Кухарка.ру — Кулинарная энциклопедия. Борцоки на дрожжах рецепт


Калмыцкие борцоки: рецепт приготовления

Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому – древние калмыцкие рецепты. Борцоки – удивительное блюдо, которое легко готовить, но оно обладает удивительной историей.

Приготовить это угощение сможет любой, кто интересуется культурой и кулинарией разных народов. Повода особого не нужно, подать борцоки можно даже к обычному чаепитию.

калмыцкие борцоки

Блюдо с историей

Народы Калмыкии начали делать борцоки очень давно. Традиция уходит корнями в древние времена, когда в главные праздники люди делали жертвоприношения. Вместо жертвенных животных современные калмыки готовят к торжествам сладости.

У разных этнических групп существуют различные вариации рецепта. Борцоки могут иметь самую разнообразную форму. Но смысл их всегда один – пожелание счастья.

Кстати, похожие кушанья готовят многие народы. К примеру, в России готовят хрустящий хворост, а в Украине – пышные вергуны.

Формы борцоков

Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто – такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года.

«Хавтха» и «целвг» – это круглые лепешки, олицетворяющие солнце.

«Хорха» имеют шарообразную форму. Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира.

Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей.

борцоки на кефире

Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны.

Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться. Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни.

Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади. Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья. Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота – главные составляющие счастья, по мнению народов Востока.

Приготовление борцоков на кефире

Можно подумать, что блюдо невероятно сложное. Но наша простая инструкция вас разубедит. Давайте попробуем приготовить борцоки.

борцоки на дрожжах

Для рецепта на кефире понадобится следующее:

  • кефир – литр;
  • сливочное масло – 200 г;
  • соль и сода – по 1 ч. л.;
  • одно яйцо;
  • сахар – 2 ст. л.;
  • мука – 2 кг;
  • растительное масло для обжаривания.

Взбейте яйцо с сахаром и солью, добавьте растопленное сливочное масло. Влейте кефир и сразу введите соду. Муку следует вводить постепенно, просеивая. Вымесите тесто, дайте ему отдохнуть полчаса при комнатной температуре, а затем еще час в холодильнике. Сформируйте фигурки по своему усмотрению и обжарьте в кипящем масле.

Борцоки: рецепт на дрожжах

Подогрейте 250 мл молока, добавьте небольшой кусочек масла. Перемешайте щепотку соли и столовую ложку сахара со взбитым яйцом, добавьте в смесь. Введите дрожжи (25 г) и немного муки. Накройте тесто полотенцем и оставьте в тепле на час. Осталось вымесить тесто и слепить борцоки.

Рецепт, как и в предыдущем случае, предполагает обжаривание фигурок в большом количестве растительного масла.

рецепт калмыцких борцоков

Подача к столу

Калмыцкие борцоки, рецепт которых пришел из древности, на их исторической родине непременно готовят к главному празднику года. Цаган Сар (так он называется) – это очень светлый и радостный день, являющийся началом весны и первым днем нового года. Калмыки готовят сразу помногу борцоков, ведь в этот день принято ходить в гости и приглашать близких людей к себе, встречаться с друзьями и родными. Принято надевать несколько разных фигурок на веревочку и дарить друг другу с добрыми словами.

В Калмыкии к этому угощению принято готовить еще и особый чай с молоком и специями.

Если вы готовите борцоки в качестве сладости, просто разложите их на плоском блюде. При желании можно немного присыпать сахарной пудрой. В качестве напитка можно предложить чай, какао или подогретое молоко.

fb.ru

Калмыцкие борцоки. — Рецепт кулинара

Калмыцкие борцоки.Автор Александр Брыкалов. Спасибо за рецепт!ИнгредиентыКефир 2.5% - 500 мл Мука - 3 стакана Сахар - 100 граммов Сода пищевая - 0,5 чайные ложки Яйцо куриное - 2 шт. Сахарная пудра1.В миску выливаем кефир, вбиваем яйцо и добавляем сахар и соду.2. Добавляем растопленный маргарин и просеянную муку. Перемешиваем. Тесто должно получится мягким и воздушным, немного липнущим к рукам.3. Накрываем тесто крышкой или полотенцем и оставляем на полчаса.4. Берем кастрюлю с толстым дном или сковороду, наливаем в нее масло и хорошенько его разогреваем.5. Из теста формируем плюшечки. Внутри каждой плюшки делаем разрез и прокручиваем каждую плюшку. Получаются такие крученые кусочки теста.

6. Обжариваем их с двух сторон. Присыпаем сахарной пудрой.

 

Формы борцоков

Борцоки в виде солнца. Это крупные лепешки, называющиеся в одних этнических группах хавтха, в других - целвг (лепешка). Правда, надо признать, что формы хавтха и целвг также несколько отличаются. Хавтха - это цельная лепешка с защипами по краям или с четырьмя отверстиями в центре, а у борцока целвг фая ровные, по их окружнос­ти радиально расположены несколько отверстий.

 

 

Форма борцока тоhш (бублик) словно колесо сансары - круглая. Хотя на первый взгляд тоhш напоминает обычную баранку, но ее сакральный смысл куда глубже. Этот борцок символизирует бесконечность жизни, непрекращающееся повторение цикла "рождение-смерть-новое рождение”. Поэтому тоhш обязательно должны быть на праздничном столе в день калмыцкого Нового года - Зул. Немного другая вариация " тоhш - это овртя тоhш (рогалик). Калмыцкий рогалик напоминает коровью голову. Дарят его с пожеланием большого приплода крупного рогатого скота.

 

 

Почти таков же по значению и борцок хуц (баран), или хуцин толhа (баранья голова). Только хуцин толhа обозначал пожелание пополнения в овечьих отарах уважаемого хозяина или дорогого гостя. В какой-то степени овртя тоhш и хуцин толha отражали древний обряд жертвоприношения животными, заменяя реальную жертву ее изображением.

 

 

Аналогичную роль исполнял борцок кит (толстая кишка лошади), форма которого напоминала часть конских внутренностей, а именно - толстую кишку. Из этого органа калмычки готовили наивкуснейшее, жирное и очень питательное блюдо, которое долго оставалось горячим. А еще его ценность в том, что оно позволяло нашим предкам стойко переносить морозы, быстро согреваться и насыщаться. 

 

 

Хорха боорцг - это напоминание о взаимосвязи всех живых организмов, о невозможности существования одного вида без другого. Маленький хорха - излюбленное лакомство детишек.

 

 

 

 

 Шор белг - готовность к защите от врагов.

 Шовун борцики в виде птиц символизируют приход весны.

 

Пожелание богатого приплода - самого важного для скотовода, как мы убедились, вложено в символику многих форм борцоков. Тот же йорял несут в себе борцоки мошкмр (тон­кая кишка барана или другое его значение, согласно калмыцко-русскому словарю Б.Д. Муниева, - хворост из крученого теста)

 

 

Пожелание прироста поголовья. 

 

 

Уважение к другим представителям фауны калмыцких степей выражают еще несколько "анималистических” форм борцоков. Среди них - темян (верблюд) и hалун (гусь). Последний обычно пекут весной, когда птицы возвращаются с зимовки, принося с собой долгожданное тепло и пробуждение природы после утомительных холодов.

 

Кстати, в Зул готовить все вышеперечисленные виды борцоков необязательно. Достаточно обойтись двумя - целвг и тоhш.

recept-kulinara.ru

Борцоки рецепт с фото - Рецепты - Выпечка

Выбираем и кушаем дыню: как правильно

Продукты: как выбирать

Выбираем и кушаем дыню: как правильно

Обычно в конце июля – в августе мы в полной мере можем наслаждаться всевозможными лакомствами, подаренными самой природой и летним теплом. Абрикосы, персики, сливы, арбузы и, конечно же, дыни…

169 Кулинария как искусство: готовим вареники «Лотос»

Пошаговый фото-рецепт

Кулинария как искусство: готовим вареники «Лотос»

Варка и лепка вареников является делом рутиным и довольно скучным, если речь идет про обычные вареники. Другое дело - слепить вареники в какой-нибудь необычной форме, например цветка. Блюдо при этом приобретает изящество, а процесс приготовления становится творческим.

286 Сушеный фарш - просто находка для занятых хозяек

Сушка

Сушеный фарш - просто находка для занятых хозяек

Сушеный фарш - незаменимая вещь в походах, а также в случае, когда готовить долго нет времени, или нет возможности в принципе полноценно готовить. Чтобы получить чашку вкуснейшего мясного бульона, достаточно просто залить столовую ложку сухого быстрораствориого мяса кипятком, и вкусный, а главное натуральный обед готов!

144

smak.ua

Калмыкия » Рецепт борцоков | Элиста, Республика Калмыкия

Рецепт борцоков

Калмыцкая кухняКалмыцкие борцики (борцоки) [ En ]

Рецепт борциков из Республики Калмыкия (город Элиста) — как сделать тесто для борциков.

На 1 килограмм борцоков:700 г муки1 яйцо300 г молока или кефира100 г маргарина30 г сахара1 ч.л. соды2 ч.л. соли

Замешивают сдобное пресное тесто, оставляют на 1-1,5 часа для расстойки, затем производят разделку теста. Опытные кулинары Фонда развития туризма Калмыкии отмечают, что в зависимости от теста, борцики получатся или пышные (воздушные) или наоборот будут плотные борцоки. При этом туристические эксперты Республики Калмыкия подчёркивают, что оба варианта являются обычными, потому что у разных мастеров получаются свои борцики.

Форма борцоков может быть различной, например, на праздники хорошие хозяйки лепят и готовят симпатичные фигурки животных, лепешки, баранки, шарики, плетеные жгуты и т.д.

Жарить борцоки надо в большом количестве жира — до появления красивого золотистого цвета.

Подробности про праздничные борцоки: Что означает каждый вид борцоков и как выглядят калмыцкие борцоги

Изучай калмыцкие борцоки!Готовься к поездке в Благословенную Калмыцкую Республику!

Каталог борцоков Рецепт борцоков Калмыкия

Элиста, Республика Калмыкия

Метки для туриста: борцоки, борцыки, Как сделать тесто, Калмыкия, Калмыцкая кухня, рецепты, тесто, тесто для борциков, тесто на борцоги, Что такое борцоки, Элиста

www.kalmykiatour.com

Творческий проект "Готовим борцоки" | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Ачинеровская СОШ» Творческий проект «Печем борцики » Эрдниева Г.., ученица 7 класса п.Ачинеры-2017 г.

Слайд 2

Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому – древние калмыцкие рецепты. Борцоки – удивительное блюдо, которое легко готовить, но оно обладает удивительной историей. Приготовить это угощение сможет любой, кто интересуется культурой и кулинарией разных народов. Повода особого не нужно, подать борцоки можно даже к обычному чаепитию . Без них не обходился ни один праздник в Калмыкии, но в Цаган сар их форма обретала особое значение. Борцоги на Цаган сар - подарок с особым символическим значением. Каждый из 13 видов борцоков (в Бурятии и Монголии им подобны " бова ") означал какое-либо пожелание. В праздник Белого месяца они были лучшим подарком - означающим что-то свое для каждого одаряемого.

Слайд 14

Рецепт борциков На 1 килограмм борцоков : 700 г муки 1 яйцо 300 г молока или кефира 100 г маргарина 30 г сахара 1 ч.л . соды 2 ч.л . соли Замешивают сдобное пресное тесто, оставляют на 1-1,5 часа для расстойки , затем производят разделку теста. Форма борцоков может быть различной, например, на праздники хорошие озяйки лепят и готовят симпатичные фигурки животных, лепешки, баранки, шарики, плетеные жгуты и т.д. Жарить борцоки надо в большом количестве жира — до появления красивого золотистого цвета.

Слайд 15

Рецепт на дрожжах Молоко нагреть до 40°С. Добавить растопленное сливочное масло, яйцо, сахар, соль, дрожжи. В полученную массу всыпать муку и хорошо перемешать. Поставить в теплое место на 3-4 часа. Когда тесто увеличивается в объеме примерно в 1,5 раза, его обмять и вновь оставить для брожения. В процессе брожения обмять тесто еще 1 -2 раза. Затем из теста сформировать борцоки (шарики) и дать им еще раз подойти. Жарить в большом количестве растительного масла. Приятного аппетита ! Ингредиенты рецепта « Борцоки »: Мука - 700 гр. Яйцо - 1 шт. Молоко - 250 мл. Сливочное масло - 50 гр. Дрожжи - 30 гр. Сахар - 20 гр. Соль - 1 ч.л .

Слайд 16

Пищевая ценность блюда « Борцоки » (на 100 грамм): Калории: 279.3 ккал. Белки: 7.5 гр. Жиры: 5.9 гр. Углеводы: 49.9 гр.

nsportal.ru

Калмыцкая кухня (Выпечка и напитки)

Калмыцкая кухня (Выпечка и напитки)

24.10.2009 22:32

Калмыки издавна готовили и употребляли в пищу мучные блюда, но они не отличались таким разнообразием как у земледельческих народов. Из напитков самым распространенным был калмыцкий чай. Он являлся в полном смысле слова повседневной пищей для большинства населения. Его употребляли перед едой и после приема пищи. Сохранялась традиция уважаемому члену семьи, почетному гостю или просто случайному зашедшему путнику в первую очередь подавали чай. В этой статье опубликованы рецепты напитков и выпечки калмыцкой национальной кухни.

БОРЦОКИ: (фото)

Калмыцкие борцокиКалмыцкие борцокиЗамешивают сдобное пресное тесто, оставляют на 1-1,5 часа для расстойки, затем производят разделку теста. Форма калмыцких борцоков может быть различной: фигурки животных, лепешки, баранки, шарики, плетеные жгуты и т.д. Жарку производят в большом количестве жира.

Ингредиенты:    На 1 килограмм борцоков: 700 г муки, 1 яйцо, 300 г молока или кефира, 100 г маргарина, 30 г сахара, 1 ч.л. соды, 2 ч.л. соли. 

 

ХОГ-ТОСОН:

Груши или яблоки очищают от кожицы и семян, нарезаюь дольками, заливают сметаной и уваривают до коричневого цвета и консистенции густой сметаны, в конце варки добавляют сахар.Подают это блюдо в холодном виде.

Ингредиенты: 2,5 кг фруктов, 830 г сметаны, 600 г сахара

СЕКСЕРДЕК:

Готовят пресное тесто как для домашней лапши, тонко раскатывают в пласт и нарезают ромбиками. Варят в подсоленной воде и откидывают на дуршлаг. Затем сексердек перекалдывают в глубокую миску, заправляют маслом и сметаной и несколько раз встряхивают.

Ингредиенты: На 5 порций: 500 г муки, 4 яйца, 150 г масла, 1 ч.л. соли.

ДЖОМБА (Калмыцкий чай (фото)):

Калмыцкий чай - ДжомбаКалмыцкий чай - ДжомбаПлиточный прессованный чай заливают холодной водой, доводят до кипения и кипятят 5-10 минут, затем вливают молоко или сливки и вновь кипятят 5 минут. В процессе варки чай размешивают половником 2-3 минуты, затем процеживают, добавляют сливочное масло и соль, натертый мускатный орех. Подают в пиалах.

Ингредиенты: На 10 порций: 40 г плиточного чая, 500 мл молока или сливок, 50 г сливоного масла, 1,5 л воды, соль, мускатный орех.

 

ХУРСН ЦЯ:

Плиточный прессованный чай заливают холодной водой, доводят до кипения и кипятят 5 минут, добавляют молоко и кипятят еще 5 минут. Отдельно обжаривают муку на бараньем внутреннем жире до образования золотистого цвета. Муку разводят чаем и вводят в процеженный чай, добавляют соль, масло сливочное, натертый мускатный орех. Подают в пиалах.

Ингредиенты: На 10 порций:40 г плиточного чая, 500 мл молока, 25 г внутреннего жира, 15 г муки, 50 г сливочного масла, соль, мускатный орех.

ТАРАК: 

Свежее молоко доводят до кипения и упаривают до образования золотистой пленки, после чего охлаждают до 35-37 градусов, заквашивают сметаной и ставят в теплое место на 2-3 часа для закисания.

Для повторного приготовления тарака необходимо оставить часть продукта, приготовленного ранее.

Ингредиенты:    Молоко свежее 1 кг, сметана 150 г.

УРАК:

Для его приготовления используют молоко второй и третьей дойки после отела коров Молоко процеживают через марлю, добавляют немного пшеничной муки, соль. Все хорошо перемешивают и выливают в смазаную жиром сковородку или жаровню и ставят в духовку. Через 10-15 минут блюдо готово.

Ингредиенты:    На 1 л молозива - 2 столовые ложки муки, соль.

ЧИГЯН:

Повторно чигян заквашивают в той же посуде, оставив для этого один стакан чигяна.

В свежее молоко добавляют закваску, размешивают 2-3 минуты и ставят на 12 часов в теплое место для закисания.

Употребляют как освежающий напиток.

Для питательности и смягчения кислого вкуса в чигян можно добавить сметану. На один стакан чигяна - одна столовая ложка сметаны.

Ингредиенты:  На 3 л свежего молока - 0,5 л пахты.В качестве закваски первоначально можно использовать пахту.

Читайте новости нашего портала на главной странице Яндекса

Читайте также

Добавить комментарий

kalmykia-online.ru

Рецепт: Борцоки (борсоки, боорцоги)

кефир - 1 литр сливочное масло - 200 гр. яйцо - 1 шт. соль - 1 ч.ложка сахарный песок - 2 ст.ложки сода - 1 ч.ложка мука - 1,5-2 кг (у меня ушло 1,6 кг) растительное масло   Взбить яйцо с солью, сахарным песком. Добавить кефир, затем соду. Сливочное масло растопить, остудить. А потом влить в кефир. Хорошо перемешать. Муку добавлять постепенно, чтобы тесто получилось некрутое.    Дать тесту полчаса отдохнуть при комнатной температуре, а потом на час в холодильник. Потом можно лепить из них разные фигуры, я сделала обычные шарики.   Жарим тесто в разогретом растительном масле.   Такие фирурки в Калмыкии делают на праздник Цаhан сар. Цаhан сар — «белый месяц» Один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по старинному монгольскому солнечно-лунному календарю.Одна из версий названия праздника - "творожный месяц", то есть месяц, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог. Эта версия относит нас к традиции осеннего Нового года, когда скотина уже не даёт много молока, и люди переходят на творог. Поэтому «цаhан сар» можно переводить как «творожный месяц». «Цаhан» по - калмыцки значит «белый». Цаhан в старину считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Один из потомков — держателей трона Чингис-хана, внук Чингисхана Хубилай, великий хан Юаньской династии, чья резиденция находилась в Пекине, перенёс время празднования Нового года с осени, на конец зимы и ввел эту традицию, под влиянием китайской астрологии, по всей своей империи. Кстати, в Китае этот праздник называют – Чуньцзе – праздник Весны. С тех пор, месяц мыши, который, как мы знаем из легенды, начинает год, так и остался в октябре.С XIX века, с усвоением григорианского календаря, Белый месяц в Калмыкии не праздновался именно, как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи, сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне (КНР), отмечают Белый месяц, как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется в то же само время. Но есть и другие версии происхождения названия. Конец зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища (цаhан идән). Именно ее, как символ очищения гостю предлагают отведать первой. Праздник Цаhан Сар восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое. Цаhан Cap - "белый месяц" у калмыков, является календарным праздником, приуроченным к окончанию зимнего и началу весеннего сезона. Белый цвет - символ святости и чистоты - ассоциируется со счастьем и благополучием. Празднование Цаhан Cap ойрат-калмыками всегда имело отличительные особенности. Одна из которых - религиозно-мифологическое обоснование праздника, широко бытовавшее среди простого люда. Известны несколько вариантов легенды о Һал-Окон-Тенгри (Лхамо) - небесной деве огня. В ней повествуется о том, как прекрасная небесная дева против своего желания вынуждена была стать женой царя мангусов. Узнав, что её ребенок после появления на свет призван уничтожить весь людской род. Она решается на страшное злодеяние и убивает своего сына, после чего мгновенно превращается в свирепое божество - догшита. Её кожа приобретает темно-синий оттенок, лицо обезображивают свирепый оскал, дико вытаращенные глаза. Согласно буддийской иерархии божеств из спокойного, умиротворенного прекрасноликого персонажа Окон-Тенгри превратилась в гневного догшита, призванного защищать людей и бороться против врагов веры. И с этого момента она изображается в диадеме и с ожерельем из человеческих черепов, попирающей ногой кожу своего ребенка, перекинутого через её верхового животного - белого мула. Как гласит легенда, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Эрлик-номин ханом, она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается долгожданная весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные жестокой зимой, и радуются приближению теплого времени года с его пышным разнотравьем. К празднику готовились самым тщательным образом. Приобретали новые одежды, приводили в порядок старые. Убирали и украшали кибитку. Заготавливали продукты, пекли боорцоги, обладавшие большой смысловой значимостью.   Так, боорцоги "хуц", вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву ее изображением. Аналогичную роль выполняли боорцоги "кит", форма которых напоминала часть конских внутренностей, и боорцоги "оврто тохш", символизировавшие крупный рогатый скот. Боорцоги "мошкмр" — крученые, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие "хорха" (буквальный перевод: насекомые). Борцоки "джола", изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А, поднося борцок "шошхр", выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту от врагов. Среди донских калмыков особенно любим был вид боорцогов "бурхан зала", или „цацг", в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине "Дееджи боорцг". Боорцоги в виде солнца — "целвг" — цельная лепешка с защипами по краям, готовили в первую очередь и неизменно ставили в качестве дееджи. Помещали в этот набор и все остальные вышеперечисленные боорцоги. Например, боорцг целвг округлой формы служил символом солнца, а солнцу отводилось значительное место в ходе этого праздника. Другим боорцогам придавали вид животных, птиц или их внутренних органов: хуц - баран, шовун - птица... Боорцоги, по форме напоминающие кишки разных животных, - джола, мошкмр, кит. В зависимости от смыслового содержания вкладываемого в боорцоги, менялся социально-возрастной адресат тех, кому они предназначались. Так, целвг и кит преподносили только пожилым, уважаемым людям, тоhш, хорха-боорцг отдавали детям и т. д. Самый главный и важный первый день праздника определялся по лунному календарю. Он приходился на первый день третьего месяца по калмыцкому летоисчислению. Накануне этого дня во всех ламаистских храмах начинались богослужения в честь догшитов. В центре хурула помещалась икона (дарцг) с изображением Окон-Тенгри. Служба велась в течение всей ночи, и как только наступал рассвет, с первыми лучами солнца, якобы освобожденного богиней, её икону выносили из храма и под звуки ламаистского оркестра её торжественным шествием обносили вокруг здания. Возвращение её на свое место в храм символизировало появление богини среди людей. Затем наступало время вкушения ритуальной пищи, предназначенной для Окон-Тенгри, и с этого момента начиналось всенародное празднование. Одним из очень интересных и важных ритуалов являлось традиционное приветствие, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя тем, что они уже поздоровались во время Цаhан Cap. У калмыков это приветствие было оформлено особым образом. При встрече спрашивали: "Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот?". Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами. Монголы, буряты и тувинцы во время Цаhан Cap делали следующий жест: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте - и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Калмыки аналогичные приветственные жесты делали иначе. Младший протягивал старшему обе руки. Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг, друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Свекор и сноха тоже должны были поздравить друг друга с праздником. А как это делалось? У калмыков есть такой прекрасный обычай: сноха не имела права показывать свекру открытые части тела, кроме рук и лица. А свекор, в свою очередь, не имел права прикасаться к снохе. Это происходило так: сноха подходила к свекру, протягивала ему обе руки, прикрытые рукавами, а свекор подавал правую руку. Сноха прикладывала к руке свекра свои руки, и на его руку делала поклон три раза. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. У калмыков сложился свой особый язык жестов - в них прекрасно читаются основные элементы национального этикета, выраженные в особом уважении и почтении к старшим, стремлении окружить их своей заботой, защитить на склоне лет от жизненных невзгод. Цаhан Cap - особый праздник для калмыцкого народа. Это единственный праздник в году, когда живущие далеко родственники стремились навестить свой родной хотон. Поэтому поездка в гости, хождение по гостям и прием гостей были непременными атрибутами праздника. Считалось, что чем большее число гостей посетит кибитку с пожеланиями благополучия, тем успешнее будут обстоять дела в этой семье. Порядок посещений строго регламентировался. С поздравлениями шли вначале к старейшинам рода и только потом, навещали молодых родственников, и однохотонцев, преподносили им подарки. Хождение по гостям сопровождалось праздничным весельем: звучала музыка, песни, исполнялись танцы. Все заранее готовились к встрече праздника: делали генеральную уборку в доме, шили или покупали новую одежду, выбирали жирного барана, варили мясо, все вещи стирали. В канун праздника женщины мыли голову, расчесывали волосы и одевали шиврлг (чехлы для волос). Надевали рубашки с белым воротником. Перед праздником Цаhан Сар хозяйка дома, сделав боорцоги, перебирала четки, потому что, этот день называется «Мацг одр» -день молитв, очищения, последний день зимы. Рано утром, в день Цаhан Сар, хозяйка дома варит калмыцкий чай. Пока чай закипит, она открывает сундук, достает новую одежду и вешает на заранее натянутую веревку. Таков был обычай - один раз в год выветривать одежду. Утром, когда просыпается вся семья, мать зовет к себе детей и целует их в правую щечку, произнося при этом: «Будь счастлив(а), живи долго, в следующем году я тебя поцелую в левую щечку». Приходит следующий год. Она опять произносит те же слова. В этих словах заключается мудрость народа: благополучно прожить год, и вновь поздравить друг друга. Желали друг другу здоровья и счастья. Потом садились пить чай. Старший в семье произносил йорол (благопожелание), поздравлял всех, желал здоровья, счастья, долгих лет жизни. В праздник Цаhан Сар калмыки зовут к себе всех на чай: родных, соседей, друзей. В этот день не надо ничего жалеть от других, нельзя экономить. В этот день принято друг другу дарить подарки. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником. Раньше сноха должна была калмыцкий чай сварить дома и понести старикам, угостить их своим ароматным чаем. Они в это время произносят йорол. Вот так проходит у калмыков праздник Цаhан Сар.

www.kuharka.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *