Конспект урока «Плесневые грибы и дрожжи». Плесневые грибы дрожжи


Конспект урока «Плесневые грибы и дрожжи»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Михайловки»

Волгоградской области

Конспект урока

«Плесневые грибы и дрожжи»

Разработала: преподаватель биологии

Задорожнова Марина Владимировна

Михайловка,

2013 г.

Урок № 3

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи

Цель урока: познакомить с плесневыми грибами и их ролью в природе и народном хозяйстве.

Задачи урока:

- изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей;

- раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве.

Образовательные:

  1. Сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.

  2. Показать их роль в природе и жизни человека.

  3. Развивать умение работать с текстом и рисунками учебника, слушать и рецензировать ответы товарищей.

Воспитательные:

На конкретных примерах научных открытий, успехов отечественной медицины убеждать учащихся в материальности и познаваемости мира, приучить соблюдать гигиену, в целях трудового воспитания, использовать лабораторные работы.

Развивающие:

Продолжать развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путём организации на уроках напряженной умственной работы (постановка проблемных вопросов, анализ, сравнение, самостоятельное формулирование выводов из фактов самонаблюдения в результате просмотра фильма и проведения лабораторной работы).

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны иметь представление о плесневых грибах на примере мукора и пеницилла.

Обучающиеся должны уметь узнавать (в природе, на рисунках, на таблице) плесневые грибы и дрожжи.

Оборудование: методическое пособие по курсу, рабочая тетрадь для учащихся, таблицы с изображением плесневых грибов и дрожжей, таблицы «Шляпочные грибы», «Съедобные и ядовитые грибы», образцы плесени на продуктах: на хлебе, фруктах, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Урок начинается с проверки знаний учащихся, полученных при изучении шляпочных грибов.

4 человека работают на листках по карточкам:

Карточка № 1

Из перечисленных ниже шляпочных грибов выпишите в 2 столбика сначала номера съедобных грибов, а затем – номера ядовитых грибов.

1. Белый гриб; 2. Рыжик; 3. Бледная поганка; 4. Лисички; 5. Подберёзовик; 6. Подосиновик; 7. Мухомор; 8. Желчный гриб; 9. Маслёнок; 10. Ложная лисичка; 11. Ложный опёнок; 12. Опёнок; 13. Шампиньон

Карточка № 2

Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

  1. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?

  1. Минеральные вещества;

  2. Органические вещества;

  3. Воду.

  1. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?

1. Минеральные вещества;

2. Органические вещества;

  1. Воду.

  1. Какие способы питания характерны для грибов?

  1. Сапрофитный;

  2. Фотосинтез;

  3. Паразитический.

  1. Какие меры борьбы с грибами-паразитами культурных растении:

  1. Выведение сортов культурных растений, устойчивых к грибам-паразитам;

  2. Протравливание семян культурных растений ядовитыми препаратами;

  3. Посев культурных растений незаражёнными семенами.

В это время у доски 1 учащийся выходит и зарисовывает строение шляпочного гриба, указывая плодовое тело, нижнюю сторону шляпки трубчатых и пластинчатых грибов, грибницы.

Пока учащиеся готовятся у доски, остальные дети отвечают на листах (фронтальный опрос). Учитель зачитывает предложения, а дети на разовые оценки заканчивают предложения. (эту работу можно сделать на компьютере).

1) Клетки грибов не содержат…

2) Мёртвыми органическими веществами питаются грибы - …

3) Питаются за счёт живых организмов грибы…

4) Шляпочные грибы состоят из …

5) Плодовое тело гриба образовано … и …

6) Главная часть каждого гриба - …

7) Нити грибницы состоят из …

8) Грибы размножаются … , которые созревают в трубочках или пластинках шляпки.

9) Между корнями дерева и грибницей гриба устанавливается полезная связь - …

10) Бледная поганка, ложные опята, желчный гриб, мухомор – это грибы…

11) Назовите двойников ядовитых грибов…

12) Перечислите правила сбора грибов.

После письменной работы, ответов у доски, работы по карточкам учащимся выставляют оценки в журнал.

Для актуализации знаний ребятам предлагается фрагмент документального фильма «Плесень», где рассказывается об открытии плесени (фильм прилагается).

Затем учитель сообщает классу, что на уроке будут изучаться плесневые грибы и дрожжи. Мы узнаем об их строении, размножении, питании, значении в природе и жизни человека.

С

Учитель демонстрирует кусочки заплесневевшего хлеба, и рассказывает что этот хлеб пролежал в тёплом влажном месте, закрытый целлофановым пакетом.

На кусочке есть белый пушистый налёт, но в некоторых местах он уже потемнел – это говорит о том, что в головках гриба - мукора уже созрели споры.

лайд № 1

С

Учащимся предлагается работа с учебником. Задание: Прочитайте статью на странице 42 – 43 в учебнике к § 9 и ответьте на вопросы:

  1. Где обитает гриб мукор?

  2. Каково его строение?

  3. Как он размножается?

Затем, опираясь на знания учащихся учитель вычерчивает на доске строение одноклеточного гриба – мукора.

лайд № 2

Строение плесневого гриба – мукора:

головка со спорами

грибница

Слайд № 3

Слайд № 4

В качестве закрепления проводится лабораторная работа по инструктивной карточке на стр. 43. Лабораторная работа: «Рассматривание мукора под микроскопом».

Оборудование: белая плесень, мукор на хлебе в чашках Петри, микроскоп, предметное стекло, вода, препаровальные иглы, микроскоп.

Ход работы:

1) Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид (белый пушок).

2) Приготовьте микропрепарат белой плесени мукора под микроскопом при увеличении в 56 раз. Что представляет собой грибница плесневого гриба?

3) Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 300 раз. Найдите на концах грибницы плесени чёрные головки со спорами. Рассмотрите их. Найдите лопнувшие головки мукора, из которых высыпались споры. Рассмотрите споры.

4) Уточните в рисунке грибницу, головки, споры.

5) Сделайте вывод о том, какое строение имеет мукор, как он размножается.

Вывод: мукор – это сильно разросшаяся, разветвлённая клетка со множеством ядер в цитоплазме. В головках созревают споры с помощью которых гриб размножается.

Ещё один плесневый гриб имеет большое экономическое значение – это гриб пеницилл. Из него в 1928 г. Английский учёный А.Флемминг получил пенициллин, это вещество убивало болезнетворные микробы.

Но обратимся к исторической справке (сообщение учащегося, где рассказывается о создании лекарства – пенициллина, видеосюжет об учёном – микробиологе из г. Фролово Ермольевой Зинаиде Виссарионовне, которая создала советский пенициллин).

Историческая справка (сообщение учащегося).

У английского профессора Флеминга в плоских стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, рос посев микроба, вызывающего заражение крови.

Каждое утро он осматривал свои чашечки и однажды увидел, что в одной выросло не то, что он сеял. На поверхности студня поселился непрошенный жилец – гриб пеницилл. Оказывается, вещество, которое выделял гриб в питательный студень, убивало микробов. Это вещество называли пенициллин.

Но заметил Флеминг, что старая плесень не могла убивать микробы. Превращение пенициллина в лекарство было долгим.

Это удалось сделать в 1941 году во время Великой Отечественной войны. Советские учёные-ботаники решили эту задачу. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены приманки для плесневых грибов – кусочки картофеля, смоченные слабым раствором медного купороса. Как только появился зелёный пушок, то его сразу взяли на испытание в лабораторию к профессору Ермольевой. Много плесневых грибов испытала профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной, отбирая самый лучший. Так был получен самый первый советский пенициллин. А первый больной был красноармеец, раненый в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина кровь постепенно очистилась от гноя, и больной выздоровел.

Уже в 1946 году был получен искусственный препарат пенициллина. Сейчас налажен промышленный способ.

Отрадно отметить, что виднейший учёный – микробиолог Ермольева Зинаида Виссарионовна родилась в г. Фролово Волгоградской области в 1898 году. Её не стало в 1974 году, но имя её останется не только в науке, но и в наших сердцах.

А чем же отличается пеницилл от мукора? Учитель рисует на доске, а учащиеся в тетради строение гриба пеницилла, сообщая, что это многоклеточный гриб.

Грибница пеницилла разделена перегородками на клетки (отличие), а споры не в головках, как у мукора, созревают, а в мелких кисточках.

кисточки со спорами

грибница

Слайд № 5 Слайд № 6

Рис. № 26, стр. 43

Грибы отличаются тем, что мукор – это одноклеточный, а пеницилл – многоклеточный гриб. У мукора споры созревают в головках, а у пеницилла в кисточках.

Гриб пеницилл содержит вещество, убивающее болезнетворные бактерии, поэтому антибиотик пенициллин принимают при лечении воспаления лёгких, ангины, скарлатины, туберкулёза. Гриб пеницилл находит также применение в производстве определённых сортов сыра, например, «Рокфор», «Камамбер». Но среди плесневых грибов много и таких, которые причиняют достаточно хлопот человеку, так как портят продукты питания, разрушают лесоматериалы, ткани, вызывают заболевания растений, животных, человека.

Своеобразная и интересная группа грибов – дрожжи. Это одноклеточные грибы, обитающие в среде, богатой сахаром: на поверхности плодов, в нектаре цветов, в тесте. Дрожжи, которые продают в магазине – это огромное скопление живых клеток. Каждая клетка настолько мала, что её можно рассмотреть только под микроскопом. Учитель обращает внимание учащихся к учебнику на стр. 44 рис. № 27, где учащиеся указывают форму клеток, наличие ядра, цитоплазмы, оболочки, и знакомит с новым способом размножения – почкованием.

В итоге, у учащихся в тетради должны быть такие рисунки с подписями.

Слайд № 7 Слайд № 8

Мукор Пеницилл Дрожжи

головка со

спорами

грибница

грибница

кисточки со спорами

почкующаяся

клетка

оболочка

ядро

цитоплазма

Итак, что сегодня на уроке мы узнали?

Подведение итогов, рефлексия.

Здесь используется техника незаконченного предложения, которая помогает учащимся понять то, что на уроке делали.

Я узнал на уроке…

Если бы человечество не открыло…

Отчего портятся продукты питания…

Домашнее задание § 9, записи в рабочих тетрадях, сообщения о плесневых грибах.

globuss24.ru

Плесневые грибы и дрожжи

На этом уроке мы поговорим о микроскопических грибах – плесневых и дрожжевых. Узнаем особенности их строения и их значение в природе и жизни человека.

Тема: Бактерии и грибы

Урок: Плесневые грибы и дрожжи

Микроорганизмы – условная группа, объединяющая живых организмов, которые обычно не видны невооружённым глазом. Их размер, как правило, менее 0,1 мм. Плесневые грибы – различные грибы, образующие грибницу без крупных, заметных невооруженным глазом плодовых тел (Рис. 1). Плесневые грибы распространены повсеместно. Они хорошо растут в тёплых влажных местах, на питательных средах.

Рис. 1.

Такими питательными средами могут быть как разлагающиеся животные и растительные остатки, так и продукты питания человека, запасы кормов, предметы быта и т. д. Иногда поражённые продукты становятся ядовитыми из-за токсичности выделений гриба. Плесень поражает запасы зерна, солому и сено. Отдельные представители опасны для строительных и отделочных материалов, особенно деревянных.

В некоторых условиях даже относительно мирные плесневые грибы могут переходить к паразитированию на ослабленных животных и растениях, вызывая микозы (Рис. 2). Особо патогенными являются некоторые представители рода Фузариум. Они вызывают фузариозы растений и животных. Также они способны отравлять поражённые сельскохозяйственные растения, после чего те нельзя употреблять в пищу.

Рис. 2.

Многие плесневые грибы вырабатывают вещества, угнетающе или токсично действующие на другие живые организмы. В частности, антибиотики. Наиболее важная роль плесневых грибов – разложение мертвой органики. 

Мукор обычен в верхнем слое почвы, часто поселяется на фруктах, овощах, на конском навозе. Колонии обычно серого цвета. Они быстро растут и могут достигать в высоту до нескольких сантиметров. Грибница мукора не имеет межклеточных перегородок. Формально она состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме (Рис. 3).

Рис. 3.

Размножается мукор бесполым (обрывками грибницы или спорами) и половым путями. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих черных расширениях, похожих на головки, образуются споры. Эти головки называют спорангиями. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу. В половом размножении участвуют две ветви одного или разных мицелиев. Некоторые виды мукора способны вызывать болезни животных – мукоромикозы. Другие используются для получения антибиотиков.

Мукор китайский и некоторые др. виды используются в качестве закваски или для производства соевого сыра.

 

Так же, как и мукор, пеницилл поселяется на пищевых продуктах и почве (Рис. 4). Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых гиф в мелких кисточках.

Рис. 4.

В клетках пеницилла образуется вещество – пенициллин. Это вещество не даёт многим бактериям синтезировать клеточные оболочки и, таким образом, приводит их к гибели. Пенициллин – первый из известных антибиотиков, его открытие стало настоящим переворотом в медицине. Пеницилл специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней.

 

Грибы рода Аспергилл образуют плоские пушистые колонии (Рис. 5). Вначале колонии белые, а затем окрашиваются многочисленными спорами в различные цвета.

Рис. 5.

Грибница имеет межклеточные перегородки. Аспергиллы распространяются спорами, образующимися бесполым путём. Эти грибы очень устойчивы к воздействиям внешней среды. Чёрная плесень на стенах сырых помещений – это преимущественно аспергиллы со спорами (Рис. 6).

Рис. 6.

Некоторые представители рода могут вызывать заболевания человека и животных (аспергиллёзы, рис. 2). Грибок проникает внутрь организма и может поражать различные его системы органов. Для людей с нарушениями иммунитета такие заболевания опасны и даже могут быть смертельны. Другие виды аспергиллов широко применяются для синтеза лимонной кислоты.

Дрожжи – условная группа грибов, поскольку не все представители родственны друг другу. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика (Рис. 7). Большинство из них утратили способность образовывать грибницу. Возможно, это связано с тем, что они живут в питательных жидкостях, богатых сахаром.

Рис. 7. Дрожжевые грибы

Размеры дрожжевых клеток обычно составляют 3–7 мкм в диаметре. Размножаются они почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей по форме похожи на ветвящиеся цепочки.

Тысячи лет человек использовал дрожжевые грибы для приготовления хлеба, пива, вина.

Предполагается, что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э., а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба. Для начала сбраживания нового субстрата люди использовали остатки старого. В результате в различных хозяйствах столетиями происходила селекция дрожжей.

Впервые дрожжи увидел в оптический микроскоп в 1680 году Антони ван Левенгук, однако не распознал в них из-за отсутствия движения живых организмов. И лишь в 1857 году великий ученый Луи Пастер (Рис. 8) доказал, что спиртовое брожение – не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами.

Рис. 8.

Дрожжи сбраживают сахар, выделяя спирт и углекислый газ. Освобождающаяся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Дрожжи используют для дыхания кислород, однако способны переносить и его отсутствие. Среди них нет организмов, погибающих под действием кислорода воздуха.

Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его лёгким и пористым.

Большинство дрожжей обитает на поверхности плодов и листьев, где они питаются выделениями растений, нектаром цветов, мякотью зрелых плодов и раневыми соками. Особенно богаты дрожжами листья, поражённые тлёй. Дрожжи постоянно присутствуют в кишечнике и ходах древоядных насекомых. Некоторые виды распространены также в почве и водоёмах.

Дрожжи богаты белками (их содержание может доходить до 66%) и витаминами. Дрожжи чрезвычайно неприхотливы, их можно выращивать даже на отходах сельского и лесного хозяйства. Их использование чрезвычайно выгодно для обогащения пищи человека и корма сельскохозяйственных животных.

Дрожжи широко используются в исследованиях по генетике, молекулярной биологии, цитологии и биохимии. Для ученых очень ценна возможность быстрого получения большого числа их клеток, дрожжи – одни из самых быстроплодящихся эукариот.

Некоторые виды дрожжей вызывают заболевания человека и других животных. Так, очень широко распространены кандидозы (Рис. 9) – заболевания, вызываемые дрожжами рода Кандида. Некоторые другие дрожжи приносят вред пищевой промышленности. Они могут расти в присутствии высоких концентраций практически любых консервантов. Трудно придумать неядовитое для человека вещество, которое уничтожало бы эти грибы или хотя бы сильно замедляло их размножение.

Рис. 9.

«Хорошая» плесень

Плесневые грибы достаточно широко используются человеком.

Так, грибы из рода Aspergillus применяются для производства лимонной кислоты из сахаристых веществ. Некоторые плесневые грибы используются в качестве закваски. Так называемые благородная гниль и благородная плесень используются для изготовления некоторых ценных сортов вина и сыра. Так, для производства знаменитого сыра «Рокфор» используется плесень Penicillium roqueforti. На определённой стадии массу, которая затем станет деликатесным сыром, специально засевают спорами этого гриба (Рис. 10).

Рис. 10. Сыр с плесенью

Часто плесень поражает плодовые тела съедобных грибов и делает их непригодными для сбора. Но есть виды плесени, обитающие в Северной Америке, которые придают пораженным плодовым телам необычный вкус. Такие грибы становятся особым деликатесом.

 

Внешний вид и строение мукора на хлебе

Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в теплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании серых головок со спорами.

 

Микропрепарат мукора

По уже известной вам по лабораторным работам методике приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора. Рассмотрите его при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры. Зарисуйте строение колонии гриба мукор и подпишите названия её основных частей.

             

Чайный гриб

Чайный гриб – симбиоз дрожжей и уксуснокислых бактерий. Виды микроорганизмов, составляющие тело гриба, могут различаться в зависимости от места происхождения. Гриб представляет собой толстую слоистую слизистую плёнку, плавающую на поверхности сладкого чая или сока (Рис. 11).

Рис. 11. Чайный гриб

Дрожжи сбраживают сахар с образованием спирта и углекислого газа. Бактерии, в свою очередь, питаются спиртом и выделяют уксусную кислоту. В итоге сладковатый чай превращается в кисло-сладкий, слегка газированный напиток.

 Чайный гриб – не организм, а целое сообщество, его рост практически неограничен. Он склонен заполнять всю свободную поверхность питательной среды. Поэтому в промышленных условиях чайный гриб может достигать внушительных размеров и веса до 100 кг.

В Китае чайный гриб был известен уже около 250 г до н.э. «Чайный квас» был известен в Забайкалье ещё в XIX веке как лечебное средство. Настой чайного гриба содержит органические кислоты, ферменты, спирт, витамины, сахар и кофеин.

 

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Beaplanet.ru (Источник).

2. Beaplanet.ru (Источник).

3. Probiotica.Ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 48, задания и вопрос 1, 2, 3.

2.  Охарактеризуйте колонии грибов рода Аспергилл. 

3. Каким образом человек использует дрожжи?

4. * Подготовьте сообщение о заболеваниях, вызываемых микроскопическими грибами.

mirror.vsibiri.info

Реферат - Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в жизни человека

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в жизни человека.

Урок в 6 классе

Сергеева Т.А., учитель биологии 

Эпиграф: Если путь твой к познанию

мира ведет, -

как бы ни был он долог

и труден – вперед!

Цель:

1.     Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.

2.     Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

3.     Обобщить знания учащихся о грибах как самостоятельном царстве органического мира.

Оборудование.

    таблица «Плесневые грибы»,

    белая и сизая плесень,

    пробирки с дрожжами в питательном растворе,

    микроскопы.

Во внеурочное время были заложены опыты:

ОПЫТ 1. Взять подгнивший апельсин, создать условия для развития плесени – тепло, влажную камеру.

ОПЫТ 2. «Выделение дрожжами углекислого газа»

Оборудование: две плоскодонные колбы с пробками, 10 грамм сахара, 40г дрожжей, лучина, спички.

1.     В две плоскодонные колбы налейте по 200мл воды.

2.     В первую колбу опустите 10 г сахара и 20 г дрожжей. Закройте колбу пробкой.

3.     Во вторую колбу опустите 20 г дрожжей. Закройте пробкой колбу. Это контроль.

4.     Через 2 – 3 часа посмотрите, изменилась ли окраска раствора в колбах.

5.     Откройте колбы и, не наклоняя их, понюхайте. Появился ли запах в одной из колб? В какой колбе? Какой запах? Зажгите лучину и опустите ее сначала в контрольную колбу, а затем в опытную. Что вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить?

ОПЫТ 3. Разведите чайную ложку сахара в стакане компота из сухофруктов. Разведите в нем чайную ложку пекарских дрожжей. Возьмите одноразовый шприц объемом 20 мл т заполните его. Закрепите шприц вертикально, поршнем вверх в теплом помещении. Спустя несколько часов измерьте объем пузыря газа по градуировке шприца.

Ход урока.

Ι. Опрос.

Игра:

1.     «Собери грибы в корзинку»

2.     Узнай слово и дай определение.

(микориза – рикомиза, озбисим – симбиоз,)

3.     Карточка.

4.     Каково строение шляпочных грибов?

5.     В чем сходство шляпочных грибов и животных?

6.     Как размножаются грибы?

ΙΙ. ИНМ.

План урока.

1.     Плесневые грибы, среда их обитания, отличие плесневых грибов от шляпочных. Роль плесневых грибов в разложении органических веществ, в образовании почвы.

2.     Мукор, его строение, питание, размножение. (Опыт №2)

3.     Пеницилл, его строение, питание, размножение и сравнение с мукором. История открытия пенициллина и его использование в медицине. Доклад. (Демонстрация опыта 1).

4. Самостоятельная работа с текстом $10 учебника и выполнение задания №34 в тетради с использованием таблицы, наглядных пособий.

5. Дрожжи. Использование дрожжей в пищевой промышленности. Рассматривание микропрепаратов под микроскопом.

6. Роль бактерий и грибов в круговороте веществ, народном хозяйстве.

^ Ход урока

Далеко не все грибы образуют крупные плодовые тела. Условия жизни грибов исключительно разнообразны. Лучше всего грибы растут в темных сырых местах. Некоторые грибы растут в условиях, кажущихся весьма неблагоприятными. Они чрезвычайно устойчивы к плазмолизу и могут расти в крепких растворах соли или сахара (например, на желе). Некоторые живут и в наших домах, только до поры до времени мы их не замечаем.

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы.

Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб - мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. Но в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку, имеющую много ядер. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит благоприятные условия на продуктах питания.

^ Лабораторная работа.

1.     Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

2.     Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при увеличении 60 Что представляет собой мицелий плесневого гриба?

3.     Рассмотрите микропрепарат при увеличении микроскопа 300 раз. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

^ Ответьте на вопросы:

- Какой цвет имеет мицелий мукора?

-Почему этот гриб поселяется на продуктах питания?

-Как происходит размножение мукора?

Одноклеточные аскомицеты, дрожжи являются источником спирта этанола и используются в виноделии и пивоварении, а также в хлебопечении, как источники СО2 . Многие народы издавна знакомы с дрожжами и это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории Древнего Двуречья и Египта обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н. э. Дрожжи не имеют настоящего мицелия. Они представляют собой либо отдельные клетки, либо цепочки, возникшие в результате размножения – почкования. Сначала на клетке появляется бугорок. Он постепенно увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Так возникает новая клетка, которая остается соединенной с материнской клеткой или совсем отделяется от нее. В диком состоянии дрожжи не известны. Как некоторые бактерии они осуществляют процесс брожения. Дрожжи разлагают сахар с образованием спирта и углекислого газа.

Лабораторная работа

«Выделение дрожжами углекислого газа»

Оборудование: две плоскодонные колбы с пробками, 10 грамм сахара, 40г дрожжей, лучина, спички.

6.     В две плоскодонные колбы налейте по 200мл воды.

7.     В первую колбу опустите 10 г сахара и 20 г дрожжей. Закройте колбу пробкой.

8.     Во вторую колбу опустите 20 г дрожжей. Закройте пробкой колбу. Это контроль.

9.     Через 2 – 3 часа посмотрите, изменилась ли окраска раствора в колбах.

10.                       Откройте колбы и, не наклоняя их, понюхайте. Появился ли запах в одной из колб? В какой колбе? Какой запах? Зажгите лучину и опустите ее сначала в контрольную колбу, а затем в опытную. Что вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить?

Доклад

У английского ученого Флеминга в плоских стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, рос посев микроба, вызывающего заражение крови.

Каждое утро он осматривал свои чашечки и однажды увидел, что в одной выросло не то, что он сеял. На поверхности студня поселился непрошенный жилец – гриб пеницилл. Оказывается вещество, которое выделял этот гриб в питательный студень, убивало микробов. Это вещество назвали пенициллин.

Но заметил Флеминг, что старая плесень не может убивать микробы. Превращение пенициллина в лекарство было долгим.

Это удалось сделать в 1941 году во время Великой отечественной войны. Советские ученые – ботаники решили эту задачу. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены приманки для плесневых грибов – кусочки картофеля, смоченные в слабым раствором медного купороса. Как только появлялся зеленый пушок, то его сразу везли на испытание к профессору Ермольевой. Много плесневых грибов испытала профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной, отбирая самый лучший. Так был получен самый первый советский пенициллин. А первый больной был красноармеец , раненный в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина кровь постепенно очистилась от гноя, и больной выздоровел.

Уже в 1946 году был получен искусственный препарат пенициллина. Сейчас налажен промышленный способ.

Грибница пеницилла в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получить лекарства для лечения многих болезней. Показать таблетки и т.д.

^ Роль грибов

Таблица

Самостоятельная работа с текстом $10 учебника (стр 45 – 47) и заполнение таблицы.

Название грибов -паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

Головня

спорынья

трутовики

Мучнистая роса

Парша

Дополнительный материал

Грибы активнейшие редуценты, разлагающие мертвую органику и поддерживающие круговорот веществ в природе. Другим проявлением этого качества является способность грибов портить всевозможные продукты. Грибы портят ткань, краску, пиломатериалы, картон, кожу, воск, ракетное топливо, фотопленку, изоляцию проводов – почти все известные вещества. Грибы являются бичом производства и сбыта пищевых продуктов, потому что растут на хлебе, мясе, овощах и фруктах.

При этом снижается не только питательная ценность и вкусовые качества, но и образуются яды. Например, афлатоксины не только ядовиты, но и концерогенны, т. е. вызывают раковые опухоли, причем даже в очень низких концентрациях, порядка десятимиллионной доли процента. Другая группа грибных ядов – трихотецены, которая образуется некоторыми родами несовершенных грибов, подавляет синтез белка у эукариот.

На ржи и других злаках паразитируют аскомицеты, вызывая заболевание под названием спорынья. Вместо зерен в колосе появляются темные рожки – склероции. Они содержат алколоиды и предшественник ЛСД, диэтиламин лизергиновой кислоты. Поедание инфицированных зерен вызывает смертельное отравление – эрготизм. Оно сопровождается гангреной, нервными спазмами, галлюцинациями и судорогами. Средневековые казни ведьм и объвинения в колдовстве связывают с массовыми случаями эрготизма, сопровождаемыми бредовыми действиями и фантазиями, как при воздействии ЛСД. В одну из эпидемий в 994 г погибло 40 000 человек, а в 1722 г эрготизм вывел из строя кавалерию Петра I накануне битвы с турками, изменив ход истории.

Помимо паразитизма грибы овладели также способностью к хищничеству. Хищные грибы наиболее специализированные представители этого царства. Они выработали целый ряд приспособлений для захвата и использования в пищу мелких животных. Пластинчатый гриб, используемый в пищу, вешенка обыкновенная выделяет вещество для обездвиживания нематод (круглых червей). Затем гифы опутывают червей, проникают в них и высасывают ряд азотистых (белковых) веществ. Другие грибы используют клеющие вещества или при появлении жертвы образуют петли из гиф, которые вздуваясь давят ее.

Одна из групп грибов – дерматофиты, кожные паразиты, вызывают стригущий лишай и заболевания стоп. Грибы прорастают прямо в клетки эпидермиса, и используют волокнистый белок кератин. Дрожжевой гриб Candida albicans может поселяться на слизистых оболочках тела и вызывать молочницу. Попадая при вдыхании спор в легкие, кандида вызывает трудноизлечимое заболевание – кандидоз. В последние годы грибные заболевания распространились у людей значительно шире, чем раньше.

Еще до появления человека грибы приспособились паразитировать на растениях и весьма преуспели в этом. Они создали сложные системы взаимоотношений со сменой хозяев. Сюда относится пример стеблевой ржавчины злаков, паразитирующий попеременно на барбарисе и злаках. Барбарис служит для перезимовки ржавчины в условиях Евразии. В Северной Америке этот паразит со спорами дрейфует за весной с юга на север, а в конце лета возвращается в южном направлении в Мексику, чему способствуют ветры вдоль восточного склона скалистых гор.

Несмотря на то, что в строительстве в наше время все чаще используют кирпич, бетон, металл и пластик, все же никакой из этих материалов по объему и разнообразию использования не может сравниться с древесиной. Но у деревянных конструкций есть враг не менее опасный, чем огонь, - грибы.

Столбовой или заборный, гриб, шпальный гриб, и другие виды из этой группы заражают мертвую древесину в лесу, лесоматериалы на складах, иногда

очень быстро разрушают заборы, мосты, сараи, навесы, поселяются на чердаках, в погребах и шахтах, на деревянных опорах и обшивках.

Благоприятные условия для дереворазрушающих грибов создаются под корой буреломных, ветровальных деревьев или некоторых лесоматериалов. Поэтому важное условие сохранения срубленной древесины – удаление коры.

Кроме того, заселение мертвой древесины теми или иными видами грибов определяется степенью влажности. Сухая древесина, при влажности меньше 18%, устойчива к дереворазрушающим грибам, а вот деревянные постройки, которые находятся в условиях повышенной влажности, особенно если их строили наспех, из лесоматериалов с небрежно снятой корой, трещинами и задирами древесины, быстро разрушается.

Далеко не все соединения, образуемые грибами, вредны для человека. Некоторые представители несовершенных грибов используют в сыроварении. С помощью гриба соевые бобы сбраживают для получения соевого теста мисо. Соевый творог тофу получают при помощи зигомицетов родов мукор. Грибы участвуют в образовании алкогольного напитка сакэ, в обогащении белковых кормов для скота при брожении, а также в промышленном получении лимонной кислоты. Престижное место занимают в производстве антибиотиков. Наиболее важный антибиотик при трансплантации – циклоспорин, подавляющий отторжение пересаженных органов и тканей, получен из несовершенных грибов.

III. ^ Закрепление. Написать синквейн

IY. Дома : $ 9,10

Тест

1. Грибы питаются:

А – образуя на свету органические вещества;

Б – готовыми органическими веществами;

В – только органическими веществами живых организмов;

Г – поселяясь на продуктах питания.

2. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

А – они живут в почве,

Б – не имеют хлорофилла,

В – паразитируют на других живых организмах,

Г – имеют небольшие размеры.

3. Грибы:

А - размножаются спорами;

Б – семенами;

В – частью корня,

Г – частью стебля.

4. Микориза:

А – плодовое тело гриба,

Б - болезнь растений вызываемая грибами,

В – грибокорень,

Г – часть грибницы.

5. Сапрофиты:

А – мхи,

Б – грибы,

В – бактерии,

Г – водоросли.

Тест

1.     Плесневые грибы – это:

С – спорынья, И – пеницилл, Д – гриб – трутовик, Г – мукор.

2.     Грибы – паразиты – это:

А – бледная поганка, М – Спорынья, Б – гриб – трутовик,

Г – мухомор, Д – ложный опенок.

3.     Симбиоз – это:

А – грибокорень, Б – микориза, В – грибы – паразиты, И – полезная связь между организмами.

4. Микориза – это:

А – плодовое тело гриба, Р – болезнь растений,

О – грибокорень, Т – часть грибницы.

5.Грибы – паразиты:

А – образуют на свету органические вещества,

Б – поселяются на продуктах питания,

www.ronl.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *