Методическая разработка по истории на тему: Внеклассное мероприятие "Блокадный хлеб". Блокадный хлеб презентация


Конспект занятия и презентация "Блокадный хлеб".

Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Воспитатели:

Пустовалова Н.В.

Тема: Хлеб блокадного города

Методический материал к презентациидля детей дошкольного возраста.

Образовательная область ФГОС ДО«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.

Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям

Блокадный хлеб

2 слайд

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.

3 слайд

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде,(карта, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.

4 слайд

Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.Поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.

Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом

А я для вас прочту стихотворение:

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме:

«Мама мне страшно,

Мама 125 и больше не грамма».

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

5 слайд

Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

6 слайд

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

7-8-9 слайд

Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранныйконно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».

10-11-12-13 слайд

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки».

14-15-16-17-18 слайдГосударственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

19 слайд «Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.

20 слайд «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

19 слайд «Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

20 слайд

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)

Воспитатель:

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизмгород Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери — родины.

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.

Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты» Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013

Используемая литература

1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.

2. ДмХод непосредствен

intolimp.org

Методическая разработка по истории на тему: Внеклассное мероприятие "Блокадный хлеб" | скачать бесплатно

«Блокадный хлеб»

Мероприятие посвящено 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

Проводится в форме устного журнала для 5-11 классов.

Цели:

  1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  3. воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование, экран;
  2. презентация со звуковым сопровождением.

Ход мероприятия:

(Слайд 2) Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей). Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград". История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

(Слайд 3) Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г.

(Слайд 4) Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал подвергаться систематическим массированным налетам вражеской авиации. Один из самых крупных налетов был 19 сентября 1941 г., в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов.

(Слайды 5 и 6) Были разрушены дома. Получили повреждения Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский, Строгановский и другие дворцы, была полностью разрушена Пулковская обсерватория, разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина.

Снаряд упал на берегу Невы,

Швырнув осколки и волну взрывную

В чугунную резьбу, на мостовую.

С подъезда ошарашенные львы по улице метнулись врассыпную.

Куда влетит очередной, крутясь?..

Враги из дальнобойных бьют орудий.

Смятенья в нашем городе не будет:

Шарахаются бронзовые люди,

Живой проходит, не оборотясь.

(Слайд 7) Ленинградцы поднялись на защиту Родины: они вступали в партизанские отряды, сражались на фронте, строили оборонительные рубежи. Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированную, многополосную оборону. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.

 (Слайд 8)  Уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей из музеев и различных учреждений.

(Слайд 9) 20 августа немцы заняли г. Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. Над городом нависла непосредственная опасность. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу. 30 августа немецко-фашистские войска, совершив прорыв на станции Мга, перерезали последнюю железнодорожную ветку, соединявшую Ленинград со страной. С 4 сентября начались систематические артобстрелы города 8 сентября был захвачен Шлиссельбург, и сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей прекратилось. Началась 900-дневная блокада

Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограниченны, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября.

(Слайд 10) В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.

К декабрю 1941г город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.

(Слайд 11) Вышел из строя водопровод, и за водой жители Ленинграда ходили к Неве, Фонтанке, к другим речкам и каналам.

…О, мы познали в декабре —

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский…

(Слайд 13) В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба   населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные - по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.

(Слайд 14) Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250г на рабочую карточку и 125г - на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

 (Слайд 15) В ноябре ленинградцы начали умирать от голода, цинги и дистрофии. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации.

(Слайд 16)  Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

(Слайд 17) Смерть могла наступить в любой момент, в любом месте, люди падали на улице. Часто те, кто пытался отвезти на кладбище своих умерших близких, умирали по дороге туда.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.                  

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных…

…А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, — к вечеру добраться б…

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев… (О. Берггольц)

(Слайд 18) В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город ото льда и снега. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

(Слайд 19) Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.  В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры.

(Слайд 20) 17 сентября 1941 года по Ленинградскому радио выступил Д.Д. Шостакович: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения…» Это была знаменитая Седьмая симфония.

(Слайд22) В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября.

(Слайд 23)  По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика.

(Слайд 24) Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства. 20 ноября 1941 г. по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки. 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия. Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд.

(Слайд 25) 27 января 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята, и торжественный салют возвестил миру, что Ленинград полностью освобожден.

(Слайд 26) Так пусть же мир сегодня слышит

                     салюта русского раскат.

                     Да, это мстит, ликует, дышит

                    победоносный Ленинград!

 (Слайд 27) Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ, открыт памятник ленинградской армии Народного ополчения, на площади Победы — памятник героическим защитникам города, а вокруг Ленинграда по бывшему блокадному кольцу создан «Зеленый пояс Славы».

(Слайд 28) В 2004 г. — к 60-летию снятия блокады — все бывшие блокадники были награждены памятными медалями (9, 10).

Отрывки из дневников ленинградцев-блокадников.Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль... Настанет голод... Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне - 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник... Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат.» Октябрь 1941 г.: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет... Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменяла на 400 г хлеба... На фронтах положение дрянь». «Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190г сливочного масла и 500г колбасы из каноны с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 г.».

Декабрь, Лидия Охапкина: «Один раз на рынке-толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла».

Фаина Прусова: «По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно - тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) - тоже мутная , грязная вода. Вылила. . . И вот здесь мы дали все друг другу слово - не психовать, не есть всякую дрянь, и будь что будет. . . Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке. . . Воды не было - ходила на Неву с бидончиками. . . Да, люди едят кошек, собак. . . А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа».

Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству. . . выхода нет. Тупик. . . Голод. Страшный голод. . . Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность. . . я постиг свой удел. . . Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. . . Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери». «3 января 1942 г.: ... Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза. . . Я весь обовшивел. . . Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить. . . Нет никакой надежды».

nsportal.ru

Презентация "Хлеб блокадного Ленинграда" 8 класс скачать

Хлеб блокадного Ленинграда
  • Автор: Ухлина Валерия
  • ученица 8 «а» класса
  • ГБОУ СОШ № 2 3 3
  • с углубленным изучением
  • иностранных языков
  • Красногвардейского район
  • Санкт- Петербурга
  • Руководитель : Бирюкова Зоя Владимировна, учитель химии
  • 2015 год
ХЛЕБ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
  • Цель исследования
  • Изучить рецепты блокадного хлеба. Выпечь блокадный хлеб.
  • Объект исследования
  • Рецепты блокадного хлеба.
  • Предмет исследования
  • Технология выпечки блокадного хлеба в домашних условиях.
  • Задачи исследования
  • В домашних условиях, используя имеющиеся ингредиенты выпечь хлеб. Сделать вывод о вкусовых качествах хлеба.
  • Методы решения
  • Изучение рецептур блокадного хлеба.
  • Выбор рецепта для выпечки хлеба.
  • Моделирование процесса выпечки.
  • Практическая часть - технология выпечки хлеба
  • Практическая значимость
  • Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием,
  • фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины.
  • Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500
  • г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба.
  • Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни
  • нам не заменит хлеб. Хлеб- это жизнь.
СОДЕРЖАНИЕ
  • I. ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы
  • II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Рецепт блокадного хлеба
  • III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Закваска
  • День первый
  • День второй
  • День третий
  • День четвертый
  • День пятый
  • IV. АНАЛИЗ РАБОТЫ
  • V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • VI. ЛИТЕРАТУРА
I. ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы
  • Хлеб- дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед – коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай - так и под елью рай». Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.
  • Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время. В этом году отмечали 70-летие со Дня снятия блокады г. Ленинграда
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Рецепт блокадного хлеба
  • В Музее хлеба можно увидеть хлеб, выпеченный по блокадной
  • рецептуре. Он сильно отличается от того, который мы привыкли
  • есть за обедом. Выпекали его только из ржаной муки с различными
  • добавками.
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Выдавали хлеб по хлебной карточке
  • При утере хлебная карточка не возобновлялась. Её потеря была равнозначна смертному приговору
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Блокадный хлеб
  • Пищевая целлюлоза-10%
  • Жмых – 10%
  • Обойная пыль – 2%
  • Выбойки из мешков – 2%
  • Хвоя – 1%
  • Ржаная обойная мука – 75%.
  • При выпечке этого хлеба формы
  • смазывали соляровым маслом. И
  • такого хлеба полагалось 125
  • грамм в сутки на человека.
  • Рецепт блокадного хлеба
  • изменялся со временем
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Закваска
  • Процесс приготовления
  • блокадного хлеба начинается
  • с получения закваски.
  • Готовиться она 5 дней. И
  • только после полной
  • готовности можно начинать
  • печь хлеб.
  • Мука ржаная 50%
  • Овсяная мука30%
  • Отруби 20%
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • День первый
  • Взяли:
  • 50г. ржаной муки,
  • 30г. овсяной муки
  • 20г.отрубей смешали со стаканом воды.
  • Все хорошо размешали, смесь
  • получилась однородной и без
  • комочков,
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • Смесь перелили в трехлитровую банку. Сверху горловину накрыли марлей. Оставили банку с закваской при комнатной температуре.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • День второй
  • Через сутки смесь поднялась
  • примерно на 1 см, появились
  • пузырьки. Запаха затхлости нет
  • Далее закваску подкормили.
  • Для этого досыпали 100г
  • смеси и долили воды. Накрыли
  • полотенцем и еще на сутки
  • поставили в тепло.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • День третий
  • Закваска пузыриться и
  • приобретает кисловатый запах.
  • Хорошо видны следы брожения.
  • При добавлении новой порции
  • подкормки закваска увеличилась
  • примерно на 1 см.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • День четвертый
  • По объему закваска увеличилась
  • примерно на 1.5см. Приобрела
  • вид пенистой кисло пахнущей
  • массы, запаха затхлости нет.
  • На вкус закваска кисловатая.
  • Необходимо подкормить закваску.
  • Для этого смешали стакан воды
  • с 50г. ржаной муки , 30г овсяной
  • муки и 20г. отрубей. Все хорошо
  • размешали и добавили в банку с
  • закваской.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • День пятый
  • Закваска имела консистенцию
  • сметаны, кислый вкус и
  • пузырилась. Закваска готова и ее
  • можно использовать в выпечке
  • хлеба.
  • Приготовление хлеба
  • Муку просеяли, добавили закваску
  • соль, растительное масло, и
  • постепенно вливая воду,
  • вымесили тесто. Вымешанное
  • тесто слегка присыпали мукой,
  • переложили его в миску, убрали в
  • холодильник на сутки.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  • На следующий день тесто перекладывали в смазанную растительным
  • маслом форму. Дали взойти и поставили в духовку, разогретую до
  • 2500С. Через 8-10 минут сделали температуру 200 0С и через 40
  • минут хлеб был готов.
IV.АНАЛИЗ РАБОТЫ
  • Хлеб получился таким
  • По вкусу он не похож на наши современные хлеба. Кислый. Я предлагаю вам попробовать и оценить его вкус.
V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • В нашей школе ежегодно проходят встречи с
  • ветеранами, детьми блокадного Ленинграда. 125
  • грамм блокадного хлеба спасли жизнь им - маленьким
  • мальчишкам и девчонкам. Об этом они рассказывают
  • нам. Мы должны жить, учиться, чтобы наша Родина
  • становилась богаче и краше.
ЛИТЕРАТУРА
  • 1.(http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fandirzyanova.uo86.ru%2Fp49aa1.html)
  • 2.(http://rial-hleb.ru/istoriy-hleba/blokadnyiy-hleb)
  • 3.(http://www.pandia.ru/text/77/275/20601.php

uchitelya.com

Презентация к уроку на тему: Предметная неделя "Хлебная корзина", Тема "Ценность хлеба - Блокадный хлеб" коррекционная школа VIII вида, начальные классы | скачать бесплатно

Материалы по предметной неделе «Хлебная корзина»

Тема: Ценность хлеба -  Блокадный хлеб.

Цель: - воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход беседы:

- Ребята, на прошлой перемене мы с вами ходили в столовую, вы очень хорошо рассказали пословицы о хлебе, вкусно и сытно позавтракали, и кто-то съел из вас один кусочек хлеба, кто-то два, а кто-то и три кусочка хлеба, так это? (ответы детей) - Все пришли сытые из столовой? (слайд 1)

- Молодцы! Все мы знаем, что сейчас можно пойти в магазин и купить любой хлеб – и батоны, и булочки, и ватрушки, и пирожки – разновидностей хлебобулочных изделий очень много. (слайд 2)

Но как вы думаете, всегда ли так было в нашей стране? (ответы детей)

- Было для нашей страны и тяжелое военное время – ВОВ.  (слайд 3)Наш город Ленинград оказался в кольце вражеской Блокады (это когда вражеские войска окружили город Ленинград и никого не пропускали в город и никого из города не выпускали). - Продукты в городе очень быстро закончились, люди начали голодать и единственной надеждой людей на выживание стал Хлеб, который выдавали по карточкам.(слайд 4) Тысячи ленинградцев погибли от голода. (слайд 5)

В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба(слайд 6) Посмотрите, какой это маленький кусочек! (показать кусок хлеба весом 125 грамм)Впрочем, этот кусочек трудно было назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали людям выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. (слайд 7)В Музее Истории  Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм.(видеоролик «Хлеб войны»)Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.

(видеоролик «Норма хлеба»)

Вот такое тяжелое время было в нашей стране, когда кусочек хлеба был символом жизни. Есть у вас бабушки или дедушки, которые воевали в ВОВ? (ответы детей)(слайд8)Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба.(слайд 9) А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его. (слайд 10)- Послушайте стихотворение.«Булка» - С.Михалков.Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол. (Слайд 11)

Шел мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал. 

- Вы кто такой?- спросили дети, Забыв на время про футбол. - Я пекарь!- человек ответил И с булкой медленно ушел. (слайд 12)

И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, какие вы испытываете эмоции, чувства, прослушав строки стихотворения «Булка»?Ответы учеников:Мне очень неприятно и стыдно за мальчиков, которые играли хлебом в футбол.Хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно.Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб.Когда хлеб лежит на столе – то, кажется, что так и должно быть, цену хлебу узнаешь, лишь только тогда, когда проголодаешься.Хорошо, что мы живём в мирное время, и нам не приходится голодать.Но мы не должны забывать про жителей Ленинграда, перенёсших блокаду города во время войны.Хлеб - драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.      (слайд 13)- Теплый хлеб в человечных ладонях – это чудо! Если он есть, конечно. В нашей стране хлеб есть у каждого человека. Наши школьники и представить себе не могут, что значит, нет хлеба!

 (слайды 14, 15)А между тем, есть ещё немало людей на Земле, которые постоянно не доедают, треть из них прозябает на грани голодной смерти, каждую минуту на Земле от голода умирает 1 человек. (слайд 16)

-  Что должны мы сказать ребята в конце нашего разговора – расскажите, какие выводы вы сделали и что поняли  для себя? (ответы детей)(слайд 17)

nsportal.ru

Хлеба краюшка: презентация к классному часу

Презентация составлена к классному часу: "А ты бы смог?" В презентации рассказывается о блокадном хлебе.Презентация сопровождается стихотворением о хлебе собственного сочинения. В конце классного часа ученикам 4 класса (классный час проводился в этом классе) предлагалось изобразить любой эпизод, который больше всего заставил сопереживать.В пример приводится рисунок "В очереди за жизнью". Затем учащиеся пытались соотнести нарисованное и услышанное с главным вопросом : "А ты бы смог?"    

Просмотр содержимого документа «Хлеба краюшка: презентация к классному часу »

Хлеба краюшка… презентация к классному часу « А ты бы смог?» для учащихся 4 класса

Автор презентации:

Золотухина Ольга Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 71» г. Перми

Как объяснить вам, пацанам, Почти не знавших ветеранов И героических времён советской славы, Что значит для блокадника кусок… Кусочек хлеба… Пусть чёрный, зачерствевший, Но всё же хлеба!

Блокадный хлеб

Блокадный хлеб  – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом (другого не было). И этого хлеба полагалось всего 125 грамм на человека в сутки.

Как объяснить вам, пацанам,

Что все боролись:

На фронте и в тылу.

За будущую жизнь твою, его, мою…

В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. А еще месяц спустя  тесто  делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовые почки и сосновую кору. Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.

И не смотря ни на что, множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен. Не легче было и всем остальным и на фронте и в тылу. Не будь хлеба – не было бы и Победы!

Дорога жизни

Но Ленинград не умирал… И он не пал, он всё стоял. За то, чтоб никогда ты не узнал Войну и голод. За то, чтоб ты всегда оберегал Кусок бесценный этот!

Очередь за жизнью

Источники 1.слайд№3, 4 - http://godovenok.livejournal.com/247198.html 2.слайд №7 - http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/37/31326/img18.jpg 3.слайд №9 -http://monastyrshhina.library67.ru/files/259/piskarevskoe.jpg 4.слайд№4 - http://m.spb.kp.ru/share/i/4/626927/big.jpg 5. слайд №6- http://cs625824.vk.me/v625824563/2f331/1f_MUN9Rl7M.jpg 6. стихотворение «Блокадный хлеб» - автор Золотухина О.А. 7. Рисунок « В очереди за жизнью» – Золотухина О.А. http://rial-hleb.ru/istoriy-hleba/blokadnyiy-hleb#ixzz2rZ5oKygL

kopilkaurokov.ru

Презентация на тему Блокадный хлеб.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Проект «Блокадный хлеб» Дорога Жизни Продукты и топливо в осаждённый город доставляли по Ладожскому озеру. Этот путь назвали Дорогой Жизни. Из воспоминаний о работе хлебозаводов В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды. Работницы второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Мука без воды в хлеб не превратиться! Смена длилась 12 часов. Женщины добывали дрова для печей, гасили бомбы. В Музее хлеба можно увидеть хлеб, выпеченный по блокадной рецептуре. Он сильно отличается от того, который мы привыкли есть за обедом. Выпекали его только из ржаной муки с различными добавками. Рецепт блокадного хлеба Мука ржаная обойная 57 % Мука овсяная 30 % Жмых подсолнечный 10 % Солод ржаной 3 % Соль (от общего веса) 2 % Из воспоминаний блокадницы Ольги Вольдемаровны Афанасьевой «Самый тяжелый период был зимой 1941 года и в первом квартале 1942-го, когда в хлеб добавляли не только овсяную муку, но и корьевую (изготовленную из коры ветвей березы), муку из семян дикорастущих трав (полынь, щавель), жмых, шрот и гидроцеллюлозу - массу, похожую на размокшее мыло». Я вспоминаю хлеб блокадных лет,Который в детском доме нам давали.Не из муки он был - из наших бед,И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,С корой. Колючий так, что режет десна.Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,На праздник, очень редко - чистый просто. Отрывок из стихотворения Лидии Тимофеевны Хямеляниной «Блокадный хлеб» Хлебная карточка на ноябрь 1941 года Так выглядела хлебная карточка ноября 1941-го года. При утере карточка не возобновлялась. Её потеря была равнозначна смертельному приговору. Норма выдачи хлеба Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда. Бедный ленинградский ломтик хлеба — Он почти не весит на руке… Ленинградцы стояли в очереди, чтобы получить блокадный кусочек хлеба – 125 граммов на весь день. Значение хлеба в дни блокады Наше поколение живёт в мирное время. Мы не знаем, что такое война и голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы блокады. В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Приложенные файлы

univerfiles.com


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *