воле

Гривой махать.

Жаворонки, кулики

Из ─ под бабкиной руки

Норовят взвиться.

Ай да птицы!

Лепили, лепили─

Всех в печь посадили:

Пусть поджарятся,

Зарумянятся.

Будут прянички подовые,

Золотые да медовые!

Дед и баба говорят:

«Будет праздник для ребят»!

А. ЛОГУНОВ

ИНСЦЕНИРОВКА.

ПРАЗДНИК КАРАВАЯ.

К лицеистам на машине

Каравай приехал ныне,

В круг вставай каравай,

Кого хочешь ─ выбирай!

.

Каравай. Пекаря!

Он не грел на печке бок─

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Пекарь. Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Мельник. Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь─ выбирай!

Хлебопашец. Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда ─ урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь. Слава урожаю в закромах!

Мельник. Слава караваю на столах!

Хлебопашец. Слава натруженным рукам!

Как не хватало хлеба во время войны. Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди, держа в руках заветную хлебную карточку. Хлеб с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды и других суррогатов был таким желанным.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля─ 900 дней вражеской блокады. Жители города получали по 125 г хлеба на весь день, но именно этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Был хлеб всегда в почёте на Руси─

Её просторов главное богатство,

Его ты цену хочешь знать?─

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище─ тысячи могил. Около одной всегда много людей, они стоят и молча плачут. На могиле лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка «Доченька, если б я могла дать его тогда»…

Многим известна печальная история 11─летней ленинградки Тани Савичевой. От голода у неё умерла вся семья. Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области, но спасти её не удалось ─ истощённая голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В. Моцарта.

«ПРИ СЫТОСТИ ПОМНИ ГОЛОД»─ звучит русская пословица, которую мы не должны забывать.

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепёшку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград.

Жизнь продлевала

Даже крошка хлеба…

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелёгким

Каждая лепёшка.

Не раз прощал

Тебе я озорство

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного

Всуе брошенного хлеба.

Х.САПАРОВ

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

scenarii-dlja-vedushchego.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *