Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Notice: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 24

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 35
Анализ цветок хлеба. План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Урок литературы в 5 классе. Ю. Яковлев "Цветок хлеба"

Анализ Ю.яковлева Цветок Хлеба. Анализ цветок хлеба


Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Тема урока: Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Цели:

  1. Дидактическая

- Формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки

- Закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом произведения

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- духовности и нравственности

- уважения к старшему поколению

- любви к Родине

  1. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

- Мы будем читать рассказ «Цветок хлеба» (запись на доске)

- Этот рассказ написал Юрий Яковлевич Яковлев

- О чём может быть этот рассказ?

- Запишите на листочках (учитель записывает на доске варианты учащихся)

О колоске

О цветке

О хлебе

О труде

О любви

О чувствах

О природе

О людях и т.д.

- Всё сказали?

- Проверим наши предположения.

- Сейчас я буду читать 1 фрагмент, а вы выберите и те слова и выражения, которые являются ключевыми, самыми главными, которые на «душу легли».

2. Работа с текстом. Чтение и анализ.

2.1.Чтение учителем 1 фрагмента:

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, - щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

- Что вы узнали из этого фрагмента рассказа?

- О ком идёт речь? (герой - мальчик Коля)

- Охарактеризуйте героя и его действия.

- Как вы думаете, о чём должен быть следующий фрагмент?

- Во время моего чтения найдите ключевые слова, которые или опровергнут или подтвердят данные предположения

2.2.Чтение учителем 2 фрагмента:

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

- Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

- Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.

- Возвращаемся к началу.

- Что подтвердилось из ваших предположений? О чём же рассказ? ( о хлебе)

- Что нового мы узнаём о Коле?

- Во время чтения следующего фрагмента, постарайтесь отыскать те слова, которые подтвердят наше предположение, что этот рассказ о хлебе.

2.3.Чтение учителем 3 фрагмента:

… Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

- Скоро наш хлеб зацветёт, - говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной.

- Что ожидал увидеть мальчик и что увидел?

- Как растёт хлеб?

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Найдите в тексте слова и выражения, которые передают встречу Коли с хлебом

2.4.Чтение учителем 4 фрагмента:

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. Он ещё сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

- Отведай, внучок, моего коржа.

Какая – то скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить частичку вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатской буханки, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало… Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался своей рожицей.

- Отнеси этот корж деду, - сказала бабушка.

- Давай отнесу, - упавшим голосом сказал Коля.

ВСТРЕЧА КОЛИ С ХЛЕБОМ

- Как дальше развивались события? (предположения учащихся)

- Как вы думаете – донесёт Коля корж деду? (варианты)

- Давайте послушаем следующий фрагмент.

2.5.Чтение учителем 5 фрагмента:

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекла ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

- Хороший корж, - сказал дед.

- Хороший, - тут же согласился Коля.

- Без немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка – то? Ползает?

- Ползает, - вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

- Зачем медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш.

До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(в рассказе появился ещё герой - дед)

- Донёс Коля корж деду? (да)

- Что испытывал Коля, пока шёл к деду?

- Какая черта характера проявилась у мальчика? (выдержка, ответственность, терпение)

- А что вы узнали про деда?

- Как вы думаете, на что надеялся Коля? Что он ожидает от деда? (предположения учеников)

- Как поступит дед? (предположения учеников)

- Какое чувство испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш? (разочарование, не оправдались надежды на деда)

- Какие действия деда? (предположения)

1. съел сам 2. отдал с грязным бельём половину 3. отдал с грязным бельём кусочек

- Давайте проверим ваши предположения:

2.6.Чтение учителем 6 фрагмента:

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! – у Коли что – то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса – то не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

- Дед велел простирнуть!

- Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

- Чего ему болеть – то? Сказал Коля. – Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое – то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

- Мы закончили чтение этого рассказа.

- Каким предстал перед нами дед со слов Коли?

ДЕД

Жадный

Одичал

Специально спрятал

Не делится

Потом будет макать в мёд

(Коля хотел попросить кусочек, но промолчал, понимая, что этот корж для деда.) (чувство обиды)

- Изменилось ли отношение Коли к деду, когда бабушка «положила нежданный гостинец перед внуком»? (да)

- Как и почему изменилось?

ДЕД

Не макает в мёд, а пьёт подслащённую водичку, заглушая голод

- Какое чувство испытал Коля за свои мысли? (стыд, он был несправедлив)

- О чём же этот рассказ? (о любви. Солдат и семья любят Колю, т.к. он маленький, не может себя накормить и защитить)

- Почему этот рассказ назван «Цветок хлеба»? (Хлеб - это цветок жизни)

- На 3 – м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце»

3. Обобщение.

- Назовите главные действующие лица рассказа. (Хлеб Коля Дед)

- А сейчас вы выполните творческую работу, создадите «цветок жизни – цветок хлеба», который как маленькое солнышко принесёт людям радость.

- На лепестках напишите СИНКВЕЙН, используя любые слова с доски.

СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)

Порядок построения:

Правила написания

1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект

1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.

2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта

2. Описание темы в 2 – х словах – прил.

3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта

3. Описание действия в рамках этой темы

3 –я словами – глаголы

4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте

4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи

5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение

5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

- Работа учащихся. Запись синквейна.

- Прочитайте, что у вас получилось

4. Итог урока.

- Скажите одним словом, что вам дала работа на уроке чтения? (творчество, ожидание,…)

5. Домашнее задание.

- Подберите пословицы о хлебе

Варианты синквейнов.

ХЛЕБ

Тёплый, румяный

Растили, пекли, угостили

Отдали самое дорогое внуку

Вкусно!

ХЛЕБ

Соблазнительный, желанный

Манит, искушает, вызывает

Недобрые мысли о близких людях

Стыдно!

КОЛЯ

Маленький, беззащитный

Живёт, мечтает, терпит

Думает, что дед жадный

Стыдно!

ДЕД

СТАРЫЙ, БОЛЬНОЙ

ОДИЧАЛ, ЗАБОТИТСЯ, РАБОТАЕТ

НА ПАСЕКЕ, УХАЖИВАЕТ ЗА ПЧЁЛАМИ

ЛЮБИТ!

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Урок литературы в 5 классе. Ю. Яковлев "Цветок хлеба" | скачать бесплатно

Урок литературы в 5 классе.

Внеклассное чтение.

Юрий Яковлев  «Цветок хлеба».

Цели урока:

  1. Образовательная: исследовать художественный текст на основе технологии развития критического мышления, продолжить работу по освоению художественного текста с использованием основных приемов анализа текста.
  2. Развивающая: развивать познавательные и творческие способности учащихся, используя приемы сопоставления, сравнения и анализа.
  3. Воспитательная: формировать нравственные качества личности.

Оборудование: у каждого ученика подготовленный для работы распечатанный текст.

Основной прием: чтение с остановками.

                        Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Задачи данного этапа урока:

- актуализировать знания учащихся по теме;

- вызвать интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить к активной работе на уроке и дома.

Учитель:  Ребята, на доске написано словосочетание «цветок хлеба». Как вы себе представляете этот цветок? Может быть, кто-нибудь из вас видел, как цветет хлеб?

Учащиеся пытаются представить, как может выглядеть цветок хлеба. Учитель может показать картинку, иллюстрацию с изображением цветка.

Учитель пишет на доске имя автора рассказа, ставит кавычки в названии.

- О чем сейчас можно говорить?

- Речь пойдет о рассказе «Цветок хлеба», автор которого Юрий Яковлев.

- О чем может быть этот рассказ?

Учащиеся выдвигают свои версии, две-три учитель записывает на доске.

Обратимся к тексту. Текст разделен на части, каждая на отдельном листе. Учитель читает первую часть.

  1. Стадия осмысления.

Задачи данного этапа:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с имеющимися знаниями.

Учитель:  Что оказалось неожиданным?

Ученики:  Неожиданным оказалось то, что речь в рассказе идет о мальчике Коле, который в войну никогда досыта не ел хлеба, и вообще досыта не ел. О цветке даже не упоминается.

- Чем для мальчика обернулась война?

- Он испытывает постоянное чувство голода. (Можно обратиться к тексту).

- Был ли хлеб, который ел мальчик, настоящим? (текст)

- Кто угостил Кольку настоящим хлебом?

-Какие чувства испытывает мальчик?

- Как ведет себя, когда его угощают?

(обратить внимание учащихся на детали повествования: поведение солдат, у них где-то далеко такие же голодные ребятишки, они жалеют мальчика; Коля не набрасывается на хлеб;  голодный, он не попрошайничает, а берет только тогда, когда солдат «сунул ему в руку большой кусок хлеба»).

- Как первая часть рассказа раскрывает смысл названия?

Речь идет о хлебе. Это главный продукт, без которого голодный человек не может жить.

- При чем же здесь «цветок»? Нам это понятно? Как дальше будет развиваться сюжет?

Учащиеся снова выдвигают версии. Учитель кратко записывает несколько предложений на доске.

Ученики читают вслух вторую часть текста.

- Оправдались ли ваши ожидания развития сюжета? Что стало неожиданным, интересным?

Колька никогда не видел, как растет хлеб. Автор тонко подводит нас к мысли, что не цветет хлеб пышными голубыми или алыми цветами, как это представлялось Кольке. Но самое ценное для жизни человека – это «простой» хлеб.

- Как описан корж хлеба?

- Как вы думаете, так смотрит на хлеб автор или его герой?

- Что можно сказать о характере мальчика по первой и второй частям рассказа?

(Он еще мал, война научила его думать только о еде, о хлебе. Он, как и все дети, мечтателен – в его воображении алым цветом цветет хлеб. Он научился сдерживать себя, терпеть, не набрасываться на еду, не просить даже у бабушки, т.е. он внутренне сдержан, он понимает, как нужно себя вести, так как он не один, есть еще мама, бабушка, дед. А ведь он ребенок!)

- Почему в последней реплике он отвечает бабушке «упавшим голосом»? (хочется хлеба самому, но дедушку он любит и перечить бабушке не смеет).

- Итак, в рассказе появляется еще один герой. Что же будет дальше?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Ученики читают третью часть текста.

- Совпали наши версии с дальнейшим развитием сюжета? Какие испытания ждали Кольку?

(Корж был горячий, похожий на зверька, который кусал Колькин живот; мальчишки могли отобрать хлеб; хлеб хотелось съесть самому).

- Каким вы видите дедушку мальчика?

(Он старый, немощный, он тоже недоедает, поддерживает себя сладковатой водичкой, редко ходит домой, бережет силы).

- Когда дед отнес корж в шалаш, кто дает такую оценку деду: «До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами…» - мальчик или автор?

- Почему мальчик не попросил у дедушки кусочек коржа?

- О чем он думает на обратном пути?

- Почему автор выбирает такие слова, описывая действия Коли: «сунул бабушке котомку», «буркнул» ей в ответ…Как это характеризует мальчика? А если бы автор подобрал нейтральные слова?

- Почему бабушка «насторожилась»?

(Коля, конечно, любит деда, но все же обижается на него – почему не поделился? И все же он не просит хлеба, хотя и осуждает деда. Бабушка по настроению внука все поняла).

- Как вы оцениваете чувства и мысли героев?

3. Рефлексия.

Задачи данного этапа урока:

- целостное осмысление текста, обобщение всей информации;

- присвоение нового знания;

- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

- Чем закончится рассказ?

Ученики выдвигают версии.

Чтение последней части рассказа.

- Оказался неожиданным конец произведения?

- Как по-новому раскрылись нам характеры героев рассказа?

(Бабушка молча разбирала котомку: она почувствовала Колькину обиду. Понимая внука, она все же хотела, чтобы он научился заботиться о других.

Дедушка не стал есть хлеб. Почему? Почему не сразу отдал внуку? Это испытание для мальчика: нужно учиться думать о других. Коля не попрсил, и дедушкин корж – своеобразная награда внуку. А еще есть Колина мама и бабушка.

Колька обрадовался, но вдруг его остановило незнакомое чувство. Ему стало жалко деда. Он понял его, его самопожертвование).

- Почему мальчик отнес хлеб дедушке в сундук? Чему научил Колю этот случай?

Итог урока.

- Так о чем же рассказ?

- Какие качества характера помогают людям пережить сложные, жестокие обстоятельства жизни?

- Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда нужно было чем-то пожертвовать ради мамы, папы, сестры, брата, друга?

- Понравилась ли вам такая форма работы?

nsportal.ru

Анализ ученического отзыва с элементами рецензии

Главный герой рассказа — деревенский мальчишка Коля. Характер его дан в развитии. Если в начале рассказа перед нами просто голодный мальчик, на долю которого выпало трудное испытание войной, то в конце видим его повзрослевшим, способным на подвиг! Разве не подвиг для маленького мальчика, истосковавшегося по свежему хлебу, которого не видел всю войну, отказаться от предложенного ему хлеба и сохранить его для другого? Он делает это потому, что доброта деда, отдававшего этот хлеб ему, поразила его, пробудила новые, неизвестные ему до того чувства, подвигнув к настоящему самопожертвованию. Токи любви и доброты, идущие от окружающих Этот поступок говорит о взрослении героя. Автор передает мысли Коли в этот момент, еще по-детски сформулированные, но уже не детские.Совесть, уважение к деду, чувство долга перед старым солдатом — первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика.Тонко, с большой добротой, человечностью рассказывает Ю. Яковлев о своих героях. Вот дед. Речь его проста, немного небрежна, но она выдает хлебопашца. «Земля родит»,— говорит он. Уважение к земле, олицетворение ее свойственно деревенским людям. За внешней небрежностью деда скрывается забота о своей старухе — подлинное, сильное человеческое чувство!Сколько теплоты в описании Кольки! И мы так легко по этим описаниям представляем себе этого «затравленного волчонка»: вот он представляет себе корочку хлеба, вот он, опьяненный хлебным запахом, мечтает увидеть цветок хлеба. И вероятно, мечта видеть цветок хлеба останется самой дорогой его мечтойТоки доброты,— отмечается в сочинении,— идущие от окружающих Колю людей, проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его еще сильнее. Этот поступок говорит о взрослении героя». С теплотой описывается пробуждение в мальчике гражданских чувств: «совесть, уважение к деду, чувство долга перед старым солдатом — первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика».

basnoner.wordpress.com

Читать онлайн книгу Цветок хлеба

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Назад к карточке книги

Яковлев ЮрийЦветок хлеба

Юрий Яковлевич Яковлев

ЦВЕТОК ХЛЕБА

ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным,– – щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики.

Они вошли в хату ночью. Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шел дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

– Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: "Хочу! Хочу!" Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

– Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.

...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

– Скоро наш хлеб зацветет, – говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.

Потом полоска стала соломенной.

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

– Отведай, внучок, моего коржа.

Какая-то скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало...

Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

– Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.

– Давай отнесу, – упавшим голосом сказал Коля.

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щек торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.

– Хороший корж, – сказал дед.

– Хороший, – тут же согласился Коля.

– Без немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка-то? Ползает?

– Ползает, – вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: – Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

– Зачем медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем – пусть бабка простирнет! – у Коли чтото дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку. Старый, наверное, и вкусато не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

– Дед велел простирнуть!

– Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

– Чего ему болеть-то? – сказал Коля. – Пасет себе пчел.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.

Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошел прочь... Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

Назад к карточке книги "Цветок хлеба"

itexts.net

Анализ Ю.яковлева Цветок Хлеба — Комнатные Цветы Схемы — Европейский Цвет Золота

36649 просмотров

Посмотреть в других разрешениях: Оригинал 320x568 320x480 768x1024 360x640 480x800 360x592 320x534 540x960 1280x800 800x600 640x480 320x240 600x1024 Или по устройствам: iPhone 5 iPhone 5C iPhone 5S iPhone 3 iPhone 3S iPhone 4 iPhone 4S LG iPad 1-4 iPad mini Samsung Galaxy BlackBerry Samsung Galaxy Tab

Возможно, вас заинтересуют еще эти картинки где скачать песню с цветов и пламя / цветы дача дельфиниум / творчество художников голубой розы и авангарда / цвет фотошоп скачать / белый цвет опель

©2014 http://tsvetopedia.ru - анализ ю.яковлева цветок хлеба

tsvetopedia.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: admin@adm-ostashkov.ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *