Об утверждении муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015гг.»

457 от 26.09.2012

 АДМИНИСТРАЦИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЕ  ПОСЕЛЕНИЕ  –  г.  ОСТАШКОВ»

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

 

«26» сентября  2012 г.

г. Осташков         

457

 

 

Об утверждении муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015гг.»

 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановляю:

 

1. Утвердить муниципальную целевую программу " Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015гг. " (прилагается).

 

2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

 

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

4.Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя главы администрации МО «Городское поселение – г. Осташков» Хлебородова С.В.

 

Глава администрации МО

«Городское поселение – г. Осташков»

 

И.Н.Никитухин

 Приложение

к Постановлению администрации

МО «Городское поселение – г. Осташков»

от «26» сентября  2012 г. N 457

 

Муниципальная целевая программа

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2012-2015гг.»

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков»» на период 2012-2015 гг.

Заказчик Программы

Администрация МО «Городское поселение – г. Осташков»

Почтовый адрес: 172735, Тверская обл., г.Осташков, пер. Советский, д.3

тел. (48235) 5-19-23

Дата утверждения программы

26 сентября 2012 г.

Разработчик программы

Администрация МО «Городское поселение – г. Осташков»

Почтовый адрес: 172735, Тверская обл., г.Осташков, пер. Советский, д.3

тел. (48235) 5-19-23

Ответственные за реализацию программы (координаторы программы)

Хлебородов Сергей Владимирович, заместитель Главы администрации МО «Городское поселение – г. Осташков»», (48235) 5-19-23

Тучин Павел Николаевич, начальник отдела ЖКХ и благоустройства администрации МО «Городское поселение – г. Осташков»», тел.(48235) 5-19-23

Цели и задачи программы

         Цели  Программы:        

-     улучшение качества жизни населения г. Осташкова за счет реализации энергосберегающих мероприятий;

-     удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики в энергетических ресурсах;

-      устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Осташкова;

-     оптимизация расходной части бюджета МО «Городское поселение – г.Осташков» за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы;

-     снижение размера платежей населения г. Осташкова и хозяйствующих объектов за энергетические ресурсы;

-     создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

         Задачи Программы:

В рамках полномочий, предоставленных муниципальным образованиям Российской Федерации, в Программе должно быть предусмотрено решение следующих задач:

-    создание условий для реализации муниципальных целевых индикаторов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и энергобезопасности;

-    создание организационно-технических и нормативно-правовых условий, направленных на реализацию энергосбережения и исключение необоснованного расходования первичных топливно-энергетических ресурсов и всех видов энергии;

-    сокращение потерь энергоресурсов, снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса, обеспечение доступности для населения и бизнеса всех видов энергии;

-    создание условий для реализации государственно-частного партнерства  в энергоемких отраслях производства, бюджетной, жилищной и коммунальной сферах,  привлечение к сотрудничеству на рынке производства и обслуживания энергетического оборудования, генерации и распределения энергии хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса;

-    формирование у населения знаний и навыков энергосбережения с  использованием региональных информационных ресурсов и инновационных технологий.

Важнейшие индикаторы и показатели

- энергоемкость валового регионального продукта снизится не менее, чем на 10%

- доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории муниципального образования, достигнет 100%

- не менее 80% расходов на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности будут обеспечены за счет внебюджетных источников

- доля производства энергетических ресурсов с использованием местных вторичных энергетических ресурсов – увеличится не менее чем на 40%;

- доля населения муниципального образования, хорошо информированного о проблемах энергетической эффективности, к моменту завершения реализации программы, будет составлять не менее 90%

Сроки и этапы реализации программы

1 этап – 2012-2013

На первом этапе будет решена задача по созданию структуры, координирующей в муниципальном образовании работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполнены мероприятия по установке приборов учета энергетических ресурсов, организовано проведение энергетических обследований, реализованы пилотные проекты по повышению энергетической эффективности. На первом этапе также будет начато обучение муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений по вопросам энергетической эффективности.

2 этап – 2014-2015

На втором этапе планируется с учетом результатов энергетических обследований и опыта реализации пилотных проектов принять меры по проведению ремонтов, реконструкций, технического перевооружения организаций с муниципальным участием, а также принять меры по привлечению к реализации мероприятий по повышению энергоэффективности частных организаций. На втором этапе будет продолжено обучение муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений по вопросам энергетической эффективности.

В ходе первого и второго этапов будут осуществляться мероприятия по популяризации энергосбережения и проводиться опросы населения и организаций.

Перечень подпрограмм:

Направления программных мероприятий:

-     мероприятия по энергосбережению  и  повышению  энергетической     эффективности жилищного фонда;

-     мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры: теплоснабжения; водоснабжения и водоотведения; электроснабжения, в том числе в системе уличного освещения; газоснабжения;

-     мероприятия по энергосбережению в бюджетных организациях муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» и повышению энергетической эффективности этих организаций;

-     мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

-     мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки  тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;

-       мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;

-       мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии;

-     мероприятия по сокращению потерь электрической и тепловой энергии при их передаче;

-     мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышение его энергетической эффективности;

-      информирование руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения;

-     мероприятия  по иным вопросам, определенным органом местного самоуправления.

Объемы и источники финансирования

Общие расходы на реализацию программы составят  158 679,696 тыс. рублей

 Для привлечения внебюджетных источников планируется использовать средства целевого финансирования государственных программ поддержки развития регионов, энергосервисные договоры, частные инвестиции, а также средства собственников жилья.

В случае распределения из регионального бюджета ресурсов на реализацию мероприятий по энергосбережению в муниципальном образовании будут приняты меры для привлечения средств из данного источника.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

 

Ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения мероприятий:

-     эффективность использования энергетических ресурсов   в жилищном фонде;

-      эффективность использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

-      уровень  оснащенности  приборами  учета   используемых энергетических ресурсов;

-      потери энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

-     количество случаев  использования  объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве  источников  энергии  вторичные   энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;

-                     объемы бюджетных и  внебюджетных  средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Показатели социальной, экономической и бюджетной эффективности

Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

-   Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов.

-   Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе.

-    Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде.

-    Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.

 Иные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенные органом местного самоуправления при разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


1. Характеристика проблемы, на решение которых направлена Программа

 

Вследствие высокой энергоёмкости муниципального валового продукта, значительной нагрузки на муниципальный бюджет, низкой энергобезопасности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» назрела необходимость в комплексном решении этих проблем на основе энергоэффективных технологий и повышения информированности населения в области энергосбережения.

Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена одна из важнейших стратегических задач страны – сократить энергоемкость отечественной экономики к 2020 году на 40%. Для достижения поставленных показателей необходимо создание системы управления энергосбережением и повышения уровня энергетической эффективности.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и последующими законодательным актами предъявляются высокие требования по повышению энергоэффективности к муниципальным органам власти, а также к потребителям энергетических ресурсов (бюджетные учреждения и жилищный фонд), регулируемым организациям в системах коммунальной инфраструктуры.

Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на период 2010-2012 гг. и в перспективе до 2015 года» направлена на решение данных проблем.

 

Анализ существующего состояния энергосбережения

 

Анализ использования энергетических ресурсов   в жилищном фонде

 

Площадь муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» - 1292 га, площадь городской застройки 794,6 га.

На территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» по состоянию на 01.01.2012г. проживает 18,806 тыс. человек. Плотность населения 1467,11 чел./км2. Численность жителей в трудоспособном возрасте составляет 11,476 тыс.человек, пенсионеров 4,656 тыс.человек.

Суммарная годовая выработка котельных отапливающих жилой фонд, объекты социально-бытовой сферы и производящих тепловую энергию для промышленных целей составляет 183871,61 Гкал/год. Для приготовления пищи используется природный и сжиженный газ и электроэнергия. Население использует для отопления дрова, каменный уголь, электроэнергию и природный газ.

Жилой фонд города Осташков составляет 551,9 тыс.м2, в старой части города преобладает застройка одноэтажных и двухэтажных домов, современные жилые микрорайоны – пятиэтажные дома.

 

Анализ  уровня  оснащенности  приборами  учета используемых энергетических ресурсов

 

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» Постановлением Администрации Тверской области от 16.04.2009 № 150-па утверждена региональная адресная программа «Внедрение коллективного (общедомового) учета тепловой энергии, горячей, холодной воды и электрической энергии в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2009-2011 годы», в соответствии с которой планировалось до конца 2011 года полностью завершить работы по установке приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных жилых домах.

В настоящее время обеспеченность многоквартирных домов централизованными коммунальными ресурсами значительно превышает обеспеченность данных домов приборами учета.

В целом по г. Осташкову наблюдается недостаток приборов учёта коммунальных ресурсов. Большая часть из них установлена на объектах бюджетной сферы. Информация по установленным средствам учёта представлена в таблице 1 и на рис.1.

Как видно из представленной таблицы только узлы учёта электроэнергии присутствуют на всех объектах. Многие объекты не оснащены в должной мере счётчиками тепловой энергии и холодной воды, что отрицательно сказывается на учёте энергоресурсов, а в случае оплаты за энергоносители по нормативам идёт завышение платежей.

Таблица 1

Доля энергоресурсов, за которые осуществляется расчёт по показаниям счётчиков

(по данным на 01.01.2010 г.)

 

Энергоресурс

Природный газ

Электроэнергия

Тепловая энергия

Вода

Доля

 

27%

100%

26,5%

50%

 

 

Рис 1.

 

Так как газоснабжение города в настоящее время осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010-2014 годы», то газифицированными являются только отдельные объекты жилого фонда, административных зданий и других объектов бюджетной сферы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» в области устанавливаются специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Тверьоблгаз» и утверждаются программы газификации области, осуществляемые за счет специальных надбавок к тарифам.

Состояние газификации муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» на данном этапе развития района не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения. 

В настоящее время газоснабжение потребителей города, наряду с проводимой газификацией, продолжает осуществляться и сжиженным газом.

Газ доставляется железнодорожным транспортом на газонаполнительную станцию производительностью 6,0 тыс.т  в год. Газ используется на индивидуально-бытовые нужды населения. Распределение газа производится от емкостных установок в многоэтажном фонде и от баллонных установок в индивидуальном.

На 03.08.2012 г. по г.Осташкову газифицировано природным газом 100 многоквартирных домов (5822 квартира) 96 % и 246 индивидуальных жилых дома - это 62,3%. Как следствие, сдерживание развития экономики МО «Городское поселение – г. Осташков»», в первую очередь перерабатывающей промышленности, малого бизнеса, социальной сферы и ЖКХ. Эксплуатация газового хозяйства МО «Городское поселение – г. Осташков» осуществляется филиалом «Осташковмежрайгаз» ОАО «Тверьоблгаз».

 

 

Анализ потерь энергетических ресурсов при их передаче,
в том числе в системах коммунальной инфраструктуры

 

Значительный износ сетей передачи энергоносителей, а также значительные непроизводственные затраты, связанные хищением энергии приводят к тому, что доля потерь энергоресурсов – значительна. В первую очередь потери относятся к системам тепло- и электроснабжения.

Потери электрической энергии значительны в первую очередь в системах распределительных сетей 0,4 кВ. Это связано как с использованием обладающих значительными потерями алюминиевых проводов, соединённых скрутками, так и с доступностью этих сетей для несанкционированного подключения. В таблице 2 приведена структура потерь по г. Осташкову в сетях напряжения 10 кВ.

Таблица 2

 

 

Структура потерь в сетях 10/0,4 кВ

№ п/п

Параметр

Напряжение, кВ

Потери электроэнергии

% от отпуска в сеть

Структура потерь, %

1

Условно-постоянные потери:

10,5

1,98%

9,49%

Трансформаторы (хх)

1,98%

9,49%

2

Нагрузочные потери:

10,5

4,96%

23,76%

ЛЭП

4,32%

20,71%

Трансформаторы (кз)

0,64%

3,06%

3

Суммарные по СН2

10,5

6,94%

 

4

Потери в сети 0,4 кВ

0,4

14,46%

64,43%

5

Внутридомовые

0,4

0,00%

0,00%

6

Измерительные приборы

0,4

0,08%

0,34%

7

Собственные нужды

0,4

0,00%

0,00%

8

Суммарные по НН

0,4

14,54%

 

9

Потери из-за погрешности электросчетчиков

 

0,41%

1,97%

 

Как видно из представленной таблицы, на потери в сетях 0,4 кВ приходится около 14,5% от отпуска в сеть, что выше нормированных Министерством энергетики 14%. Это связано, в первую очередь с высокой долей коммерческих потерь, на снижение которых должны быть направлены специальные мероприятия.

Тепловые сети также находятся в неудовлетворительном состоянии. Износ сетей составляет порядка 70% (часть сетей имеет износ около 100%). Это приводит к регулярным разрывам теплотрасс, ремонтам, что отрицательно сказывается на качестве теплоснабжения потребителей. По данным, потери в сетях тепловой энергии составляют около 24-30%, что связано с бесканальной прокладкой труб в земле, высоким уровнем грунтовых вод, разрушением изоляции, а также использованием теплоносителя в качестве горячей воды при двухтрубной системе теплоснабжения.

Система водоснабжения г. Осташкова также характеризуется высоким износом. По оценкам, износ магистральных водопроводов и уличных водопроводных сетей составляет около 80%. Это приводит к значительным неучтённым потерям в местах разрушений, а при незначительных разрушениях может приводить к продолжительным недиагностируемым утечкам.

Структура топливопотребления г. Осташкова в сопоставимых единицах представлена на рисунке 2.

 Рис.2. Структура топливопотребления

Правовые основы для разработки Программы

 

Настоящая Программа разрабатывается в соответствии с требованиями:

- ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон № 261-ФЗ);

- Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Приказом Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Приказом Минрегиона России от 07.06.2010 № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»;

- Постановления Администрации Тверской области от 04.03.2008 № 49-па «О порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации».

При разработке настоящей Программы во внимание также были приняты:

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р);

- План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р)

- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

- Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства»;

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 215-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

- Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг»;

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;

- Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;

- Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»;

- Приказ ФСТ от 26.06.2008 № 231-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала»;

- Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».

 

2. Цели и задачи Программы

 

  Цели  Программы:         

- улучшение качества жизни населения г. Осташкова за счет реализации энергосберегающих мероприятий;

- удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики в энергетических ресурсах;

-  устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Осташкова;

- оптимизация расходной части бюджета г. Осташкова за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы;

- снижение размера платежей населения г. Осташкова и хозяйствующих объектов за энергетические ресурсы;

- создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

 

Задачи Программы:

В рамках полномочий, предоставленных муниципальным образованиям Российской Федерации, в Программе должно быть предусмотрено решение следующих задач:

-       создание условий для реализации муниципальных целевых индикаторов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и энергобезопасности;

-       создание организационно-технических и нормативно-правовых условий, направленных на реализацию энергосбережения и исключение необоснованного расходования первичных топливно-энергетических ресурсов и всех видов энергии;

-       сокращение потерь энергоресурсов, снижение доли бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса, обеспечение доступности для населения и бизнеса всех видов энергии;

-       создание условий для реализации государственно-частного партнерства  в энергоемких отраслях производства, бюджетной, жилищной и коммунальной сферах,  привлечение к сотрудничеству на рынке производства и обслуживания энергетического оборудования, генерации и распределения энергии хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса;

-       формирование у населения знаний и навыков энергосбережения с  использованием региональных информационных ресурсов и инновационных технологий.

Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории.

Для этого в предстоящий период необходимо следующее:

- разработка и принятие планов по повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории МО «Городское поселение – г. Осташков»;

- создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:

-                        разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;

-                        разработка и внедрение типовых форм энергосервисных договоров направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов;

-       создание системы нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов, включая разработку норм освещения, стимулирующих применение энергосберегающих осветительных установок;

-     подготовка кадров в области энергосбережения, в том числе:

-                        проведение систематических мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в средних общеобразовательных учебных заведений;

-       внедрение элементов системы энергетического менеджмента на муниципальных предприятиях и в муниципальных учреждениях;

-       участие в научно-практических конференциях и семинарах по энергосбережению;

-       разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории.

Для решения задачи расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов необходимо при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению, соответствующих требованиям федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение.

Для выполнения задачи энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов необходимо организовать работу по:

- проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов во всех органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;

- проведению энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение   приборами   учета   коммунальных   ресурсов,   устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов) при капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, осуществляемом с участием бюджетных средств, в том числе с использованием средств выделяемых в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ.

Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.

Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.

Внедрение в практику заключение энергосервисных договоров (контрактов).

Организация ведения топливно-энергетических балансов.

Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить ведение топливно-энергетических балансов органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, а также организациями, получающими поддержку из бюджета.

Для реализации задачи нормирования и установления обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов необходимо:

- разработать методику нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.

Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Проведенный анализ целевых программ позволяет сделать вывод, что указанные цели и задачи решаются впервые и Программа не дублирует цели и задачи других утвержденных и действующих целевых программ.

 

3. Сроки реализации Программы

 

  Программа рассчитана на 2012 – 2015 гг.

 

4. Основные целевые показатели и индикаторы Программы

 

  Значение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отражают:

1) сокращение расходов муниципального бюджета в части обеспечения ТЭР муниципальных учреждений, выплаты компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

2) сокращение энергоемкости валового регионального продукта не менее, чем на 10%

3) увеличение доли энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории г. Осташкова до 100%

4) привлечение средств внебюджетных источников на покрытие не менее 70% расходов на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

5) увеличение доли производства энергетических ресурсов с использованием местных вторичных энергетических ресурсов не менее чем на 40%;

6) повышение информированности населения муниципального образования о проблемах энергетической эффективности до 90% населения.

  Реализация всех мероприятий, производимых в рамках Программы, не должны оказывать негативное воздействие на условия жизнедеятельности населения, экологическую ситуацию в муниципальном образовании и должны способствовать развитию экономики города Осташкова.

 

5. Перечень мероприятий

 

            Система мероприятий по достижению целей и показателей Программы состоит из трёх подпрограмм с включёнными направлениями программных мероприятий:

 

1. Энергоэффективность в системах коммунальной инфрастуктуры:

- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры: теплоснабжения; водоснабжения и водоотведения; электроснабжения, в том числе в системе уличного освещения; газоснабжения;

- мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

- мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки  тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;

- создание системы мониторинга производства и передачи топливно-энергетических ресурсов с применением новейших информационных технологий;

- мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;

- мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии;

- мероприятия по сокращению потерь электрической и тепловой энергии при их передаче;

- информирование специалистов учреждений коммунальной инфраструктуры о новейших разработках в области энергосбережения применительно к производству и передаче электрической и тепловой энергии.

 

2.Энергоэффективность в бюджетной сфере:

- мероприятия по энергосбережению в бюджетных организациях муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков»» и повышению энергетической эффективности этих организаций;

- мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;

- мероприятия по установке приборов учёта энергоресурсов;

- создание системы мониторинга энергопотребления;

- информирование руководителей и специалистов муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.

 

3.Повышение энергоэффективности в жилищном секторе:

- мероприятия по энергосбережению  и  повышению  энергетической     эффективности жилищного фонда;

- мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;

- мероприятия по установке приборов домовых и поквартирных приборов учёта энергоресурсов;

- создание системы мониторинга энергопользования;

- информирование жильцов дома о доступных способах снижения энергопотребления и рационального энергопользования.

 

Энергоэффективность в системах коммунальной инфрастуктуры:

 

№ п/п

Наименование объекта

Источники финансирования

 

Стоимость работ, всего, тыс.руб.

Годовой экономический эффект, тыс.рублей

Областной бюджет, тыс.руб.

бюджет МО «Осташковский район»

тыс.руб.

бюджет МО  «Городское поселение – г.Осташков» тыс.руб.

Внебюджетные источники, тыс.руб.

2010-2012 год

1.1. Водоснабжение

1

Установка павильонов с заменой насосов и очисткой скважин на всех ВНС (25 шт.) г.Осташков

 

10 000

30 000

 

40000

12 000

2

Автоматизация ДКУ

 

 

8 300

 

8 300

3 300

3

Модернизация сетей водоснабжения г.Осташков

 

 

15 358

 

15 358

3 800

1.2. Водоотведение

4

Реконструкция 15-ти КНС г.Осташков

 

 

33 600

 

33 600

8 000

5

Модернизация сетей водоотведения г.Осташков

 

 

22 500

 

22 500

5 500

1.3. Теплоснабжение

6

Ревизия внутридомовых сетей г.Осташков

 

 

1 500

 

1500

200

1.4. Электроснабжение

7

Реконструкция систем электроснабжения г.Осташков

 

1200

4300

4280

9 780

1 700

8

Капитальный ремонт систем электроснабжения г.Осташков

 

 

1200

2000

3 200

300

9

Замена оборудования систем электроснабжения

 

 

 

1 860

1 860

 

1.5. Газоснабжение

10

Перевод существующего внутридомового газового оборудования на природный газ

 

 

 

5 460

5460

 

11

Реконструкция вводного газопровода жилых домов

 

 

 

4 400

4 400

 

                     

Повышение энергоэффективности в жилищном секторе:

 

№ п/п

Наименование объекта

Источники финансирования

 

Стоимость работ, всего, тыс.руб.

Срок проведение работ

Областной бюджет, тыс.руб.

бюджет МО «Осташковский район»

тыс.руб.

бюджет МО  «Городское поселение – г.Осташков» тыс.руб.

Внебюджетные источники, тыс.руб.

 

1.1. Тепловые сети

2

Установка приборов учёта теплоснабжения на тепловых узлах 37 домов

6660,000

 

3 957,440

 

104,256

 

   10 721,696

 

 

 

 

 

 

 

 

   10 721,696

 

1.2. Электроэнергия

 

Установка энергоэффективных светильников в местах коллективного пользования

 

300

900

800

2 000

 

 

 

 

300

900

800

2 000

 


  1. 1.      Мероприятия в системах водоснабжения

 

1.1.Установка павильонов с заменой насосов и очисткой скважин на всех ВНС (25 шт.) г.Осташков

 

Существующее положение

Большинство установленных на водонапорных станциях (ВНС) аппаратуры и насосов имеет годы выпуска 1976-1987 гг. Значительная часть скважин оборудована старой запорной арматурой, что вкупе со значительным износом насосов и отсутствием водоподготовки в условиях жёсткой воды приводит к снижению эффективности отпуска воды потребителям, падению КПД двигателей и чрезмерным затратам электроэнергии.

 

Предлагаемый вариант

Предлагается постепенно, по мере проведения текущих ремонтных работ на ВНС заменить насосы и двигательные группы на современные специализированные энергоэффективные насосы, установить автоматизированный привод запорно-регулирующей аппаратуры, провести диагностику и состояния труб скважин и, при необходимости, заменить повреждённые участки.

Оценочная стоимость работ по одной скважине составляет 1,4-1,8 млн.рублей.

 

Экономический эффект

Годовая экономия электроэнергии при замене старых двигателей серии 4А и АИР (используемые модели двигателей для привода насосов) на современные насосы может быть получена за счёт снижения электрической мощности единичного двигателя при сохранении того же момента на валу, а также повышения КПД агрегатов. Она определяется по формуле:

Wгод-ис = ∆Р · Тгод · (h – h) · N = 5 • 8200 • (0,95 – 0,83) • 75 = 367,8 тысяч кВт·ч

где        ∆Р – снижение установленной электрической мощности агрегата;

  Тгод – годовое число часов работы;

  kс – коэффициент спроса максимума нагрузки;

  h – КПД старого двигателя;

  h – КПД нового двигателя;

N – количество двигателей.

  Годовая экономия финансовых затрат определяется по формуле:

Эгод = ∆Wгод-ис · ц = 367,8 • 2,61 = 960 тыс. руб.

где        ц – тариф на электроэнергию (на момент обследования), руб./кВт∙ч.

Годовое экономия за счёт замены запорной арматуры и снижения необходимости обслуживания может быть оценена приблизительно и составит 1,2 млн.рублей.

Ревизия и ремонт состояния труб позволят добиться экономии 2,44 млн. рублей.

Снижение годового обслуживания и недоотпуска воды, а также уменьшение общего количества аварий на ВНС приведёт с снижению затрат на 7,4 млн. рублей.

Итого годовая экономия составит 12 млн.рублей

Простой срок окупаемости мероприятия, без учета дисконтирования составит:

Ток = З / Эгод = 40 млн.рублей / 12 млн.рублей = 3,3 года

 

1.2 Модернизация сетей водоснабжения г.Осташков

Существующее положение

Анализ состояния сетей водоснабжения позволяет сказать, что большинство проложенных сетей имеют сверхнормативный срок эксплуатации и требуют полной замены. Как правило, это характеризуется значительными отложениями на стенках труб, частыми прорывами и неоптимизированным с точки зрения эффективности подачи воды по городу режимом.

 

Предлагаемый вариант

Предлагается произвести постепенную замену изношенных участков, провести гидравлические испытания с оптимизацией режима и построением пьезометрических графиков всех участков сетей для выравнивания гидравлических характеристик системы.

Оценочная стоимость работ с учётом проекто-изыскательских, ремонтных и пусконаладочных по району в целом составит 33,746 миллиона рублей.

Экономический эффект

Годовой экономический эффект от модернизации достаточно сложно оценить из-за значительного разброса характеристик существующих водопроводных сетей. Мониторинг похожих мероприятий показывает величину эффекта от 15 до 25% в зависимости от типа, характера и протяжённости сетей. Для больших городов эффект, как правило, выше.

Годовой экономический эффект примем по средним значениям на уровне 20%.:

Эгод = 33,746 • 20% = 6 700 тыс. руб.

Простой срок окупаемости мероприятия, без учета дисконтирования составит:

Ток = З / Эгод = 33,746 млн.рублей / 6,7 млн.рублей = 5 лет

 

  1. 2.      Мероприятия в системах водоснабжения в бюджетной сфере

 

2.1 Установка счетчиков водопотребления

Существующее положение

Большинство объектов в г.Осташкове не оборудованы узлами учёта тепловой энергии и воды. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и последующими законодательным актами предъявляются высокие требования по повышению энергоэффективности к муниципальным органам власти, а также к потребителям энергетических ресурсов (бюджетные учреждения и жилищный фонд), регулируемым организациям в системах коммунальной инфраструктуры. Обязательным условием является установка счётчиков учёта энергоресурсов.

Современная система оплаты по нормативам потребления на квадратный метр площади, а также на количество посетителей учреждения несовершенна, так как предусматривает усреднённые характеристики водопользования.  Как правило, годовая численность посещений не распределяется равномерно по всему году, что приводит в ряде месяцев к значительной переплате за непотреблённую холодную воду.

 

Предлагаемый вариант

Предлагается установить на бюджетных учреждениях узлы учёта воды и организовать регулярный съём показаний водосчётчика первого числа каждого месяца для оплаты по факту потребления энергоносителя. Стоимость работы на каждом водомерном узле с учётом стоимости покупки счётчика воды, монтажа его, приёмо-сдаточных испытаний и согласования с местными представителями обслуживающей организации.

 

Экономический эффект

В среднем установка водяного счётчика позволяет добиться сокращения платежей за потреблённый энергоноситель на 17-24%. С учётом того, что посещаемость детских садов в летний период незначительная, а также наблюдается регулярное снижение в зимний период в связи с инфекционными заболеваниями, эффект может составить до 30%. В условиях постоянного роста тарифов эффект в последующие годы возрастает на прирост тарифа. Таким образом, срок окупаемости составляет в среднем 2,5 года.

 

 

2..2 Установка теплосчётчиков

Существующее положение

Большинство объектов в г.Осташкове не оборудованы узлами учёта тепловой энергии и воды. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и последующими законодательным актами предъявляются высокие требования по повышению энергоэффективности к муниципальным органам власти, а также к потребителям энергетических ресурсов (бюджетные учреждения и жилищный фонд), регулируемым организациям в системах коммунальной инфраструктуры. Обязательным условием является установка счётчиков учёта энергоресурсов.

Современная система оплаты по нормативам потребления на квадратный метр отапливаемой площади или за кубический метр общей площади несовершенна, так как предусматривает усреднённые (часто завышенные) характеристики теплопотребления, а также не принимает в расчёт фактическую температуру подаваемого энергоносителя. 

 

Предлагаемый вариант

Предлагается установить на бюджетных учреждениях узлы учёта тепловой энергии и организовать регулярный съём показаний теплосчётчика первого числа каждого месяца для оплаты по факту потребления энергоносителя. Стоимость работы на каждом тепловом узде сильно разнится от типа используемого счётчика, подготовленности теплоузла к монтажу, а также стоимости работ по его установке, приёмо-сдаточных испытаний и согласования с местными представителями обслуживающей организации.

 

Экономический эффект

В среднем установка теплосчётчика позволяет добиться сокращения платежей за потреблённый энергоноситель на 20-30%. Установка теплосчётчиков позволяет вести постоянный мониторинг теплопотребления и выявлять неэффективное энергопользование. В условиях постоянного роста тарифов эффект в последующие годы возрастает на прирост тарифа. Таким образом, срок окупаемости составляет около 2 лет.

 

  1. 3.      Мероприятия в системах теплоснабжения в жилом секторе

 

3.1.Установка приборов учёта электроэнергии на тепловых узлах

Существующее положение

На большинстве тепловых узлов в г.Осташкове на сетевых насосах не установлено систем учёта потребления электрической энергии, а также средств регулирования производительностью насосов. Это приводит к оплате по номинальной мощности установленного оборудования и по максимально-возможному времени потребления электроэнергии, тогда как фактическое время работы может быть значительно ниже.

Предлагаемый вариант

Предлагается установить на узлы учёта тепловой энергии электросчётчики, позволяющие контролировать фактический расход электроэнергии и тем снизить платежи.

 

Экономический эффект

Так как установка счётчика электроэнергии в первую очередь является мерой, выполняемой в рамках реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то экономический эффект от мероприятия опосредованный. Однако он позволяет, тем не менее, добиться сокращения платежей за электроэнергию в среднем на 18-20%.

 

  1. 4.      Мероприятия в системах электроснабжения в жилом секторе

 

4.1. Установка энергоэффективных светильников в местах коллективного пользования

Существующее положение

В большинстве зданий в местах коллективного пользования используются лампы накаливания (ЛН), которые работают постоянно вне зависимости от естественного освещения и присутствия людей в помещениях. Лампы накаливания имеют низкую энергетическую эффективность, низкую световую отдачу и самый низкий срок службы (до 1000 ч).

В некоторых местах установлены люминесцентные светильники старой конструкции (с низким КПД).

 

Предлагаемый вариант

Предлагается постепенно, по мере проведения ремонтных работ в системах освещения зданий заменить осветительные установки на энергоэффективные.

Рекомендуется провести замену ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) которые имеют в 8 ÷ 10 раз больший срок службы и в 5 раз большую световую отдачу, чем ЛН. Благодаря наличию резьбового цоколя интегрированные КЛЛ могут напрямую заменять ЛН в существующих светильниках. Диапазон цветовой температуры КЛЛ от 2700 до 6000 К дает возможность создавать свет разного спектрального состава (теплый, естественный, белый, дневной), тем самым позволяет разнообразить и обогатить цветную палитру любого помещения.

Применение высокоэффективных люминесцентных светильников с повышенным КПД, рациональной кривой сил света и низкими потерями мощности в электронной пускорегулирующей аппаратуре вместо существующих физически и морально изношенных светильников позволит существенно снизить установленную мощность ОУ.

Экономический эффект

Годовая экономия электроэнергии при замене ламп накаливания на КЛЛ ∆Wгод-ис определяется по формуле:

Wгод-ис = ∆Р · Тгод · kс = (рЛНрКЛЛ) · N · Тгод · kс = 32·7300·2300·0,67 = 359 977,6 кВт·ч

где        ∆Р – снижение установленной мощности источников света;

  Тгод – годовое число часов работы ОУ;

  kс – коэффициент спроса максимума нагрузки;

  рЛН – единичная мощность ЛН;

  рКЛЛ – единичная мощность КЛЛ;

  N – количество ламп.

Годовая экономия финансовых затрат определяется по формуле:

Эгод = ∆Wгод-ис · ц = 359 977,6 · 2,61 = 939,542 тыс. руб.

где        ц – тариф на электроэнергию (на момент обследования), руб./кВт∙ч.

Срок окупаемости мероприятия, без учета эксплуатационных затрат на замену ЛН

Ток = З / Эгод = 2000 тыс.рублей / 939,542 тыс.рублей = 2,13 года

 

Замена обычных ЛЛ 40 Вт со световой отдачей 60 ÷ 75 лм/Вт на энергоэкономичные 36 Вт со световой отдачей до 93 лм/Вт, позволит снизить установленную мощность в 1,3 раза.

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *